Липецкая спортивная газета. 2001 г.
№32 8 а в г у ст а 2001 г . ПАНОРАМА "Л ипецк ая сп ор т и вн а я г а з е т а " 15 Зв езда автострады М иха эль Ш УМ А Х ЕР : ' ' «Яучился еадиа щ газонокосилке» В п ро шлом году М и х аэлю Шумахеру удалось сделать то, чего болельщики «Феррари» ждали больше двадцати лет. Он завоевал для нее титул чемпиона мира. И в этом сезоне любой, кроме нового чемпионского звания, его результат будет расценен как поражение. К огда автогонщик идет пешком, он напоми нает футболиста. Ско рее всего, полузащитника, передвигающегося вдоль кромки поля вслед за более быстрыми партнерами и сле дящего взглядом за развити ем атаки. Походка гонщика одновременно напоминает обычную быструю ходьбу и ... торжественный марш. Взгляд устремлен вдаль. Все подчинено одной цеди — с каменным лицом, не оста навливаясь, пройти сквозь бесчисленные толпы охотни ков за автографами и все- таки попасть туда, куда нуж но. Трехкратный чемпион мира Михаэль Шумахер по хож на центрфорварда таран ного типа. Болельщику с блокнотиком задержать су перзвезду хоть на секунду в два раза тяжелее, чем любо го другого мастера «Форму лы-1». Ведь Шумми не толь ко самый высокооплачивае мый профессионал среди гон щиков, но и футболист-лю битель! На этот раз он спешит в вагончик отдыха команды ♦Феррари» (хотя назвать его вагончиком — значит, со лгать, ибо это настоящий дворец на колесах!), чтобы дать мне интервью. Наш раз говор начинается с футбола — ибо в апреле прошлого года, после победы на «Гран- при» Бразилии, приз Миха элю вручал сам Пеле. — Прежде чем отметить победу традиционным ду шем из шампанского, ты что-то говорил великому бразильцу... — Я попросил его посодей ствовать мне в футбольных д ел ах . Ведь у моей команды в Швейцарии дол жен был состояться ответственный матч! Вот я и спросил Пеле, не сможет ли он приехать и сыграть за нас. Увы, матч проходил далековато от Бра зилии... — А был ли у тебя в дет стве футбольный кумир? Или ты выбирал их в мире автоспорта? — Всякое бывало. До сих пор жалею, что Энцо Ферра ри умер за восемь лет до того, как я пришел в коман ду. Ну а в футболе... Пом нишь Тони Шумахера, вра таря «Кельна» и сборной Гер мании? Я был его настоя щим фэном. Вся школа была уверена, что это мой дядя. Когда я посвятил в эту вы думку своих одноклассни ков, мой авторитет возрос неимоверно. Мы на самом деле совсем не родственники, я видел его лишь на матчах. Но, представляешь, четыре года назад мне с Тони дей ствительно удалось сыграть! Да, он был моим героем, я хотел быть на него похожим. Но всегда знал — я слиш ком плохо играю для того, чтобы эти планы осуществи лись. И мне оставались гон ки, где дела шли, чего скры вать, малость получше... Так, значит, идолом юно го Михаэля был человек, чья яркая футбольная карьера омрачилась скандалом. Ха- ральд «Тони» Шумахер, при менив подлый прием, нанес атаковавшему его ворота со пернику тяжелейшую трав му, буквально чуть не убил его. Но кумирам все проща ется. Сейчас сам Михаэль — объект поклонения миллио нов. Трудно представить, каково быть первым гонщи ком планеты, болельщики которого есть в любой стра не. А ведь могло бы случить ся и так, что мы бы знали совсем другого Михаэля Шу махера, блистающего не на «Гран-при», а в германской Бундеслиге. Во всяком слу чае, в детстве Шумми меч тал именно об этом. — И что же, ты оказался совсем бесперспективным к футболист? — В юности я пытался ус троиться хотя бы в какую- нибудь маленькую футболь ную команду. Но, видно, был недостаточно хорошим игроком, чтобы меня выпус кали на поле. Приходилось просиживать штаны на ска мейке, в глубоком резерве. Честно говоря, я с того вре мени не сильно продвинул ся... Но, переехав из Мона ко в Швейцарию, не мог себе отказать в удовольствии вновь заняться футболом. Мне удается регулярно тре нироваться и играть — да и для поддержания спортивной формы полезно. В общем, мне это дело нравится. Шумахер участвует в бла готворительных матчах вмес те с другими знаменитостя ми, но не забывает и швей царскую любительскую команду. Банкет с премьер- министрами и поп-звездами не заменят Михаэлю «домаш него ужина» с его пестрой футбольной компанией, в составе которой есть и бан ковский клерк, и доктор, и грузчик, и даже дворник... Не случайно Михаэль, зара батывающий по полусотне миллионов долларов в год, столь популярен среди рабо чего класса. Ведь и сам он родился в небогатой семье. Когда в 17 лет Михаэль за вершил свое образование, он попытался овладеть специ альностью автомеханика. Где вы, счастливцы, купив шие подержанный автомо биль в гараже Бергмайстера в Керпене (Южная Герма ния) в 1986 году? Вполне вероятно, что вашу машину собственноручно ремонтиро вал великий Шумми (тогда- уже чемпион Германии по картингу)... — Сейчас не тянет вспом нить молодость, помочь ме ханикам «Феррари»? —К возне с железками сер дце у меня никогда не лежа ло. Эта работа помогла мне в понимании механической стороны гонок. Однако я всегда предпочитал само во ждение. Я гонял на картах с четырех лет — правда, пер вый карт отец мне сделал из газонокосилки. Но когда мне исполнилось десять, вы яснилось, что наша семья не может больше платить за мое увлечение картингом. Карьера десятилетнего гон щика могла бы тут же и за кончиться, но в судьбу бу дущего чемпиона вмешался счастливый случай в лице местного бизнесмена Юргена Дилка, чей сын Гвидо гонял вместе с Шумахером. Дилк был первым, кто разглядел выдающийся талант Михаэ ля и поддержал его, купив новую машину и предложив частично оплачивать участие в соревнованиях. А потом была победа в европейском первенстве картингистов, чемпионат мира... Карьера пошла по нарастающей, в 1989-м у Шумми появился менеджер —Вилли Вебер. Он бросил прежний гостинич ный бизнес, продав свою долю. Он видел, что перед ним будущая суперзвезда, и решил помочь ей загореть ся. Заключив с Шумахером десятилетний контракт, Ве бер тут же посадил его в ма шину своей команды «Фор мулы-3». А всего лишь че рез два года в «Гран-при» Бельгии Михаэль Шумахер уже дебютировал в «Форму ле-1». Он заменил в коман де «Джордан» Бертрана Гашо, которого так некста ти посадили в тюрьму. Ми хаэль ворвался в «Формулу- 1» стремительно, как фор вард — в штрафную сопер ников. ♦В пятницу Гашо загремел в кутузку, — вспоминал по том Эдди Джордан, — а в по недельник я попросил Шу махера приехать на нашу базу в Англию. Во вторник днем он уже знакомился с машиной. В четверг утром в Бельгии я встретил его ме неджера. Мы подписали со глашение. Но, к сожалению, это было именно соглашение, а не контракт. И в следую щий понедельник после гон ки Михаэль сделал мне руч кой и сбежал в «Бенеттон». Джордан по сию пору не может себе простить, что не смог удержать гениального немца... В «Бенеттоне» Ми хаэля ждали два чемпионс ких звания . Правда, его блицкриг 1994-1995 годов чуть не провалился. На пути немца встал Дэймон Хилл — типичный британец, превы ше всего ставивший необхо димость «честной игры». Но Шумахер уже был похож на камикадзе, не останавлива ющегося ни перед чем. Аде лаида, Австралия, 1994 год. Шансы есть у обоих. Но Шумахер ошибается, его ма шина ударяется о стенку; он должен выйти из борьбы, открыв тем самым дорогу Хиллу к чемпионскому ти тулу. Михаэль перекрывает дорогу сопернику, и болид Хилла врезается в него. «Су дейский свисток» молчит, и Михаэля провозглашают по бедителем чемпионата. В сле дующем году Шумахер пов торяет успех... А в 1996-м неожиданно для всех своих поклонников переходит в неконкурен тоспособную «Феррари», давая возмож ность победить и Дэймону. — Многие считают тебя самым лучшим гонщиком планеты... — Посмотри: я постоянно сражаюсь за титул — с 1994 года по нынешний. Разве что 1996-й был неприятным исключением. Нет обстоя тельств, при которых я отка зался бы от этой борьбы. Я думаю, сложно -— да прак тически невозможно! — при думать ситуацию, которая заставила бы меня отсту пить. Дождь, снег, какие-то иные обстоятельства — мне абсолютно все равно. Ведь я действительно неплох в этом отношении, а? Сам-то ты как считаешь? Когда Шумахер уходил из «Бенеттона», чтобы спа сать «Феррари», он обеспе чивал свое финансовое буду щее, но отнюдь не спортив ное. Лишь немногие верили тогда, что большие деньги, обещанные ему в «Феррари», — далеко не главная при манка. Это был для него новый вызов: принести ти тул знаменитой «конюш не» из Маранелло, пилотам которой не удавалось побеж дать в чемпионате аж с 1979 года, когда это сделал Джоди Шектер. Свою зада чу он выполнил лишь в про шлом году. А тогда, в мо мент перехода, почти всем казалось, что Шумми до бровольно отказывается от борьбы за титул. Честь пи лотировать красную маши ну, лишь подсластила горь кую пилюлю: Шумахер в ос новном играл роль испыта теля, выявляя все новые и новые ее недостатки... Но уже в 1997 году он смог по бороться за чемпионскую корону с канадцем Жаком Вильневом. Все решилось в испанском Хересе, на сорок восьмом круге. Вильнев и Шумахер шли колесо к коле су, это была самая настоя щая схватка титанов на скорости 120 миль в час. Кульминация наступила, ког-' да Жак стал проскакивать вперед... Тут случилось нечто, заставившее вспомнитьАде лаиду 1994 года. Михаэль направил свой болид в сто рону машины канадца, пы таясь выбить его из гонки. Но опасный приемчик имел совсем неожиданные послед ствия: «Феррари» вылетела на обочину, а «Уильямс» пом чался вперед, унося Вилъне- ва к званию чемпиона. К тому же и завоеванного вто рого места в чемпионате Шумахер тоже лишился: его дисквалифицировали, ото брав все очки, добытые за сезон. Красная карточка! —иПочему ты тогда не ус тупил Вильневу? — Причины просты; я вы рос во времена великих гон щиков — Сенны, Проста и Мэнселла. Тогда такое пове дение было в порядке вещей. Задача состояла в том, что бы победить. Если ты знал, что тебя побьют и оставался один шанс исправить ситуа цию, ты должен был вос пользоваться этим шансом, несмотря ни на что. Вышвырнуть кого-то с тре ка? Такое ощущение, что талант Шумахера и его мно гочисленные победы ставят его в особую позицию — ему позволено больше, чем ос тальным... — Сейчас, вспоминая ту дисквалификацию, ты счи таешь себя виноватым или пострадавшим? — После той моей истории "с Жаком подобное уже, по- моему, невозможно. Прави ла с тех пор не изменились, но у людей, которые их ин терпретируют, теперь совер шенно иной подход. Я впол не доволен этим: то, что раньше казалось бесчест ным, сейчас, уверен, счита ют вполне порядочным. Во всяком случае, сейчас, ког да ты бьешься на трассе, то знаешь, что именно разреше но и что-запрещено. И я могу вести машину на пределе своих и ее возможностей. Дойти до предела —- это-то и помогло мне выиграть три чемпионата! «У него отличная память, он держит в ней детали на стройки шасси, всю страте гию гонки и даже результат прохождения круга в про шлом году. Добавьте к это му собранный ум, который позволяет ему думать быст ро, уточнять и идентифици ровать корень любой пробле мы, —объясняет британский эсксперт Джеймс Аллен. — Он замечательно подготовлен физически и никогда не ус тает. Для него неважно, жара стоит или хлещет дождь. У него хорошие реф лексы и отличная способ ность идеально проходить каждый поворот каждого круга». Но даже эти качества до вольно долго не могли по мочь Михаэлю выиграть ти тул. У него на пути стал но вый соперник — Мика Хак кинен. Финский гонщик возродился, как Феникс из пепла после аварии 1995 года в Аделаиде. Тогда он был на волосок от смерти, но, вый дя из больницы, набрал от личную форму и стал ездить даже лучше, чем прежде. Более того, из прежнего се реднячка он стал суперзвез дой. Именно Хаккинен в 1998 году опередил Шума хера. А в 1999-м для Михаэ ля все закончилось в Силь- верстоуне, когда его маши на перелетела через полосу безопасности и врезалась в барьер. Переломы ног и, как следствие, три месяца полно го бездействия... — Что ты чувствовал, на блюдая, как титул разыгры вают без твоего участия? — Четыре безуспешных года в «Феррари» не прошли даром. Во мне словно что-то перегорело. Работал-работал — и вдруг тебя отбрасывает снова на нулевой уровень! Но все было не зря. Ведь в 2000-м я все-таки выиграл чемпионат! Команда дала мне то, что я всегда искал — отлично сбалансирован ную машину, которую я могу укротить, машину, пи лотируя которую я могу действительно наслаждаться гонками. На ней обязатель но нужно было побеждать. И это — победа, которой я могу гордиться. Чемпион ский титул для «Феррари» — сколько лет об этом меч тали все болельщики коман ды! Я не могу сказать, что эта победа была и моей за ветной мечтой — нет, для меня это была нормальная, повседневная работа, кото рую я делаю с самого перво го дня в «Формуле-1». И только когда все уже было позади, я понял, что сделал нечто неординарное. Это, пож алуй , действительно главное достижение моей жизни. Начав 2000 год с трех по бед, летом, в середине чем пионата, Шумми заставил болельщиков изрядно повол новаться. Заговорили даже о психологическом кризисе, пос тигшем немца. Он несколь ко гонок подряд не мог фи нишировать, а пару раз под ряд попадал в аварии уже через несколько секунд пос ле старта. — Верил ли ты в середи не лета, что тебе удастся победить? — Я-то не терял надежды, но многие уже начали сомне ваться. Считали, что из этой ямы я не выберусь. Загово рили даже о каком-то «про клятии», будто бы не даю щем мне возможности пока зать себя в составе итальян ской команды. Все дело в том, что после хет-трика в самом начале сезона все жда ли, как безо всяких помех уже летом титул сам собой упадет в мои руки. Но ведь такого не бывает! Я всегда предупреждал, чтобы раньше времени не спешили праз дновать победу. С другой стороны, ошиблись и те, кто досрочно ставил крест на моих надеждах. Шумахер выполнил глав ную задачу своей жизни — вернул легендарную коман ду на лидирующие позиции в сегодняшней «Формуле- 1». Теперь он готовится за щищать завоеванное в про шлом сезоне. Этой зимой он лишился неприятного свиде тельства об аварии 1999-го — из правой ноги извлекли металлический штифт, по могавший костям правиль но срастаться. — Не тоскливо было сно ва ложиться на больничную койку? — Да нет, все прошло за мечательно. Уже через пару дней после операции я хо дил без костылей. Вскоре сел на велосипед. А сейчас могу вести машину, о пере ломах и не вспоминаю. Зна- ешв! те три месяца после аварии, когда я был отстав лен от гонок, оказались не самым худшим временем в моей жизни. Я провел их с семьей. Когда нога стала за живать, много играл с до чкой. Телевизор смотрел, гулял с собакой... Я не хочу, чтобы мои дочь и сын стали объектом охоты фоторепор теров. Моя семья имеет пра во на нормальную жизнь. У меня ситуация иная, но я всерьез почувствовал, что прежде всего я все-таки муж и отец, и только потом — участник чемпионата мира. Для человека, который 270 дней в году находится в разъездах, это действи тельно было божественно. Михаэль отдыхал в своем доме в Швейцарии, где у него гараж с несколькими «Феррари», «Мерседесами» и изготовленным по спецза казу мотоциклом «Харлей- Дэвидсон». А самое главное — никаких фанатов, кото рые донимают его в Герма нии и Италии. Однажды Михаэль зашел в Штутгар те подстричься. Когда стрижка была закончена, сквозь витрину парикмахер ской на сидевшего в кресле чемпиона таращились более полусотни болельщиков! При огромном количестве желающих познакомиться Шумахер не может быть до ступным для всех. Порой он производит впечатление че ловека самовлюбленного и высокомерного, но об этом очень жалеет. Он не очень легко сходится с людьми, но если доверие установится, то супергонщик полностью от крыт для общения. И все же Шумми остается и для жур налистов, и для публики за гадкой. Бывший его партнер, ир ландец Эдди Ирвайн, гово рит; «Не могу сказать, что я понял его до конца. На верное, и он меня. Таким де лом мы занимаемся —- все хотят знать, кто ты, а рас крываться ни в.коем случае нельзя. Ведь, играя в шах маты, не стану же я делить ся с соперником своими пла нами по поводу следующего хода!» Вот и Шумахер не спешит раскрыть свои пла ны на предстоящий сезон. — От тебя вновь ждут по беды в чемпионате... -—У меня отличная маши на, номер на ней — снова чемпионская «единичка». Я потратил столько времени, чтобы этого добиться! Что еще нужно? Когда тебе за тридцать, ездить в таких гонках и даже выигрывать их — само по себе вполне до статочная мотивация. Не ду маю, что мне нужен допол нительный стимул в жизни — вроде необходимости за воевывать чемпионское зва ние... Ой, темнит! Чтобы Шу махер да не ставил перед со бой самой высокой цели, не считал себя сильнейшим гонщиком планеты? Бес едуя с журналистом один па один, он может поддавать ся рефлексии и казаться са мокритичным. Но мир зна ет другого Шумахера — об гоняющего всех на трассе, высоко, в стиле М айкла Джордана, взлетающего в победном прыжке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz