Липецкая спортивная газета (1999 г.)
2 2 а пре ля и сп олн и лось 1 0 0 л е тсо д н я ро ж д е н и я Вл а ди ми р а Н абок ова . О н был н е тольк о выда ющи мся лите р атор ом , но и ш а х матным к омп озитором , и ф у тб о л и стом . . . П р е дл а г а е м ваш е м у вн има н и ю отрывк и и з а втоби о гр а фи ч е ск о г о рома н а п и сате ля "Д ру ги е бере г а " . торской меч ты, м уч е ни е з а ме ня е тся чувство м ч ут ь ли не физической усла ды... Мне вспоминается одна определён ная задача, лучшее моё произведение, над которым я работал в продолжение двух-трёх месяцев весной 1940-го года в тёмном оцепеневшем Париже. Наста ла наконец та ночь, когда мне удалось воспроизвести диковинную тему, над которой я бился. Попробую эту тему7 объяснить не знающему шахмат чита телю. Те, кто вообще решает шахматные задачи, делятся на простаков, умников и мудрецов, —или иначе говоря, на раз гадчиков начинающих, опытных и изо щрённых. Моя задача была обращена к изощрённому мудрецу. Простак-но вичок совершенно бы не заметил её пуанты и довольно скоро нашел бы её решение, минуя те замысловатые му чения, которые в ней ожидали опытно го умника; ибо этот опытный умник пренебрег бы простотой и попал бы в узор иллюзорного решения, в «блестя щую» паутину7 ходов, основанных на теме, весьма модной и «передовой» в заданном искусстве (состоящей в том, чтобы в процессе победы над чёрными белый король парадоксально подвергал ся шаху7); но это передовое «решение», которое очень тщательно, со множест вом интересных вариантов, автор под ложил разгадчику7, совершенно унич тожалось скромным до нелепости ходом едва заметной пешки черных. Умник, пройдя через этот адский лабиринт, становился мудрецом и только тогда добирался до простого ключа задачи... Помню, как я медленно выплыл из обморока шахматной мысли, и вот, на громадной английской сафьяновой до ске в бланжевую и красную клетку7, безупречное положение было сбаланси: ровано, как созвездие. Задача действо вала, задача жила... ... Передо мной лист скверной бу маги, на котором в ту7 лилово-черную парижскую ночь я нарисовал диаграм му моей задачи. Белые: Король, а7; Ферзь, Ь6; Ладьи, f4 и Ь5; Слоны, е4 и h8; Кони, d8 и еб; Пешки, Ь7 и g3. Чёр ные: Король, еб; Ладья, g7; Слон, h6; Кони, е2 и g5; Пешки, еЗ, сб, d7. Бе лые начинают и дают мат в два хода... Ложный же след, иллюзорная комби нация: пешка идет на Ь8 и превраща ется в коня, после чего белые тремя раз ными, очаровательными матами отвеча ют на три по-разному раскрытых шаха черных; но чёрные разрушают всю эту блестящую комбинацию тем, что, вмес то шахов, делают маленький, никчем ный с виду7, выжидательный ход в дру гом месте доски... («Другие берега», 1954). «Я родился г олкипером» Я особенно увлекался фу'тболом, тем, что называли футболом в Poccira и старой Англии, а вАме рике называют соккер. Как иной рожда ется гусаром, так я родился голкипером. В России и вообще на континенте, осо бенно в Италии и в Испании, доблестное искусство вратаря искони окру7жено орео лом особого романтизма. В его одинокос ти и независимости есть что-то байрони ческое. На знаменитого голкипера, иду щего по улице, глазеют дети и девушки. Он соперничает с матадором и с гонщи ком в загадочном обаянии. Он носит соб ственную форму; его вольного образца сви тер, фуражка, толстозабинтованные коле ни, перчатки, торчащие из заднего кар мана трусиков, резко отделяют его от де сяти остальных одинаково-полосатых чле нов команды. Он белая ворона, он желез ная маска, он последний защитник. Во время матча фотографы поблизости гола, благоговейно преклонив одно колено, сни мают его, когда он ласточкой ныряет, что бы концами пальцев чудом задеть и пари ровать молниеносный удар «шут» в угол, или когда, чтобы обнять мяч, он бросает ся головой вперёд под яростные ноги на падающих, — и каким рёвом исходит ста дион, когда герой остаётся лежать ничком на земле перед своимнезапятнанным голом... О, разумеется, были блистательные бод рые дни на футбольном поле, запах земли и травы, волнение важного состязания, — и вот, вырывается и близится знаменитый форвард противника, и ведёт новый жёл тый мяч, и вот, с пушечной силой бьёт по моему голу, —и жужжит в пальцах огонь от отклонённого удара. Но были и другие, более памятные, более эзотерические дни, под тяжёлыми зимними небесами, когда пространство перед моими воротами пред ставляло собой сплошнуюжижу черной гря зи, и мяч был точно обмазан салом, и бо лела голова после бессонной ночи, посвя щённой составлению стихов, погибших к утру. Изменял глазомер, и, пропустив вто рой гол, я с чувством, что жизнь вздор, вынимал мяч из задней сетки. Затем наша сторона начинала напирать, игра перехо дила на другой конец поля. Накрапывал нудный дождь, переставал, как в «Ску пом рыцаре», и шёл опять...Игра своди лась к неясному мельканью силуэтов у едва зримых ворот противника. Далёкие не внятные звуки пинков, свисток, опять мут ное мелькание — всё это никак не относи лось ко мне. Сложив руки на груди и при слонившись к левой штанге ворот, я поз волял себе роскошь закрыть глаза, и в та ком положении слушал плотный стук серд ца, и ощущал слепую морось на лице, и слышал звуковое ещё далекой игры, и ду мал о себе, как об экзотическом существе, переодетом английским футболистом и со чиняющем стихи на никому неизвестном наречии, о заморской стране. Неудивитель но, что товарищи мои по команде не очень меня жаловали... ( «Другие берега», 1954). «Моё лучш ее произведение» В продолжение двадцати лет эмигрантской жизнй в Европе я посвящал чудовищное коли чество времени составлению шахмат ных задач. Это сложное, восхититель ное и никчемное-искусство стоит особ няком: с обыкновенной игрой, с борь бой на «доске, оно связано только в том смысле, как, скажем, одинаковыми свойствами шара пользуется и жонглёр, чтобы выработать в воздухе свой хруп кий художественный космос, и тенни сист, чтобы как можно скорее и осно вательнее разгромить противника. Ха рактерно, что шахматные игроки — равно простые любители и гроссмейсте ры — мало интересуются этими изящ ными и причудливыми головоломками и, хотя чувствуют прелесть хитрой за дачи, совершенно неспособны задачу сочинить. Для этого сочинительства нужен не только изощрённый технический опыт, но и вдохновение, и вдохновение это принадлежит к какому-то сборному, му- зыкально-математически-поэтическОму типу. Бывало, в течение мирного дня, промеж двух пустых дел, в кильватере случайно проплывшей мысли, внезап но, без всякого предупреждения, я чув ствовал приятное содрогание в мозгу, где намечался зачаток шахматной ком позиции, обещавшей мне ночь труда и отрады. Внезапный проблеск мог отно ситься, например, к новому способу слить в стратегическую схему такую- то засаду с такой-то защитой; или же перед глазами на миг появлялось в сти лизованном, и потому неполном, виде расположение фигур, которое должно было выразить труднейшую тему, до того казавшуюся невоплотимой... Знатоки различают несколько школ заданного искусства: англо-американ ская сочетает чистоту конструкции с ослепительным тематическим вымыс лом; сказочным чем-то поражают ори гинально-уродливые трёхходовки готи ческой школы; неприятны своей пус тотой и ложным лоском произведения чешских композиторов, ограничивших себя искусственными правилами; в свое время Россия изобрела гениальные этю ды, ныне же прилежно занимается ме ханическим нагромождением серых тем в порядке ударного перевыполнения бездарных заданий. Меня лично пле няли в задачах миражи и обманы, до ведённые до дьявольской тонкости, и, хотя в вопросах конструкции я старал ся по мере возможности держаться классических правил, как например единство, чеканность, экономия си л ,я всегда был готов пожертвовать чисто той рассудочной формы требованиям фан астического содержания. Одно — загореться заданной идеей, другое — построить её на доске. Ум- ственное напряжение доходит до бре довой крайности; понятие времени вы- "падает из сознания: рука строителя нашаривает в коробке нужную пешку, сжимает её, пока мысль колеблется, нужна ли тут затычка, можно ли обой тись без преграды, — и когда разжи мается кулак, оказывается, что прошло с час времени, истлевшего в накалён ном до сияния мозгу составителя. Пос тепенно доска перед ним становится магнитным полем, звёздным небом, сложным и точным прибором, системой нажимов и вспышек. Прожекторами двигаются через неё слоны. Конь пре вращается в рычаг, который пробуешь и прилаживаешь, и пробуешь опять, до водя композицию до той точки, в кото рой чувство неожиданности должно слиться с чувством эстетического удов летворения. Как мучительна бывала борьба с ферзём белых, когда нужно было ограничить его мощь во избежа ние двойного решения! Дело в том, что соревнование в шахматных задачах про исходит не между белыми и черными, а между составителем и воображаемым разгадчиком (подобно тому, как в про изведениях писательского искусства настоящая борьба ведётся не между героями романа, а между романистом и читателем), а потому значительная часть ценности задачи зависит от чис ла и качества «иллюзорных решений», — всяких обманчиво-сильных первых ходов, ложных следов и других подво хов, хитро и любовно приготовленных автором, чтобы поддельной нитью лже- Ариадны опутать вошедшего в лаби ринт. Но чего бы я ни сказал о задан ном творчестве, я вряд ли бы мог до конца объяснить блаженную суть рабо ты. В этом творчестве есть точки со прикосновения с сочинительством и в особенности с писанием тех невероят но сложных по замыслу рассказов, где автор в состоянии ясного ледяного бе зумия ставит себе единственные в сво ём роде правила и преграды, преодоле ние которых и даёт чудотворный тол чок к оживлению всего создания, к пе реходу его от граней кристалла к жи вым клеткам. Когда же составление задачи подходит к концу и точёные фигуры, уже зримые и нарядные, яв ляются на генеральную репетицию ав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz