Липецкая спортивная газета. 2001 г.

Липецкая спортивная газета. 2001 г.

№16 18 апрепя 2001 г. Ф УШ ) Л пп тт п :| „ г. . _. . . . . . . . . . . "Пипецкая сп о ртивная га зета Точка з рения , ___ в Р о ссии п о ка не к оммерческое предприятие. Но выгоду и з него у же и зв лека ют и политики , и к риминалитет Вс е ра зговоры о серен ьк ом и ск учн ен ьк ом наш ем первен ст ве сводят ся в последн ее врем я к фина нсовой т ем е — нет ден ег. Вот если бы «Спартаку» бюдж ет м а дридск ого «Реала» — м иллионов 2 5 0 , он не только обыгра л бы «Арсенал», но и вообще, к ра са вец , ст а л бы победит елем эт ого сборища снобов — П иги чем пионов. С омнительно, что не кт о всерьез м ожет рассмат- р и в а т ь р о с си й с к и й ф утбол, точнее, р оссийс кие футб ольные клубы, как вы ­ годное коммерческое пред­ при ятие. Д аже перв о клас ­ сник сейчас знает, чт о к ом ­ м е р ц и я— эт о вл ож ен и е средств с целью п олучения п рибыли. Футб ольные клу ­ бы в Р оссии — сплошные расх оды. Скл адывается впе­ чатление, что бедствующие клубы идут на п о кл он к гу­ берна то ру (мэру, олиг арху). Тому ино гда удается д о гово­ рит ься с бог атыми дядями — т огда команда живет. Тем не менее помощь эта безвоз­ мездна лишь на взгляд не­ просвещенного. И е р а р х и я Качество футбола прямо не связано с количеством денег. Это аксиома. «Ми­ лан», одно из европейских созвездий, нынче бесславно изгнан с футбольного Олим­ па. Шотландский «Глазго Рейнджере», с начала 90-х входящий в первую десятку богатейших клубов мира, не имеет ни одного европейско­ го трофея. Разговоры о вли ­ янии финансового состояния клуба на качество футбола уместны, только когда срав­ ниваются команды, принад­ лежащие к разным сослови­ ям — с уровнем доходов, различающимся на порядок. В российских же условиях, где все футбольные клубы делятся на бедные и очень бедные, иерархия определя­ ется не размером бюджета, а качеством источников фи­ нансирования. Высший дивизион отечес­ твенного чемпионата можно поделить на четыре группы, исходя именно из этого при­ нципа. В первую входят про­ винциальные команды-се ­ редняки, борющиеся за вы­ живание. Это (по состоянию на 2001 год) — «Ротор», «Ростсельмаш», «Факел», «Сокол», «Крылья Советов» и , как ни парадоксально, столичное «Торпедо-ЗИЛ». Их патронируют мощные предприятия (см. досье). Ре­ гион, заинтересованный в подъеме команды, договари­ вается с предприятием, ко ­ торое и становится моно ­ спонсором. Например, у са­ марских «Крыльев» это «Си­ бирский алюминий», у «Со­ кола» — местный ликерово ­ дочный завод и т.д. Естес­ твенно, уровень претензий команды в чемпионате опре­ деляется финансовым состо­ янием предприятия-спонсо­ ра. Особую роль играют гу­ бернаторы: монаршим сло­ вом они способны, по сути, обязать крупнейшее пред ­ приятие региона помогать футболу. Взамен могут и на налоги глаза закры ть , и льготы предоставить, и еще чем по-свойски пособить. Региональные флагманы Клубы, добившиеся пря ­ мой поддерж ки местной власти, формируют вторую группу. Назовем ее группой республиканского уровня — по аналогии с советскими временами, когда почти у каждой республики в вы ­ сшей лиге был свой футболь­ ный полпред. В чистом виде это дагестанская «Анжи» и осетинская «Алания*. Но на самом деле к этой группе смело можно отнести и пи ­ терский «Зенит», и подмос­ ковный «Сатурн». «Зенит» — это слава и знамя Петер­ бурга. «Сатурн» провозгла­ шен командой всея Москов­ ской области. И, как следст­ вие, совершенно иной уро­ вень привлечения финансов. Много денег от бюджета не добиться. Но «строка» — это показатель особой заинтере­ сованности властей в коман­ де. А значит, и уровень поб­ лажек для футбольных меце­ натов на порядок выше, чем в первой группе. В свое время такой коман­ дой был «Ротор*. В 1993-м в Волгограде сделали мощную ставку на развитие футбола в регионе. (Напомним, что в 1992-м «Ротор* не попал в первую восьмерку и сражал ­ ся за выживание в высшей лиге). Президенту клуба Вла­ димиру Горюнову был пред­ оставлен карт-бланш. Горю­ нов удачно использовал предоставленные законода­ тельством льготы. Главным образом — таможенные. «Ро­ тор», будучи общественной организацией, пять лет на ­ зад занимал второе место по импорту алкогольной про­ дукции после приснопамят­ ного Национального фонда спорта и перед Федерацией хоккея России. Кстати, из тогдашних руководителей этой троицы в живых остал­ ся только Горюнов. Но не будем о грустном... В 96 — 97-м годах «Ротор* стал реальным претендентом на чемпионство и споткнул­ ся лишь на «Спартаке*. В стране к тому времени начал­ ся крестовый поход против махинаций с таможенными льготами. Льготники, ли ­ шенные мощного прикры ­ тия, остались не у дел. «Ро­ тор* резко опустился в «бо­ лотную группу» и два сезо­ на пребывал в опасной зоне вылета. Ведомственная любовь не рж авеет Третья группа — ведом­ ственные команды. Сейчас их представляю т только московский «Локомотив* и новороссийский «Черномо­ рец» . Ведомственная любовь не так прибыльна, но у нее есть свои плюсы. Она про­ чна. Ведомство будет стоять как египетская пирамида. Его начальник и есть патрон команды. Он может обеспе­ чить привлечение любых спонсорских потоков уже под федеральные гарантии. Он обращает свой полити ­ ческий капитал в реальные деньги для команды. Кста­ ти, «Черноморец» в послед­ ние два сезона смотрится великолепно, а «Локомо ­ тив» три года пытается за ­ давить «Спартак». В п о и с к а л олигархов Московские клубы форми­ руют четвертую группу. В белокаменной денег и пок­ ровителей хватит на пять или шесть клубов. «Спар­ так», ЦСКА, «Торпедо*, «Ди­ намо*. Когда-то за них тоже отвечали ведомства. Сейчас ж е к аж ды й м осков ский клуб, кроме «Локомотива», сформировал свою собствен­ ную хозяйственную систему. Принцип ее таков: найти основного титульного спон­ сора из олигархов (благо, все они живут в Москве) и через него обрасти группой более мелких доноров. Таким об­ разом москвичи добиваются бесперебойного стабильного финансирования, в отличие от провинциалов. Напри ­ мер, у «Спартака» есть «Лу­ койл». Но в запасе еще име­ ется «Уренгойгазпром», а не­ давно было заключено согла­ шение с «Олд Спайс». Из всех московских клубов только «Спартак*, пожалуй, не нуждается в политичес­ ком патроне. На команду ра ­ ботает ее имя. Другое дело— «Торпедо». Команда формально принад­ лежит стадиону, крупней ­ шему в стране. При этом команда — наименее посе­ щаемая. Но Лужники — это бизнес президента клуба Владимира Алешина и до недавнего времени полити­ ческие гарантии почетного председателя Пал Палыча Бородина. Сейчас команда лишилась второй составляю­ щей, а значит, не сможет расти вверх, расширяя ис­ точники финансирования. «Динамо* и ЦСКА неког­ да были ведомственными командами. Но жизнь заста­ вила их перерасти этот уро- вень. Силовые ведомства, в отличие от Министерства путей сообщения, не эконо­ мические субъекты. Их со­ стояние напрямую зависит от состояния бюджета стра­ ны. Будет хорошо с бюдже­ том — будет Министерство обороны надежным гаран ­ том вложений для спонсо­ ров. Наглядный образчик — ЦСКА, который не имел практически никакого отно­ шения к армии с 1997 года, когда клуб был раздроблен на баскетбольный, футболь­ ный и два хоккейных. Все эти годы армия вела нерав­ ный бой с новыми хозяева­ ми клуба и спонсорами за то, чтобы вернуть себе хотя бы маленький кусочек этого пирога. Борьба за акции са­ мого скандального клуба российского футбола между стороной , ч ьи интересы представлял Михаил Мами- ашвили, и теми, кого озву­ чивал теперь уже бывший президент ПФК ЦСКА Шах- руди Дадаханов, походила на добротный кинобоевик. Новыми владельцами ЦСКА стала английская компания «Блю Кастл», которая вхо­ дит в некий голландский холдинг и занимается инвес­ тиционными проектами в Восточной Европе, и акцио ­ нерный коммерческий банк «Еврофинанс», владеющий четвертью акций ЦСКА. Некоммерческий продукт На Западе вклады вать деньги в футбол престижно. Это часть корпоративной политики. Есть компании, которые испокон веков ис­ пользуют спорт как коммер­ ческую платформу — «Кока- Кола», «Пепси-Кола», «Жи- летт», «Кэнон»... Разница, и существенная, заключает­ ся в том, что у нас на фут­ больном рынке нет компа­ нии (кроме «Олд Спайс»), которая производит товары массового потребления и рассматривала бы клуб как маркетинговую платформу. Финансовые вливания носят индивидуальный характер, построены на личных отно­ шениях. Зачем же спонсору связь с предприятием, кото­ рое фактически не дает при­ были? Отчасти ответ уже дан: властное покровитель­ ство, поддержка футбольно­ го флагмана дает спонсору приличные дивиденды — прежде всего политические. Но есть и экономические. Пример «Ротора*, приведен­ ный выше, показывает, что через клубы, пользуясь их льготным налоговым поло­ ж ением , можно затевать крупные коммерческие афе­ ры. К тому же футбольный клуб хоть и почти не прино­ сит прибыли, но всегда име­ ет солидные обороты. День­ ги, за которые в России по­ купают и продают игроков, весьма приличные по евро­ пейским меркам. На тран ­ сферном рынке уже фигури­ руют суммы в 1 — 3 млн. долларов. А значит, клубы — по определению, идеаль­ ные прачечные для отмыва­ ния нелегальных доходов. И потому пользуются повы ­ шенным вниманием со сто­ роны теневых структур. После перестройки никто из футбольных хозяев не изо­ брел велосипеда. Как и в ста­ рые добрые времена, футбол может существовать только под гарантии политиков. Именно поэтому «Алания» была чемпионом, и «Ура- лан» сумел какое-то время прод ерж аться в высшей лиге. Заметьте, как только упали политические акции калмыцкого лидера Кирсана И лю м ж и н о в а , м е с тн а я команда неумолимо, как оползень, двинулась вниз. Это, пожалуй, главное и ос­ новное отличие российского футбола от западного. В Рос­ сии по-прежнему действуют политические рычаги, а не экономические законы прак­ тически во всех сферах жиз ­ ни. В том числе и в футболе. Досье Ктоспонсирует Футбольныек лубы Росш и выс ший д ивизион « СПАРТАК» (М О СК В А) «Лукойл» (титульный спонсор), «Урен­ гойгазпром», «ОМ Spice». ЦСКА (М О СК В А) Министерство обороны РФ, англий­ ская компания «Blue Castle* и акцио­ нерный коммерческий банк «Евро­ финанс». «Д И НАМ О » (М О СК В А) ОАО ТВЕЛ (ядерное топливо для реакторов атомныхэлектростанций), Fitcom (транснациональная'корпора­ ция, производитель и продавец хи­ мического сырья, минеральныхудоб­ рений), Эргобанк, Международная группа компаний ИТЕРА - поставки природного газа на рынки России, в страны СНГ и'Балтии, Газпромин- вестхолдинг. Ни копейки бюджетных денег. «Т ОР П В Д О -ЗИЛ» (МО СК В А) основной владелец - завод. «Т 0Р П В Д 0 -ЛУЖНИКИ» (МО СК В А) крупнейшая в Европе барахолка. «Р ОТОР » ( ВОЛ ГОГРАД) фактическим владельцем является президент клуба Владимир Горюнов. « САТУРН» (РАМЕНСК ОЕ ) «Ehrmann», «Автогарант», «Ист-лайн». «ЗЕН ИТ » (САНКТ -ПЕТЕРБУРГ) «Газпром», «Лентрансгаз», Газоэнер- гофинанс, Петербургская телефон­ ная сеть, банк Менатеп СПБ, компа­ ния Компьютер лэнд, коммерческий банк «Петровский», акционерноеоб­ щество «Акрон». « С ОКОЛ » (САРАТ ОВ ) губернатор области Аяцков, ликеро­ водочный завод «Лексар», акционер­ ное общество «Зерно Поволжья». «ФАКЕЛ» ( ВОРО НЕ Ж ) строка в бюджете ( 200 млн. руб.). «Р О СТСЕЛЬМАШ» (Р О СТ ОВ -НА-ДОНУ) строка в бюджете (одноименный за­ вод не имеет к команде никакого отношения). «АЛАНИЯ» (ВЛАДИКАВКАЗ) правительство Осетии. «АНЖИ» (МАХАЧКАЛА) правительство Дагестана, друзья команды, местные бизнесмены (биз­ нес в Дагестане - это рыба, икра, нефть) плюс косвенная строкав бюд­ жете в виде поблажек этим самым друзьям. “Московские новости". I! 7 В «Анжи» приходят новые спонсоры - «Каппа» и «Опель» М ахачкалинский клуб «Лнжн» заключил договор с турецкой фирмой «Кап ­ па», которая стала техни ­ ческим спонсором клуба. Кроме того, махачкалин ­ цы достигли п р ед в ари ­ тельной договоренности с немецким автомобильным концерном «Опель», и не исключено, что со второ ­ го круга, подобно мюнхен­ ской «Баварии», будут но­ сить на груди известные всему миру логотип и над ­ пись. По условиям контракта с «Каппой» производитель одежды не только предос­ т а в и т «Анжи» полный комплект формы на сезон, но и внесет в кассу клуба определенную сумму денег за рекламу: ведь в свою очередь команда о б я за ­ лась размещать на всей своей продукции логотип «Каппы». Отметим, что махачка ­ линский клуб первым в российском чемпионате стал работать с генераль ­ ным спонсором чемпиона ­ та И талии и официаль ­ ным поставщиком «Скуад- ры адзурры». Что же касается «Опе­ ля» , то подписание кон ­ т р а к т а пред вари тельн о намечено на нюнь. Сумма соглашения не раскрыва ­ ется. ЦСКА и «Спартак» штрафованы Бюро КДК РФС в ПФЛ на своем заседании оштра ­ фовало на 20 тысяч руб­ лей ФК ЦСКА: 10 тысяч клуб заплатит за недис ­ циплинированное поведе­ ние болельщиков во вре ­ мя матча с «Торпедо» и такую же сумму — за не ­ я в к у гл авно го тр ен ер а Павла Садырнна на пресс- конференцию после этой игры. За неявку главного тре ­ нера Олега Романцева на пресс-конференцию после матча с «Ротором» на 10 тысяч рублей оштрафован ФК «Спартак». Также 10 тысяч рублей — з а недис­ циплинированность зрите ­ лей , бросавш их в ходе м атч а «Зенит» — «Са ­ турн» факелы и дымовые шашки на беговые доро­ жки , зап л а ти т ФК «Зе ­ нит». Тысячерублевым штра ­ фам подвергнуты главный тренер «Зенита» Юрий Морозов и главный тренер «Сатурна» Владимир Шев­ чук, выходившие во вре ­ мя матча этих команд за п р е д е лы т е х н и ч е с к о й зоны. Бюро КДК предупреди­ ло о необходимости в те ­ чение месяца погасить за ­ долженности по трансфер- ным р а с ч е т а м : ФК «Крылья Советов» — за переход Владимира Ваги ­ на из «Пскова»; ФК «Фа­ кел» — за трансфер Евге ­ ния Алхимова из читин ­ ского «Локомотива*; ФК «Алания» — за переход Зураба Попхадзе из ФК «Крылья Советов»; ФК «Л окомотив» (Н иж ний Новгород) — за трансфе ­ ры Геннадия Стрикалова из ФК «Крылья Советов», а также переходы Русла ­ на Суанова и Владислава Тернавского из ФК «Во- л г а р ь -Г а з п р о м » ; ФК «Шинник» — за трансфер Александра Гришина из «Факела» и ФК «Балти ­ ка» — за переход Викто ­ ра Яблонского из «Арсе­ нала».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz