Липецкая спортивная газета. 2002 г.

Липецкая спортивная газета. 2002 г.

... ....""v - • . 1 24июпя 2002 а. \i\-r-- у:*?*&%t.-w'vz&y- ввипм |к •' - . ...........ЯЯИШИИИмстс.-даааа! К А Ш » р«*. "V: "Попёйкая ChObmuBHan газепм" i 13 Гост ь Липецка В каратэ это нашло отра­ жение в таких понятиях, как О Л хгеффе Бен се яг впервые узна л больше десят и пет на за д, прочит а в за м ет к у в ж урна ле “Спорт ивна я ж изнь Росси и ’’ — един ст венном на р убеж е 8 0 - 9 0 - х годов совет ск ом издании, подробно писа вш ем о вост очных единоборст ва х . В ст ат ье р а сск а зыва л о сь, что бельгиец Белой являет ся одним из н ем н оги х европейцев, к от орый учился боевым и ск усст ва м в Японии у т а м ош них м а ст еров, от к рывших ем у сек рет ы так н а зы ва ем ого “вн ут рен н его к арат э" . С т ех пор он а ктивно ра спрост ра няет полученные им зна ния в Европе. А еще Джефф Веной — титулованный спортс­ мен, бывший чемпи­ он мира и неоднократный победитель первенств Евро­ пы по шотокан-каратэ. Уни­ кальный мастер, обладатель 6-го дана, один из самых ав­ торитетных людей в мире еди­ ноборств. В Липецке он провел че­ тыре дня. Бюргер Первое впечатление, ког­ да увидел Беноя в цивиль­ ном костюме - типичный бюргер, сильно смахиваю­ щий на своих пивных сопле­ менников. Плотный, средне­ го роста с небольшим живо­ тиком..Ван Дам с виду кру­ че. Веной - словно собствен­ ным примером пытается до­ казать, что занятия восточ­ ными единоборствами до ­ ступны людям любого телос­ ложения. Все сомнения на этот счет улетучились в спор­ тзале ДС “Динамо”, где в ожидании семинара, ради которого бельгиец приехал в Липецк, собрались свыше полсотни учеников группы рукопашного боя. Надо было видеть, как немолодой уже бельгиец порхал по ковру, с неимоверной скоростью де­ монстрируя технику ударов руками и ногами! “Человек-оружие” — так еще год назад характеризо­ вал Беноя тренер липецких рукопашников Игорь Воро- тынцев после того, как вер­ нулся с аналогичного семи­ нара, который проходил в Москве. И это чертовски точ­ ное сравнение! Оказывается, даже мизи­ нец на руке можно исполь­ зовать, чтобы наповал сра­ зить противника - Веной показал такой приемчик. Или, скажем, захват сзади можно разорвать одними плечами, и в следующее мгновение .добить руками ошеломленного противника. Главное в поединке, как учил президент Европейской федерации боевых искусств, это скорость. А она достига­ ется только, когда безукориз­ ненно поставлена техника каждого движения, то есть любой удар или уход нужно тренировать и тренировать в течение недель и месяцев. По этой причине бельгиец не устает высказывать свое ав­ торитетное мнение в дискус­ сии о ката — наборах обяза­ тельных (базовых) движе ­ ний, существующих в боль­ шинстве школ каратэ. Мир единоборств в последнее вре­ мя по этому вопросу раско­ лолся: одни считают, что ката нужны; другие утвер­ ждают, что это бесполезный, рассчитанный на внешний эффект японский (китайс­ кий, корейский) балет. Ве­ ной убежден — ката необхо­ димы, поскольку только с их помощью можно отшлифо­ вать тот или иной элемент действия каратиста. Ката бывают простыми для нович­ ков и более сложными, рас­ считанными на подготовлен­ ных спортсменов. “Утреннее пробуждение ивы” — примерно так пере­ водится с японского назва­ ние довольно изощренного комплекса, который проде­ монстрировал бельгиец. Это редкое ката, которое долго было доступно только япон­ цам. Сейчас во всем мире им в совершенстве владеют толь­ ко два человека — Джефф Веной и мастер 8-го дана из Японии Тетсухито Асаи. Движение начинается из обычной стойки, затем спор­ тсмен через стороны подни­ мает руки вверх и делает рез­ кий шаг вперед. Джефф Ве­ ной то и дело прерывал по­ каз, чтобы объяснить, как такое движение можно ис­ пользовать в реальном бою. Скажем, дальше каратист разворачивает в сторону кор­ пус и выставляет вперед обе руки. В настоящем поедиЕГ- ке так можно уйти с линии атаки, выставить одной ру­ кой блок, а второй нанести болезненный удар в лицо про­ тивнику. Про холодную и горячую вод у Все время пребывания в Липецке бельгиец жил в квартире Игоря Воротынце- ва. Собственно, дружба меж­ ду двумя мастерами едино­ борств и послужила причи­ ной приезда к нам президен­ та Европейской федерации боевых искусств. В этом году он уже побывал с аналогич­ ными семинарами в Москве и Ярославле, причем за одно занятие у Джеффа Беноя каждый ученик должен был заплатить 30 долларов. У нас же тренировки были бесплат­ ными, опять же из уважения бельгийца к липецкому ин­ структору рукопашного боя. С пребыванием бельгийца у нас связано немало курь­ езов. Например, дома у Во- ротынцева в это время как раз отключили горячую воду, и гостю пришлось долго рас­ толковывать эту особенность липецкого коммунального сервиса. А однажды, когда Джефф Веной утром смирен­ но пошел умываться холод­ ной водой, из крана не упа­ ло ни капли и послышалось сдавленное шипение. “Что, и холодную воду у вас от­ ключили?!”, — в ужасе вы­ скочил в коридор гость. Ока­ залось, что воду перекрыл сам хозяин квартиры — по­ текли трубы. Ученик Накоямы Японцы — очень скрытная нация, у которой все на све­ те строжайший секрет. Помните историю об изо­ бретении шелка? Впервые его изобрели в Японии еще в седой древности, но импера­ торы под страхом смертной казни запрещали поддан ­ ным выдавать секреты инос­ транцам и вывозить за пред­ елы Страны Восходящего Со­ лнца семена шелкового де ­ рева. “Украсть” секрет смог­ ли китайцы только спустя несколько веков, для чего их правителю пришлось ж е ­ ниться на дочке японского императора, которая в плат­ ке, покрывавшем голову, вывезла несколько семян. А в XVII - середине XIX веков Япония добровольно объявила о своей изоляции от мира, и любому иностран­ цу, оказавшемуся на ее зем ­ ле, грозила смерть. Лишь в 1851 году американский крейсер командора Перри под угрозой расстрела Осаки заставил японцев прекратить запираться от всего света, да и вообще с тех пор утекло немало воды. Но характер у жителей японских островов мало изменился. “внутренние” и “внешние” ученики. — Я был на нескольких семинарах, которые проводи­ ли в России мастера из Япо­ нии, — рассказывает Воро- тынцев. - Японцы хитрые: собрали деньги, показали внешнюю форму - так, мол, делайте и так - и уехали. Но важно знать не только это, а, например, какие группы мышц при том или ином движении напрягать, а ка­ кие, наоборот, расслабить. Важно правильно дышать. Без этого нельзя серьезно освоить каратэ, а просто за­ учивать движения - это не то. Оттого у нас и во всем мире много так называемых “дутых” мастеров едино ­ борств. Ну, умеют они под­ нимать ногу выше макушки, и что? Японцы всех этих сек­ ретов не рассказывают, учат формально. Мы для них “внешние” ученики. Другое дело, Джефф Веной — он сам постиг глубины воинско­ го искусства, и теперь в пику скрытным азиатам трениру­ ет людей во всех странах. Не случайно, я попросил пере­ водить каждое слово или реп­ лику бельгийца. Он акцен­ тирует внимание именно на нюансах, которые не препод­ ают японские учителя. Джефф Веной действи ­ тельно считается подвижни­ ком европейского каратэ. — Мы хотим вывести вос­ точные единоборства из-под влияния Японии, — объяс­ няет бельгиец цель подобных семинаров. — Эта страна изобрела каратэ, но по боль­ шому счету не спешит де ­ литься им с миром. Японцы хотят оставаться на ведущих ролях. А мы ставим цель раз­ вивать каратэ во всех стра­ нах. Поэтому Европейская федерация боевых искусств организовала уже более 30 семинаров в одной только России. — Мистер Веной, а как вы сами попали во “внутрен­ ние” ученики к японцу? Причем, вашим наставни­ ком был сам Масатошн На- каяма — один из родона­ чальников стиля шотокан. (Этот вопрос я задаю с осо­ бым интересом. Стать ис­ тинным. т.е. “внутренним" учеником - это огромная ред­ кость для не японца. В свое время прославившийся в кино Стивен Сигал около года умолял учителя айкидо, что­ бы тот взял его в ученики. Для этого Сигалу пришлось в совершенстве выучить японский я зы к и каждое утро встречать рассвет , стоя на коленях перед домом мастера ). — До этого я долго зани­ мался боевыми искусствами в Европе. А затем по делам бизнеса некоторое время жил в Японии. Там судьба свела меня с Накаямой. Он был из той редкой породы японцев, которые не счита­ ют, что секреты каратэ нуж­ но держать в тайне от ос­ тального мира. Это облегчи­ ло мне задачу. Я прозани­ мался у него довольно долго, а затем до самой смерти Учи­ теля приезжал к нему, что­ бы неделю-другую или хотя бы один день тренироваться с ним, а заодно похвастать своими достижениями. — Слышал, что вы были знакомы с человеком, кото­ рый стал прототипом героя знаменитого “Кровавого спорта”. — Да, его звали, как и в фильме — Френк Дюкс. Он тоже учился у японца борь­ бе джиу-джитсу. А затем ос­ новал много школ в США. Благодаря ему этот вид еди­ ноборств сейчас хорошо раз­ вит в мире. Уроки мастера В Липецке Джефф Веной давал по два продолжитель­ ных урока в день. А в пос­ ледний день своего пребыва­ ния у нас он провел закры­ тое занятие для лучших уче­ ников Игоря Воротынцева, тех, кто не ниже черного пояса. После окончания ра­ боты гость прибавил к мно­ гочисленным наградам и ти­ тулам липецкого тренера в разных видах единоборств еще и 3-й дан по шотокан- каратэ, а также назначил Воротынцева представителем Европейской федерации бо­ евых искусств по Липецкой области. — Вы знаете, что это не первый высокий гость, кото­ рого мы пригласили в Ли­ пецк, — говорит Воротын- цев. — У нас уже были зна­ менитые Алишер Жумабе- ков, Игорь Зайцев и первый командир спецназа Украины Петр Шерекин, который, кстати, передавал привет вашей газете и слова благо­ дарности за статью о его ви­ зите в Липецк на страницах “ЛСГ”. Все эти мастера исповеду­ ют жесткий контактный стиль боя, который изучают и мои ученики. По этому принципу мы и приглаша­ ем людей в Липецк. — Вы опять пригласили мастера на свой страх и риск за собственные деньги? — Нет, на этот раз частич­ ную помощь оказал област­ ной спорткомитет. — Подобные визиты по­ могают вашим ученикам? — Несомненно. Даже если у человека пока не хватает мастерства, чтобы повторить все, что показывал Джефф Веной, то рано или поздно все это всплывет. Переоце­ нить подобные уроки труд­ но. Юрий КРИВОРУЧКО. К ст ат и Ис т ор ия кара тэ : ' ; о т Ф унакоси доДшффа Веноя М ногие дум ают , что К а рат э в Японии сущ ест вует м н ого век ов: Но на са м ом деле эт о м олодое направление в сра внении с к ит а йск им уш у или к орейск им т хек вондо. В средние века японские рыцари-самураи изучали во ­ все не каратэ, а борьбу кемпо, где, прежде всего, требо­ валось умение работать с мечом. Искусство самообороны голыми руками зародилось после того, как в XVIII веке японцы завоевали остров Окинаву и запретили местным жителям иметь всякое оружие. Так появился стиль оки- нава-тз, считающийся предвестником современного ка­ ратэ. А само каратэ появилось лишь в двадцатом;столетии. Его вдохновителем стал знаменитый Гичин Фунакоси, уроженец Окинавы, проживший около 90 лет, большую часть которых он посвятил тому, чтобы переработать опыт предшественников и создать новый вид едино­ борств, названный им каратэ-до, что в переводе означает “путь пустой руки”. Правда, официальные японские власти не спешили при­ знавать каратэ, и лишь когда в 1921 году кронпринц, бу ­ дущий император Хирохито побывал в гостях у Фунако­ си, развитие этого вида единоборств пошло семимиль­ ными шагами. За несколько лет секции появились на всей территории Японии, а само каратэ скоро было вве­ дено в обязательную школьную программу. После Второй мировой войны каратэ проникло за пред­ елы Японии, а заодно оно стало дробиться на более мед- iciie стили. По популярности сейчас в мире всех опере ­ жает стиль кекусинкай, созданный в 50-х Масутацу Оямон. Ученики и ближайшие родственники Гичина Фунако­ си стали придерживаться стиля шотокан. Одним из ли ­ деров этого направления стал Масатоши Накаяма, у ко­ торого было много учеников, в том числе несколько ев ­ ропейцев. Среди них выделился экс-чемпион мира Джефф Веной, чуть больше полугода назад избранный прези ­ дентом Европейской федерации боевых искусств. Сейчас в мире насчитывается несколько десятков сти­ лей каратэ. Классическими признаны четыре из них: шотокан, шнто-рю, вадо-рю и годжу-рю. .______ ________

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz