Огни Липецка. 2015 г. Спецвыпуск "Липецкой газеты"

Огни Липецка. 2015 г. Спецвыпуск "Липецкой газеты"

3 «Липецкая газета» № 13 (24891) 24 января 2015 г. (Продолжение. Начало на 2-й стр.) (Продолжение на 4-й стр.) По основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, Липецк занимает ведущие по- зиции среди городов – областных центров Центрального федерального округа России. Среднемесячная за- работная плата превышает прожиточный минимум более чем в 4 раза. За истекший период реализации Про- граммы 2012–2014 зарплата выросла на 28,5%, и в первом полугодии 2014 года ее размер составил 28453,3 руб. Наиболее высокие заработные платы у работников металлургической отрасли (39069,2 руб.), финансо- вой сферы (39433,4 руб.), государственного управления (33970,7 руб.), наименьшие — у специалистов в об- ласти обслуживания гостиниц и ресторанов (15354,6 руб.) и образования (20893,9 руб.). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Программой поэтапного совершенствования си- стемы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, проводилось совершен- ствование механизма отраслевой системы оплаты труда работников бюджетной сферы. За отчетный период число безработных в городе Липецке уменьшилось на 26,4%, уровень регистри- руемой безработицы от экономически активного населения снизился на 29,4%. По состоянию на 01 июля 2014 года данный показатель составил 0,36% . В городе создана многофункциональная система социального обслуживания населения, главной це- лью которой является обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг. Более 227 тыс. жителей города оказывались меры социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единовременные и ежемесячные выплаты семьям с детьми, льготы по оплате проезда и др.). Создан дополнительный офис Липецкого фи- лиала ОБУ «Уполномоченный МФЦ Липецкой области» в 26 микрорайоне. Решались вопросы создания безбарьерной среды как способа полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. В 2013 году создана комиссия по координации деятельно- сти в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобиль- ных групп населения. Оснащены пандусами и подъемниками административные здания и учреждения социально-культурной сферы, по городу курсируют специальные низкопольные автобусы, в состав фир- менного поезда «Липецк—Москва» включено спецкупе для инвалидов, модернизированы светофорные объекты, оборудован уникальный в России пляж для инвалидов. Город Липецк вошел в число победителей VI Международного смотра-конкурса городских практик «Город, где хочется жить – 2013». Темп роста оборота розничной торговли по крупным и средним организациям в 2013 году по срав- нению с 2011 годом составил 123,4%, оборота общественного питания – 148,3%. За 6 месяцев 2014 года оборот розничной торговли сформировался в размере 23,9 млрд. руб. с ростом к соответствующему пе- риоду прошлого года 112,7%. Розничная сеть торговых предприятий расширяется и модернизируется. За период действия Програм- мы 2012—2014 в городе было открыто 60 предприятий розничной торговли и 39 предприятий обществен- ного питания. Уровень обеспеченности торговыми площадям за 2 года увеличился на 11,9% и на 01.01.2014 составил 627 кв. м на 1 тыс. жителей, обеспеченность посадочными местами в открытой сети предприятий общественного питания увеличилась на 10,6% и на 01.01.2014 составила 36,3 места на 1 тыс. жителей. По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственны- ми силами город Липецк занимает лидирующие позиции среди областных центров ЦФО и показывает по- ложительную динамику промышленного производства. Индекс промышленного производства в 2012 году достиг отметки 113,2%, в 2013 году — 100,1%. Объем промышленного производства в 2013 году составил 324,9 млрд. руб. (91,7% в общем объеме отгрузки). После достижения рекордного значения в 2011 году (51,1 млрд. руб.) объем инвестиций в основной капитал продолжает ежегодно снижаться. В 2013 году крупными и средними организациями всех форм собственности было освоено 24,3 млрд. руб. инвестиций (47,6% к уровню 2011 года). В отчетном периоде в Липецке продолжалась работа по диверсификации экономики и выводу ее на инновационный путь развития. Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг промышленны- ми предприятиями города за 2013 год составил около 34,5 млрд. руб. (97,7% к 2012 году). Инновационные товары выпускались в основном на предприятиях, относящихся к металлургическому производству и про- изводству готовых металлических изделий, а также на предприятиях по производству пищевых продуктов. В целях решения проблемы монозависимости экономики города Липецка и поиска путей ее дивер- сификации на территории городского округа создана особая экономическая зона регионального уровня технико-внедренческого типа (ОЭЗ РУ ТВТ) «Липецк-Технополюс». На ее развитие в 2013 году были при- влечены средства в размере 2,1 млн. руб. из областного бюджета и 27,3 млн. руб. – из федерального. В декабре 2013 года в ОЭЗ РУ ТВТ «Липецк-Технополюс» были зарегистрированы первые участники: ООО «ИнтерЛайф» (производство детской мебели) и ООО «РИСТЭМстрой» (производство строительных мате- риалов). В первом полугодии 2014 года заключены соглашения с другими потенциальными резидентами: ООО «Строительные новейшие энергосберегающие технологии» и ООО «КЭЭС». С целью создания благоприятной среды для устойчивого функционирования и развития субъектов ма- лого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне действуют меры поддержки в виде предо- ставления субсидий, а также льгот по аренде нежилых помещений, входящих в состав муниципальной каз- ны. С 2012 года выделяются средства из областного бюджета на субсидирование части затрат на организа- цию и развитие собственного дела начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства. С 2014 года предоставляется субсидия на возмещение затрат по организации и развитию собствен- ного дела начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства из числа безработных. За ис- текший период реализации Программы 2012 – 2014 общая сумма средств, выделенных на поддержку предпринимателей, составила 36,9 млн. руб. За 2 года число малых предприятий (включая микропредпри- ятия) увеличилось на 13,8 %— с 8393 до 9552 единиц. В результате принимаемых мер по диверсификации экономики доля черной металлургии (объем про- мышленного производства градообразующего предприятия ОАО «НЛМК») в общегородском объеме про- мышленного производства снизилась с 70,8 % в 2011 году до 69,4 % в 2013 году. Ежегодно увеличиваются объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. В 2012–2013 годах вве- дено 837,1 тыс. кв. м жилья. За 6 месяцев 2014 года построено 182,0 тыс. кв. м жилья с ростом к соответ- ствующему периоду 2013 года 130,1%. В 2013 году по объему вводимого жилья на душу населения (0,83 кв. м/чел.) среди областных центров ЦФО город Липецк уступил позиции лишь Тамбову (1,19 кв. м/чел.). Активная работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позво- лила улучшить жилищные условия граждан. За период реализации Программы 2012—2014 было капиталь- но отремонтировано 113 многоквартирных домов, переселено из непригодного жилья 428 семей, ликви- дировано 32 аварийных дома, приобретены благоустроенные квартиры для 112 детей-сирот. В 2013 году, с целью приведения питьевой воды в соответствие с санитарно-гигиеническими норма- ми, выполнено строительство водопровода Д = 150 мм к в/ч 11700 в районе пос. Дачный. Осуществлен значительный объем работ по благоустройству дворовых территорий города Липецка. В период реализации Программы 2012–2014 с привлечением средств из регионального дорожного фонда произведен капитальный ремонт 344 дворовых территорий. При проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования местного значения с 2013 года применяется укрепляющая геосетка. «Пилотным» проектом такого комплексного ремонта ста- ла ул. Плеханова. За время реализации Программы 2012–2014 получила далнейшее развитие комплексная автоматизи- рованная система управления пассажирскими перевозками, в том числе навигационная система диспет- черского управления и автоматизированная система оплата проезда. В результате выполнения мероприятий по экологизации экономики, совершенствованию механизмов при- родопользования, комплексный индекс загрязнения атмосферы города снизился с 7 ед. в 2011 году до 5,1 ед. в 2013 году. Действуют 4 очереди автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) «Зе- леная волна». В 2012-2013 годах было сдано на утилизацию в специализированные организации около 5 тонн ртутьсодержащих отходов. На 01.07.2014 года рекультивировано 8,8 га территории полигона ТБО «Венера». В результате внедрения в 2012–2014 годах масштабного проекта модернизации системы образова- ния созданы условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В 2013 году доля обучающихся, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты, со- ставила 33,8%. Результаты ЕГЭ выпускников школ города Липецка стабильно превышают областные и среднероссийские показатели. За время реализации Программы 2012—2014 созданы дополнительные места в дошкольном обра- зовании за счет строительства 2 детских садов и 3 новых зданий для филиалов детских садов и школ, ка- питального ремонта и реконструкции 3 дошкольных образовательных учреждений, открытия дошкольных групп в 3 школах, организации дополнительных групп в 8 дошкольных образовательных учреждениях. В отчетном периоде построена новая школа, проведена модернизация учебной и материально- технической базы школ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В 14 школах, 3 учреждениях дополнительного образования и 8 детских садах созданы необходимые условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Освоены новые формы получения дошкольного образования – семейные группы и группы кратковре- менного пребывания детей. Родители, чьи дети в возрасте от 3 до 6 лет не обеспечены местами в детских садах, получают ежемесячную выплату в размере 5000 руб. В результате проведенных мероприятий количество детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, в 2013 году по сравнению с 2011 годом сократилось в 1,5 раза. На территории города Липецка действуют 625 спортивных сооружений. В период действия Программы 2012–2014 произведено строительство 2 теннисных кортов и волейбольной площадки с искусственным по- крытием в районе МЖК, футбольного поля и беговых дорожек с искусственным покрытием на стадионе «Ян- тарь», хоккейной коробки в пос. Дачный и спортивной площадки в пос. Силикатный. В 2014 году открыт пла- вательный бассейн и введена в эксплуатацию комплексная спортивная площадка с искусственным покрыти- ем в пос. Матырский, уложено искусственное покрытие на комплексной спортивной площадке в жилом райо- не Липецкого силикатного завода. Обустроены велопарковками все муниципальные спортивные сооружения. Охват населения занятиями физической культуры и спортом за 2 года увеличился на 3,2 процентных пункта и в 2013 году составил 23,0 %. В 2012—2014 годах проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы учрежде- ний культуры. Проводились ремонтные работы в МУ «ДК строителей», МУ «ККЗ «Октябрь», МУ ДК «Шахтин- ский», библиотечном информационном центре им. И.А.Бунина, МУ «Липецкий драматический театр», МАУК «Городской Дворец культуры», МУ ДК «Матыра», городских школах искусств и художественных школах. Продолжается внедрение информационных технологий в работу муниципальных библиотек. В двух библиотеках смонтирована автоматизированная система книговыдачи. Доля детей, обучающихся в школах дополнительного образования сферы культуры, увеличилась с 15,0 % в 2011 году до 15,2 % в 2013 году. В 2012—2014 годах проводилась работа по развитию и совершенствованию системы общественного самоуправления, в результате — в городе работают 35 Советов общественного самоуправления и 54 ор- гана территориального общественного самоуправления, действует городской координационный Совет по развитию общественного самоуправления. Доля жителей города, принимающих активное участие в осу- ществлении местного самоуправления, на 01.01.2014 составила 18,0 % (на 01.01.2013 – 15,0%). Формирование здорового образа жизни населения города осуществляется за счет профилактики асо- циального поведения, создания условий для занятий физкультурой и спортом. Реализация данных мер способствовала снижению наркотической зависимости, табакокурения и алкоголизма, увеличению доли лиц, имеющих высокий уровень физической активности. Основной целью бюджетно-финансовой политики, реализуемой администрацией города Липецка, яв- ляется повышение качества управления финансовыми потоками муниципального образования и поддер- жание условий для стабильного экономического и социального развития городской экономики. В структуре поступлений по налоговым и неналоговым платежам доходной части бюджета города в 2012—2013 годах преобладали налог на доходы физических лиц (36,9—40,6 %), земельный налог (38,2 — 29,5%). Бюджет города исполнен с дефицитом 539,8 млн. руб. в 2012 году и 421,9 млн. руб. в 2013 году. По итогам 6 месяцев 2014 года — профицит в размере 110,3 млн. руб. В результате проведенных совместно с налоговыми органами в 2012—2014 годах 316 заседаний ко- миссии по снижению недоимки, в бюджет города дополнительно поступило 186,7 млн. руб. Поступления денежных средств в бюджет города Липецка от аренды нежилых помещений, входящих в состав муниципальной казны, за период реализации Программы 2012–2014 составили 292,8 млн. руб. На 20.09.2014 действовало 373 договора аренды и безвозмездного пользования. В целях повышения эффективности функционирования системы управления муниципальными фи- нансами происходила дальнейшая оптимизация сети муниципальных учреждений. Реорганизованы путем присоединения к другим образовательным учреждениям 13 муниципальных учреждений образования. Ряд муниципальных бюджетных учреждений были преобразованы в муниципальные автономные учреждения. 2.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения города Липецка 2.3.1. Городские целевые программы, ведомственные целевые программы, муниципальные программы Городская целевая программа — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации ком- плекс мероприятий, обеспечивающий решение задач по различным направлениям развития города, вхо- дящим в компетенцию органов местного самоуправления. Ведомственная целевая программа базируется на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования. Проекты городских целевых программ и ведомственных целевых программ в городе Липецке разра- батывались в соответствии с постановлением администрации города Липецка от 05.03.2010 № 604 «О По- рядке разработки, утверждения и реализации городских целевых программ в городе Липецке и Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в городе Липецке». В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совер- шенствованием бюджетного процесса», реализация всех городских и ведомственных целевых программ за- вершена в 2013 году. С 2014 года в городе Липецке реализуются муниципальные программы, которые раз- работаны в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Липецка, утвержденным постановлением администрации города Липецка от 31.07.2013 № 1795. Перечень утвержденных муниципальных программ города Липецка представлен в приложении 2. В 2013 году реализовывались 21 городская целевая программа и 19 ведомственных целевых про- грамм с предусмотренным объемом финансирования 1460,0 млн. руб. На решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорог и благоустройства были направлены 45% действо- вавших программ, 35% целевых программ реализовывались в социальной сфере. При подведении итогов 2013 года для оценки эффективности городских и ведомственных целевых программ согласно постановлению администрации города Липецка от 31.07.2013 № 1795 «О порядке раз- работки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Липецка» применялась новая методика, которая была разработана для оценки эффективности муниципальных программ города Липецка. По итогам проведенной оценки эффективности основная часть городских целевых программ и ведомственных целевых программ (67% и 84% соответственно) была признана высокоэффективной. Эф- фективность 5 % городских целевых программ и 5 % ведомственных целевых программ оценена как соот- ветствующая запланированной. 2.3.2. Взаимодействие с вышестоящими органами власти, организациями и иностранными государствами Для укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества в экономической, научной, социальной и культурной сферах, администрацией города Липецка заключены соглашения (договоры) с рядом субъ- ектов иностранных государств и организаций Российской Федерации: Соглашение о сотрудничестве между Международной ассоциацией «Породненные города» и админи- страцией города Липецка; Договор о породнении между городами Липецк (Российская Федерация) и Фабриано (Италия); Договор о породнении между городами Липецк (Российская Федерация) и Аньшань (Китай); Договор о породнении между городами Липецк (Российская Федерация) и Котбус (Германия); Договор о породнении между городами Липецк (Российская Федерация) и Винница (Украина); Договор о породнении между городами Липецк (Российская Федерация) и Витебск (Беларусь); Соглашение о взаимодействии с Центром специальной связи и информации в Липецкой области ФСО России; Соглашение об информационном обмене с Главным управлением МЧС России по Липецкой области; Соглашение об информационном обмене с Липецким центром гидрометеорологии и мониторин- гу окружающей среды – филиалом ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»; трехстороннее Соглашение между администрацией города Липецка, Федерацией профсоюзов Ли- пецкой области и объединением работодателей на 2014 — 2016 годы. Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками в лице профсоюзов, ра- ботодателями, органами местного самоуправления по вопросам регулирования трудовых и иных, непо- средственно связанных с ними отношений, формируется в городе с 2005 года. Коллективно-договорный способ регулирования трудовых отношений используется в 510 трудовых коллективах города Липецка. В настоящее время действует трехстороннее Соглашение между администрацией города Липецка, Федерацией профсоюзов Липецкой области и объединением работодателей на 2014-2016 годы. Согла- шение содержит обязательства сторон в сфере экономики, занятости, оплаты и охраны труда, экологи- ческой безопасности, социальных гарантий жителям города. В числе приоритетных целей Соглашения — проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, снижение уровня бедности населения на основе повы- шения эффективности экономики города. Итоги по выполнению Соглашения подводятся ежегодно на заседании Липецкой городской трехсто- ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 2.3.3. Государственно-частное партнерство В целях организации взаимодействия администрации города Липецка и бизнес-сообщества применя- ется система государственно-частного партнерства. На территории города Липецка действует закон Липецкой области от 05.04.2013 № 142-ОЗ «О госу- дарственно-частном партнерстве в Липецкой области», которым установлены основные формы ГЧП в ре- гионе (концессионные соглашения, соглашения о сотрудничестве и взаимодействии), основанные на по- ложениях Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Для привлечения частных инвестиций в создание и реконструкцию объектов, находящихся в муници- пальной собственности, по концессионным соглашениям передано 2 объекта казенного имущества: нежи- лое помещение площадью 397,2 кв.м (ул. Космонавтов, 20) для создания и организации танцевальной сту- дии и IV очередь строительства полигона захоронения ТБО (ул. Юношеская, 90). 2.4. Ограничения социально-экономического развития города Липецка Наряду с достигнутыми положительными результатами существует ряд ограничений, препятствующих дальнейшему социально-экономическому развитию города Липецка. К основным из них можно отнести: — высокий средний возраст и старение населения; — относительно высокий уровень смертности; — высокий уровень дифференциации доходов населения; — недостаток высококвалифицированных рабочих мест; — относительно высокая стоимость жилья; — недостаточность кадровой обеспеченности отраслей: жилищно-коммунальное хозяйство, здраво- охранение, физическая культура и спорт; — высокий уровень износа парка городского транспорта; — низкое качество и недостаточная пропускная способность внутригородской дорожной сети; — неполное соответствие материально-технической базы учреждений социальной сферы норматив- ным требованиям; — недостаточный уровень обеспеченности объектами физкультурно-спортивной направленности, учреждениями культуры и дополнительного образования; — неразвитая система финансово-кредитной поддержки; — моноотраслевая специализация экономики; — значительный физический и моральный износ основных производственных фондов отдельных про- мышленных предприятий города; — имидж экологически «грязного» города; — низкая инвестиционная активность большинства промышленных предприятий; — медленные темпы внедрения в производство инноваций; — недостаточное обеспечение предприятий малого бизнеса офисными и производственными поме- щениями; — высокий уровень износа, а также потерь в теплосетях и сетях водоснабжения (водоотведения); — относительно высокий уровень загрязненности атмосферного воздуха; — значительные объемы образования бытовых и промышленных отходов. 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа является инструментом реализации Стратегического плана развития города Липецка до 2016 года. Основные цели Программы увязаны со стратегическими целями, что обеспечивает концентра- цию усилий по реализации этих ключевых документов общей системы планирования. Основные цели данной Программы представляют собой наиболее значимые цели администрации го- рода Липецка и ее структурных подразделений, сформулированные с учетом имеющихся проблем и опре- деленных стратегических приоритетов развития экономики. Основными целями Программы являются: Цель 1. Содействие развитию эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг на основе развития рыночных институтов и малого бизнеса. Цель 2. Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни. Цель 3. Улучшение городской среды путем устойчивого функционирования и развития инфраструкту- ры и систем жизнеобеспечения города, реализации современной политики в градостроительстве и благо- устройстве. Цель 4. Улучшение экологической обстановки в городе. Задачи, направленные на достижение цели 1: 1. Создание условий для организации и развития конкурентоспособных, высокотехнологичных и эф- фективных производств с использованием современных, инновационных технологий, стимулирование модернизации существующих предприятий. 2. Формирование благоприятной среды для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz