Липецкая спортивная газета. 2002 г.

Липецкая спортивная газета. 2002 г.

14 ' гфЩ-хжтштшттажтг: . . . . . Я шт ............ с--. ■заж*!ШаЗР 1 Р&&К 2 ежхахХ' П А Н О Р А М А №13 хшт$Ы Оп орт и шкопа Ко да президентский Ук аз = т указ, а «стартовый выс рел» к ра о е П а ра ппепьно еще т опьк о предст оящ им гп оба п ьным и зм ен ен и ям в си ст ем е от еч ест вен н ого обра зова н ия , к от орые не год и не два уж е «бук суют » пок а пишь на уровн е м и н и ст ер ск и х д и ск у сси й и н евн ят ных эк сп ерим ент ов в регион а х , где оч ередные нова ции ст опичных м эт ров просвещ ен ия да пек о не всегд а попучают однозна чную оцен к у , в р осси й ск и х шк опа х т ем вр ем ен ем на бира ет ход « президент ск а я реформ а » , т а к ск а за т ь, в от депьно взят ом , но чрезвыч а йн о ва ж н ом на пра впении — ф и зи ч еск ом воспит а н ии дет ей . Вопрос общ его сост оян ия здоровья н а ш его юного пок опен ия н а ст опьк о за пущ ен , что т еперь сна ча па приходит ся дум ат ь не о спорт ивном соверш ен ст вова н и и уч ащ ихся , а об эп ем ент а рн ой их ф и зи ч еск ой за к а п к е, об а за х фи зподгот овк и и приобщении к здоровом у обра зу ж и зн и . Н а пр о тяже нии деся ­ тилетий за ним аясь с толь полюбившимся им и превращенным уже чуть ли ни в отрасль науки «школьным реформаторст­ вом», то и дело переписы­ вая свои же учебники и лег­ ко меняя собственные же толкования отдельных их глав и разделов, а также «в ногу со временем о постоян­ но усложняя учебные про­ граммы, академики от пе­ дагогики как -т о все з абыва­ ли учитывать, чт о увеличе­ ние н агруз ок н а учащихся требует и соо тветствующ его повышения их, так сказать, учебной выносливости. Не говоря уж о том, что школа по определению обязана не только совершенствовать умственное развитие детей, но и растить их здоровыми, физически полноценными, да и хотя бы поддерживать тот уровень дошкольной «до­ машней физподготовки», с которым родители передают своих дете й-«перв окл ашек» учителям начальных классов. Кстати, именно с этого пе­ риода в жизни ребят на ­ чинается разрушение всего достигнутого заботливыми папами и мамами, которые по родительской, традиции чуть ли ни с грудного воз­ раста занимались закалива­ нием ребенка, а порой и в стесненных условиях квар­ тир устраивали для своих детей «шведские стенки», турники, находя место и для игр с футбольным мячом, и для «велотрека») в коридоре. Особенно же заинтересован­ ные и любящие родители нередко показывают себя и вдумчивыми «тренерами» своих детей, используя для занятий с ними специаль­ ную литературу и обучая, например, азам плавания или хотя бы умению дер­ жаться на воде прямо в ван­ ной комнате. Разумеется, никаких кон­ кретных программ и методик по физвоспитанию малышей в школах нет, а из «универ­ сальных» учителей началь­ ных классов далеко не каж ­ дый имеет представление даже о простейших разми­ ночных комплексах гимнас­ тических упражнений. Ну а сколько формализма и не­ редкой бестолковости в про­ ведении стандартных уроков физкультуры , как часто они, и без того приносящие мало пользы и дающие ми­ нимум эффекта, еще и заме­ няются порой в угоду так называемым профильным предметам, всевозможным контрольным работам и «об­ щественным мероприятиям», мы прекрасно помним и зна­ ем и из собственного школь­ ного прошлого. Хотя, если быть предель­ но объективными, то у нас на всех тогда хватало и мя­ чей, и скакалок, и теннис­ ных шариков, и лыж (кото­ рых сегодня, между прочим, в некоторых школах нет со­ всем — старые, поломанные списаны «на дрова», а новые не приобретаются уже мно­ го лет). Утром, перед нача­ лом учебных занятий, мож­ но было свободно войти в школьный спортзал, порез­ виться под баскетбольным кольцом, подтянуться деся­ ток -друг ой р аз н а перекла­ ди не в порядке сиюмину тно­ го турнира -к онкурс а, или «по тягать» гири и га н тели, неизменно тес нившиеся в у глу. И все это при участии тоже заранее приходившего в школу единственного физ­ рука, считавшегося обычно самым любимым и «свойс­ ким» из всех учителей. Сегодня же, увы, старше­ классники, например, тоже собираются частенько за пол­ часа до первого урока, но не в спортивном зале, а возле ки­ оска, где поштучно продают­ ся сигареты (и ведь специаль­ но для школьников!), или воз­ ле подъездов близлежащих жилых домов, мимо которых ежедневно спешат на работу и ничего не замечающие школьные преподаватели. Но вообще -т о они , н ад о о тдать им д олжное , осоз на­ ют создавшую ситуацию и выражают искреннюю озабо­ ченность неудовлетворитель­ ным уровнем физической подготовки и здоровья со­ временных детей и подрост­ ков. Удивляет другое: липец­ кая учительская обществен­ ность, всегда находившаяся на виду в отечественной пе­ дагогике, выделявшаяся в ней своим новаторством, эн­ тузиазмом и привержен ­ ностью всему передовому в избранном профессиональ­ ном деле, нынче как бы плы­ вет по течению в многомил­ лионной компании своих коллег, уже не отличаясь инициативностью и лишь робко выступая против неко­ торых сомнительных положе­ ний уже упоминавшихся пресловутых министерских реформ. Если же и перени­ мает что-то разумное и ме­ тодически новое, то с неоп­ равданной в данном случае патриотичностью и предан­ ностью — только и только из сугубо отечественного опыта. А ведь с некоторых пор все мы произвели, нако­ нец, объективную переоцен­ ку иных западных (и под­ линных!) ценностей, смело смотрим на них уже с дру­ гих, рациональных точек зрения и, не скромничая лу­ каво, многому учимся у кол­ лег из цивилизованных стран в самых разных областях жизни. Все чаще российские специалисты, получив нема­ лые в этом возможности, бывают в наиболее полезных в таком плане для нас госу­ дарствах, в том числе и ли ­ пецкие педагоги, не раз вы­ езжавшие, например, в США с группами детей в оздоро­ вительные лагеря и центры. Так вот они, с присущей им профессиональной ц еп ­ костью взгляда, не могли не заметить различий между «учительской», а чаще все­ го — в тесной «каптерке» спортзала. Их, конечно же, можно понять, им действи­ тельно есть от чего передо­ хнуть и о чем поговорить: о скромной зарплате, о вирту­ альных надбавках к ней, которые как-то все невоз­ можно ощутить, да о вечной проблеме все тех же мячей — где бы «достать» лишний, где подлатать пару старых, разбитых вконец неутоми­ мыми школьными футбо­ листами... И все же, согласитесь, профессия, если она люби­ мая, и дело, если оно избран­ ное, должны бытьца первом месте в череде всех житейс­ ния: прошел месяц, другой, начался и третий после того памятного госсоветовского заседания, а кроме добрых призывов, советов и привы­ чных деклараций в наличии, как говорится, пока ничего больше не имеется. Правда, готовится будто бы Указ Пре­ зидента России по вопросам физической культуры, спор­ та и оздоровления нации. Но, сдается лично мне, под­ готовка раздела этого доку­ мента, посвященного реорга­ низации физического воспи­ тания школьников, вновь доверена академикам и «ре­ форматорам» из Министер­ ства образования, а от них слишком уж быстрого по­ американскими и нашими школьниками даже во внеш­ ней энергетике, в физичес­ ком сложении и поведении и в школе, и вне ее стен. Так пусть же подтвердят те из наших учителей-земляков, кто сопровождал, скажем, липецких ребят-«черно ­ быльцев» или воспитанни­ ков хоккейной ДЮСШ в по­ ездках за океан, что на ули­ цах городов этой славящей­ ся здоровьем нации страны трудно встретить курящего юного американца, тем бо­ лее делающего это демон­ стративно, на виду у своих учителей, под окнами шко­ лы или колледж а . Зато наши педагоги наверняка заметили и отметили для себя, что на пути в школу американскому подростку попадутся как минимум две-три классных баскет ­ больных площадки, и возле каждой из них он непремен­ но остановится, сделает хоть пару бросков по кольцу, а затем, оставив мяч в опреде­ ленном месте, бодро, весело, а то и вприпрыжку продол­ жит свой путь на занятия. «Переменка» в американ­ ской школе — это тоже сплошное массовое спортив­ ное действо! Тот же «фирмен­ ный» баскетбол — самый национальный вид спорта в США — или шутливая бей­ сбольная «свара», вечная мальчишечья борьба с «под­ ножками». И даже наша, чисто российская (!) девчачья игра в «классики»! В самой же гуще всех этих событий — учителя, и не один, не два, и частенько — темно­ кожие, атлетически сложен­ ные, с идеальной спортивной фигурой — кумиры малень­ ких американцев. А наши преподаватели физвоспитания свободное время между уроками в лучшем случае проводят в ких забот и непременно — в связке с рабочим Творчест­ вом, потому что слишком уж ответственны и благородны обязанности по воспитанию детей и физическому их раз­ витию — в частности. Ведь все те сложности и труднос­ ти, которые обсуждаются в «учительских», сегодня уже можно с полным основани­ ем называть временными: экономика страны находит­ ся на очевидном, хотя и не таком спором, как хотелось бы, подъеме, в ближайшие же годы она наверняка бу­ дет развиваться еще энер­ гичнее и для участия в об­ щенациональной большой преобразовательной работе потребуется новое, тоже еще более энергичное, трудолю­ бивое, выносливое поколе­ ние, которое и составят ны­ нешние школьники. Липецкое учительство всю глобальность и значимость своих профессиональных за ­ дач глубоко осознает и даже пришло к верному понима­ нию этого вопроса задолго до того, как он был официаль­ но озвучен пару месяцев на­ зад на самом высоком госу­ дарственном уровне — в ре­ комендациях президента и Госсовета РФ, предлагаю­ щих, в частности, значитель­ но увеличить количество ча­ сов, отводимых для уроков физкультуры. В пору подго­ товки этого материала было опрошено около трети дирек­ торов липецких школ и их заместителей, излагавших, будем надеяться, общее мне­ ние своих педагогических коллективов, и все они без исключения в самом начале разговора высказывали од­ нозначное «за». Другое дело, что энтузиазм некоторых руководителей школ уже начинают не ­ сколько охлаждать традици­ онно небеспричинные сомне­ лета научно-педагогической мысли ждать, как известно, не приходится. — Положения реформ, когда-либо рождавшихся в министерских кабинетах, находящихся от российских школ так же далеко, как мы все — от Америки, всегда неизменно вызывали и вы­ зывают в среде учителей- практиков одни только за ­ тяжные споры, а то и кате­ горичное несогласие, — эмо­ ционально рассуждал в на­ шей беседе один из «спор­ тивных» школьных дирек­ торов. —А с физвоспитани- ем-то детей чего там меся­ цами размышлять, коли эта актуальнейшая проблема вызревала годами?! Большинство же из его не менее рассудительных кол­ лег, ничуть не сомневаясь в полезности расширения про­ граммы физического воспи­ тания и оздоровительной работы среди своих юных подопечных, задаются лишь двумя-тремя риторическими и все обобщающими вопро­ сами: как конкретно и на какие средства будет осущес­ твляться реорганизация это­ го направления учебной де­ ятельности? И действительно, иници­ атива, поступившая с само­ го верха и пока просчитыва­ емая в правительстве и об­ ретающая узаконенные фор­ мы в виде будущего прези­ дентского указа, уже долж­ на бы вызвать вразумитель­ ный отзвук во властных эта­ жах чуть пониже и делать первые практические, а глав­ ное — самостоятельные, ини­ циативные шаги. В решени­ ях Госсовета содержится яв ­ ный намек на то, что основ­ ная организационная на ­ грузка в этом большом деле ляж ет на региональные властные структуры. —У нас в педагогическом коллективе есть и осознание всей актуальности и важнос­ ти предстоящей работы, и даже люди, которые не толь­ ко готовы, а уже давно за ­ нимаются ею на обществен­ ных началах, — сказала, например, директор 9-й ли­ пецкой школы Лидия Татар- никова. — Один из наших бывших выпускников, мас­ тер спорта, регулярно вече­ рами, после работы, занима­ ется с ребятишками в спор­ тивном клубе «Спартак», созданном им и его столь же бескорыстными единомыш­ ленниками при школьном коллективе физкультуры. Но у большинства ребятишек нет простейшей тренировоч­ ной формы, а та, что есть, приобретена родителями, от­ сутствует и элементарней­ ший спортинвентарь, трене­ ры-энтузиасты используют собственные тренажеры-«са­ моделки» . Когда же государ- ство-то, а в его лице — мест­ ные власти начнут приобре­ тать для юных спортсменов самое необходимое, если мы провозглашаем делом обще­ государственным заботу о физическом развитии и здо­ ровье школьников? А это уже — вопрос не риторический, адресный и призывающий к действию соответствующие органы. И впрямь, не ждать же школь­ ным физрукам почтовые по­ сылки от президента с фут­ больными мячами и теннис­ ными ракетками! Или взять ту же известную проблему со школьными спортплощадками. В боль­ шинстве своем они находят­ ся в запущенном состоянии, поскольку там уже много лет не ступала нога комму ­ нальщика. Даже более-ме­ нее готовые принимать спортсменов-школьников мини-стадионы остаются не­ благоустроенными, травмоо­ пасными и требуют по край­ ней мере планировки грун­ товых покрытий. О травя- ном-то уж и говорить не приходи тся . Многие из школьных спортплощадок, как, например, в 38-й шко­ ле, не огорожены, вытопта­ ны жильцами соседних до­ мов и загажены собаками и — так прямо и следует ска­ зать! — их владельцами, обожающими , надо по ­ лагать, своих домашних жи ­ вотных, но почему-то так не уважающими и не любящи­ ми ... детей. И городские власти не принимают ника ­ ких мер к этим нарушите­ лям общественного порядка. Правда, недавно, «на во­ лне» известных уже государ­ ственных решений, дирек­ цией школы направлено в мэрию письмо с соответству­ ющей просьбой, и хочется верить, что летний спортив­ ный сезон ребята из этой школы встретят на приведен­ ной в порядок спортплощад­ ке. Надо надеяться, что и все прочие'вопросы по обозна­ ченной нами сегодня «школьно-спортивной» теме попадут, наконец, в поле зре­ ния областной и городских администраций, получат сво­ евременный импульс в их ре­ шении и будут и впредь при­ влекать к себе соответствую­ щее внимание соответствую­ щих же ответственных работ­ ников. И не только после обращений к ним с письма­ ми и просьбами, и не дожи­ даясь в том числе президен­ тского Указа. Геннадий СОЛОВЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz