Липецкая спортивная газета. 2002 г.
ФО Р М УЛ А -1 15 фюхиЯялч ц.даЛг и )№09Юск( ■'"ВМК«« И, т оги сезона С х ем а про™® схемьо |1ЫдУи'ст|«^ "Форм улы- 1 п" оследних лет - Ferrari и M cLaren? ___ О р гстр у к ту р а , ш та тн о е расписание, допж п остные обязанности — что м ож е т быть ск учнее! К огда пю битепь Ф-И прои зн осит название пюбимой к оманды — Fe r ra r i unu McLaren — он пред ста в п я е т автомобипи , победы и спавную историю . Но в д е й стви те п ьн о сти к оманда - ото преж де всего ор а стр у к ту р а . В футбольном матче с каждой стороны на поле выходит 1 1 игро ков. Но применяемые ко мандами тактические пос троения зачастую не совпа дают. Да и амплуа игроков одной линии нередко разнят ся. Защитник-“стоппер” и “либеро” далеко не одно и то же. При равенстве сил исход поединка во многом зависит от избранной схемы. Нечто подобное происходит и в “Формуле-1”... Во время гонки примерно 65 инженерам, техникам, ад министраторам в красном противостоит такое же коли чество людей, одетых в ру башки и комбинезоны сереб ристого и черного цвета. Это примерно 1 / 1 0 от общей чис ленности работающих на каждую из команд специа листов. А ведь еще в не столь далекие времена весь штат “конюшен” Ф-1 (включая за водчан) был не больше. Но что было — то прошло. Организационные струк туры “жеребцов из Маранел- ло” и “серебряных стрел из Уокинга” не могут совпадать по Определению. И сегодня, после прихода в “Формулу- 1 ” крупнейших автопроизво дителей, Ferrari остается единственной действительно заводской командой. Поэто му спортивный директор Scu- deria Жан Тодт не может счи таться абсолютным монар хом. Являющийся по своему статусу наемным работни ком (хотя и очень высокого ранга) француз всегда ощу щает за спиной присутствие боссов Ferrari, за спинами которых, в свою очередь, стоят боссы FIAT. Иное дело глава McLaren International Ltd. Рон Ден нис. Он и царь, и бог, и во инский начальник. В пос ледние годы Деннис нередко повторяет: “Теперь я отправ люсь на гонки, чтобы раз влечься. Ведь у меня нет кон кретных обязанностей”. Лу кавство, конечно. На деле и Тодт, и Деннис — те люди, на которых лежит ответ ственность за принятие стра тегических решений во вре мя гонки. Но если первый, как пра вило, на самом деле прини мает эти решения, то второй — лишь контролирует выбор облеченных его доверием лю дей. Отсюда и разница в пу тях выработки этих решений. В британской команде пра вом голоса по ключевым во просам, по крайней мере те оретически, обладает весь персонал. В Ferrari демокра тия еще не достигла таких высот. Зато здесь больше прислушиваются к мнению пилотов, Шумахера в пер вую очередь. Различна и роль людей, стоящих на ступеньку ниже шефов команд и осуществля ющих техническое руковод ство. Если технический ди ректор Ferrari Росс Браун снискал себе славу благода ря мастерству, с которым ру ководит автомобилями во время гонки, то сфера дея тельности его коллеги из McLaren Эдриана Ньюи ог раничена рамками чисто ин женерных проблем. Ныои фактически является глав ным конструктором, тогда как номинально занимаю щему этот пост Нилу Оутли отводится, скорее, роль на чальника ОТК. Ныои по об разованию — специалист по аэродинамике. Не случайно вскоре после его перехода из W illiams в середине 1997 года команду оставил Анри Дюран, глава отдела аэроди намики McLaren, и эта ва кансия так и осталась неза полненной. В Ferrari — ничего похо жего. Не стоит думать, что Росс Враун имеет непосред ственное отношение к про ектированию хотя бы одной детали гоночной машины. Его задача — координация деятельности такой сложной структуры, как технический отдел. Ответственным за раз работку шасси является глав ный конструктор Рори Бирн. Организационная схема Ferrari сложнее хотя бы по тому, что в ней присутствует моторостроительный отдел, тогда как Mercedes-Benz Мо- torsport, под чьей вывеской скрывается британская фир ма Итог, — совершенно не зависимая структура, хозяи ном которой является Марио Иллиен. Кроме того, в двигателе строительном отделе Ferrari, как и в отделе электронных систем, действует система разделения обязанностей. Причем мотористы Ferra ri, в отличие от своих коллег Норберта Хауга и Марио Ил- лиена, никогда не поднима ются на капитанский мостик во время Гран при. Их место — с народом, в боксах. Подобные же отличия в организации двух ведущих команд обнаруживаются повсюду. Дело в том, что в McLaren принята система так называемых project leaders — руководителей направлений, т.е. ответственных за каждую составляющую проекта, об ладающих достаточно широ кой самостоятельностью. Причем свой вопрос они ве дут от начала и до конца — от замыслов и чертежей до применения непосредственно в гонке. Эти специалисты “замыкаются” только на Эд риана Ныои. В Ferrari предпочитают иную схему. Как и в случае с распределением обязаннос тей между Брауном (руко водство на трассе) и Вирном (творчество в кабинетной тиши), гоночная команда четко отделена от заводских специалистов. Это требует более сложной перекрестной системы управления. Веду щие инженеры в команде и на заводе находятся в пря мом контакте как с Россом Брауном, выступающим в роли эксплуатирующего тех нику заказчика, так и с Рори Вирном, которого, в отличие от Ныои, на гонках почти не видно. Поэтому в Scuderia для интеграции деятельнос ти специалистов завода и команды часто проводятся длительные совместные сове щания. Сдругой стороны, в штат ном расписании McLaren в отличие от Ferrari имеется должность исполнительного директора, так как ни Ньюи, ни, разумеется, Деннис не в состоянии решать все теку щие производственные во просы, которыми в итальян ской команде занимается Бирн. На этом посту нахо дится Мартин Уитмарш. Он не только руководит произ водством, но и является пра вой рукой Рона Денниса в решении проблем коммер ческого характера. В Ferrari осуществлять связь команды с заводом в с е зо н е - 2 0 0 1 поручили Найджелу Степни, ставше му знаменитым после того, как в 2 0 0 0 году ему на ногу во время дозаправки наехал Шумахер. Во времена Джо на Барнарда он выполнял обязанности главного меха ника, а затем в течение мно гих лет был координатором команды. Новое назначение состоялось после того, как Степни получил заманчивое предложение от Jaguar. Од нако “трансферт” сорвался... До недавнего времени спе циалисты отдела электрон ных систем Scuderia носили красные и белые рубашки. Первые являлись сотрудни ками фирмы из Маранелло, вторые представляли компа нию Magneti Marelli. И тех и других сближало то, что они были итальянцами. Ис ключения, вроде эксперта в области программного обеспе чения Джеффа Мортимера, лишь подтверждали правило. Такой “национализм” не плохо страховал от утечки информации, но и не способ ствовал ее притоку. Люди со стороны могли принести с собой новые идеи. Ситпино- вич был посвящен во все электронные тайны McLaren. Как итальянцам удалось войти с ним в контакт — за гадка. Остается предпо ложить, что их доводы в пользу перехода под красные знамена оказались действи тельно весомыми. Но вер немся к сравнению самих структур. Многие годы в McLaren координатором команды яв лялась не менее яркая фи гура, чем Степни. Мексика нец Джо Рамирес вот уже 35 лет связан с миром авто гонок. В 2001 году Джо со брался на покой (по другой версии — его усиленно “про вожали” на заслуженный отдых), но Рон Деннис уго ворил его остаться (согласил ся оставить) еще на сезон. И Рамирес вновь занимался хлопотной работой админис тратора, организовывал пе реезды, оформлял всю необ ходимую в таких случаях документацию, контролиро вал поставки горючего. И ему же препоручали сопро вождение почетных гостей команды в боксах. Даже работа испытатель ных отделов команд постро ена по-разному. У итальян цев это более разветвленная и самостоятельная структура (ее возглавляет Луиджи Мац- цола). К тому же на тесто вые сессии в подкрепление Луке Вадоеру значительно реже, чем к Александру Вур- цу, вызывают кого-либо из боевых пилотов Scuderia. Тем не менее, несмотря на принципиальные различия в оргструктуре, команды пере нимают опыт друг друга. Так, в McLaren в 2001 году Пэту Фраю, экс-инженеру машины Култхарда, был по ручен анализ действий обо их пилотов в гонке. Годом ранее в Ferrari ана логичную задачу выполнял также бывший гоночный инженер Игнацио Лунетта. Однако назначение Пэта имеет более глубокую подо плеку. Рону Деннису надо ело читать в прессе, что со перники в очередной раз так тически переиграли его команду. И Пэт долж ен был ни больше ни меньше выпол нять те обязанности, с кото рыми так блестяще справля ется Браун в Ferrari и кото рые по тем или иным при чинам не могут быть возло жены на Ныои в McLaren: вырабатывать и при необхо димости быстро менять так тику команды в ходе гонки. Ferrari по примеру бри танских команд наконец избавилась от проявлений “профессиональной сегрега ции”. Еще несколько лет назад инженерно-техничес кий состав и механики Scu deria носили униформу раз ных цветов (белая — у пер вых, желтая — у вторых). Правда, представить, что кто-либо из механиков рис кнет обратиться, скажем, к Тодту по имени, и сегодня нереально, а в Williams, на пример, подобное панибрат ство среди персонала в ходу. Наконец, и McLaren, и Ferrari в последние годы значительно увеличили свои бюджеты. Разумеется, разме ры этих бюджетов - важное, возможно, решающее усло вие успеха в “Ф-1”. Но суммы, даже самые ог ромные, надо еще суметь эф фективно потратить. А лю дей, сколь бы умелы они ни были и в каком бы количес тве ими ни располагать, нуж но еще объединить в коман ду. И оргструктура — абсо лютно необходимый инстру мент достижения этой цели. Михаил КОЗЛОВ, “Формула 1” Е сл и еще совсем недавно табачная марка Marlboro была спонсором “Макларена”, то теперь эта марка сигаретперешла “на сторону” “Феррари”. Вместе с девушками из паддоков, облаченными в красные костюмы... Сезон-2002 м Пилот Команда Очки 1 Ми хаэль Шум ахер Scuderia Ferrari Marlboro 144 2 Р уб енс Барр икелло Scuderia Ferrari Marlboro 77 3 Хуа н-Пабло Монгол BMWWilliamsF I Team 5 0 4 Раль ф Шумахер BMWWilliamsFI Team 42 5 Дэвид Култхард West McLaren Mercedes 41 6 Кими Райкконен West McLaren Mercedes 24 7 Джеймс Баттон Mild Seven Renault FI Team 14 8 Ярно Трулли Mild Seven Renault F1 Team 9 9 Эдди Ирвайн Jaguar Racing 8 1 0 Ник Хайдфельд Sauber Petronas 7 1 1 Джанкарло Физикелла DHLJordan Honda 7 1 2 Жак Вильнев British American Racing Honda 4 13 Фелипе Масса Sauber Petronas 4 14 ОливьеПанис British American Racing Honda 3 15 Т. Сато DHLJordan Honda 2 16 Марк Уэббер KLMinardi Asiatech 2 17 МикаСало PanasonicToyotaRacing 2 18 Хайнц-ХаральдФрентцен OrangeArrows/Sauber Petronas 2 19 Алан Мак-Ниш PanasonicToyota Racing 0 2 0 А. Йонг KLMinardi Asiatech 0 2 1 Педро де ла Роса Jaguar Racing 0 2 2 Энрике Бернольди OrangeArrows 0 23 Э. Дэвидсон KLMinardi Asiatech 0 КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ М Команда Очки 1 Scuderia Ferrari Marlboro 2 2 1 2 BMWWilliamsFI Team 92 3 West McLaren Mercedes 65 4 Mild Seven Renault F1 Team 23 5 Sauber Petronas 1 1 6 DHLJordan Honda 9 7 Jaguar Racing 8 8 British American Racing Honda 7 9 KLMinardi Asiatech 2 1 0 PanasonicToyotaRacing 2 1 1 OrangeArrows 2 ВНУТРИК0МАНДН0ЕСОПЕРНИЧЕСТВО В КВАЛИФИКАЦИЯХ Пилот Счет Пилот Ferrari М.Шумахер 13:4 Р.Баррикелло McLaren Д.Ку/пхард 7:10 К.Райкконен Williams Р.Шумахер 7:10 Х.-П.Монгол Sauber Н.Хайдфельд 11:5 Ф.Маоса Н.Хайдфельд 1 : 0 Х.-Х.Френтцен Jordan Дж.Физикелла 12:5 Т.Сато BAR Ж.Вильнев 9:8 О.Панис Renault Я.Трулли 12:5 Дж.Баттон Jordan Э.Ирвайн 1 1 : 6 П.де ла Роса Arrows Х.-Х.Френтцен 1 1 : 1 Э.Бернольди M inardi ЭДэвидсон 0 : 2 М.Уэббер А.Ионг 0:15 М.Уэббер Toyota М.Сало 15:2 АМак-Ниш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz