Липецкая спортивная газета. 2000 г.
Н е о б о с н о в а н н ы е с т р а х и — у д е л н е т о л ь к о с л а б о н е р в н ы х л ю д е й н а ш е г о в р е м е н и . О с н о в а т е л ь Р и м с к о й и м п е р и и Ц е з а р ь А в г у с т б о я л с я т е м н о т ы . З н а м е н и т о г о д а т с к о г о а с т р о н о м а Т и х о В р а г е п р и в о д и л и в уж а с л и с и ц ы и з а й ц ы . V П ь е р а ■ Б е й л я , ф р а н ц у з с к о г о ф и л о с о ф а XUH в е к а , н а п и н а л и с ь к о н в у л ь с и и , к о г д а о н с л ы ш а л ш у м в о д ы . И з в е с т н ы й х и р у р г А м б р у а з П а р е , б е с с т р а ш н о о п е р и р о в а в ш и й п р я м о н а п о п е б о я , т е р я л с о з н а н и е п р и в и д е к о п ч е н о г о у г р я . К стати , именно со бственные страхи за ставили Зигмунда Фрейда заняться их исследо ванием . У Фрейда была странная особенность — он всегда опаздывал на поезд. Часто ему приходилось вска кивать в вагон уже на ходу, несмотря на то, что он выхо дил из дома заблаговремен но. По каким-то таинствен ным причинам у него в пос леднее мгновение всегда воз никала проблема, требовав шая немедленного решения, что и становилось причиной опоздания . В 1895 году Фрейд опубликовал исследо вание «Наваждения и стра хи», в котором проанализи ровал и эту загадочную си туацию, и пришел к выво ду: опоздания на поезд объ ясняются страхом перед пу тешествием по железной до роге. Подобные истории свиде тельствуют о том, что не обоснованные страхи портят жизнь многим людям. Как любое человеческое чувство, в некоторые моменты жизни страх может преобладать над всеми остальными чувствами и мыслями. Может ли человек никогда т ис пыты ватьстраха? Скорее всего тот, кто ут верждает, что никогда ниче го не боялся, не заслужива ет доверия. Психологи различают два вида страхов — реальные и мнимые. Мнимые страхи выражаются в виде фобий, то есть страхов, внушаемых определенными вещами. В отличие от здоровой осто рожности и опасения, фобия —болезненное состояние пси хики. Например, при арах- нофобни (боязни пауков) один только вид паука де лает человека неуправляе мым, неадекватно реагирую щим на ситуацию. При ас трофобии такую же реакцию вызывают молнии, при ак вафобии — вода. К числу но- вейших фобий относится страх перед таинственными х-лучами, с помощью кото рых некоторые силы якобы «зомбируют» ничего не по дозревающих граждан. В Петербурге даже появилось общество «пострадавших» от этих лучей. Кстати, постоянное стрем ление к риску, к опасности —оборотная сторона той же медали. Один из аспектов так называемого «афганско го синдрома» — это привы кание к постоянной опаснос ти как к наркотику. Возвра щение к мирной жизни ста ло для многих «афганцев» причиной депрессий, и неко торые из них пытаются при внести чувство предельной напряженности в обыденную жизнь. На самом деле страх так же важен для сознания, как боль для тела. Это сигнал, предупреждающий об опас ности. Он помогает избежать неоправданного риска. При чем не только в сиюминут ной ситуации . Человеку свойственно планировать свое будущее, и страхи тоже могут быть «долгосрочны ми». Наибольшую роль в планировании опасностей играет воображение, распи сывая нам всяческие ужасы яркими красками. Пугает нас то, что мы считаем важ ным, а то, что представляет ся несущественным, нас не страшит. Реалистичный, трезвомыс лящий человек может опа саться неприятностей, он может даже бояться, но для него характерно оценивать риск и планировать адекват ную реакцию. Он не позво ляет чувствам взять верх над разумными соображениями. А человек с воображени ем склонен преувеличивать опасность, переживать ее во всех красках. Основная сла бость людей, страдающих фобиями, — это неспособ ность выработать реалисти ческий сценарий и следовать ему. Чаще всего они созда ют негативные сценарии. У любого человека при определенных обстоятельст вах могут возникать опасе ния: «А вдруг эти странные симптомы указывают на не излечимую болезнь?»; «А вдруг лифт застрянет, и я буду сидеть в нем всю ночь?»; «А вдруг самолет, в котором я собираюсь лететь, разобьется?». Но здравомыслящий чело век склонен оценивать подо бные ситуации как малове роятные и заменять их по зитивными сценариями, со держащими конструктивные пути преодоления возмож ных проблем. Человек, одер жимый фобиями, не может отбросить негативный сцена рий. Он переживает его как предстоящую катастрофу, при этом сама способность к действию парализуется. Хотите победить страх?Признайтесь, т о т существует.,» Некоторых людей страх мучает ежедневно, не давая свободно вздохнуть. Он пре вращает жизнь в непрерыв ный кошмар и непрерывную борьбу с этим кошмаром. Неужели невозможно вы рваться из этого состояния? Механизм возникновения страха уже не является тай ной за семью печатями. Раз работан целый ряд техноло гий, позволяющих избавить ся от фобий. Конечно, кому- то это удается только с по мощью врачей. В этих слу чаях речь идет о запущенных состояниях, близких к пато логии. Но большинство лю дей, подверженных страхам. могут самостоятельно кор ректировать свое поведение, им только нужно знать, как это делать. Самое главное —это реши мость избавиться от навяз чивых состояний. Приклады вая к этому некоторое уси лие, вы сможете лучше по нять себя, заглянуть в тай ны своей психики. Научиться управлять сво им страхом, а точнее, стать хозяином своего страха —не означает больше его не ис пытывать. Это значит при нять страх, признать его и не бояться его испытать. Если вы хотите научиться управлять своим страхом, вам придется признать, что он существует. Две стратегии взаимодействия сосвоимстрахом Вы дрожите, у вас сжалось горло? Ну что ж, позвольте себе подрожать, не мешайте своему горлу сжиматься. Вас заливает холодный пот? Раз решите себе попотеть. У вас бешено колотится сердце? Не более часто, чем если бы вы сделали 30 приседаний. Можно выбрать одну из двух стратегий взаимодейст вия со своим страхом —мяг кую или жесткую. Мягкая — это постепенное наступление, когда вырабатывается имму нитет, невосприимчивость к страху. Жесткая — это от крытая атака, вызов. Выбрав мягкую методику, человек, который боится со бак, вначале пробует погу лять по улицам, не шараха ясь при виде каждой соба ки, которую ведут на повод ке. Следующий этап — про йти на некотором расстоянии за дамой, выгуливающей на поводке маленькую собачку, к примеру таксу. Когда та кие прогулки войдут в при вычку, можно приблизиться к какой-нибудь безобидной собаке на безопасное рассто яние. Если же удается покор мить небольшую дворняжку — это полный триумф. Что происходит в вашей психике, когда вы соверша ете все эти действия? Стара ясь быть предельно честным с собой, вы будете вынужде ны признать, что, несмотря ни на что, все равно боитесь. Прогресс состоит в том, что теперь вы уже способны бо яться, не теряя самооблада ния. Экспериментируя со своим чувством страха много раз, принимая его, а не отталки вая, вы будете все менее и менее подвержены этому чув ству. Оно перестанет вас из водить. Страх, лишенный вашего внимания, которое беспрестанно питало его, за чахнет. Жесткая методика состоит в том, чтобы сразу же встре титься лицом к лицу с объ ектом своего страха и оста ваться в этой тревожной си туации достаточно долго. Человек, который боится со бак, может, например, про вести целый день в клубе собаководов, на площадке для дрессировки собак или на собачьей выставке. Его страх может быть вна чале очень сильным, затем он начнет уменьшаться и постепенно отступит. В кон це этого кошмарного дня не которые собаки, возможно, покажутся ему даже симпа тичными. По этой же методике че- j ; 12 utori.R2000 г ловек, который боится ез дить в метро, может решить ся провести полдня под зем лей — на платформах или в вагонах. Когда скука начнет вытеснять в нем страх, это и будег знаком, что он прибли жается к выздоровлению. У© избегайте ситуаций, вызывающихарах! Боязнь открытого или за мкнутого пространства — самые распространенные фо бии. Человеку, который испы тывает страх, выходя на ули цу, можно посоветовать сра зу же зацепиться взглядом за какой-нибудь устойчивый предмет метрах в ста от себя. Это может быть стена здания, часть ограды, дерево. По мере приближения к нему следи те за положением своего тела в пространстве: вы крепко стоите на ногах, уверенно передвигаетесь вперед, опи раясь о твердую землю. Сле дите за тем, чтобы дыхание было спокойным. Если боитесь запанико вать, остановитесь, сосредо точьтесь на своем дыхании, снова пройдите несколько метров. Каждый день нуж но проходить хотя бы сто метров по открытому про странству, и через месяц вы почувствуете уверенность в своих силах. Людям, боящимся лиф тов, метро, других замкну тых пространств, нужно поз волить себе проиграть сцена рий катастрофы со всеми пугающими подробностями. Кабина лифта застревает между этажами, вы задыха етесь от недостатка воздуха, тросы и кабели рвутся... До пустив мысль, что такие ма ловероятные вещи все же слу чаются, вы должны пере жить их в своем воображе нии. Когда эти воображаемые картины станут привычны ми и начнут вызывать у вас скорее не страх, а отвраще ние, попросите кого-нибудь сопровождать вас в лифте. Спускаясь сначала на один этаж, затем на два, следите за реакцией своего попутчи ка. В следующий раз войди те в лифт без сопровождаю щего. В конце концов, вы йти из лифта можно на лю бом этаже. Постепенно и ос торожно вы решите эту проблему. Если вы боитесь общения, запинаетесь, мямлите, дро жите, забываете заранее при готовленные слова, краснее те, избегаете чужого взгляда, предупредите вашего собе седника о своем смущении. Например, начните разговор со слов: «Признаюсь вам, я легко краснею. Не обращай те на это внимание. Я до лжен вам сообщить...». Если вы испытываете страх при авиаперелетах или мор ских путешествиях, пугае тесь, когда в машине вам надо переехать через мост или тоннель, попробуйте применить такой прием. Вообразите себе, что вы ве дете самолет, корабль или автомобиль. При этом вы должны допускать, что пере движение на самолете, ко рабле или автомобиле не может быть безопасным на сто процентов. Поэтому не которое волнение в этих си туациях вполне оправданно. Вам нужно научиться жить с вашим страхом, но дис циплинировать его таким образом, чтобы он не превра щался в панику. Итак, чтобы избавиться от неприятных ощущений, свя занных со страхом, надо не избегать тех ситуаций, кото рые вызывают его, а принять их. Принять — и обрести в старой ситуации новый взгляд на вещи. Для этого требуются некоторое мужес тво и решительность, но именно в этом и состоит пре одоление. Надежда МЫШАНОВА, журнал «Будь здоров!» Ошибка может сп я т жизни К о м а н д а и з Д в а д ц а т и л и п ч а н р а н о у т р о м 3 и ю л я п о к и н у л а г о р о д . Л и п е ц к и е т у р и с т ы - в о д н и к и о т п р а в и л и с ь в о п а с н ы й п о х о д в ы с о к о й к а т е г о р и и с л ож н о с т и н а К о л ь с к и й ; п о л у о c m р о в . А днем раньше «чет веро смелых» в о главе с руководите лем экспедиций Владимир ром Собетовым дали не большую пресс-конферен цию в областном управле нии по делам физкульту ры, спорта и туризма. : Маршрут .группы будет проходить вдоль границы с Финляндией в бассейне реки Туглча по двум ее при токам (задание для любо знательных:. как называ ются эти притоки? Под сказка: название того и другого оканчивается на коки.). Походу присвоена 4 -я категория сложности с эле ментами 5-й, недв впере ди спортсменов ждут водо пады и Сложнейшие поро ги. Обе речки мощны и ма- лонзучёны, так как до не давнего времени вход в зову Кольского полуостро ва был запрещен и повсю- ду находились погранзоны. Уже второй год липчане штурмуют Тумчу. На этот раз oim надеятся добрать ся до Чертова моста — до- вольно интересного учас тка реки, представляюще го собой 8-10-километро вый каньон с порогами на ивысшей — 6 степени — сложности, удачно пройти его и заснять н а видеока меру. Своеобразная видео- летопись уже осталась от предыдущих походов, и в планах у ребят — сделать небольшой фильм о во дном туризме для широко го круга зрителей: Но сна чала будут Кандалакша, Ковдор, «перекладные* до верховья реки и Сбор пло тов-катамаранов. Экипа жам предстоит «сплав ляться» на трех суднах по; 4 человека. Все участники похода имеют опыт хож дения не ниже 3-й катего рии, некоторые занима лись iie только водным, но и вело- и горным туриз мом. Однако к доходу го товились со всей тщатель ностью; Экипировку Ипла вательные средству испы тывали на так называемом полигоне — Ольшанской плотине (что пониже Ель ца), несколько раз сплав лялись по' Дону, комплек товали экипажи. В водном туризме чувство товари щества:— не просто роман тическая байка. Группа до лжна быть слажена, чув ство друг друга обострено, ведь ошибка может стоить Ж И З Н И . В О Д Н Ы Й Т у р Н З М ггг- один из опаснейших видов спорта, но именно риск н динамизм влечет к нему молодых. В этом призна лись 25-летние новички, включенные в группу, — Владимир й Иван (кроме того, в экипаже две жен щины, одна и з которых врач). Спонсоров у липец ких туристов нет. Частич но.финансирование похо да взялё на себя облуправ- ление ФКСиТ, за что ему были весьма и весьма бла годарны небогатые энту зи асты , О стальное н а скребли сами :— и в путь! Нам остается лишь ждать благополучного возвраще ния покорителей водной стихии, их новых впечат лений и интересных рас сказов. Надежда-ОСЕННЯЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz