Липецкая спортивная газета. 2001 г.
14 . .^иПец|^:Спортивнвя.вазБ1Т'а'^; '"•"* ■'""1‘ »*«•■.!!•••«*: ^ г в д ж э а л « й1;ннвайя2001'гг''’''^’^~"5Л **•• " Г; -•“ »-= «в«авшв^»й>М1^я1рияйзрш|<у;шм1ж^шмм»и»йЕа^^ =>_ ш а ,------- „----_______ .. ***» 4«t«,<< ИИ Ь О© о 1 ьй ЧС 1 И ро сс иян g® § люб ителей бани Л юбовь р у сск о го ч еловек а к па рилк е н а ст ольк о велик а и всеобъем лющ а , что к а к - т о да ж е н еудобн о , что т ольк о сей ч а с, на п ят ом а оду “ж и зн и " а а зет ы , м ы реш или от к рыт ь на ст ра н ица к “Л СГ" пост оян ный “К л уб лю бит елей ба н и ”. Вы п у ск и К луба м ы н а д е ем ся сдела т ь р егу л я р н ы м и , п ри ч ем н а м ерен ы не т ольк о публик ова т ь совет ы сп ец и а л и ст ов ба нной проц едуры , но и с у д о во л ь ст ви ем у зн а ем о ра злич ных любопыт ных сл у ч а я х , прои зош едш их в ба не с к ем - т о из наш их чит ат елей . А сегодн я — “вводн а я л ек ц и я " об ист ории бань на Руси , п ерепеч а т а н н а я из к н и ги “Ба н и - са ун ы ”. О собенно любили бань ки на севере России, из Урале, в Сибири. «Банька была у него постро ена на славу: большая, свет лая, просторная, с лиловы ми печками, менявшимися чуть не каждый год... Перед баней иногда скоблили и строгали рубанком и лавки, и пол, и стены, чтоб была как новая... Чуть не с полночи жарили баню, варили щело ки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку... В предбаннике на лавках вы соко, в несколько рядов, на ложены были кошмы, пок рытые белыми простынями; весь иол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее сено, крытое также просты нями. В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком: калу фер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы. На лавках лежали веники, сто лпи медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие ту еса, налитые подогретым на мяте квасом для окатывания перед тем, как лезть на по лок. На особом крытом ска тертью столике разложены были суконки, мелко расче санные вехотки (пучок рас чесанного мочала) и куски яичного казанского мыла». Особой популярностью в качестве напи тка в бане пользовался квас, в приго товлении которого наши предки были большие мас тера и выдумщики. Квасы приготовлялись па плодово- ягодных соках, на меде, с добавлением пахнущих трав и пряностей. Парились в ба нях очень долго и выпивали за многочасовое пребывание в бане огромное количество кваса . Мельников-Печор- ский писал, что упомянутый им игумен-старовер «целые жбаны холодного квасу вы пивал». В почете был так называемый парной квас — ядреный, шипучий, бьющий в нос. Во многих губерниях Рос сии был обычай при заходе в баню, когда человек гото вился войти в парилку, он съедал несколько ломтиков свежей редьки. Ничего дру гого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наеш ься л у к у , ступай в баню, натрись хреном и за пей квасом. Самой старой русской ба ней была баня по-черному, которая, по аналогии с кур ной избой, называется кур ной, что значит: в бане ус танавливается печь без тру бы и дым выходит прямо в баню и через дверь и оконце на улицу. Дым со временем коптит стены бани до черно ты. Истопить такую баню не легко, надо вовремя закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». Стены такой бани после топки обливают во дой, а иногда стены моют. Более сложной является ши роко распространенная в России т ак назы ваем ая бан я -кам енка , в которой печь с трубой, баня внутри чистая. В зависимости от своего вкуса, хозяин делает 2-3 пол ка, низких или высоких. Тот, кто любит жаркую баню, самый высокий полок дела ет чуть ли не под потолком (чем выше поднялся, тем выше температура). На эти полки (скамейки) на разных уровнях настилали иногда подушки или матрацы, на битые сеном или соломою, которые покрывались белы ми простынями. В России бани почти всег да топили березовыми дро вами, так как они наиболее калорийные и дают хоро ший «дух». Сейчас в банях широко используют так называемые банные коктейли из пахучих веществ. А раньше эти кок тейли успешно заменяли на стои из разных ароматичес ких трав: мяты , шалфея, тимьяна, листьев черной смо родины и малины, душицы, иногда даже полыни. Со бственно и нынешние кок тейли готовятся на той же основе, только в последнее время прибавился настой из эвкалипта. Целебные арома ты в сочетании с высокой температурой убивают поч ти все микробы, бактерии в воздухе, на коже и верхних дыхательных путях. Как пи шет В.Иванченко, даже при последующем охлаждении микробы не смогут внедрить ся в организм. Следователь но, запах тоже способствует закаливанию... Наши предки , однако , 'ароматизировали баню более простым, но не менее эффек тивным методом. Они раз брасывали свежие или сухие ароматные растения по пол кам. Особенно широко ис пользовались мята, шалфей, листья черной смородины, душица, лапник (ели) и др. Вообще славяне, русские для ароматизации использовали десятки разных трав, кустар ников, деревьев. Что каса ется трав, то использовалось почти все разнотравье. Иног да полки устилались душис тым сеном и покрывались простыней. Когда же появились общес твенные бани? В XI веке пе реяславский епископ Ефрем, грек, начал вводить общес твенные бани в монастырях. Таким образом, народные бани на Руси начали сущес твовать еще в первые века христианства. Основателями общественных бань на Руси были, видимо, печорские мо нахи, побывавшие на Афо не, где они познакомились с греческими общественны ми банями. Кроме обычных, в XVIII веке в России появились так называемые «бадерские», лечебные бани, содержателя ми которых были обычно иностранцы. Такую баню хотел построить при дворе лекарь Петра I, Паульсон, но не построил. Особенным ус пехом в Петербурге до 1760 года пользовалась «бадерс- кая» баня Лемана, но в 1761 году у него появился конку рент, француз Вандреда, ко торый открыл «бадерскую» баню на Малой Морской улице в доме Квасова. В объявлении было сказано: баня открыта «для потения и разведения флюсов и дру гих телесных припадков, по док-торской рекомендации». Понятно, что в этих банях мылись в основном богатые. Вообще же такие бани в Рос сии не привились, так как хоть они и были лечебными, но такого лечебного эффек та, как русская баня, они едва ли могли дать. Старейшие московские бани находились у Каменно го моста и назывались поэ тому «каменные» или «каме- яноиские». Они были постро ены из кирпича, в то время как все остальные общест венные бани были деревян ными. Не случайно, что они часто горели, а при пожаре 1812 года все бани Москвы выгорели. В торговые, базарные дни, а также в большие церков ные праздники обществен ные бани не топились. Исстари своими банями славилась Москва. Как отме чает В.А. Гиляровский, в конце XIX века в Москве было «шестьдесят самых раз нохарактерных бань», «про пускная» способность кото рых была велика. В «банные» дни, по субботам и накану не больших праздни ков , каждая баня использовала около 3 тысяч веников, ко торые привозились в Моск ву возами из глухих дере вень, особенно из-под Гже ли . Служившие в банях мальчики готовили эти вени ки «для парки». Они же раз ливали по бутылкам квас, который продавался в банях. Мальчиков этих привозили в Москву из соседних облас тей: Я рославская давала Москве половых в трактиры, Владимирская — плотни ков, Калужская — булочни ков. Банщиков давали три губернии: но в каждой — по одному-двум уездам. Моск ву насыщали банщиками уезды: Зар ай ски й -Р я зан ский, Тульский-Каширский и Веневский. Самой популярной фигу рой в бане был парильщик, труд которого был неимовер но труден. «С пяти часов утра до двенадцати ночи голый и босой человек, только в од ном коротеньком фартучке от пупа до колена, работает беспрерывно всеми мускула ми своего тала, йри перемен ной температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру, да еще при том все время мокрый». От хозяина парильщик денег не получал, а жил за счет подачек от мывшихся за свой каторжный труд. Иног да из полученных денег по ловину он отдавал хозяину. В наших банях в XIX веке оказывалось много услуг. «В «дворянских» отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дер ганье зубов, а «простонарод ные» бани являлись, можно безошибочно сказать, «поли клиникой» , где лечились нея- кие боле зн и . М едиками были фельдшера, цирюльни ки , бабки-костоправки , а парильщики и там и тут за меняли массажистов еще в те времена, когда и слова это го не слыхали. Цирюльники проводили в банях кровопус кания, не соблюдая никакой санитарии . «Открывание крови» было любимой опе рацией ключников, ломови ков, мордастых лихачей, на чинавших жиреть лавочни ков и серого купечества. В женских банях для белизны лица заваривали в шайке траву-череду, а в «дворянс ких» банях женщины мыли лицо миндальными высевка ми. Потом шли разные при тирания, вплоть до мытья головы керосином для роще- ния волос. «Порядочная» баня обяза тельно имеет три отделения: парное, мыльное и предбан ник. Каждое из них важное. Парное отделение гам, где парятся. Пословица предуп реждает: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «Парная баня», «Пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит». Рядом с париль ней — мыльня. При «поря дочной» бане обязательно есть предбанник, где разде ваются, отдыхают и запива ют баню квасом. С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Ког да топят баню, жар его вре менно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истоп ленной бане дух живет всег да. Он не любит родильниц, которых, однако, по тесноте в избе, наши предки всегда поселяли в бане. Но их там нельзя оставлять одних. Какое же действие оказы вает русская баня на орга низм человека? Мытье в бане в течение 15-30 минут приводит к увеличению ко- лнчестка красных кровяных шариков в крови на 1 0 - 12 %, удельный вес крови повыша ется с 1,0538 до 1,0613; от носительное содержание ге моглобина также увеличива ется, почти вдвое учащается пульс, значительно учащает ся дыхание, сила вдоха и вы доха, а такж е жизненная емкость легких, температура тела повышается максимум до 39,4 градуса. При обиль ном потении в бане пище варительная сила желудоч ного сока и его кислотность уменьшаются, однако усвоя емость азотистых частей пищи при этом улучшается. Всасывание лекарств в же лудке уменьшается. Парение веником способствует силь ному оттоки крови от внут ренних органов к перифе рии. Баня улучшает обмен веществ. Баня обладает широким комплексом гигиенических и лечебных свойств. Она по лезна при золотухе, ожире нии, подагре, суставном рев матизме, в начале всех ка таральных заболевании сли зистых оболочек носа, зева, горла, бронхов, легких, ки шок, мочевого пузыря, при хронических катарах наруж ного слухового канала, глот ки, миндалин, носа, при хро ническом воспалении спин ного мозга, застоях крови в печени, селезенке, желудке, кишках, при холере, при бо лезнях костей, при лихорад ке, накоплении жидких бо лезненных продуктов в ка кой-либо полости, при об щих водянках и водянках живота, при серозных плев ритах, при неврозах, жиро вом перерождении сердца. Так характеризует лечебные свойства бани одна из наших энциклопедий. А кому бани противопока заны? При длительных лихо радочных состояниях, крово течениях и предрасположе нии к ним, при слабости и истощении организма, ост рых заболеваний ушей и глаз, при пороке сердца, аневризме, при наклоннос ти к приливу крови к мозгу и легким, апоплексическом ударе, эмфиземе легких, при туберкулезе, при беремен ности с наклонностью к вы кидышу. В старину считалось, что не следуют ходить в баню тотчас после еды (после обе да и ужина): после приема пищи с баней следует обож дать 4 — 5 часов. Страдаю щим запорами перед баней полезно поставить клизму. С точки зрения очищения организма от разного рода шлаков, которые образуют ся в организме повседневно, баня играет огромную роль. С потом в бане вымывается из организма большое коли чество вредных веществ, на копившихся в нем в резуль тате обмена веществ. Вот почему после бани человек чувствует себя как вновь ро- д н вш им с я . Сразу после бани заниматься любовью не рекомендуются, так как ор ганизм после банной нагруз ки меньше всего предраспо ложен к сексуальности. Од нако на другой день после бани сексуальная сила и по ловое влечение настолько сильны , что многие и в баню-то ходят с целью испы тать на следующий день пер возданное чувство сексуаль ного удовлетворения. Вообще с древних времен банные процедуры были тес но связаны с эросом. С дав них времен в России день, предшествующий дню люб ви, посвящался бане. Для того, чтобы любовная встре ча после банного дня прошла на должном уровне, необхо димо соблюдать ряд условий: «Перед баней не рекоменду ются употреблять в пищу тяжелых, труднолереварива- емых кушаний и консервов, копченостей!, мучных изде лий (типа блинов, пышек, пирогов и т.п .), жареного мяса, солений. В баню надо идти на полупустой желудок, можно отдать предпочтение молочным продуктам, рыб ным блюдам, фруктам и ово щам. Во время мытья в бане можно погрызть чисто бан ные овощи: репу, редьку, кольраби, фрукты, яблоко, грушу; ягоды — землянику, клубнику, малину. К «бан ной» кулинарии издавна от носятся такие нашггки, как квас, морс, натуральный сок. Но ни в коем случае в бане нельзя употреблять алкоголь ные напитки, даже нужно быть осторожным с употреб лением «холодненького пив ка». В бане нельзя быть очень активным , особенно надо быть осторожным с парны ми процедурами, так как это «истощаетсилы», в том чис ле и сексуальные. После бани обязателен до вольно длительный отдых, не менее 4-5 часов. Что ка сается приема пищи, то луч ше всего потреблять легкие молочные и овощные к у шанья и фрукты. Употреб лять алкогольные напитки после бани также не реко мендуется. В случае, если будут со блюдаться эти несложные рекомендации, баня послу жит полноценной любовной встрече.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz