Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 20 сентября 1 9 5 3 г. № 186 (6 1 0 5 ) Продолжение доклада тов. ХРУЩЕВА Н. С. руководителей колхозов, МТС и совхозов к примене­ нию местных удобрений. Существует вредная недо­ оценка это-го дела. Иначе нельзя объяснить то поло­ жение, что планы накопления навоза и заготовок тор­ фа не выполняются. Иввсстно, что навоз является ценнейшим видом удобрений. К концу пятилетки можно ш ет ь , около 4 0 0 млн. тонн навоза в год, что равно примерно 2 0 млн. тонн минеральных удобрений, или в 3,5 раза больше, чем даст промышленность в настоящее время. Делу накопления, правильного хранения и внесения в почву навоза должно быть уделено серьезное вни ­ мание. Надо покончить с бесхозяйственным' хранени­ ем навоза, ибо при плохом хранении он выветривает­ ся, теряет свои ценные' качества. В каждом колхозе и совхозе при животноводческих фермах следует по­ строить навозохранилища, обеспечить, чтобы навоз полностью и своевременно вывозился на поля и запа­ хивался. Надо также принять меры по механизации таких трудоемких работ, как погрузка, выгрузка! л разбрасывание на ноля навоза, наладить изготовление навозоразбрасывателей, навозопогрузчиков и внедрить такие машины в колхозное и совхозное производство. В районах кислых дерново-подзолистых почв боль­ шое значение для повышения урожайности -ссльскохо- Гла-вная и решающая роль в дальнейшем подъеме зельского хозяйства принадлежит машинно-трактор­ ным станциям. В настоящее время- В1 МТС имеется 969 тыс. тракторов (в переводе на 15-сильные), или на 74 проц, больше, чем было до войны, 2 5 5 тыс. зерновых комбайнов, или на 66 проц, больше, чем было в 1 9 4 0 г., и много других машин. В послевоенные годы МТС пополнились большим количеством новых машин. Если до войны были в основном колесные тракторы, то в послевоенные годы получено много дизельных гусеничных тракторов. Количество их увеличилось в сравнении с 1 9 4 0 г. в 14 раз. Созданы новые типы пропашных тракторов: «Беларусь», КД-П-35, «ХТЗ-7», освоено производство навесных машин и орудий. Увеличивается выпуск- хлопкоуборочных -машин, свеклокомбайнов и других машин. С каждым годом в. колхозном производстве растет механизация, сокращается ручной труд, повышается производительность пруда колхозников. Это означает, что дальнейший подъем всех отраслей сельского1 хо­ зяйства зависит прежде всего от улучшения работы МТС. К сожалению, многие работники партийных, совет­ ских и сельскохозяйственных -органов, видимо, до сих пор не усвоили, что механизация является той силой, без которой невозможно выдержать ни наших темпов развития, ни крупных масштабов производства. Мно­ гие партийные, советские и сельскохозяйственные ор­ ганы слабо руководят машинно-тракторными станция­ ми, не осуществляют должного контроля -за своевре­ менным и доброкачественным проведением сельскохо­ зяйственных работ, не занимаются как следует делом подбора и воспитания работников МТС. Основной -недо­ статок В) работе МТС — совершенно неудовлетвори­ тельное использование техники. Это главная причина отставания ряда жизненно- важных отраслей сельского хозяйства. Нужно коренным образом изменить отношение к машинно-тракторным станциям, решительно устранить серьезные недостатки в их деятельности, -обеспечить комплексную механизацию сельскохозяйственных ра­ бот. Основной з-адачей машинно-тракторных -станций яв­ ляется всемерное повышение урожайности всех сель­ скохозяйственных культур в колхозах, обеспечение роста общественного поголовья скота при одновремен­ ном повышении его продуктивности, увеличение ва­ ловой и товарной продукции земледелия и животно­ водства в обслуживаемых колхозах. От МТС требуется сверш ить механизацию работ по возделыванию зерно­ вых и технических культур, широко развернуть ме­ ханизацию трудоемких процессов в животноводстве, в производстве картофеля и овощей, внедрять в колхоз­ ное производство достижения науки и передовой прак­ тики, обеспечить дальнейшее организационно-хозяйст­ венное укрепление колхозов, и на этой основе повы­ шение материального благосостояния колхозников. Машинно-тракторные станции должны обеспечить получение высоких урожаев на всех обрабатываемых площадях. Этого можно до-стипнуть, если производи­ тельно использовать тракторы и другие машины, про­ водить сельскохозяйственные работы в> сжатые -сроки и высококачественно. Однако многие МТС н е выпол­ няют этой важнейшей задачи. Они нарушают агро­ технику, затягивают сроки работ, плохо обрабатывают землю и недоброкачественно производят сев. что неиз- зяйств.енных культур имеет известкование этих почв, а в районах солончаковых и-очв — гипсование. В этих целях необходимо значительно увеличить производство извести на •предприятиях промышленности строитель­ ных материалов, местной промышленности и про­ мысловой кооперации, организовать добычу гипса, перемалывание его и доставку в колхозы. Наряду с использованием местных удобрений для повышения урожайности необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений. Правительство намечает увеличить выпуск минеральных удобрений. Ужо в 1 9 5 3 -г. колхозы и совхозы получа-т от .про­ мышленности 6 млн. тонн минеральных удобрений, что почти в 2 раза превысит количество удобрений, отпущенных сельскому хозяйству в 1 9 4 0 году. В по­ следующие годы производство удобрений увеличится в значительных размерах. Надо навести порядок, в хранении минеральных удобрений и добиться -пра­ вильного- их использования. Следует также шире при­ менять бактериальные удобрения. Осуществление намеченных мероприятий поднимет на новую ступень культуру земледелия, приведет к значительному росту урожайности всех сельскохозяй­ ственных культур. бежно ведет к недобору урожая. В прошлом году не выполнили плана- работ больше половины . МТС. Свыше 20 процентов всех работ по посеву яровых и озимых проведено с -опозданием. Плохо .проводятся та ­ кие важные работы, как подъем- паров- и взмет зяби, сеноуборка, силосов-ание кормов. Допускаются значи­ тельные потери при уборке урожая. Это происходит потому, что значительная часть тракторо-в и других машин в -п-сриод полевых работ простаивает. Сменные нормы выработки выполнили в 1 9 5 2 году лишь 34 процента трактористов. Особенно плохо организовано использование тракторов в- МТС Новосибирской, Калининской, Смоленске]!, Ярославской, Великолук­ ской, Псковской, Новгородской областей й в Белорус­ ской ССР. Одной из основных причин такого положения яв­ ляется необеспеченность МТС квалифицированными механизаторскими кадрами. Богатая и сложная техника машинно-тракторных станций требует умелых рабочих рук. Не эта техника находится в руках сезонных ра.- ботяиков, которых выделяют колхозы н-а время поле­ вых работ. Тракторист по существу н е -подчинен ди­ ректору МТС. Захотел — вышел на работу, а если не вышел — директору трудно н а -него воздействовать. Сегодня он работает на тракторе, а завтра вернулся в колхоз или ушел н а производство. Этим в* значитель­ ной мере объясняется низкая производственная дис­ циплина и большая текучесть кадров. Из- тракторных •бригад -ежегодно выбывает 3 0— 35 проц, трактори­ стов, а состав прицепщиков- во многих тракторных бригадах меняется в течение года- по нескольку раз. Если -мы хотим решительно улучшить работу ма- шииио-тракторны-х станций, то должны создать по­ стоянные квалифицированные механизаторские кадры, способные наиболее полно и производительно исполь­ зовать технику и обеспечить дальнейший подъем в-сех отраслей колхозного производства. Поэтому следу от установить, что в машинно-тракторных станциях трактористы, бригадир])] тракторных бригад и их по­ мощники, -машинисты экскаваторов и их помощники, учетчики-заправщики являются постоянными рабочи­ ми и зачисляются В1штаты МТС. В ненолевой- период эти работники должны быть заняты в -порядке- совме­ щения профессий в ремонтных мастерских, на работе по -механизации животноводческих ферм колхозов и на других работах В МТС. Прицепщики, работающие на 'сельскохозяйственных и землеройных -машинах, помощники комбайнеров должны Включаться в штаты МТС в качество сезонных рабочих. Нужно также поднять личную материальную заин­ тересованность работников тракторных б-р-ига,д » наи­ более производительном использовании машин и полу­ чении высоких урожаев-. Оправдала себ-я- на. практике' -система оплаты труда- работников тракторных бригад по- трудодням' и сдельным- -расценкам, при которой ра­ ботникам- начисляется заработок за выполнение нормы выработки и количество полученной продукции в за ­ висимости от урожайности сельскохозяйственных куль­ тур. Этот порядок необходимо -сохранить и в- дальней­ шем. Рабочим тракторных бригад намечается повышение денежной оплаты по трудодням от МТС. Кроме- этого, они будут получать, как и получали до- настоящего вре­ мени, оплату наряду с колхозниками- но- трудодням; им сохраняется дополнительная -оплата, за перевыпол­ нение планов урожайности. При этом меняется- поря­ док натуральной оплаты зернам по- гарантийному ми­ нимуму трактористам и другим работникам трактор­ ных бригад. Раньше они получали зерно в колхозе, а теперь будет выдавать его машинно-тракторная стан­ ция. Зерно продовольственных культур, причитающее­ ся- рабочим тракторных бригад но гарантийному мини­ муму на заработанные трудодни, а также ш работу по уборке урожая комбайнами и другими машинами, бу­ дет сдаваться колхоза,ми на государственные загото­ вительные пункты одновременно с натуральной опла­ той. Продовольственное зерно для выдачи рабочим тракторных бригад машинно-тракторная станция будет получать в заготовительных ортаии-за-ция-х. При условии, когда у нас растет урожайность, по­ вышается продуктивность животноводства-, (расши­ ряется производство картофеля и овощей и, благоучя этому, повышается доходность колхозов и- оплата тру­ додня, зарплата- трактористов- и других работников тракторных бри-лад значительно возрастет. Эго- несом­ ненно -создаст устойчивость кадров. Тем самым будет обеспечено лучшее использование техники. Назрела необходимость изменить систему подготов­ ки трактористов, комбайнеров и работников- других массовых квалификаций. До сих пор эти кадры- гото­ вились из рук вон плохо. Побудет паренек 2— 3 ме­ сяца на курсах, обведут его вокруг машины несколь­ ко раз, а- потом дадут ему «баранку» в-руки— и трак­ торист -готов. Весной- этот тракторист кое-как выедет в поле, а -если машина остановится, то он садится возле трактора и ждет, пока- -приедет механик, потому что он -не знает, что делать. Поэтому и выработка- низкая, к частые поломки машин, и работа недобро­ качественная. Существующая до сих пор система-под­ готовки ка.др-ов на- краткосрочных курсах н-е обеспе­ чивает получения необходимых технических знаний. Нужно.серьезно поправить это дело. Надо готовить для МТС трактористов-наши-ни-стов широкого профиля с тем, чтобы они были способны работать на тракторах, комбайнах и других машинах и имели на-выки для выполнения слесарных, ремонтных и других работ. Чтобы поставить как следует подготовку кадров, не­ обходимо реорганизовать существующие школы меха­ низации в 'училища механизации, увеличить сроки обучения. Следует перейти на систему обучения, при­ меняемую в ремесленных училищах и школах ФЗО промышленности. Перестройку системы -подготовки-ме­ ханизаторских кадров нужно провести быстро. Нель­ зя откладывать этой важной работы ни но один день. За последние годы м-ного опытных, хорошо знаю­ щих дело трактористов ушло из машинно-тракторных станций и работает на. промышленных предприятиях в городах. Следовало бы обратиться к- бывшим меха­ низаторам? с призывом вернуться на. работу' в- МТС. Надо полагать, ото теперь, когда, трактористы будут находиться в штате- МТС и получать повышенную гарантированную оплату, многие бывшие трактористы охотно -пойдут -ни. работу в машинно-тракторные стан­ ции. Нужно предупредить директоров предприятий, чтобы- они не препятствовали этому. Отдельно сле^е-т остановиться на вопросе подбора- руководящих кадров МТС. В сентябре 1951 г. было принято решение Правительства «О мерах по- улуч­ шению работы МТС», в котором руководящим работ­ никам МТС были установлены повышенные оклады, премии за достижение урожайности и другие виды поощрения. Однако -многие -местные партийные органы не при­ няли мер к укреплению МТС квалифицированными кадрами, не использовали возможностей, созданных этим постановлением, и мало- сделали по выдвижению инженеров и техников1 для работы в МТС. Между тем уровень инженерно-технической и агрономической подготовки подавляющего большинства- руководящих работников МТС н е отвечает требованиям ведения крупного 'Механизированного сельскохозяйственного 'производства. Приведу некоторые данные- о составе руководящих кадров- МТС по образованию. Соста-в по образованию (в %'%): В ы сш ее С редн ее специаль­ Н изш ее (практики) Директора 2 2 ,6 н о е 4 7 ,0 3 0 ,4 Главные инженеры 1 4 ,8 2 0 , 8 6 4 ,4 Заведующие мастерскими 1,3 8 ,8 8 9 , 9 Следует обратить внимание на совершенно недо­ пустимое явление, когда- должности директоров, глав­ ных инженеров и заведующих мастерскими замеща­ ются людьми, н е имеющими специального образова­ ния. Понятно, что, н-е имея необходимой подготовки, они часто не справляются с порученным- делом. Есть полная во-зм-ожиость выдвинуть н-а эти посты людей подготовленных, имеющих специальное образование и способных успешно руководить большим, сложным- хо­ зяйством машинно-тракторных станций. (Продолжение см. на 3-й стр.). 5. Об улучшении работы машинно-тракторных станций

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz