Липецкая спортивная газета. 2001 г.

Липецкая спортивная газета. 2001 г.

№32 8 а в г у ст а 2001 г . ПАНОРАМА "Л ипецк ая сп ор т и вн а я г а з е т а " 15 Зв езда автострады М иха эль Ш УМ А Х ЕР : ' ' «Яучился еадиа щ газонокосилке» В п ро шлом году М и х аэлю Шумахеру удалось сделать то, чего болельщики «Феррари» ждали больше двадцати лет. Он завоевал для нее титул чемпиона мира. И в этом сезоне любой, кроме нового чемпионского звания, его результат будет расценен как поражение. К огда автогонщик идет пешком, он напоми­ нает футболиста. Ско­ рее всего, полузащитника, передвигающегося вдоль кромки поля вслед за более быстрыми партнерами и сле­ дящего взглядом за развити­ ем атаки. Походка гонщика одновременно напоминает обычную быструю ходьбу и ... торжественный марш. Взгляд устремлен вдаль. Все подчинено одной цеди — с каменным лицом, не оста­ навливаясь, пройти сквозь бесчисленные толпы охотни­ ков за автографами и все- таки попасть туда, куда нуж­ но. Трехкратный чемпион мира Михаэль Шумахер по­ хож на центрфорварда таран­ ного типа. Болельщику с блокнотиком задержать су­ перзвезду хоть на секунду в два раза тяжелее, чем любо­ го другого мастера «Форму­ лы-1». Ведь Шумми не толь­ ко самый высокооплачивае­ мый профессионал среди гон­ щиков, но и футболист-лю­ битель! На этот раз он спешит в вагончик отдыха команды ♦Феррари» (хотя назвать его вагончиком — значит, со­ лгать, ибо это настоящий дворец на колесах!), чтобы дать мне интервью. Наш раз­ говор начинается с футбола — ибо в апреле прошлого года, после победы на «Гран- при» Бразилии, приз Миха­ элю вручал сам Пеле. — Прежде чем отметить победу традиционным ду ­ шем из шампанского, ты что-то говорил великому бразильцу... — Я попросил его посодей­ ствовать мне в футбольных д ел ах . Ведь у моей команды в Швейцарии дол­ жен был состояться ответственный матч! Вот я и спросил Пеле, не сможет ли он приехать и сыграть за нас. Увы, матч проходил далековато от Бра­ зилии... — А был ли у тебя в дет­ стве футбольный кумир? Или ты выбирал их в мире автоспорта? — Всякое бывало. До сих пор жалею, что Энцо Ферра­ ри умер за восемь лет до того, как я пришел в коман­ ду. Ну а в футболе... Пом­ нишь Тони Шумахера, вра­ таря «Кельна» и сборной Гер­ мании? Я был его настоя ­ щим фэном. Вся школа была уверена, что это мой дядя. Когда я посвятил в эту вы­ думку своих одноклассни­ ков, мой авторитет возрос неимоверно. Мы на самом деле совсем не родственники, я видел его лишь на матчах. Но, представляешь, четыре года назад мне с Тони дей­ ствительно удалось сыграть! Да, он был моим героем, я хотел быть на него похожим. Но всегда знал — я слиш­ ком плохо играю для того, чтобы эти планы осуществи­ лись. И мне оставались гон­ ки, где дела шли, чего скры­ вать, малость получше... Так, значит, идолом юно­ го Михаэля был человек, чья яркая футбольная карьера омрачилась скандалом. Ха- ральд «Тони» Шумахер, при­ менив подлый прием, нанес атаковавшему его ворота со­ пернику тяжелейшую трав­ му, буквально чуть не убил его. Но кумирам все проща­ ется. Сейчас сам Михаэль — объект поклонения миллио­ нов. Трудно представить, каково быть первым гонщи­ ком планеты, болельщики которого есть в любой стра­ не. А ведь могло бы случить­ ся и так, что мы бы знали совсем другого Михаэля Шу­ махера, блистающего не на «Гран-при», а в германской Бундеслиге. Во всяком слу­ чае, в детстве Шумми меч­ тал именно об этом. — И что же, ты оказался совсем бесперспективным к футболист? — В юности я пытался ус­ троиться хотя бы в какую- нибудь маленькую футболь­ ную команду. Но, видно, был недостаточно хорошим игроком, чтобы меня выпус­ кали на поле. Приходилось просиживать штаны на ска­ мейке, в глубоком резерве. Честно говоря, я с того вре­ мени не сильно продвинул­ ся... Но, переехав из Мона­ ко в Швейцарию, не мог себе отказать в удовольствии вновь заняться футболом. Мне удается регулярно тре­ нироваться и играть — да и для поддержания спортивной формы полезно. В общем, мне это дело нравится. Шумахер участвует в бла­ готворительных матчах вмес­ те с другими знаменитостя­ ми, но не забывает и швей­ царскую любительскую команду. Банкет с премьер- министрами и поп-звездами не заменят Михаэлю «домаш­ него ужина» с его пестрой футбольной компанией, в составе которой есть и бан­ ковский клерк, и доктор, и грузчик, и даже дворник... Не случайно Михаэль, зара­ батывающий по полусотне миллионов долларов в год, столь популярен среди рабо­ чего класса. Ведь и сам он родился в небогатой семье. Когда в 17 лет Михаэль за­ вершил свое образование, он попытался овладеть специ­ альностью автомеханика. Где вы, счастливцы, купив­ шие подержанный автомо­ биль в гараже Бергмайстера в Керпене (Южная Герма­ ния) в 1986 году? Вполне вероятно, что вашу машину собственноручно ремонтиро­ вал великий Шумми (тогда- уже чемпион Германии по картингу)... — Сейчас не тянет вспом­ нить молодость, помочь ме­ ханикам «Феррари»? —К возне с железками сер­ дце у меня никогда не лежа­ ло. Эта работа помогла мне в понимании механической стороны гонок. Однако я всегда предпочитал само во­ ждение. Я гонял на картах с четырех лет — правда, пер­ вый карт отец мне сделал из газонокосилки. Но когда мне исполнилось десять, вы­ яснилось, что наша семья не может больше платить за мое увлечение картингом. Карьера десятилетнего гон­ щика могла бы тут же и за­ кончиться, но в судьбу бу­ дущего чемпиона вмешался счастливый случай в лице местного бизнесмена Юргена Дилка, чей сын Гвидо гонял вместе с Шумахером. Дилк был первым, кто разглядел выдающийся талант Михаэ­ ля и поддержал его, купив новую машину и предложив частично оплачивать участие в соревнованиях. А потом была победа в европейском первенстве картингистов, чемпионат мира... Карьера пошла по нарастающей, в 1989-м у Шумми появился менеджер —Вилли Вебер. Он бросил прежний гостинич­ ный бизнес, продав свою долю. Он видел, что перед ним будущая суперзвезда, и решил помочь ей загореть­ ся. Заключив с Шумахером десятилетний контракт, Ве­ бер тут же посадил его в ма­ шину своей команды «Фор­ мулы-3». А всего лишь че­ рез два года в «Гран-при» Бельгии Михаэль Шумахер уже дебютировал в «Форму­ ле-1». Он заменил в коман­ де «Джордан» Бертрана Гашо, которого так некста­ ти посадили в тюрьму. Ми­ хаэль ворвался в «Формулу- 1» стремительно, как фор­ вард — в штрафную сопер­ ников. ♦В пятницу Гашо загремел в кутузку, — вспоминал по­ том Эдди Джордан, — а в по­ недельник я попросил Шу­ махера приехать на нашу базу в Англию. Во вторник днем он уже знакомился с машиной. В четверг утром в Бельгии я встретил его ме­ неджера. Мы подписали со­ глашение. Но, к сожалению, это было именно соглашение, а не контракт. И в следую­ щий понедельник после гон­ ки Михаэль сделал мне руч­ кой и сбежал в «Бенеттон». Джордан по сию пору не может себе простить, что не смог удержать гениального немца... В «Бенеттоне» Ми­ хаэля ждали два чемпионс­ ких звания . Правда, его блицкриг 1994-1995 годов чуть не провалился. На пути немца встал Дэймон Хилл — типичный британец, превы­ ше всего ставивший необхо­ димость «честной игры». Но Шумахер уже был похож на камикадзе, не останавлива­ ющегося ни перед чем. Аде­ лаида, Австралия, 1994 год. Шансы есть у обоих. Но Шумахер ошибается, его ма­ шина ударяется о стенку; он должен выйти из борьбы, открыв тем самым дорогу Хиллу к чемпионскому ти­ тулу. Михаэль перекрывает дорогу сопернику, и болид Хилла врезается в него. «Су­ дейский свисток» молчит, и Михаэля провозглашают по­ бедителем чемпионата. В сле­ дующем году Шумахер пов­ торяет успех... А в 1996-м неожиданно для всех своих поклонников переходит в неконкурен тоспособную «Феррари», давая возмож­ ность победить и Дэймону. — Многие считают тебя самым лучшим гонщиком планеты... — Посмотри: я постоянно сражаюсь за титул — с 1994 года по нынешний. Разве что 1996-й был неприятным исключением. Нет обстоя­ тельств, при которых я отка­ зался бы от этой борьбы. Я думаю, сложно -— да прак­ тически невозможно! — при­ думать ситуацию, которая заставила бы меня отсту­ пить. Дождь, снег, какие-то иные обстоятельства — мне абсолютно все равно. Ведь я действительно неплох в этом отношении, а? Сам-то ты как считаешь? Когда Шумахер уходил из «Бенеттона», чтобы спа­ сать «Феррари», он обеспе­ чивал свое финансовое буду­ щее, но отнюдь не спортив­ ное. Лишь немногие верили тогда, что большие деньги, обещанные ему в «Феррари», — далеко не главная при­ манка. Это был для него новый вызов: принести ти­ тул знаменитой «конюш­ не» из Маранелло, пилотам которой не удавалось побеж­ дать в чемпионате аж с 1979 года, когда это сделал Джоди Шектер. Свою зада­ чу он выполнил лишь в про­ шлом году. А тогда, в мо­ мент перехода, почти всем казалось, что Шумми до­ бровольно отказывается от борьбы за титул. Честь пи­ лотировать красную маши­ ну, лишь подсластила горь­ кую пилюлю: Шумахер в ос­ новном играл роль испыта­ теля, выявляя все новые и новые ее недостатки... Но уже в 1997 году он смог по­ бороться за чемпионскую корону с канадцем Жаком Вильневом. Все решилось в испанском Хересе, на сорок восьмом круге. Вильнев и Шумахер шли колесо к коле­ су, это была самая настоя­ щая схватка титанов на скорости 120 миль в час. Кульминация наступила, ког-' да Жак стал проскакивать вперед... Тут случилось нечто, заставившее вспомнитьАде­ лаиду 1994 года. Михаэль направил свой болид в сто­ рону машины канадца, пы­ таясь выбить его из гонки. Но опасный приемчик имел совсем неожиданные послед­ ствия: «Феррари» вылетела на обочину, а «Уильямс» пом­ чался вперед, унося Вилъне- ва к званию чемпиона. К тому же и завоеванного вто­ рого места в чемпионате Шумахер тоже лишился: его дисквалифицировали, ото­ брав все очки, добытые за сезон. Красная карточка! —иПочему ты тогда не ус­ тупил Вильневу? — Причины просты; я вы­ рос во времена великих гон­ щиков — Сенны, Проста и Мэнселла. Тогда такое пове­ дение было в порядке вещей. Задача состояла в том, что­ бы победить. Если ты знал, что тебя побьют и оставался один шанс исправить ситуа­ цию, ты должен был вос­ пользоваться этим шансом, несмотря ни на что. Вышвырнуть кого-то с тре­ ка? Такое ощущение, что талант Шумахера и его мно­ гочисленные победы ставят его в особую позицию — ему позволено больше, чем ос­ тальным... — Сейчас, вспоминая ту дисквалификацию, ты счи­ таешь себя виноватым или пострадавшим? — После той моей истории "с Жаком подобное уже, по- моему, невозможно. Прави­ ла с тех пор не изменились, но у людей, которые их ин­ терпретируют, теперь совер­ шенно иной подход. Я впол­ не доволен этим: то, что раньше казалось бесчест ­ ным, сейчас, уверен, счита­ ют вполне порядочным. Во всяком случае, сейчас, ког­ да ты бьешься на трассе, то знаешь, что именно разреше­ но и что-запрещено. И я могу вести машину на пределе своих и ее возможностей. Дойти до предела —- это-то и помогло мне выиграть три чемпионата! «У него отличная память, он держит в ней детали на­ стройки шасси, всю страте­ гию гонки и даже результат прохождения круга в про­ шлом году. Добавьте к это­ му собранный ум, который позволяет ему думать быст­ ро, уточнять и идентифици­ ровать корень любой пробле­ мы, —объясняет британский эсксперт Джеймс Аллен. — Он замечательно подготовлен физически и никогда не ус­ тает. Для него неважно, жара стоит или хлещет дождь. У него хорошие реф­ лексы и отличная способ­ ность идеально проходить каждый поворот каждого круга». Но даже эти качества до­ вольно долго не могли по­ мочь Михаэлю выиграть ти­ тул. У него на пути стал но­ вый соперник — Мика Хак­ кинен. Финский гонщик возродился, как Феникс из пепла после аварии 1995 года в Аделаиде. Тогда он был на волосок от смерти, но, вый­ дя из больницы, набрал от­ личную форму и стал ездить даже лучше, чем прежде. Более того, из прежнего се­ реднячка он стал суперзвез­ дой. Именно Хаккинен в 1998 году опередил Шума­ хера. А в 1999-м для Михаэ­ ля все закончилось в Силь- верстоуне, когда его маши­ на перелетела через полосу безопасности и врезалась в барьер. Переломы ног и, как следствие, три месяца полно­ го бездействия... — Что ты чувствовал, на ­ блюдая, как титул разыгры ­ вают без твоего участия? — Четыре безуспешных года в «Феррари» не прошли даром. Во мне словно что-то перегорело. Работал-работал — и вдруг тебя отбрасывает снова на нулевой уровень! Но все было не зря. Ведь в 2000-м я все-таки выиграл чемпионат! Команда дала мне то, что я всегда искал — отлично сбалансирован­ ную машину, которую я могу укротить, машину, пи­ лотируя которую я могу действительно наслаждаться гонками. На ней обязатель­ но нужно было побеждать. И это — победа, которой я могу гордиться. Чемпион ­ ский титул для «Феррари» — сколько лет об этом меч­ тали все болельщики коман­ ды! Я не могу сказать, что эта победа была и моей за­ ветной мечтой — нет, для меня это была нормальная, повседневная работа, кото­ рую я делаю с самого перво­ го дня в «Формуле-1». И только когда все уже было позади, я понял, что сделал нечто неординарное. Это, пож алуй , действительно главное достижение моей жизни. Начав 2000 год с трех по­ бед, летом, в середине чем­ пионата, Шумми заставил болельщиков изрядно повол­ новаться. Заговорили даже о психологическом кризисе, пос­ тигшем немца. Он несколь­ ко гонок подряд не мог фи­ нишировать, а пару раз под­ ряд попадал в аварии уже через несколько секунд пос­ ле старта. — Верил ли ты в середи­ не лета, что тебе удастся победить? — Я-то не терял надежды, но многие уже начали сомне­ ваться. Считали, что из этой ямы я не выберусь. Загово­ рили даже о каком-то «про­ клятии», будто бы не даю­ щем мне возможности пока­ зать себя в составе итальян­ ской команды. Все дело в том, что после хет-трика в самом начале сезона все жда­ ли, как безо всяких помех уже летом титул сам собой упадет в мои руки. Но ведь такого не бывает! Я всегда предупреждал, чтобы раньше времени не спешили праз­ дновать победу. С другой стороны, ошиблись и те, кто досрочно ставил крест на моих надеждах. Шумахер выполнил глав­ ную задачу своей жизни — вернул легендарную коман­ ду на лидирующие позиции в сегодняшней «Формуле- 1». Теперь он готовится за­ щищать завоеванное в про­ шлом сезоне. Этой зимой он лишился неприятного свиде­ тельства об аварии 1999-го — из правой ноги извлекли металлический штифт, по­ могавший костям правиль­ но срастаться. — Не тоскливо было сно­ ва ложиться на больничную койку? — Да нет, все прошло за ­ мечательно. Уже через пару дней после операции я хо­ дил без костылей. Вскоре сел на велосипед. А сейчас могу вести машину, о пере­ ломах и не вспоминаю. Зна- ешв! те три месяца после аварии, когда я был отстав­ лен от гонок, оказались не самым худшим временем в моей жизни. Я провел их с семьей. Когда нога стала за­ живать, много играл с до­ чкой. Телевизор смотрел, гулял с собакой... Я не хочу, чтобы мои дочь и сын стали объектом охоты фоторепор­ теров. Моя семья имеет пра­ во на нормальную жизнь. У меня ситуация иная, но я всерьез почувствовал, что прежде всего я все-таки муж и отец, и только потом — участник чемпионата мира. Для человека, который 270 дней в году находится в разъездах, это действи ­ тельно было божественно. Михаэль отдыхал в своем доме в Швейцарии, где у него гараж с несколькими «Феррари», «Мерседесами» и изготовленным по спецза­ казу мотоциклом «Харлей- Дэвидсон». А самое главное — никаких фанатов, кото­ рые донимают его в Герма­ нии и Италии. Однажды Михаэль зашел в Штутгар­ те подстричься. Когда стрижка была закончена, сквозь витрину парикмахер­ ской на сидевшего в кресле чемпиона таращились более полусотни болельщиков! При огромном количестве желающих познакомиться Шумахер не может быть до­ ступным для всех. Порой он производит впечатление че­ ловека самовлюбленного и высокомерного, но об этом очень жалеет. Он не очень легко сходится с людьми, но если доверие установится, то супергонщик полностью от­ крыт для общения. И все же Шумми остается и для жур­ налистов, и для публики за ­ гадкой. Бывший его партнер, ир­ ландец Эдди Ирвайн, гово­ рит; «Не могу сказать, что я понял его до конца. На ­ верное, и он меня. Таким де­ лом мы занимаемся —- все хотят знать, кто ты, а рас­ крываться ни в.коем случае нельзя. Ведь, играя в шах ­ маты, не стану же я делить­ ся с соперником своими пла ­ нами по поводу следующего хода!» Вот и Шумахер не спешит раскрыть свои пла ­ ны на предстоящий сезон. — От тебя вновь ждут по­ беды в чемпионате... -—У меня отличная маши­ на, номер на ней — снова чемпионская «единичка». Я потратил столько времени, чтобы этого добиться! Что еще нужно? Когда тебе за тридцать, ездить в таких гонках и даже выигрывать их — само по себе вполне до­ статочная мотивация. Не ду­ маю, что мне нужен допол­ нительный стимул в жизни — вроде необходимости за ­ воевывать чемпионское зва ­ ние... Ой, темнит! Чтобы Шу­ махер да не ставил перед со­ бой самой высокой цели, не считал себя сильнейшим гонщиком планеты? Бес ­ едуя с журналистом один па один, он может поддавать­ ся рефлексии и казаться са­ мокритичным. Но мир зна­ ет другого Шумахера — об­ гоняющего всех на трассе, высоко, в стиле М айкла Джордана, взлетающего в победном прыжке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz