Липецкая спортивная газета. 2004 г.
Сег одня российск ий бизнес дает ден ьг и п р офесси он аль ным спортивным к омандам без надеж ды на возврат — исходя из альтруистических соображ е ний и личных амбиций. Если си туация не изменится, это может плохо кончиться как для спорта, так и для би зн еса. В нач але авг уста в Ек атеринбург е про изо шло примечательное собы тие: женская баск етбольная ко манда «УГМК», принадлежащая одноименному средн еуральс к ому холдин г у, от к азалась от участия в самом престижном на континенте соревновании — Ев ролиге. Причина отк аза — рез кое сок ращение финансирова ния, из-за чег о к луб пок инули практически все игроки прошло г одн ег о со ст ава . На п ервый взг ляд, ничего эк страординар ного в этой новости нет: так ие события в российск ом спорте случ аю тся чуть ли не еж еме сячно. Но на самом деле слу чай с «УГМК» знаковый — впер вые сниж ение инвестиций к ос нулось клуба, к оторый с точки зрения достигнутого результата влож енные в него деньги пол ностью отработал, став за пос ледн и е три г ода двук ратным чемпионом России , чемпионом Евролиг и и третьим призером Мирового кубка. Сниж ение фи нансирования так ой к оманды так им хозяином (а УГМК - хол- динг — одна из крупней ших ме таллургических компаний стра ны) мож ет означать тольк о одно: затраты на содерж ание к луба достиг ли критического уровня. Он начал реально мешать ос новному бизнесу уральск их ме таллург ов. Это серьезное пре достереж ение как владельцам, так и р у к оводи т елям всех спортивных к оманд: дальн ей шее развитие их взаимоотноше ний по принципу спонсорства мож ет привести бизнес к к олос сальным убытк ам, а спорт — к к раху. Визнес со знаком минус В п о следн ее время от еч е ственные СМ И много пишут об экономических аспек тах спорта. Обсуж дая резк о возросш и е бюджеты команд, зарплаты иг рок ов и суммы т р ан сфер о в , ж урналисты приходят к радую щему их выводу: нак онец-то в российск ий спорт пришел биз нес. На самом деле в спорт при шли деньги, а это не одно и то же. Бизнесом, по оп ределени ям энцик лопедий , называется зан ят и е к ак им- либо делом с целью и звлеч ен и я п рибыли . Исходя из этой формулировк и, мож но ли ск азать, что спорт в России стал бизнесом? Для от дельных персон (прежде всего для самих спортсменов, а так же для тренеров, судей и фун к ционеров) это действительно так : они за свою работу полу чают деньг и и весьма прилич ные. Рек орд по уровню зарпла ты , к слов у , у ст ан ови ла «УГМК»: минув шей весной она заплатила австралийск ой бас к етболистк е Лорен Дж эк сон за три матча финальной серии чем пионата России 220 тыс. долла ров. Но в целом как отрасль шоу - и н ду стри и россий ск и й спорт убыточен, причем фанта сти ч еск и . Содерж ан и е фу т больной к оманды уровня пре мьер-лиги или приличного муж ского баск етбольног о клуба ди визиона А обходи тся сег одня минимум в 5-6 млн. 'евро, а за работать (на продаже билетов, атрибути к и и телеви зи он ных прав) мож но в лучшем случае процентов 10-15 от этой суммы. Футбольные к лубы, выступаю щие в Евролиге, где есть при зовые не тольк о за успехи, но и за к аж дый проведенный матч, мог ут поднять свои доходы до 25% . И это м ак симум. Отк уда ж е берутся остальные деньг и? Части ч н о — из г осбю дж етов различных уровней, частично — от сп он соров . Но больш ую ч аст ь н еобх оди мы х ср едст в даю т владельцы команд, кото рыми обыч но являю тся фор мально — крупные промышлен ные струк туры (такие как УГМК , ММК, БАЗ, «Мечел») , а практи ч еск и — р у к оводи т ели эти х п редп риятий . При этом н адо и мет ь в виду , ч то эти лю ди вкладывают в клубы не личные капиталы, а деньги компаний. А отк уда у к омп аний мог ут по явиться < л ишние» деньги? Для этог о надо либо отк азаться от к ак их-то проек тов ( например, развития производства, содер жания социальной сферы) , либо перелож ить затраты на плечи друг и х — свои х рабоч и х (не повы шать им зарплату) или кли ентов (поднять цену на продук цию). В других странах мира за спорт в к онечном итог е тож е платит общество. Но не все, а тольк о заинтересованная часть — болельщик и . И пл атят они добровольно, потому что полу чают в итоге зрелище, которое их устраивает. У нас же платят все, в обязательном порядк е и часто за то, что людям даром не надо. Нап ример , пок упая ж елезнодорож ный билет , лю бой гражданин России, включая старушек и фанатов ЦСКА, оп лачивает среди прочего содер ж ание многочисленных к оманд под назван ием «Лок омотив» , к оторыми владеет РЖД . Рук о водители милиции, которую по средст вом налог ов содерж и т общество, регулярно жалуются на недостаток техники и к вали фи ци рован ных к адров, из- за низк ой зарп латы уходящи х в к оммерческ ие струк туры. При этом МВД финансирует офом- ное количество профессиональ ных фу тбольных , хок к ейных, волейбольных, баск етбольных к лубов и выплачивает их игро к ам умоп омрач и тельные сум мы, к оторых с лихвой хватило бы на ре шен ие большинства милицей ск и х п роблем. Так ое п олож ен и е дел , к ог да сп ор т фак тически находится на ижди вении у общества и бизнеса, в конечном итоге невыгодно нико му, в том числе самому спорту: он теряет самостоятельность и стабильность, превращается в «нарк омана», полностью зави сящ ег о от фи н ан совой иг лы хозяина. Как тольк о тот по ка к ой -либо п рич ине п ерест ает выделят ь ден ьг и — к оманда умирает , даж е если она усп е ла стать успешной и популяр ной. Мож но ли исп равить эту ситуацию? И если д а, то как? Главное = стать первым В среде болельщиков и даж е многих спортивных функ ционе ров распространено мнение, что убыточность спортивного бизне са харак терна тольк о для Рос сии . Эт о заблуж ден ие. В так н азываемых цивилизованных странах дела обстоят благопо лучно тож е далек о не везде, а точнее — почти нигде. Так , в Европе подавляющее боль шин ст во к оман д в лю бом виде сп орта убыточ ны. Даж е фу т больные гранды типа мадридс кого Real или миланск ого Inter, к оторые в г лазах рядовых бо лельщик ов выг лядят сверхус п ешными к омп ан и ями , п о скольк у пачками покупают игро ков по цене в десятк и милли онов евро, на деле полубанкро- ты. Долг того же I nter составля ет сег одня уже 300 млн. евро, испанской Barcelona — 250 мил ли он ов , ан г ли й ск о г о Leed s Unit ed — 120 млн. евро. Real, чтобы рассчитаться хотя бы с самыми нетерпеливыми креди торами, вынужден был продать собст вен н ую трен ировоч н ую базу, построенную недавно в цен тре Мадрида. Суммар н ая задолж енность всех европейс ких футбольных клубов, по дан ным г ерман ск о г о ж урн ала Kicker , достиг ла в этом г оду 7 млрд, долларов. Причина это го явления та же, что в России: для любой к оманды Старо г о Свет а приоритетной задач ей является спортивный ( причем сиюминутный ) результат , а о вопросах эк ономическ ой целе сообразности успеха никто осо бенн о не задумывает ся . Эт о привело и к тому, что европей ский футбол ок азался на фани финансовог о краха. Как образ но выразился менеджер немец к ой к оманды Bay e r Рай н ер Кальмунд: «Со ск оростью 180 к иломефов в час мы мчимся в стенк у». На сегодня шний день единственное место в мире, где спорт действительно зарабаты вает ден ьг и ( п ри ч ем оч ен ь большие) , — Северная Амери ка. Сей ч ас за ок еаном суще ствуют четыре главные спортив ные лиги (футбольная NFL, хок к ейн ая NHL, баск ет больн ая NBA и бейсбольная GBL) . Они платят ифок ам самые высок ие гонорары в мире, и при этом все остаю тся с прибылью . Тольк о на продаж е билетов «боль шая четверк а» зарабатывает еж е годно почти 7 млрд, долларов, ч то равно сумме долг ов всех европейск их футбольных к лу бов. Все это стало возмож ным потому, что во главу угла севе роамери к ан ск ие би зн есмены поставили совсем не те цели, что европейцы. Не очки, но доходы В Европ е (в том ч и сле и в России) спортивные лиги возни к али как бы изнутри. Люди иг рали, например, в футбол, им это было интересно. Победив всех в родном городе, они вы езж али в соседний регион, по том в другой, потом еще... Так постепенно налаж ивались свя зи, р ас ш и р ялась г еог рафия , унифицировались правила. В к онце к онцов, от един ич ных встреч к оманды переходили к четко орг анизованной системе розыфыша. Ни на одной из этих стадий ифающие в футбол не ставили перед собой цели сде лать из своего к оллек тива эф фек тивно действующее эк оно мическое предприятие. Они и их болельщики воспринимали ифу сначала как развлечение в чи стом виде, а потом (с появле нием в к ачестве соперник а чу жаков из соседнего двора, рай она, города) — как цивилизован ную разновидность войны, а в войне, как известно, денег не считают, потому что единствен ное, что в ней важно, — это по- Спо р т и деньги беда. Сами футболисты, конеч но, очень быстро стали ифать не за идею, а за зарплату, кото рую им платило общество. Ну так и армию тоже общество со держ ит . . . Со в сем по друг ому пути развивался заок еанск ий спорт . Лиги там создавали сь «снаружи» — то есть не ифок а- ми, а предпринимателями: за метив, ч то к ак ая-та народная забава (хок кей, бейсбол, бас к етбол) собирает сотни, а то и тысячи зрителей, они приходи ли к выводу, что на этом можно хоро шо заработать. При этом они сразу ж е сообразили , что единицей измерения в спорте долж на быть не отдельная ко манда (как до сих пор считают в Европе) , а их объединение — лига. И т ак ие лиги в СШ А и Ка наде изначально стали созда ваться к ак би знес- струк туры. Владельцы клубов образовыва ли своеобразный совет дирек торов (board of governors) , а его председателем становился на емный топ -менедж ер, главной задачей которого было финан совое процветание всей органи зации . Конечно, и в Амери к е к аж дому владельц у к оманды хочется, чтобы именно его ре бята выиг рали чемпионат , но как для бизнесмена спортивная победа для него вторична. Пер вич ная задач а — п олуч ен ие прибыли. И р ади этой высок ой цели хозяева к лубов быстро до шли до п онимания вещей , которые европейским менедж е рам до сих пор представляют ся к ощунственными. В частно сти, североамериканцы осозна ли, что прибыль на спорте мож но получить тольк о тогда, ког да результаты матчей непредс к азуемы, к огда к аж дый мож ет победить каждого. Значит, нет никакого смысла создавать су- перк омаццу, даж е если у тебя на это есть деньги: так ая коман да будет фомить всех соперни ков, однак о результатом окажет ся не тольк о чемпионск ий ти тул, но и падение интереса к со ревнованиям со стороны зрите лей и рек ламодателей, а вмес те с этим — потеря денег , то ест ь то, ради чег о лиг а, соб ственно, и создавалась. Поэто му в Северной Америк е все на п равлено на то, чтобы к лубы были хотя бы примерно равны по силам, а ч емп ионы мен я лись как мож но чаще. Для это го рук оводители лиг п ридума ли массу оригинальных правил. Нап ример , в свое время все п рофессиональные лиги Аме рики запретили к лубам иметь собственные детск ие и моло деж ные к оманды. Наличие та ких команд, допустим, в хок кее давало заведомое п реимуще ство городам, располож енным в Канаде и на севере США: там нормальная зима, много есте ственного льда и детей , увле ч енных хок к еем. Поэтому на протяжении долгих десятилетий в североамерик анск ой Нацио нальной хок к ейной лиге доми нировали к лубы из к анадск их провинций Квебек и Онтарио — Mon t real Can ad ien s и Toron t o Map le Lea f s. Эт о не луч шим образом ск азывалось на попу лярности хок кея в других реги онах, и по этому NHL по шла на ради к альн ую реор г ан и зацию хозяйства. С к онца 60-х годов прошлого века все молодеж ные к оманды стали независимыми. Хок к еисты играют в них до 20 лет, после чего выставляю тся на драфт (своеобразную ярмар ку), где их мог ут купить профес сиональные клубы, причем са мые сильные юниоры попада ют в более слабые к оманды, поск ольк у именно аутсайдеры п оследн ег о ч емп и он ата NHL получают право первог о выбо ра. Формирование клубов через драфт всег о за неск ольк о лет уравняло шансы к оманд из раз ных регионов. Хотя большин ство хок кеистов NHL по-прежне му родом из Онтарио и Квебе ка, Toronto Maple Leafs не выиг рывает Кубок Ст эн ли уж е 27 лет, a Mont real Canad iens — 11. При этом редк о к ак ому к лубу НХЛ удается победить в чемпи онате хотя бы три года подряд. А вот в России ек атеринбург с кая «Уралочка» (волейбол, жен щины) сильней шая в стране уже 20 лет. Стоит ли удивляться, что на игры этой к оманды даж е в родном городе ходит по 100 — 200 человек ? В NHL же сред няя посещаемость матчей в се зоне 2002 — 2003 составила 16 тысяч 564 зрителя. Конечно, в североамерик анск ой спортив ной индустрии тоже не все бе зоблачно. Неадек ватный здра вому смыслу рост зарплат иг рок ов, этот бич современног о спорта, имеет место и здесь. Но, в отличие от Европы, в СШ А и Канаде мириться с убыточнос тью спортивного бизнеса не хо тят и, если видят, что экономи ческ ое состояние неблагоприят но на протяж ении неск ольк их лет, то ре шительно идут на са мые жесткие меры. Сейчас, на пример, NHL находится на гра ни локаута: владельцы к оманд посчитали, что платят ифок ам слишком много (до 80 процентов от прибыли), и поставили хокке истам ультиматум: или вы согла шаетесь на понижение зарплат, или мы закрываем лавочку. Если стороны не договорятся, то сезон в Северной Америк е может быть отменен или по к райней мере существенно сокращен. Стоп, менеджеры! Ит ак , модель эффек тивног о сп ортивног о би зн еса (в лице североамерик анск их професси- > онапьных лиг) в мире в принци пе сущ ест ву ет . Поч ему же на ши предприниматели не спе шат перенять передовой капи талистическ ий опыт? Один из самых популярных ответов: «У нас пока нет прослойки спортив ных менеджеров». Предполага ется, что если немного подож дать, то эти менедж еры неиз беж но появятся, и все финан совые проблемы на шего спорта будут решены. Это напрасная и оп асн ая иллю зия . В Европ е сп ециалисты по спортивному менедж менту есть, и уж е дав но, но это не сделало спорт эко номическ и эффек тивным. Воп реки распространенному мне нию, менедж еры не в состоянии сделат ь к луб рен табельным, если для то г о нет вн е шн и х предпосылок . В неблагоприят ной среде (а именно так овой является сег одня российск ий спорт) менедж еры мог ут «от бить» лишь часть денег , да и то тольк о в самых успешных и раскрученных клубах. (Все зна ют, ч то ан г лий ск ий к луб Manchest er Un it ed сделал су масшедшие деньги на футбол к ах своег о лучшего игрока Д э вида Бэк хема. Но к ому извест но, что более 95% этой продук ции было продано за предела ми Манчестера? Менеджер ека теринбургского «Урала», высту пающего во втором дивизионе, мож ет, конечно, пойти по пути и сп олн и тельн о г о ди рек тора манкунианцев Питера Кеньона и выпустить майк и с фамилией Ан дрея Сметан и н а на спине. Может быть, даже, в Екатерин бург е эти майк и разойдутся в так ом ж е к оличестве, как май ки Бэк хема в Манч естере, но к то к упит сви тера уральск ог о голк ипера, например, в Челя би н ск е? Или .в К и т ае? Затея явно не окупится.) У менедж еров сильных ко манд свои проблемы, главная из которых — высокая фебова- тельность болельщиков к каче ст в у игры. Пермск ий баск ет больный к луб « Урал- Грей т» первым в России начал вести self -promot ion по америк анск о му образцу и достиг в этом воп росе выдающихся успехов. Три буны Д ворца спорта «Молот» ломились от зрителей, а дохо ды пермяк ов от продажи биле тов, п рог раммок и различной атрибутик и в самом успе шном для к оманды сезон е 2001— 2002 достигли полутора милли онов долларов. Но через неко торое время руководители клу ба столк н ули сь со странной , как им тогда казалось, пробле мой: несмотря на победы коман ды , п осещ аемост ь игр стала постепенно падать. Полные три буны собирались тольк о тогда, к огда на Урал приезж али к лу бы из Европы или лидеры рос сийск ого чемпионата. Матчи с ау т сай дер ами , иг ра к оторых эстетическ ого удовольствия не доставляет, а спортивный исход более чем очевиден, болельщи ки нач али и г н орироват ь. — Сп ор т и вн ое зр елище — это прежде всего сама ифа, ее уро вень, — говорит Андрей Сапов, заместитель ми н и сфа спорта, туризма и физическ ой к ульту ры Свердловск ой области . — Если в матче нет интриги — бо лельщик на стадион не придет. А раз нет болельщика, то и рек ламодатель не появится, и те левизионщик и так ое зрелище пок азывать не захотят. И ник а к ие менедж ерск ие ухищрения вроде шоу или лотереи не по мог ут. Андрею Салову вторит Сер г ей Кущенк о — г енераль ный менедж ер ЦСКА, а в недав нем п рошлом — п резиден т и фак ти ч еск и й хозяин «Урал- Грейта»: — Я заинтересован не тольк о в благ ополучии своей к оманды. Мне выгодно, чтобы и другие к лубы набирали обо роты. Тогда интерес к чемпио нату России неизбеж но вырас тет, и мы смож ем предлаг ать рек ламодателям и ТВ куда бо лее к ачественный продукт. И з а большие деньг и , разумеется . Но менедж ер, даж е такой про двинутый, как Кущенко, не мо жет вырав'нять силы команд. Это по плечу тольк о хозяевам клу бов. А они такой проблемой, к сож алению, не обеспок оены. Владимир ВАСИЛЬЕВ, « Эксперт-Урап» Прибыли или юсвда Фантастическая убыточность российского иевропейского спорта может привести к гибелилюбогоеуперклуба А в с тр а л и й с к а я б а с к е тб о л и с тк а Л о р е н Д ж э к с о н ( с м я ч о м ) н е п л о х о з а р а б о та л а в Р о с с и и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz