Липецкая спортивная газета. 2001 г.

Липецкая спортивная газета. 2001 г.

14 . .^иПец|^:Спортивнвя.вазБ1Т'а'^; '"•"* ■'""1‘ »*«•■.!!•••«*: ^ г в д ж э а л « й1;ннвайя2001'гг''’''^’^~"5Л **•• " Г; -•“ »-= «в«авшв^»й>М1^я1рияйзрш|<у;шм1ж^шмм»и»йЕа^^ =>_ ш а ,------- „----_______ .. ***» 4«t«,<< ИИ Ь О© о 1 ьй ЧС 1 И ро сс иян g® § люб ителей бани Л юбовь р у сск о го ч еловек а к па рилк е н а ст ольк о велик а и всеобъем лющ а , что к а к - т о да ж е н еудобн о , что т ольк о сей ч а с, на п ят ом а оду “ж и зн и " а а зет ы , м ы реш или от к рыт ь на ст ра н ица к “Л СГ" пост оян ный “К л уб лю бит елей ба н и ”. Вы п у ск и К луба м ы н а д е ем ся сдела т ь р егу л я р н ы м и , п ри ч ем н а м ерен ы не т ольк о публик ова т ь совет ы сп ец и а л и ст ов ба нной проц едуры , но и с у д о во л ь ст ви ем у зн а ем о ра злич ных любопыт ных сл у ч а я х , прои зош едш их в ба не с к ем - т о из наш их чит ат елей . А сегодн я — “вводн а я л ек ц и я " об ист ории бань на Руси , п ерепеч а т а н н а я из к н и ги “Ба н и - са ун ы ”. О собенно любили бань­ ки на севере России, из Урале, в Сибири. «Банька была у него постро­ ена на славу: большая, свет­ лая, просторная, с лиловы ­ ми печками, менявшимися чуть не каждый год... Перед баней иногда скоблили и строгали рубанком и лавки, и пол, и стены, чтоб была как новая... Чуть не с полночи жарили баню, варили щело­ ки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку... В предбаннике на лавках вы ­ соко, в несколько рядов, на­ ложены были кошмы, пок­ рытые белыми простынями; весь иол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее сено, крытое также просты­ нями. В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком: калу ­ фер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы. На лавках лежали веники, сто­ лпи медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие ту ­ еса, налитые подогретым на мяте квасом для окатывания перед тем, как лезть на по­ лок. На особом крытом ска ­ тертью столике разложены были суконки, мелко расче­ санные вехотки (пучок рас­ чесанного мочала) и куски яичного казанского мыла». Особой популярностью в качестве напи тка в бане пользовался квас, в приго­ товлении которого наши предки были большие мас­ тера и выдумщики. Квасы приготовлялись па плодово- ягодных соках, на меде, с добавлением пахнущих трав и пряностей. Парились в ба­ нях очень долго и выпивали за многочасовое пребывание в бане огромное количество кваса . Мельников-Печор- ский писал, что упомянутый им игумен-старовер «целые жбаны холодного квасу вы­ пивал». В почете был так называемый парной квас — ядреный, шипучий, бьющий в нос. Во многих губерниях Рос­ сии был обычай при заходе в баню, когда человек гото­ вился войти в парилку, он съедал несколько ломтиков свежей редьки. Ничего дру­ гого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наеш ься л у к у , ступай в баню, натрись хреном и за ­ пей квасом. Самой старой русской ба­ ней была баня по-черному, которая, по аналогии с кур ­ ной избой, называется кур ­ ной, что значит: в бане ус­ танавливается печь без тру­ бы и дым выходит прямо в баню и через дверь и оконце на улицу. Дым со временем коптит стены бани до черно­ ты. Истопить такую баню не­ легко, надо вовремя закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». Стены такой бани после топки обливают во­ дой, а иногда стены моют. Более сложной является ши­ роко распространенная в России т ак назы ваем ая бан я -кам енка , в которой печь с трубой, баня внутри чистая. В зависимости от своего вкуса, хозяин делает 2-3 пол­ ка, низких или высоких. Тот, кто любит жаркую баню, самый высокий полок дела­ ет чуть ли не под потолком (чем выше поднялся, тем выше температура). На эти полки (скамейки) на разных уровнях настилали иногда подушки или матрацы, на­ битые сеном или соломою, которые покрывались белы­ ми простынями. В России бани почти всег­ да топили березовыми дро­ вами, так как они наиболее калорийные и дают хоро ­ ший «дух». Сейчас в банях широко используют так называемые банные коктейли из пахучих веществ. А раньше эти кок ­ тейли успешно заменяли на­ стои из разных ароматичес­ ких трав: мяты , шалфея, тимьяна, листьев черной смо­ родины и малины, душицы, иногда даже полыни. Со­ бственно и нынешние кок ­ тейли готовятся на той же основе, только в последнее время прибавился настой из эвкалипта. Целебные арома­ ты в сочетании с высокой температурой убивают поч­ ти все микробы, бактерии в воздухе, на коже и верхних дыхательных путях. Как пи­ шет В.Иванченко, даже при последующем охлаждении микробы не смогут внедрить­ ся в организм. Следователь­ но, запах тоже способствует закаливанию... Наши предки , однако , 'ароматизировали баню более простым, но не менее эффек­ тивным методом. Они раз ­ брасывали свежие или сухие ароматные растения по пол­ кам. Особенно широко ис­ пользовались мята, шалфей, листья черной смородины, душица, лапник (ели) и др. Вообще славяне, русские для ароматизации использовали десятки разных трав, кустар­ ников, деревьев. Что каса ­ ется трав, то использовалось почти все разнотравье. Иног­ да полки устилались душис­ тым сеном и покрывались простыней. Когда же появились общес­ твенные бани? В XI веке пе­ реяславский епископ Ефрем, грек, начал вводить общес­ твенные бани в монастырях. Таким образом, народные бани на Руси начали сущес­ твовать еще в первые века христианства. Основателями общественных бань на Руси были, видимо, печорские мо­ нахи, побывавшие на Афо­ не, где они познакомились с греческими общественны­ ми банями. Кроме обычных, в XVIII веке в России появились так называемые «бадерские», лечебные бани, содержателя­ ми которых были обычно иностранцы. Такую баню хотел построить при дворе лекарь Петра I, Паульсон, но не построил. Особенным ус­ пехом в Петербурге до 1760 года пользовалась «бадерс- кая» баня Лемана, но в 1761 году у него появился конку ­ рент, француз Вандреда, ко ­ торый открыл «бадерскую» баню на Малой Морской улице в доме Квасова. В объявлении было сказано: баня открыта «для потения и разведения флюсов и дру­ гих телесных припадков, по док-торской рекомендации». Понятно, что в этих банях мылись в основном богатые. Вообще же такие бани в Рос­ сии не привились, так как хоть они и были лечебными, но такого лечебного эффек­ та, как русская баня, они едва ли могли дать. Старейшие московские бани находились у Каменно­ го моста и назывались поэ­ тому «каменные» или «каме- яноиские». Они были постро­ ены из кирпича, в то время как все остальные общест­ венные бани были деревян ­ ными. Не случайно, что они часто горели, а при пожаре 1812 года все бани Москвы выгорели. В торговые, базарные дни, а также в большие церков­ ные праздники обществен­ ные бани не топились. Исстари своими банями славилась Москва. Как отме­ чает В.А. Гиляровский, в конце XIX века в Москве было «шестьдесят самых раз­ нохарактерных бань», «про­ пускная» способность кото­ рых была велика. В «банные» дни, по субботам и накану ­ не больших праздни ков , каждая баня использовала около 3 тысяч веников, ко­ торые привозились в Моск­ ву возами из глухих дере­ вень, особенно из-под Гже ­ ли . Служившие в банях мальчики готовили эти вени­ ки «для парки». Они же раз ­ ливали по бутылкам квас, который продавался в банях. Мальчиков этих привозили в Москву из соседних облас­ тей: Я рославская давала Москве половых в трактиры, Владимирская — плотни ­ ков, Калужская — булочни­ ков. Банщиков давали три губернии: но в каждой — по одному-двум уездам. Моск­ ву насыщали банщиками уезды: Зар ай ски й -Р я зан ­ ский, Тульский-Каширский и Веневский. Самой популярной фигу­ рой в бане был парильщик, труд которого был неимовер­ но труден. «С пяти часов утра до двенадцати ночи голый и босой человек, только в од­ ном коротеньком фартучке от пупа до колена, работает беспрерывно всеми мускула­ ми своего тала, йри перемен­ ной температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру, да еще при том все время мокрый». От хозяина парильщик денег не получал, а жил за счет подачек от мывшихся за свой каторжный труд. Иног­ да из полученных денег по­ ловину он отдавал хозяину. В наших банях в XIX веке оказывалось много услуг. «В «дворянских» отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дер ­ ганье зубов, а «простонарод­ ные» бани являлись, можно безошибочно сказать, «поли­ клиникой» , где лечились нея- кие боле зн и . М едиками были фельдшера, цирюльни­ ки , бабки-костоправки , а парильщики и там и тут за ­ меняли массажистов еще в те времена, когда и слова это­ го не слыхали. Цирюльники проводили в банях кровопус­ кания, не соблюдая никакой санитарии . «Открывание крови» было любимой опе­ рацией ключников, ломови­ ков, мордастых лихачей, на­ чинавших жиреть лавочни­ ков и серого купечества. В женских банях для белизны лица заваривали в шайке траву-череду, а в «дворянс­ ких» банях женщины мыли лицо миндальными высевка­ ми. Потом шли разные при ­ тирания, вплоть до мытья головы керосином для роще- ния волос. «Порядочная» баня обяза­ тельно имеет три отделения: парное, мыльное и предбан­ ник. Каждое из них важное. Парное отделение гам, где парятся. Пословица предуп­ реждает: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «Парная баня», «Пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит». Рядом с париль ­ ней — мыльня. При «поря­ дочной» бане обязательно есть предбанник, где разде­ ваются, отдыхают и запива ­ ют баню квасом. С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Ког­ да топят баню, жар его вре­ менно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истоп­ ленной бане дух живет всег­ да. Он не любит родильниц, которых, однако, по тесноте в избе, наши предки всегда поселяли в бане. Но их там нельзя оставлять одних. Какое же действие оказы ­ вает русская баня на орга­ низм человека? Мытье в бане в течение 15-30 минут приводит к увеличению ко- лнчестка красных кровяных шариков в крови на 1 0 - 12 %, удельный вес крови повыша­ ется с 1,0538 до 1,0613; от­ носительное содержание ге­ моглобина также увеличива­ ется, почти вдвое учащается пульс, значительно учащает­ ся дыхание, сила вдоха и вы­ доха, а такж е жизненная емкость легких, температура тела повышается максимум до 39,4 градуса. При обиль­ ном потении в бане пище­ варительная сила желудоч­ ного сока и его кислотность уменьшаются, однако усвоя­ емость азотистых частей пищи при этом улучшается. Всасывание лекарств в же ­ лудке уменьшается. Парение веником способствует силь­ ному оттоки крови от внут­ ренних органов к перифе­ рии. Баня улучшает обмен веществ. Баня обладает широким комплексом гигиенических и лечебных свойств. Она по­ лезна при золотухе, ожире­ нии, подагре, суставном рев­ матизме, в начале всех ка ­ таральных заболевании сли­ зистых оболочек носа, зева, горла, бронхов, легких, ки ­ шок, мочевого пузыря, при хронических катарах наруж­ ного слухового канала, глот­ ки, миндалин, носа, при хро­ ническом воспалении спин­ ного мозга, застоях крови в печени, селезенке, желудке, кишках, при холере, при бо­ лезнях костей, при лихорад­ ке, накоплении жидких бо­ лезненных продуктов в ка ­ кой-либо полости, при об­ щих водянках и водянках живота, при серозных плев­ ритах, при неврозах, жиро ­ вом перерождении сердца. Так характеризует лечебные свойства бани одна из наших энциклопедий. А кому бани противопока­ заны? При длительных лихо­ радочных состояниях, крово­ течениях и предрасположе­ нии к ним, при слабости и истощении организма, ост­ рых заболеваний ушей и глаз, при пороке сердца, аневризме, при наклоннос­ ти к приливу крови к мозгу и легким, апоплексическом ударе, эмфиземе легких, при туберкулезе, при беремен­ ности с наклонностью к вы­ кидышу. В старину считалось, что не следуют ходить в баню тотчас после еды (после обе­ да и ужина): после приема пищи с баней следует обож­ дать 4 — 5 часов. Страдаю­ щим запорами перед баней полезно поставить клизму. С точки зрения очищения организма от разного рода шлаков, которые образуют­ ся в организме повседневно, баня играет огромную роль. С потом в бане вымывается из организма большое коли ­ чество вредных веществ, на­ копившихся в нем в резуль ­ тате обмена веществ. Вот почему после бани человек чувствует себя как вновь ро- д н вш им с я . Сразу после бани заниматься любовью не рекомендуются, так как ор­ ганизм после банной нагруз­ ки меньше всего предраспо­ ложен к сексуальности. Од­ нако на другой день после бани сексуальная сила и по­ ловое влечение настолько сильны , что многие и в баню-то ходят с целью испы­ тать на следующий день пер­ возданное чувство сексуаль­ ного удовлетворения. Вообще с древних времен банные процедуры были тес­ но связаны с эросом. С дав ­ них времен в России день, предшествующий дню люб­ ви, посвящался бане. Для того, чтобы любовная встре­ ча после банного дня прошла на должном уровне, необхо­ димо соблюдать ряд условий: «Перед баней не рекоменду­ ются употреблять в пищу тяжелых, труднолереварива- емых кушаний и консервов, копченостей!, мучных изде­ лий (типа блинов, пышек, пирогов и т.п .), жареного мяса, солений. В баню надо идти на полупустой желудок, можно отдать предпочтение молочным продуктам, рыб­ ным блюдам, фруктам и ово­ щам. Во время мытья в бане можно погрызть чисто бан­ ные овощи: репу, редьку, кольраби, фрукты, яблоко, грушу; ягоды — землянику, клубнику, малину. К «бан­ ной» кулинарии издавна от­ носятся такие нашггки, как квас, морс, натуральный сок. Но ни в коем случае в бане нельзя употреблять алкоголь­ ные напитки, даже нужно быть осторожным с употреб­ лением «холодненького пив­ ка». В бане нельзя быть очень активным , особенно надо быть осторожным с парны ­ ми процедурами, так как это «истощаетсилы», в том чис­ ле и сексуальные. После бани обязателен до­ вольно длительный отдых, не менее 4-5 часов. Что ка ­ сается приема пищи, то луч ­ ше всего потреблять легкие молочные и овощные к у ­ шанья и фрукты. Употреб­ лять алкогольные напитки после бани также не реко ­ мендуется. В случае, если будут со­ блюдаться эти несложные рекомендации, баня послу­ жит полноценной любовной встрече.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz