Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА За д ейственную критику в театре 3 ли г у ста 1053 г. Л« 155 (607-1) XIX с ъе зд Ко мм унистической партии Советско го Союза по ста­ вил перед работника ми ли тера­ туры и искусства большие и от­ ветственные задачи. Творческие коллективы советско го театра об я заны гл убоко, правдиво ото­ бражать на сц ене жизнь совет­ ских людей, создавать высоко­ идейные, худо?кественио совер­ шенные спектакли, показывать положительные образы, достой­ ные подражания. В сезоне 1951 —1952 гг. Ли­ пецкий драматический театр плохо справлялся со своими за­ дачами. Его бывший директор Гарин создал в коллективе театра нетерпимую обстановку семейственности и угодничества. Партийная организация театра и ее секретарь т. Горелов не занимались воспитанием ком­ мунистов и беспартийных ра­ ботников театра в духе непри­ миримого отношения к недо­ статкам, к фактам нарушения трудовой■ дисциплины, зазнай­ ства. .. Печать, общественность горо­ да, делегаты городской’партий­ ной конференции резко крити­ ковали руководителей театра и городской комитет партии за плохую работу театра. Горком КПСС, учтя критику, наметил Меры по улучшению его дея­ тельности. Частичное укрепле­ ние театра новыми кадрами, организация политической уче­ бы коммунистов, привлечение общественности к обсуждению постановок перед показом их зрителю оказали некоторое по­ ложительное влияние на каче­ ство спектаклей. Подготовлен­ ный, например, в начале нояб­ ря прошлого года спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева заслуженно получил высокую оценку трудящихся города. В принципе верно решена по­ становка пьесы И. Попова «Семья», тепло встречен лип­ чанами спектакль К. Мюфке «Завтра будет нашим». Однако отдельные удачи еще не являются свидетельством коренных перемен в театре. Здесь попрежнему часты твор­ ческие срывы; театр...еще далек от требований, предъявляемых к нему зрителями; не изжита семейственность, театр не вы­ полнил полугодовой финансо­ вый план. Главной причиной такого по­ ложения попрежнему остается нетерпимое отношение руково­ дителей к критике снизу..^; На производственных совещаниях и собраниях актеры нередко указывают на недостатки в ра­ боте своих товарищей, режиссе­ ров, руководителей театра. Так, например, не раз обращалось внимание директора т. Поваре- ни на нетребовательность глав­ ного режиссера Б. М. Долино- ва к себе и подчиненным. До- линов на репетиции приходит неподготовленным, свои личные интересы выдвигает на первый план. На производственном со­ вещании в апреле актеры жа­ ловались, что работа режиссе­ ров вводит их в заблуждение, между ними нет общей догово­ ренности, согласованности. И это действительно так. Пожа­ луй, не было такого совеща­ ния, на котором бы не шла речь о необходимости иметь в теат­ ре план творческой подготовки спектакля, действенный конт­ роль за осуществленными по­ становками. Но беда в том, что т. Поварени, секретарь парт­ организации т. Горелов не до­ биваются осуществления пред­ ложений тех членов коллекти-. ва, которые болеют за судьбу театра. Такое отношение к кри­ тике снизу, естественно, сводит ее на нет. (_Д4з-за бесплановости, царя­ щей в работе театра, впустую растрачивается много ценного времени, а затем безделье сме­ няется штурмовщиной. Режис­ серские экспозиции художест­ венным советом не обсуждают­ ся, а иногда режиссеры совсем их не пишут. Излишне гово­ рить, какую бы пользу принес­ ло режиссеру коллективное об­ суждение идеи сценического произведения. Партия требует, чтобы работ- ; вопросы творческой ппбоп, и ники искусства непрерывно по-1 воспитания кадров всемешю вышалп свое мастерство. Учить- развивала критику и ЬСемерпо сн, овладевать богатым масле- ................ - днем великого реформатора те­ атрального искусства К. С. Ста­ ниславского—таково единодуш­ ное желание актеров. Его они неоднократно выражали через стенную печать, устно. Но ад­ министрация неохотно идет, им навстречу. Долго т. Поварени уговаривал главного режиссера начать учебу. Долиной только через два месяца кое-как про­ вел несколько занятий, затем с одобрения директора объ­ явил «каникулы». Партийная организация теат­ ра обязана возглавить критику н самокритику в творческом коллективе, поддерлшвать каж­ дое критическое выступление, направленное на улучшение де­ ла. К сожалению, она щадит самолюбие руководителей в ущерб делу,замалчивает серьез­ ные ошибки тт. Поварени и До- линова, недисциплинирован­ ность отдельных коммунистов. Опасаясь открыто выступать против критики, директор и главный режиссер проповедуют «уважительную» критику, ре­ комендуют показывать зрителю «только хорошее лицо театра», короче—не выносить сор из избы. Что же касается ее секре­ таря т. Горелова, то он, ратуя на словах за развертывание критики «вглубь» и «вширь», на деле солидаризируется с По- варенн и Долиновым. —На мои критические высту­ пления,—'Заявила на одном из последних собраний артистка Кузнецова, —Горелов заявил, что вам как молодой в театре следовало воздержаться от та­ кого выступления. Приведем и такой факт не­ партийного. отношения секрета­ ря парторганизации к развитию критики. В начале июля в те­ атре издана стенная газета. Но странное дело:едва появившись на свет, она сразу же исчезла. Газету сорвала артистка Ннц- ковская, которая в ней была самокри­ тику, то подобных провалов не было бы. Песет ответственность за крупные недостатки и ошиб­ ки в деятельности театра и от­ дел искусств Областного управ­ ления культуры. Его начальник 1 . Волясв как бы не замечает, что руководители Липецкого те­ атра некритически относятся к своей работе, переоценивают свои силы. Оказания XIX съезда партии обязывают партийные организа­ ции усилить идеологическую работу в области литературы и искусства, обеспечивая их даль­ нейшее развитие па основе марксистско-ленинской идеоло­ гии, на путях социалистическо­ го реализма. Липецкий_глро п- ской. комитет партии после пар­ тийного съезда ни разу не по­ ставил на обсуждение бюро гор­ кома отчета т. Горелова или г. Поварени. Правда, решение о работе театра было принято раньше, в сентябре 1952 г., но контроль за его исполнением отсутствует. Имеются случаи, когда отдельные работники гор­ кома партии своими ошибочны­ ми действиями невольно сужи­ вают базу критики в театре. В мае, например, первый раз в сезоне проводилась конферен­ ция зрителей. На нее пришли машиностроители, металлурги, горняки, строители, чтобы предъявить свой счет театраль­ ному коллективу, сказать слово о том, в какой мере он удов­ летворяет их духовные запросы. Председательствовавший на кон­ ференции заведующий отделом пропаганды и агитации горкома КПСС т. Богданов быстро свер­ нул обсуждение доклада, лишив многих возможностей выска­ заться. Они ушли огорченные, недоумевая: зачем ню пригла­ шали их на конференцию? Не ради ли того, чтобы прослушать на редкость несамокритичный доклад т. Поваренн? А вот еще один характерный , факт. В мае газета «Советское подвергнута критике. Редактор искусство» опубликовала статью газеты, по опыту зная, что под- ~ IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте. Ла снимке; репетиция румынских спортсменок на ‘стадионе «23 августа» в Бухаресте (Лрессклише ТАСС). международные темы К правительственному кризису в Италии держки ей в театре не наити, обратилась в горком партии: как быть—вывесить вновь га­ зету или же сдать ее в архив? Тов. Горелов расценил обраще­ ние в вышестоящий партийный орган, как покушение на его авторитет. Газету по указанию горкома вывесили. На том дело и кон­ чилось. Не случайно редактор стенгазеты жалуется: «В газету нашу Аало пишут. Знают, что это бесполезно—никто на критиче­ ские заметки не реагирует». Спрашивается: может ли после этого развиваться критика в те­ атре? В творческих организациях нетерпимы примиренчество, бла­ годушное отношение к . малей­ шим проявлениям зазнайства, забвение общественных интере­ сов. В Липецком театре некото­ рые это забывают. Взять, к примеру, т. ^Долино- ва. После постановки пьесы «Любовь Яровая» всюду и везде он трубил об успехе, который, разумеется, относил на свой счет. Излишнее подчеркивание успеха, конечно, не могло при­ вести к добру. Опьяненный по­ хвалами, главный режиссер зазнался, ослабил внимание к подготовке спектаклей. В результате появился пло­ хой спектакль «Последняя жерт­ ва», в котором обеднено реали­ стическое богатство и искаже­ на идейная сущность пьесы Ост- 'ровского. Быстро сошла со сце­ ны тусклая, рыхлая, ремеслен­ ническая постановка пьесы «Ко­ ролевство кривых зеркал», на которую было затрачено много средств и времени. Низок идей­ ный и художественный уровень спектакля «Твое личное дело». Крупные недочеты имеют и другие работы театра. Если бы партийная организа- «Растущему городу нужен рас­ тущий театр». В ней отмечалось, что руководители Липецкого драматического театра не ус­ воили того, что с ростом горо­ да не может стоять на месте творческий уровень театраль­ ных коллективов. В статье рез­ ко критиковались недостатки в работе директора, главного ре­ жиссера, указывалось на' нали­ чие семейственности. Газета подсказывала руководителям, Областному отделу по делам искусств пути устранения име­ ющихся недочетов. Коммунисты театра требовали обсуждения этой статьи на партийном со­ брании. Как ни странно, но секретарь горкома партии тов. Гладнев дал указание Горелову не обсуждать ее на партийном собрании. Для коммунистов так и осталось непонятным, поче­ му партийная организация не должна определить свое отно­ шение к критическому выступ­ лению газеты, обсудить вопро­ сы творческой работы театра. Когда же после долгих прово­ лочек собрание состоялось, то присутствовавший на нем тов. Гладнев болезненно воспринял критику в адрес горкома пар­ тии, а на просьбу актера тов. Кузнецова разрешить ему за­ дать вопрос ответил: «Придите ко мне в кабинет, там получите ответ». Задача городского комитета партии, партийной организации театра—всемерно заботиться о воспитании всего коллектива в духе непримиримости к недо­ статкам в работе театра. Необ­ ходимо огнем правдивой, сме­ лой критики выжигать зазнай­ ство, беспечность и благодушие, беспринципность. Надо посто­ янно помогать актерам в повы­ шении их политических знаний, в совершенствовании сцениче­ ского мастерства, бороться за Вот уже вторую неделю в Италии продолжается прави­ тельственный кризис. Обсудив программу «нового» правитель­ ства, сформированного де Гас- пери после состоявшихся в ию­ не парламентских выборов, пар­ ламент большинством голосов выразил ему 28 июля недове­ рие. Зарубежная печать отме­ чает, что это—первый случай за 30 лет, когда итальянская палата представителей вынуди­ ла уйти в отставку неугодное ей правительство. Почему же пал кабинет де ■Гаспери, составленный из чле­ нов клерикальной партии хри­ стианских демократов? Излагая свою программу в парламенте, де Гаспери заявил, что после выборов он решил остаться «неподвижным», то есть продолжать свой прежний I политический курс, проводив- шийся им уже в течение не- ! скольких лет. Как известно, ' это была проамериканская по- | литика, политика гонки воору- | жений и отказа от экономиче­ ских связей со странами демо­ кратического лагеря в ущерб на- : циональной экономике, полити- ! на наступления на жизненные , интересы трудящихся масс и их демократические права. Резуль­ таты этой политики известны: Италия оказалась в политиче­ ской, экономической и военной зависимости от США, ее эко­ номика пришла в состюяние разрухи, народные массы все больше ’и больше нищают. По данным специальной парламент­ ской комиссии, обследовавшей положение населения, в стране свыше 324 тысяч семей живут в погребах, в пещерах, на чер­ даках; около миллиона семей не знают мяса и сахара, мил­ лионы людей могут позволить себе эти продукты лишь в са­ мых редких случаях, как рос-, кошь. Как известно, на выборах в парламент 7—8 июня большин­ ство итальянского народа реши­ тельно осудило антинациональ­ ную политику правящей христи­ анско-демократической партии. Христианские демократы по , сравнению с предыдущими вы­ борами потеряли несколько мил­ лионов голосов, тогда как чис­ ло избранных в депутаты кан­ дидатов коммунистической и социалистической партий увели­ чилось. В парламенте поэтому создалась новая обстановка, возникло новое расположение политических сил. Если рань­ ше парламентское большинство было послушным орудием в ру­ ках реакционных правящих кругов, то теперь там усили­ лись позиции демократических сил страны. Это и обусловило провал в новом парламенте по­ литической программы де Гас­ пери. Примечательно, что буржуаз­ ная печать оценивает падение правительства де Гаспери как «тяжелое потрясение» для все­ го агрессивного Атлантического блока. Что касается трудящих­ ся Италии, то они, по сообще­ нию итальянских газет, весть о падении правительства де Гаспери встретили с огромным удовлетворением. 2 июля президент республи­ ки поручил формирование но­ вого правительства христиан­ скому демократу Пиччони, быв­ шему заместителю премьера в прежнем кабинете. Крайне пра­ вые газеты хвалят эту кандида­ туру. Очевидно, что реакция пы­ тается остаться у власти путем различных парламентских ком­ бинаций. Демократические же круги страны настаивают на об­ разовании правительства, спо­ собного удовлетворить основные требования народных масс, пра­ вительства мира, демократии и социального прогресса. И. АРТЕМОВ. К новому учебному году Сейчас идет усиленная подго­ товка к началу учебного года.. Школы продолжают го нш м т ь с я инвентарем, топливом. В горОНО готовятся в авгу­ стовской конференции учите­ лей. Состоялось совещание руко­ водителей секций конференции, которые работают над докладами. ка— методические разработки, схемы., таблицы. Готовится и вы ­ ставка приборов и наглядных пособий, сделанных учащимися и учителями. В методическом кабинете горОНО оформляются витрины «В помощь учителю по подготов­ ке в учебному году», предметные планируется учеб-но-воотитатсль- витрины— «Великие русские под- I нал работа на первое полугодие, | ко-водцы» и «Знаменитые рус- готовится педагогическая выставь 1 ские физики». Редактор А. Д. ТРУБНИКОВ. создание высокоидейных и ху- - ' дожественно полноценных спек- кие требования к руководителям | таклей. театра, чаще ставила на обсуж-1 Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ, дение собраний коммунистов («Коммуна»), КИНОТЕАТР 7, 8 и 9 августа демонстрируется новый звуковой художественный фильм ЕГОР БУЛЫЧОВ И ДРУГИЕ— вторая серия. Начало сеансов в 3, 5, 7 и 9 часов вечера. демонстрируется художественный фильм БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ. Начало сеанса в 1 час дня. ЛЕ 24543 Липецк, типография Облполиграфиздата. Тираж 8000 экз. Зак. № 4339

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz