Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
В о в е с ь г о л о с В. Маяк ов ски й читает свои произведения красноармейцам. ( О т р ы в о к и з в с т у п л е н и я в п о э м у ) Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря! Заглуша поэзии потоки, Я шагку через лирические томики, как живой с живыми говоря. Я к вам приду ® коммунистическое далеко не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет черев хребты веков и через головы поэтов и правительств. Мой стих дойдет, но он дойдет не так,— . не как стрела ов амурно-л-ировой охоте, не как доходит к нумизмату стершийся пятак и не как свет умерших звезд доходит. Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы с уважением . ощупывайте их, как старое, но- грозное оружие... Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти. и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики... кровь негра, увидел массы без работных. Хваленый американский образ жизни Маяковский заклеймил убийственной формулой: «Капи т а л— его препохабие». Он за клеймил акционеров американ ских трестов и картелей, которые '«делят миллиарды, жадны и оза- бочегцд». Поэт з.ло смеялся над сыщиками Ныо-Йорка, которые проглядели его визу на въезд в Америку. Я ' полпред стиха — И Я ' с моей страною вашим штатишкам бросаю вызов. Президента США Вудро Вильсона, охарактеризованного. Лениным словами «Глава амери канских миллиардеров, прислуж ник акул капиталистов» поэт сатирически изображает как «иоркшира эксплуататоров». Вызов Маяковского заключал ся в том, что он гордо, как по добает подлинно советскому поэ ту, утверждал достоинство, со ветского общественного строя, советского гражданина, прево сходство советской морали и культуры . Маяковский видел, что империалисты вынашивают планы новой войны, что между народная буржуазия не ограни чивается подготовкой открытого военного наступления на Совет ский Союз, что буржуазия все больше и больше прибегает к циничным приемам так назы ваемой ..«холодной войны». Он писал: «На территорию нашу спущена свора шпионов, поджи гателей, бандитов, убийц». В связи с агрессивными пла нами империалистов он вновь и вновь говорил о необходимости повышать бдительность совет ского народа, ибо. «очень много, разных мерзавцев ходят по1 на шей земле и вокруг». Величайший гнев поэта к ми ру капитализма, к буржуазной морали— это гнев представителя советского- народа, строящего коммунизм. Всей мощью образов своих стихов, поэт убеждает в обреченности и неизбежности ги бели капитализма. И не случайно, что цикл за граничных стихов Маяковского идейно1 и композиционно завер шается «Стихами о советском паспорте». Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза. В. ТИМОФЕЕВ. В . М А Я К О В С К И Й О П О Э Т Е И п о э э и и Чем дальше отходят от нас годы его деятельности, тем яр че видны заслуги поэта перед советской Родиной и советской литературой. Поэт-новатор, чело век больших творческих дерза ний, Маяковский является осно воположником советской поэзии. На протяжении своего творческо го пути великий поэт создавал самую идейную, самую револю ционную, передовую поэзию в мире. Своим творчеством он по казал поэтам всего мира, как вс- произведения послеоктябрьског» периода являются откликом на самые животрепещущие вопросы жизни нашей страны, они содер жат ленинские лозунги и опре деления, органически вошедшие в художественную ткань произ ведений, они вдохновлены вы ступлениями И. В. Сталина на партийных съездах и конферен циях. В идеях партии Ленина — Сталина Маяковский видел ' ве ликую направляющую силу ис кусства. дико общественное значение поэ та, если поэт выражает самые прогрессивные стремления, самые лучшие чаяния и заветные ду мы народа. Вопрос о назначении поэта и поэзии всегда занимал в творче стве Маяковского, очень большое место. Еще до Великого Октября В. Маяковский решительно вы ступил против искусства, «вче- | рашяего дня». Он активно вклю- | чился в борьбу за. новое искус- I ство, пытаясь сформулировать новые требования к нему. Его ранняя поэзия была насыщена ' социальными мотивами и рассчи- ! тана на массы. Уже тогда Мая ковский выступил как защитник ■обездоленных, резко обличал поэтов, прислужников буржуа зии, «чирикавших перепелами». Великая Октябрьская социа листическая революция открыла перед поэтом новый широкий путь свободных творческих иска ний. Вместе с великим советским народом вырос великий поэт Маяковский, найдя в новых ус-, ловиях правильное и глубокое разрешение вопроса о. роли поэ та. и поэзии в социалистическом обществе, о партийности поэзии. Он написал ряд произведений на эту тему: «Приказы по армии искусств», «Разговор с финин спектором 0 ' поэзии» и др. Маяковский понимал, что жи вотворным источником поэзии является жизнь народа, что труд поэта должен «вливаться в труд республики», что только высоко идейная и злободневная поэзия, отвечающая запросам растущих ■масс, может быть острым ору жием в борьбе за коммунизм. Маяковский ясно понимает, что источником силы советского поэта, является его. тесная связь с массами, борьба за построение коммунизма., стремление 'быть пропагандистом идей партии Ленина — Сталина, борцом за победу политики Коммунистиче ской партии — руководящей си лы советского, общества. Под влиянием великих идей Комму нистической партии Маяковский стал основоположником социали стической поэзии, воплотив их в художественных образах. Все его «Я не поэт, я прежде всего- по ставивший свое перо в услуже ние, заметьте, в услужение, се годняшнему часу, настоящей действительности, и проводнику ее Советскому правительству и партии», — писал он в 1927 году. Ощущение .единства с на родом, страной, партией достав ляло поэту глубокое удовлетво рение "и радость. Я счастлив, что я этой силы частица, что общие . даже слезы из глаз. Сильнее и чище нельзя причаститься, великому чувству по имени — - класс! («Владимир Ильич Ленин»). Понимая, огромную воспита тельную и организующую роль поэзий, В. Маяковский чувство вал большую ответственность пе ред народом и партией за свои стихи и потому очень тщатель но работал над каждой строкой. Взгляд на поэтическое слово как на оружие в борьбе ярко выражен в поэме «Во весь го лос». Только последовательный прин цип партийности поэзии может служить мерою ее достоинства, и Маяковский считает, что толь ко тот поэт, который' «себя сми рял, становясь на горло собст венной песне», который беско рыстно и беззаветно служил де лу коммунизма, имеет право принта «в коммунистическое да леко». Маяковский, обретший бессмертие, шагает сегодня с н а ми, как «живой с живыми», в строительстве коммунизма. Про рочески видел поэт далеко впе ред. Закон творчества Маяковского выразился его .словами: «Настоя щая поэзия всегда хоть на час, а должна, опережать- жизнь». Это — закон нашей советской поэзии, в которой живут и раз виваются славные традиции поэ- та-бойца, агитатора, чье творче ство несет человечеству светоч великих идей коммунизма. М. НОЧЕРИНА, преподаватель литературы школы АТ: 4 . Лекции о В. В. Маяковском В Липецке широко отмечается 60-летие со дня рождения т а лантливейшего поэта нашей эпо хи В. В. Маяковского. Вчера на Липецком курорте состоялась лекция на тему: «Маяковский — талантливейший поэт советской эпохи». Прочитала лекцию член общества по распространению политических и научных знаний т. Белоусова. Сегодня в Доме культуры за вода «Свободный сокол» она прочтет лекцию на тему: «Мая ковский— борец за мир». После лекции состоится концерт, в про грамму которого включены про изведения В. Маяковского. Лекции о В. Маяковском со стоятся также в клубах трактор ного, Новолипецкого заводов, Ли пецких железных рудников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz