Липецкая спортивная газета. 2002 г.
... ....""v - • . 1 24июпя 2002 а. \i\-r-- у:*?*&%t.-w'vz&y- ввипм |к •' - . ...........ЯЯИШИИИмстс.-даааа! К А Ш » р«*. "V: "Попёйкая ChObmuBHan газепм" i 13 Гост ь Липецка В каратэ это нашло отра жение в таких понятиях, как О Л хгеффе Бен се яг впервые узна л больше десят и пет на за д, прочит а в за м ет к у в ж урна ле “Спорт ивна я ж изнь Росси и ’’ — един ст венном на р убеж е 8 0 - 9 0 - х годов совет ск ом издании, подробно писа вш ем о вост очных единоборст ва х . В ст ат ье р а сск а зыва л о сь, что бельгиец Белой являет ся одним из н ем н оги х европейцев, к от орый учился боевым и ск усст ва м в Японии у т а м ош них м а ст еров, от к рывших ем у сек рет ы так н а зы ва ем ого “вн ут рен н его к арат э" . С т ех пор он а ктивно ра спрост ра няет полученные им зна ния в Европе. А еще Джефф Веной — титулованный спортс мен, бывший чемпи он мира и неоднократный победитель первенств Евро пы по шотокан-каратэ. Уни кальный мастер, обладатель 6-го дана, один из самых ав торитетных людей в мире еди ноборств. В Липецке он провел че тыре дня. Бюргер Первое впечатление, ког да увидел Беноя в цивиль ном костюме - типичный бюргер, сильно смахиваю щий на своих пивных сопле менников. Плотный, средне го роста с небольшим живо тиком..Ван Дам с виду кру че. Веной - словно собствен ным примером пытается до казать, что занятия восточ ными единоборствами до ступны людям любого телос ложения. Все сомнения на этот счет улетучились в спор тзале ДС “Динамо”, где в ожидании семинара, ради которого бельгиец приехал в Липецк, собрались свыше полсотни учеников группы рукопашного боя. Надо было видеть, как немолодой уже бельгиец порхал по ковру, с неимоверной скоростью де монстрируя технику ударов руками и ногами! “Человек-оружие” — так еще год назад характеризо вал Беноя тренер липецких рукопашников Игорь Воро- тынцев после того, как вер нулся с аналогичного семи нара, который проходил в Москве. И это чертовски точ ное сравнение! Оказывается, даже мизи нец на руке можно исполь зовать, чтобы наповал сра зить противника - Веной показал такой приемчик. Или, скажем, захват сзади можно разорвать одними плечами, и в следующее мгновение .добить руками ошеломленного противника. Главное в поединке, как учил президент Европейской федерации боевых искусств, это скорость. А она достига ется только, когда безукориз ненно поставлена техника каждого движения, то есть любой удар или уход нужно тренировать и тренировать в течение недель и месяцев. По этой причине бельгиец не устает высказывать свое ав торитетное мнение в дискус сии о ката — наборах обяза тельных (базовых) движе ний, существующих в боль шинстве школ каратэ. Мир единоборств в последнее вре мя по этому вопросу раско лолся: одни считают, что ката нужны; другие утвер ждают, что это бесполезный, рассчитанный на внешний эффект японский (китайс кий, корейский) балет. Ве ной убежден — ката необхо димы, поскольку только с их помощью можно отшлифо вать тот или иной элемент действия каратиста. Ката бывают простыми для нович ков и более сложными, рас считанными на подготовлен ных спортсменов. “Утреннее пробуждение ивы” — примерно так пере водится с японского назва ние довольно изощренного комплекса, который проде монстрировал бельгиец. Это редкое ката, которое долго было доступно только япон цам. Сейчас во всем мире им в совершенстве владеют толь ко два человека — Джефф Веной и мастер 8-го дана из Японии Тетсухито Асаи. Движение начинается из обычной стойки, затем спор тсмен через стороны подни мает руки вверх и делает рез кий шаг вперед. Джефф Ве ной то и дело прерывал по каз, чтобы объяснить, как такое движение можно ис пользовать в реальном бою. Скажем, дальше каратист разворачивает в сторону кор пус и выставляет вперед обе руки. В настоящем поедиЕГ- ке так можно уйти с линии атаки, выставить одной ру кой блок, а второй нанести болезненный удар в лицо про тивнику. Про холодную и горячую вод у Все время пребывания в Липецке бельгиец жил в квартире Игоря Воротынце- ва. Собственно, дружба меж ду двумя мастерами едино борств и послужила причи ной приезда к нам президен та Европейской федерации боевых искусств. В этом году он уже побывал с аналогич ными семинарами в Москве и Ярославле, причем за одно занятие у Джеффа Беноя каждый ученик должен был заплатить 30 долларов. У нас же тренировки были бесплат ными, опять же из уважения бельгийца к липецкому ин структору рукопашного боя. С пребыванием бельгийца у нас связано немало курь езов. Например, дома у Во- ротынцева в это время как раз отключили горячую воду, и гостю пришлось долго рас толковывать эту особенность липецкого коммунального сервиса. А однажды, когда Джефф Веной утром смирен но пошел умываться холод ной водой, из крана не упа ло ни капли и послышалось сдавленное шипение. “Что, и холодную воду у вас от ключили?!”, — в ужасе вы скочил в коридор гость. Ока залось, что воду перекрыл сам хозяин квартиры — по текли трубы. Ученик Накоямы Японцы — очень скрытная нация, у которой все на све те строжайший секрет. Помните историю об изо бретении шелка? Впервые его изобрели в Японии еще в седой древности, но импера торы под страхом смертной казни запрещали поддан ным выдавать секреты инос транцам и вывозить за пред елы Страны Восходящего Со лнца семена шелкового де рева. “Украсть” секрет смог ли китайцы только спустя несколько веков, для чего их правителю пришлось ж е ниться на дочке японского императора, которая в плат ке, покрывавшем голову, вывезла несколько семян. А в XVII - середине XIX веков Япония добровольно объявила о своей изоляции от мира, и любому иностран цу, оказавшемуся на ее зем ле, грозила смерть. Лишь в 1851 году американский крейсер командора Перри под угрозой расстрела Осаки заставил японцев прекратить запираться от всего света, да и вообще с тех пор утекло немало воды. Но характер у жителей японских островов мало изменился. “внутренние” и “внешние” ученики. — Я был на нескольких семинарах, которые проводи ли в России мастера из Япо нии, — рассказывает Воро- тынцев. - Японцы хитрые: собрали деньги, показали внешнюю форму - так, мол, делайте и так - и уехали. Но важно знать не только это, а, например, какие группы мышц при том или ином движении напрягать, а ка кие, наоборот, расслабить. Важно правильно дышать. Без этого нельзя серьезно освоить каратэ, а просто за учивать движения - это не то. Оттого у нас и во всем мире много так называемых “дутых” мастеров едино борств. Ну, умеют они под нимать ногу выше макушки, и что? Японцы всех этих сек ретов не рассказывают, учат формально. Мы для них “внешние” ученики. Другое дело, Джефф Веной — он сам постиг глубины воинско го искусства, и теперь в пику скрытным азиатам трениру ет людей во всех странах. Не случайно, я попросил пере водить каждое слово или реп лику бельгийца. Он акцен тирует внимание именно на нюансах, которые не препод ают японские учителя. Джефф Веной действи тельно считается подвижни ком европейского каратэ. — Мы хотим вывести вос точные единоборства из-под влияния Японии, — объяс няет бельгиец цель подобных семинаров. — Эта страна изобрела каратэ, но по боль шому счету не спешит де литься им с миром. Японцы хотят оставаться на ведущих ролях. А мы ставим цель раз вивать каратэ во всех стра нах. Поэтому Европейская федерация боевых искусств организовала уже более 30 семинаров в одной только России. — Мистер Веной, а как вы сами попали во “внутрен ние” ученики к японцу? Причем, вашим наставни ком был сам Масатошн На- каяма — один из родона чальников стиля шотокан. (Этот вопрос я задаю с осо бым интересом. Стать ис тинным. т.е. “внутренним" учеником - это огромная ред кость для не японца. В свое время прославившийся в кино Стивен Сигал около года умолял учителя айкидо, что бы тот взял его в ученики. Для этого Сигалу пришлось в совершенстве выучить японский я зы к и каждое утро встречать рассвет , стоя на коленях перед домом мастера ). — До этого я долго зани мался боевыми искусствами в Европе. А затем по делам бизнеса некоторое время жил в Японии. Там судьба свела меня с Накаямой. Он был из той редкой породы японцев, которые не счита ют, что секреты каратэ нуж но держать в тайне от ос тального мира. Это облегчи ло мне задачу. Я прозани мался у него довольно долго, а затем до самой смерти Учи теля приезжал к нему, что бы неделю-другую или хотя бы один день тренироваться с ним, а заодно похвастать своими достижениями. — Слышал, что вы были знакомы с человеком, кото рый стал прототипом героя знаменитого “Кровавого спорта”. — Да, его звали, как и в фильме — Френк Дюкс. Он тоже учился у японца борь бе джиу-джитсу. А затем ос новал много школ в США. Благодаря ему этот вид еди ноборств сейчас хорошо раз вит в мире. Уроки мастера В Липецке Джефф Веной давал по два продолжитель ных урока в день. А в пос ледний день своего пребыва ния у нас он провел закры тое занятие для лучших уче ников Игоря Воротынцева, тех, кто не ниже черного пояса. После окончания ра боты гость прибавил к мно гочисленным наградам и ти тулам липецкого тренера в разных видах единоборств еще и 3-й дан по шотокан- каратэ, а также назначил Воротынцева представителем Европейской федерации бо евых искусств по Липецкой области. — Вы знаете, что это не первый высокий гость, кото рого мы пригласили в Ли пецк, — говорит Воротын- цев. — У нас уже были зна менитые Алишер Жумабе- ков, Игорь Зайцев и первый командир спецназа Украины Петр Шерекин, который, кстати, передавал привет вашей газете и слова благо дарности за статью о его ви зите в Липецк на страницах “ЛСГ”. Все эти мастера исповеду ют жесткий контактный стиль боя, который изучают и мои ученики. По этому принципу мы и приглаша ем людей в Липецк. — Вы опять пригласили мастера на свой страх и риск за собственные деньги? — Нет, на этот раз частич ную помощь оказал област ной спорткомитет. — Подобные визиты по могают вашим ученикам? — Несомненно. Даже если у человека пока не хватает мастерства, чтобы повторить все, что показывал Джефф Веной, то рано или поздно все это всплывет. Переоце нить подобные уроки труд но. Юрий КРИВОРУЧКО. К ст ат и Ис т ор ия кара тэ : ' ; о т Ф унакоси доДшффа Веноя М ногие дум ают , что К а рат э в Японии сущ ест вует м н ого век ов: Но на са м ом деле эт о м олодое направление в сра внении с к ит а йск им уш у или к орейск им т хек вондо. В средние века японские рыцари-самураи изучали во все не каратэ, а борьбу кемпо, где, прежде всего, требо валось умение работать с мечом. Искусство самообороны голыми руками зародилось после того, как в XVIII веке японцы завоевали остров Окинаву и запретили местным жителям иметь всякое оружие. Так появился стиль оки- нава-тз, считающийся предвестником современного ка ратэ. А само каратэ появилось лишь в двадцатом;столетии. Его вдохновителем стал знаменитый Гичин Фунакоси, уроженец Окинавы, проживший около 90 лет, большую часть которых он посвятил тому, чтобы переработать опыт предшественников и создать новый вид едино борств, названный им каратэ-до, что в переводе означает “путь пустой руки”. Правда, официальные японские власти не спешили при знавать каратэ, и лишь когда в 1921 году кронпринц, бу дущий император Хирохито побывал в гостях у Фунако си, развитие этого вида единоборств пошло семимиль ными шагами. За несколько лет секции появились на всей территории Японии, а само каратэ скоро было вве дено в обязательную школьную программу. После Второй мировой войны каратэ проникло за пред елы Японии, а заодно оно стало дробиться на более мед- iciie стили. По популярности сейчас в мире всех опере жает стиль кекусинкай, созданный в 50-х Масутацу Оямон. Ученики и ближайшие родственники Гичина Фунако си стали придерживаться стиля шотокан. Одним из ли деров этого направления стал Масатоши Накаяма, у ко торого было много учеников, в том числе несколько ев ропейцев. Среди них выделился экс-чемпион мира Джефф Веной, чуть больше полугода назад избранный прези дентом Европейской федерации боевых искусств. Сейчас в мире насчитывается несколько десятков сти лей каратэ. Классическими признаны четыре из них: шотокан, шнто-рю, вадо-рю и годжу-рю. .______ ________
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz