Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

1 сентября 19 53 г. № 172 (6 0 9 1 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 Августовское совещан ие учителей школ города Повышать качество учебно-воспитательной работы 2 7— 29 августа проходило со­ вещание учителей городских школ, посвященное началу ново­ го учебного года. В актовом зале вредней школы № 4 (Трак­ торозаводский район) собралось около 7 0 0 учителей. Среди них убеленные сединами мастера, пе­ дагогического труда, и молодела», только недавно, оставившая сте­ ны высших учебных заведений и занявшая место в рядах работ­ ников народного просвещения. Все они пришли сюда за тем, чтобы обсудить насущные вопро­ сы предстоящего учебного года. С докладом об итогах 1 9 5 2— 5 3 учебного года и задачах школ в .наступающем учебном году вы­ ступил заведующий городским Зтдедом народного образования т о в .’ларйн. — Советская школа,— гово­ рит он,— достигла, больших успе­ хов в осуществлении всеобщего 'семияетнего обучения. Все дети школьного возраста, учатся. На. очереди стоит решение задачи, поставленной XIX съездом пар­ тии— завершить к концу пяти­ летки переход от семилетнего ко всеобщему среднему образованию в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупней­ ших промышленных центрах и ПОДГОТОВИТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛНОГО’ ■осуществления в 'Следующей пя­ тилетке всеобщего' среднего об­ разования. С этой целью расши­ ряется сеть школ, увеличивают­ ся ассигнования на народное об­ разование. Только в нашем горо­ де. .государственные расходы на. эт у цель составляют более 22 миллионов рублей. Помимо с у ­ ществующих, в городе будут от­ крыты три средних и две семи­ летних школы. Четыре новых доны и другие причины неудов­ летворительной постановки пре­ подавания русского языка, и дру­ гих дисциплин. По не 'было ска­ зано о главном — почему город­ ской и районный отделы народ­ ного образования только конста­ тировали недостатки и почти ни­ чего н е предпринимали для их ликвидации. Однако изучением и обобщением опыта лучших и передачей его другим учителям городской отдел народного образования занимался недостаточно, не оказывал н уж ­ ной помощи школам в преодоле­ нии недостатков в работе, в по­ вышении качества преподавания. Слабый контроль за работой школ со стороны горОНО порождал, в свою очередь, 'безответственность директоров школ и заведующих учебной частью в организации учебного' процесса н контроля за работой у чителей-и редметник ов. В докладе были приведены факты, говорящие о завышении оценок знании учащихся, об игнориро­ вании некоторыми руководите­ лями школ указаний Министер­ ства культуры и местных орга­ нов народного образования. Но, как ни странно, городской отдел народного образования оставался глух к подобным яв­ лениям,, Стоит ли после этого удивляться, что состояние учеб­ но-воспитательной: 'работы в ряде школ, например школ № 8, Л1» 19 и д р ., на протяжении ряда, лет продолжает оставаться на. низком уровне. Как было отмечено в докладе и в выступлениях участников совещания, в прошлом учебном году школы города- добились не­ которых положительных резуль­ татов в деле политехнизации обучения. Серьезная работа в школьных здания будут введены ЭТоМ направлении была ироведе- в эксплоатацшо уж е в 1 9 5 4 году. Докладчик затем переходит к характеристике учебно-воепита - тельной работы в прошлом учеб­ ном году. . Итоги весенних переводных экзаменов показывают, что' от­ нюдь н е все учителя городских школ работали в меру своих сил и возможностей. Это привело к тому, что общая успеваемость учащихся оказалась ниже, чем она. была в 1951'— 52 учебном году. Более 2 0 0 0 учащихся не выдержали экзамены и оставлены на второй год. Даже в таких школах, как Л1» 1 (директор, то®. Касьянов), N° 6 (директор т. Хо­ рохорин), где показатели выше других школ, общая успевае­ мость ниже 90 процентов. Край­ не низкой оказалась успевае­ мость в школах N N 7, 8, 17, 18. Только по этим четырем шко­ лам на второй год оставлено более 4 0 0 учащихся. Иоирежнему низок уровень преподавания русского языка, причем наибольший. процент неуспевающих по этому основно­ му предмету падает ага 5 и 7-е классы. Причины тому: кроются, прежде всего, в том, что некото­ рые учителя-словесники предают забвению учение И. В. Сталина о связи языка с мышлением, не добиваются выработки у уча­ щихся правильных и. достаточ­ ных понятий о вещах, предметах и явлениях, что, естественно, сказывается на знаниях школь­ ников. Докладчиком были тариве- на. в мужс-ких школах N 2 и N 5„ школах N N 1, 10 и 29: устройство экскурсий в природу и на. предприятия, выполнение лабораторных работ, занятия в предметных и технических пруж­ ках, работа, на учебно-опытных участках. Все это благотворно сказа­ лось на знаниях учащихся. Тем не менее в школах города, дале­ ко не использованы возможности для улучшения качества, препо­ давания таких дисциплин как физика, биология, география, хи­ мия, для более широкого внедре­ ния в учебный процесс элементов политехнизма. Задача состоит в том, чтобы усилить экскурсионную работу, шире практиковать все виды ла­ бораторных работ, шире привле­ кать учащихся к занятиям в кружках, к работе на учебно­ опытных участках, прививать ИМ' трудовые навыки. На пленарном заседании был заслушан также доклад дирек­ тора школы N 25 т. Устинова об опыте воспитания сознатель­ ной дисциплины. Оба эти доклада .вызвали оживленный обмен мнениями. В прениях по докладам выступило 2 5 человек, которые высказали ряд критических замечаний и предложений, направленных на устранение узких мест и повы­ шение качеств.» всей учебно-вос­ питательной работы. На. совещании, выступил пред­ ставитель областного отдела, на- 0 путях повышения грамотно­ сти учащихся говорит заслужен­ ная учительница! школ РСФСР Н. Д. Знаменская. Это дело не только учителей-,словесников, а всех преподаватели. Они совме­ стно должны бороться за. соблю- режима. Основы грамотности за­ кладываются в начальных влас- родного образования т. Еремим. Указав на то, что в школах Ли­ пецка неудовлетворительно вы­ полняется основная задача— по­ вышение качества учебно-воспи­ тательной работы, он призвал коллектив учителей мобилизо­ вать все силы на- устранение вскрытых недостатков, повысить требовательность в работе и обеспечить выполнение задач, по­ ставленных XIX съездом партии. На. совещании выступил так­ же секретарь горкома КПСС тов. Гладков. Он говорил о почетном и благородном труде учителя, формирующего сознание людей, воспитывающего молодое поколе­ ние в духе беззаветной любви и .преданности Родине, великому делу строительства коммунизма. Профессия учителя самая по­ четная в нашей стране. Партия и ' низации,— говорит правительство подняли звание, средней женской школы N 1 учителя на недосягаемую вы со-! тов. Лаврищева,— должны . ока­ ту. И это обязывает каждого учи- зывать большую помощь в улуч- теля работать на поприще народ- т ен и и всего учебного процесса., За строгое соблюдение орфографического режима сте с тем обращает внимание на перегрузку .программы по рус­ скому языку в пятых классах. Дело в том, что при существую­ щей программе почти н е остает­ ся времени для повторения и за­ крепления пройденного материа- деиие единого орфографического ла.. Этот серьезный недостаток должен быть устранен. Тов. Зна­ менская обращает особое внима- с»х, и поэтому на учителях пер- иие на объяснение нового мато­ вых классов лежит большая от- „„„ тт риала и применение при этом ветствеиность. Надо с п ервы х1. 1 классов учить ребят красивому | |ШГЛЯД'НЫХ пособий. Это гаранти- почерку, прививать им любовь; 1 РУ&Т прочность знаний учащих- к. чтению. Тов. Знаменская вме- ся. Повысить роль школьных парторганизаций Школьные ного образования в полную меру своих сил и возможностей. Пода­ вляющее большинство учителей города, честно выполняет свой долг перед Родиной. Но, к сожале:- ниго, есть люди, которые недо­ бросовестно относятся к делу, работают формально, без души. Этим I! известной мере и объяс­ няется ТО' ,что прошлый учебный год в школах города был закон­ чен с неудовлетворительными показателями'. Народный учитель творит в вослята - в лучшей постановке тельной работы. Нужно-, чтобы их влияние на жизнь и работу школьных кол­ лективов было значительно боль­ шим, чтобы они более активно вмешивались в дела школы. Некоторая -оторванность пар­ тийных организаций от решения многих важных школьных во­ просов объясняется тем, что горОНО как бы не замечает с у ­ ществования их. Секретарей парторганизаций ночему-то не нашей стране благородное и в с - ! п®икя,во приглашать на сбвеща- ликое дело. Поэтому каждый пе- ния:’ НРвводимые горОНО, их мне- дагог должен относиться к своей ” " работе с чувством глубокой от­ ветственности. Чтобы улучшить постановку всей учебно-воспитательной ра­ боты в школах, необходимо1, преж­ де всего, чтобы наши учителя овладели основой всех наук — учением Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Между тем, вопросы повышения идейно-тео­ ретического уровня работников народного образования решаются крайне неудовлетворительно'. Этот существенный пробел в ра­ боте с кадрами должен быть устранен. Вместе с тем необходимо не­ престанно совершенствовать про­ фессиональные знания, повы­ шать педагогическое мастерство. Это обязывает поднять уровень работы предметных комиссий, ме­ тодических объединений, педсо­ ветов, шире пропагандировать опыт передовых учителей, кото­ рым богаты наши школы. В деде пропаганды лучших образцов пе­ дагогического труда надо исполь­ зовать все формы и„ прежде все­ го, печать. К сожалению, паши учителя и, в частности, работни­ ки горОНО плохо используют га­ зетную трибуну. В заключение тов. Гладнев выражает уверенность, что кол­ лектив учителей с. честью решит поставленные перед ним- задачи в деле образования к воспита­ ния подрастающего' поколения— поколения строителей комму­ низма. По заслушанным докладам принята резолюция, направлен­ ная на улучшение постановки учебно-воспитательной работы в школах города. партийные орга- ния н е спрашивают, с ними не учительница | советуются. Необходимо, чтобы горОНО имел тесную связь с парторганизациями. Важно так­ же, чтобы партийные органи­ зации больше интересовались школьными комсомольскими и пионерскими организациями, н а­ правляли их работу. Особое внимание должно быть уделено идейному росту учите­ лей. Поэтому обязанность пар­ тийных организаций — как мож­ но шире организовать работу по повышению идейно - теоретиче­ ского уровня учителей. Маркси­ стско-ленинская подготовка учи­ тельских кадров — одно из важ­ нейших условий, позволяющих поднять уровень учебно-воспита­ тельной работы в школах. З ел ены е л абор а тории Преподаватель биологий сред­ ней школы N 2 т. Новосельцев свое выступление посвятил ор­ ганизации практической работы на учебно-опытном участке. При­ школьный участок средней шко­ лы N 2, говорит он, превратил­ ся в своеобразную лабораторию, где учащиеся на практике за ­ крепляют теоретические знания, полученные на уроках биологии. Юные натуралисты н е только выполняют работы по выращи­ ванию растений, но и ведут большую экспериментальную ра­ боту по выведению новых сор­ тов зерновых и технических культур. Эту работу они прово­ дят ПО' заданиям и в тесном кон­ такте с Алексеевской государст­ венной сортоиспытательной стан­ цией. В этом году на учебно- опытном участке было выращено 19 сортов пшеницы, 8 сортов кукурузы, 6 сортов льна и т. д. Значение работы учащихся на участке трудно переоценить. Тов. Новосельцев указывает на низкую техническую осна­ щенность учебно-опытного уча­ стка, но этот пробел восполняет­ ся экскурсиями в лесопарковое хозяйство и Липецкую МТС; где школьники имеют возможность ознакомиться с богатой сельско­ хозяйственной техникой. Учебно-опытные участки— это зеленые лаборатории, где вместе с биологами должны работать и физики, и химики, и матема- .тики. Повышать педагогическое мастерство Директор средней школы N 29 т. Салтыков первую часть своей речи посвятил итогам работы школы в минувшем учебном го­ ду. Отметив' ряд положительных моментов в работе школы — вы­ полнение закона о всеобуче; по­ вышение успеваемости, улучше­ ние работы школьных организа­ ций, 'Он вместе с тем указал на- недостатки, устранение которых позволит улучшить учебно-вос­ питательную работу и добиться в новом учебном году более высо­ ких показателей. Тов. Салтыков сообщил об очень ценном мероприятии, проводимом в школе в деле повышения педа­ гогического мастерства учителей. Школой разработан трехлетний перспективный план повышения деловой квалификации учите­ лей. Он предусматривает учебу на заочных отделениях педаго­ гических институтов, на курсах усовершенствования учителей, проведение семинаров и другие формы учебы. Особое место отво­ дится вопросам повышения идей­ но-теоретического уровня учите­ лей. Осуществление этого плана позволит поднять на более высо­ кий уровень педагогическое ма­ стерство . учительских кадров. Тов. Салтыков, считает, что та­ кие перспективные планы повы­ шения .квалификации учителей могут и должны иметь и другие школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz