Липецкая спортивная газета. 2000 г.

Липецкая спортивная газета. 2000 г.

№45 ’ ’Л ип ецк ая сп о р т и в н ая г а з е т а " • 9 н оябр я 2000 г . .zv * v *~ t Уф"в9£М*эг?2 v - :.уее-у.уд-г/л»чУ-У.ХУ.- ; ч й - •• :«~vs^£ae^«p£KSt&S» 13 перникам. И никого это не удивляло, потому что за спи­ ной всех его соперников всег­ да маячило другое имя. — Есть люди, которые ут­ верждают, что главным ва ­ шим соперником на самом деле является Эдриан Ньюн. И вся интрига Формулы-1 с 1994 года сводится к борьбе между вами, как лучшим гонщиком, и Эдрианом, как лучшим конструктором. — Так говорят люди, но на самом деле, мы никогда не можем знать точно, на­ сколько хорош сам гонщик и насколько хорош его ав­ томобиль. Трудно сравни­ вать Ferrari и McLaren, по­ тому что это разные коман­ ды, у них разные инфра­ структуры, разные возмож­ ности в проектировании, изготовлении и доводке тех­ ники. Быть может, Мика Хаккинен лучше гонщик, чем я, и дело вовсе не в пре­ восходстве McLaren. Мы не узнаем об этом, пока не ся­ дем с ним в одинаковые ав­ томобили. — А вы бы хотели высту­ пать в одной команде с Хак­ киненом? —Почему нет? — А, например, с Жаком Вильневым? —Я думаю, что с Впльне- вым это выглядит даже бо­ лее интересным. Если коман­ да когда-нибудь решит при­ гласить Вильнева, я буду гоняться с ним. Никаких проблем. Мики Хаккинена в Муд- желло не было. McLaren об­ катывал Оливье Панис и скорость показывал просто феноменальную. Однако без финна не обошлось. Место в автомобиле Sauber занял Кими Райкконен, победи­ тель британской Формулы- Renault. Он подменил Пед­ ро Динина, у которого боле­ ла правая рука после того, как бразилец посшибал пе­ нопластовые барьеры, срезая первый поворот Монцы. («Эти штуки довольно твер­ дые на большой скорости. — жаловался Педро. —Отдача через руль была очень силь­ ной».) В первый день 20-лет- ннй новичок также испыты­ вал проблемы — с мышца­ ми шеи. Но на второй — ос­ воился и сбросил со своего лучшего времени почти 3 се­ кунды. Прогресс впечатляю­ щий. — Помните ли вы свой первый испытательный за ­ езд на Jordan на «коротком» кольце в Сильверстоуне? — Дерьмо. — И звините , в каком смысле? —В том смысле, что я чуть не обделался. Действительно, на первых трех кругах я ду­ мал, что мне понадобятся подгузники. Я считал, что мне не удастся справиться с машиной, настолько неверо­ ятно быстрой она оказалась. Я спрашивал себя: как же я буду вести эту штуку в Спа? Затем я выбрался из маши­ ны, успокоился, расслабил­ ся и еще раз подумал. В срав­ нении с этим первым про­ бным заездом все последую­ щее было уже много легче, даже квалификация в Бель­ гии. У всех людей есть свои приемы, как выгадать вре­ мя для ответа. Например, прикинуться глухим. Есть свои хитрости и у Михаэля. Он притворяется, что вопро­ сы вызывают у него прилив чувств. Он то широко распа­ хивает свои желто-зеленые глаза, будто изумляясь, то недовольно кривит губы, словно во рту у него кислая конфета, которую он хочет выплюнуть, но не делает это­ го из вежливости, то мор­ щит, словно стиральная до­ ска, лоб и поднимает в не­ доумении брови, как бы за­ трудняясь с ответом, хотя, подозреваю, многие из этих вопросов он уже слышал, са­ мое меньшее, раз по 50. И этот прием действенен: нево­ льно проникаешься симпа­ тией к отзывчивому собесед­ нику. Это не то, что с неко­ торыми гонщиками, кото­ рые смотрят на вас пустыми глазами и которых нужно огреть вопросом, словно ду­ биной, чтобы в глубине их безразличия шевельнулась рыбина интереса. — После гонки вы час­ тенько заглядываете под корму автомобилей сопер­ ников. Что вы там ищете? —Секреты. — А поконкретнее? —Я же сказал. Секреты. — И находите? — Иногда. ...В отличие от коллег из Sauber персонал Ferrari обе­ дает в отдельном помеще­ нии. Там просторно, ника­ ких очередей, круглые столи­ ки на 6 человек обслужива­ ют официанты. В коридоре появляется Росс Браун. Как обычно, небритый и с тради­ ционной глумливой ухмыл­ кой на лице. На вопрос, чем в настоящий момент занята он и команда, отвечает, что он в настоящий момент идет обедать, и лишь прежде чем захлопнуть заветные двери епецстоловой, Росс заметил, что команда здесь пробует новые шины перед гонкой в • Индианаполисе, но тесты идут нелегко, поскольку по­ лотно очень скользкое. Ни один представитель McLaren ни в столовой, ни в ее окрестностях так и не по­ явился. Должно быть, англи­ чане взяли с собой бутербро­ ды. Довольно странное реше­ ние — построить автодром в горах. А местность, где рас­ положен Муджелло, — это все-таки горы. И довольно приличные. Правда, перепад высот делает эту' трассу до­ вольно интересной, а пара поворотов и в самом деле отдаленно напоминает про­ филированные виражи. Воз­ можно, именно поэтому Fer­ ra r i решила готовиться к Гран При США здесь. Бла­ го, по меркам Ф-1 автодром расположен практшюски ря­ дом с базой команды в Ма- ранелло. Те же соображения, скорее всего, привели в се­ верную Италию и Sauber. Но вот что здесь делают англи­ чане? Чувствовалось, что McLa­ ren находится на вражеской территории. Двери команд­ ных автобусов задраены. Наружу торчат только мач­ ты антенн и тарелки спутни­ ковой связи. Ворота боксов даже при такой жаре закры­ ты от посторонних глаз. Сто­ ило несколько раз щелкнуть затвором фотоаппарата, как немедленно появился охран­ ник с просьбой покинуть площадку перед боксами команды... —Вас не беспокоит отста­ вание от результата, кото­ рый показывает здесь Па ­ нне? — Мы уже неоднократно доказывали, что можем пе­ реломить ситуацию в очень короткие сроки. Разрыв меж­ ду Ferrari и McLaren неве­ лик. Во время тестов в Силь­ верстоуне и Маньи-Куре мы также проигрывали секунду’ на круге. Но затем наступал Гран При, мы меняли кое- что и в гонке оказывались вполне боеспособными. Вспомнились тесты перед Гран При Австрии. Тогда Ferrari и McLaren впервые сошлись лицом к лицу в Муджелло. Панис на 0,037 с превысил результат Шумахе­ ра. И это стало началом пе­ релома в ходе чемпионата, когда McLaren за несколько этапов ликвидировала ог­ ромное отставание как в лич­ ном, так и командном заче­ тах и вышла вперед. Вели­ колепная победа в Монце показала, что Ferrari еще далеко не повержена. И в McLaren решили повторить тот же ход. А вдруг сработа­ ет? На этот раз преимущест­ во того же Паниса было про­ сто подавляющим. Более се­ кунды! Оттого-то, возможно, и злился на скользкую трас­ су Браун. Оттого-то и выгля­ дел немного озабоченным, несмотря на недавнюю побе­ ду в Монце, Шумахер. В этот день на лице Миха­ эля редко появлялась его фирменная солнечная улыб­ ка. Порой его глаза желте­ ли, и в них вспыхивал ого­ нек. Реакция, впрочем, была вполне управляемой. Чело­ веку в его положении при­ ходится следить за своими словами. Присутствие на нашей беседе обоих пресс- секретарей напоминало об этом. Откровений, повто­ ряю, я не ждал. Но они пос­ ледовали. — В чем секрет ваших до­ стижений? Физическая фор­ ма? Психологическая подго­ товка? Водительское мас ­ терство? Хороший менед­ жмент? — Спасибо, что ответили на этот вопрос. Вы перечис­ лили почти все. — Но что является глав ­ ным? —Может быть, талант? — О, да! Но вернемся к мастерству. Вы можете ска ­ зать, в чем состоят особен­ ности вашего стиля вожде­ ния? —Мой сталь сложился под воздействием различных го­ ночных категорий, в кото­ рых я участвовал: карт, Фор- мула-3, спортивные автомо­ били и наконец — Форму­ ла-1. И в конце концов все сводится к способности вы­ жать максимум из автомо­ биля, который находится в твоем распоряжении. — Какой элемент техни­ ки вождения гоночного ав ­ томобиля вы считаете глав­ ным? — Я считаю, что решаю­ щим элементом является вход в поворот. Большинст­ во моих напарников, напри­ мер, теряют время именно на входе. Они делают это слиш­ ком быстро. После того как автомобиль вошел в поворот и началось ускорение, все гонщики действуют одина­ ково. Различие проявляется, в основном, на входе. — Специалисты не раз отмечали, что вы.входите в поворот иначе, чем, напри­ мер, гонщики McLaren? —Гонщики McLaren име­ ют возможность тормозить очень поздно и поворачи­ вать очень поздно. Если бы я поворачивал так же позд­ но, то закончил бы в гравии. Я вынужден поворачивать раньше. —Следовательно, особен­ ности вашего стиля проис­ текают из недостатков авто­ мобиля? Fe rrari далек от идеала? — Не бывает идеальных автомобилей. Я никогда не сидел за рулем такой маши­ ны и даже не могу себе пред­ ставить этого. Всегда одни повороты проходятся хуже, другие -г- лучше. Приходит­ ся искать компромисс. Воз­ можно, автомобили с актив­ ной подвеской были более или менее близки к идеалу. Активная подвеска нашего Benetton была не слишком совершенной, но даже она казалась восхитительно хо­ рошей. Автомобиль можно было настраивать под каж­ дый поворот. Компромиссов было гораздо меньше. —Часто ли вам удавалось проехать идеальный круг на неидеальном автомобиле? — Очень, очень редко. Всегда есть чувство, что хотя бы тысячную ты где-то недо­ брал. Ты проходишь один поворот идеально, но чуть теряешь на другом. К тому же предел возможного меня­ ется от круга к кругу. Я всег­ да стараюсь предвидеть раз­ витие ситуации. Есть гонщи­ ки, которые не желают пры­ гать выше собственной голо­ вы. Обычно они очень ста­ бильны . Но это не мой стиль. — И все-таки, по вашему ощущению, у кого автомо­ биль лучше, у McLaren или у Ferrari? — В прошлом мы были слабее, но нам частенько удавалось добиваться макси­ мальных результатов с той машиной, которая была в нашем распоряжении. В этом году ситуация иная. — Проблем с настройкой F1-2000 возникает больше? — Одни машины легко раскрывают свой потенциал, другие —нет. Можно сказать так: в прошлом, даже если мы не добивались оптималь­ ной настройки, мы этого даже не замечали. Все рав­ но на 1-1,2 секунды мы были медленнее. Сегодня с этой машиной разница между удачной и неудачной на ­ стройкой видна сразу. Таким образом, вероятно, можно сказать, что настроить эту машину сложнее. Но так происходит всегда, когда приближаешься к пределу возможного. —Хотели бы попробовать McLaren? — Когда я вижу по изо­ бражению, передаваемому бортовой камерой, с какой внешней легкостью пилоты McLaren проходят некоторые повороты, то думаю: мне хотелось бы попробовать та­ кую машину, чтобы понять, какие ощущения испытыва­ ет гонщик, находящийся за ее рулем. Но, пожалуйста, не надо на основании этих слов выдумывать историю о том, что я хочу перейти в McLa­ ren. Еще один парадокс видит­ ся в том, что первую после долгого перерыва победу в чемпионате Ferrari одержа­ ла в зачете конструкторов. Ибо не раз и не два, особен­ но в прошлых сезонах, на­ блюдая, как ровно и краси­ во проходит повороты McLa­ ren и как «козлит» в тех же местах Ferrari. Возникала мысль, что Михаэль побеж­ дает порой не только благо­ даря, по и вопреки автомо­ билю. Когда-то в ходу была легенда об особом, очень не­ рвном и чувствительном в настройке автомобиле, кото­ рый Браун и Верн строят специально под специфичес­ кий стиль Михаэля Шумахе­ ра и которым никто больше управлять не в состоянии, Ferrari действительно очень нервный и чувствительный автомобиль. Но вовсе не по­ тому что его таким сделали специально. Правда заключается в том, что вряд ли какая-либо команда Ф-1 располагает машиной, которой легко управлять. Но там, где боль­ шинство гонщиков беско­ нечно жалуются на недоста­ точную поворачиваемость или нестабильность кормы, Шумахер ищет компромис­ сы, уходит с классической траектории, поворачивает и Чемпи онатшра по автогонкам в классеФ орму ла-1. 2000 год 1. Михаэль ШУМАХЕР ( Германия, Феррари) — 108. 2 . Мика ХАККИНЕН (Финляндия, Макларен) — 89. 3. Дэвид КУЛТХАРД (Шотландия, Макларен) — 73. 4 . Рубенс БАРИККЕЛЛО (Бразилия, Феррари) — 62. 5. Ральф ШУМАХЕР ( Германия, Уильямс) — 24. 6 . Джанкарло ФИ ЗИКЕЛЛА (Итали я, Бенеттон) — 18. 7 . Жак ВИЛЬНЁВ ( Канада, БАР) - 17. 8 . Дженсон БАТТОН (Англия, Уильямс) — 12. 9 . Хайнц-Харальд ФРЕНЦЕН ( Германия, Джордан) — 11. 10. Ярно ТРУЛЛИ (Италия, Джордан) — 6. 11 . Мика САЛО (Финл яндия, Заубер) — 6. 12. Йос ФЕРСТАППЕН ( Голландия, Эрроуз) — 5. 13. Эдди ИРВИН (Ирландия, Ягуар) — 4. 14. Рикардо ЗОНТА (Бразилия, БАР) — 3. 15. Александр ВУРЦ (Австрия, Бенеттон) — 2. 16. Педро ДЕ ЛА РОСА (Испания, Эрроуз) — 2. КУБОК КОНСТРУКТОРОВ 1. Феррари —170. 2. Макларен —152 (-10). 3. Уильямс —36. 4. Бенеттон —20. 5. БАР - 20. 6. Джордан - 17. 7. Эрроуз —7. 8. Заубер —6. 9. Ягуар —4. 10. Прост —0. 11. Минарди —0. тормозит раньше, баланси­ руя, как канатоходец, на пределе возможностей, умуд­ ряясь не терять на этом вре­ мени и не вылететь с трассы. Специфика водительского стиля Шумахера в том толь­ ко и состоит, что он старает­ ся «объезжать» слабости сво­ его автомобиля. Однако вы­ играть в Ф-1 вопреки авто­ мобилю невозможно даже лучшему пилоту, со всеми его талантами. Все эти годы пример Михаэля доказывал это. Но даже и в этом сезоне, когда F e r ra r i и McLaren практически сравнялись в техническом плане, был мо­ мент, когда шансы Шумахе­ ра на третий титул упали до достаточно низкой отметки. Три подряд схода наглядно продемонстрировали, что по­ беда в Ф-1 немыслима и еще без одной вещи. — Михаэль, вы верите в удачу? Многие считают, что удача — это единственное, чего вам не хватает для того, чтобы выиграть титул для Ferrari? —На удачу надо работать. — Но, мне кажется, вы работаете более чем доста­ точно. — Да. Но кто может ска­ зать, что такое удача? Ты не выиграл гонку, и кажется, что это неудача. Но автомо­ биль добрался до финиша, а не сломался где-нибудь на середине дистанции. Нако­ нец, ты остался цел и невре­ дим. А это значит, что тебе уже повезло. Оказывает ли на вас психологическое дав­ ление то обстоятельство, что вы выступаете за команду, не побеждавшую с 1979 года? В Benetton удалось победить достаточно быстро? С Benet­ ton мы вместе росли, я и команда. У Ferrari за пле­ чами великая история и... 21 год без побед в чемпионате пилотов. С другой стороны. если нам удастся стать чем­ пионами, это будет нечто осо­ бенное. Это очень сильная мотивация. — Что для вас значит Fer ­ rari? — Ferrari нельзя сравни­ вать ни с одной другой командой. Когда я подписы­ вал контракт с командой из Маранелло, я не понимал этих вещей. Меня привлека­ ла сложность задачи, мне нравились люди, новая, не похожая на мою, страна, у меня сложились хорошие от­ ношения с Жаном Тодтом. Но что значит быть пилотом Ferrari, понял только с го­ дами. Когда проносится ярко-красная машина, люди всегда оборачиваются. Ког­ да проезжает Benetton на это никто не обращает внима­ ния. — А если и в этом году вам не удастся выиграть чемпионат? — Это не стало бы катас­ трофой. В самом деле, что такое катастрофа? Что? Я уйду из гонок? Закроется Ferrari? Формула-1 прекра­ тит свое существование? Ничего этого не произойдет. Как бы то ни было, жизнь продолжается, и в следую­ щем году мы будем снова бороться за победу в чемпи­ онате, выиграем ли мы в этом сезоне или нет. До третьего т иту ла Шу­ махера, с ия вшего более чем 20-летнее «проклят и е» с Fer­ rari, оставался еще почт и месяц. Меньше чем чер ез ме­ сяц на финише японс кой гон ки нам предстояло ув ид еть очень редкое зр ел ищ е — об солютно счаст ливого челове­ ка. Человека, жизнь которо­ гоудалась на 100 процентов. Но ни он, ни я этого еще не знали. И на прощание, как и положено, я. пожелал Ми ­ хаэлю удачи. Хотя он так и не признался, что верит в нее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz