Липецкая спортивная газета. 2002 г.
1Д КАНИ КУЛЫ UoO f t 1т .* iin, :1V ............. ...... ; 1 шпецкан спорттвная газета" .P/IMI;’.’» Я» Ш Щ в Щ IP Я». ЯР В последние годы на рынк е Росси и появился большой выбор продук ции велосипедных фирм из США, Европы, Азии . Здесь приведены основные типы велосипедов. 1. Д орож ный велосипед (Cit yb ike) Это закрыта я (мужская) или открытая (женская) рама, колеса диаметром 28 дюймов (обычно 6 2 2x37 , 40мм), несъемные грязевые щитки, прочный багажник, цепь, обычно закрытая спе циальным кожухом. Посад ка на таком велосипеде поч ти вертикальна. Такой вело сипед не предназначен для длительных поездок и поез- докпо бездорожью. Раньше, как правило, он имел одну передачу. Однако в послед нее время (на Западе это не новшество) появилось мно го моделей, оснащенных ме ханизмами переключения передач, причем обычно пла нетарными втулками, хотя иногда встречаются и с обыч ными механизмами пере ключения передач. Это 3-4- 7-скоростные втулки, напри мер Shimano Nexus. Такие втулки часто бывают совме щены с тормозами, то есть торможение производится вращением педалей назад, как на обычном дорожном велосипеде. Переключение происходит внутри при по мощи набора шестеренок, причем переключать переда чи можно стоя на месте. Главный их недостаток — большой вес, в для трех- и четырехскоростных втулок— большой шаг между переда чами, доходящий до 35%. 2 . Горный велосипед (М ТБ, m ount ain bike) Это велосипеды с очень прочной и достаточно легкой рамой, со специальной гео метрией. Часто отсутствует провис каретки, то есть ка ретка находится не ниже линии, соединяющей оси колес. Из этого следует, что МТБ имеет увеличенный до рожный просвет. Для той же цели используют уменьшен ный диаметр ведущих и, со ответственно, ведомых звез дочек. Это позволяет при езде по сильно пересеченной мес тности не задевать ведущи ми звездочками и шатунами за препятствия. Также при меняются прочные обода, иногда двухстенные и даже трехстенные, из легких спла вов, часто пистонированные, мощные покрышки (диаметр колес обычно 26 дюймов, 559x44...57 мм). Велосипед имеет передний и задний переключатель скоростей, рукоятки переключателей находятся на руле. Данные велосипеды имеют от 18 до 27 передач. Эти велосипеды предназначены для езды в особо тяжелых условиях: по горам, камням, грязи, сне гу, песку, и столь широкий выбор передач предназначен для выбора нужной в зави симости от условий езды, а также плавного перехода от одного передаточного отно шения к другому. Отличительной чертой МТВ является их тормозная система. Она, в отличие от клещевых систем на шоссей ных и дорожных велосипе дах, консольная. Консоли тормозных рычагов приваре ны к раме и вилке. На них непосредственно монтируют ся тормозные рычаги с тор мозными колодками. Их ♦вывернутая» наружу ком поновка обеспечивает доста точно высокие грязевые про светы, позволяя колесу бес препятственно вращаться в раме и вилке в условиях сильного загрязнения. Сдру гой стороны, ход колодок при этом не является перпен дикулярным к ободу, что приводит к разрегулировке по мере истирания колодок. Специальная конструкция переднего и заднего пере ключателей с мощными воз вратными пружинами и кон струкция ведущих и ведомых звездочек, имеющих разно образную форму зубьев и спе циальные уступы и рампы для переходов цепи, а также улучшенные цепи позволяют надежно переключать пере дачи в условиях сильного загрязнения и высоких на грузок как вверх, так и вниз. Уменьшенный размер веду щих и малых ведомых звез дочек способствует расшире нию диапазона передач. Горные велосипеды могут быть как без амортизаторов в подвеске, с передним амор тизатором, так и с двумя амортизаторами. Кроме того, существуют еще велосипеды с «полужесткой» подвеской сзади. Самый обычный горный велосипед без амортизато ров (Rigid). Часто имеет хро момолибденовую раму, иног да с баттингом, изредка — алюминиевую, в-более деше вых моделях — стальную типа hi-ten. Обычно оснаща ется оборудованием началь ного или среднего класса. Вполне применим для поез док по шоссе, грунтовым дорогам умеренной разби тости. В последнее время таких велосипедов становит ся все меньше, наличие хоть какого-нибудь амортизатора в передней вилке на горном велосипеде становится нор мой. Хардтейл (H ard ta il) — горный велосипед с передним амортизатором и классичес кой рамой. Такие велосипе ды имеют хорошую раму из высоколегированной стали, обычно с баттингом, но чаще из алюминиевых сплавов. Софттейл (Softtail) — гор ный велосипед с передним амортизатором, но со специ альной рамой, верхние перья задней вилки которой име ют специальную геометрию (обратите внимание на фото), обеспечивающую некоторую мягкость в подвесе заднего колеса. Рамы таких велоси педов изготавливаются из высокогибких материалов. Двухподвесочный велоси пед (Full-suspension) — гор ный велосипед со специаль ной конструкцией рамы, свя занной с амортизационной подвеской обоих колес. Для многодневного туризма ма лопригоден по причине не возможности установки нор мального багажника. Имеет достаточно большой вес. 3. АТВ (All Terrain Bike, вседорож ный велосипед) По сути это недорогой гор ный велосипед, имеющий колеса 24 или 26 дюймов. Как правило, имеет 15-21 передачу. 4 . Гибрид (Hybrid) Отчасти новый для россий ского велосипедиста тип. Это велосипед с колесами 28 дюй мов (622x32...44), с прочной рамой, имеющей геометрию и компоновку, близкую к горному велосипеду, но не сколько облегченную и с бо лее высокой посадкой. Боль шинство узлов и агрегатов — переключатели скоростей, тормозная система также взяты от него, хотя часть обо рудования может быть спе циализированной (Shimano Nexave, С201, С101, С050). В последнее время появилась отчетливая тенденция ста вить на такие велосипеды амортизационную вилку, обычно короткоходную, с ходом около 40 мм. Иногда даже встречаются модели с амортизационной подвеской заднего колеса, например, целая серия Scott Tacoma. Часто имеется багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие вспомогатель ные агрегаты. Данный тип велосипедов хорошо подхо дит для дальних путешест вий, прочная рама и надеж ное оборудование позволяют передвигаться по дорогам с разным типом покрытий вплоть до плохих грунтовок с приличной скоростью. Как правило, такие велосипеды имеют от 18 до 27 скоростей. Что-то типа наших велоси педов «Турист», «Спутник», но по своим эксплуатацион ным характеристикам, та ким как прочность и ходо вые качества, безусловно, значительно лучше. 5 . Туринг (Touring, туристическ ий велосипед) Этот тип велосипеда явля ется шагом к шоссейному велосипеду. Правда, встре чается достаточно редко и часто не выделяется в от дельную группу. Это вело сипед с колесами 27 ...28 дюймов (622х32...37), внеш не очень похож на шоссей ный велосипед с нисходя щим рулем («бараньи рога»). Отличается от него более прочными колесами и рамой, обычно более длин ной, что повышает управля емость и плавность хода, главное же отличие — ши рокий диапазон переключе ния передач — от горного ве лосипеда. Советские велоси педы типа «Турист», «Спут ник» можно было бы назы вать как гибридами, так и турингами. 6 . Шоссейный ( гоночный) велосипед (Road b ike) Колеса, как правило, 27 дюймов (кроме специальных велосипедов). Изменениям, по сравнению с советским периодом, подверглись от дельные узлы и агрегаты: система переключения ско ростей, тормозная система, появились клинчерные коле са. В этих колесах применя ются очень узкие покрышки и камеры вполне традицион ной конструкции, это избав ляет велосипедиста от муче ний, связанных с заменой однотрубок, не говоря о зна чительно более редких про колах. Преимущество шос сейных велосипедов в полной мере проявляется, соответ ственно, на шоссе, появля ется возможность ехать зна чительно быстрее и дальше. На гладком асфальте при одинаковых энергозатратах можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на до рожном или горном велоси педе, на крупнозернистом преимущество существенно меньше. Но для многодневного ту ризма под рюкзаком такие велосипеды имеют ограни ченную применимость — ста вить багажник (кроме, мо жет быть, легенького) на та кой велосипед не стоит и, по крайней мере, при этом вы езжать за пределы асфальта. 7. Трековый велосипед Специальная разновид ность гоночных велосипедов, предназначенная для гонок на треке, не имеет ни меха низма переключения скорос тей, ни тормозов, колесо жестко связано цепью с пе далями, поэтому свободного хода нет в принципе. Коле са, как правило, 27 дюймов, хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль — «бараньи рога». 8 . Фрирайдный jf rreeridel и даунхильный (Downhill) велосипеды И те, и другие формально являются горными велосипе дами, но если на фрирайд- ном велосипеде можно нор мально ездить по обычным дорогам, по сути, это не сколько усиленный двухпод вес, то двухподвесочный ве лосипед для даунхила — это тяжеленный монстр, езда на котором по ровной местнос ти — тяжелый труд. 9 . Ск ладной и детск ий велосипеды Тут можно лишь сказать, что обычно это совсем про стые велосипеды, названия которых говорят сами за себя. Складные велосипеды иногда бывают многоскорос тными, что, впрочем, не очень улучшает их ездовые качества. 10. Велосипед для триала и фристайла (ВМ Х) По сути это велосипед для выполнения разнообразных трюков, так сказать, заме нитель скейтборда. 7-10-й типы велосипедов, на мой взгляд, совершенно не годятся для туризма в лю бых его видах. Правда, в какой-то степени исключе нием могут считаться склад ные велосипеды, особенно многоскоростные. На них вполне можно совершать от носительно небольшие поез дки-прогулки. sportsmen.ru Ролики: как и м е я ! К а ж дый зна ет , что все ропперы fu ропик и т ож е) делят ся на два к л а сса : а гр есси вные (т а к ие прыгают по перила м и на ра м пе, вечно в синяк а х и сса дин а х , на «чугунных» ролик а х с м а л ен ьк им и к ол есик а м и ) и фит н есс (не спеша р а ссек а ют а сф а льт овые просторы/ ш Э то все, безусловно, пра вильно, но, во-первых, это деление распростра няется на людей, которые ка таются на роликах более-ме нее регулярно, а не просто вышли один .раз покататься за все лето, во-вторых, все почему-то забывают хоккей на роликах, а в-третьих, кроме и этих трех видов, су ществуют и отдельные под виды, на которых хотелось бы остановиться подробней. Сам я никогда на агрес сивных роликах не катался. А тем, кто еще только соби рается купить первые агрес сивные ролики, — мой со вет: купите сначала фитнесс — так и научитесь быстрее, и шишек меньше заработа ете, а потом еще не факт, что захотите покупать себе Roces. Агрессивщики делятся на «опытных» и «лентяев». Причем дело тут не в коли честве времени, которое рол лер катается, а в его уме нии и желании совершен ствоваться. «Опытные» аг рессивщики — это мастера своего дела, катаются мно го, делают невероятно слож ные прыжки и элементы, постоянно учаться чему-то новому. Их можно сравнить с настоящими спортсмена ми. «Лентяи» — это те люди, которые встали на аг рессивные ролики из-за же лания «круто» выглядеть, потому что это м о дн о .. . Обычно они не умеют даже ехать спиной вперед, не то что прыгать. Конечно, есть индивидуумы, которые кое- чему научились, но все рав но основное их занятие — стоять около рампы с бутыл кой пива и обсуждать, на сколько они «крутые» ребя та. Фитнесс В фитнесс-катании можно выделить три группы: все те же «лентяи», «любители» и «опытные». сЛентяев» на фитнессах еще больше, чем на «агрессивах»>. Все с той же неизменной {бутылочкой пива они лежат на газонах, не спеша передвигаются на блестящих роликах, обсуж дают последние; новинки в технологии рамы от Salo- mon’a. «Любители» — самая многочисленная категория роллеров. Женщины, жела ющие всегда быть в форме, семьи с маленькими детьми, веселые компании молоде жи ... Все они накручивают свои часы-километры в еди ном порыве похудеть, улуч шить физическую форму, неплохо провести время. Последняя группа — «опытные» — самая разно образная и пестрая. Все «опытные» фитнессы, как и агрессивщики, занимаются только одним — постоянно стараются совершенствовать своё мастерство. Среди «опытных» выделяются два основных направления: те, кто занимаются преимущес твенно «артистик-слаломом» (artistic-slalom), и те, кто катается «спид-слалом» (spe ed-slalom). Артистик-слалом по сути красивое объезжание Эксперт иза фишек-стаканчиков, расстав ленных в ряд через опреде ленное расстояние (обычно 80 см), а в спид-слаломе важ на не красота, а скорость (за секается время проезда ли цом вперед и спиной вперед). На Западе (особенно вАме рике) также развито фигур ное катание на роликах (по хоже на танцы на льду), но у нас этим мало кто занима ется (в виду отсутствия до статочно большого числа хо рошо катающихся людей и подходящих площадок). Хок кей Хоккеисты на роликах - это особые люди. Все они, безусловно, фанаты игры, очень неплохо умеют катать ся, презирают защиту. Но хоккей у нас еще не очень развит. Играет мало народа, используя самодельное обо рудование, соревнования не проводятся. sportsmen.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz