Липецкая спортивная газета. 2000 г.
№45 ’ ’Л ип ецк ая сп о р т и в н ая г а з е т а " • 9 н оябр я 2000 г . .zv * v *~ t Уф"в9£М*эг?2 v - :.уее-у.уд-г/л»чУ-У.ХУ.- ; ч й - •• :«~vs^£ae^«p£KSt&S» 13 перникам. И никого это не удивляло, потому что за спи ной всех его соперников всег да маячило другое имя. — Есть люди, которые ут верждают, что главным ва шим соперником на самом деле является Эдриан Ньюн. И вся интрига Формулы-1 с 1994 года сводится к борьбе между вами, как лучшим гонщиком, и Эдрианом, как лучшим конструктором. — Так говорят люди, но на самом деле, мы никогда не можем знать точно, на сколько хорош сам гонщик и насколько хорош его ав томобиль. Трудно сравни вать Ferrari и McLaren, по тому что это разные коман ды, у них разные инфра структуры, разные возмож ности в проектировании, изготовлении и доводке тех ники. Быть может, Мика Хаккинен лучше гонщик, чем я, и дело вовсе не в пре восходстве McLaren. Мы не узнаем об этом, пока не ся дем с ним в одинаковые ав томобили. — А вы бы хотели высту пать в одной команде с Хак киненом? —Почему нет? — А, например, с Жаком Вильневым? —Я думаю, что с Впльне- вым это выглядит даже бо лее интересным. Если коман да когда-нибудь решит при гласить Вильнева, я буду гоняться с ним. Никаких проблем. Мики Хаккинена в Муд- желло не было. McLaren об катывал Оливье Панис и скорость показывал просто феноменальную. Однако без финна не обошлось. Место в автомобиле Sauber занял Кими Райкконен, победи тель британской Формулы- Renault. Он подменил Пед ро Динина, у которого боле ла правая рука после того, как бразилец посшибал пе нопластовые барьеры, срезая первый поворот Монцы. («Эти штуки довольно твер дые на большой скорости. — жаловался Педро. —Отдача через руль была очень силь ной».) В первый день 20-лет- ннй новичок также испыты вал проблемы — с мышца ми шеи. Но на второй — ос воился и сбросил со своего лучшего времени почти 3 се кунды. Прогресс впечатляю щий. — Помните ли вы свой первый испытательный за езд на Jordan на «коротком» кольце в Сильверстоуне? — Дерьмо. — И звините , в каком смысле? —В том смысле, что я чуть не обделался. Действительно, на первых трех кругах я ду мал, что мне понадобятся подгузники. Я считал, что мне не удастся справиться с машиной, настолько неверо ятно быстрой она оказалась. Я спрашивал себя: как же я буду вести эту штуку в Спа? Затем я выбрался из маши ны, успокоился, расслабил ся и еще раз подумал. В срав нении с этим первым про бным заездом все последую щее было уже много легче, даже квалификация в Бель гии. У всех людей есть свои приемы, как выгадать вре мя для ответа. Например, прикинуться глухим. Есть свои хитрости и у Михаэля. Он притворяется, что вопро сы вызывают у него прилив чувств. Он то широко распа хивает свои желто-зеленые глаза, будто изумляясь, то недовольно кривит губы, словно во рту у него кислая конфета, которую он хочет выплюнуть, но не делает это го из вежливости, то мор щит, словно стиральная до ска, лоб и поднимает в не доумении брови, как бы за трудняясь с ответом, хотя, подозреваю, многие из этих вопросов он уже слышал, са мое меньшее, раз по 50. И этот прием действенен: нево льно проникаешься симпа тией к отзывчивому собесед нику. Это не то, что с неко торыми гонщиками, кото рые смотрят на вас пустыми глазами и которых нужно огреть вопросом, словно ду биной, чтобы в глубине их безразличия шевельнулась рыбина интереса. — После гонки вы час тенько заглядываете под корму автомобилей сопер ников. Что вы там ищете? —Секреты. — А поконкретнее? —Я же сказал. Секреты. — И находите? — Иногда. ...В отличие от коллег из Sauber персонал Ferrari обе дает в отдельном помеще нии. Там просторно, ника ких очередей, круглые столи ки на 6 человек обслужива ют официанты. В коридоре появляется Росс Браун. Как обычно, небритый и с тради ционной глумливой ухмыл кой на лице. На вопрос, чем в настоящий момент занята он и команда, отвечает, что он в настоящий момент идет обедать, и лишь прежде чем захлопнуть заветные двери епецстоловой, Росс заметил, что команда здесь пробует новые шины перед гонкой в • Индианаполисе, но тесты идут нелегко, поскольку по лотно очень скользкое. Ни один представитель McLaren ни в столовой, ни в ее окрестностях так и не по явился. Должно быть, англи чане взяли с собой бутербро ды. Довольно странное реше ние — построить автодром в горах. А местность, где рас положен Муджелло, — это все-таки горы. И довольно приличные. Правда, перепад высот делает эту' трассу до вольно интересной, а пара поворотов и в самом деле отдаленно напоминает про филированные виражи. Воз можно, именно поэтому Fer ra r i решила готовиться к Гран При США здесь. Бла го, по меркам Ф-1 автодром расположен практшюски ря дом с базой команды в Ма- ранелло. Те же соображения, скорее всего, привели в се верную Италию и Sauber. Но вот что здесь делают англи чане? Чувствовалось, что McLa ren находится на вражеской территории. Двери команд ных автобусов задраены. Наружу торчат только мач ты антенн и тарелки спутни ковой связи. Ворота боксов даже при такой жаре закры ты от посторонних глаз. Сто ило несколько раз щелкнуть затвором фотоаппарата, как немедленно появился охран ник с просьбой покинуть площадку перед боксами команды... —Вас не беспокоит отста вание от результата, кото рый показывает здесь Па нне? — Мы уже неоднократно доказывали, что можем пе реломить ситуацию в очень короткие сроки. Разрыв меж ду Ferrari и McLaren неве лик. Во время тестов в Силь верстоуне и Маньи-Куре мы также проигрывали секунду’ на круге. Но затем наступал Гран При, мы меняли кое- что и в гонке оказывались вполне боеспособными. Вспомнились тесты перед Гран При Австрии. Тогда Ferrari и McLaren впервые сошлись лицом к лицу в Муджелло. Панис на 0,037 с превысил результат Шумахе ра. И это стало началом пе релома в ходе чемпионата, когда McLaren за несколько этапов ликвидировала ог ромное отставание как в лич ном, так и командном заче тах и вышла вперед. Вели колепная победа в Монце показала, что Ferrari еще далеко не повержена. И в McLaren решили повторить тот же ход. А вдруг сработа ет? На этот раз преимущест во того же Паниса было про сто подавляющим. Более се кунды! Оттого-то, возможно, и злился на скользкую трас су Браун. Оттого-то и выгля дел немного озабоченным, несмотря на недавнюю побе ду в Монце, Шумахер. В этот день на лице Миха эля редко появлялась его фирменная солнечная улыб ка. Порой его глаза желте ли, и в них вспыхивал ого нек. Реакция, впрочем, была вполне управляемой. Чело веку в его положении при ходится следить за своими словами. Присутствие на нашей беседе обоих пресс- секретарей напоминало об этом. Откровений, повто ряю, я не ждал. Но они пос ледовали. — В чем секрет ваших до стижений? Физическая фор ма? Психологическая подго товка? Водительское мас терство? Хороший менед жмент? — Спасибо, что ответили на этот вопрос. Вы перечис лили почти все. — Но что является глав ным? —Может быть, талант? — О, да! Но вернемся к мастерству. Вы можете ска зать, в чем состоят особен ности вашего стиля вожде ния? —Мой сталь сложился под воздействием различных го ночных категорий, в кото рых я участвовал: карт, Фор- мула-3, спортивные автомо били и наконец — Форму ла-1. И в конце концов все сводится к способности вы жать максимум из автомо биля, который находится в твоем распоряжении. — Какой элемент техни ки вождения гоночного ав томобиля вы считаете глав ным? — Я считаю, что решаю щим элементом является вход в поворот. Большинст во моих напарников, напри мер, теряют время именно на входе. Они делают это слиш ком быстро. После того как автомобиль вошел в поворот и началось ускорение, все гонщики действуют одина ково. Различие проявляется, в основном, на входе. — Специалисты не раз отмечали, что вы.входите в поворот иначе, чем, напри мер, гонщики McLaren? —Гонщики McLaren име ют возможность тормозить очень поздно и поворачи вать очень поздно. Если бы я поворачивал так же позд но, то закончил бы в гравии. Я вынужден поворачивать раньше. —Следовательно, особен ности вашего стиля проис текают из недостатков авто мобиля? Fe rrari далек от идеала? — Не бывает идеальных автомобилей. Я никогда не сидел за рулем такой маши ны и даже не могу себе пред ставить этого. Всегда одни повороты проходятся хуже, другие -г- лучше. Приходит ся искать компромисс. Воз можно, автомобили с актив ной подвеской были более или менее близки к идеалу. Активная подвеска нашего Benetton была не слишком совершенной, но даже она казалась восхитительно хо рошей. Автомобиль можно было настраивать под каж дый поворот. Компромиссов было гораздо меньше. —Часто ли вам удавалось проехать идеальный круг на неидеальном автомобиле? — Очень, очень редко. Всегда есть чувство, что хотя бы тысячную ты где-то недо брал. Ты проходишь один поворот идеально, но чуть теряешь на другом. К тому же предел возможного меня ется от круга к кругу. Я всег да стараюсь предвидеть раз витие ситуации. Есть гонщи ки, которые не желают пры гать выше собственной голо вы. Обычно они очень ста бильны . Но это не мой стиль. — И все-таки, по вашему ощущению, у кого автомо биль лучше, у McLaren или у Ferrari? — В прошлом мы были слабее, но нам частенько удавалось добиваться макси мальных результатов с той машиной, которая была в нашем распоряжении. В этом году ситуация иная. — Проблем с настройкой F1-2000 возникает больше? — Одни машины легко раскрывают свой потенциал, другие —нет. Можно сказать так: в прошлом, даже если мы не добивались оптималь ной настройки, мы этого даже не замечали. Все рав но на 1-1,2 секунды мы были медленнее. Сегодня с этой машиной разница между удачной и неудачной на стройкой видна сразу. Таким образом, вероятно, можно сказать, что настроить эту машину сложнее. Но так происходит всегда, когда приближаешься к пределу возможного. —Хотели бы попробовать McLaren? — Когда я вижу по изо бражению, передаваемому бортовой камерой, с какой внешней легкостью пилоты McLaren проходят некоторые повороты, то думаю: мне хотелось бы попробовать та кую машину, чтобы понять, какие ощущения испытыва ет гонщик, находящийся за ее рулем. Но, пожалуйста, не надо на основании этих слов выдумывать историю о том, что я хочу перейти в McLa ren. Еще один парадокс видит ся в том, что первую после долгого перерыва победу в чемпионате Ferrari одержа ла в зачете конструкторов. Ибо не раз и не два, особен но в прошлых сезонах, на блюдая, как ровно и краси во проходит повороты McLa ren и как «козлит» в тех же местах Ferrari. Возникала мысль, что Михаэль побеж дает порой не только благо даря, по и вопреки автомо билю. Когда-то в ходу была легенда об особом, очень не рвном и чувствительном в настройке автомобиле, кото рый Браун и Верн строят специально под специфичес кий стиль Михаэля Шумахе ра и которым никто больше управлять не в состоянии, Ferrari действительно очень нервный и чувствительный автомобиль. Но вовсе не по тому что его таким сделали специально. Правда заключается в том, что вряд ли какая-либо команда Ф-1 располагает машиной, которой легко управлять. Но там, где боль шинство гонщиков беско нечно жалуются на недоста точную поворачиваемость или нестабильность кормы, Шумахер ищет компромис сы, уходит с классической траектории, поворачивает и Чемпи онатшра по автогонкам в классеФ орму ла-1. 2000 год 1. Михаэль ШУМАХЕР ( Германия, Феррари) — 108. 2 . Мика ХАККИНЕН (Финляндия, Макларен) — 89. 3. Дэвид КУЛТХАРД (Шотландия, Макларен) — 73. 4 . Рубенс БАРИККЕЛЛО (Бразилия, Феррари) — 62. 5. Ральф ШУМАХЕР ( Германия, Уильямс) — 24. 6 . Джанкарло ФИ ЗИКЕЛЛА (Итали я, Бенеттон) — 18. 7 . Жак ВИЛЬНЁВ ( Канада, БАР) - 17. 8 . Дженсон БАТТОН (Англия, Уильямс) — 12. 9 . Хайнц-Харальд ФРЕНЦЕН ( Германия, Джордан) — 11. 10. Ярно ТРУЛЛИ (Италия, Джордан) — 6. 11 . Мика САЛО (Финл яндия, Заубер) — 6. 12. Йос ФЕРСТАППЕН ( Голландия, Эрроуз) — 5. 13. Эдди ИРВИН (Ирландия, Ягуар) — 4. 14. Рикардо ЗОНТА (Бразилия, БАР) — 3. 15. Александр ВУРЦ (Австрия, Бенеттон) — 2. 16. Педро ДЕ ЛА РОСА (Испания, Эрроуз) — 2. КУБОК КОНСТРУКТОРОВ 1. Феррари —170. 2. Макларен —152 (-10). 3. Уильямс —36. 4. Бенеттон —20. 5. БАР - 20. 6. Джордан - 17. 7. Эрроуз —7. 8. Заубер —6. 9. Ягуар —4. 10. Прост —0. 11. Минарди —0. тормозит раньше, баланси руя, как канатоходец, на пределе возможностей, умуд ряясь не терять на этом вре мени и не вылететь с трассы. Специфика водительского стиля Шумахера в том толь ко и состоит, что он старает ся «объезжать» слабости сво его автомобиля. Однако вы играть в Ф-1 вопреки авто мобилю невозможно даже лучшему пилоту, со всеми его талантами. Все эти годы пример Михаэля доказывал это. Но даже и в этом сезоне, когда F e r ra r i и McLaren практически сравнялись в техническом плане, был мо мент, когда шансы Шумахе ра на третий титул упали до достаточно низкой отметки. Три подряд схода наглядно продемонстрировали, что по беда в Ф-1 немыслима и еще без одной вещи. — Михаэль, вы верите в удачу? Многие считают, что удача — это единственное, чего вам не хватает для того, чтобы выиграть титул для Ferrari? —На удачу надо работать. — Но, мне кажется, вы работаете более чем доста точно. — Да. Но кто может ска зать, что такое удача? Ты не выиграл гонку, и кажется, что это неудача. Но автомо биль добрался до финиша, а не сломался где-нибудь на середине дистанции. Нако нец, ты остался цел и невре дим. А это значит, что тебе уже повезло. Оказывает ли на вас психологическое дав ление то обстоятельство, что вы выступаете за команду, не побеждавшую с 1979 года? В Benetton удалось победить достаточно быстро? С Benet ton мы вместе росли, я и команда. У Ferrari за пле чами великая история и... 21 год без побед в чемпионате пилотов. С другой стороны. если нам удастся стать чем пионами, это будет нечто осо бенное. Это очень сильная мотивация. — Что для вас значит Fer rari? — Ferrari нельзя сравни вать ни с одной другой командой. Когда я подписы вал контракт с командой из Маранелло, я не понимал этих вещей. Меня привлека ла сложность задачи, мне нравились люди, новая, не похожая на мою, страна, у меня сложились хорошие от ношения с Жаном Тодтом. Но что значит быть пилотом Ferrari, понял только с го дами. Когда проносится ярко-красная машина, люди всегда оборачиваются. Ког да проезжает Benetton на это никто не обращает внима ния. — А если и в этом году вам не удастся выиграть чемпионат? — Это не стало бы катас трофой. В самом деле, что такое катастрофа? Что? Я уйду из гонок? Закроется Ferrari? Формула-1 прекра тит свое существование? Ничего этого не произойдет. Как бы то ни было, жизнь продолжается, и в следую щем году мы будем снова бороться за победу в чемпи онате, выиграем ли мы в этом сезоне или нет. До третьего т иту ла Шу махера, с ия вшего более чем 20-летнее «проклят и е» с Fer rari, оставался еще почт и месяц. Меньше чем чер ез ме сяц на финише японс кой гон ки нам предстояло ув ид еть очень редкое зр ел ищ е — об солютно счаст ливого челове ка. Человека, жизнь которо гоудалась на 100 процентов. Но ни он, ни я этого еще не знали. И на прощание, как и положено, я. пожелал Ми хаэлю удачи. Хотя он так и не признался, что верит в нее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz