Липецкая спортивная газета. 2001 г.
“ Л ип ецкая с по ртивная га зета’ (wet! Ф УТЮ Л 23 мая 2001 е. И з все го , что происходит на ф ут бол ьн ом попе, т ольк о гоп , пож а луй , ра дует болельщ ик а больш е, ч ем уда чный финт . Велик их дрибперов наш фут бол зн а л н ем а ло . П охож е , одн а к о, что ск а за т ь об эт ом м ож н о т ольк о т а к — в п р ош едш ем вр ем ен и . " © р е ш ён ное ноге плечо" “Освобождайся от мяча!”— слышится на футбольных просторах Родины, кажется, с тех пор, как коллективизм стал знаменем социалисти ческой действительности. Орут в заводских командах, пионерских, ветеранских и командах мастеров. Громче всех орут детские тренеры. Их можно понять — от них требуют результа та. Сиюминутного. И они знают, как его добыть: боль ше тактики, больше физики, меньше риска и обводки — она “замедляет командное движение”. Если бы детским тренерам платили не за ко личество (очковое), а за ка чество каждого игрока, воз можно, они бы орали другое. Но в результате обводить в России разучились все. Даже бразильцы напрочь забыва ют, чему учились на своих копакабанах, и успешно ос ваивают своевременное осво бождение от мяча. А “Спар так” освобождается от пос ледних финтарей: Цымбала- ря, Бузникина, Кечинова... В ДЮСШ и раньше обвод ке времени уделяли не особо много. Обучались больше стихийно —во дворах. Прав да, выпускались астрономи ческими тиражами самоучи тели футбола. Там было и об обводке. Рисованные маль чики обводили друг друга, руководствуясь инструкция ми авторов. Живым мальчи кам понять инструкции было абсолютно невозможно. “...Бьющая нога переносит ся через мяч и ставится впе реди и сбоку от опорной ноги. Затем быстрым движе нием той же ноги оттол кнуться кругом через одно именное этой ноге плечо”. Не советую перечитывать — заклинит мозги. Ф и н т - удел "малышей" В детстве я был шустрым малым и на тренировках в ДЮСШ накручивал по пол команды. Однажды тренер Эдуард подозвал меня: “Ду маешь, ты финты показыва ешь? Ты просто быстрее!” Я обиделся: сам-то считал себя именно финтарем. Но сегод ня я думаю, что Эдуард был прав: в конечном итоге об водит тот, кто быстрее и лов чее. Да и вообще инициато ром обводки чаще всего ста новится соперник, которого, если есть реакция, ловишь на опрометчивых движениях. И уж совсем он оказывается в дураках, когда бросается на мяч, ошибочно полагая, что достанет его быстрее тебя. Поэтому частенько шустрые игроки провоцируют “дура ков” на такие выпады, “слу чайно” отпуская мяч слиш ком далеко. Самым быстрым и финтов особых для обводки не надо. Спартаковец Рейнгольд обе гал соперников, как стоячих. Беланова, лучшего футболис та Европы-86, специалисты шутливо называли бегуном на средние и короткие дис танции. Здорово носился по полю и Геннадий Еврюжи- хнн. “Эх, Гене бы техники побольше!” — говорили бо лельщики. Финты — удел физически не самых сильных. Так, ка жется, сказал когда-то Бес ков. Черенков, когда Кон стантин Иванович начал подпускать его к основе, просто восторгал болельщи ков своим “несерьезным” те лосложением. Ну и как бы без финтов справлялся Федя со здоровыми мужиками из первой лиги? А вот Стрель цов, как считают многие его современники, финтарем не был — он просто сметал обо рону, как танк (кстати, шве ды его и прозвали “русским танком”). — Не надо ему было ни каких финтов! —говорит тех ничный Николай Маношин. — К нему не подступиться! Корпус ставит — врезаются, отлетают. В Киеве прокинул мяч мимо Голубева — был такой центральный защит ник, его еще “убийцей” на зывали, — так тот запрыг нул ему на плечи, и Эдик его протащил метров тридцать до штрафной, как рюкзак. И забил гол! Финтят в основном “малы ши”. “Метр с кепкой” — это и Сергей Ильин, и Хусаинов, и Василий Трофимов. Вели кий Пека (Петр Дементьев) был ростом 163 см и играл в бутсах 37-го размера. Невы сокими были Маркеров, За варов, Месхн, Пушкаш, Гар- ринча, Марадона... Что такое фиш? Финтил ли Пека, когда прошел с мячом на голове половину поля, головой пе ребросил мяч через вратаря Трусевнча и головой же внес мяч в ворота? Нет. Скорее, это “ведение мяча”. А когда оц же, стоя спиной к защит нику, перекидывал мяч че рез себя и соперника? Навер ное, это “проброс мяча себе на ход”. Финт — это обманное дви жение. Но по большому сче ту всякую обводку можно разложить на серию обман ных движений. Только в од них случаях обман может быть явным—качнул в одну сторону, рванул в другую, — а в других таким скрытым, что и сам обманщик не объ яснит толком, как одурачил соперника. В 60-е даже была дискуссия в прессе: финтарь ли Метревели? Потому что многие не видели у него ка кой-то особой техники об водки — просто проходил оборону, как нож сквозь мас ло. Мой отец, не раз видев ший в деле Стрельцова, счи тал, что секрет обводки у того весьма прост. Он не юлил, а шел прямо через толпу за щитников по некой равно действующей линии. Защит ник Петя при этом думал, что против Стрельца сыграет Миша, Миша — что сделать это сподручней Пете и Васе. Но попробуй они вдруг ра зом спасти ситуацию, то про сто столкнулись бы лбами. Так же обводил и Пеле. Если рассмотреть такую обводку в замедленном повторе, то вид но, как Стрельцов и Пеле катят мяч неизменно со сто роны опорных и от этого бес помощных ног противников. Но при такой обводке “без финтов " оба как раз и были самыми отъявленными об манщиками и хитрецами на свете. Пяткой через голову —Да не было такого фин та! — горячится Маношин. — Не видел! Как так не было? Этот при ем в дворовом футболе на зывался “финтом Месхн”. Мяч захватывается двумя ногами и “брыкающим” дви жением пятки, как из пра щи, посылается через со бственную голову вперед. Кто только не пытался ско пировать этот трюк! Однаж ды даже мой сосед Шурик взял и перекинул мяч пят кой через самого себя, рас пухшего от пива. — Какой же это финт — просто фокус1 — говорит Ва лентин Бубукин. —И не та кие штуки с мячом проделы вали. Вот на шею мяч лови ли, по спине спускали и пят кой возвращали. Я такой финт сделал в Китае и чуть сотрясение мозга не получил: нагнулся — и схлопотал но гой в лоб... — Не знаю такого финта, — сказал мне Бесков, ъ- Хотя... пару раз, может быть, получилось у Месхн... —Был финт! Что им всем, память отбило? —чуть не за кричал футбольный летопи сец АлександрЖуков. —Все пытались его повторить. Спартаковец Логофет в куб ковом матче с ЦСКА в 62-м или 63-м его сделал. Как сей час вижу! Счет уже 3:0, игра сделана. Гена идет в штраф ную справа и перекидывает мяч пяткой через себя и за щитника. Трибуны аж взвы ли. Спросил я о “финте Мес- хи” и у старейшины россий ского футбола Николая Пар шина. — Как же, помню! Месхи делал это чуть не в каждом матче! Ну все смешалось в доме Облонских! Точку над i пос тавил Валентин Иванов: “Применял такой финт Мес хи. Но в основном на пери ферийных стадионах, с со- першшами послабее. А с мос ковскими командами не рис ковал. Поэтому москвичи этого и не видели”. Как учил Бесков — Обучить обводке мож но, — сказал мне Александр Бубнов. — Но учить должен тот, кто сам умеет это делать. А среди тренеров бывших классных футболистов мало. Бесков нам показывал неко торые финты. Но в основном давал упражнение — один против одного, двое против двух — и говорил: “Здесь надо обводить”. А как — сам решай1 Тогда в России ви деомагнитофон был большой редкостью, но у нас в “Спар таке” день и ночь крутили кассету “Игра Пеле”. Гаври лов, Черенков все финты Пеле элементарно повторяли. Потому что у них от приро ды прекрасная координация, мяч — как на шнурке. При обводке, Бесков учил, игрок должен видеть поле, и, если кто-то открылся, обязатель но отдать пас. Классные дриблеры — Пеле, Марадо на, Кройф — так и делали. Ведь дриблинг — это способ отвлечь на себя двух-трех че ловек и создать благоприят ную ситуацию для партне ров. А сколько было футбо листов, которых при всем прекрасном дриблинге клас сными игроками назвать нельзя: идут в обводку, как в штопор, никого вокруг не видят! Лёгким движ ением стопы Обманных движений вели кое множество. Более того, каждый футболист один и тот же финт выполняет по- своему. Поэтому сколько футболистов — столько и финтов. Тем не менее специ алисты изучают обводку Ро налдо, Зидана, объясняют каждую составляющую с тем, чтобы потом ученики из них собрали целое. Однако: “Искусство обма на, в частности, искусство обводки, во многом приро дный дар, — писал Борис Аркадьев. — Игрока можно подучить, подправить, но кому это искусство инсцени ровки не дано, тот не станет дриблером”. Идальше, о Сер гее Ильине: “Его финтам никто никогда не верил, по тому что его перенос ноги через мяч был гимнастичес ким упражнением. Я знаю многих хороших игроков, финтам которых нельзя было все-таки поверить — на столько они были искус ственны”. Недавно ученые от футбо ла определили, что весьма перспективен “нетрадицион ный способ ведения мяча” — так называемыми шаговыми ударными движениями, ког да при беге мяч толкают впе ред мыском одной и той же ноги на длину шага (1-1,5 м), а при обводке на скорости легким движением стопы направляют мяч вправо-вле во под опорную ногу против- ' ника. Именно так с порази тельной легкостью Клин сманн на ЧЕ-96 обвел Ники форова и забил нам третий гол. Все это было “стихийно” известно и раньше. В 30-е именно так водил мяч Пека. “Вести мяч надо внешней стороной стопы—мягко, как бы поглаживая ", —писал он в мемуарах. Такое ведение мяча было и у Бориса Пай- чадзе за сорок лет до рожде ния Зидана. Кстати, технич ность игрока можно оценить по тому, насколько часто он пользуется этой самой внеш ней стороной стопы. И мно гие финтари — люди косо лапые. На замахе. Описание фин тов — дело неблагодарное. Но попробую составить не большой список. Мнимая остановка мяча. Так в матче “Арсенал” — “Спартак” Бергкамп вместо того, чтобы остановить мяч, во что поверил защитник, вдруг пропустил его и вышел прямо по центру на убойную позицию. Филимонову по везло — голландец “со всей дури” ударил выше ворот. Кач в одну сторону —уход в другую. Так обводил Гар- ринча. Он шел прямо на за щитника, корпусом “качая” того в одну сторону, и если соперник реагировал — про носился, как вихрь, в дру гую. Если не реагировал, обманное движение станови лось истинным. Похожим образом обводили противни ков Трофимов, Ильин, Гуца- ев, англичанин Мэтьюз. Переступ. На высокой ско рости, идя прямо на сопер ника, Роналдо делал выпа ды в разные стороны. Дви жения его ног над мячом походили на размашистый бег конькобежца. Соперни ки иногда натурально выво дились бразильцем из равно весия —валились в одну сто рону, а Роналдо убегал вдру гую. Так же обводит Зидан. В 70-е этот прием проделы вал Маховиков. Маятник. (Бесков называл этот прием уменьшительно —“маятничек”.) Часто поль зовался им Черенков: при ведении мяча делал над ним маятниковое — туда-сюда — движение стопой. Соперник притормаживал, думая, что Федор остановит мяч, а тот прибавлял скорость и убегал. Леонид Буряк в обмане со перника шел еще дальше — левой стопой по-настоящему приостанавливал мяч, но в следующее мгновение пра вой мяч посылался вперед. На замахе. Замах ноги для удара по мячу вызывает за щитную реакцию: соперник поднимает ногу. При особо удачных актерских замахах жертва рефлекторно защи щает руками низ живота, голову... Тут-то вместо уда ра следует проброс мяча мимо опорной ноги, плотно стоящей на земле, —другая- то поднята! Таким приемом Маношин, по его словам, иногда “подкоманды в ко мандировку отправлял”. В “золотом матче” в Киеве в 1965-м Стрельцов на зама хе обыграл Круликовского, затем таким же образом Со- снихина, потом опять-таки на замахе “воскресшего” бе долагу Круликовского и, от правив вратаря Рудакова в один угол, тихо катпул мяч в другой. Настоящий финт М е ст Если “пяткой через себя” профессионалы считали трю качеством, то к “настояще му”финту Месхи относились с великим уважением. Вари антов было множество: на скорости, с места, спиной к сопернику, боком... Например, Месхи стоит лицом к защитнику. Резкий старт вправо с одновремен ным разворотом к соперни ку боком. Мяч остается сза ди у толчковой правой ноги — дальней от противника. При переносе центра тяжес ти на левую ногу правая по сылает мяч перпендикуляр но движению Месхи. На пути мяча ног нет. — сопер ник рефлекторно рванулся за грузином. Далее взрывное ускорение — чтобы успеть “перебежать дорогу” перед соперником — и встреча с подкрученным мячом, кото рый спешит навстречу фор варду. Если траектории мяча и игрока соединить — полу чится овал, посреди которо го недоумевает бедняга-за щитник. Действовал Месхи по вдох новению, а оно чаще всего окрыляло его при своей пуб лике в Тбилиси. “Когда ос вистывали меня в Донецке, Баку, Ереване и Москве — просто руки опускались ", — жаловался он тридцать лет назад Акселю Вартаняну, ныне обозревателю “СЭ”. Свои финты Месхи тщатель но отрабатывал на трениров ках, обводя стойки или му чая добровольную жертву — защитника Чохели. — В первый раз в сборной он показал свои финты в матче с чехами в 59-м, — вспоминает очевидец игры Александр Жуков. — Встре тили зрители его не слишком тепло. Он ведь вышел вмес то Ильина, всеобщего лю бимца, да и отношение к грузинам тогда бь!ло такое: циркачи, но проку никако го. Против Месхи играл за щитник Шафранек, опыт ный мужик. Так Месхи его просто закрутил! Наши вы играли 3:0, но к концу игры зрители уже не голов ждали, а финтов Месхн. Идаже Нет то вроде просил, чтобы тот прошел еще разок и показал этот финт! После товарищеского мат ча в Аргентине в 1961-м мес тные стоя устроили Месхи овацию — они-то понимали толк вфутболе. В отличие от иных наших спецов, обви нявших тбилисца в узкой специализации: проход по бровке и навес. Действитель но, он был типичным “край ком”, и в наступавшем то тальном футболе места ему не было. э я ш в № И Другой футбол У меня неоднократно и на коробке, и в играх на чем пионате Москвы проходил самый простой вариант фин та Месхи —с места, стоя спи ной к противнику, когда тот пытается своими габаритами вытолкнуть тебя за бровку. Мяча при этом он не видит... Выпад влево, защитник де лает шаг в ту же сторону и пропускает мяч между ног. Я спросил у Александра Бубнова: почему такой срав нительно простой прием не увидишь сейчас в большом футболе. “Понимаешь, —от ветил он, — сейчас есть та кое понятие —рациональная техника. Не нужны все эти проквды между ног! Главное — сыграть надежно. А если в условиях прессинга играть, как Месхи, отпуская мяч далеко от себя, будут сплош ные срывы атаки”. — Ну что ты! — подтвер дил капитан “Спартака” и ЦСКА 70-х Сергей Ольшанс кий. — Тогда же тактичес кий уровень был, мягко го воря... Все места расписаны: этот защитник там, тот — здесь, стоят, как шахматные фигуры. Играли один в один — персональная опека. Ког да встречались лоб влоб, тре бовалась обводка. А сейчас групповой отбор. Одного об ведешь — другой страхует. — Другой футбол, — со глашается игро.к сборной 60-х Владимир Пономарев. — Играли тогда с чистыми крайними нападающими: Месхи, Численко, Апухтин, Гринин, Демин, Трофи мов... Они обязаны были обводить. Тренеры — Мас лов, Качалин, Якушин — говорили нам: “Держите ширину поля!” — для того, чтобы оставить крайнего на падающего один на один с защитником. И тот уже обя зан был разобраться — об вести и подать. Сейчас я та ких в России не вижуг. "Него привязался?" В институте физкультуры хотели было сделать учебный фильм про уникальную об водку Петра Дементьева. Так и не собрались. А жаль. —Технарь был тот еще! — говорил мне Николай Пар шин. —Я играл против него. Он уже в годах был, но ар тист! Смячом что хотел, то и делал. Надо на уши поло жить — положит! А финтов у него был миллион. Как закрутит — не знаешь, куда бежать! На полном ходу Пека мог незаметно для соперников остановить мяч и бежать без него вместе со своими сторо жами. Потом тормозил, под хохот трибун возвращался к мячу и снова устраивал че харду, сводя с ума защиту. Был и такой финт. Бежит с мячом, сбоку — соперник, Николай Палыска из ЦСКА. Пека делает рывок, опережая мяч. Палыска — за ним. Бегут без мяча — тот катит ся сзади... “Ну, чего ты при вязался! Мяча-то нет!” —вос клицает Пека и останавли вается. Палыска тормозит, в этот момент Пека пропуска ет мяч между ног и припус кается с ним, оставив защит ника далеко сзади. Чтобы лучше чувствовать мяч, великий финтарь всег да играл без щитков. И свя то придерживался правила не прикасаться к мячу ни в день матча, ни накануне — чтобы соскучиться по Игре. Таких артистов уже не бу дет. Как не стало дворового футбола, откуда пришел Пека и все остальные. “Серенькая наша сборная, — сетовал Борис Аркадьев. —Почти нет солистов: игро ки как будто снивелирова ны на каком-то среднем уровне. Может быть, мы до пускаем какие-то ошибки в методах поиска талантливой молодежи или в методике ее воспитания, обучения и тре нировки? А может быть, во обще недооцениваем инди видуальное мастерство, про тивопоставляя его коллек тивной игре?” Написано это знаете ког да? Еще в 1972 году. Дмитрий ТУМАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz