Липецкая спортивная газета. 2000 г.

Липецкая спортивная газета. 2000 г.

12 “ Л ипецк ая сп ор т и вн а я г а з е т а ” ЕДИНОБОРЕЦ 27 де к а бря 2000 г . и т оевые искусство зо сж а : Надеж да О СЕННЯЯ Н е д о с т а т о к и н ф о р м а ц и и о б о е в ы х и с к у с с т в а х В о ст о к а и к р а й н я я п р о т и в о р е ч и в о с т ь и м е ю щ и х с я и с т о ч н и к о в ( к а к к н иж ны х , т а к и «ж и вых»), а т а кж е и з о б и п и е с т и п е й и н а п р а в п е н и й п р и о т с у т с т в и и ц е н т р е в и з о в а н н о й с и с т е м ы н е п о з в о п я ю т м н е п р е т е н д о в а т ь н а п о п н о т у с в о е г о “ и с с п е д о в а н и я ”. Э т от м а т е р и а п — в с е г о п иш ь р о б к а я п о п ы т к а п р о н и к н у т ь в н е о б ы к н о в е н н о и н т е р е с н ы й м и р в о с т о ч н ы х е д и н о б о р с т в и п о д е п и т ь с я с в о и м и о т к р ы т и я м и с ч и т а т е п е м . З а р а н е е п р о ш у п р о с т и т ь з а в о з м о ж н ы е н е т о ч н о с т и . . . И нтерес к культуре, фи­ лософии и повседнев­ ной жизни Дальнего Востока восходит к весьма отдаленным временам. По­ началу привлекала лишь эк­ зотика тех мест. Позже люди оценили и восточную фило­ софию, ценность которой — в убеждении о безграничных возможностях человеческого тела и духа. Как правило, все школы создавались учи- телем-основателем, который передавал свое боевое искус­ ство и тайны сыновьям или лучшим ученикам. Подлин­ ная школа обладала своей линией техники, где ката — комплекс движений — оста­ вались неизменными ив по­ казательных выступлениях, и в бою. Практически во всех видах единоборств существует гра­ дация степеней: 10 ученичес­ ких и 10 мастерских, с ус­ ложнением требований по­ вышается и разряд. Напри­ мер, в каратэ после 1-й уче­ нической «кю# следует 1-й дал («черный пояс»). Степе­ ни присуждаются строгой квалификационной комис­ сией, которая должна состо­ ять из мастеров, уже имею­ щих довольно высокий дан, дающий право аттестовывать других. Любой вид борьбы попа­ дает в страну через «пропа­ гандистов» . Растет популяр­ ность, как грибы после до­ ждя появляются секции. Проводятся десятки и сотни показательных выступлений и чемпионатов. Тут-то и на­ чинается неразбериха и «партизанщина» в области присуждений степеней. Ос­ новываются собственные фе­ дерации, каждый считает себя первым, лучшим и кри­ чит, что он «круче соседа». Ситуация в нашей стране усугубляется еще и тем, что боевые искусства Востока стали официально доступны сравнительно недавно. На­ ходясь под запретом, они развивались подпольно, по­ этому непрофессионалов, же ­ лающих просто и легко обо­ гатиться, увы, немало. Обра­ щаясь к родителям, отдаю­ щим детей в секции едино­ борств, могу посоветовать одн о: остерегайтесь случай­ ных людей! Инструктор мо­ жет рассказать вам красивую сказку о своем «пурпурно-зо­ лотистом» поясе и великом учителе с Гималайских гор. Не верьте! Ради собственно­ го спокойствия и безопас­ ности вашего ребенка поп­ росите его показать лицен­ зию или сертификат, под­ тверждающий его заслуги и дающий право вести обуча­ ющую деятельность. Что касается травмоопас- ностн боевых искусств, то о ней говорят с явным преуве­ личением. Во всех видах еди­ ноборств для занятий с деть­ ми введены ограшгчения в технике, используется за ­ щитное снаряжение. Разви­ тие реакции, гибкости и лов­ кости в этих видах едино­ борств пеоспоримо, а если рядом опытный инструктор, то риск получить травму не б<?льше, чем в бильярде или шахматах. Ну а в остальном это работа, работа и еще раз работа, натруженные мыш­ цы и соленый вкус пота. География боевых и с ­ кусств представлена Япо­ нией, Китаем, Кореей и Вьет­ намом. Япония Это государство в Восточ­ ной Азии, занимающее цепь островов, стало родиной ог­ ромного количества видов боевых искусств. Это, кроме всего прочего, обусловлено и историческими фактами. Например, в эпоху Хэйан японские воины сосредотачи­ вались в северных и погра­ ничных районах страны и не могли влиять на политичес­ кую и культурную жизнь государства. Но, желая про­ славить свое имя, создавали определенную технику боя, которую тотчас проверяли на поле брани. На острове Окинава долгое время царил закон, разреша­ ющий носить оружие толь­ ко воинам. Простым жите­ лям, которые оказались без­ защитными перед произво­ лом самураев, не оставалось ничего другого, как изобре­ тать собственные способы са­ мообороны. Прибавьте сюда активное влияние Китая, где уже су­ ществовали свои единоборст­ ва, и вот результат. До сих пор неизвестно общее число стилей каратэ: их то ли не­ сколько сотен, то ли более тысячи. Впрочем, обо всем по порядку. Джиу-джитсу — японская система самозащиты и напа­ дения без оружия. Возникла в 13-м веке. Основными при­ емами являются удары в на­ иболее уязвимые части тела противника, выкручивания и перегибания суставов, уду­ шающие захваты и др. Яви­ лась основой дзюдо. Дзюдо («путь гибкости» или «Мягкий путь»). Боевое искусство и система психо­ физического воспитания, созданная в 1882-87 гг. япон­ ским педагогом Кано Дзиго- ро. Основное правило дзюдо — «Максимум эффективнос­ ти, минимум энергии». Глав­ ный принцип — использова­ ние в своих интересах силы противника (во время защи­ ты от атак) и ошибок в его поведении, которые могут быть спровоцированы дей­ ствиями дзюдоиста. Технику дзюдо составляют стойки, броски, расшатывание, за ­ хваты, удары рук и ног, удер­ жание, падения, приемы вы­ ведения из равновесия и пр. Международная федера­ ция дзюдо IJF основана в 1956 году, а с 1964 года борь­ ба дзюдо включена в про­ грамму О л и м п и й с к и х игр. Айкидо («путь соединения энергшй»). История развития сложна и полна темных пя- теп. По некоторым источни­ кам, корни айкидо восходят к 7-8-му векам. Точно извес­ тно, что в школе айкидо обу­ чались самураи самого вы­ сокого ранга. Изначальное название — син-будо («но­ вый воинский путь»). Созда­ тель современного направле­ ния Морихей Уэсиба (шко­ ла зарегистрирована в 194 2 году). Айкидо — одновре­ менно и сумма, и упроще­ ние старинных восточных единоборств. Философию айкидо составляют нрав­ ственная дисциплина, лю­ бовь ко всякой вещи и гар­ мония с природой.- Ее осно­ ва — доброжелательность че­ рез овладение энергией Ки. Отсюда и техника айкидо — сугубо оборонительная, с приемами защитного харак­ тера. Ударов ногами нет. Удары руками ограничены и используются для дезорие- натции соперника. В айки­ до не нужна большая масса тела, необходимо быть гиб­ ким и ловким. Различаются более 2 тысяч технических комбинаций: поз, перемеще­ ний, способов выведения про­ тивника из равновесия. Без­ ошибочная реакция и эф­ фект «вращающейся пули» — залог успеха. Цель — убе­ дить противника, что борь­ ба не имеет смысла, заста­ вить его осознать «непродук­ тивность» агрессии. Соеди­ нив свою энергию с энергией соперника, сломить его волю и оставить в недоумении, — такова этика айкидо. За н я ти я в Ли пецк е прохо ­ д я т в СК «Динамо» . Тренер - и н стр у к то р — Д м и тр и й Ти ­ тов . Кэнно (кэмпо) («закон ку­ лака»). Сложившийся в 17- 18 веках стиль рукопашно­ го боя. На острове Окинава слова «каратэ» и «кэнпо» оз­ начали одно и то же. Совре- мепная техника кэппо-кара- тэ представлена ударами, а в старинном стиле имелись броски, вывихи и удушения. Один из стилей кэнпо-кара- тэ создал американец Э. Пар­ кер, взявший 150 приемов из джиу-джитсу и добавив­ ший методику полинезийс­ ких боев и технику ул 1 гчной драки. Основа кэнпо-каратэ — соответствие приемов мо­ торным возможностям чело­ века. В 1960 года была со­ здана Международная ассо­ циация каратэ, а в начале 90-х и Всемирная федерация. К лубом с наз ванием « К эм ­ по» ( с ш Л? € 6 ) р у к о в од ит облад атель « черно го по я са» по к ар а т э - к ек у си н к а й Ал е к ­ се й Гу дк ов . Каратэ («пустая рука»). Современное японское на­ звание целой группы боевых искусств. Берет начало в 14 веке на острове Окинава. В отличие от других видов, явилось творением не одно­ го человека, а многих поко­ лений учителей и учеников. Каратэ как вид физической активности доступен почти всем возрастным группам. Тренировки учат поверить в свои силы, -выявить связь между телом и волей, вли­ ять на психику и ощущать весомое преимущество в борьбе со случайным непри­ ятелем, за счет освобождения от страха и агрессии. В ка­ ратэ нельзя определить об­ щее количество приемов и комбинаций, если принять во внимание множество сти­ лей и направлений. На самом крупном остро­ ве архипелага Рюку — Оки­ наве — в городах Сюритэ и Нахатэ существовали две луч­ шие школы мастеров Итосу и Хигаона. Итосу считал, что каратэ — удел сильных, и обучал мощной, силовой, ди­ намичной технике. Второй учитель называл каратэ ис­ кусством ловких и быстрых, в его технике преобладал ближний бой, ускользание от ударов и т.п. Один из учеников Итосу — знаменитый впоследствии Гитин Фунакоси (Гичим Фу- накоши) — был приглашен ко двору императора с пока­ зательными выступлениями. И уже в 1936 году собрал средства для открытия пер­ вого спортивного зала («до- дзе»). Заменив термин «оки- нава-тэ» на «каратэ-до» Фу­ накоси стал родоначальни­ ком новой школы. Добавил к боевому искусству фило­ софско-педагогическое тол­ кование, взял из дзюдо це­ ремониал и систему распре­ деления степеней. В технике убрал имитацию удара в го­ лову и удары в корпус до но­ каута, но ввел удар в ногу, стойки и блоки. Так появил­ ся один из стилей каратэ-до — шотокан с оборонительны­ ми атаками и контрударами в течение доли секунды. ( В Л и п ец к е азы ш о то к а н в о т у ж е п я ть л е т п реп одае тоб­ лад атель второго дана Васи ­ ли й Кызым . К л уб « Ш о то к ан - к арат э-до» я в л я е тс я о дно й из вед ущи х шк о л Росси и и полнопра вным членом Нац и ­ о нально й Ф едерации Ш о то ­ к ан к арат э- д о России ) . Далеко не все ученики Фу- пакоси стали продолжателя­ ми его стиля. Уже в 1939 года Оцука Хиронори создал во многом противоречащее идеям учителя течение — вадо-рю (вадо-кай). До неда внего времени в Д С « Сп ар так » де й ствовала сек ­ ци я вадо ! са й-к арат э (Валери й Садо во й ) . Позже появилось годзю- рю («Сила и мягкость») — силовой вид каратэ по при­ нципу максимально прибли­ женной работы с противни­ ком . Но несомненно дальше всех пошел японский мастер корейского происхождения Ояма Масутацу (1923-1994). Выказав глубокое презрение к массе стилей переросших в «показательную гимнасти­ ку или танцы», он основал один из наиболее популяр­ ных на сегодня стилей кёку­ синкай. Каратэ-кёкусинкай — это система боевой и психологи­ ческой подготовки, в пере­ воде с японского означает «Союз искателей абсолютной истины». В кёкусинкай не уклоняются от боя, не «от­ талкиваются» от соперника, а ищут контакта с ним, на­ вязывая активно-наступа­ тельную манеру. Бой идет практически непрерывно и в очень высоком темпе. Запре­ щены удары руками в голо­ ву и прямые удары ногами в корпус, нарушивший прави­ ла немедленно дисквалифи­ цируется. Жесткость и кон­ центрация, психологическое давление на соперника за счет звуковых эффектов, при­ ближенность к реальному ве­ дению боя снискали каратэ- кёкусинкай звание «силь­ нейшего каратэ». В настоя­ щее время профессионалов и любителей этого вида кара­ тэ объединяет Международ­ ная организация каратэ-кё- кусинкай. В н а ш ем городе на сегодн я н а с ч и ты в а етс я около дв ух д ес я тк о в ( ! ) к л убо в дл я ж е ­ л аю щи х п о с ти ч ь осно вы к ё ­ к уси н к а й . Д е й ств у ю тони в основном на базе об щеобра ­ з о в ател ьн ы х шк о л ( к л убы «Альфа», «Самура й» , «Воин- тер» , «Сё йк ин» и др у г ие) . Н а дн ях б ыл о тк р ы тновы й с та ­ ц и о н а р н ы й с п о р ти в н ы й ц ен тр по пл. К оммун альн а я , 9, где з а н я ти я в ед етоблада­ те л ь черно го по я са по к ёк у ­ си н к а й - к ар ат э и сер тифи к а ­ та Ме ж д ународно й орг аниза­ ции к ар ат э - к ёк у си н к а й Ге н ­ нади й Ч миленко . А к ти в н о ос­ в аи в аю тд ан ны й вид едино ­ борства и п ред с тав ительн и ­ цы прекрасно го пола. Ж ен с ­ к и й к л уб к а р а т э «Ба г и р а» ф у н к ц и о н и р у е т во Дворце с п о р та «Звездны й» . Наб и р а ­ ю тс я гру п пы в с ш № 3 8 и П У Л? 28. За н я ти я в ед етин ­ стр у к то р Елен а Скопинце ва . Техника «кекусина» не всем пршнлась по душе, от нее вскоре откололись новые направления каратэ-сейва- кай, каратэ-шошнндо, кара- тэ-кобудзюцу. В 198 0 году появился стиль асихара-рю (каратэ- ашихара). Ученик Масутацу Ашихара Хюдэюки несколь­ ко изменил правила, ввел собственные «ката» и послаб­ ления, касающиеся захватов и ударов коленями. Данный вид получил особое распрос­ транение в США. Дайдо-дзюку («великий путь») основан в 1981 года еще одним учеником Масу­ тацу — Адзума Такаши. В сверхжестком новом стиле, прозванном «яростным», позволено практически все. Удары руками в голову, под­ сечки, броски, удушающие и болевые приемы. Исклю­ чение — удары в спину и затылок. Семьдесят процен­ тов тренировки отводится ударной технике, тридцать — приемам борьбы. На тур­ нирах бойцы выступают в специальной экипировке — шлемах с пластиковыми за­ бралами и накладками на кисти рук. В будущем года состоится первый чемпионат мира по дайдо-дзюку. Он бу­ дет приурочен к 20-летию стиля и пройдет в Японии. Возвращаясь к рассказу об окинавских школах, нельзя не упомянуть еще одип стиль каратэ (последователи которого уже много дет за­ нимаются и в Липецке). Сито-рю. Кенва Мабуни прошел обучение у обоих великих учителей. Найдя единые принципы у Итосу и Хигаона, он создал некий симбиоз и положил начало нового направления, назва­ ние которого составил из двух иероглифов имен мас­ теров. Второе прочтение «сито-рю» гласит «нить Вос­ тока». Школа была офици­ ально зарегистрирована в 3 0-х годах на юге Японии. Техника отличается высокой рациональностью и слож ­ ностью. Сохранив исходные правила, стиль избежал смягчения до уровня гимнас­ тики и почти полпостыо ли­ шен элементов внешней де ­ монстративности. Мини ­ мальная затрата энергии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz