Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

В о в е с ь г о л о с В. Маяк ов ски й читает свои произведения красноармейцам. ( О т р ы в о к и з в с т у п л е н и я в п о э м у ) Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря! Заглуша поэзии потоки, Я шагку через лирические томики, как живой с живыми говоря. Я к вам приду ® коммунистическое далеко не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет черев хребты веков и через головы поэтов и правительств. Мой стих дойдет, но он дойдет не так,— . не как стрела ов амурно-л-ировой охоте, не как доходит к нумизмату стершийся пятак и не как свет умерших звезд доходит. Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы с уважением . ощупывайте их, как старое, но- грозное оружие... Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти. и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики... кровь негра, увидел массы без­ работных. Хваленый американский образ жизни Маяковский заклеймил убийственной формулой: «Капи­ т а л— его препохабие». Он за­ клеймил акционеров американ­ ских трестов и картелей, которые '«делят миллиарды, жадны и оза- бочегцд». Поэт з.ло смеялся над сыщиками Ныо-Йорка, которые проглядели его визу на въезд в Америку. Я ' полпред стиха — И Я ' с моей страною вашим штатишкам бросаю вызов. Президента США Вудро Вильсона, охарактеризованного. Лениным словами «Глава амери­ канских миллиардеров, прислуж­ ник акул капиталистов» поэт сатирически изображает как «иоркшира эксплуататоров». Вызов Маяковского заключал­ ся в том, что он гордо, как по­ добает подлинно советскому поэ­ ту, утверждал достоинство, со­ ветского общественного строя, советского гражданина, прево­ сходство советской морали и культуры . Маяковский видел, что империалисты вынашивают планы новой войны, что между­ народная буржуазия не ограни­ чивается подготовкой открытого военного наступления на Совет­ ский Союз, что буржуазия все больше и больше прибегает к циничным приемам так назы ­ ваемой ..«холодной войны». Он писал: «На территорию нашу спущена свора шпионов, поджи­ гателей, бандитов, убийц». В связи с агрессивными пла­ нами империалистов он вновь и вновь говорил о необходимости повышать бдительность совет­ ского народа, ибо. «очень много, разных мерзавцев ходят по1 на­ шей земле и вокруг». Величайший гнев поэта к ми­ ру капитализма, к буржуазной морали— это гнев представителя советского- народа, строящего коммунизм. Всей мощью образов своих стихов, поэт убеждает в обреченности и неизбежности ги­ бели капитализма. И не случайно, что цикл за­ граничных стихов Маяковского идейно1 и композиционно завер­ шается «Стихами о советском паспорте». Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза. В. ТИМОФЕЕВ. В . М А Я К О В С К И Й О П О Э Т Е И п о э э и и Чем дальше отходят от нас годы его деятельности, тем яр­ че видны заслуги поэта перед советской Родиной и советской литературой. Поэт-новатор, чело­ век больших творческих дерза­ ний, Маяковский является осно­ воположником советской поэзии. На протяжении своего творческо­ го пути великий поэт создавал самую идейную, самую револю­ ционную, передовую поэзию в мире. Своим творчеством он по­ казал поэтам всего мира, как вс- произведения послеоктябрьског» периода являются откликом на самые животрепещущие вопросы жизни нашей страны, они содер­ жат ленинские лозунги и опре­ деления, органически вошедшие в художественную ткань произ­ ведений, они вдохновлены вы ­ ступлениями И. В. Сталина на партийных съездах и конферен­ циях. В идеях партии Ленина — Сталина Маяковский видел ' ве­ ликую направляющую силу ис­ кусства. дико общественное значение поэ­ та, если поэт выражает самые прогрессивные стремления, самые лучшие чаяния и заветные ду­ мы народа. Вопрос о назначении поэта и поэзии всегда занимал в творче­ стве Маяковского, очень большое место. Еще до Великого Октября В. Маяковский решительно вы ­ ступил против искусства, «вче- | рашяего дня». Он активно вклю- | чился в борьбу за. новое искус- I ство, пытаясь сформулировать новые требования к нему. Его ранняя поэзия была насыщена ' социальными мотивами и рассчи- ! тана на массы. Уже тогда Мая­ ковский выступил как защитник ■обездоленных, резко обличал поэтов, прислужников буржуа­ зии, «чирикавших перепелами». Великая Октябрьская социа­ листическая революция открыла перед поэтом новый широкий путь свободных творческих иска­ ний. Вместе с великим советским народом вырос великий поэт Маяковский, найдя в новых ус-, ловиях правильное и глубокое разрешение вопроса о. роли поэ­ та. и поэзии в социалистическом обществе, о партийности поэзии. Он написал ряд произведений на эту тему: «Приказы по армии искусств», «Разговор с финин­ спектором 0 ' поэзии» и др. Маяковский понимал, что жи­ вотворным источником поэзии является жизнь народа, что труд поэта должен «вливаться в труд республики», что только высоко идейная и злободневная поэзия, отвечающая запросам растущих ■масс, может быть острым ору­ жием в борьбе за коммунизм. Маяковский ясно понимает, что источником силы советского поэта, является его. тесная связь с массами, борьба за построение коммунизма., стремление 'быть пропагандистом идей партии Ленина — Сталина, борцом за победу политики Коммунистиче­ ской партии — руководящей си­ лы советского, общества. Под влиянием великих идей Комму­ нистической партии Маяковский стал основоположником социали­ стической поэзии, воплотив их в художественных образах. Все его «Я не поэт, я прежде всего- по­ ставивший свое перо в услуже­ ние, заметьте, в услужение, се­ годняшнему часу, настоящей действительности, и проводнику ее Советскому правительству и партии», — писал он в 1927 году. Ощущение .единства с на­ родом, страной, партией достав­ ляло поэту глубокое удовлетво­ рение "и радость. Я счастлив, что я этой силы частица, что общие . даже слезы из глаз. Сильнее и чище нельзя причаститься, великому чувству по имени — - класс! («Владимир Ильич Ленин»). Понимая, огромную воспита­ тельную и организующую роль поэзий, В. Маяковский чувство­ вал большую ответственность пе­ ред народом и партией за свои стихи и потому очень тщатель­ но работал над каждой строкой. Взгляд на поэтическое слово как на оружие в борьбе ярко выражен в поэме «Во весь го­ лос». Только последовательный прин­ цип партийности поэзии может служить мерою ее достоинства, и Маяковский считает, что толь­ ко тот поэт, который' «себя сми­ рял, становясь на горло собст­ венной песне», который беско­ рыстно и беззаветно служил де­ лу коммунизма, имеет право принта «в коммунистическое да­ леко». Маяковский, обретший бессмертие, шагает сегодня с н а­ ми, как «живой с живыми», в строительстве коммунизма. Про­ рочески видел поэт далеко впе­ ред. Закон творчества Маяковского выразился его .словами: «Настоя­ щая поэзия всегда хоть на час, а должна, опережать- жизнь». Это — закон нашей советской поэзии, в которой живут и раз­ виваются славные традиции поэ- та-бойца, агитатора, чье творче­ ство несет человечеству светоч великих идей коммунизма. М. НОЧЕРИНА, преподаватель литературы школы АТ: 4 . Лекции о В. В. Маяковском В Липецке широко отмечается 60-летие со дня рождения т а ­ лантливейшего поэта нашей эпо­ хи В. В. Маяковского. Вчера на Липецком курорте состоялась лекция на тему: «Маяковский — талантливейший поэт советской эпохи». Прочитала лекцию член общества по распространению политических и научных знаний т. Белоусова. Сегодня в Доме культуры за­ вода «Свободный сокол» она прочтет лекцию на тему: «Мая­ ковский— борец за мир». После лекции состоится концерт, в про­ грамму которого включены про­ изведения В. Маяковского. Лекции о В. Маяковском со­ стоятся также в клубах трактор­ ного, Новолипецкого заводов, Ли­ пецких железных рудников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz