Липецкая спортивная газета. 2000 г.
В сп о м и н а ю т ся са м ы е п е р вы е го д ы п о сп е со з д а н и я в П и п е ц к е в е д о м ст в е н н о й ш вей н ой ф а б р и к и « Д ин а м о» , я ви вш е й ся п р о и з во д ст в е н н ы м п о д р а з д е л е н и е м о б л а ст н о го у п р а вл е н и я вн ут р ен н и х д ел . Т о гд а , п ет два дц а т ь п ят ь н а за д , от о бы л и п е р вы е н е у к л ю ж и е п опыт к и м а т е р и а л ь н о п о д д е р ж а т ь п р а во о х р а н и т е л ьн ы е ор га н ы , в т о м ч и сл е и од н о и м ен н о е п р о сл а вл е н н о е сп о р т и вн о е о бщ е ст во . Т рудно сейчас судить, в полной ли мере осущес твилась эта задумка по оказанию помощи спортсме- нам-динамовцам, к тому же и спорт в ту пору финанси ровался все же более-менее сносно. Так что новая фаб рика доставляла руководст ву УВД, скорее всего, боль ше хлопот, чем приносила пользы. К тому же, произ водство спортивной одежды в стране было монополизи ровано узким кругом сто личных специализирован ных предприятий, перехва тывающих все лучшее сырье, отчего конкурировать с ними было сложно. Одно временно нарастал и поток из-за рубежа импортной про дукции спортивного назна чения (например, шкваль ный наплыв в свое время в нашу страну тоже не слиш- ком-то высокого качества «знаменитых» бело-синих кроссовок «Адидас», изго товленных в Чехословакии, принудил к закрытию шей части отечественных фабрик, начавших было спе циализироваться на выпус ке спортивной обуви). Поэ тому уделом липецкой фаб рики «Динамо» было произ водство из низкосортных материй старомодных кур ток, плащей и «спецовок», а единственное, что пользо валось тогда из ее продукции спросом, так это защитного цвета «штормовки». Так что нетрудно теперь представить, в каком по ложении оказались липец кие швейники-«динамов- цы», когда настало «смутное время» перестроечных, а сле дом — и реформаторских лет. Промтоварный рынок заполонила заморская про дукция. До сих пор так и не изжитое, к сожалению, пре клонение наших соотечес твенников перед иноземны ми «тряпками» и вовсе вы било из рыночного процесса изделия российских швей ных предприятий. Руководители же медлен но, но уверенно идущей ко полнить заказ. Шьют на «Динамо» и спе циальные эластичные костю мы для штангистов. В им портном исполнении они стоят около полусотни дол ларов и, конечно же, не по карману, например, моло дым тяжелоатлетам. А если вы посетите фирменный ма газин фабрики, то поначалу можете подумать, что оказа лись в каком-нибудь супер модном спорт-«шопе», что открываются повсюду к а к грибы после дождя. И в том, и в другом вы увидите поч ти ничем не отличающиеся друг от друга цветастые, эле гантные спортивные куртки. Находились «неверы», слу чалось, и впрямь сравнива ли. И, действительно, особых различий не обнаруживали: абсолютно аналогичным был пошивочный материал и одинаково с т ар а т е л ьн о , «чисто* выполненные строч ки. Разница в одном, и не маловажном — в цене. А она у прекрасных изделий липецкой фабрики «Дина мо» втрое (!) ниже... Все это — заслуга наших замечательных мастериц, — говорит директор фабрики Валентина СТРАХОВА. — Но самое главное в возрожде нии нашего предприятия за ключается в простейшей ис торической истине: среди рос сиян во все века было много умельцев, носивших уважи тельный народный титул — «мастер золотые руки*. Ког да русский человек захочет, он сможет сделать все, абсо лютно все! И не хуже, а даже лучше заморских коллег-мас- теров. Мы, россияне, способ ны и всякие там «адидасы* с «найками» за пояс з а ткнуть. Геннадий СОЛОВЬЁВ. Худож ник - конструктор И рина Д орохова демонстрирует коллекцию спортивной одеж ды дну фабрики «Динамо», усе- ченной в штате уже болеечем § на две трети и о существова- О нии которой в Липецке все ^ уже почти забыли, рассуди- 5 ли в тот момент мудро и оп- ш тимистично: почему бы не £ рискнуть поконкурировать с с зарубежными коллегами вы- О сокопрофессиональному, о дружному, хотя и загнанно- Р му в «экономический угол* ^ трудовому коллективу? Первое, что сделали «ди намовцы», так это расторг ли все партнерские связи с амбициозными столичными Домами мод, не отличающи мися особым вкусом в кон струировании спортивной одежды, но безбожно обди рающими швейников-про- винциалов. Эскизы новых образцов изделий доморо щенного талантливого ху- дожника-модельера Ирины Дороховой вскоре уже стали превосходить многие самые смелые и «революционные* изобразительные решения москвичей. Достаточно умения оказа лось и у местных конструкто ров моделей Галины Дворец кой и Галины Садковой. Тем временемосновательно подна торевшая в вопросах снабже ния Наталья Папанага, про явив профессиональную на ходчивость и контактность, наладила обеспечение фабри ки самым современным, практичным сырьем — сет чатой тканью для пошива спортивной формы игрокам футбольных, хоккейных и волейбольных команд, а так же материей типа «таслан», «лаке» и «эластик», которые идут на изготовление самых модных спортивных костю мов и курток, в том числе и «пуховиков». Вскоре такие радующие глаз изделия на чали выходить из-под уме лых рук высококвалифици рованных портных Людми лы Азарниной, Галины Фро ловой и их подруг по рабо те. Одним из первых заказчи ков возрождающей свое про изводство фабрики стал ФК «Металлург», для которого мастерицы- «дпнамовки» шили и футбольную форму, и цветные жилеты для дву сторонних тренировочных игр. А когда создавался БК «Липецк», готовившийся деоютировать в чемпионате страны по баскетболу, швеи фабрики «с иголочки» оде ли и эту команду, сшив ком плекты трусов и маек из того самого полотна-«сетки», из которого шьют форму и для игроков Национальной хок кейной лиги. Совсем недав но захотели иметь такую же красивую форму и баскетбо листы-студенты из ЛГТУ: на фабрике им помогли подо брать цветовую гамму маек, обещали в короткий срок вы- Н ё ск о п ь к о н ед ел ь н а за д , у ж е в н ы н еш н ем го д у , во в р е м я В се р о сси й ск и х со р евн о ва н и й н а о л и м п и й ск о м ве п от р ё к е в К р ы л а т ск о м л и п ец к и й ю н и ор А л е к се й Ч УН ОСОВ вы п ол н и л н ор м а т и в м а ст е р а сп орт а . К а з а л о сь ; бы , н и ч е го св е р х о р д и н а р н о го : к р ут о ск л о н н о е д е р е вя н н о е п ол от н о эт о го у н и к а л ьн о го сп о р т и вн о го со о р у ж е н и я м еж д у н а р о д н о го ст а н да рт а р о вн о з а два дц а т ь л ет св о е го в е р н о го сл у ж е н и я в е л о сп о р т см ё н а м п р и н есл о к ф и н иш у у ж е м н о ги е д е ся т к и , д а ж е сот н и н о во я вл е н н ы х м а ст е р о в т р е к о вы х го н о к . с ели - н а в ел отоек : Теннag цй СОПОВb JEВ _ И все-таки рядовое, в общем- то, для представителей оте чественной велоэлиты дости- жение юного липчанина стало не большой «внутрицеховой» сенса цией. Особенно —для ведущих рос сийских тренеров, хорошо знаю щих наставницуАлеши, в прошлом —тоже мастера трека Клавдию Ха- ритонкину. Знающих и то, в ка ких условиях она, бедолага, рабо тает с воспитанниками там, в про винциальном своем Липецке. По степени неожиданности про исшедшее в январе в столичном спорткомплексе «Крылатское» можно сравнить с тем, как если бы среди наших липецких спортсме нов вдруг, скажем, кто-нибудь «сделал мастера» по прыжкам на лыжах с трамплина. Нет ведь у нас трамплина, как нет теперь, увы, и трека... А ве лотрек в Липецке был и когда-то функционировал. Но было все это так давно, что тогда нашего сегод няшнего юного героя Алеши Чу- носова еще и на свете-то не было! Мне до сих пор не очень понят на печальная судьба липецкого трека, а вернее, тот невиданный уровень вопиющей бесхозяйствен ности, с какой умудрились довес ти до полной разрухи уникальное по своему назначению даже для многих крупнейших городов спор- тсооружение. Ведь на текущий ре монт гоночного бетонного полот на, на поддержание его в более- менее боевом состоянии и требует- ся-то всего два-три мешка цемен та! Ну, а когда, сложа руки, созер цать все расширяющуюся сетку тре щин покрытия, то, конечно, ниче го, кроме буйно прорастающих из них лопухов не дождешься... На беду тренера Харитонкиной и ее коллег велосекцию при быв шем СК «Пламя» лет пять-шесть назад вообще прикрыли: начина лись грандиозные ремонтно-рекон- струкцпонные работы на заранее переименованном в ФОК спорт комплексе, в ходе которых о сосед нем велотреке совсем... забыли. Начинать «новую жизнь» липец ким тренерам по велоспорту при шлось, как говорится, с нуля — приютили их в городской ДЮСШ № 7, наскоро организовав при ней велоотделение, но практически без техники, без запчастей — благо хоть асфальтированных дорог в об ласти хватает. Но ведь липецкий велосипедный спорт славился в свое время не только «шоссейни- ками» во главе с их лидером чем пионом страны Николаем Фадее вым, но и отличными мастерами трековых гонок. И потому Харитонкиной трудно было распрощаться со своей излюб- леннс специализацией, тем более, что -па «заразить» этим видом гон. . л отах своих воспитанни- ко среди которых — это явилось для о. дтного и азартного тренера глаз - •-.__— оказалось немало та лант__ bix учеников. Например, тот Леша Чуносов, да и его то варищи по секции Сергей Севасть янов и Володя Бирюков, трениру ясь на обычном шоссе, в крайнем случае — «наматывая* круги воз ле карусели в парке культуры и от дыха, изредка, не чаще одного раза в год, выезжали куда-нибудь на со ревнования трековиков и непре менно «выстреливали» приличны ми результатами. Видимо, этот удивительный спортивный парадокс из разряда «вопреки», это ярчайшее подтвер ждение одаренности ребят не мог ли оставить равнодушными руко водителей городского спорта. И вот в последние два года при содейст вии начальника горспортуправле- ния Николая Прокофьева воспи танники велоотделения ДЮСШ получили возможность участвовать в иногородних соревнованиях уже пять-семь раз за сезон. —И хотя с материальной частью, с приобретением новых гоночных машин по-прежнему много про блем, появилось теперь удвоенное желание работать, какое-то не обыкновенное тренерское вдохно вение, — с оживлением в голосе признается Клавдия Харитонкина. — И мастерский результат Леши Чуносова, хочется верить, будет точкой отсчета нового взлета вело сипедного спорта в Липецке. Парень действительно давно прогрессирует и упорно пробива ется в элиту отечественного трека. А когда уже и областное управле ние физкультуры и спорта повер нулось лицом к перспективной группе тренеров Харитонкиной и Наливкпна, финансировав поезд ку в Москву на Кубок России, Алексей Чуносов блестяще высту пил в групповой гонке на 100 кру гов, заняв почетнейшее для юнио ра пятое место среди трех десятков взрослых гонщиков. А потом был и тот знаменательный заезд в Кры латском на открытом чемпионате страны, где Леша в олимпийском спринте был на финише шестым и стал мастером спорта. Между прочим (выяснилось толь ко после финиша), в решающей гонке Алексей участвовал со сло манным основанием большого пальца! Накануне, во время раз минки, его случайно «прессанули» бывалые тульские ребята, Леша слегка, вроде бы, повредил руку о верхний заградительный барьер, подумав, что это всего лишь ушиб, и только потом уже рентгенолог медчасти велоцёнтра диагностиро вал самый натуральный перелом. — Так что и запас прочности у парня есть! — шутит тренер Хари тонкина с чувством гордости за своего мужественного ученика. Даже два-три самых больших достижения юного мастера трека в прошлом году — вовсе не эпизоды в его только что начинающейся спортивной биографии. Тем же летом он вместе с Сергеем Севасть яновым и Владимиром Бирюковым стал бронзовым призером юношес кого первенства России все в том же олимпийском спринте. А усту пили тогда наши ребята только тра диционно сильным «трековикам» из Тулы и команде Москвы, тре нирующейся на превосходном олимпийском треке. Старший тре нер юниорской сборной страныАна толий Воробьев сказал тогда: «Ли пецк — «Клондайк* нашего отечес твенного велоспорта и его надо как можно быстрее «разрабатывать». Вторит ему и бессменный глав ный тренер всех сборных команд страны еще с «союзных» времен заслуженный тренер СССР Карло Шенгелия: —Если липчане восстановят свой велотрек, в вашем городе быстро вырастет не один, а сразу несколь ко кандидатов в сборную! И опытный наставник знает, что говорит, упоминая конкретно наш, липецкий велотрек, хоть он пока и «позабыт-позаброшен». А дело в том, что он чуть ли не един ственный сейчас в стране, который имеет скоростной «короткий» го ночный овал длиной 250 метров. Все сильнейшие зарубежные «тре- ковики» тренируются и выступа ют нынче именно на таких доро жках, а не на «медленных* 333- метровых. Оттого-то и российские гонщики в последние годы значи тельно уступили свои позиции на крупнейших трековых турнирах. Не очень понятно, правда, поче му Федерация велоспорта России, столкнувшись с таким очевидным кризисом в трековом виде гонок, не предпринимает мер для рекон струкции велотрека в Липецке, тем более столь удобно расположенном географически. Так может, есть резон липчанам самим проявить инициативу и по- настоящему взяться за восстанов ление своего трека? Чего доброго, станем еще, глядишь, и спасите лями отечественного трекового спорта... А если серьезно, то, отремонти ровав велотрек бывшего СК «Пла мя», мы, во-первых, дадим возмож ность нашим спортсменам быстрее пробиться в число лучших «треко виков» страны и, пока суть да дело, даже заполнить ниши в сборных командах России, которые образо вались в пору упадка этого вида гонок из-за полного, как выясня ется, отсутствия «коротких» треков в стране. А если липецкий трек от ремонтировать еще и качественно, не пожалеть денег, то ведь они быстро окупятся, ибо от команд- арендаторов «скоростной» дорожки из многих городов прямо-таки от боя не будет. А пока Клавдия Харитонкина и ее коллеги-тренеры из ДЮСШ очень надеются на начальника управле ния по физкультуре, спорту и де лам молодежи администрации Липецка Николая Прокофьева, что он поможет им и на этот раз и к весне найдет хотя бы пару меш ков цемента — чтобы замазать для начала в гоночном полотне трещи ны и приступить к тренировкам на настоящем треке, а не по кругу возле детской карусели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz