Липецкая спортивная газета. 2001 г.

Липецкая спортивная газета. 2001 г.

M s i w г а а в в к а а в ш ш ш щ в ' я д а щ Ш 9 Ш 6 И Я В 1 • к.: .-. ®ш о нн «ш о i г. ; р. . ^ ^ .. . « . <..<.... - "■ ""” - - - * - ~ * ^ М И м 8 Зо ло то й мачо 1 Детство Луиш а Фигу было хрестоматийным по всем к а ­ нонам футбольных святцев. Он родился четвертого нояб­ ря 1972 года в босяцком квартале Лиссабона. Его отец работал грузчиком в по рту. С достатком в семье было неважно, и кожаный мяч стал единственным развлече­ нием маленького Луи, а по­ том и единственным делом. В семь лет он поступил в футбольную школу лисс а ­ бонского «С п ортинга». Это стало началом п рекрасной службы. Службы футболу. 2 Португалия — евро пейс­ к ая пе риферия во всех смыс­ лах: географическом, эконо­ мическом, футбольном. По большому счету, Фигу не гро­ зила блестящая карьера. Вре­ мена и родину не выбирают, в них живут и умирают. Фигу повезло — он родился в нужное время, в нужном месте. В начале 70-х одно­ временно с ним на свет поя­ вилось несколько известных тепе рь всему миру мальчи­ ков — Руй Кошта, Жоао Пинту, Пауло Соуза, Виктор Байа, Фернандо Коуту. В се­ редине 80-х великий тренер Карлуш Кейруш составил из этих мальчиков КОМАНДУ, которая выиграла сначала юношеский чемпион ат Евро­ пы, а потом молодежный чемпион ат мира. 3 В 1995 году Фигу оказал­ ся в центре громкого скан­ дала. Настоящая охота, ко­ торую развернули за талан­ тливым по ртугальцем евро­ пейские клубы, п ривела к не п риятному казусу: стран­ ным образом Фигу подпис ал кон тр ак т сразу с двумя и тал ьян ским и клубами «Пармой» и «Ювентусом». За это п о трудовым законам Ев­ росоюза Луишу грозила дис­ квалификация . Но УЕФА принял с оломоново решение. Он объявил недействитель­ ными оба контракта. И Фигу оказался в «Барселоне» эпо­ хи Йо хана Кройфа. 4 Фигу быстро становится лидером каталонского клу ­ ба, его мотором, стержнем всех атак . Возможно, на фоне ярких партн еров вроде Ривальдо, Рональдо, Клюй- верта и Гвардьолы Луиш не выглядел для постороннего наблюдателя столь уж важ ­ ной п ерсоной. Но его это и не слишком занимало. Он хотел не казаться, а быть. Вместе с «Барселоной» Фигу выиграл Кубок и Су пе ркубок И сп ании, дважды — ис п ан­ ский ч емпион ат. Кубок куб­ ков и Су пе ркубок Европы. 5 Н а Евро 2000 сборная Португалии пр оизве ла насто­ ящий фурор. Блестящая по­ бе да над сборной Англии в игре, где по ртугальцы по ходу вст речи п роигрывали 0:2, войдет в анналы миро­ вого футбола. А гениальный гол Фигу, ставший пе релом­ ным моментом в этой драме, украсит все хрестоматии и видеоколлекции. У по рту ­ гальцев на Евро было все, чтобы наконец-то завоевать первый в ис тории своей стра­ ны серьезный трофей, все, кроме везения. На последней минуте т рагического полу ­ фи нального матча с францу­ зами по ртугальцы получили в свои во рота пен альти, и Зидан не пощ адил малень­ кую страну. Весь мир за пом­ нил сов ершенно кинематог­ рафическую развязку вели­ кой по ртугальской мечты: Зидан , устанавливающий мяч на одиннадцатиметро ­ вой отметке, и Фигу, что как Эней, не оборачиваясь, идет в сторону раздевалки. 6 Евро 2000 превратил Фигу из блестяще го мастера в дра­ матического героя, футболь­ ную икону. Это не замедли­ ло сказаться на его рыноч­ ной стоимости. Ажиотажный спрос породил д аже слух о том, что римский «Лацио» готов за пл атить за Луиша $130 млн. Дни Фигу в «Бар­ селоне» подходили к концу. 7 Но не «Л ацио» в итоге стал обладателем Фигу, а злейший враг «Барселоны» мадридский «Реал»: $56 млн, за пл аченных «Реалом» за Луиша, — такова цена предательства. Двадцать чет­ верт ое июля 2000 год а —чер­ ный день Каталонии, день, когда Фигу из национально­ го героя превратился в жу ­ пел и не пон аслышке узнал, что такое наука ненависти. Лидер барселонского фан- клуба Фигу Гонсало Невадо сказал тогда: «То, что сделал этот человек, — слишком большой грех, чтобы быть прощенным Богом». Нев адо рас пустил ф ан-клуб и пок­ лялся больше никогд а не у помин ать имени Луиша Фигу. 8 Фигу или Зидан, кто на сегодняшний день лучший игрок в мировом футболе? Ситуация должна была раз ­ решиться зимой, когда вру­ чаются награды лучшему футболисту мира по версии ФИФА и лучшему игроку Евро пы по ве рсии «Франс футбола». В ФИФА арбитра­ ми высту п ают тренеры, во «Франс футболе» — ведущие с по ртивные журналисты . Тренеры выбрали Зидана, а журналисты вручили «Золо­ той мяч» Фигу, тем самым как бы подтв ердив, что от­ ныне этот по ртугалец не толь­ ко гениальный футболист, но и пер со наж, пис ать о ко­ тором столь же интересно, как и наблюдать за его иг­ рой. sports.ru Берни Эк клстоун сделал «формулу- !» популярнейшим шоу, а свою ж ену, в прошлом фотомодель, одной из самых богатых в мире ж енщин. С ын ка пит ана рыболовецкого траулера из Суффолка ос­ тавил дом в шестнадцать лет, а к двадцати пяти вл а­ дел вторым по величине мото гаражом в Англии. В 70-х занялся «Формулой-1». Несколько лет назад, озабо­ ченный старостью и ростом налогов, Экклстоун перевел все активы Ф-1 в семейный траст, который возглавляет его жена- хорватка Славика. Через этот траст он контролирует пр ода­ жи мировых прав на п ок аз всех семнадцати гонок в год. Кроме того, Экклстоуну п ринадлежит исключительное пра­ во вести пе реговоры с про моутерами каждой гонки, отхва­ тывая львиную долю их барышей. Экклстоун не спешит н а пенсию. Он гово рит, что пр осто не зн ает, чем займется, если уйдет на покой. — К ак вам удается так долго заниматься делами «Фор­ мулы-1»? Вы п равите железной рукой? — Нет, что вы. Я руковожу «Формулой» только потому, что ком анды довольны тем, как идут дела. Если бы коман­ ды решили, что я недостаточно им полезен, они никог да не позволили бы мне з анимать этот пост т ак долго. Они бы избавились от меня. Все очень п росто. — Вы всегда были уверены в себе? — Думаю, что да. Я всегда верил, что только уп орным трудом можно чего-то добиться в жизни. Верь в себя, будь преданным делу — и твои усилия не пр опадут. Вот великая истина. Но одного упорного труда мало. Нужны еще и уда­ ча, и способность улавливать возможности и хвататься за них, пока не проплыли мимо. Успех — это когда ловишь предоставившийся шанс и извлекаешь из него преимущес­ тво. — Как вы узнали, что созданы для бизнеса? — Я работал на хозяина н купил у него мотоциклетное дело, когда мне было лет двадцать. Но тогда я по-настоя­ щему не помышлял о власти и богатстве. Я воспринимал это как нечто обыденное. Все эти россказни о спланирован­ ном успехе — вздор. Прежде всего, удача. Потом главное — оказаться в нужное время в нужном месте. В молодости я оставил массу вещей ради усердной работы. Я совсем не тратил денег, потому что интересовался только куплей и продажей. Мне нравилось заключать сделки, и любой, кому знакомо это чувство, знает, как сильна жажда следующего гешефта. — То есть важны не деньги, а гешефт? — Все, что я сегодня зарабатываю, мне не потратить во­ век. Я зарабатывал деньги годами. Прежде всего, они мне особо не нужны. Мы с женой не транжиры. Мне кажется, хорошей сделкой наслаждаются по одной причине — пото­ му что плохо заключать плохие сделки. И это своего рода барометр вашего успеха, ваших менеджерских способнос­ тей. Это просто. Взгляните на бегуна, ему нравится быстро бегать, гонщику — обгонять, писателю — сочинять. Та же логика применима и к Ф-1. Так как о бизнесе обычно су­ дят по прибыли, а с этим у нас все в порядке, это приносит мне удовлетворение. Моя философия такова: если мы дела­ ем деньги — это успех. Мой успех. Вот и все. — Только ли этим объясняется ваш интерес к гоночно­ му спорту? — Нет. Прежде всего и больше всего я люблю спорт. Не- гоцианство, в общем-то, тоже большая игра: один молодец норовит все повернуть по-своему, а другой стоит на своем. Торгашество — род искусства, и подчас я наслаждаюсь са­ мим процессом. В другой жизни я был бы не прочь стать стряпчим. — Долгие годы вас и «Формулу-1» критиковали за оку­ тывание финансовых операций облаком секретности, мол, вашим финансовым делам не хватает прозрачности. — Что значит «прозрачности»? Мне не понятна эта кон­ цепция. К несчастью, привычки таблоидов усваивают и более серьезные издания, если доходит до критики такого сорта. Проще говоря, я не готов обсуждать мои финансо­ вые потоки в печати. Если я заключаю с кем-либо соглаше­ ние, это дело частное. Не пристало мне отчитываться в том, что я сделал. Отсюда общее мнение о замешанной в таких делах конспирации. Ничего подобного. Просто я не чувст­ вую себя обязанным раскрывать карты, дабы удовлетворить любопытство газетчиков. — Два года назад вам шунтировали сердце, как ваше теперешнее самочувствие? — Хорошее. Что вы думаете, каков я на вид? (Смеется.) Мое здоровье никогда меня не тревожило. Я ни разу в жиз ­ ни не закурил. Проблема, по-моему, в диете, в молодости я ел много жирного. А так, не знаю. Но только что я прошел полное обследование. С шунтирования минуло полтора года, и я решил проверить, все ли в порядке. Оказалось, что я еще очень и очень ничего. — Не было ли у вас накануне операции чувства, что вы перетрудились? — После шунтирования доктора велели мне отдыхать два месяца. Но уже через три дня я командовал бизнесом по телефону с больничной койки. А через две недели вернулся в офис. Жена твердила: «Не суетись, не суетись». Но иначе я не могу. И никогда не научусь. Я деловой человек, каж ­ дую минуту расписываю. Это у меня в крови. — Оглядываясь назад и видя, как далеко продвинулась Ф-1, вы горды тем, какое развитие получил этот вид спор­ та благодаря вам? — Да. И еще я доволен безмерно, когда вижу за рулем парней, подобных мне, которые были ничем и сумели стать богатыми людьми. Они мои друзья, и я рад видеть их пре­ успевающими. Я горд тем, что Ф-1 стала столь успешным и увлекательным спортом. Более чем когда-либо популярным. — В прошлом году во время предпоследней и решаю­ щей гонки в Японии Хаккинен, похоже, сдался, не стал догонять Шумахера после остановки, а потом, на послед­ нем витке, сделал отчаянный прорыв. Почему? — Не знаю. У Хаккинена огромный талант, он гонщик до мозга костей. Но меня удивляет и разочаровывает, поче­ му он не предпринял эту попытку раньше, когда это было важно. На последнем витке это уже не играло никакой роли. — Большинство обозревателей считает, что Хаккинен работал без интереса в начале сезона, выглядел усталым. Что думаете вы? Хаккинен выгорел за два года мирового чемпионства? — Чемпионы, как правило, люди увлеченные. Интелли­ гентные, основательные люди. Главное, чтобы была воля к победе, верно? Мотивация — это все. А Хаккинен женил­ ся, жена ждала ребенка. У него круглая сумма на счете, и он, возможно, подумал: чего мне рисковать? Не забывай­ те, он был на пороге смерти в 1995 году, после аварии в Аделаиде. — И это состояние ума помешало Хаккинену стать чем­ пионом в третий раз? — Это был год Михаэля. Может быть, Мика витал в обла­ ках, финнов трудно понять. Люди постоянно жалуются, что Хаккинен был слишком сдержан и неэмоционален. Но он же финн, северный человек, а там все такие. Он не та­ кой возбудимый, но он приятный и забавный парень. — В чем главная разница между теперешними гонщи­ ками «Формулы» и теми, что были двадцать или трид­ цать лет назад? — Разница в том, что мало кто из нынешних рискует, гоняет по краю, на пределе, флиртует с опасностью. Двад­ цать или тридцать лет назад двенадцать из двадцати води­ телей были отчаянными любителями риска. Сегодня найдут­ ся три, ну четыре пилота, кто способен на такое. Готов­ ность пойти на крайний риск — вот что делает Михаэля лучшим. — Не странно ли, что сегодня гонщики куда более осто- рожны и не рвутся рисковать, хотя машины стали, в срав ­ нении с прошлым, намного безопаснее? — Именно так. Машины сегодня безопасней, чем двад­ цать лет назад, и, казалось бы, можно ожидать, что спорт­ смены пойдут на экстра-риск ради экстра-призов, но этого, увы, не происходит. — Вспомните великих гонщиков прошлого — Стюарта, Лауду, Сенну. — Просто невероятно. Все, кто заводит разговор о вели­ ких гонщиках прошлого, говорят о Джеккн Стюарте, Ники Лауде, Айртоне Сенне. Но все вы забываете Алена Проста. Никто не выиграл столько призов, сколько он. Он победил в 25% соревнований, где ему довелось участвовать (это ре­ корд!), но его всегда обходят, когда говорят о великих. Это потому, что он предпочитал побеждать аккуратно и надеж­ но, избегал агрессивности и пижонства. У него был другой стиль, хотя он мог ездить жестко, идти нос к носу с Сен­ ной. — Многие критикуют Шумахера за агрессивный стиль вождения. Что вы ответите на эти нападки? —По-моему, все эти критические стрелы летят мимо цели. Михаэль очень агрессивный гонщик, он рвет себя и маши­ ну как только может, но Потому он и чемпион. Гонку в белых перчатках не выиграешь, водитель должен действо­ вать агрессивно и быстро. Надо уметь не упускать шанс, если хочешь победить и финишировать на пьедестале. — Шумахер не самый популярный чемпион за предела­ ми Италии и Германии... — Я хотел бы, чтобы люди имели возможность узнать Михаэля лично. Михаэль очень и очень приятный малый. Он-добрый и щедрый человек, но вы редко видите его с этой стороны, потому что он очень агрессивный, завзятый гонщик, и когда он сразу после гонки появляется на пресс- конференции, у него угрюмый вид. Но вы бы быстро пере­ менили мнение о нем, имей вы возможность пообщаться с ним вне автодрома. — Имеется ли нечто в личности экстраклассного води­ теля, понятное только людям внутри этого спорта? — Самое главное — это их зрение. Однажды, когда я навещал в госпитале в Барселоне Йохена Риндта (он попал в аварию), доктор обратил мое внимание на то, каким уди­ вительным образом устроены у Йохена глаза. Его зрение было столь экстраординарно, что он мог на глаз определять расстояние с невероятной точностью. Если вы присмотри­ тесь, то заметите, что у большинства водителей глаза поса­ жены очень близко. — На своем посту вы повидали всех великих водителей «Формулы-1». Кто, по-вашему, самый талантливый гон­ щик всех времен? — Сенна. — Ну а кто победил бы в гонке между Сенной, Вильне- вом и Шумахером? — Опять же, пожалуй, Сенна. Я поставил бы свои деньги на Сенну. Он был способен идти на пределе, на грани опас­ ности, что мало кому из водителей удается. Таким же был Жиль Вильнев. И это качество ставит Шумахера сегодня во главе всех и делает его, по моему мнению, лучшим гонщи­ ком современности. — Есть ли у вас своя теория, почему Сенна съехал с трассы в Имоле и погиб? — Вне сомнений, что-то сломалось в машине. Это обще­ признанно. Но каждый раз воспоминание об этом отдается болью. Следует помнить, что в каждой гонке «Формулы-1» машина меняется, ее разбирают и собирают снова, и каж ­ дый раз это уже другая машина. Даже во время трениро­ вочных испытаний машина всякий раз становится иной. Какие бы мелкие изменения вы ни производили, они, по сути, заново определяют характеристики, создают новый прототип. Сенне просто ужасно не повезло. Если бы тот кусочек подвески не отломился и не влетел пропеллером прямо ему в мозги, он жил бы до сих пор. Если бы этот кусок был другой формы, он, вероятно, не прошиб бы ему череп и не повредил бы мозг. Там была целая злосчастная комбинация элементов, приведших Сенну к гибели. — Как его смерть повлияла на вас? — Сенна был ангел. Такова жизнь. Но это не худшая смерть. Он был великим гонщиком н знал, что рискует. И он погиб, занимаясь великим делом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz