Липецкая спортивная газета. 2002 г.
14 ' гфЩ-хжтштшттажтг: . . . . . Я шт ............ с--. ■заж*!ШаЗР 1 Р&&К 2 ежхахХ' П А Н О Р А М А №13 хшт$Ы Оп орт и шкопа Ко да президентский Ук аз = т указ, а «стартовый выс рел» к ра о е П а ра ппепьно еще т опьк о предст оящ им гп оба п ьным и зм ен ен и ям в си ст ем е от еч ест вен н ого обра зова н ия , к от орые не год и не два уж е «бук суют » пок а пишь на уровн е м и н и ст ер ск и х д и ск у сси й и н евн ят ных эк сп ерим ент ов в регион а х , где оч ередные нова ции ст опичных м эт ров просвещ ен ия да пек о не всегд а попучают однозна чную оцен к у , в р осси й ск и х шк опа х т ем вр ем ен ем на бира ет ход « президент ск а я реформ а » , т а к ск а за т ь, в от депьно взят ом , но чрезвыч а йн о ва ж н ом на пра впении — ф и зи ч еск ом воспит а н ии дет ей . Вопрос общ его сост оян ия здоровья н а ш его юного пок опен ия н а ст опьк о за пущ ен , что т еперь сна ча па приходит ся дум ат ь не о спорт ивном соверш ен ст вова н и и уч ащ ихся , а об эп ем ент а рн ой их ф и зи ч еск ой за к а п к е, об а за х фи зподгот овк и и приобщении к здоровом у обра зу ж и зн и . Н а пр о тяже нии деся тилетий за ним аясь с толь полюбившимся им и превращенным уже чуть ли ни в отрасль науки «школьным реформаторст вом», то и дело переписы вая свои же учебники и лег ко меняя собственные же толкования отдельных их глав и разделов, а также «в ногу со временем о постоян но усложняя учебные про граммы, академики от пе дагогики как -т о все з абыва ли учитывать, чт о увеличе ние н агруз ок н а учащихся требует и соо тветствующ его повышения их, так сказать, учебной выносливости. Не говоря уж о том, что школа по определению обязана не только совершенствовать умственное развитие детей, но и растить их здоровыми, физически полноценными, да и хотя бы поддерживать тот уровень дошкольной «до машней физподготовки», с которым родители передают своих дете й-«перв окл ашек» учителям начальных классов. Кстати, именно с этого пе риода в жизни ребят на чинается разрушение всего достигнутого заботливыми папами и мамами, которые по родительской, традиции чуть ли ни с грудного воз раста занимались закалива нием ребенка, а порой и в стесненных условиях квар тир устраивали для своих детей «шведские стенки», турники, находя место и для игр с футбольным мячом, и для «велотрека») в коридоре. Особенно же заинтересован ные и любящие родители нередко показывают себя и вдумчивыми «тренерами» своих детей, используя для занятий с ними специаль ную литературу и обучая, например, азам плавания или хотя бы умению дер жаться на воде прямо в ван ной комнате. Разумеется, никаких кон кретных программ и методик по физвоспитанию малышей в школах нет, а из «универ сальных» учителей началь ных классов далеко не каж дый имеет представление даже о простейших разми ночных комплексах гимнас тических упражнений. Ну а сколько формализма и не редкой бестолковости в про ведении стандартных уроков физкультуры , как часто они, и без того приносящие мало пользы и дающие ми нимум эффекта, еще и заме няются порой в угоду так называемым профильным предметам, всевозможным контрольным работам и «об щественным мероприятиям», мы прекрасно помним и зна ем и из собственного школь ного прошлого. Хотя, если быть предель но объективными, то у нас на всех тогда хватало и мя чей, и скакалок, и теннис ных шариков, и лыж (кото рых сегодня, между прочим, в некоторых школах нет со всем — старые, поломанные списаны «на дрова», а новые не приобретаются уже мно го лет). Утром, перед нача лом учебных занятий, мож но было свободно войти в школьный спортзал, порез виться под баскетбольным кольцом, подтянуться деся ток -друг ой р аз н а перекла ди не в порядке сиюмину тно го турнира -к онкурс а, или «по тягать» гири и га н тели, неизменно тес нившиеся в у глу. И все это при участии тоже заранее приходившего в школу единственного физ рука, считавшегося обычно самым любимым и «свойс ким» из всех учителей. Сегодня же, увы, старше классники, например, тоже собираются частенько за пол часа до первого урока, но не в спортивном зале, а возле ки оска, где поштучно продают ся сигареты (и ведь специаль но для школьников!), или воз ле подъездов близлежащих жилых домов, мимо которых ежедневно спешат на работу и ничего не замечающие школьные преподаватели. Но вообще -т о они , н ад о о тдать им д олжное , осоз на ют создавшую ситуацию и выражают искреннюю озабо ченность неудовлетворитель ным уровнем физической подготовки и здоровья со временных детей и подрост ков. Удивляет другое: липец кая учительская обществен ность, всегда находившаяся на виду в отечественной пе дагогике, выделявшаяся в ней своим новаторством, эн тузиазмом и привержен ностью всему передовому в избранном профессиональ ном деле, нынче как бы плы вет по течению в многомил лионной компании своих коллег, уже не отличаясь инициативностью и лишь робко выступая против неко торых сомнительных положе ний уже упоминавшихся пресловутых министерских реформ. Если же и перени мает что-то разумное и ме тодически новое, то с неоп равданной в данном случае патриотичностью и предан ностью — только и только из сугубо отечественного опыта. А ведь с некоторых пор все мы произвели, нако нец, объективную переоцен ку иных западных (и под линных!) ценностей, смело смотрим на них уже с дру гих, рациональных точек зрения и, не скромничая лу каво, многому учимся у кол лег из цивилизованных стран в самых разных областях жизни. Все чаще российские специалисты, получив нема лые в этом возможности, бывают в наиболее полезных в таком плане для нас госу дарствах, в том числе и ли пецкие педагоги, не раз вы езжавшие, например, в США с группами детей в оздоро вительные лагеря и центры. Так вот они, с присущей им профессиональной ц еп костью взгляда, не могли не заметить различий между «учительской», а чаще все го — в тесной «каптерке» спортзала. Их, конечно же, можно понять, им действи тельно есть от чего передо хнуть и о чем поговорить: о скромной зарплате, о вирту альных надбавках к ней, которые как-то все невоз можно ощутить, да о вечной проблеме все тех же мячей — где бы «достать» лишний, где подлатать пару старых, разбитых вконец неутоми мыми школьными футбо листами... И все же, согласитесь, профессия, если она люби мая, и дело, если оно избран ное, должны бытьца первом месте в череде всех житейс ния: прошел месяц, другой, начался и третий после того памятного госсоветовского заседания, а кроме добрых призывов, советов и привы чных деклараций в наличии, как говорится, пока ничего больше не имеется. Правда, готовится будто бы Указ Пре зидента России по вопросам физической культуры, спор та и оздоровления нации. Но, сдается лично мне, под готовка раздела этого доку мента, посвященного реорга низации физического воспи тания школьников, вновь доверена академикам и «ре форматорам» из Министер ства образования, а от них слишком уж быстрого по американскими и нашими школьниками даже во внеш ней энергетике, в физичес ком сложении и поведении и в школе, и вне ее стен. Так пусть же подтвердят те из наших учителей-земляков, кто сопровождал, скажем, липецких ребят-«черно быльцев» или воспитанни ков хоккейной ДЮСШ в по ездках за океан, что на ули цах городов этой славящей ся здоровьем нации страны трудно встретить курящего юного американца, тем бо лее делающего это демон стративно, на виду у своих учителей, под окнами шко лы или колледж а . Зато наши педагоги наверняка заметили и отметили для себя, что на пути в школу американскому подростку попадутся как минимум две-три классных баскет больных площадки, и возле каждой из них он непремен но остановится, сделает хоть пару бросков по кольцу, а затем, оставив мяч в опреде ленном месте, бодро, весело, а то и вприпрыжку продол жит свой путь на занятия. «Переменка» в американ ской школе — это тоже сплошное массовое спортив ное действо! Тот же «фирмен ный» баскетбол — самый национальный вид спорта в США — или шутливая бей сбольная «свара», вечная мальчишечья борьба с «под ножками». И даже наша, чисто российская (!) девчачья игра в «классики»! В самой же гуще всех этих событий — учителя, и не один, не два, и частенько — темно кожие, атлетически сложен ные, с идеальной спортивной фигурой — кумиры малень ких американцев. А наши преподаватели физвоспитания свободное время между уроками в лучшем случае проводят в ких забот и непременно — в связке с рабочим Творчест вом, потому что слишком уж ответственны и благородны обязанности по воспитанию детей и физическому их раз витию — в частности. Ведь все те сложности и труднос ти, которые обсуждаются в «учительских», сегодня уже можно с полным основани ем называть временными: экономика страны находит ся на очевидном, хотя и не таком спором, как хотелось бы, подъеме, в ближайшие же годы она наверняка бу дет развиваться еще энер гичнее и для участия в об щенациональной большой преобразовательной работе потребуется новое, тоже еще более энергичное, трудолю бивое, выносливое поколе ние, которое и составят ны нешние школьники. Липецкое учительство всю глобальность и значимость своих профессиональных за дач глубоко осознает и даже пришло к верному понима нию этого вопроса задолго до того, как он был официаль но озвучен пару месяцев на зад на самом высоком госу дарственном уровне — в ре комендациях президента и Госсовета РФ, предлагаю щих, в частности, значитель но увеличить количество ча сов, отводимых для уроков физкультуры. В пору подго товки этого материала было опрошено около трети дирек торов липецких школ и их заместителей, излагавших, будем надеяться, общее мне ние своих педагогических коллективов, и все они без исключения в самом начале разговора высказывали од нозначное «за». Другое дело, что энтузиазм некоторых руководителей школ уже начинают не сколько охлаждать традици онно небеспричинные сомне лета научно-педагогической мысли ждать, как известно, не приходится. — Положения реформ, когда-либо рождавшихся в министерских кабинетах, находящихся от российских школ так же далеко, как мы все — от Америки, всегда неизменно вызывали и вы зывают в среде учителей- практиков одни только за тяжные споры, а то и кате горичное несогласие, — эмо ционально рассуждал в на шей беседе один из «спор тивных» школьных дирек торов. —А с физвоспитани- ем-то детей чего там меся цами размышлять, коли эта актуальнейшая проблема вызревала годами?! Большинство же из его не менее рассудительных кол лег, ничуть не сомневаясь в полезности расширения про граммы физического воспи тания и оздоровительной работы среди своих юных подопечных, задаются лишь двумя-тремя риторическими и все обобщающими вопро сами: как конкретно и на какие средства будет осущес твляться реорганизация это го направления учебной де ятельности? И действительно, иници атива, поступившая с само го верха и пока просчитыва емая в правительстве и об ретающая узаконенные фор мы в виде будущего прези дентского указа, уже долж на бы вызвать вразумитель ный отзвук во властных эта жах чуть пониже и делать первые практические, а глав ное — самостоятельные, ини циативные шаги. В решени ях Госсовета содержится яв ный намек на то, что основ ная организационная на грузка в этом большом деле ляж ет на региональные властные структуры. —У нас в педагогическом коллективе есть и осознание всей актуальности и важнос ти предстоящей работы, и даже люди, которые не толь ко готовы, а уже давно за нимаются ею на обществен ных началах, — сказала, например, директор 9-й ли пецкой школы Лидия Татар- никова. — Один из наших бывших выпускников, мас тер спорта, регулярно вече рами, после работы, занима ется с ребятишками в спор тивном клубе «Спартак», созданном им и его столь же бескорыстными единомыш ленниками при школьном коллективе физкультуры. Но у большинства ребятишек нет простейшей тренировоч ной формы, а та, что есть, приобретена родителями, от сутствует и элементарней ший спортинвентарь, трене ры-энтузиасты используют собственные тренажеры-«са моделки» . Когда же государ- ство-то, а в его лице — мест ные власти начнут приобре тать для юных спортсменов самое необходимое, если мы провозглашаем делом обще государственным заботу о физическом развитии и здо ровье школьников? А это уже — вопрос не риторический, адресный и призывающий к действию соответствующие органы. И впрямь, не ждать же школь ным физрукам почтовые по сылки от президента с фут больными мячами и теннис ными ракетками! Или взять ту же известную проблему со школьными спортплощадками. В боль шинстве своем они находят ся в запущенном состоянии, поскольку там уже много лет не ступала нога комму нальщика. Даже более-ме нее готовые принимать спортсменов-школьников мини-стадионы остаются не благоустроенными, травмоо пасными и требуют по край ней мере планировки грун товых покрытий. О травя- ном-то уж и говорить не приходи тся . Многие из школьных спортплощадок, как, например, в 38-й шко ле, не огорожены, вытопта ны жильцами соседних до мов и загажены собаками и — так прямо и следует ска зать! — их владельцами, обожающими , надо по лагать, своих домашних жи вотных, но почему-то так не уважающими и не любящи ми ... детей. И городские власти не принимают ника ких мер к этим нарушите лям общественного порядка. Правда, недавно, «на во лне» известных уже государ ственных решений, дирек цией школы направлено в мэрию письмо с соответству ющей просьбой, и хочется верить, что летний спортив ный сезон ребята из этой школы встретят на приведен ной в порядок спортплощад ке. Надо надеяться, что и все прочие'вопросы по обозна ченной нами сегодня «школьно-спортивной» теме попадут, наконец, в поле зре ния областной и городских администраций, получат сво евременный импульс в их ре шении и будут и впредь при влекать к себе соответствую щее внимание соответствую щих же ответственных работ ников. И не только после обращений к ним с письма ми и просьбами, и не дожи даясь в том числе президен тского Указа. Геннадий СОЛОВЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz