Липецкая спортивная газета. 2002 г.

Липецкая спортивная газета. 2002 г.

1Д КАНИ КУЛЫ UoO f t 1т .* iin, :1V ............. ...... ; 1 шпецкан спорттвная газета" .P/IMI;’.’» Я» Ш Щ в Щ IP Я». ЯР В последние годы на рынк е Росси и появился большой выбор продук ции велосипедных фирм из США, Европы, Азии . Здесь приведены основные типы велосипедов. 1. Д орож ный велосипед (Cit yb ike) Это закрыта я (мужская) или открытая (женская) рама, колеса диаметром 28 дюймов (обычно 6 2 2x37 , 40мм), несъемные грязевые щитки, прочный багажник, цепь, обычно закрытая спе­ циальным кожухом. Посад­ ка на таком велосипеде поч­ ти вертикальна. Такой вело­ сипед не предназначен для длительных поездок и поез- докпо бездорожью. Раньше, как правило, он имел одну передачу. Однако в послед­ нее время (на Западе это не новшество) появилось мно­ го моделей, оснащенных ме­ ханизмами переключения передач, причем обычно пла­ нетарными втулками, хотя иногда встречаются и с обыч­ ными механизмами пере ­ ключения передач. Это 3-4- 7-скоростные втулки, напри­ мер Shimano Nexus. Такие втулки часто бывают совме­ щены с тормозами, то есть торможение производится вращением педалей назад, как на обычном дорожном велосипеде. Переключение происходит внутри при по­ мощи набора шестеренок, причем переключать переда­ чи можно стоя на месте. Главный их недостаток — большой вес, в для трех- и четырехскоростных втулок— большой шаг между переда­ чами, доходящий до 35%. 2 . Горный велосипед (М ТБ, m ount ain bike) Это велосипеды с очень прочной и достаточно легкой рамой, со специальной гео­ метрией. Часто отсутствует провис каретки, то есть ка­ ретка находится не ниже линии, соединяющей оси колес. Из этого следует, что МТБ имеет увеличенный до ­ рожный просвет. Для той же цели используют уменьшен­ ный диаметр ведущих и, со­ ответственно, ведомых звез­ дочек. Это позволяет при езде по сильно пересеченной мес­ тности не задевать ведущи­ ми звездочками и шатунами за препятствия. Также при­ меняются прочные обода, иногда двухстенные и даже трехстенные, из легких спла­ вов, часто пистонированные, мощные покрышки (диаметр колес обычно 26 дюймов, 559x44...57 мм). Велосипед имеет передний и задний переключатель скоростей, рукоятки переключателей находятся на руле. Данные велосипеды имеют от 18 до 27 передач. Эти велосипеды предназначены для езды в особо тяжелых условиях: по горам, камням, грязи, сне­ гу, песку, и столь широкий выбор передач предназначен для выбора нужной в зави­ симости от условий езды, а также плавного перехода от одного передаточного отно­ шения к другому. Отличительной чертой МТВ является их тормозная система. Она, в отличие от клещевых систем на шоссей­ ных и дорожных велосипе­ дах, консольная. Консоли тормозных рычагов приваре­ ны к раме и вилке. На них непосредственно монтируют­ ся тормозные рычаги с тор­ мозными колодками. Их ♦вывернутая» наружу ком­ поновка обеспечивает доста­ точно высокие грязевые про­ светы, позволяя колесу бес­ препятственно вращаться в раме и вилке в условиях сильного загрязнения. Сдру­ гой стороны, ход колодок при этом не является перпен­ дикулярным к ободу, что приводит к разрегулировке по мере истирания колодок. Специальная конструкция переднего и заднего пере­ ключателей с мощными воз­ вратными пружинами и кон­ струкция ведущих и ведомых звездочек, имеющих разно­ образную форму зубьев и спе­ циальные уступы и рампы для переходов цепи, а также улучшенные цепи позволяют надежно переключать пере­ дачи в условиях сильного загрязнения и высоких на­ грузок как вверх, так и вниз. Уменьшенный размер веду­ щих и малых ведомых звез­ дочек способствует расшире­ нию диапазона передач. Горные велосипеды могут быть как без амортизаторов в подвеске, с передним амор­ тизатором, так и с двумя амортизаторами. Кроме того, существуют еще велосипеды с «полужесткой» подвеской сзади. Самый обычный горный велосипед без амортизато­ ров (Rigid). Часто имеет хро­ момолибденовую раму, иног­ да с баттингом, изредка — алюминиевую, в-более деше­ вых моделях — стальную типа hi-ten. Обычно оснаща­ ется оборудованием началь­ ного или среднего класса. Вполне применим для поез­ док по шоссе, грунтовым дорогам умеренной разби­ тости. В последнее время таких велосипедов становит­ ся все меньше, наличие хоть какого-нибудь амортизатора в передней вилке на горном велосипеде становится нор­ мой. Хардтейл (H ard ta il) — горный велосипед с передним амортизатором и классичес­ кой рамой. Такие велосипе­ ды имеют хорошую раму из высоколегированной стали, обычно с баттингом, но чаще из алюминиевых сплавов. Софттейл (Softtail) — гор­ ный велосипед с передним амортизатором, но со специ­ альной рамой, верхние перья задней вилки которой име­ ют специальную геометрию (обратите внимание на фото), обеспечивающую некоторую мягкость в подвесе заднего колеса. Рамы таких велоси­ педов изготавливаются из высокогибких материалов. Двухподвесочный велоси­ пед (Full-suspension) — гор­ ный велосипед со специаль­ ной конструкцией рамы, свя­ занной с амортизационной подвеской обоих колес. Для многодневного туризма ма­ лопригоден по причине не­ возможности установки нор­ мального багажника. Имеет достаточно большой вес. 3. АТВ (All Terrain Bike, вседорож ный велосипед) По сути это недорогой гор­ ный велосипед, имеющий колеса 24 или 26 дюймов. Как правило, имеет 15-21 передачу. 4 . Гибрид (Hybrid) Отчасти новый для россий­ ского велосипедиста тип. Это велосипед с колесами 28 дюй­ мов (622x32...44), с прочной рамой, имеющей геометрию и компоновку, близкую к горному велосипеду, но не­ сколько облегченную и с бо­ лее высокой посадкой. Боль­ шинство узлов и агрегатов — переключатели скоростей, тормозная система также взяты от него, хотя часть обо­ рудования может быть спе­ циализированной (Shimano Nexave, С201, С101, С050). В последнее время появилась отчетливая тенденция ста­ вить на такие велосипеды амортизационную вилку, обычно короткоходную, с ходом около 40 мм. Иногда даже встречаются модели с амортизационной подвеской заднего колеса, например, целая серия Scott Tacoma. Часто имеется багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие вспомогатель­ ные агрегаты. Данный тип велосипедов хорошо подхо­ дит для дальних путешест­ вий, прочная рама и надеж­ ное оборудование позволяют передвигаться по дорогам с разным типом покрытий вплоть до плохих грунтовок с приличной скоростью. Как правило, такие велосипеды имеют от 18 до 27 скоростей. Что-то типа наших велоси­ педов «Турист», «Спутник», но по своим эксплуатацион­ ным характеристикам, та­ ким как прочность и ходо­ вые качества, безусловно, значительно лучше. 5 . Туринг (Touring, туристическ ий велосипед) Этот тип велосипеда явля­ ется шагом к шоссейному велосипеду. Правда, встре­ чается достаточно редко и часто не выделяется в от­ дельную группу. Это вело­ сипед с колесами 27 ...28 дюймов (622х32...37), внеш­ не очень похож на шоссей­ ный велосипед с нисходя ­ щим рулем («бараньи рога»). Отличается от него более прочными колесами и рамой, обычно более длин­ ной, что повышает управля­ емость и плавность хода, главное же отличие — ши­ рокий диапазон переключе­ ния передач — от горного ве­ лосипеда. Советские велоси­ педы типа «Турист», «Спут­ ник» можно было бы назы­ вать как гибридами, так и турингами. 6 . Шоссейный ( гоночный) велосипед (Road b ike) Колеса, как правило, 27 дюймов (кроме специальных велосипедов). Изменениям, по сравнению с советским периодом, подверглись от­ дельные узлы и агрегаты: система переключения ско­ ростей, тормозная система, появились клинчерные коле­ са. В этих колесах применя­ ются очень узкие покрышки и камеры вполне традицион­ ной конструкции, это избав­ ляет велосипедиста от муче­ ний, связанных с заменой однотрубок, не говоря о зна­ чительно более редких про­ колах. Преимущество шос­ сейных велосипедов в полной мере проявляется, соответ­ ственно, на шоссе, появля­ ется возможность ехать зна­ чительно быстрее и дальше. На гладком асфальте при одинаковых энергозатратах можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на до­ рожном или горном велоси­ педе, на крупнозернистом преимущество существенно меньше. Но для многодневного ту­ ризма под рюкзаком такие велосипеды имеют ограни­ ченную применимость — ста­ вить багажник (кроме, мо­ жет быть, легенького) на та­ кой велосипед не стоит и, по крайней мере, при этом вы­ езжать за пределы асфальта. 7. Трековый велосипед Специальная разновид ­ ность гоночных велосипедов, предназначенная для гонок на треке, не имеет ни меха­ низма переключения скорос­ тей, ни тормозов, колесо жестко связано цепью с пе­ далями, поэтому свободного хода нет в принципе. Коле­ са, как правило, 27 дюймов, хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль — «бараньи рога». 8 . Фрирайдный jf rreeridel и даунхильный (Downhill) велосипеды И те, и другие формально являются горными велосипе­ дами, но если на фрирайд- ном велосипеде можно нор­ мально ездить по обычным дорогам, по сути, это не ­ сколько усиленный двухпод­ вес, то двухподвесочный ве­ лосипед для даунхила — это тяжеленный монстр, езда на котором по ровной местнос­ ти — тяжелый труд. 9 . Ск ладной и детск ий велосипеды Тут можно лишь сказать, что обычно это совсем про­ стые велосипеды, названия которых говорят сами за себя. Складные велосипеды иногда бывают многоскорос­ тными, что, впрочем, не очень улучшает их ездовые качества. 10. Велосипед для триала и фристайла (ВМ Х) По сути это велосипед для выполнения разнообразных трюков, так сказать, заме­ нитель скейтборда. 7-10-й типы велосипедов, на мой взгляд, совершенно не годятся для туризма в лю­ бых его видах. Правда, в какой-то степени исключе­ нием могут считаться склад­ ные велосипеды, особенно многоскоростные. На них вполне можно совершать от­ носительно небольшие поез­ дки-прогулки. sportsmen.ru Ролики: как и м е я ! К а ж дый зна ет , что все ропперы fu ропик и т ож е) делят ся на два к л а сса : а гр есси вные (т а к ие прыгают по перила м и на ра м пе, вечно в синяк а х и сса дин а х , на «чугунных» ролик а х с м а л ен ьк им и к ол есик а м и ) и фит н есс (не спеша р а ссек а ют а сф а льт овые просторы/ ш Э то все, безусловно, пра­ вильно, но, во-первых, это деление распростра­ няется на людей, которые ка­ таются на роликах более-ме­ нее регулярно, а не просто вышли один .раз покататься за все лето, во-вторых, все почему-то забывают хоккей на роликах, а в-третьих, кроме и этих трех видов, су­ ществуют и отдельные под­ виды, на которых хотелось бы остановиться подробней. Сам я никогда на агрес­ сивных роликах не катался. А тем, кто еще только соби­ рается купить первые агрес­ сивные ролики, — мой со­ вет: купите сначала фитнесс — так и научитесь быстрее, и шишек меньше заработа­ ете, а потом еще не факт, что захотите покупать себе Roces. Агрессивщики делятся на «опытных» и «лентяев». Причем дело тут не в коли­ честве времени, которое рол­ лер катается, а в его уме­ нии и желании совершен­ ствоваться. «Опытные» аг­ рессивщики — это мастера своего дела, катаются мно­ го, делают невероятно слож­ ные прыжки и элементы, постоянно учаться чему-то новому. Их можно сравнить с настоящими спортсмена­ ми. «Лентяи» — это те люди, которые встали на аг­ рессивные ролики из-за же ­ лания «круто» выглядеть, потому что это м о дн о .. . Обычно они не умеют даже ехать спиной вперед, не то что прыгать. Конечно, есть индивидуумы, которые кое- чему научились, но все рав­ но основное их занятие — стоять около рампы с бутыл­ кой пива и обсуждать, на­ сколько они «крутые» ребя­ та. Фитнесс В фитнесс-катании можно выделить три группы: все те же «лентяи», «любители» и «опытные». сЛентяев» на фитнессах еще больше, чем на «агрессивах»>. Все с той же неизменной {бутылочкой пива они лежат на газонах, не спеша передвигаются на блестящих роликах, обсуж­ дают последние; новинки в технологии рамы от Salo- mon’a. «Любители» — самая многочисленная категория роллеров. Женщины, жела­ ющие всегда быть в форме, семьи с маленькими детьми, веселые компании молоде­ жи ... Все они накручивают свои часы-километры в еди­ ном порыве похудеть, улуч­ шить физическую форму, неплохо провести время. Последняя группа — «опытные» — самая разно­ образная и пестрая. Все «опытные» фитнессы, как и агрессивщики, занимаются только одним — постоянно стараются совершенствовать своё мастерство. Среди «опытных» выделяются два основных направления: те, кто занимаются преимущес­ твенно «артистик-слаломом» (artistic-slalom), и те, кто катается «спид-слалом» (spe­ ed-slalom). Артистик-слалом по сути красивое объезжание Эксперт иза фишек-стаканчиков, расстав­ ленных в ряд через опреде­ ленное расстояние (обычно 80 см), а в спид-слаломе важ­ на не красота, а скорость (за­ секается время проезда ли­ цом вперед и спиной вперед). На Западе (особенно вАме­ рике) также развито фигур­ ное катание на роликах (по­ хоже на танцы на льду), но у нас этим мало кто занима­ ется (в виду отсутствия до­ статочно большого числа хо ­ рошо катающихся людей и подходящих площадок). Хок кей Хоккеисты на роликах - это особые люди. Все они, безусловно, фанаты игры, очень неплохо умеют катать­ ся, презирают защиту. Но хоккей у нас еще не очень развит. Играет мало народа, используя самодельное обо­ рудование, соревнования не проводятся. sportsmen.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz