Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА За д ейственную критику в театре 3 ли г у ста 1053 г. Л« 155 (607-1) XIX с ъе зд Ко мм унистической партии Советско го Союза по ста вил перед работника ми ли тера туры и искусства большие и от ветственные задачи. Творческие коллективы советско го театра об я заны гл убоко, правдиво ото бражать на сц ене жизнь совет ских людей, создавать высоко идейные, худо?кественио совер шенные спектакли, показывать положительные образы, достой ные подражания. В сезоне 1951 —1952 гг. Ли пецкий драматический театр плохо справлялся со своими за дачами. Его бывший директор Гарин создал в коллективе театра нетерпимую обстановку семейственности и угодничества. Партийная организация театра и ее секретарь т. Горелов не занимались воспитанием ком мунистов и беспартийных ра ботников театра в духе непри миримого отношения к недо статкам, к фактам нарушения трудовой■ дисциплины, зазнай ства. .. Печать, общественность горо да, делегаты городской’партий ной конференции резко крити ковали руководителей театра и городской комитет партии за плохую работу театра. Горком КПСС, учтя критику, наметил Меры по улучшению его дея тельности. Частичное укрепле ние театра новыми кадрами, организация политической уче бы коммунистов, привлечение общественности к обсуждению постановок перед показом их зрителю оказали некоторое по ложительное влияние на каче ство спектаклей. Подготовлен ный, например, в начале нояб ря прошлого года спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева заслуженно получил высокую оценку трудящихся города. В принципе верно решена по становка пьесы И. Попова «Семья», тепло встречен лип чанами спектакль К. Мюфке «Завтра будет нашим». Однако отдельные удачи еще не являются свидетельством коренных перемен в театре. Здесь попрежнему часты твор ческие срывы; театр...еще далек от требований, предъявляемых к нему зрителями; не изжита семейственность, театр не вы полнил полугодовой финансо вый план. Главной причиной такого по ложения попрежнему остается нетерпимое отношение руково дителей к критике снизу..^; На производственных совещаниях и собраниях актеры нередко указывают на недостатки в ра боте своих товарищей, режиссе ров, руководителей театра. Так, например, не раз обращалось внимание директора т. Поваре- ни на нетребовательность глав ного режиссера Б. М. Долино- ва к себе и подчиненным. До- линов на репетиции приходит неподготовленным, свои личные интересы выдвигает на первый план. На производственном со вещании в апреле актеры жа ловались, что работа режиссе ров вводит их в заблуждение, между ними нет общей догово ренности, согласованности. И это действительно так. Пожа луй, не было такого совеща ния, на котором бы не шла речь о необходимости иметь в теат ре план творческой подготовки спектакля, действенный конт роль за осуществленными по становками. Но беда в том, что т. Поварени, секретарь парт организации т. Горелов не до биваются осуществления пред ложений тех членов коллекти-. ва, которые болеют за судьбу театра. Такое отношение к кри тике снизу, естественно, сводит ее на нет. (_Д4з-за бесплановости, царя щей в работе театра, впустую растрачивается много ценного времени, а затем безделье сме няется штурмовщиной. Режис серские экспозиции художест венным советом не обсуждают ся, а иногда режиссеры совсем их не пишут. Излишне гово рить, какую бы пользу принес ло режиссеру коллективное об суждение идеи сценического произведения. Партия требует, чтобы работ- ; вопросы творческой ппбоп, и ники искусства непрерывно по-1 воспитания кадров всемешю вышалп свое мастерство. Учить- развивала критику и ЬСемерпо сн, овладевать богатым масле- ................ - днем великого реформатора те атрального искусства К. С. Ста ниславского—таково единодуш ное желание актеров. Его они неоднократно выражали через стенную печать, устно. Но ад министрация неохотно идет, им навстречу. Долго т. Поварени уговаривал главного режиссера начать учебу. Долиной только через два месяца кое-как про вел несколько занятий, затем с одобрения директора объ явил «каникулы». Партийная организация теат ра обязана возглавить критику н самокритику в творческом коллективе, поддерлшвать каж дое критическое выступление, направленное на улучшение де ла. К сожалению, она щадит самолюбие руководителей в ущерб делу,замалчивает серьез ные ошибки тт. Поварени и До- линова, недисциплинирован ность отдельных коммунистов. Опасаясь открыто выступать против критики, директор и главный режиссер проповедуют «уважительную» критику, ре комендуют показывать зрителю «только хорошее лицо театра», короче—не выносить сор из избы. Что же касается ее секре таря т. Горелова, то он, ратуя на словах за развертывание критики «вглубь» и «вширь», на деле солидаризируется с По- варенн и Долиновым. —На мои критические высту пления,—'Заявила на одном из последних собраний артистка Кузнецова, —Горелов заявил, что вам как молодой в театре следовало воздержаться от та кого выступления. Приведем и такой факт не партийного. отношения секрета ря парторганизации к развитию критики. В начале июля в те атре издана стенная газета. Но странное дело:едва появившись на свет, она сразу же исчезла. Газету сорвала артистка Ннц- ковская, которая в ней была самокри тику, то подобных провалов не было бы. Песет ответственность за крупные недостатки и ошиб ки в деятельности театра и от дел искусств Областного управ ления культуры. Его начальник 1 . Волясв как бы не замечает, что руководители Липецкого те атра некритически относятся к своей работе, переоценивают свои силы. Оказания XIX съезда партии обязывают партийные организа ции усилить идеологическую работу в области литературы и искусства, обеспечивая их даль нейшее развитие па основе марксистско-ленинской идеоло гии, на путях социалистическо го реализма. Липецкий_глро п- ской. комитет партии после пар тийного съезда ни разу не по ставил на обсуждение бюро гор кома отчета т. Горелова или г. Поварени. Правда, решение о работе театра было принято раньше, в сентябре 1952 г., но контроль за его исполнением отсутствует. Имеются случаи, когда отдельные работники гор кома партии своими ошибочны ми действиями невольно сужи вают базу критики в театре. В мае, например, первый раз в сезоне проводилась конферен ция зрителей. На нее пришли машиностроители, металлурги, горняки, строители, чтобы предъявить свой счет театраль ному коллективу, сказать слово о том, в какой мере он удов летворяет их духовные запросы. Председательствовавший на кон ференции заведующий отделом пропаганды и агитации горкома КПСС т. Богданов быстро свер нул обсуждение доклада, лишив многих возможностей выска заться. Они ушли огорченные, недоумевая: зачем ню пригла шали их на конференцию? Не ради ли того, чтобы прослушать на редкость несамокритичный доклад т. Поваренн? А вот еще один характерный , факт. В мае газета «Советское подвергнута критике. Редактор искусство» опубликовала статью газеты, по опыту зная, что под- ~ IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте. Ла снимке; репетиция румынских спортсменок на ‘стадионе «23 августа» в Бухаресте (Лрессклише ТАСС). международные темы К правительственному кризису в Италии держки ей в театре не наити, обратилась в горком партии: как быть—вывесить вновь га зету или же сдать ее в архив? Тов. Горелов расценил обраще ние в вышестоящий партийный орган, как покушение на его авторитет. Газету по указанию горкома вывесили. На том дело и кон чилось. Не случайно редактор стенгазеты жалуется: «В газету нашу Аало пишут. Знают, что это бесполезно—никто на критиче ские заметки не реагирует». Спрашивается: может ли после этого развиваться критика в те атре? В творческих организациях нетерпимы примиренчество, бла годушное отношение к . малей шим проявлениям зазнайства, забвение общественных интере сов. В Липецком театре некото рые это забывают. Взять, к примеру, т. ^Долино- ва. После постановки пьесы «Любовь Яровая» всюду и везде он трубил об успехе, который, разумеется, относил на свой счет. Излишнее подчеркивание успеха, конечно, не могло при вести к добру. Опьяненный по хвалами, главный режиссер зазнался, ослабил внимание к подготовке спектаклей. В результате появился пло хой спектакль «Последняя жерт ва», в котором обеднено реали стическое богатство и искаже на идейная сущность пьесы Ост- 'ровского. Быстро сошла со сце ны тусклая, рыхлая, ремеслен ническая постановка пьесы «Ко ролевство кривых зеркал», на которую было затрачено много средств и времени. Низок идей ный и художественный уровень спектакля «Твое личное дело». Крупные недочеты имеют и другие работы театра. Если бы партийная организа- «Растущему городу нужен рас тущий театр». В ней отмечалось, что руководители Липецкого драматического театра не ус воили того, что с ростом горо да не может стоять на месте творческий уровень театраль ных коллективов. В статье рез ко критиковались недостатки в работе директора, главного ре жиссера, указывалось на' нали чие семейственности. Газета подсказывала руководителям, Областному отделу по делам искусств пути устранения име ющихся недочетов. Коммунисты театра требовали обсуждения этой статьи на партийном со брании. Как ни странно, но секретарь горкома партии тов. Гладнев дал указание Горелову не обсуждать ее на партийном собрании. Для коммунистов так и осталось непонятным, поче му партийная организация не должна определить свое отно шение к критическому выступ лению газеты, обсудить вопро сы творческой работы театра. Когда же после долгих прово лочек собрание состоялось, то присутствовавший на нем тов. Гладнев болезненно воспринял критику в адрес горкома пар тии, а на просьбу актера тов. Кузнецова разрешить ему за дать вопрос ответил: «Придите ко мне в кабинет, там получите ответ». Задача городского комитета партии, партийной организации театра—всемерно заботиться о воспитании всего коллектива в духе непримиримости к недо статкам в работе театра. Необ ходимо огнем правдивой, сме лой критики выжигать зазнай ство, беспечность и благодушие, беспринципность. Надо посто янно помогать актерам в повы шении их политических знаний, в совершенствовании сцениче ского мастерства, бороться за Вот уже вторую неделю в Италии продолжается прави тельственный кризис. Обсудив программу «нового» правитель ства, сформированного де Гас- пери после состоявшихся в ию не парламентских выборов, пар ламент большинством голосов выразил ему 28 июля недове рие. Зарубежная печать отме чает, что это—первый случай за 30 лет, когда итальянская палата представителей вынуди ла уйти в отставку неугодное ей правительство. Почему же пал кабинет де ■Гаспери, составленный из чле нов клерикальной партии хри стианских демократов? Излагая свою программу в парламенте, де Гаспери заявил, что после выборов он решил остаться «неподвижным», то есть продолжать свой прежний I политический курс, проводив- шийся им уже в течение не- ! скольких лет. Как известно, ' это была проамериканская по- | литика, политика гонки воору- | жений и отказа от экономиче ских связей со странами демо кратического лагеря в ущерб на- : циональной экономике, полити- ! на наступления на жизненные , интересы трудящихся масс и их демократические права. Резуль таты этой политики известны: Италия оказалась в политиче ской, экономической и военной зависимости от США, ее эко номика пришла в состюяние разрухи, народные массы все больше ’и больше нищают. По данным специальной парламент ской комиссии, обследовавшей положение населения, в стране свыше 324 тысяч семей живут в погребах, в пещерах, на чер даках; около миллиона семей не знают мяса и сахара, мил лионы людей могут позволить себе эти продукты лишь в са мых редких случаях, как рос-, кошь. Как известно, на выборах в парламент 7—8 июня большин ство итальянского народа реши тельно осудило антинациональ ную политику правящей христи анско-демократической партии. Христианские демократы по , сравнению с предыдущими вы борами потеряли несколько мил лионов голосов, тогда как чис ло избранных в депутаты кан дидатов коммунистической и социалистической партий увели чилось. В парламенте поэтому создалась новая обстановка, возникло новое расположение политических сил. Если рань ше парламентское большинство было послушным орудием в ру ках реакционных правящих кругов, то теперь там усили лись позиции демократических сил страны. Это и обусловило провал в новом парламенте по литической программы де Гас пери. Примечательно, что буржуаз ная печать оценивает падение правительства де Гаспери как «тяжелое потрясение» для все го агрессивного Атлантического блока. Что касается трудящих ся Италии, то они, по сообще нию итальянских газет, весть о падении правительства де Гаспери встретили с огромным удовлетворением. 2 июля президент республи ки поручил формирование но вого правительства христиан скому демократу Пиччони, быв шему заместителю премьера в прежнем кабинете. Крайне пра вые газеты хвалят эту кандида туру. Очевидно, что реакция пы тается остаться у власти путем различных парламентских ком бинаций. Демократические же круги страны настаивают на об разовании правительства, спо собного удовлетворить основные требования народных масс, пра вительства мира, демократии и социального прогресса. И. АРТЕМОВ. К новому учебному году Сейчас идет усиленная подго товка к началу учебного года.. Школы продолжают го нш м т ь с я инвентарем, топливом. В горОНО готовятся в авгу стовской конференции учите лей. Состоялось совещание руко водителей секций конференции, которые работают над докладами. ка— методические разработки, схемы., таблицы. Готовится и вы ставка приборов и наглядных пособий, сделанных учащимися и учителями. В методическом кабинете горОНО оформляются витрины «В помощь учителю по подготов ке в учебному году», предметные планируется учеб-но-воотитатсль- витрины— «Великие русские под- I нал работа на первое полугодие, | ко-водцы» и «Знаменитые рус- готовится педагогическая выставь 1 ские физики». Редактор А. Д. ТРУБНИКОВ. создание высокоидейных и ху- - ' дожественно полноценных спек- кие требования к руководителям | таклей. театра, чаще ставила на обсуж-1 Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ, дение собраний коммунистов («Коммуна»), КИНОТЕАТР 7, 8 и 9 августа демонстрируется новый звуковой художественный фильм ЕГОР БУЛЫЧОВ И ДРУГИЕ— вторая серия. Начало сеансов в 3, 5, 7 и 9 часов вечера. демонстрируется художественный фильм БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ. Начало сеанса в 1 час дня. ЛЕ 24543 Липецк, типография Облполиграфиздата. Тираж 8000 экз. Зак. № 4339
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz