Липецкая спортивная газета. 2001 г.

Липецкая спортивная газета. 2001 г.

“ Л ип ецкая с по ртивная га зета’ (wet! Ф УТЮ Л 23 мая 2001 е. И з все го , что происходит на ф ут бол ьн ом попе, т ольк о гоп , пож а луй , ра дует болельщ ик а больш е, ч ем уда чный финт . Велик их дрибперов наш фут бол зн а л н ем а ло . П охож е , одн а к о, что ск а за т ь об эт ом м ож н о т ольк о т а к — в п р ош едш ем вр ем ен и . " © р е ш ён ное ноге плечо" “Освобождайся от мяча!”— слышится на футбольных просторах Родины, кажется, с тех пор, как коллективизм стал знаменем социалисти­ ческой действительности. Орут в заводских командах, пионерских, ветеранских и командах мастеров. Громче всех орут детские тренеры. Их можно понять — от них требуют результа­ та. Сиюминутного. И они знают, как его добыть: боль­ ше тактики, больше физики, меньше риска и обводки — она “замедляет командное движение”. Если бы детским тренерам платили не за ко­ личество (очковое), а за ка­ чество каждого игрока, воз­ можно, они бы орали другое. Но в результате обводить в России разучились все. Даже бразильцы напрочь забыва­ ют, чему учились на своих копакабанах, и успешно ос­ ваивают своевременное осво­ бождение от мяча. А “Спар­ так” освобождается от пос­ ледних финтарей: Цымбала- ря, Бузникина, Кечинова... В ДЮСШ и раньше обвод­ ке времени уделяли не особо много. Обучались больше стихийно —во дворах. Прав­ да, выпускались астрономи­ ческими тиражами самоучи­ тели футбола. Там было и об обводке. Рисованные маль­ чики обводили друг друга, руководствуясь инструкция­ ми авторов. Живым мальчи­ кам понять инструкции было абсолютно невозможно. “...Бьющая нога переносит­ ся через мяч и ставится впе­ реди и сбоку от опорной ноги. Затем быстрым движе­ нием той же ноги оттол­ кнуться кругом через одно­ именное этой ноге плечо”. Не советую перечитывать — заклинит мозги. Ф и н т - удел "малышей" В детстве я был шустрым малым и на тренировках в ДЮСШ накручивал по пол­ команды. Однажды тренер Эдуард подозвал меня: “Ду­ маешь, ты финты показыва­ ешь? Ты просто быстрее!” Я обиделся: сам-то считал себя именно финтарем. Но сегод­ ня я думаю, что Эдуард был прав: в конечном итоге об­ водит тот, кто быстрее и лов­ чее. Да и вообще инициато­ ром обводки чаще всего ста­ новится соперник, которого, если есть реакция, ловишь на опрометчивых движениях. И уж совсем он оказывается в дураках, когда бросается на мяч, ошибочно полагая, что достанет его быстрее тебя. Поэтому частенько шустрые игроки провоцируют “дура­ ков” на такие выпады, “слу­ чайно” отпуская мяч слиш­ ком далеко. Самым быстрым и финтов особых для обводки не надо. Спартаковец Рейнгольд обе­ гал соперников, как стоячих. Беланова, лучшего футболис­ та Европы-86, специалисты шутливо называли бегуном на средние и короткие дис­ танции. Здорово носился по полю и Геннадий Еврюжи- хнн. “Эх, Гене бы техники побольше!” — говорили бо­ лельщики. Финты — удел физически не самых сильных. Так, ка­ жется, сказал когда-то Бес­ ков. Черенков, когда Кон­ стантин Иванович начал подпускать его к основе, просто восторгал болельщи­ ков своим “несерьезным” те­ лосложением. Ну и как бы без финтов справлялся Федя со здоровыми мужиками из первой лиги? А вот Стрель­ цов, как считают многие его современники, финтарем не был — он просто сметал обо­ рону, как танк (кстати, шве­ ды его и прозвали “русским танком”). — Не надо ему было ни­ каких финтов! —говорит тех­ ничный Николай Маношин. — К нему не подступиться! Корпус ставит — врезаются, отлетают. В Киеве прокинул мяч мимо Голубева — был такой центральный защит­ ник, его еще “убийцей” на­ зывали, — так тот запрыг­ нул ему на плечи, и Эдик его протащил метров тридцать до штрафной, как рюкзак. И забил гол! Финтят в основном “малы­ ши”. “Метр с кепкой” — это и Сергей Ильин, и Хусаинов, и Василий Трофимов. Вели­ кий Пека (Петр Дементьев) был ростом 163 см и играл в бутсах 37-го размера. Невы­ сокими были Маркеров, За­ варов, Месхн, Пушкаш, Гар- ринча, Марадона... Что такое фиш? Финтил ли Пека, когда прошел с мячом на голове половину поля, головой пе­ ребросил мяч через вратаря Трусевнча и головой же внес мяч в ворота? Нет. Скорее, это “ведение мяча”. А когда оц же, стоя спиной к защит­ нику, перекидывал мяч че­ рез себя и соперника? Навер­ ное, это “проброс мяча себе на ход”. Финт — это обманное дви­ жение. Но по большому сче­ ту всякую обводку можно разложить на серию обман­ ных движений. Только в од­ них случаях обман может быть явным—качнул в одну сторону, рванул в другую, — а в других таким скрытым, что и сам обманщик не объ­ яснит толком, как одурачил соперника. В 60-е даже была дискуссия в прессе: финтарь ли Метревели? Потому что многие не видели у него ка­ кой-то особой техники об­ водки — просто проходил оборону, как нож сквозь мас­ ло. Мой отец, не раз видев­ ший в деле Стрельцова, счи­ тал, что секрет обводки у того весьма прост. Он не юлил, а шел прямо через толпу за­ щитников по некой равно­ действующей линии. Защит­ ник Петя при этом думал, что против Стрельца сыграет Миша, Миша — что сделать это сподручней Пете и Васе. Но попробуй они вдруг ра­ зом спасти ситуацию, то про­ сто столкнулись бы лбами. Так же обводил и Пеле. Если рассмотреть такую обводку в замедленном повторе, то вид­ но, как Стрельцов и Пеле катят мяч неизменно со сто­ роны опорных и от этого бес­ помощных ног противников. Но при такой обводке “без финтов " оба как раз и были самыми отъявленными об­ манщиками и хитрецами на свете. Пяткой через голову —Да не было такого фин­ та! — горячится Маношин. — Не видел! Как так не было? Этот при­ ем в дворовом футболе на­ зывался “финтом Месхн”. Мяч захватывается двумя ногами и “брыкающим” дви­ жением пятки, как из пра­ щи, посылается через со­ бственную голову вперед. Кто только не пытался ско­ пировать этот трюк! Однаж­ ды даже мой сосед Шурик взял и перекинул мяч пят­ кой через самого себя, рас­ пухшего от пива. — Какой же это финт — просто фокус1 — говорит Ва­ лентин Бубукин. —И не та­ кие штуки с мячом проделы­ вали. Вот на шею мяч лови­ ли, по спине спускали и пят­ кой возвращали. Я такой финт сделал в Китае и чуть сотрясение мозга не получил: нагнулся — и схлопотал но­ гой в лоб... — Не знаю такого финта, — сказал мне Бесков, ъ- Хотя... пару раз, может быть, получилось у Месхн... —Был финт! Что им всем, память отбило? —чуть не за­ кричал футбольный летопи­ сец АлександрЖуков. —Все пытались его повторить. Спартаковец Логофет в куб­ ковом матче с ЦСКА в 62-м или 63-м его сделал. Как сей­ час вижу! Счет уже 3:0, игра сделана. Гена идет в штраф­ ную справа и перекидывает мяч пяткой через себя и за­ щитника. Трибуны аж взвы­ ли. Спросил я о “финте Мес- хи” и у старейшины россий­ ского футбола Николая Пар­ шина. — Как же, помню! Месхи делал это чуть не в каждом матче! Ну все смешалось в доме Облонских! Точку над i пос­ тавил Валентин Иванов: “Применял такой финт Мес­ хи. Но в основном на пери­ ферийных стадионах, с со- першшами послабее. А с мос­ ковскими командами не рис­ ковал. Поэтому москвичи этого и не видели”. Как учил Бесков — Обучить обводке мож­ но, — сказал мне Александр Бубнов. — Но учить должен тот, кто сам умеет это делать. А среди тренеров бывших классных футболистов мало. Бесков нам показывал неко­ торые финты. Но в основном давал упражнение — один против одного, двое против двух — и говорил: “Здесь надо обводить”. А как — сам решай1 Тогда в России ви­ деомагнитофон был большой редкостью, но у нас в “Спар­ таке” день и ночь крутили кассету “Игра Пеле”. Гаври­ лов, Черенков все финты Пеле элементарно повторяли. Потому что у них от приро­ ды прекрасная координация, мяч — как на шнурке. При обводке, Бесков учил, игрок должен видеть поле, и, если кто-то открылся, обязатель­ но отдать пас. Классные дриблеры — Пеле, Марадо­ на, Кройф — так и делали. Ведь дриблинг — это способ отвлечь на себя двух-трех че­ ловек и создать благоприят­ ную ситуацию для партне­ ров. А сколько было футбо­ листов, которых при всем прекрасном дриблинге клас­ сными игроками назвать нельзя: идут в обводку, как в штопор, никого вокруг не видят! Лёгким движ ением стопы Обманных движений вели­ кое множество. Более того, каждый футболист один и тот же финт выполняет по- своему. Поэтому сколько футболистов — столько и финтов. Тем не менее специ­ алисты изучают обводку Ро­ налдо, Зидана, объясняют каждую составляющую с тем, чтобы потом ученики из них собрали целое. Однако: “Искусство обма­ на, в частности, искусство обводки, во многом приро­ дный дар, — писал Борис Аркадьев. — Игрока можно подучить, подправить, но кому это искусство инсцени­ ровки не дано, тот не станет дриблером”. Идальше, о Сер­ гее Ильине: “Его финтам никто никогда не верил, по­ тому что его перенос ноги через мяч был гимнастичес­ ким упражнением. Я знаю многих хороших игроков, финтам которых нельзя было все-таки поверить — на­ столько они были искус­ ственны”. Недавно ученые от футбо­ ла определили, что весьма перспективен “нетрадицион­ ный способ ведения мяча” — так называемыми шаговыми ударными движениями, ког­ да при беге мяч толкают впе­ ред мыском одной и той же ноги на длину шага (1-1,5 м), а при обводке на скорости легким движением стопы направляют мяч вправо-вле­ во под опорную ногу против- ' ника. Именно так с порази­ тельной легкостью Клин­ сманн на ЧЕ-96 обвел Ники­ форова и забил нам третий гол. Все это было “стихийно” известно и раньше. В 30-е именно так водил мяч Пека. “Вести мяч надо внешней стороной стопы—мягко, как бы поглаживая ", —писал он в мемуарах. Такое ведение мяча было и у Бориса Пай- чадзе за сорок лет до рожде­ ния Зидана. Кстати, технич­ ность игрока можно оценить по тому, насколько часто он пользуется этой самой внеш­ ней стороной стопы. И мно­ гие финтари — люди косо­ лапые. На замахе. Описание фин­ тов — дело неблагодарное. Но попробую составить не­ большой список. Мнимая остановка мяча. Так в матче “Арсенал” — “Спартак” Бергкамп вместо того, чтобы остановить мяч, во что поверил защитник, вдруг пропустил его и вышел прямо по центру на убойную позицию. Филимонову по­ везло — голландец “со всей дури” ударил выше ворот. Кач в одну сторону —уход в другую. Так обводил Гар- ринча. Он шел прямо на за­ щитника, корпусом “качая” того в одну сторону, и если соперник реагировал — про­ носился, как вихрь, в дру­ гую. Если не реагировал, обманное движение станови­ лось истинным. Похожим образом обводили противни­ ков Трофимов, Ильин, Гуца- ев, англичанин Мэтьюз. Переступ. На высокой ско­ рости, идя прямо на сопер­ ника, Роналдо делал выпа­ ды в разные стороны. Дви­ жения его ног над мячом походили на размашистый бег конькобежца. Соперни­ ки иногда натурально выво­ дились бразильцем из равно­ весия —валились в одну сто­ рону, а Роналдо убегал вдру­ гую. Так же обводит Зидан. В 70-е этот прием проделы­ вал Маховиков. Маятник. (Бесков называл этот прием уменьшительно —“маятничек”.) Часто поль­ зовался им Черенков: при ведении мяча делал над ним маятниковое — туда-сюда — движение стопой. Соперник притормаживал, думая, что Федор остановит мяч, а тот прибавлял скорость и убегал. Леонид Буряк в обмане со­ перника шел еще дальше — левой стопой по-настоящему приостанавливал мяч, но в следующее мгновение пра­ вой мяч посылался вперед. На замахе. Замах ноги для удара по мячу вызывает за­ щитную реакцию: соперник поднимает ногу. При особо удачных актерских замахах жертва рефлекторно защи­ щает руками низ живота, голову... Тут-то вместо уда­ ра следует проброс мяча мимо опорной ноги, плотно стоящей на земле, —другая- то поднята! Таким приемом Маношин, по его словам, иногда “подкоманды в ко­ мандировку отправлял”. В “золотом матче” в Киеве в 1965-м Стрельцов на зама­ хе обыграл Круликовского, затем таким же образом Со- снихина, потом опять-таки на замахе “воскресшего” бе­ долагу Круликовского и, от­ правив вратаря Рудакова в один угол, тихо катпул мяч в другой. Настоящий финт М е ст Если “пяткой через себя” профессионалы считали трю­ качеством, то к “настояще­ му”финту Месхи относились с великим уважением. Вари­ антов было множество: на скорости, с места, спиной к сопернику, боком... Например, Месхи стоит лицом к защитнику. Резкий старт вправо с одновремен­ ным разворотом к соперни­ ку боком. Мяч остается сза­ ди у толчковой правой ноги — дальней от противника. При переносе центра тяжес­ ти на левую ногу правая по­ сылает мяч перпендикуляр­ но движению Месхи. На пути мяча ног нет. — сопер­ ник рефлекторно рванулся за грузином. Далее взрывное ускорение — чтобы успеть “перебежать дорогу” перед соперником — и встреча с подкрученным мячом, кото­ рый спешит навстречу фор­ варду. Если траектории мяча и игрока соединить — полу­ чится овал, посреди которо­ го недоумевает бедняга-за­ щитник. Действовал Месхи по вдох­ новению, а оно чаще всего окрыляло его при своей пуб­ лике в Тбилиси. “Когда ос­ вистывали меня в Донецке, Баку, Ереване и Москве — просто руки опускались ", — жаловался он тридцать лет назад Акселю Вартаняну, ныне обозревателю “СЭ”. Свои финты Месхи тщатель­ но отрабатывал на трениров­ ках, обводя стойки или му­ чая добровольную жертву — защитника Чохели. — В первый раз в сборной он показал свои финты в матче с чехами в 59-м, — вспоминает очевидец игры Александр Жуков. — Встре­ тили зрители его не слишком тепло. Он ведь вышел вмес­ то Ильина, всеобщего лю­ бимца, да и отношение к грузинам тогда бь!ло такое: циркачи, но проку никако­ го. Против Месхи играл за­ щитник Шафранек, опыт­ ный мужик. Так Месхи его просто закрутил! Наши вы­ играли 3:0, но к концу игры зрители уже не голов ждали, а финтов Месхн. Идаже Нет­ то вроде просил, чтобы тот прошел еще разок и показал этот финт! После товарищеского мат­ ча в Аргентине в 1961-м мес­ тные стоя устроили Месхи овацию — они-то понимали толк вфутболе. В отличие от иных наших спецов, обви­ нявших тбилисца в узкой специализации: проход по бровке и навес. Действитель­ но, он был типичным “край­ ком”, и в наступавшем то­ тальном футболе места ему не было. э я ш в № И Другой футбол У меня неоднократно и на коробке, и в играх на чем­ пионате Москвы проходил самый простой вариант фин­ та Месхи —с места, стоя спи­ ной к противнику, когда тот пытается своими габаритами вытолкнуть тебя за бровку. Мяча при этом он не видит... Выпад влево, защитник де­ лает шаг в ту же сторону и пропускает мяч между ног. Я спросил у Александра Бубнова: почему такой срав­ нительно простой прием не увидишь сейчас в большом футболе. “Понимаешь, —от­ ветил он, — сейчас есть та­ кое понятие —рациональная техника. Не нужны все эти проквды между ног! Главное — сыграть надежно. А если в условиях прессинга играть, как Месхи, отпуская мяч далеко от себя, будут сплош­ ные срывы атаки”. — Ну что ты! — подтвер­ дил капитан “Спартака” и ЦСКА 70-х Сергей Ольшанс­ кий. — Тогда же тактичес­ кий уровень был, мягко го­ воря... Все места расписаны: этот защитник там, тот — здесь, стоят, как шахматные фигуры. Играли один в один — персональная опека. Ког­ да встречались лоб влоб, тре­ бовалась обводка. А сейчас групповой отбор. Одного об­ ведешь — другой страхует. — Другой футбол, — со­ глашается игро.к сборной 60-х Владимир Пономарев. — Играли тогда с чистыми крайними нападающими: Месхи, Численко, Апухтин, Гринин, Демин, Трофи­ мов... Они обязаны были обводить. Тренеры — Мас­ лов, Качалин, Якушин — говорили нам: “Держите ширину поля!” — для того, чтобы оставить крайнего на­ падающего один на один с защитником. И тот уже обя­ зан был разобраться — об­ вести и подать. Сейчас я та­ ких в России не вижуг. "Него привязался?" В институте физкультуры хотели было сделать учебный фильм про уникальную об­ водку Петра Дементьева. Так и не собрались. А жаль. —Технарь был тот еще! — говорил мне Николай Пар­ шин. —Я играл против него. Он уже в годах был, но ар­ тист! Смячом что хотел, то и делал. Надо на уши поло­ жить — положит! А финтов у него был миллион. Как закрутит — не знаешь, куда бежать! На полном ходу Пека мог незаметно для соперников остановить мяч и бежать без него вместе со своими сторо­ жами. Потом тормозил, под хохот трибун возвращался к мячу и снова устраивал че­ харду, сводя с ума защиту. Был и такой финт. Бежит с мячом, сбоку — соперник, Николай Палыска из ЦСКА. Пека делает рывок, опережая мяч. Палыска — за ним. Бегут без мяча — тот катит­ ся сзади... “Ну, чего ты при­ вязался! Мяча-то нет!” —вос­ клицает Пека и останавли­ вается. Палыска тормозит, в этот момент Пека пропуска­ ет мяч между ног и припус­ кается с ним, оставив защит­ ника далеко сзади. Чтобы лучше чувствовать мяч, великий финтарь всег­ да играл без щитков. И свя­ то придерживался правила не прикасаться к мячу ни в день матча, ни накануне — чтобы соскучиться по Игре. Таких артистов уже не бу­ дет. Как не стало дворового футбола, откуда пришел Пека и все остальные. “Серенькая наша сборная, — сетовал Борис Аркадьев. —Почти нет солистов: игро­ ки как будто снивелирова­ ны на каком-то среднем уровне. Может быть, мы до­ пускаем какие-то ошибки в методах поиска талантливой молодежи или в методике ее воспитания, обучения и тре­ нировки? А может быть, во­ обще недооцениваем инди­ видуальное мастерство, про­ тивопоставляя его коллек­ тивной игре?” Написано это знаете ког­ да? Еще в 1972 году. Дмитрий ТУМАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz