Липецкая спортивная газета (1999 г.)
6 п ег 9*-i> . ... fT T v i r . * •' : Ii j I !f ..f 5. JS -p Щ & №8 99 В старину ни один праздник, будь то свадьба или «престол», не обходился без кулачной схватки. Бои проходили в основном ве село, по-дружески. Бились один на один, улица на улицу, слобода на сло боду, город на город, все вместе на ок рестных деревенских. Различия на борьбу и кулачный бой чаще всего не делали. Главное — победить. Правила — уговор, на каждый раз свой. Тради ция была уникальна своей соборностью, гармоническим сочетанием самых раз личных ветвей русского ратоборства, русской воинской культуры. Вообще боевые искусства — часть националь ной культуры. Они словно вырастают из жизни и потому органично связаны с религией и целительством, с тради циями и обрядами, музыкой и танца ми. Исстари на Руси бойцовские состя зания проводились под наигрыш гар моники или балалайки. Известно, что всякая серьезная тренировка восточно го борца начинается с медитации и ды хательной гимнастики. На Руси о ды хательной гимнастике не слыхали. Но всякая работа, отдых или забава сопро вождались пением. Медитацию, душев но-духовную подготовку заменяла пра вославная молитва. Не зря в былые вре мена на поле брани воинов провожал священник. И Господь помогал русско му воину! Из трех основных направлений в боевых искусствах, первое — этногра фическое. Это те виды, что, подобно фольклору, пришли к нам из глубины веков: русский кулачный бой, «Ско барь», «Буза» и другие. Грань между игровыми, обрядовыми и прикладными вариантами достаточно призрачна. Ведь в мирное время, принимая участие в бо евых забавах, мужчина поддерживая свое воинское мастерство, чтобы при необходимости вступить в ополчение. Корни этих единоборств — в русском национальном характере. Не зря гово рят: «Боевые искусства — душа наро да». Ополченец владел двумя-тремя приемами, профессионал-дружинник знал их сотни, но двигательная систе ма у всех была одна. Самих сакраль ных знаков довольно много. Есть осно вополагающие движения, есть специ фические, местные, клановые, может быть, даже индивидуальные. Конкрет но же техническое действие выполня ют чисто интуитивно, спонтанно, в за висимости от ситуации. Это может быть и блок, и удар, и бросок. Личные, ин дивидуальные знаки дают возможность каждому бойцу сформировать свою, только ему присущую форму движения в зависимости от физических данных, склада характера и психики. Вообще сакральные знаки представляют собой несколько простейших траекторий, ге ометрических фигур, известных нашим предкам с незапамятных времен. Имен но так движется все в природе, именно так двигались, жили наши предки, еще не зажатые в тиски механической ци вилизации. Вряд ли они задумывались над их физической сущностью — они Карате в лаптя х В последнее время все больше споров идето так называемых русских стилях единоборств. Одни превозносятих чуть ли не в мифическую эффек тивность и непобедимость; другие, впадая в другую крайность, утверж да ют, что русский народ никогда не имел и не мог иметь каких-либо боевых школ... Так что же такое русский стиль? ... просто рождались, жили и умирали под этими знаками. Становится понятным, как удавалось русичам без многолетних регулярных занятий и упражнений обу чать воинским навыкам, держать в пос тоянной боевой готовности практичес ки все население. Человеку просто по казывали прием, и он выполнял его сра зу, правильно и гармонично, в соответ ствии с единым законом, врожденным навыкам, так же как ходил или дышал. Еще одна специфика построения боя на единой двигательной системе позволя ет вести схватку, не рассчитывая сво их и чужих действии, не сообразуясь ни с техникой противников, ни с их числом, ничего заранее не предугады вая и не планируя —интуитивно. Та кого бойца невозможно увлечь в ловуш ку, обмануть, переиграть, можно толь ко превзойти в скорости или в объеме движения. Любое движение гармонич но изначально. Тело — свободно. Созна ние — ясно. Душа — спокойна, так как в сердце Дух святой, просимый воином перед битвой. У русичей было две тенденции ве дения боя — битва и драка (или «воз ня»), Отличие опять же эмоциональное. «Возятся» бойцы, играют, «валяют»: сформировал удар — и не «вложился», v-Jf: ■Г-Г< r e . -■ ■ . --- шлепнул расслабленно, захватил «на перелом» — и выпустил. Техника лю бая, самая боевая, убойная, выполняет ся совсем легко, по-братски. Здесь парт нер не враг, даже не соперник, а имен но партнер. В «возне» победителей не бывает. Совместная добродушная, весе лая игра — так можно охарактеризо вать «возню». Но доведется нависнуть беде — взорвется душа лютой яростью, отзо вется тело дикой силой — берегись, в каждом ударе, приеме таится смерть. Это уже не «возня», а битва. Если гово рить о спортивном, боевом направлении на Руси, то ему не повезло изначально. В разные века, разными государями из давались указы, запрещающие состя зательные бои. На заре Советской влас ти носителям традиционных отечес твенных боевых искусств приходилось скрывать свое мастерство, ибо оно мог ло стоить ему жизни. И лишь в послед нее десятилетие люди решили возро дить этот утраченный было пласт на шей национальной культуры. Известный «новоязычник» москвич Александр Белов и его единомышлен ники стали работать над реконструк цией древнего славянского единоборст ва, названного ими славяно-горицкой борьбой. Их земляк Андрей Петрухин культивировал оригинальную старин ную боевую систему «Лесной воин». Петроградцы Андрей Грунтовский по гружался в хитрости старинного кулач ного боя, а Владимир Петухов разби рался в премудростях нашей поясной борьбы. Григорий Базлов стал восста навливать приемы безоружного и воору женного боя своих земляков — былых тверских ополченцев. А харьковчанин Николай Тусиар и днепропетровцы А. Дьяченко и Ю. Сокол успешно стали возрождать знаменитое боевое мастер ство славного запорожского казачест ва. Да и не перечислить всех этих за мечательных людей, горячо увлечен ных интереснейшим и благородным делом, возрождающих прочно забытые и, казалось бы, безвозвратно канувшие в Лету древние и славные традиции. Особенно важно это именно сейчас, ког да пышным цветом расцвело подобос трастие перед всем «упоительно» зару бежным. Ведь всякая мать в первую оче редь учит свое чадо разговаривать на родном языке, а уж потом приглашает репетитора по иностранному. У нас же — на первое место поставили зарубеж ную культуру, искусство и «тамошние» направления жизни и спорта... Антон РАШЕВСКИЙ. В ближайших номерах «ЛСГ» про должит рассказ о русских ст илях и направлениях борьбы. В России сущ е ствуе т ог ромное к оличество школ и направлений рус ск ог о стиля к улачной борьбы, но в Липецк е на данное время обоснова лись представители тольк о одного стиля — славяно- горицк ой борьбы. Своим сущ ествованием э то т клуб был обязан одному из ак тивистов движ ения русск их к улачных боцов Ник олаю Смольяк ову. Он вместе с товарищами в 1992 году впервые з а регистрировал первую школу славя но- горицк ой борьбы. На праздник е Масленицы в этом ж е году они про вели первые пок азательные выступ ления. Эти выступления:понравились ж ителям города, и весной 1993 года были проведены первые соревнова ния на берег у рек и Воронеж неда лек о от центральног о пляж а. 1994 г од принес школе огромное к оличес тво проблем, одной из которых стал внутренний раск ол. Часть бойцов ор ганизовала свои школы и клубы. Эти бойцы в построении преподавания иск усства борьбы опирались и сей час опираю тся на дохристиан ск ое учение славян . Оставш а яся часть « славяно- горцев» организовали свою ш к олу, к оторая придерж ивается и поныне православия и православно го вероучения. Из неофициальных и сточн и к ов ст а л о и з ве ст н о , что единственным общ ественным ме- ропряитием, где они себя показали^ стали обучающ ие к урсы к улачного боя, проводимые Воронеж ск ой шко лой русск ого стиля. е к орт, х оро ш их г аразных о Еще несколько летназад, подраж ая с то л и ч н о й знати — отНикиты Михалкова до самого президента, многие представители региональ ных властей друж но взяли в руки ракетки и вышли на теннисные корты. Подобострастное «обезьянничанье», меж ду прочим, кое-где сослуж и ло и добрую служ бу. Начальство вдруг начало активно содействовать популяризации и развитию этого, как считалось тогда, элитного вида спорта. Руководители нашей области не поддались той « правитель ственной моде» . Но сегодня о стойкости местного начальства перед тогдашним повальным увлечением их иногородних коллег приходится даж е несколько сож алеть: ведь, глядишь, и липецкому теннису выпала бы авторитетная поддерж ка и опека высокопоставленных при власти и средствах людей. ...Первыми популяризаторами тенни са в Липецке были Игорь Гипш и, свет лая ему память, Константин Макаров. Именно они создали в середине 80-х первую в городе теннисную секцию, вклю ченную в структуру детско-юношеской спортивной школы № 3. Всего за не сколько лет Макаров и Гипш вырастили первое поколение юных теннисистов, го товых выступать на соревнованиях все российского уровня, Галина Немцева ста ла даже чемпионкой страны среди деву шек, призером и победительницей меж дународных турниров. В рейтинг-листе национальной Федерации тенниса Галя входила в первую десятку спортсменок по своей возрастной группе. Под стать ей были Илья Енин, Константин Перва- ков, Олеся Зайцева, Екатерина Лифанова... Пришлось слышать мнение, мол, такие успехи конкретно для Липецка — и без того запредельный результат. Оно и верно, если объективно оценить материальную теннис ную базу в нашем городе относительно требуемых и общепринятых стандартов. Начнем с того, что в Липецке практически нет ни одного открытого корта, полностью соответствующего всем требуемым пара метрам. А ведь полноценные тренировки, а тем более — турнирные поединки, наибо лее эффективно проводить именно на све жем воздухе. Липецкие же теннисисты за нимаются в основном в спортивных залах с деревянным покрытием. Кто-то из непосвященных может и усом ниться: зачем, дескать, в Липецке-то столь ко теннисных площадок, если в специали зированном отделении ДЮСШ-3 в этом виде спорта практикуются всего сто с не большим учащихся? Но в том-то и особен ность тренировочного процесса в теннисе, что больше двух спортсменов одновремен но корт принять не может, а если учесть, что каждый игрок тренируется минимум три часа в день, то становится понятным, что, скажем, зал Дворца спорта «Звездный», даже работая круглосуточно, не удовлетво рит и четверти воспитанников спортшколы. Одним словом, Липецку нужны новые корты, очень нужны! А впрочем, они есть. В парке Металлур гов, например. Долгое время здешний корт был заброшен, начали было уже «исчезать» целые секции сеточного ограждения. В про шлом году новолипчане уступили его ребя там из ДЮСШ-3 и те под руководством тре неров сделали небольшой ремонт, благо устроили площадки, было восстановлено, утрамбовано и покрытие с использовани ем специальной глино-песчаной смеси. В рабочем состоянии и теннисная площадка спорткомплекса «Динамо». А если еще ди намовцы будут гостеприимно выделять не ск ольк о часов в день воспитанник ам ДЮСШ-3, это станет уже весомым под спорьем тренерам в деле воспитания вы сококлассных, и даже профессиональных теннисистов. Имеющиеся же в областном центре малопригодные корты, как, скажем, в военном городке или в районе улицы До ватора, используются лишь эпизодически и в основном — любителями. Несмотря на трудности с «жилпло щадью», жизнь спортшколы идет своим че редом. Сейчас в ней впервые за почти пят надцатилетнюю историю работают теннис ные тренеры-профессионалы — Виктор Со болев и Алексей Филатов. Последний из них входил в свое время в ««пятерку» луч ших теннисистов-юниоров Советского Со юза, был чемпионом и членом сборной команды Узбекистана. Подрастают и у этих наставников перспективные ученики: Сер гей Бурлаков и Евгений Воробьев уже ста ли победителями целого ряда престиж ных всероссийских турниров. Но, опять-таки, катастрофически не хватает у молодых липецких мастеров ра кетки соревновательной практики: по всем методикам действующему теннисис ту для поддержания спортивной формы требуется ежегодное участие в десяти двенадцати турнирах. Нашим же юным землякам удается выезжать на крупные соревнования лишь три-четыре раза в год, да и то не без материальной под держки со стороны родителей, и уж за редчайшим исключением — на спонсор ские средства. Большая ставка делается, правда, на матчевые встречи в своем городе, на внутришкольные первенства. Сейчас вот теннисисты Липецка готовятся к прове дению традиционного мемориала Вале рия Кирьянова, который пройдет в нача ле марта. На этот престижный турнир, имеющий статус международного, ожи дается приезд участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Риги, Донецка, Сочи. Как всегда, организаторами этих крупных соревнований являются облас тная Федерация и Липецкая Академия тенниса, возглавляемые Борисом Царь- ковым и Виктором Соболевым. ... Говоря о больших и малых про блемах липецкого тенниса, о необходи мости более активно культивировать этот благородный вид спорта в нашей облас ти, имею в виду интересы не только тех, кто ежедневно выходит с ракеткой на корт, но и всех любителей тенниса из числа спортивных болельщиков с их неуемным ожиданием все новых итересных зрелищ, захватывающих поединков и знакомств со спортивными ««звездами». А такие при ятные перспективы как раз и находятся в полной взаимозависимости с уровнем развития того или иного вида спорта в области. Геннадий СОЛОВЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz