Липецкая спортивная газета. 2004 г.

Липецкая спортивная газета. 2004 г.

Сег одня российск ий бизнес дает ден ьг и п р офесси он аль ­ ным спортивным к омандам без надеж ды на возврат — исходя из альтруистических соображ е­ ний и личных амбиций. Если си ­ туация не изменится, это может плохо кончиться как для спорта, так и для би зн еса. В нач але авг уста в Ек атеринбург е про ­ изо шло примечательное собы ­ тие: женская баск етбольная ко­ манда «УГМК», принадлежащая одноименному средн еуральс ­ к ому холдин г у, от к азалась от участия в самом престижном на континенте соревновании — Ев ­ ролиге. Причина отк аза — рез ­ кое сок ращение финансирова­ ния, из-за чег о к луб пок инули практически все игроки прошло­ г одн ег о со ст ава . На п ервый взг ляд, ничего эк страординар ­ ного в этой новости нет: так ие события в российск ом спорте случ аю тся чуть ли не еж еме ­ сячно. Но на самом деле слу ­ чай с «УГМК» знаковый — впер­ вые сниж ение инвестиций к ос­ нулось клуба, к оторый с точки зрения достигнутого результата влож енные в него деньги пол­ ностью отработал, став за пос­ ледн и е три г ода двук ратным чемпионом России , чемпионом Евролиг и и третьим призером Мирового кубка. Сниж ение фи ­ нансирования так ой к оманды так им хозяином (а УГМК - хол- динг — одна из крупней ших ме ­ таллургических компаний стра­ ны) мож ет означать тольк о одно: затраты на содерж ание к луба достиг ли критического уровня. Он начал реально мешать ос ­ новному бизнесу уральск их ме­ таллург ов. Это серьезное пре­ достереж ение как владельцам, так и р у к оводи т елям всех спортивных к оманд: дальн ей ­ шее развитие их взаимоотноше­ ний по принципу спонсорства мож ет привести бизнес к к олос­ сальным убытк ам, а спорт — к к раху. Визнес со знаком минус В п о следн ее время от еч е ­ ственные СМ И много пишут об экономических аспек тах спорта. Обсуж дая резк о возросш и е бюджеты команд, зарплаты иг ­ рок ов и суммы т р ан сфер о в , ж урналисты приходят к радую ­ щему их выводу: нак онец-то в российск ий спорт пришел биз ­ нес. На самом деле в спорт при­ шли деньги, а это не одно и то же. Бизнесом, по оп ределени ­ ям энцик лопедий , называется зан ят и е к ак им- либо делом с целью и звлеч ен и я п рибыли . Исходя из этой формулировк и, мож но ли ск азать, что спорт в России стал бизнесом? Для от ­ дельных персон (прежде всего для самих спортсменов, а так ­ же для тренеров, судей и фун ­ к ционеров) это действительно так : они за свою работу полу ­ чают деньг и и весьма прилич ­ ные. Рек орд по уровню зарпла­ ты , к слов у , у ст ан ови ла «УГМК»: минув шей весной она заплатила австралийск ой бас ­ к етболистк е Лорен Дж эк сон за три матча финальной серии чем­ пионата России 220 тыс. долла­ ров. Но в целом как отрасль шоу - и н ду стри и россий ск и й спорт убыточен, причем фанта­ сти ч еск и . Содерж ан и е фу т ­ больной к оманды уровня пре­ мьер-лиги или приличного муж ­ ского баск етбольног о клуба ди ­ визиона А обходи тся сег одня минимум в 5-6 млн. 'евро, а за ­ работать (на продаже билетов, атрибути к и и телеви зи он ных прав) мож но в лучшем случае процентов 10-15 от этой суммы. Футбольные к лубы, выступаю ­ щие в Евролиге, где есть при ­ зовые не тольк о за успехи, но и за к аж дый проведенный матч, мог ут поднять свои доходы до 25% . И это м ак симум. Отк уда ж е берутся остальные деньг и? Части ч н о — из г осбю дж етов различных уровней, частично — от сп он соров . Но больш ую ч аст ь н еобх оди мы х ср едст в даю т владельцы команд, кото­ рыми обыч но являю тся фор ­ мально — крупные промышлен ­ ные струк туры (такие как УГМК , ММК, БАЗ, «Мечел») , а практи­ ч еск и — р у к оводи т ели эти х п редп риятий . При этом н адо и мет ь в виду , ч то эти лю ди вкладывают в клубы не личные капиталы, а деньги компаний. А отк уда у к омп аний мог ут по ­ явиться < л ишние» деньги? Для этог о надо либо отк азаться от к ак их-то проек тов ( например, развития производства, содер ­ жания социальной сферы) , либо перелож ить затраты на плечи друг и х — свои х рабоч и х (не повы шать им зарплату) или кли­ ентов (поднять цену на продук ­ цию). В других странах мира за спорт в к онечном итог е тож е платит общество. Но не все, а тольк о заинтересованная часть — болельщик и . И пл атят они добровольно, потому что полу­ чают в итоге зрелище, которое их устраивает. У нас же платят все, в обязательном порядк е и часто за то, что людям даром не надо. Нап ример , пок упая ж елезнодорож ный билет , лю ­ бой гражданин России, включая старушек и фанатов ЦСКА, оп ­ лачивает среди прочего содер ­ ж ание многочисленных к оманд под назван ием «Лок омотив» , к оторыми владеет РЖД . Рук о ­ водители милиции, которую по­ средст вом налог ов содерж и т общество, регулярно жалуются на недостаток техники и к вали­ фи ци рован ных к адров, из- за низк ой зарп латы уходящи х в к оммерческ ие струк туры. При этом МВД финансирует офом- ное количество профессиональ­ ных фу тбольных , хок к ейных, волейбольных, баск етбольных к лубов и выплачивает их игро­ к ам умоп омрач и тельные сум ­ мы, к оторых с лихвой хватило бы на ре шен ие большинства милицей ск и х п роблем. Так ое п олож ен и е дел , к ог да сп ор т фак тически находится на ижди­ вении у общества и бизнеса, в конечном итоге невыгодно нико­ му, в том числе самому спорту: он теряет самостоятельность и стабильность, превращается в «нарк омана», полностью зави ­ сящ ег о от фи н ан совой иг лы хозяина. Как тольк о тот по ка­ к ой -либо п рич ине п ерест ает выделят ь ден ьг и — к оманда умирает , даж е если она усп е ­ ла стать успешной и популяр ­ ной. Мож но ли исп равить эту ситуацию? И если д а, то как? Главное = стать первым В среде болельщиков и даж е многих спортивных функ ционе­ ров распространено мнение, что убыточность спортивного бизне­ са харак терна тольк о для Рос ­ сии . Эт о заблуж ден ие. В так н азываемых цивилизованных странах дела обстоят благопо ­ лучно тож е далек о не везде, а точнее — почти нигде. Так , в Европе подавляющее боль шин ­ ст во к оман д в лю бом виде сп орта убыточ ны. Даж е фу т ­ больные гранды типа мадридс­ кого Real или миланск ого Inter, к оторые в г лазах рядовых бо ­ лельщик ов выг лядят сверхус ­ п ешными к омп ан и ями , п о ­ скольк у пачками покупают игро­ ков по цене в десятк и милли ­ онов евро, на деле полубанкро- ты. Долг того же I nter составля ­ ет сег одня уже 300 млн. евро, испанской Barcelona — 250 мил­ ли он ов , ан г ли й ск о г о Leed s Unit ed — 120 млн. евро. Real, чтобы рассчитаться хотя бы с самыми нетерпеливыми креди­ торами, вынужден был продать собст вен н ую трен ировоч н ую базу, построенную недавно в цен тре Мадрида. Суммар н ая задолж енность всех европейс­ ких футбольных клубов, по дан ­ ным г ерман ск о г о ж урн ала Kicker , достиг ла в этом г оду 7 млрд, долларов. Причина это ­ го явления та же, что в России: для любой к оманды Старо г о Свет а приоритетной задач ей является спортивный ( причем сиюминутный ) результат , а о вопросах эк ономическ ой целе­ сообразности успеха никто осо ­ бенн о не задумывает ся . Эт о привело и к тому, что европей ­ ский футбол ок азался на фани финансовог о краха. Как образ ­ но выразился менеджер немец ­ к ой к оманды Bay e r Рай н ер Кальмунд: «Со ск оростью 180 к иломефов в час мы мчимся в стенк у». На сегодня шний день единственное место в мире, где спорт действительно зарабаты­ вает ден ьг и ( п ри ч ем оч ен ь большие) , — Северная Амери ­ ка. Сей ч ас за ок еаном суще ­ ствуют четыре главные спортив­ ные лиги (футбольная NFL, хок ­ к ейн ая NHL, баск ет больн ая NBA и бейсбольная GBL) . Они платят ифок ам самые высок ие гонорары в мире, и при этом все остаю тся с прибылью . Тольк о на продаж е билетов «боль шая четверк а» зарабатывает еж е ­ годно почти 7 млрд, долларов, ч то равно сумме долг ов всех европейск их футбольных к лу ­ бов. Все это стало возмож ным потому, что во главу угла севе ­ роамери к ан ск ие би зн есмены поставили совсем не те цели, что европейцы. Не очки, но доходы В Европ е (в том ч и сле и в России) спортивные лиги возни ­ к али как бы изнутри. Люди иг ­ рали, например, в футбол, им это было интересно. Победив всех в родном городе, они вы ­ езж али в соседний регион, по­ том в другой, потом еще... Так постепенно налаж ивались свя ­ зи, р ас ш и р ялась г еог рафия , унифицировались правила. В к онце к онцов, от един ич ных встреч к оманды переходили к четко орг анизованной системе розыфыша. Ни на одной из этих стадий ифающие в футбол не ставили перед собой цели сде ­ лать из своего к оллек тива эф ­ фек тивно действующее эк оно ­ мическое предприятие. Они и их болельщики воспринимали ифу сначала как развлечение в чи­ стом виде, а потом (с появле ­ нием в к ачестве соперник а чу­ жаков из соседнего двора, рай­ она, города) — как цивилизован ­ ную разновидность войны, а в войне, как известно, денег не считают, потому что единствен ­ ное, что в ней важно, — это по- Спо р т и деньги беда. Сами футболисты, конеч ­ но, очень быстро стали ифать не за идею, а за зарплату, кото­ рую им платило общество. Ну так и армию тоже общество со ­ держ ит . . . Со в сем по друг ому пути развивался заок еанск ий спорт . Лиги там создавали сь «снаружи» — то есть не ифок а- ми, а предпринимателями: за ­ метив, ч то к ак ая-та народная забава (хок кей, бейсбол, бас ­ к етбол) собирает сотни, а то и тысячи зрителей, они приходи ­ ли к выводу, что на этом можно хоро шо заработать. При этом они сразу ж е сообразили , что единицей измерения в спорте долж на быть не отдельная ко­ манда (как до сих пор считают в Европе) , а их объединение — лига. И т ак ие лиги в СШ А и Ка­ наде изначально стали созда ­ ваться к ак би знес- струк туры. Владельцы клубов образовыва­ ли своеобразный совет дирек ­ торов (board of governors) , а его председателем становился на­ емный топ -менедж ер, главной задачей которого было финан ­ совое процветание всей органи­ зации . Конечно, и в Амери к е к аж дому владельц у к оманды хочется, чтобы именно его ре ­ бята выиг рали чемпионат , но как для бизнесмена спортивная победа для него вторична. Пер ­ вич ная задач а — п олуч ен ие прибыли. И р ади этой высок ой цели хозяева к лубов быстро до шли до п онимания вещей , которые европейским менедж е­ рам до сих пор представляют ­ ся к ощунственными. В частно ­ сти, североамериканцы осозна­ ли, что прибыль на спорте мож ­ но получить тольк о тогда, ког ­ да результаты матчей непредс­ к азуемы, к огда к аж дый мож ет победить каждого. Значит, нет никакого смысла создавать су- перк омаццу, даж е если у тебя на это есть деньги: так ая коман­ да будет фомить всех соперни ­ ков, однак о результатом окажет ­ ся не тольк о чемпионск ий ти ­ тул, но и падение интереса к со ­ ревнованиям со стороны зрите­ лей и рек ламодателей, а вмес­ те с этим — потеря денег , то ест ь то, ради чег о лиг а, соб ­ ственно, и создавалась. Поэто ­ му в Северной Америк е все на­ п равлено на то, чтобы к лубы были хотя бы примерно равны по силам, а ч емп ионы мен я ­ лись как мож но чаще. Для это ­ го рук оводители лиг п ридума ­ ли массу оригинальных правил. Нап ример , в свое время все п рофессиональные лиги Аме ­ рики запретили к лубам иметь собственные детск ие и моло ­ деж ные к оманды. Наличие та ­ ких команд, допустим, в хок кее давало заведомое п реимуще ­ ство городам, располож енным в Канаде и на севере США: там нормальная зима, много есте ­ ственного льда и детей , увле ­ ч енных хок к еем. Поэтому на протяжении долгих десятилетий в североамерик анск ой Нацио ­ нальной хок к ейной лиге доми ­ нировали к лубы из к анадск их провинций Квебек и Онтарио — Mon t real Can ad ien s и Toron t o Map le Lea f s. Эт о не луч шим образом ск азывалось на попу­ лярности хок кея в других реги­ онах, и по этому NHL по шла на ради к альн ую реор г ан и зацию хозяйства. С к онца 60-х годов прошлого века все молодеж ные к оманды стали независимыми. Хок к еисты играют в них до 20 лет, после чего выставляю тся на драфт (своеобразную ярмар ­ ку), где их мог ут купить профес­ сиональные клубы, причем са ­ мые сильные юниоры попада­ ют в более слабые к оманды, поск ольк у именно аутсайдеры п оследн ег о ч емп и он ата NHL получают право первог о выбо ­ ра. Формирование клубов через драфт всег о за неск ольк о лет уравняло шансы к оманд из раз­ ных регионов. Хотя большин ­ ство хок кеистов NHL по-прежне­ му родом из Онтарио и Квебе­ ка, Toronto Maple Leafs не выиг ­ рывает Кубок Ст эн ли уж е 27 лет, a Mont real Canad iens — 11. При этом редк о к ак ому к лубу НХЛ удается победить в чемпи ­ онате хотя бы три года подряд. А вот в России ек атеринбург с­ кая «Уралочка» (волейбол, жен­ щины) сильней шая в стране уже 20 лет. Стоит ли удивляться, что на игры этой к оманды даж е в родном городе ходит по 100 — 200 человек ? В NHL же сред ­ няя посещаемость матчей в се­ зоне 2002 — 2003 составила 16 тысяч 564 зрителя. Конечно, в североамерик анск ой спортив ­ ной индустрии тоже не все бе ­ зоблачно. Неадек ватный здра­ вому смыслу рост зарплат иг ­ рок ов, этот бич современног о спорта, имеет место и здесь. Но, в отличие от Европы, в СШ А и Канаде мириться с убыточнос­ тью спортивного бизнеса не хо ­ тят и, если видят, что экономи ­ ческ ое состояние неблагоприят ­ но на протяж ении неск ольк их лет, то ре шительно идут на са ­ мые жесткие меры. Сейчас, на­ пример, NHL находится на гра­ ни локаута: владельцы к оманд посчитали, что платят ифок ам слишком много (до 80 процентов от прибыли), и поставили хокке­ истам ультиматум: или вы согла­ шаетесь на понижение зарплат, или мы закрываем лавочку. Если стороны не договорятся, то сезон в Северной Америк е может быть отменен или по к райней мере существенно сокращен. Стоп, менеджеры! Ит ак , модель эффек тивног о сп ортивног о би зн еса (в лице североамерик анск их професси- > онапьных лиг) в мире в принци­ пе сущ ест ву ет . Поч ему же на ши предприниматели не спе­ шат перенять передовой капи­ талистическ ий опыт? Один из самых популярных ответов: «У нас пока нет прослойки спортив­ ных менеджеров». Предполага­ ется, что если немного подож ­ дать, то эти менедж еры неиз ­ беж но появятся, и все финан ­ совые проблемы на шего спорта будут решены. Это напрасная и оп асн ая иллю зия . В Европ е сп ециалисты по спортивному менедж менту есть, и уж е дав ­ но, но это не сделало спорт эко­ номическ и эффек тивным. Воп ­ реки распространенному мне ­ нию, менедж еры не в состоянии сделат ь к луб рен табельным, если для то г о нет вн е шн и х предпосылок . В неблагоприят ­ ной среде (а именно так овой является сег одня российск ий спорт) менедж еры мог ут «от ­ бить» лишь часть денег , да и то тольк о в самых успешных и раскрученных клубах. (Все зна­ ют, ч то ан г лий ск ий к луб Manchest er Un it ed сделал су ­ масшедшие деньги на футбол ­ к ах своег о лучшего игрока Д э ­ вида Бэк хема. Но к ому извест ­ но, что более 95% этой продук ­ ции было продано за предела­ ми Манчестера? Менеджер ека­ теринбургского «Урала», высту­ пающего во втором дивизионе, мож ет, конечно, пойти по пути и сп олн и тельн о г о ди рек тора манкунианцев Питера Кеньона и выпустить майк и с фамилией Ан дрея Сметан и н а на спине. Может быть, даже, в Екатерин ­ бург е эти майк и разойдутся в так ом ж е к оличестве, как май ­ ки Бэк хема в Манч естере, но к то к упит сви тера уральск ог о голк ипера, например, в Челя ­ би н ск е? Или .в К и т ае? Затея явно не окупится.) У менедж еров сильных ко­ манд свои проблемы, главная из которых — высокая фебова- тельность болельщиков к каче­ ст в у игры. Пермск ий баск ет ­ больный к луб « Урал- Грей т» первым в России начал вести self -promot ion по америк анск о ­ му образцу и достиг в этом воп ­ росе выдающихся успехов. Три ­ буны Д ворца спорта «Молот» ломились от зрителей, а дохо ­ ды пермяк ов от продажи биле­ тов, п рог раммок и различной атрибутик и в самом успе шном для к оманды сезон е 2001— 2002 достигли полутора милли ­ онов долларов. Но через неко­ торое время руководители клу­ ба столк н ули сь со странной , как им тогда казалось, пробле­ мой: несмотря на победы коман­ ды , п осещ аемост ь игр стала постепенно падать. Полные три ­ буны собирались тольк о тогда, к огда на Урал приезж али к лу ­ бы из Европы или лидеры рос­ сийск ого чемпионата. Матчи с ау т сай дер ами , иг ра к оторых эстетическ ого удовольствия не доставляет, а спортивный исход более чем очевиден, болельщи ­ ки нач али и г н орироват ь. — Сп ор т и вн ое зр елище — это прежде всего сама ифа, ее уро­ вень, — говорит Андрей Сапов, заместитель ми н и сфа спорта, туризма и физическ ой к ульту ­ ры Свердловск ой области . — Если в матче нет интриги — бо ­ лельщик на стадион не придет. А раз нет болельщика, то и рек ­ ламодатель не появится, и те ­ левизионщик и так ое зрелище пок азывать не захотят. И ник а­ к ие менедж ерск ие ухищрения вроде шоу или лотереи не по­ мог ут. Андрею Салову вторит Сер г ей Кущенк о — г енераль ­ ный менедж ер ЦСКА, а в недав ­ нем п рошлом — п резиден т и фак ти ч еск и й хозяин «Урал- Грейта»: — Я заинтересован не тольк о в благ ополучии своей к оманды. Мне выгодно, чтобы и другие к лубы набирали обо ­ роты. Тогда интерес к чемпио ­ нату России неизбеж но вырас­ тет, и мы смож ем предлаг ать рек ламодателям и ТВ куда бо ­ лее к ачественный продукт. И з а большие деньг и , разумеется . Но менедж ер, даж е такой про­ двинутый, как Кущенко, не мо ­ жет вырав'нять силы команд. Это по плечу тольк о хозяевам клу­ бов. А они такой проблемой, к сож алению, не обеспок оены. Владимир ВАСИЛЬЕВ, « Эксперт-Урап» Прибыли или юсвда Фантастическая убыточность российского иевропейского спорта может привести к гибелилюбогоеуперклуба А в с тр а л и й с к а я б а с к е тб о л и с тк а Л о р е н Д ж э к с о н ( с м я ч о м ) н е п л о х о з а р а б о та л а в Р о с с и и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz