Липецкая спортивная газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая спортивная газета. 1998 г. (г. Липецк)

14 ЛСГ № 4 4 - 9 8 П ольскому специалисту, доценту Варшавской академии физического воспитания Ежи Талаге удалось не только собрать несколько тысяч р а з ­ нообразных ф изических уп р аж н е ­ ний , но и систематизировать их в зависимости от задач, решаемых в процессе физического воспитания. В его « Энциклопедии» — упражнения на любой вкус, а точнее, для воспи ­ тания любого физического качества — силы, быстроты, выносливости, прыгучести, ловкости; упражнения в воде и на местности, на расслабле ­ ние и в движении, с преодолением препятствий и в падении ... Помимо самих упражнений и м е ­ тодических указаний в «Энциклопе ­ дии» есть еще один важный раздел , в котором приведены наиболее и з ­ вестные европейские тесты и норма ­ тивы, позволяющие определить уро ­ вень физической подготовленности людей от 7 до 7 0 лет. Незаменимый помощник как д о ­ мохозяйки, так и преподавателя физ ­ культуры, библиографическая р е д ­ кость. «Энциклопедия физических упражнений» может быть опублико ­ вана в «ЛСГ» в первом полугодии 1 9 9 9 г о д а ! Х отелось бы узнать ваше, читатель, отношение к этому проекту. Ж дем предложений и поже ­ ланий по адресу: г. Липецк, ул. М ос ­ ковская , 8 3 , «ЛСГ» или по телефону 2 5 - 0 0 - 8 0 . п о р т с м е н а м и н е то л ь к о Пять правил на всю жизнь I «ЛСГ» - 100 ! Ч и т а т ел ь о г а з е т е Владимир Н А К О Н Е Ч Н Ы Й , д и р е к то р цен трально го с тадион а «М е т а л л у р г » Я благодарен газе те з а то, что она активно участвует и в решении техни ­ ческих , так сказать , околофутбольных проблем . Убежден , наприм ер , что та тревога, которую постоянно били пред ­ ставители прессы (а журналисты «Ли ­ пецкой спортивной газеты» — больше других) по поводу известных требова ­ ний ПФЛ , содействовала тому, что мес ­ тные власти прислуш ались и осознали, наконец , неизбежность вопроса о соору ­ жении системы искусственного подогре ­ ва футбольного поля и сумели мобили ­ зовать ряд строительных организаций Липецка для оперативного выполнения необходимых работ. У нас , на главном спортсооружении города, есть и еще много нерешенных вопросов, а точнее, «долгостроев мес ­ тного значения» . Смотрю вот на бездей ­ ствующее уж е несколько месяцев но ­ венькое электровидеотабло, и создает ­ ся впечатление , что в результате извес ­ тного и нашумевшего реорганизацион ­ ного «проекта» по передаче Новолипец ­ ким комбинатом некоторых спортивных объектов на баланс городской админис ­ трации стадион оказался к а к бы беспри­ зорным: все опустили руки в ожидании своей дальнейш ей должностной судь ­ бы, и некому теперь потребовать от за- вода-изготовителя достойно, к а к и пол ­ ожено по кон тракту , завершить налад ­ к у и пу ск эл ектронн ой апп ар атуры . Очень надеюсь, что моя любимая газе ­ та-помощница посодействует решению и этой проблемы. Спасибо «ЛСГ» и з а то, что она, н а удивление всем , не забывает рассказы ­ вать на своих страницах и о самих р я ­ довых работниках стадиона и других спортсооружений — ремонтировщиках, электриках , специалистах из числа тех ­ ни ческо го п ер сон ал а . Лю дям всегда приятно осознавать, что их скромный труд замечен и по достоинству оцени ­ вается . Известный психотерапевт А . В. Алексеев з а долгие годы своей работы накопил огромный опыт по подготовке спортсменов к сорев ­ нованиям высшего ранга и выработке у них оптимального поведения во время таких соревнований . Не одно ' поколение борцов и стрел­ ков, фигуристов и легкоатлетов, конькобежцев и прыгунов в воду с благодарностью вспоминает уроки психотехники, преподанные А. В. Алексеевым , и руководствуется разработанными им правилами . Эти правила полезны не только спортсменам, но и любому человеку , п о ­ павш ему в стрессовую ситуацию. Ведь спорт, к а к говорят, модель жизни . Итак, пять правил А. В. АЛЕКСЕЕВА. \ ш I ' Ш 1. «СОБЕРИСЬ !» Это зн ач и т умей полностью включиться в дело, которое предстоит начать. Настоль ­ ко полностью, чтобы в сознании для постороннего просто не оказалось бы места. Только при этом условии произойдет полная концентраци я всех сил (психических и физичес ­ ких) н а поставленной задаче. И она будет успеш но р еш ен а . М ногим выдающимся спортсменам присуща способность настолько сосредотачи ­ ваться на предстоящем действии, что все окружающ ее к а к бы пере ­ стает существовать д ля них . И это действительно т ак . Ибо наш мозг неспособен одновременно быть сосредоточенным на двух , а тем более на нескольких объектах . Попробуйте , н ап рим ер , смотреть телевизор и в то ж е время слушать радио — ничего не получится! К сожалению , способность пол ­ ностью сосредоточи ть в н им ан и е дана не всем. Более того, гораздо чаще встречаются люди , которым очень трудно быть сосредоточен ­ ным н а чем-то одном. Мысли у них прыгают в самых разных направле ­ ни ях , что, естественно, мешает ос ­ тановиться на самом главном в дан ­ ный момент. Что ж е делать? Тренировать со­ средоточенность вним ания . Еж ед ­ невно, по нескольку минут, р а з 5- 10 в день. Проще всего прибегнуть к п о м ощ и ч а с о в , « п р и в я з а т ь » в згляд к секундной стрелке и пос ­ тараться не отвлекаться ни на что постороннее, пока она не пробежит полного кру га . Если отвлеклись , повторите еще раз. До тех пор, пока честно не смож ете с к а з а т ь себе: «Сосредоточен н а одном деле целую минуту!» Ежедневно тренируясь , надо довести способность к полно ­ му отключению от окруж ающ его хотя бы в течение 3 , а еще лучш е 5 минут . Тренироваться полезно в любые свободные минуты . Особен­ но удобно это делать в транспорте, где есть все условия д ля р азвития сосредоточенности вним ания в об­ становке различных помех. Когда придет тот самый ответ ­ ственный момент, надо стать очень серьезным. Это поможет полностью собраться н а том, что предстоит де ­ лать . И тогда весь организм (его психическое и физическое начало) сам легко и гармонично вклю чится с высокой эффективностью в реше ­ ние поставленной задачи . 2. «ВЫКЛЮЧИСЬ!» Это умение обратно предыдущему. Тоже осно ­ вано на высокой концентрации вни ­ м ания . Но уж е на всех тех мы слях , которые связаны с выходом из н а ­ пряжения , с отдыхом. Выключаясь, мы п е р е с т а ем вп у с тую т р а ти т ь энергию. И в первую очередь самую дорогую — нервную. Тот ж е , кто за день, а то и за 2-3 дня до ответ ­ ственного м ероприятия только и думает о нем , причем чрезмерно волн у ясь , только «сжигает» сам себя. Он приступит к делу опусто ­ шенным. Выклю читься — значит , в пер ­ вую очередь, успокоить свою нерв ­ ную систему , а следовательно , и весь организм . Д л я тех, кто владе ­ ет самовнушением , эта процедура не представляет труда. Другим ж е можно посоветовать переключиться н а то, чем им интересно и приятно заниматься . Например , читать ув ­ лекательную литературу, сходить в кино , театр , посмотреть телевизор , но, конечно, лиш ь если программа веселая, поднимающая настроение. Если нервное возбуждение необхо ­ димо снять быстро, буквально за не ­ сколько минут, рекомендуется сделать несколько глубоких приседаний с ис ­ кусственно удлиненным выдохом в мо ­ мент опускания , затем медленно похо ­ дить , медленно и размашисто двигая расслабленными руками , ногами, шеей, всем телом (как в рапид-кадрах). Вдо­ хи при этом должны быть короткими и не очень глубокими, а выдохи нарочи ­ то замедленными и предельно полны ­ ми . Думать в это врем я следует о чем- то связанном с отдыхом. Можно мы с ­ ленно представить себя, например , л е ­ ж ащ им на чистом песчаном п л яж е под теплыми лучами южного солнца. Одна ­ ко так переключаться от н ап ряж ени я н а успокоение смогут лиш ь те, кто р а ­ зовьет в себе способность к высокой концентрации внимания. 3. «НЕ ЗЛИС Ь !» Наблюдения пока ­ зывают, что есть немало людей, кото ­ рые после какой-либо неудачи или не ­ приятности начинают злиться , причем , к а к правило , не на себя, а на окруж аю ­ щ их . Однако злость, чащ е всего, эмо ­ ци я невыгодная, даж е вредная. Злясь , мы невольно концентрируем внимание не н а причинах , а н а последствиях не ­ удач , теряем способность к здравому рассуждению и не можем быстро пре ­ одолеть те помехи , которые породили чувство злости. Все это проявляется тем ярче , чем сильнее мы злимся . «А к а к ж е «спортивная злость»?— спросят многие. — Ведь считается , что без нее успеха не добиться». Надо ска ­ за ть , что тот психофи зический ком ­ п л е к с , ко торы й и зд а в н а им ен у е т с я «спортивной злостью», по своей сути, если быть психологически точным , не я в л я е т с я злостью к а к таковой . Этот психофизический комплекс содержит иные эмоции и мысли , среди которых ведущую роль играют вдохновение и вы со к а я агрессивность , со знательно сконцентрированн ая н а преодолении трудной цели . Рядом с вдохновением и агрессивностью стоят таки е чувства , к а к уверенность в своих силах , наме ­ рение вести бескомпромиссную борьбу, гордость от того, что идешь На труд ­ ное, но нужное дело. Подобные чувства и мысли , я вляясь положительно действующими фактора ­ ми, способствуют высокой мобилизации всех сил организма — психических и физических — на уверенное преодоле ­ ние всевозможных трудностей, которых так немало в стрессовых условиях со­ ревновательной борьбы. Так что сейчас, чтобы быть точным , по-моему, следует говорить не о «спортивной злости» , а, ск аж ем , о «спортивном воодуш евле ­ нии». 4. «НА ЛЮ БЫЕ ПОМЕХИ, ТРУД ­ НОСТИ, НА ЛЮ БЫ Е НЕУДАЧИ ОТ­ ВЕЧАЮ ТОЛЬКО МОБИЛИЗАЦИЕЙ ВСЕХ СВОИХ СИЛ. МОБИЛИЗУЮСЬ БЫСТРО И ПРЕДЕЛЬНО!» Нетрудно заметить , что это правило тесно свя за ­ но с предыдущим . П ервая р е акц и я н а помеху у очень многих — чувство злос ­ ти . Но, к а к уж е было сказано , эта эмо ­ ци я вредит. Поэтому очень важ н о вос ­ питать в себе умение на любую труд ­ ность отвечать не злостью, а мобилиза ­ ци ей , направленной на преодоление трудности. Например , какой-нибудь «доброже ­ латель» , поглядев на спортсмена перед стартом, очень сочувственно сказал : «А ты что-то неважно выглядишь! Н еуж е ­ ли волнуешься? Не надо, а то ведь так Рисунок Андрея ИСУПОВА можно и проиграть» . Спортсмену в этот момент ни в коем случае нел ь ­ з я обидеться, расстроиться или р а ­ зозлиться. Нужно улыбнуться в от ­ вет, посмеяться над этими словами. П оложительная эмоция вы теснит злость (эмоцию отрицательную ) и подготовит мозг для концентрации вним ан и я на предстоящ ем деле . Конечно, не всегда нужно начинать с улыбки . Можно воспользоваться и другими положительными чув ­ ствами: уверенностью, гордостью , даж е гневом. Но всегда лиш ь ради того, чтобы с их помощью к а к м ож ­ но скорее нейтрализовать отриц а ­ тельные эмоции. Умение отвечать на помехи , н е ­ п ри ятно с ти , н еудачи , вн е зап ны е трудности быстрой мобилизацией всех своих сил надо довести до ав ­ томатизма , чтобы без липш их р а з ­ думий в следующие ж е секунды включаться в активное преодоление возникш их помех. К ак , например , ЛаСсе Вирен , который , упав н а до ­ рожке мюнхенского олимпийского стадиона, сразу ж е вскочил н а ноги и сумел не только догнать уб еж ав ­ ш их соперников, но и вы и гр ать зо ­ лотую медаль на этой д есятикило ­ метровой дистанции, установив при этом мировой рекорд! Правило , приведенное здесь к а к четвертое, нуж но , п ож алуй , счи ­ тать одним и з самых в аж ны х зак о ­ нов к а к в спорте, т ак и в ж и зн и . 5. «ПРИБАВЬ В КОНЦЕ!» Оно отлично известно во всех скорост ­ ных видах спорта — ведь без ум е ­ ни я резко ускоряться н а финиш е трудно р ассчи ты в а ть н а победу . Хорошо знают это правило и мно ­ гие другие спортсмены. Именно в те моменты , когд а ч е ­ ловек , з ак ан чи в ая дело, счи тает , что все трудности уж е позади , мо ­ гут возникнуть срывы . Объясняют ­ ся подобные и очень досадные не ­ удачи просто: ведь в процессе вы ­ полнения того или иного дела тр а ­ тится энергия , что ведет к посте ­ пенному и часто субъективно н е ощущаемому утомлению. В первую очередь утомляется нервная систе ­ м а и сдает позиции такой в аж ны й психический процесс, к а к вним а ­ ние. А когда оно ослабевает, ухуд ­ ш ается контроль за точностью дви ­ ж ений — отсюда и ошибки . Вот почему, например, в спор ­ те, необходимо, начиная прибли зи ­ тельно с последней трети програм ­ мы выступления , совершенно со ­ знательно и постепенно повыш ать степень мобилизованности (психи ­ ческой и физической). А закончив дело, не только можно , но и нуж но выполни ть второе правило : «Вы ­ ключись!» Тот ж е , кто по зволи т себе хотя бы немного, хотя бы на секунду, даж е за мгновение до кон ­ ца м ероприятия , расслабиться , мо ­ ж ет потерпеть неудачу. . . .И т а к , подведем итоги. Перед любым, а тем более ответственным делом реком ендую «просмотреть себя» с позиций и злож енны х п я ти правил. И если где-то обнаружит ­ ся слабость, принять все меры д ля ее у с тр ан ени я . В одних с л у ч а я х д ля этого потребуется н есколько дней или недель. В других ж е , н а ­ пример д л я овладения первым или четвертым правилом , надо совер ­ шенствовать себя, пож алуй , в те ­ чение всей ж и зни . Но, к а к говорит ­ ся , игра стоит свеч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz