Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
2 Л И П Е Ц К А Я КОММУНА 15 'Но ября 1953 г. № 225 (6144) Пресс-конференция у Министра Иностранных Дел СССР В. М. МОЛОТОВА (Окончание) теперь содействовать разрядке в международных отношениях. И в этом отношении позиция Советского Союза вполне ясна. Предложение рассмотреть ме роприятия но смягчению напря женности в международных отно шениях мы поддерживает, 'руко водствуясь стремлением к укреп лении мира и международной безопасности. Поэтому мы прида ем первостепенное значение то му, чтобы совещание пяти дер жав исходило из необходимости остановить гонку вооружении, добиться существенного сокраще ния вооружений, прежде всего, самих великих держав, на кото рых, согласно Уставу Организа ции Объединенных Нации, лежит главная ответственность за обес печение мира и международной безопасности. С задачей сокраще ния вооружений неразрывно свя зано также запрещение атомного, водородпого и других видов ору ж и я массового уничтожения. Нет более важной и более неотложной проблемы для народов всего мира, чем проблема сокращения воору жений, чем прекращение гонки вооружений. Но мы выражаем Готовность рассмотреть и другие проблемы, от решения которых зависит уменьшение международ ной напряженности. В связи с этим нельзя прой ти мимо одного обстоятельства. Как. в выступлениях иосу,дарст венных деятелей «а. Западе, так и в статьях большинства орга нон печати за рубежом замалчи вается предложение СССР рас смотреть на совещании вопрос об уменьшении Н 1 а 1 пряжеН 1 Н 1 оети в международной обстановке. Очевидно, и этом сказывается давление тех кругов, которые заинтересованы в -поддержании, а, может быть, и » усилении деждувародноп напряженности, и которые стремятся помешать разрядке этой напряженности. Гем к© менее мы -выражаем уве ренность, что тако© противодей ствие со с т р о п ы агрессивных кругов не только не ослабит усилий люден, стремящихся к укреплению (мира, но и вызовет еще большую решимость добить ся разрядки в м.еждун.ароднькх отношениях. В советской нет© от 3 ноября предлагается; обсудить с участи ем Министров иностранных дел США, Англии, Франции и СССР также германский вопрос. Никто и© будет отрицать, что решение этого вопроса, имеет важнейшее значение для. обеспечения евро пейской безопасности, для ук репления мира.. Именно поэтому Советский Союз высказывается за. то, чтобы обсуждение герман ского вопроса включало пробле му национального объединения Германии и заключение мирного договора с демократическим и миролюбивым ©б-щеперманеким правительством. Это соответ ствовало бы интересам всех ми ролюбивых государств Европы и, разумеется, отвечало бы инте ресам самого германского на рода. Иной II 0 3ИЦИИ П'Р]IДОрЖИ 1 М 10 Т- ся Правите,листва. США, Англии и Франции. Они отказываются от проведения каких-либо п рак тических шагов но, восстановле нию единства Германии и от расамотрення мирного договора. Скоро будет два года, как Совет- око© Прая ите лнетво аградложило Основы мирного договора, с Гер манией. Тем но «юнее, Прави тельства. трех держав до настоя щего времени но высказали сво его отношения) к этим предл-о- Ж01Ц1ШГМ И Н© П|Р 1 ВДС,ТЛ.В 1 ЙЛ 1 ] 1 | своего проекта -мирного -договор,а. Их стремление, путем заключения .парижского и бон,пск-ого ©огла шений, поскорее, .вовлечь Запад ную Германию' в .агреюешшуао с свсро-ат.щ.нтическу го гр уни и- рейсу держав, направленную против Советского Согоста и стран народной демократа)!, свиде тельствует о таком курсе их по литики, который нс имеет ни чего общего с интересами в-ос- стало п л ю ш а национал г,ного един ства Германии, и© говоря уже относит,едино ,обеспечения евро пейской безопасности. : В случае., если и далыи© бу дет’ осуществляться этот агрес сивный курс, то Западную Гер манию никто и© -сможет рас сматривать как миролюбивое го сударство, та к как, она превра тится в орудие опр еделенной империалис тическо й гр унпир ов- ки держав. При таком положе нии может быть и удастся на какой-то -срок агрессивным кру гам Северо-Атлантического (блока достичь некой договоренности с агрессивными кругами Западной Германии, но результат будет один;: ремилиларизированная За падная Германия, окончательно оказавшись в -руках вчерашних гитлеровцев и других реванши стов, заговорит своим -милита ристским языком, превратится в опасный -очаг новой агрессии, с чем нельзя не считаться, если мы действительно заботимся о безопасности в Европе. Совер шенно -очевидно, что политика возрождения германского мили таризма и стремление включить Западную, Германию' -в. агрессив ную группировку Север,о-Атл-аю- тического блока представляет собою прямую угрозу -безопасно сти народов Франции, Польши, Бельгии, Чехословакии, Дании, Голландии и друттм европейских стран, лишает эти народы' уве ренности в своем завтрашнем дне, та к к ак при таком положе нии нельзя рассчитывать на безопасность в Европе,. В ноте от 18 октября Прави тельства, США, Англии и Фран ции законно связали германский вопрос с проблемой европейской безопасности. Однако, проводи мую ныл© ремилитаризацию За падаюй Германии нельзя совме стить не только с безопасностью ее соседей, ло и с обеспечением безопасности других стран Евро пы. Нельзя совместить с обес печением европейской (безоиаено- сти и все больше© расширение сети американских военных баз в Евро-по и ,в других прилег,аю- щих к границам 'СССР районах. Печать на Западе, капе прави ло, обходит щекотливый вопрос об американских военных базах в Европе, Азии: и Африке-. Еще, кажется, не нашлось таких рлз- б)т м я х ж урналист-ов, кет о-ры о взя-лист, бы серьезно- доказывать, что 1 ам.ерП 1 К,Ш'С! 1 ше 1 ладенню,-пое дуимпые и восоино-морские, б аш , которыми .стремятся' окружить Оовечткий Союз и страны народ ной демократин, а также. Китай скую Народную Респтубл ижу, предназначены для нужд оборо ны Соединенных Штатов Амери ки,. Этого нельзя доказать и это му пикт© не поверит. Но в тако» случае, как кожи© отрицать обоснованность требо вания СССР обсудить этот вопрос — вопрос о(б американских воен ных базах на, чужих территори ях, если мы действительно стре мимся обеспечить безопасность для всех стран! Европы и сели мы стремимся к разрядке в меж- дуи ародных от) т иен илх. ■ Государственный секретарь США Даллес может, конечно, з а являть, что, ам,ерика,шс,кие воен ные базы в Европе, Азин и Аф рике «придают силу коллектив ной беО' 01 ] 1 асиш 1 С 1 ТИ 1 ». Здесь под «коллективной без она сноотыо», как видно, отнюдь и© разумеет ся безопасность для всех стран; Европы, поскольку создание аме риканских военных баз в одних странах Европы с,о всей 'оче видностью направлено, как угро за «силой», против других стран Европы, где эти базы не созда ются. Но это значит, что Даллес не собирается! придавать значе ние заявлению американской но,ты о еврои,ейской безопасно сти, занявшись лишний раз про. ©давлением: «политики силы», как облюбованного метода в международных' отношениях. Во всяком случае, не следует забы вать о том, что в отношении) Со ветского Союза этот метод уже полностью себя дискредитиро вал и отнюдь н© сулит ничего хорошего тем, кто стал бы строить на этот счет какие-либо расчеты. Поскольку выяснилась явная неувязка в позиции трех, дер жав по германскому вопросу, так к ак этот вопрос нельзя не свя зать -с проблемой обеспечения безопасности в Европе, Совет ское Правительство вынуждено было обратиться за соответ ствующим' разъяснением. В ноте Советского Правительства сказа но в связи с этим следующее: «Советское Правительство хо тело бы получить разъяснение от Правительства, Англии, как и от Правительств США и Фран ции, означает ли их заявление о готовности обсудить герман ский вопрос на, совещании Ми нистров четырех держа© и их признание важности обеспечения европейской безопасности, что они н© будут ставить себя в т а ко© положение, когда, с одной стороны, предлагается на сове щании рассмотреть германский ■вопрос, а, с другой стороны, одновременно' принимаются меры к ратификации парижского и боннского соглашений теми го сударствами), кагоры© их еще не ратифицировали. Получение т а кого разъяснения необходимо ввиду того, что ратификация указанных 'соглашений и их вступлению в силу делает нсвоз- можным ВО'ССтанов,жение Герма,- нии к ак единого государства-, а тем самым делает беспредметным и обсуждение германского во проса на совещании Министров иностранных дел четырех дер жав, так как 'такое совещание было бы связан© заране© сог.та- ■сштшными сепаратными обяза-. тс л т у с т в л м и трех держав и б.онн- ского правит ельотва А,дона.уэра по вовлечению Западной Герма нии в Ссверп-Лтлантдт'скш-г блок и создай ию га 1 ца'ДН' 0 термлнс 1 Кой реваншистской армии». В Советском Союзе ждут разъяснения по этому вопросу. После всего сказанного осте- етиешг© '.возникает вопрос: с©- стоится ли совещание Минист ров иностранных дел? Ответ на, этот вопрос зависит, в первую очередь, от позиции США, Анг лии и Франции и, следователь но, от того, пойдут ли они на рассмотрение вопроса об умень шении напряженности в между народных отношениях, а также германской проблемы и связан ных с этим воцросс© обеспече ния! безопасности Европы. Актуальность совещания Ми нистров' иностранных дел отнюдь не уменьшилась. II© следует, однако, поворачивать дело таким образом, чтобы заранее сводить совещание к обсуждению одной какой-либо проблемы и исклю чать из поля зрения такого со вещания основной вопрос — во прос о смягчении напряженно сти в международных отношени ях. Любой успех на ятем пути, будет ли он касаться Запада или Востока, может рассматри ваться как достижение миролю бивых стран. Сегодня за рубежом немало пишут насчет Бермудского сове щания трех держав, хотя его специфические цели и сам сепа ратный характер этого совещае ния никак ие могут обеспечить решения проблем-, ©вязанных с необходимостью -разряда® в меж дународной обстановке. Совеща ния такого рода, имеющие ха рактер пр'Отивспоста'ВлеН'ИЯ! од них -государств другим -государ ствам, могут привести и к пря мо противоположным результа там и даже послужить да-льнем- тем у усилению напряженности в международных отношениях. В ОДНОМ ■С'ГН'ОНЮН'ИИ', ОДНЛК-'О, и это совещание- является пока зательным. Тот факт, что и это совещание узкой группировки держав 'отнюдь ие собираются ограничить .рассмотрением одной какой-то проблемы, лишний раз свидетельствует о- том, что ны не нельзя уйти от рассмотрения главного вопроса, наших дней — нельзя уйти от -вопрос,а. об умень шении -напряженности в между народных отношениях, от вопроса об укреплении, -мира, и междуна родной безопасности, к которому прикован© Е 1 нйман(и© миллионов и миллионов людей и на необ ходимости безотлагательного рас смотрения которого настаивает Советский Союз». После сделанном заявления В. М. Молотов ответил па, вопро сы коррес-по-н-деитов1 советской и шга'Стра.вню й отрессы. С. Уиланд (английское агент ство Рейтер) и Р. Кашишке (■американское ■агентство' Асоо- шиэйтсд -Пресс)' в своих вопро сах ст-реогились выяснить, како ва позиция Советского Союза, в -отношении- (встречи глав четырех государств — СССР,' США, Анг лии п Франции. Далее был поставлен вопрос, ДС 1 .ШШО 1 ли, совещание Министров иностранных дол ащидасствовать совещанию глав- правительст-в? В своем ответе В; М. Молотов «казал, что дело, не в том, что бы вести раз говоры- о, совеща нии. В,ажио- уетан-сшить цели со вещания-. С этой- точки зрения следует посмотреть и пи, вопрос о двух названтых совещаниях, посколь ку это ве с|р,гаи'шаци 101 нный, а иол-игичестаий вонрсе. В. Кудрявцев («Известия») зада,л вопрос: Как -Вы оценивае те перспективы- созыва полити ческой шифер-слци-и но корей скому вопросу? В. М; Молотов ответил: У нас впечатление такое, что © корей- ско-ки-тайск-ой стороны- делается все, что возможно, для .своевре менного созыва 'политической к©Н|форе 1 щии по корейскому во просу. Ко, разумеется, созыв конференции зависит не от од ной только стороны.. К. Бродней (америжагасК'С© агентство Юнайтед Пресс) спро сил, какие друти© проблемы, помимо- Германии и Кореи, могли бы быть поставлены на, совеща нии, если признается возмож ность 'Обсуждения любых между- еар'одны-х вопросов? В. М. Молотов ответил: Из сказанного мною вытекает, что не следовало бы заранее .ограни чивать это совещание теми или иными вопросами. Каждый из участиико-в совещания может поставить на этом совещании любой из спорных международ ных вопросов. Если совещание признает, что урегулирование того или иного ©опроса поможет смягчению международной на пряженности, ©ню волин© это сделать. Советское Правитель ств© придает особое значение •рассмотрению вопроса о прекра щении гонки вооружений, о ре шительном сокращении воору жений, о запрещении атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения.' Но мо гут быть поставлены и другие- вопросы-,- зм'ссм-от.рейй© .которых будет содействовать разрядке в международных отношениях-. НЗ. Жуков («Ираида») задал -вопрос.: В западных странах иногда говорят, что- предложение Советского Правительства рас смотреть 'Мероприятия по умень шению международной -напря женности можно понять к ак тре бование одновременного рассмот рения всех спорных междуна родных вопросов-. Правильно' .ли это? Желательно, чтобы Вы по дробно© остановились на этом. В. М. Молотов ответил: Эго, к-ойязчн-о, неправильно. Иэ. пред ложения- Советского: Правитель ства, рассмотреть мероприятия-об уменьшении международной на пряженности на, совещании Ми нистров ишо1Стра1нвых дел 'отнюдь ие вытекает, что следует одно временно р 1 а 10 смат.р,и'ва-ть вс© спорные вопросы. Это предложение означает, во-первых, что в совещании должны принять участие нс,с ве лики© державы без какого-либо исключения-, во-вторых, что участники совещании- и© связа ны заранее обязательств-ом огра ничиться рассмотрением- -одного какого-либо- оперного- междуна родного вопроса, а могут дого вориться о рассмотрении любого ш н-аврешиих вопросов, если бу дет -призвано-, что урегулпр-ош- НИ 16 этого вопр-оео, будет содей ствовать разряда© в междуна родных отношениях. Такой под ход к совещанию мог бы в, наи большей ' мер,3' содействовать уменьшению международной на- пряжениоети, причем, никто- из участников не был бы- заранее ограничен в постанови© на: об- .суждение тех или иных между- пл,родных вопросов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz