Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
1 сентября 19 53 г. № 172 (6 0 9 1 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 Августовское совещан ие учителей школ города Повышать качество учебно-воспитательной работы 2 7— 29 августа проходило со вещание учителей городских школ, посвященное началу ново го учебного года. В актовом зале вредней школы № 4 (Трак торозаводский район) собралось около 7 0 0 учителей. Среди них убеленные сединами мастера, пе дагогического труда, и молодела», только недавно, оставившая сте ны высших учебных заведений и занявшая место в рядах работ ников народного просвещения. Все они пришли сюда за тем, чтобы обсудить насущные вопро сы предстоящего учебного года. С докладом об итогах 1 9 5 2— 5 3 учебного года и задачах школ в .наступающем учебном году вы ступил заведующий городским Зтдедом народного образования т о в .’ларйн. — Советская школа,— гово рит он,— достигла, больших успе хов в осуществлении всеобщего 'семияетнего обучения. Все дети школьного возраста, учатся. На. очереди стоит решение задачи, поставленной XIX съездом пар тии— завершить к концу пяти летки переход от семилетнего ко всеобщему среднему образованию в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупней ших промышленных центрах и ПОДГОТОВИТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛНОГО’ ■осуществления в 'Следующей пя тилетке всеобщего' среднего об разования. С этой целью расши ряется сеть школ, увеличивают ся ассигнования на народное об разование. Только в нашем горо де. .государственные расходы на. эт у цель составляют более 22 миллионов рублей. Помимо с у ществующих, в городе будут от крыты три средних и две семи летних школы. Четыре новых доны и другие причины неудов летворительной постановки пре подавания русского языка, и дру гих дисциплин. По не 'было ска зано о главном — почему город ской и районный отделы народ ного образования только конста тировали недостатки и почти ни чего н е предпринимали для их ликвидации. Однако изучением и обобщением опыта лучших и передачей его другим учителям городской отдел народного образования занимался недостаточно, не оказывал н уж ной помощи школам в преодоле нии недостатков в работе, в по вышении качества преподавания. Слабый контроль за работой школ со стороны горОНО порождал, в свою очередь, 'безответственность директоров школ и заведующих учебной частью в организации учебного' процесса н контроля за работой у чителей-и редметник ов. В докладе были приведены факты, говорящие о завышении оценок знании учащихся, об игнориро вании некоторыми руководите лями школ указаний Министер ства культуры и местных орга нов народного образования. Но, как ни странно, городской отдел народного образования оставался глух к подобным яв лениям,, Стоит ли после этого удивляться, что состояние учеб но-воспитательной: 'работы в ряде школ, например школ № 8, Л1» 19 и д р ., на протяжении ряда, лет продолжает оставаться на. низком уровне. Как было отмечено в докладе и в выступлениях участников совещания, в прошлом учебном году школы города- добились не которых положительных резуль татов в деле политехнизации обучения. Серьезная работа в школьных здания будут введены ЭТоМ направлении была ироведе- в эксплоатацшо уж е в 1 9 5 4 году. Докладчик затем переходит к характеристике учебно-воепита - тельной работы в прошлом учеб ном году. . Итоги весенних переводных экзаменов показывают, что' от нюдь н е все учителя городских школ работали в меру своих сил и возможностей. Это привело к тому, что общая успеваемость учащихся оказалась ниже, чем она. была в 1951'— 52 учебном году. Более 2 0 0 0 учащихся не выдержали экзамены и оставлены на второй год. Даже в таких школах, как Л1» 1 (директор, то®. Касьянов), N° 6 (директор т. Хо рохорин), где показатели выше других школ, общая успевае мость ниже 90 процентов. Край не низкой оказалась успевае мость в школах N N 7, 8, 17, 18. Только по этим четырем шко лам на второй год оставлено более 4 0 0 учащихся. Иоирежнему низок уровень преподавания русского языка, причем наибольший. процент неуспевающих по этому основно му предмету падает ага 5 и 7-е классы. Причины тому: кроются, прежде всего, в том, что некото рые учителя-словесники предают забвению учение И. В. Сталина о связи языка с мышлением, не добиваются выработки у уча щихся правильных и. достаточ ных понятий о вещах, предметах и явлениях, что, естественно, сказывается на знаниях школь ников. Докладчиком были тариве- на. в мужс-ких школах N 2 и N 5„ школах N N 1, 10 и 29: устройство экскурсий в природу и на. предприятия, выполнение лабораторных работ, занятия в предметных и технических пруж ках, работа, на учебно-опытных участках. Все это благотворно сказа лось на знаниях учащихся. Тем не менее в школах города, дале ко не использованы возможности для улучшения качества, препо давания таких дисциплин как физика, биология, география, хи мия, для более широкого внедре ния в учебный процесс элементов политехнизма. Задача состоит в том, чтобы усилить экскурсионную работу, шире практиковать все виды ла бораторных работ, шире привле кать учащихся к занятиям в кружках, к работе на учебно опытных участках, прививать ИМ' трудовые навыки. На пленарном заседании был заслушан также доклад дирек тора школы N 25 т. Устинова об опыте воспитания сознатель ной дисциплины. Оба эти доклада .вызвали оживленный обмен мнениями. В прениях по докладам выступило 2 5 человек, которые высказали ряд критических замечаний и предложений, направленных на устранение узких мест и повы шение качеств.» всей учебно-вос питательной работы. На. совещании, выступил пред ставитель областного отдела, на- 0 путях повышения грамотно сти учащихся говорит заслужен ная учительница! школ РСФСР Н. Д. Знаменская. Это дело не только учителей-,словесников, а всех преподаватели. Они совме стно должны бороться за. соблю- режима. Основы грамотности за кладываются в начальных влас- родного образования т. Еремим. Указав на то, что в школах Ли пецка неудовлетворительно вы полняется основная задача— по вышение качества учебно-воспи тательной работы, он призвал коллектив учителей мобилизо вать все силы на- устранение вскрытых недостатков, повысить требовательность в работе и обеспечить выполнение задач, по ставленных XIX съездом партии. На. совещании выступил так же секретарь горкома КПСС тов. Гладков. Он говорил о почетном и благородном труде учителя, формирующего сознание людей, воспитывающего молодое поколе ние в духе беззаветной любви и .преданности Родине, великому делу строительства коммунизма. Профессия учителя самая по четная в нашей стране. Партия и ' низации,— говорит правительство подняли звание, средней женской школы N 1 учителя на недосягаемую вы со-! тов. Лаврищева,— должны . ока ту. И это обязывает каждого учи- зывать большую помощь в улуч- теля работать на поприще народ- т ен и и всего учебного процесса., За строгое соблюдение орфографического режима сте с тем обращает внимание на перегрузку .программы по рус скому языку в пятых классах. Дело в том, что при существую щей программе почти н е остает ся времени для повторения и за крепления пройденного материа- деиие единого орфографического ла.. Этот серьезный недостаток должен быть устранен. Тов. Зна менская обращает особое внима- с»х, и поэтому на учителях пер- иие на объяснение нового мато вых классов лежит большая от- „„„ тт риала и применение при этом ветствеиность. Надо с п ервы х1. 1 классов учить ребят красивому | |ШГЛЯД'НЫХ пособий. Это гаранти- почерку, прививать им любовь; 1 РУ&Т прочность знаний учащих- к. чтению. Тов. Знаменская вме- ся. Повысить роль школьных парторганизаций Школьные ного образования в полную меру своих сил и возможностей. Пода вляющее большинство учителей города, честно выполняет свой долг перед Родиной. Но, к сожале:- ниго, есть люди, которые недо бросовестно относятся к делу, работают формально, без души. Этим I! известной мере и объяс няется ТО' ,что прошлый учебный год в школах города был закон чен с неудовлетворительными показателями'. Народный учитель творит в вослята - в лучшей постановке тельной работы. Нужно-, чтобы их влияние на жизнь и работу школьных кол лективов было значительно боль шим, чтобы они более активно вмешивались в дела школы. Некоторая -оторванность пар тийных организаций от решения многих важных школьных во просов объясняется тем, что горОНО как бы не замечает с у ществования их. Секретарей парторганизаций ночему-то не нашей стране благородное и в с - ! п®икя,во приглашать на сбвеща- ликое дело. Поэтому каждый пе- ния:’ НРвводимые горОНО, их мне- дагог должен относиться к своей ” " работе с чувством глубокой от ветственности. Чтобы улучшить постановку всей учебно-воспитательной ра боты в школах, необходимо1, преж де всего, чтобы наши учителя овладели основой всех наук — учением Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Между тем, вопросы повышения идейно-тео ретического уровня работников народного образования решаются крайне неудовлетворительно'. Этот существенный пробел в ра боте с кадрами должен быть устранен. Вместе с тем необходимо не престанно совершенствовать про фессиональные знания, повы шать педагогическое мастерство. Это обязывает поднять уровень работы предметных комиссий, ме тодических объединений, педсо ветов, шире пропагандировать опыт передовых учителей, кото рым богаты наши школы. В деде пропаганды лучших образцов пе дагогического труда надо исполь зовать все формы и„ прежде все го, печать. К сожалению, паши учителя и, в частности, работни ки горОНО плохо используют га зетную трибуну. В заключение тов. Гладнев выражает уверенность, что кол лектив учителей с. честью решит поставленные перед ним- задачи в деле образования к воспита ния подрастающего' поколения— поколения строителей комму низма. По заслушанным докладам принята резолюция, направлен ная на улучшение постановки учебно-воспитательной работы в школах города. партийные орга- ния н е спрашивают, с ними не учительница | советуются. Необходимо, чтобы горОНО имел тесную связь с парторганизациями. Важно так же, чтобы партийные органи зации больше интересовались школьными комсомольскими и пионерскими организациями, н а правляли их работу. Особое внимание должно быть уделено идейному росту учите лей. Поэтому обязанность пар тийных организаций — как мож но шире организовать работу по повышению идейно - теоретиче ского уровня учителей. Маркси стско-ленинская подготовка учи тельских кадров — одно из важ нейших условий, позволяющих поднять уровень учебно-воспита тельной работы в школах. З ел ены е л абор а тории Преподаватель биологий сред ней школы N 2 т. Новосельцев свое выступление посвятил ор ганизации практической работы на учебно-опытном участке. При школьный участок средней шко лы N 2, говорит он, превратил ся в своеобразную лабораторию, где учащиеся на практике за крепляют теоретические знания, полученные на уроках биологии. Юные натуралисты н е только выполняют работы по выращи ванию растений, но и ведут большую экспериментальную ра боту по выведению новых сор тов зерновых и технических культур. Эту работу они прово дят ПО' заданиям и в тесном кон такте с Алексеевской государст венной сортоиспытательной стан цией. В этом году на учебно- опытном участке было выращено 19 сортов пшеницы, 8 сортов кукурузы, 6 сортов льна и т. д. Значение работы учащихся на участке трудно переоценить. Тов. Новосельцев указывает на низкую техническую осна щенность учебно-опытного уча стка, но этот пробел восполняет ся экскурсиями в лесопарковое хозяйство и Липецкую МТС; где школьники имеют возможность ознакомиться с богатой сельско хозяйственной техникой. Учебно-опытные участки— это зеленые лаборатории, где вместе с биологами должны работать и физики, и химики, и матема- .тики. Повышать педагогическое мастерство Директор средней школы N 29 т. Салтыков первую часть своей речи посвятил итогам работы школы в минувшем учебном го ду. Отметив' ряд положительных моментов в работе школы — вы полнение закона о всеобуче; по вышение успеваемости, улучше ние работы школьных организа ций, 'Он вместе с тем указал на- недостатки, устранение которых позволит улучшить учебно-вос питательную работу и добиться в новом учебном году более высо ких показателей. Тов. Салтыков сообщил об очень ценном мероприятии, проводимом в школе в деле повышения педа гогического мастерства учителей. Школой разработан трехлетний перспективный план повышения деловой квалификации учите лей. Он предусматривает учебу на заочных отделениях педаго гических институтов, на курсах усовершенствования учителей, проведение семинаров и другие формы учебы. Особое место отво дится вопросам повышения идей но-теоретического уровня учите лей. Осуществление этого плана позволит поднять на более высо кий уровень педагогическое ма стерство . учительских кадров. Тов. Салтыков, считает, что та кие перспективные планы повы шения .квалификации учителей могут и должны иметь и другие школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz