Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
---------------------- - ----------------------------------------------- Л И П Е Ц К А Я К ОМ М У Н А _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2 0 си гг и б и 1 9 5 3 г. Л- 186 < 6105) Продолжение доклада тов. ХРУЩЕВА Н. С. ны деятельности; мтетных сельско-хозяйственных о-р- Мнов, колхозов и МТС, давать такие указания, в ко торых часто н а мостах н е нуждаются. Сп-росите товарищей с Северного Камаза., обраща- лись ли они когда-нибудь в министерство с вопросом о том, как надо возделывать пшеницу? Убежден, что вы услышите отрицательный ответ. Работники ' Ук раины не обращались в министерство с вонц)осо1М о том, как возделывать сахарную свеклу, а работники Узбекистана. — как возделывать хлопчатник. Это и понятно, так как у нас на. местах выросли опытные кадры, а работники министерства, продолжают руко водить по старинке, исходя из ложного представле ния, что только они все знают и все метут. В. И. Ленин указывал; «Было бы ошибкой, если бы мы просто но шаблону списывали декреты для всех мест России...»*. Он говорил: «Центральную Россию, Украину, Сибирь, шаблонизировать, подчи- нять^известному шаблону будет величайшей глупо стью**. Эти указания являются актуальными и на ■сегодняшний день. Недостатки в работе министерства -особенно нагляд но отражаются в практике планирования сельского хозяйства. В планы включается много лишних пока зателей, связывающих инициативу местных органов, МТС и колхозов. Достаточно сказать, что. только пла новые задания колхозам по земледелию и животно водству насчитывают -от 2 0 0 до 2 5 0 показателей. При этом из центра планируются такие мероприятия, как, например, снятие с откорма- свиней, 'Полученных от межпородного скрещивания, посев на парах кулис из высоко-стебельных растений и многие другие. Чрезмерно большое количество заданий, содержа щих множество показателей, привело к непомерному раздуванию всякого рода отчетности. Огромное коли чество специалистов сельского хозяйства, и работни ков колхозов отвлекается на- .составление различных сводок, справок..и отчетов. Каждый колхоз -в течение года представляет в районные органы сельского, хо зяйства отчетные данные примерно по десяти- тыся чам показателей. По сравнению с. довоенным перио дом показатели отчетности колхозов увеличились поч ти в. восемь раз. Если мы критикуем Министерство, сельского хозяй ства и заготовок ССОР, то эго не значит, что этим умаляется его роль. Наоборот, роль министерства должна еще более возрасти. В соответствии, с изме нившейся обстановкой структура., министерства долж на быть пересмотрена, а. штаты значительно сокра щены. Министерство сельского хозяйства, и заготовок СССР должно. заниматься, прежде всего, .планированием сельского хозяйства и его. отдельных отраслей, мате риально-техническим снабжением и финансированием сельского хозяйства, заготовками сельскохозяйствен ных продуктов, подбором, расстановкой й подготовкой кадров., вопросами пропаганды и внедрения в произ водство передового опыта и достижений науки, а так ж е организационно-колхозными вол,росами. В связи с этим должно еще больше повыситься значение министерств сельского хозяйства и заготовок союзных и автономных республик, а также, краевых и областных управлений сельского хозяйства и загото вок. А это 'значит, что надо, укрепить местные сель скохозяйственные органы квалифицированными кад рами, пересмотреть их структуру, сократить штаты и приблизить к производству. Особо следует сказать о руководстве сельским хо зяйством РСФСР. На территории Российской Федера ции находится свыше 57 проц, всех колхозов и (52 проц, машинно-тракторных станций страны. Посевные площади РСФСР составляют более 62 проц, всех по севных площадей СССР. Удельный вес животноводства Федерации в общем поголовье скота, имеющегося в стране, превышает 50 процентов. Несмотря на это, Российская Федерация, в отличие ■от других союзных республик, не имела до последне го времени полноценного Министерства сельского хо зяйства, обладающего необходимыми правами и сред ствами. Этому министерству не -были подчинены даже -находящиеся на территории республики машинно- тракторные станции. .Формально министерству было поручено, заниматься .производством картофеля и ово щей, но фактически и для этого оно н е имело необ ходимой (материально-технической базы. В результате министерство вынуждено было ограничивать сферу своей деятельности вопросами кролиководства, пчело водства и звероводства. Это похоже на- анекдот, но, к сожалению, это не -анекдот, а- факт. Российская Федерация с се громадным и много- *) В. И. Лен ин. Соч., т. 29, стр. 138 **) В. И. Ленин. СоЧ., т. 32, стр. 198. отраслевым сельскохозяйственным производством долж на иметь действительно полноценное Министпрство сельского, хозяйства и заготовок, надсл-сннос необхо димыми правами и средствами. Надо возложить на это министерство руководство всеми отраслями сельского хозяйства, колхозами и машинно-тракторными стан циями, расположенными на. территории РСФСР. Нс менее важный вопрос.— это вопрос об- усилении агрономической и зоотехнической помощи колхозам. Многое в этом отношении нами уже сделано и делает ся. Но возможности, которыми мы располагаем, и тут используются далеко недостаточно. Государство подготовило в высшей и средней шко ле сотни тысяч специалистов сельского хозяйства. Только в -системе сельскохозяйственных органов имеется свыше 3 5 0 тысяч специалистов с высшим и средним образованием. Как же используются у нас специалисты.? Оказы вается, что непосредственно в колхозах работает все го лишь 1 8 ,5 тыс. специалистов., или только 5 проц, к общему их числу. На пять колхозов один специа лист! 50 тыс., или 14 проц, специалистов, работают в МТС. Зато 75 тыс., или 21 проц., заняты в аппа рате с-ельс-кохозяйственных органов и далеко недоста точно связаны с колхозным производством.. Вопрос о> правильном использовании специалистов сельского хозяйства поднимается не- впервые. Прави тельство пошло в последние годы- на. то, чтобы повы сить зарплату специалистам, работающим- в МТС. Те перь агроном и инженер- МТС, занятые на производ стве, получают не •меньше, а во многих случаях и больше, чем инженер, работающий на промышленном предприятии. Но и после этого большинство специа листов продолжает оседать в разного рода учрежде ниях и канцеляриях. Нем объясняется, такое ненормальное положение? Оно объясняется, прежде всего, негосударственным подходом сельскохозяйственных органов к вопросу об использовании специалистов. Видя свое .главное при звание в том, чтобы писать приказы, распоряжения и инструкции, многие руководители -сельскохозяйст венных органов стараются специалиста усадить за канцелярский стол. Сельскохозяйственные органы ма ло работают над тем, чтобы -развить чувство профес сиональной гордости у каждого специалиста, пробу дить в нем дух творческого искания, дух неукротимо го преобразователя земледелия и животноводства. Такое отношение к драгоценному фонду сельскохо зяйственных кадров является в. корне неправильным. Надо, наконец, добиться того, чтобы специалисты рабо тали на производстве — в- колхозах, МТС и совхозах и занимались своим кровным делом — делом повыше- •ния урожайности и развития животноводства. Проектом постановления предусматривается уж© к весне 1 9 5 4 г. направить не менее 100 тыс. специа листов сельского хозяйства на работу в МТС с тем, чтобы каждый колхоз обслуживал агроном, а круп ный колхоз— агроном- и зоотехник. Агроном МТС, по стоянно обслуживающий один колхоз, должен следить за выполнением договора, заключенного между МТС и колхозом. Он обязан добиваться, чтобы были выпол нены все мероприятия, предусмотренные агротехни ческими правилами. Агроном ни в коем- случае не ■может допускать укрывательства недоброкачествен ной работы, п-ом-ня, что малейше© либеральное отно шение с его стороны к нарушению, агротехники, по пустительство бракоделам наносят ущерб колхозу и государству. Агроном должен интересоваться всем, что касается качества сельскохозяйственных работ, и быть активным, борцом, за внедрение в колхозное про изводств© всего нового, передового. На главного агронома- машмагао-тралстсрной станции целесообразно возложить обязанности государственно го инспектора тго контролю за качеством работ, пре дусмотренных договором МТС с колх-о-зом. В связи с этим будет -совершенно правильным, если главный аг роном- п о 'вопросам) агротехники будет подчиняться не директору МТС, а непосредственно начальнику обла стного управления сельского хозяйства. Это-требуется для того, чтобы производственные, агрономические интересы не подчинялись узковедомственным сообра жениям. На практике бывают такие случаи, когда ди ректор МТС, чтобы получить большую выработку на трактор и больше сэкономить горючего, разрешает мелкую, пахоту или откладывает начало весеннего сева, до иссушения почвы. Обязанность главного агро нома- МТС — ни- в коем случае не допускать наруше ния требований агротехники, всегда исходить из> то го, что высокие урожаи можно получить только при своевременном проведении и высоком, качестве работ МТС. Агрономы должны -стать подлинными организа торами борьбы за высокий урожай. Министерству сельского хозяйства и заготовок СССР следует разработать положение о главном агрономе МТС, где бы четко и ясно были определены ©го права и обязанности. В связи с повышением •организующей роли МТС в колхозном производстве теперь, видимо, отпадет на добность в районных управлениях сельского хозяйст ва и заготовок-. Достаточно иметь в составе райиспол кома несколько работников, для планирования и уче та, а основные кадры специалистов надо, использо вать в МТС и колхозах. Необходимо остановиться на таком важном вопросе, как пропаганда и внедрение достижений науки и пе редового опыта в сельском хозяйстве. В каждой области, крае, республике -есть много новаторов сельского хозяйства, передовых колхозов, МТС и совхозов. В наше время в.ести хозяйство без учета опыта передовых колхозов, МТС и совхозов, достижений новаторов значит заведомо обрекать его на отставание. К сожалению, новое мы плохо пропагандируем, к внедряем в. производство. Каждый колхоз у нас. вы нужден, если можно так выразиться, выходить в> лю ди своим умом, своим опытом, своей практикой. А ведь при наличии огромного опыта, накопленного передовиками, мы могли бы вооружить им все кол хозы. Министерство и -его органы на местах до сих пор равнодушно, пассивно -относятся к новому в сельском хозяйстве, словно, не замечают его. Многие ценные и проверенные приемы повышения урожаев годами не внедряются в производство. Руководить сельским хозяйством— это прежде все го изучать, обобщать и распространять передовой опыт, достижения науки. Агрономическая пропаганда дол жна стать, наконец, важнейшей неотъемлемой частью всей деятельности Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР, Министерства совхозов СССР н и х органов на. местах. Следует сказать, что в плохой постановке пропа ганды передового опыта и достижений науки повин ны не только .министерства и их -местные органы. Многие партийные и советские органы переложили важное дело агрономической, пропаганды на неболь шую группу работников, а сами стоят в стороне. Руководители партийных и советских организаций должны не только читать доклады о необходимости распространения передового опыта, но главно© они обязаны сами изучать этот опыт ц быть активными организаторами его внедрения во все колхозы и сов хозы. Прежде чем призывать других, руководитель должен на месте хорошо изучить передовые приемы и методы ведения хозяйства, чтобы он- мог хорошо представлять то, к чему он призывает, и, бывая и колхозах и совхозах, давать необходимые советы и оказывать помощь. Руководителям партийных и советских -организаций; следует побуждать председателей, членов правлений, бригадиров, звеньевых и отдельных колхозников от стающих колхозов, чтобы они бывали в передовых хозяйствах, изучали детально на месте все приемы и методы их работы. Нужно найти соответствующие ме ры воздействия и добиться того, чтобы, отстающие колхозы и совхозы проводили у себя всю работу по образцу передовых. Наша печать, особенно -сельскохозяйственная, н е удовлетворительно пропагандирует достижения науки и передовой опыт, все- -еще мало издается хороших книг по этим вопросам, а то, что издается, часто но сит характер поверхностного описания фактов, не рас крывает существа новых приемов- и методов работы. Плохо поставлено дело с выпуском научно-популяр ных и учебных сельскохозяйственных кинофильмов, качество которых часто оставляет желать много луч шего. Е работе по. созданию сельскохозяйственных кинофильмов нередко привлекаются люди случайные, слабо знающие сельское хозяйство. (Продолжение в следующем номере) -------♦-------- ИЗВЕЩЕНИЕ 23 сентября с. г., в 19 часов, проводится семинар пропагандистов сети партийного и комсомольского про свещения. Семинарские занятия будут проводиться по группам, в соответствии с формами и годами обучения, по 1—2 и 8—9 темам учебного плана. Занятия с пропагандистами Правобережья будут проходить в здании горкома КПСС, с пропагандистами Левобережья —в средней школе № 29. Редактор А. Д. ТРУБНИКОВ. го положения дел на местах, мянисФарство тем н е м-е- лео пытается регламентировать из центра все сторо- ЛЕ 09197 Липецк, типография Облполиграфиздата. Тираж 8000 экз. Зак. № 5165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz