Огни Липецка. 2015 г. Спецвыпуск "Липецкой газеты"

Огни Липецка. 2015 г. Спецвыпуск "Липецкой газеты"

8 24 января 2015 г. «Липецкая газета» № 13 (24891) (Продолжение. Начало на 2 — 7-й стр.) (Продолжение на 9-й стр.) 8. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 8.1. Стратегическое планирование, прогнозирование и программно-целевой принцип Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления как реакция на все- возрастающую скорость происходящих в экономике и обществе перемен и ужесточение конкуренции во всех сферах. Работающий Стратегический план непосредственно влияет на процедуру и приоритеты, устанавливаемые в бюджете города и муниципальных программах. Кроме того, федеральным законодательством в качестве одного из приоритетных направлений для повышения эффективности деятельности органов власти на всех уровнях определено создание системы стратегического управления. То есть должна быть сформирована сквозная система документов на долго- срочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, определяющих действия органов власти и содер- жащих четкую, комплексную и непротиворечивую систему целей, задач и мероприятий. В городе Липецке данная система включает в себя Стратегический план развития города Липец- ка до 2016 года, рассчитанный на долгосрочную перспективу, комплексная Программа социально- экономического развития, которая является инструментом реализации Стратегического плана в средне- срочной перспективе, а также муниципальные программы, посредством которых реализуется Программа социально-экономического развития. В рамках Стратегического плана развития города Липецка до 2016 года определены стратегические приоритеты и цели социально-экономического развития города на долгосрочный период, которые яви- лись основой среднесрочных целей и задач Программы. В Программе конкретизируются стратегические цели и задачи среднесрочного периода, планируется распределение ресурсов по срокам и источникам финансирования. В течение периода реализации Программы возможна корректировка ожидаемых результатов реализации программных мероприятий в связи с прогнозированием меняющихся макроэкономических показателей. Процесс прогнозирования и применение программно-целевого принципа обеспечат увязку достиже- ния стратегических целей с бюджетным процессом, что, в свою очередь, позволит повысить эффектив- ность использования бюджетных средств и обеспечить переход на систему бюджетирования, ориентиро- ванного на результат. 8.2. Муниципальные программы Реализация Программы будет осуществляться посредством реализации муниципальных программ города Липецка. В 2013 году приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие вопросы разработки и реа- лизации муниципальных программ: — постановление администрации города Липецка от 31.07.2013 № 1795 «О Порядке разработки, реа- лизации и оценки эффективности муниципальных программ города Липецка»; — постановление администрации города Липецка от 31.07.2013 № 1796 «Об утверждении перечня му- ниципальных программ». Перечень включает 15 муниципальных программ, охватывающих все сферы жиз- недеятельности муниципального образования. Муниципальная программа — система взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ре- сурсам мероприятий, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций органов местно- го самоуправления достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере социально- экономического развития и безопасности. Муниципальная программа включает в себя подпрограммы муниципальной программы (далее — под- программы), представляющие собой комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам основных мероприятий и (или) ведомственных целевых программ, направленных на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы. Основные понятия, используемые при разработке муниципальной программы: цель — планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития города посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации; задача — результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления полномочий, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпро- граммы); мероприятие — совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствую- щей задачи; индикатор — количественно выраженная характеристика достижения цели; показатель — количественно выраженная характеристика решения задачи; конечный результат — характеризуемое количественными и (или) качественными индикаторами со- стояние (изменение состояния) социально-экономического развития города, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы); непосредственный результат — характеристика объема и качества реализации мероприятия, направ- ленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы); ответственный исполнитель муниципальной программы — структурное подразделение администра- ции города Липецка, определенное ответственным утвержденным администрацией города Липецка пе- речнем муниципальных программ; соисполнители муниципальной программы — структурные подразделения администрации города Липецка, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы; мониторинг — процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы. Перечень муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом администрации города Липецка и содержит название муниципальной программы, основные направления ее реализации, ответственных исполнителей и соисполнителей. Муниципальная программа должна иметь следующую структуру: 1. Паспорт муниципальной программы. 2. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы. 3. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, зада- чи и ожидаемые конечные результаты муниципальной программы. 4. Сроки реализации муниципальной программы. 5. Подпрограммы муниципальной программы. 6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы. 7. Государственное регулирование реализации муниципальной программы. 8. Риски реализации муниципальной программы. 9. Целевые индикаторы и показатели задач муниципальной программы. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы и определять конечные результаты реализации муници- пальной программы. Достижение целей обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муни- ципальной программы определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий в рамках достижения целей реализации муниципальной программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. Для проверки и подтверждения достижения целей и решения задач формируются индикаторы и пока- затели, характеризующие достижение целей и решение задач. В целях оценки планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально- экономическое развитие города ответственным исполнителем на этапе ее разработки проводится оценка планируемой эффективности муниципальной программы, обязательным условием которой является пол- ное выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей задач, а также мероприятий в установленные сроки. Методика оценки эффективности муниципальных программ представляет собой алгоритм оценки ре- ализации муниципальных программ по отчетным годам и за весь период реализации. Оценка эффективности реализации муниципальной программы включает в себя: — оценку результативности муниципальной программы; — оценку полноты использования бюджетных ассигнований; — оценку экономической эффективности использования бюджетных ассигнований. Подпрограмма является частью муниципальной программы и имеет следующую структуру: 1. Паспорт подпрограммы. 2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы. 3. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, задачи и ожидаемые ко- нечные результаты подпрограммы. 4. Сроки реализации подпрограммы. 5. Основные мероприятия и (или) ведомственные целевые программы подпрограммы. 6. Ресурсное обеспечение подпрограммы. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств го- рода Липецка осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета города. Распределение бюд- жетных ассигнований на реализацию муниципальных программ утверждается решением Липецкого го- родского Совета депутатов о бюджете города Липецка на очередной финансовый год и плановый период. Финансирование муниципальных программ за счет средств вышестоящих бюджетов, бюджетов госу- дарственных внебюджетных фондов и иных внебюджетных источников носит прогнозный характер. Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом, с распределением по под- программам, основным мероприятиям и ведомственным целевым программам. Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с планом реализации муни- ципальной программы, разрабатываемым на очередной финансовый год. Департамент экономического развития ежегодно, до 20 марта года, следующего за отчетным, подго- тавливает и представляет в администрацию города сводный доклад о ходе реализации и оценке эффек- тивности муниципальных программ. Итоги выполнения муниципальных программ за истекший год рассматриваются на очередном заседа- нии Коллегии администрации города Липецка одновременно с рассмотрением итогов исполнения бюдже- та города за аналогичный период. По результатам оценки эффективности муниципальной программы администрация города Липец- ка может принять решение о сокращении (увеличении) на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации основных меро- приятий и (или) ведомственных целевых программ подпрограмм или муниципальной программы в целом. 8.3. Инструменты экономического воздействия 8.3.1. Финансово-кредитные механизмы Финансово-кредитный механизм Программы предусматривает комплексное использование различ- ных источников финансирования. Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета, а также привлека- емых для выполнения Программы средств вышестоящих бюджетов, внебюджетных источников. Средства бюджета, направляемые на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодно- му уточнению при принятии решения о бюджете города Липецка. Важнейшее значение для успешной реализации Программы имеет использование механизмов при- влечения внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся: — кредиты банков; — средства фондов и общественных организаций; — средства инвесторов, заинтересованных в реализации Программы или ее отдельных мероприятий; — другие поступления. В качестве механизмов привлечения средств из внебюджетных источников предполагается использо- вать заимствования, кредитование, инвестирование, предоставление гарантий, залоговые инструменты, концессионные соглашения. Вопросы финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году будут решать- ся при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения ме- роприятий Программы в отчетном периоде с учетом полноты и эффективности выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы. Уточнение объемов и направленности бюджетного финансирования в разрезе мероприятий Програм- мы будет осуществляться в соответствии со степенью их приоритетности. 8.3.2. Механизмы инвестиционного регулирования Механизм инвестиционного регулирования включает: Финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидий по следующим направлениям: — возмещение затрат начинающим предпринимателям в возрасте до 30 лет. Отбор претендентов на получение субсидии осуществляется по принципу ранжирования представленных проектов по единым критериям. Значимость каждого проекта оценивается в зависимости от вида деятельности, удельного веса вложенных собственных средств в проект и количества создаваемых рабочих мест. Данный вид под- держки скоординирован с поддержкой, реализуемой на региональном уровне; — возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на участие в выставках. Этот вид поддержки направлен на развитие конкурентоспособности инновационно — производственных предприятий, расширение деловых возможностей, продвижение товаров и услуг бизнеса на региональ- ные и международные рынки; — возмещение затрат субъектам предпринимательства на государственную регистрацию изобрете- ний, полезных моделей, баз данных, товарных знаков; — возмещение затрат начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, являющихся безработными гражданами. Информационную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса: — в сети Интернет создан портал msp-city48.ru, на котором размещается вся информация о меропри- ятиях по финансовой и информационной поддержке малого бизнеса и другая информация, полезная, как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов; — проведение конференций, семинаров, тренингов по наиболее актуальным темам, затрагивающим интересы предпринимательского сообщества, в том числе с привлечением консультантов в области веде- ния бизнеса; — публикация статей в средствах массовой информации. Имущественную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса: — в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения не- движимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федера- ции или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предприниматель- ства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предпринима- телям предоставляется право льготного выкупа арендуемого имущества; — в соответствии с Положением «О сделках с муниципальным имуществом», утвержденным решением Ли- пецкого городского Совета депутатов от 01.11.2005№158, при расчете арендной платы за аренду муниципаль- ного недвижимого имущества в городе Липецке применяются льготные коэффициенты видов деятельности; — в соответствии с Положением «О залоговом фонде города Липецка», утвержденным решением Ли- пецкого городского Совета депутатов от 28.04.2009 № 1044, для обеспечения обязательств по кредитно- му договору субъектов малого и среднего бизнеса муниципалитет предоставляет в залог свое недвижи- мое имущество. Предоставление в залог объектов залогового фонда города Липецка осуществляется на конкурсной основе. Перечень казенного имущества для формирования залогового фонда города Липецка утвержден решением Липецкого городского Совета депутатов от 28.04.2009 № 1045. 9. МОНИТОРИНГ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В целях оперативного контроля за ходом реализации Программы, а также своевременного внесения в нее корректировок и уточнений, ежегодно проводится мониторинг хода реализации Программы. Ежегодный мониторинг и оценка результатов реализации Программы осуществляется на основе плани- руемых показателей выполнения задач Программы в соответствии с приложением 3 к настоящей Программе. Итоги реализации Программы оформляются в форме отчета и ежегодно рассматриваются на сессии Липецкого городского Совета депутатов. Отчет по выполнению Программы готовится департаментом экономического развития администра- ции города Липецка на основе информации, представленной структурными подразделениями админи- страции города Липецка в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, в электронном виде и на бу- мажных носителях. Отчет должен содержать: — описание хода и полноты выполнения каждого запланированного программного мероприятия с указанием объективных причин частичного или полного невыполнения отдельных мероприятий; — значения фактических показателей выполнения задач с указанием причин негативных отклонений от запланированного уровня; — вывод о достижении поставленных целей. 10. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Предполагаемый объем средств на весь период реализации мероприятий Программы является зая- вочной величиной и составляет 91,8 млрд. руб. Объемы и источники финансирования программных мероприятий на 2015 — 2017 годы № п./п. Наименование источника финансирования Объем средств, млн. руб. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 1. Средства городского бюджета 5217,6 5206,4 5446,3 2. Средства областного и федерального бюджетов 3189,1 3193,0 3259,5 3. Средства предприятий и организаций 20564,9 22004,5 23764,8 Итого 28971,6 30403,9 32470,6 11. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Текущее состояние экономики указывает на стабильное социально-экономическое положение горо- да Липецка. Программой определена следующая динамика показателей социально-экономического развития го- рода к 2017 году (при условии полного финансирования мероприятий из всех предусмотренных источни- ков): — увеличение обеспеченности жильем до 27,6 кв. м на 1 жителя; — увеличение среднемесячной заработной платы в крупных и средних организациях до 39486,6 руб.; —увеличение оборота розничной торговли крупных и средних организаций до 105,1 тыс. руб. на 1 жителя; —увеличение объема промышленного производства крупных и средних организаций до 437,8 млрд. руб.; — увеличение удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность, до 19,4%. Реализация Программы позволит решить основные проблемы и достичь следующих качественных социально-экономических результатов: — формирование благоприятного инвестиционного, предпринимательского климата, увеличение притока инвестиций на территорию города; — рост инновационного сектора экономики города; — обеспечение устойчивого и экономически рационального функционирования жилищно- коммунального хозяйства; — обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности города; — создание благоприятного экономического пространства, позволяющего обеспечить населению до- стойный уровень жизни; — создание современной инфраструктуры образования, культуры, физической культуры и спорта; — улучшение демографической ситуации в результате осуществления мер по пропаганде здорового об- раза жизни, создание условий для стабилизации рождаемости и последующего демографического роста; — повышение уровня социальной защищенности горожан. Глава города Липецка М. ГУЛЕВСКИЙ Программная цель Задачи Показатели Ед. изм. 2012 год 2013 год 2014 год план факт план факт план оценка Демографическая ситуация Увеличение численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества и продолжитель- ности жизни Сохранение уровня рождаемости, усиление помощи семьям, имеющим детей Численность постоянного населения тыс. чел. 507,7 509,1 507,5 509,7 507,3 510,4 Рождаемость населения чел. на 1 тыс. жителей 9,45 11,50 9,06 11,10 8,67 11,20 Сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья населения Смертность населения чел. на 1 тыс. жителей 13,19 12,40 13,00 12,70 12,81 12,70 Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями в рабочей силе Миграционный прирост тыс. чел. 1,7 1,5 1,8 1,4 1,9 1,5 Трудовые ресурсы и занятость Приложение 1 к Программе социально-экономического развития города Липецка на 2015 — 2017 годы Результаты реализации Программы социально-экономического развития города Липецка на 2012 — 2014 годы Содействие заня- тости населения, предупреждение напряженной ситуации на рынке труда, повышение конкурентоспо- собности безра- ботных граждан за счет совершенст- вования системы профессио- нального обучения Повышение профессиональной адаптивности безработных граждан на рынке труда Расширение перечня общественных работ с учетом потребности города в развитии социальной инфраструктуры Уровень регистрируемой безработицы %от экономи- чески активного населения 0,5 0,46 0,5 0,41 0,5 0,41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz