Липецкая спортивная газета. 2002 г.

Липецкая спортивная газета. 2002 г.

ФО Р М УЛ А -1 15 фюхиЯялч ц.даЛг и )№09Юск( ■'"ВМК«« И, т оги сезона С х ем а про™® схемьо |1ЫдУи'ст|«^ "Форм улы- 1 п" оследних лет - Ferrari и M cLaren? ___ О р гстр у к ту р а , ш та тн о е расписание, допж п остные обязанности — что м ож е т быть ск учнее! К огда пю битепь Ф-И прои зн осит название пюбимой к оманды — Fe r ra r i unu McLaren — он пред ста в п я е т автомобипи , победы и спавную историю . Но в д е й стви те п ьн о сти к оманда - ото преж де всего ор а стр у к ту р а . В футбольном матче с каждой стороны на поле выходит 1 1 игро­ ков. Но применяемые ко ­ мандами тактические пос­ троения зачастую не совпа­ дают. Да и амплуа игроков одной линии нередко разнят­ ся. Защитник-“стоппер” и “либеро” далеко не одно и то же. При равенстве сил исход поединка во многом зависит от избранной схемы. Нечто подобное происходит и в “Формуле-1”... Во время гонки примерно 65 инженерам, техникам, ад­ министраторам в красном противостоит такое же коли­ чество людей, одетых в ру­ башки и комбинезоны сереб­ ристого и черного цвета. Это примерно 1 / 1 0 от общей чис­ ленности работающих на каждую из команд специа­ листов. А ведь еще в не столь далекие времена весь штат “конюшен” Ф-1 (включая за­ водчан) был не больше. Но что было — то прошло. Организационные струк­ туры “жеребцов из Маранел- ло” и “серебряных стрел из Уокинга” не могут совпадать по Определению. И сегодня, после прихода в “Формулу- 1 ” крупнейших автопроизво­ дителей, Ferrari остается единственной действительно заводской командой. Поэто­ му спортивный директор Scu- deria Жан Тодт не может счи­ таться абсолютным монар­ хом. Являющийся по своему статусу наемным работни­ ком (хотя и очень высокого ранга) француз всегда ощу­ щает за спиной присутствие боссов Ferrari, за спинами которых, в свою очередь, стоят боссы FIAT. Иное дело глава McLaren International Ltd. Рон Ден ­ нис. Он и царь, и бог, и во­ инский начальник. В пос­ ледние годы Деннис нередко повторяет: “Теперь я отправ­ люсь на гонки, чтобы раз­ влечься. Ведь у меня нет кон­ кретных обязанностей”. Лу­ кавство, конечно. На деле и Тодт, и Деннис — те люди, на которых лежит ответ ­ ственность за принятие стра­ тегических решений во вре­ мя гонки. Но если первый, как пра­ вило, на самом деле прини­ мает эти решения, то второй — лишь контролирует выбор облеченных его доверием лю­ дей. Отсюда и разница в пу­ тях выработки этих решений. В британской команде пра­ вом голоса по ключевым во­ просам, по крайней мере те­ оретически, обладает весь персонал. В Ferrari демокра­ тия еще не достигла таких высот. Зато здесь больше прислушиваются к мнению пилотов, Шумахера в пер­ вую очередь. Различна и роль людей, стоящих на ступеньку ниже шефов команд и осуществля­ ющих техническое руковод­ ство. Если технический ди­ ректор Ferrari Росс Браун снискал себе славу благода­ ря мастерству, с которым ру­ ководит автомобилями во время гонки, то сфера дея ­ тельности его коллеги из McLaren Эдриана Ньюи ог­ раничена рамками чисто ин­ женерных проблем. Ныои фактически является глав­ ным конструктором, тогда как номинально занимаю­ щему этот пост Нилу Оутли отводится, скорее, роль на­ чальника ОТК. Ныои по об­ разованию — специалист по аэродинамике. Не случайно вскоре после его перехода из W illiams в середине 1997 года команду оставил Анри Дюран, глава отдела аэроди­ намики McLaren, и эта ва­ кансия так и осталась неза­ полненной. В Ferrari — ничего похо­ жего. Не стоит думать, что Росс Враун имеет непосред­ ственное отношение к про­ ектированию хотя бы одной детали гоночной машины. Его задача — координация деятельности такой сложной структуры, как технический отдел. Ответственным за раз­ работку шасси является глав­ ный конструктор Рори Бирн. Организационная схема Ferrari сложнее хотя бы по­ тому, что в ней присутствует моторостроительный отдел, тогда как Mercedes-Benz Мо- torsport, под чьей вывеской скрывается британская фир­ ма Итог, — совершенно не­ зависимая структура, хозяи ­ ном которой является Марио Иллиен. Кроме того, в двигателе­ строительном отделе Ferrari, как и в отделе электронных систем, действует система разделения обязанностей. Причем мотористы Ferra­ ri, в отличие от своих коллег Норберта Хауга и Марио Ил- лиена, никогда не поднима­ ются на капитанский мостик во время Гран при. Их место — с народом, в боксах. Подобные же отличия в организации двух ведущих команд обнаруживаются повсюду. Дело в том, что в McLaren принята система так называемых project leaders — руководителей направлений, т.е. ответственных за каждую составляющую проекта, об­ ладающих достаточно широ­ кой самостоятельностью. Причем свой вопрос они ве­ дут от начала и до конца — от замыслов и чертежей до применения непосредственно в гонке. Эти специалисты “замыкаются” только на Эд­ риана Ныои. В Ferrari предпочитают иную схему. Как и в случае с распределением обязаннос­ тей между Брауном (руко­ водство на трассе) и Вирном (творчество в кабинетной тиши), гоночная команда четко отделена от заводских специалистов. Это требует более сложной перекрестной системы управления. Веду­ щие инженеры в команде и на заводе находятся в пря­ мом контакте как с Россом Брауном, выступающим в роли эксплуатирующего тех­ нику заказчика, так и с Рори Вирном, которого, в отличие от Ныои, на гонках почти не видно. Поэтому в Scuderia для интеграции деятельнос­ ти специалистов завода и команды часто проводятся длительные совместные сове­ щания. Сдругой стороны, в штат­ ном расписании McLaren в отличие от Ferrari имеется должность исполнительного директора, так как ни Ньюи, ни, разумеется, Деннис не в состоянии решать все теку­ щие производственные во­ просы, которыми в итальян­ ской команде занимается Бирн. На этом посту нахо­ дится Мартин Уитмарш. Он не только руководит произ­ водством, но и является пра­ вой рукой Рона Денниса в решении проблем коммер­ ческого характера. В Ferrari осуществлять связь команды с заводом в с е зо н е - 2 0 0 1 поручили Найджелу Степни, ставше­ му знаменитым после того, как в 2 0 0 0 году ему на ногу во время дозаправки наехал Шумахер. Во времена Джо ­ на Барнарда он выполнял обязанности главного меха­ ника, а затем в течение мно­ гих лет был координатором команды. Новое назначение состоялось после того, как Степни получил заманчивое предложение от Jaguar. Од­ нако “трансферт” сорвался... До недавнего времени спе­ циалисты отдела электрон­ ных систем Scuderia носили красные и белые рубашки. Первые являлись сотрудни­ ками фирмы из Маранелло, вторые представляли компа­ нию Magneti Marelli. И тех и других сближало то, что они были итальянцами. Ис­ ключения, вроде эксперта в области программного обеспе­ чения Джеффа Мортимера, лишь подтверждали правило. Такой “национализм” не­ плохо страховал от утечки информации, но и не способ­ ствовал ее притоку. Люди со стороны могли принести с собой новые идеи. Ситпино- вич был посвящен во все электронные тайны McLaren. Как итальянцам удалось войти с ним в контакт — за­ гадка. Остается предпо ­ ложить, что их доводы в пользу перехода под красные знамена оказались действи­ тельно весомыми. Но вер­ немся к сравнению самих структур. Многие годы в McLaren координатором команды яв­ лялась не менее яркая фи­ гура, чем Степни. Мексика­ нец Джо Рамирес вот уже 35 лет связан с миром авто­ гонок. В 2001 году Джо со­ брался на покой (по другой версии — его усиленно “про­ вожали” на заслуженный отдых), но Рон Деннис уго­ ворил его остаться (согласил­ ся оставить) еще на сезон. И Рамирес вновь занимался хлопотной работой админис­ тратора, организовывал пе­ реезды, оформлял всю необ­ ходимую в таких случаях документацию, контролиро­ вал поставки горючего. И ему же препоручали сопро­ вождение почетных гостей команды в боксах. Даже работа испытатель­ ных отделов команд постро­ ена по-разному. У итальян­ цев это более разветвленная и самостоятельная структура (ее возглавляет Луиджи Мац- цола). К тому же на тесто­ вые сессии в подкрепление Луке Вадоеру значительно реже, чем к Александру Вур- цу, вызывают кого-либо из боевых пилотов Scuderia. Тем не менее, несмотря на принципиальные различия в оргструктуре, команды пере­ нимают опыт друг друга. Так, в McLaren в 2001 году Пэту Фраю, экс-инженеру машины Култхарда, был по­ ручен анализ действий обо­ их пилотов в гонке. Годом ранее в Ferrari ана­ логичную задачу выполнял также бывший гоночный инженер Игнацио Лунетта. Однако назначение Пэта имеет более глубокую подо­ плеку. Рону Деннису надо­ ело читать в прессе, что со­ перники в очередной раз так­ тически переиграли его команду. И Пэт долж ен был ни больше ни меньше выпол­ нять те обязанности, с кото­ рыми так блестяще справля­ ется Браун в Ferrari и кото­ рые по тем или иным при­ чинам не могут быть возло­ жены на Ныои в McLaren: вырабатывать и при необхо­ димости быстро менять так­ тику команды в ходе гонки. Ferrari по примеру бри­ танских команд наконец избавилась от проявлений “профессиональной сегрега­ ции”. Еще несколько лет назад инженерно-техничес­ кий состав и механики Scu­ deria носили униформу раз­ ных цветов (белая — у пер­ вых, желтая — у вторых). Правда, представить, что кто-либо из механиков рис­ кнет обратиться, скажем, к Тодту по имени, и сегодня нереально, а в Williams, на­ пример, подобное панибрат­ ство среди персонала в ходу. Наконец, и McLaren, и Ferrari в последние годы значительно увеличили свои бюджеты. Разумеется, разме­ ры этих бюджетов - важное, возможно, решающее усло­ вие успеха в “Ф-1”. Но суммы, даже самые ог­ ромные, надо еще суметь эф­ фективно потратить. А лю­ дей, сколь бы умелы они ни были и в каком бы количес­ тве ими ни располагать, нуж­ но еще объединить в коман­ ду. И оргструктура — абсо­ лютно необходимый инстру­ мент достижения этой цели. Михаил КОЗЛОВ, “Формула 1” Е сл и еще совсем недавно табачная марка Marlboro была спонсором “Макларена”, то теперь эта марка сигаретперешла “на сторону” “Феррари”. Вместе с девушками из паддоков, облаченными в красные костюмы... Сезон-2002 м Пилот Команда Очки 1 Ми хаэль Шум ахер Scuderia Ferrari Marlboro 144 2 Р уб енс Барр икелло Scuderia Ferrari Marlboro 77 3 Хуа н-Пабло Монгол BMWWilliamsF I Team 5 0 4 Раль ф Шумахер BMWWilliamsFI Team 42 5 Дэвид Култхард West McLaren Mercedes 41 6 Кими Райкконен West McLaren Mercedes 24 7 Джеймс Баттон Mild Seven Renault FI Team 14 8 Ярно Трулли Mild Seven Renault F1 Team 9 9 Эдди Ирвайн Jaguar Racing 8 1 0 Ник Хайдфельд Sauber Petronas 7 1 1 Джанкарло Физикелла DHLJordan Honda 7 1 2 Жак Вильнев British American Racing Honda 4 13 Фелипе Масса Sauber Petronas 4 14 ОливьеПанис British American Racing Honda 3 15 Т. Сато DHLJordan Honda 2 16 Марк Уэббер KLMinardi Asiatech 2 17 МикаСало PanasonicToyotaRacing 2 18 Хайнц-ХаральдФрентцен OrangeArrows/Sauber Petronas 2 19 Алан Мак-Ниш PanasonicToyota Racing 0 2 0 А. Йонг KLMinardi Asiatech 0 2 1 Педро де ла Роса Jaguar Racing 0 2 2 Энрике Бернольди OrangeArrows 0 23 Э. Дэвидсон KLMinardi Asiatech 0 КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ М Команда Очки 1 Scuderia Ferrari Marlboro 2 2 1 2 BMWWilliamsFI Team 92 3 West McLaren Mercedes 65 4 Mild Seven Renault F1 Team 23 5 Sauber Petronas 1 1 6 DHLJordan Honda 9 7 Jaguar Racing 8 8 British American Racing Honda 7 9 KLMinardi Asiatech 2 1 0 PanasonicToyotaRacing 2 1 1 OrangeArrows 2 ВНУТРИК0МАНДН0ЕСОПЕРНИЧЕСТВО В КВАЛИФИКАЦИЯХ Пилот Счет Пилот Ferrari М.Шумахер 13:4 Р.Баррикелло McLaren Д.Ку/пхард 7:10 К.Райкконен Williams Р.Шумахер 7:10 Х.-П.Монгол Sauber Н.Хайдфельд 11:5 Ф.Маоса Н.Хайдфельд 1 : 0 Х.-Х.Френтцен Jordan Дж.Физикелла 12:5 Т.Сато BAR Ж.Вильнев 9:8 О.Панис Renault Я.Трулли 12:5 Дж.Баттон Jordan Э.Ирвайн 1 1 : 6 П.де ла Роса Arrows Х.-Х.Френтцен 1 1 : 1 Э.Бернольди M inardi ЭДэвидсон 0 : 2 М.Уэббер А.Ионг 0:15 М.Уэббер Toyota М.Сало 15:2 АМак-Ниш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz