Огни Липецка. 2015 г. Спецвыпуск "Липецкой газеты"
18 3 октября 2015 г. «Липецкая газета» № 191 (25069) (Продолжение на 19-й стр.) Изменения в Программу социально-экономического развития города Липецка на 2015—2017 годы Статья 1 Внести в Программу социально-экономического развития города Ли- пецка на 2015—2017 годы, принятую решением Липецкого городского Сове- та депутатов от 04.12.2014 № 968, («Липецкая газета», 2015, 24 января) сле- дующие изменения: 1) в наименовании Программы цифры «2017» заменить цифрами «2019». 2) раздел 1 «ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ» изложить в следующей редакции: «1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Программа социально-экономического развития города Липецка на 2015–2019 годы (далее – Программа) Основание для разработки Программы Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Устав городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации (принят решением Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 № 990). Стратегический план развития города Липецка до 2016 года (принят решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.08.2006 № 389). Заказчик Программы Администрация города Липецка Разработчик Программы Департамент экономического развития администрации города Липецка Основные цели Программы Цель 1. Содействие развитию эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг на основе развития рыночных институтов и малого бизнеса. Цель 2. Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни. Цель 3. Улучшение городской среды путем устойчивого функционирования и развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, реализации современной политики в градостроительстве и благоустройстве. Цель 4. Улучшение экологической обстановки в городе. Основные задачи Программы Задача 1. Создание условий для организации и развития конкурентоспособных, высокотехнологичных и эффективных производств с использованием современных инновационных технологий; стимулирование модернизации существующих предприятий. Задача 2. Формирование благоприятной среды для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства. Задача 3. Удовлетворение спроса населения на товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам, в пределах территориальной доступности, при гарантированном качестве и культурном обслуживании. Задача 4. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования город Липецк. Задача 5. Экономия энергоресурсов. Задача 6. Повышение уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан. Задача 7. Увеличение численности населения, повышение качества и продолжительности жизни. Задача 8. Формирование здорового образа жизни у населения города. Задача 9. Создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Задача 10. Обеспечение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг. Задача 11. Сохранение культурного наследия и традиций, повышение качества предоставляемых услуг населению города. Задача 12. Оказание содействия занятости населения и создание условий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности жителей в процессе трудовой деятельности. Задача 13. Обеспечение безопасных условий жизни населения города. Задача 14. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Задача 15. Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, устойчивого функционирования и развития коммунальной инфраструктуры города; повышение качества предоставления и доступности жилищно-коммунальных услуг для всех категорий граждан. Задача 16. Создание функциональной и пространственно сбалансированной городской среды для комфортного проживания населения города. Задача 17. Улучшение условий движения автотранспорта, создание комфортных условий для поездок. Задача 18. Повышение уровня благоустройства территории города, обеспечение устойчивого и эффективного функционирования объектов благоустройства. Задача 19. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления. Задача 20. Увеличение доходной части бюджета города на основе эффективного управления муниципальным имуществом. Задача 21. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение качества управления муниципальными финансами. Задача 22. Формирование системы взаимодействия муниципалитета, органов территориального общественного самоуправления и населения города для решения вопросов местного значения. Задача 23. Улучшение качества окружающей среды для создания комфортных условий проживания. Исполнители Программы Структурные подразделения администрации города Липецка, организации всех форм собственности, расположенные на территории города Срок реализации Программы 2015–2019 годы Система организации контроля за исполнением Программы Рассмотрение отчета об исполнении Программы на сессии Липецкого городского Совета депутатов по итогам каждого года реализации Объемы финансирования с разбивкой по срокам реализации Общий объем финансирования программных мероприятий – 200,8 млрд. руб., в т. ч.: 2015 год – 37,4 млрд. руб. 2016 год – 38,4 млрд. руб. 2017 год – 40,7 млрд. руб. 2018 год – 41,1 млрд. руб. 2019 год – 43,2 млрд. руб. Основные результаты реализации Программы – увеличение обеспеченности жильем до 30,7 кв. м на 1 жителя; – увеличение среднемесячной заработной платы в крупных и средних организациях до 41487,0 руб.; – увеличение оборота розничной торговли крупных и средних организаций до 127,7 тыс. руб. на 1 жителя; – увеличение объема промышленного производства крупных и средних организаций до 453,3 млрд. руб.; – увеличение удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность, до 20,6 %». 3) в разделе 2 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ»: а) в подразделе 2.1 «Введение»: абзац второй изложить в следующей редакции: «Программа является элементом многоуровневой системы стратеги- ческого планирования, определяет цели, задачи и основные мероприятия социально-экономического развития города на среднесрочную перспекти- ву.»; в абзаце девятом слова «местного самоуправления» заменить словами «органов местного самоуправления,»; б) подраздел 2.2 «Краткие итоги реализации Программы социально- экономического развития города Липецка на 2012—2014 годы» изложить в следующей редакции: «2.2. Краткие итоги реализации Программы социально-экономического развития города Липецка на 2012—2014 годы Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития города Липецка на 2012—2014 годы (далее – Программа 2012—2014), позволила выполнить поставленные зада- чи. Выполнение параметров Программы 2012 - 2014 по годам приведено в приложении 1 к настоящей Программе. Анализируя существующее социально-экономическое положение горо- да Липецка, можно сделать вывод о сложившейся устойчивой ситуации в го- роде. Численность населения в границах муниципального образования по- следние 3 года оставалась достаточно стабильной. По предварительным данным, на 01.01.2015 она составила 510,2 тыс. чел., из них более 57% – граждане трудоспособного возраста. На протяжении многих лет миграцион- ное «сальдо» в городе имеет положительное значение. Ситуация с рождаемостью и смертностью стандартная, как в целом по Российской Федерации – смертность превышает рождаемость. Тем не ме- нее в городе наблюдаются положительные демографические тенденции. За 2012—2014 годы среднегодовая рождаемость составила 5761 человек, что на 9,5% больше, чем в 2011 году. Повышению рождаемости способствова- ли меры, направленные на поддержку семей с детьми, предоставление «ма- теринского капитала». С 01 января 2014 года увеличены размеры пособия по уходу до 1,5 года за первым ребенком до 2576,6 руб., за вторым – до 5153,2 руб. Размер еди- новременного пособия в связи с рождением ребенка составил 13742,0 руб. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Рос- сийской Федерации» введена новая мера социальной поддержки семей в виде ежемесячной денежной выплаты в связи рождением третьего и после- дующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. По основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, город Липецк занимает ведущие позиции среди городов – областных цен- тров Центрального федерального округа Российской Федерации. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних ор- ганизаций города превышает прожиточный минимум более чем в 4 раза. За истекший период реализации Программы 2012—2014 зарплата возрос- ла на 36,1%, и в среднем за 2014 год ее размер составил 30141,3 руб. Наи- более высокая заработная плата у работников металлургической отрасли (43064,1 руб.), финансовой сферы (41644,8 руб.), государственного управле- ния (37463,3 руб.), наименьшая – у специалистов в области обслуживания го- стиниц и ресторанов (16856,1 руб.) и образования (19880,3 руб.). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной соци- альной политики» проводилось совершенствование механизма отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы. За отчетный период число безработных в городе Липецке уменьшилось на 19 человек, уровень регистрируемой безработицы от экономически актив- ного населения снизился на 0,02 процентных пункта. По состоянию на 01 ян- варя 2015 года данный показатель составил 0,49%. В городе создана многофункциональная система социального обслужи- вания населения, главной целью которой является обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг. В отчетном периоде жителям города оказывались меры социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты, субсидии на оплату жилого по- мещения и коммунальных услуг, единовременные и ежемесячные выплаты семьям с детьми, льготы по оплате проезда и др.). Создан дополнительный офис Липецкого филиала ОБУ «Уполномочен- ный МФЦ Липецкой области» в 26 микрорайоне. Решались вопросы создания безбарьерной среды как способа полно- ценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. В 2013 году создана комиссия по координации деятельности в сфере форми- рования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало- мобильных групп населения. Пандусами и подъемниками оснащались здания и сооружения учреждений социально-культурной сферы, по городу курсиру- ют специальные низкопольные автобусы, в состав фирменного поезда «Ли- пецк—Москва» включено спецкупе для инвалидов, модернизированы свето- форные объекты, оборудован уникальный в России пляж для инвалидов. Город Липецк вошел в число победителей VI Международного смотра- конкурса городских практик «Город, где хочется жить – 2013». Розничная сеть торговых предприятий расширяется и модернизируется. За период действия Программы 2012—2014 в городе было открыто 69 пред- приятий розничной торговли и 45 предприятий общественного питания. За 3 года уровень обеспеченности торговыми площадями увеличился на 15,7% и на 01.01.2015 составил 648 кв. м на 1 тыс. жителей. Обеспеченность поса- дочными местами в открытой сети предприятий общественного питания уве- личилась на 15,5% и на 01.01.2015 составила 37,9 места на 1 тыс. жителей. Темп роста оборота розничной торговли по крупным и средним органи- зациям в 2014 году по сравнению с 2011 годом составил 143,7%, оборота об- щественного питания – 162,3%. По объему отгруженных товаров собственного производства, выполнен- ных работ и услуг собственными силами город Липецк занимает лидирую- щие позиции среди областных центров ЦФО. Объем промышленного произ- водства составляет более 90% в общем объеме отгрузки. В 2014 году он до- стиг 372,2 млрд. руб. После достижения рекордного значения в 2011 году (51,1 млрд. руб.) объем инвестиций в основной капитал в течение последующих двух лет сни- жался. В 2014 году крупными и средними организациями всех форм соб- ственности было освоено 27,3 млрд. руб. инвестиций, что на 5,5% выше уровня 2013 года. В отчетном периоде в городе Липецк продолжалась работа по диверси- фикации экономики и выводу ее на инновационный путь развития. Объем от- груженных инновационных товаров, работ и услуг промышленными предпри- ятиями города за 2014 год составил около 34,4 млрд. руб. (99,8% к 2013 году). Инновационные товары выпускались в основном на предприятиях, относящих- ся к металлургическому производству и производству готовых металлических изделий, а также на предприятиях по производству пищевых продуктов. На территории города функционирует особая экономическая зона ре- гионального уровня технико-внедренческого типа (ОЭЗ РУ ТВТ) «Липецк- Технополюс». В настоящее время в ОЭЗ реализуют свои проекты 4 участни- ка: ООО «ИнтерЛайф» (производство детской мебели), ООО «РИСТЭМстрой» (производство строительных материалов), ЗАО «ЛиГИз-Прибор» (производ- ство инновационного геофизического оборудования) и ООО «Строительные новейшие энергосберегающие технологии» (системы отопления). С целью создания благоприятной среды для устойчивого функциониро- вания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства на муни- ципальном уровне реализуются меры поддержки в виде предоставления суб- сидий, а также льгот по аренде нежилых помещений, входящих в состав муни- ципальной казны. С 2012 года выделяются средства из областного бюджета на субсидирование части затрат по организации и развитию собственного дела начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства. С 2014 года предоставляется субсидия на возмещение затрат по организации и развитию собственного дела начинающим субъектам малого и среднего предпринима- тельства из числа безработных. За 3 года число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) увеличилось на 30,8% – с 8393 до 10975 единиц. Ежегодно увеличиваются объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. В 2012—2014 годах введено 1362,8 тыс. кв. м жилья. В 2014 году было построено 525,7 тыс. кв. м жилья с темпом роста к 2013 году 124,3%. По объ- ему вводимого жилья на душу населения город Липецк занимает третье ме- сто среди городов — областных центров Центрального федерального округа. Активная работа с Фондом содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства позволила улучшить жилищные условия граждан. За период реализации Программы 2012—2014 было капитально отремонти- ровано 115 многоквартирных домов, переселено из непригодного жилья 465 семей, приобретены благоустроенные квартиры для 115 детей-сирот. Осуществлен значительный объем работ по благоустройству дворовых территорий города Липецка. В период реализации Программы 2012—2014 с привлечением средств из регионального дорожного фонда произведен капи- тальный ремонт 401 дворовой территории. При проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования местного значения с 2013 года применяется укрепляющая гео- сетка. «Пилотным» проектом такого ремонта стала ул. Плеханова. В 2014 году проведено комплексное благоустройство (замена освещения, газонов и ас- фальта на дорогах и тротуарах) площади Космонавтов, улиц Московская, Те- решковой и Циолковского. За время реализации Программы 2012—2014 получила дальнейшее развитие комплексная автоматизированная система управления пассажир- скими перевозками, в том числе навигационная система диспетчерского управления и автоматизированная система оплата проезда. В результате выполнения мероприятий по экологизации экономики, со- вершенствованию механизмов природопользования комплексный индекс за- грязнения атмосферы города снизился с 7 ед. в 2011 году до ниже 5 ед. в 2014 году. В 2012—2014 годах было сдано на утилизацию в специализированные организации около 6 тонн ртутьсодержащих отходов. На 01.01.2015 рекуль- тивировано 9,43 га территории полигона ТБО «Венера», функционируют 4 очереди автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) «Зеленая волна». В результате внедрения в 2012—2014 годах масштабного проекта мо- дернизации системы образования созданы условия для реализации феде- ральных государственных образовательных стандартов. В 2014 году доля обучающихся, осваивающих федеральные государственные образователь- ные стандарты, достигла 44,1%. Результаты ЕГЭ выпускников школ города Липецка стабильно превышают областные и среднероссийские показатели. В отчетном периоде построена новая школа, проведена модернизация учебной и материально-технической базы школ в соответствии с требова- ниями федеральных государственных образовательных стандартов. На базе СОШ № 48 открыт Центр дистанционного обучения для детей с особыми об- разовательными потребностями. За 3 года реализации Программы 2012—2014 созданы дополнитель- ные места в дошкольном образовании за счет строительства 2 детских са- дов и 3 новых зданий в составе детских садов и школ, капитального ремон- та и реконструкции 4 дошкольных образовательных учреждений, открытия дошкольных групп в 4 школах, организации дополнительных групп в 19 до- школьных образовательных учреждениях. Освоены новые формы получения дошкольного образования – семей- ные группы и группы кратковременного пребывания детей. Родители, чьи дети в возрасте от 3 до 6 лет не обеспечены местами в детских садах, полу- чали ежемесячную выплату в размере 5 тыс. руб. В результате проведенных мероприятий количество детей, нуждающих- ся в устройстве в детские сады, за 3 года сократилось в 2,4 раза. В 14 школах, 3 учреждениях дополнительного образования и 8 детских садах созданы необходимые условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. На территории города Липецка действуют 632 спортивных сооруже- ния. В период действия Программы 2012—2014 произведено строительство 2 теннисных кортов и волейбольной площадки с искусственным покрытием в районе МЖК, футбольных полей (основного и тренировочного) на стадио- не «Янтарь», хоккейной коробки в пос. Дачный и спортивной площадки в пос. Силикатный. В 2014 году открыт плавательный бассейн и введена в эксплуа- тацию комплексная спортивная площадка с искусственным покрытием в пос. Матырский. Сооружены 3 комплексные спортивные площадки в микрорайо- нах города. Обустроены велопарковками все муниципальные спортивные со- оружения. Охват населения занятиями физической культуры и спортом за 3 года увеличился на 5,2 процентных пункта и в 2014 году составил 25,0%. В 2012—2014 годах проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. Проводились ремонт- ные работы в МУ «ДК строителей», МУ «ККЗ «Октябрь», МУ ДК «Шахтинский», библиотечном информационном центре им. И.А.Бунина, МУ «Липецкий дра- матический театр», МАУК «Городской Дворец культуры», МУ ДК «Матыра», МУ «Липецкий музей народного декоративно-прикладного искусства», город- ских школах искусств и художественных школах. Продолжалось внедрение информационных технологий в работу муни- ципальных библиотек. В двух библиотеках смонтирована автоматизирован- ная система книговыдачи. В 2014 году количество культурно-досуговых мероприятий, концертов, спектаклей и выставок, проводимых учреждениями культуры, по сравнению с 2011 годом выросло на 27,3%. В 2012—2014 годах проводилась работа по развитию и совершенство- ванию системы общественного самоуправления. В результате в городе осу- ществляют свою деятельность 35 Советов общественного самоуправления, в которые входят 54 органа территориального общественного самоуправления и 189 уличных комитетов. Действует городской координационный Совет по развитию общественного самоуправления. Доля жителей города, участвую- щих в решении вопросов местного значения, на 01.01.2015 составила 20,0% (на 01.01.2014 – 18,0%). Формирование здорового образа жизни населения города осуществля- ется за счет профилактики асоциального поведения, создания условий для занятий физкультурой и спортом. Реализация данных мер способствовала снижению наркотической зависимости и табакокурения, а также увеличению доли лиц, имеющих высокий уровень физической активности. Основной целью бюджетно-финансовой политики, реализуемой адми- нистрацией города Липецка, является повышение качества управления фи- нансами муниципального образования и поддержание условий для стабиль- ного экономического и социального развития городской экономики. В структуре поступлений по налоговым и неналоговым платежам доход- ной части бюджета города в 2012—2014 годах преобладали земельный налог (38,2% – 35,4% соответственно) и налог на доходы физических лиц (36,9% – 32,6% соответственно). В 2014 году бюджет города исполнен с профицитом в размере 130,6 млн. руб. В целях повышения эффективности системы управления муниципальны- ми финансами города Липецка в 2012—2014 годах обеспечен переход всех муниципальных бюджетных и автономных учреждений города от сметного финансирования к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг. Планирование и исполнение бюджета города Липецка в 2014 году впервые осуществлялось на основе муниципальных про- грамм, объем финансового обеспечения которых составил свыше 50% от об- щего объема расходов бюджета. В 2013 году началось внедрение в бюджет- ный процесс города Липецка элементов единой интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». С 2014 года повышение открытости и прозрачности бюджетных процедур обеспечено по- средством составления «Бюджета для граждан».»; в) в подразделе 2.3 «Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения города Липецка»: пункт 2.3.1 «Городские целевые программы, ведомственные целевые программы, муниципальные программы» изложить в следующей редакции: «2.3.1. Городские целевые программы, ведомственные целевые программы, муниципальные программы Распределение финансовых ресурсов в соответствии со среднесрочны- ми приоритетами, определенными Программой социально-экономического развития, осуществляется посредством реализации городских целевых про- грамм (с 2014 года – муниципальных программ) и ведомственных целевых программ. Городские целевые программы и ведомственные целевые программы разрабатывались в соответствии с Порядком разработки, утверждения и ре- ализации городских целевых программ в городе Липецке и Порядком разра- ботки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в горо- де Липецке, утвержденными постановлением администрации города Липец- ка от 05.03.2010 № 604. В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдель- ные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенство- ванием бюджетного процесса», реализация всех городских целевых про- грамм завершена в 2013 году. С 2014 года в городе реализуются муниципальные программы, которые разработаны в соответствии с Порядком разработки, реализации и оцен- ки эффективности муниципальных программ города Липецка, утвержден- ным постановлением администрации города Липецка от 31.07.2013 № 1795. Ведомственные целевые программы теперь являются составной ча- стью муниципальных программ и разрабатываются в соответствии с Поряд- ком разработки, реализации и оценки эффективности ведомственных целе- вых программ города Липецка, утвержденным постановлением администра- ции города Липецка от 16.09.2013 № 2175. Перечень утвержденных муниципальных программ города Липецка представлен в приложении 2. В 2013 году реализовывались 21 городская целевая программа и 19 ве- домственных целевых программ с объемом финансирования 1460,0 млн. руб. На решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорог и благоустройства были направлены 45% действовавших программ, 35% целевых программ реализовывались в социальной сфере. По итогам проведенной оценки эффективности основная часть город- ских целевых программ и ведомственных целевых программ (67% и 84% со- ответственно) была признана высокоэффективной. Эффективность 5% го- родских целевых программ и 5% ведомственных целевых программ оценена как соответствующая запланированной. В 2014 году действовали 15 муниципальных программ и 8 входящих в их состав ведомственных целевых программ. На их реализацию было преду- смотрено 8898,1 млн. руб. В социальной сфере реализовывались 5 муниципальных программ, 4 были направлены на решение проблем городского хозяйства, 6 охватыва- ли прочие социально-экономические сферы. 6 ведомственных целевых про- грамм входят в состав муниципальной программы города Липецка «Развитие образования города Липецка на 2014–2016 годы» и муниципальной програм- мы города Липецка «Культура города Липецка на 2014–2016 годы», 2 реали- зуются в качестве основных мероприятий муниципальной программы города Липецка «Жилищно-коммунальное хозяйство города Липецка на 2014–2016 годы». По итогам 2014 года 33% муниципальных и 50% ведомственных целевых программ были признаны высокоэффективными. Эффективность 20% муни- ципальных программ оценена как соответствующая запланированной. Ре- зультат реализации 40% муниципальных программ и 2% ведомственных це- левых программ является удовлетворительным.»; в пункте 2.3.2 «Взаимодействие с вышестоящими органами власти, ор- ганизациями и иностранными государствами»: абзац десятый изложить в следующей редакции: «Соглашение об информационном обмене с Липецким центром по ги- дрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалом ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторин- гу окружающей среды.»; абзац одиннадцатый признать утратившим силу; абзац двенадцатый признать утратившим силу; пункт 2.3.3 «Государственно-частное партнерство» дополнить абзацем следующего содержания: «До 18.12.2013 действовало концессионное соглашение с ООО «Первый нейрохирургический центр» по передаче нежилого помещения площадью 363,1 кв. м (пр. Победы, 112а).»; г) подраздел 2.4 «Ограничения социально-экономического развития города Липецка» изложить в следующей редакции: «2.4. Ограничения социально-экономического развития города Липецка Наряду с достигнутыми положительными результатами существует ряд ограничений, препятствующих дальнейшему социально-экономическому развитию города Липецка. К основным из них можно отнести: — высокий средний возраст и старение населения; — относительно высокий уровень смертности; — высокий уровень дифференциации доходов населения; — недостаток высококвалифицированных рабочих мест; — относительно высокая стоимость жилья; — недостаточность кадровой обеспеченности отраслей: жилищно- коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и спорт;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz