Липецкая спортивная газета. 2001 г.
№16 18 апрепя 2001 г. Ф УШ ) Л пп тт п :| „ г. . _. . . . . . . . . . . "Пипецкая сп о ртивная га зета Точка з рения , ___ в Р о ссии п о ка не к оммерческое предприятие. Но выгоду и з него у же и зв лека ют и политики , и к риминалитет Вс е ра зговоры о серен ьк ом и ск учн ен ьк ом наш ем первен ст ве сводят ся в последн ее врем я к фина нсовой т ем е — нет ден ег. Вот если бы «Спартаку» бюдж ет м а дридск ого «Реала» — м иллионов 2 5 0 , он не только обыгра л бы «Арсенал», но и вообще, к ра са вец , ст а л бы победит елем эт ого сборища снобов — П иги чем пионов. С омнительно, что не кт о всерьез м ожет рассмат- р и в а т ь р о с си й с к и й ф утбол, точнее, р оссийс кие футб ольные клубы, как вы годное коммерческое пред при ятие. Д аже перв о клас сник сейчас знает, чт о к ом м е р ц и я— эт о вл ож ен и е средств с целью п олучения п рибыли. Футб ольные клу бы в Р оссии — сплошные расх оды. Скл адывается впе чатление, что бедствующие клубы идут на п о кл он к гу берна то ру (мэру, олиг арху). Тому ино гда удается д о гово рит ься с бог атыми дядями — т огда команда живет. Тем не менее помощь эта безвоз мездна лишь на взгляд не просвещенного. И е р а р х и я Качество футбола прямо не связано с количеством денег. Это аксиома. «Ми лан», одно из европейских созвездий, нынче бесславно изгнан с футбольного Олим па. Шотландский «Глазго Рейнджере», с начала 90-х входящий в первую десятку богатейших клубов мира, не имеет ни одного европейско го трофея. Разговоры о вли янии финансового состояния клуба на качество футбола уместны, только когда срав ниваются команды, принад лежащие к разным сослови ям — с уровнем доходов, различающимся на порядок. В российских же условиях, где все футбольные клубы делятся на бедные и очень бедные, иерархия определя ется не размером бюджета, а качеством источников фи нансирования. Высший дивизион отечес твенного чемпионата можно поделить на четыре группы, исходя именно из этого при нципа. В первую входят про винциальные команды-се редняки, борющиеся за вы живание. Это (по состоянию на 2001 год) — «Ротор», «Ростсельмаш», «Факел», «Сокол», «Крылья Советов» и , как ни парадоксально, столичное «Торпедо-ЗИЛ». Их патронируют мощные предприятия (см. досье). Ре гион, заинтересованный в подъеме команды, договари вается с предприятием, ко торое и становится моно спонсором. Например, у са марских «Крыльев» это «Си бирский алюминий», у «Со кола» — местный ликерово дочный завод и т.д. Естес твенно, уровень претензий команды в чемпионате опре деляется финансовым состо янием предприятия-спонсо ра. Особую роль играют гу бернаторы: монаршим сло вом они способны, по сути, обязать крупнейшее пред приятие региона помогать футболу. Взамен могут и на налоги глаза закры ть , и льготы предоставить, и еще чем по-свойски пособить. Региональные флагманы Клубы, добившиеся пря мой поддерж ки местной власти, формируют вторую группу. Назовем ее группой республиканского уровня — по аналогии с советскими временами, когда почти у каждой республики в вы сшей лиге был свой футболь ный полпред. В чистом виде это дагестанская «Анжи» и осетинская «Алания*. Но на самом деле к этой группе смело можно отнести и пи терский «Зенит», и подмос ковный «Сатурн». «Зенит» — это слава и знамя Петер бурга. «Сатурн» провозгла шен командой всея Москов ской области. И, как следст вие, совершенно иной уро вень привлечения финансов. Много денег от бюджета не добиться. Но «строка» — это показатель особой заинтере сованности властей в коман де. А значит, и уровень поб лажек для футбольных меце натов на порядок выше, чем в первой группе. В свое время такой коман дой был «Ротор*. В 1993-м в Волгограде сделали мощную ставку на развитие футбола в регионе. (Напомним, что в 1992-м «Ротор* не попал в первую восьмерку и сражал ся за выживание в высшей лиге). Президенту клуба Вла димиру Горюнову был пред оставлен карт-бланш. Горю нов удачно использовал предоставленные законода тельством льготы. Главным образом — таможенные. «Ро тор», будучи общественной организацией, пять лет на зад занимал второе место по импорту алкогольной про дукции после приснопамят ного Национального фонда спорта и перед Федерацией хоккея России. Кстати, из тогдашних руководителей этой троицы в живых остал ся только Горюнов. Но не будем о грустном... В 96 — 97-м годах «Ротор* стал реальным претендентом на чемпионство и споткнул ся лишь на «Спартаке*. В стране к тому времени начал ся крестовый поход против махинаций с таможенными льготами. Льготники, ли шенные мощного прикры тия, остались не у дел. «Ро тор* резко опустился в «бо лотную группу» и два сезо на пребывал в опасной зоне вылета. Ведомственная любовь не рж авеет Третья группа — ведом ственные команды. Сейчас их представляю т только московский «Локомотив* и новороссийский «Черномо рец» . Ведомственная любовь не так прибыльна, но у нее есть свои плюсы. Она про чна. Ведомство будет стоять как египетская пирамида. Его начальник и есть патрон команды. Он может обеспе чить привлечение любых спонсорских потоков уже под федеральные гарантии. Он обращает свой полити ческий капитал в реальные деньги для команды. Кста ти, «Черноморец» в послед ние два сезона смотрится великолепно, а «Локомо тив» три года пытается за давить «Спартак». В п о и с к а л олигархов Московские клубы форми руют четвертую группу. В белокаменной денег и пок ровителей хватит на пять или шесть клубов. «Спар так», ЦСКА, «Торпедо*, «Ди намо*. Когда-то за них тоже отвечали ведомства. Сейчас ж е к аж ды й м осков ский клуб, кроме «Локомотива», сформировал свою собствен ную хозяйственную систему. Принцип ее таков: найти основного титульного спон сора из олигархов (благо, все они живут в Москве) и через него обрасти группой более мелких доноров. Таким об разом москвичи добиваются бесперебойного стабильного финансирования, в отличие от провинциалов. Напри мер, у «Спартака» есть «Лу койл». Но в запасе еще име ется «Уренгойгазпром», а не давно было заключено согла шение с «Олд Спайс». Из всех московских клубов только «Спартак*, пожалуй, не нуждается в политичес ком патроне. На команду ра ботает ее имя. Другое дело— «Торпедо». Команда формально принад лежит стадиону, крупней шему в стране. При этом команда — наименее посе щаемая. Но Лужники — это бизнес президента клуба Владимира Алешина и до недавнего времени полити ческие гарантии почетного председателя Пал Палыча Бородина. Сейчас команда лишилась второй составляю щей, а значит, не сможет расти вверх, расширяя ис точники финансирования. «Динамо* и ЦСКА неког да были ведомственными командами. Но жизнь заста вила их перерасти этот уро- вень. Силовые ведомства, в отличие от Министерства путей сообщения, не эконо мические субъекты. Их со стояние напрямую зависит от состояния бюджета стра ны. Будет хорошо с бюдже том — будет Министерство обороны надежным гаран том вложений для спонсо ров. Наглядный образчик — ЦСКА, который не имел практически никакого отно шения к армии с 1997 года, когда клуб был раздроблен на баскетбольный, футболь ный и два хоккейных. Все эти годы армия вела нерав ный бой с новыми хозяева ми клуба и спонсорами за то, чтобы вернуть себе хотя бы маленький кусочек этого пирога. Борьба за акции са мого скандального клуба российского футбола между стороной , ч ьи интересы представлял Михаил Мами- ашвили, и теми, кого озву чивал теперь уже бывший президент ПФК ЦСКА Шах- руди Дадаханов, походила на добротный кинобоевик. Новыми владельцами ЦСКА стала английская компания «Блю Кастл», которая вхо дит в некий голландский холдинг и занимается инвес тиционными проектами в Восточной Европе, и акцио нерный коммерческий банк «Еврофинанс», владеющий четвертью акций ЦСКА. Некоммерческий продукт На Западе вклады вать деньги в футбол престижно. Это часть корпоративной политики. Есть компании, которые испокон веков ис пользуют спорт как коммер ческую платформу — «Кока- Кола», «Пепси-Кола», «Жи- летт», «Кэнон»... Разница, и существенная, заключает ся в том, что у нас на фут больном рынке нет компа нии (кроме «Олд Спайс»), которая производит товары массового потребления и рассматривала бы клуб как маркетинговую платформу. Финансовые вливания носят индивидуальный характер, построены на личных отно шениях. Зачем же спонсору связь с предприятием, кото рое фактически не дает при были? Отчасти ответ уже дан: властное покровитель ство, поддержка футбольно го флагмана дает спонсору приличные дивиденды — прежде всего политические. Но есть и экономические. Пример «Ротора*, приведен ный выше, показывает, что через клубы, пользуясь их льготным налоговым поло ж ением , можно затевать крупные коммерческие афе ры. К тому же футбольный клуб хоть и почти не прино сит прибыли, но всегда име ет солидные обороты. День ги, за которые в России по купают и продают игроков, весьма приличные по евро пейским меркам. На тран сферном рынке уже фигури руют суммы в 1 — 3 млн. долларов. А значит, клубы — по определению, идеаль ные прачечные для отмыва ния нелегальных доходов. И потому пользуются повы шенным вниманием со сто роны теневых структур. После перестройки никто из футбольных хозяев не изо брел велосипеда. Как и в ста рые добрые времена, футбол может существовать только под гарантии политиков. Именно поэтому «Алания» была чемпионом, и «Ура- лан» сумел какое-то время прод ерж аться в высшей лиге. Заметьте, как только упали политические акции калмыцкого лидера Кирсана И лю м ж и н о в а , м е с тн а я команда неумолимо, как оползень, двинулась вниз. Это, пожалуй, главное и ос новное отличие российского футбола от западного. В Рос сии по-прежнему действуют политические рычаги, а не экономические законы прак тически во всех сферах жиз ни. В том числе и в футболе. Досье Ктоспонсирует Футбольныек лубы Росш и выс ший д ивизион « СПАРТАК» (М О СК В А) «Лукойл» (титульный спонсор), «Урен гойгазпром», «ОМ Spice». ЦСКА (М О СК В А) Министерство обороны РФ, англий ская компания «Blue Castle* и акцио нерный коммерческий банк «Евро финанс». «Д И НАМ О » (М О СК В А) ОАО ТВЕЛ (ядерное топливо для реакторов атомныхэлектростанций), Fitcom (транснациональная'корпора ция, производитель и продавец хи мического сырья, минеральныхудоб рений), Эргобанк, Международная группа компаний ИТЕРА - поставки природного газа на рынки России, в страны СНГ и'Балтии, Газпромин- вестхолдинг. Ни копейки бюджетных денег. «Т ОР П В Д О -ЗИЛ» (МО СК В А) основной владелец - завод. «Т 0Р П В Д 0 -ЛУЖНИКИ» (МО СК В А) крупнейшая в Европе барахолка. «Р ОТОР » ( ВОЛ ГОГРАД) фактическим владельцем является президент клуба Владимир Горюнов. « САТУРН» (РАМЕНСК ОЕ ) «Ehrmann», «Автогарант», «Ист-лайн». «ЗЕН ИТ » (САНКТ -ПЕТЕРБУРГ) «Газпром», «Лентрансгаз», Газоэнер- гофинанс, Петербургская телефон ная сеть, банк Менатеп СПБ, компа ния Компьютер лэнд, коммерческий банк «Петровский», акционерноеоб щество «Акрон». « С ОКОЛ » (САРАТ ОВ ) губернатор области Аяцков, ликеро водочный завод «Лексар», акционер ное общество «Зерно Поволжья». «ФАКЕЛ» ( ВОРО НЕ Ж ) строка в бюджете ( 200 млн. руб.). «Р О СТСЕЛЬМАШ» (Р О СТ ОВ -НА-ДОНУ) строка в бюджете (одноименный за вод не имеет к команде никакого отношения). «АЛАНИЯ» (ВЛАДИКАВКАЗ) правительство Осетии. «АНЖИ» (МАХАЧКАЛА) правительство Дагестана, друзья команды, местные бизнесмены (биз нес в Дагестане - это рыба, икра, нефть) плюс косвенная строкав бюд жете в виде поблажек этим самым друзьям. “Московские новости". I! 7 В «Анжи» приходят новые спонсоры - «Каппа» и «Опель» М ахачкалинский клуб «Лнжн» заключил договор с турецкой фирмой «Кап па», которая стала техни ческим спонсором клуба. Кроме того, махачкалин цы достигли п р ед в ари тельной договоренности с немецким автомобильным концерном «Опель», и не исключено, что со второ го круга, подобно мюнхен ской «Баварии», будут но сить на груди известные всему миру логотип и над пись. По условиям контракта с «Каппой» производитель одежды не только предос т а в и т «Анжи» полный комплект формы на сезон, но и внесет в кассу клуба определенную сумму денег за рекламу: ведь в свою очередь команда о б я за лась размещать на всей своей продукции логотип «Каппы». Отметим, что махачка линский клуб первым в российском чемпионате стал работать с генераль ным спонсором чемпиона та И талии и официаль ным поставщиком «Скуад- ры адзурры». Что же касается «Опе ля» , то подписание кон т р а к т а пред вари тельн о намечено на нюнь. Сумма соглашения не раскрыва ется. ЦСКА и «Спартак» штрафованы Бюро КДК РФС в ПФЛ на своем заседании оштра фовало на 20 тысяч руб лей ФК ЦСКА: 10 тысяч клуб заплатит за недис циплинированное поведе ние болельщиков во вре мя матча с «Торпедо» и такую же сумму — за не я в к у гл авно го тр ен ер а Павла Садырнна на пресс- конференцию после этой игры. За неявку главного тре нера Олега Романцева на пресс-конференцию после матча с «Ротором» на 10 тысяч рублей оштрафован ФК «Спартак». Также 10 тысяч рублей — з а недис циплинированность зрите лей , бросавш их в ходе м атч а «Зенит» — «Са турн» факелы и дымовые шашки на беговые доро жки , зап л а ти т ФК «Зе нит». Тысячерублевым штра фам подвергнуты главный тренер «Зенита» Юрий Морозов и главный тренер «Сатурна» Владимир Шев чук, выходившие во вре мя матча этих команд за п р е д е лы т е х н и ч е с к о й зоны. Бюро КДК предупреди ло о необходимости в те чение месяца погасить за долженности по трансфер- ным р а с ч е т а м : ФК «Крылья Советов» — за переход Владимира Ваги на из «Пскова»; ФК «Фа кел» — за трансфер Евге ния Алхимова из читин ского «Локомотива*; ФК «Алания» — за переход Зураба Попхадзе из ФК «Крылья Советов»; ФК «Л окомотив» (Н иж ний Новгород) — за трансфе ры Геннадия Стрикалова из ФК «Крылья Советов», а также переходы Русла на Суанова и Владислава Тернавского из ФК «Во- л г а р ь -Г а з п р о м » ; ФК «Шинник» — за трансфер Александра Гришина из «Факела» и ФК «Балти ка» — за переход Викто ра Яблонского из «Арсе нала».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz