Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
2 6 мая 195 3 г. № 102 '(6021) Л И П Е Ц К А Я КОММУНА 3 К современному международному положению (ОКОНЧАНИЕ) вами с целью создания единой, .миролюбивой -■демократической .Германии, приносятся в жертву духу и букве других соглаше ний, заключенных сепаратным ■образом и санкционирующих раскол Германии, ремилитариза цию Западной Германии, превра щение этой части Германии в очаг милитаризма и агрессивно го реваншизма. Мы оставляем в стороне со- воршенво неправильное утверж дение Черчилля, будто советская политика является причиной:' обо стрения германской проблемы. Истинная причина создавшегося в Германии положения неодно кратно была разъяснена автори тетными представителями Совет ского Союза, и нет смысла по вторять их здесь. Мы оставляем в стороне и довольно крепкие слова Черчилля, подобранные им для отрицательной характери стики положения дел в Восточ ной Германии. Мы, конечно, мог ли бы найти не только не менее хлесткие, но и гораздо более правдивые слова для характери стики положения дел в Западной Термании, но сейчас дело не во взаимной' перебранке. Для всех должно быть ясно, что расчленение Германии озна чает восстановление очага во енной опасности в центр© Евро пы. Германский народ не при мирится с утратой своего един ства, добытого им ценой боль ших усилий и жертв 'Около века тому назад. Поэтому основная задача в отношении Германии со стоит в том, чтобы ликвидиро вать существующий ныне рас кол германского государства, подготовить и заключить такой мирный договор с Германией, ко торый в соответствии с основ ными принципами Потсдамского ■соглашения великих ■ держав обеспечит создание единой, де мократической миролюбивой Гер мании. При этом главной заботой стран, не раз страдавших от германской агрессии, должно быть предотвращение возрожде ния германского милитаризма. Вместе с тем немецкому народу должны быть обеспечены все условия для развития мирной промышленности Германии, для соответствующего ©е производ ственно-техническому уровню участия в экономической жизни мира, для дальнейшего' роста ее богатой национальной культуры. В этом отношении новый мир ный договор должен избегнуть ошибок версальской системы, на правленной на закабаление ве ликой нации. Ни для коки не се крет, что авторы версальской системы больше были озабочены недопущением экономического возрождения Германии, как кон курента на мировых рынках, чем действительным предотвра щением ремилитаризации Гер мании. Обойдя такие важнейшие во просы, как объединение Герма нии и заключение с ней мирно го договора, и подчеркнув вер ность .английского правительства своим последним сепаратным обязательствам в отношении За падной Германии, Черчилль вверг в недоумение и тех, кто хотел бы видеть в его выступ лении действительнее стремле ние к урегулированию суще ствующих в современном мире разногласий. Обращает на себя внимание, тот факт, что Черчилль вовсе не вспомнил о существований ан гло-советского договора о взаи мопомощи, заключенного в 1942 году в Лондоне в целях недопу щения новой германской агрес син. Между тем,, этот договор был заключен ради укрепления безопасности как СССР, так и Англии и находится в полном соответствии с основными меж дународными документами по германскому вопросу и в том числе с Потсдамским согла шением. В своем выступлении Чер чилль затронул австрийский во прос, указав, что заключение государственного договора е Ав стрией также способствовало бы разрядке напряженности совре менной международной 'обстанов ки. В связи с этим следует под черкнуть, что прямую ответ ственность за затяжку решения вопроса об Австрийском договоре несут правительства СП1А, Вели кобритании и Франции, которые допускали не только серьезные колебания, но и прямые отступ ления от позиций, ранее согла сованных между четырьмя дер жавами. Дело дошло ДО' того, что три западные державы отказались от текста государственного дотово'- ра с Австрией, который носле продолжительных -обсуждений был почти полностью согласован между четырьмя державами. Они противопоставили этому согласо ванному тексту договора свой ■собственный, выработанный без участия СССР, так называемый «сокращенный! договор», груба попирающий права Советского Союза, а также демократические права австрийского народа. Все это показывает, от кого именно зависит возможность устранить препятствия на пути к заключению государственного договора с Австрией. Во время прений в палате об щин ряд депутатов обратил вни мание на то, что во- всем докла де британского премьер-министра!пально-освободительных не было упоминания о Китае. Такого рода замечания имели иод собой почву. Выход китайского народа на широкую дорогу социального прогресса знаменовал собою су щественное изменение во всей международной обстановке. Разу меется, это не могло пройти мимо внимания британского премьер-министра. Если на этот раз Черчилль и не коснулся во проса о Китае, то лидер лейбо ристов в палате общин Эттли напомнил о том, что нельзя игнорировать законных прав и интересов великой Китайской Народной Республики. «Китай,— сказал Эттли,— дол жен будет занять принадлежа щее ему по праву место в Сове те Безопасности. Судя по всему, он становится довольно' мощной державой, он имеет право быть одним из членов Большой пя терки». Это заявление опирается, ко нечно, не на симпатий Эттли к коммунизму, в чем его мог за подозрить разве только Маккар ти, а на реальные экономические интересы Англии, являющиеся, как известно, основой политиче ских интересов. Эттли вполне ре зонно разъясняет, почему Ан глия заинтересована в урегули ровании отношенш с Китаем. Он подчеркивает, что надежды Англии на расширение торговли с США еерьезно ослабели, а*«по мощь» США не может компенси ровать ущерба от свертывания торговли. «Торговля, а - не по мощь» — вот защищаемая Эттли позиция, которую нельзя не при знать разумной с тачки зрения насущных интересов Англии, да и не только Англии. Эттли до вольно горько упрекает заокеан ских 'союзников: «Нас постоян но побуждают но торговать с Китаем даже теми товарами, ко торые имеют весьма отдаленное отношение к военным усилиям. Мы также жизненно заинтересо ваны в урегулировании этого китайского вопроса, как и лю бая другая страна». Другой видный лейборист — Бивен, возглавляющий оппози цию внутри лейбористской пар тии, выступил недавно с заяв лениями, которые еще больше подчеркнули неотложность ре шения * проблемы взаимоотноше ний с Китаем. Может быть, в евоем антиком мунистическом чувстве Черчилль не уступает некоторым другим государственным деятелям За пада, видящим «руку Москвы» во всех национально-освободи тельных движениях колониаль ных и полуколониальных наро дов. Однако он, как видно из его выступления, не дал воли это му чувству. Об этом свидетель ствует хотя бы следующее. его заявление: «Я должен сказать, что по моему мнению,— я осме ливаюсь высказать свое мне ние — внезапное продвижение войск Вьетмина или их фура жирских отрядов к сиамской границе не должно побуждать нас сделать вывод, что речь идет об инспирированном Сове тами мероприятии». Чем больше государственны© деятели Запада будут считаться с действительными фактами при оценке причин все усиливаю щихся национальных и нацио- движе- ний в. Азии или в какой-либо другой части земного шара, тем больше будет шансов на взаим Как видно, Черчилль, не в пример некоторым другим госу дарственным деятелям Запада, не связывает свое предложение о созыве совещания с какими- либо предварительными обяза тельствами для той или иной стороны. Долголетний и богатый опыт в международных отношениях, очевидно, ограждает Черчилля от того элементарного заблуждения, будто в обстановке мирных отно шений одна сторона' может дикто вать другой стороне, да еще та кой стороне, как Союз Совет ских Социалистических Респуб лик, предварительные условия соглашения по спорным между народным вопросам. Черчилль не мог не учитывать того1 общеиз вестного в международной прак тике обстоятельства, что' предва рительные условия переговоров могут быть продиктованы либо во время войны победившей сто роной побежденной стороне, либо при неравном соотношении сил, когда сильная сторона' хочет по живиться за счет слабой сторо ны и под. угрозой непосильной для не© войны заставить ее при нять. продиктованные «мирные» условия. Нельзя не отметить важность ■предложения, внесенного Уин стоном Черчиллем, опирающего ся, очевидно, на опыт непосред ственных общений руководящих •государственных деятелей в не давнем прошлом. Оживленные по ложительные отклики на это предложение во многих странах мира подтверждают его значение. Таким образом, содержащийся в выступлении Черчилля призыв к урегулированию хотя, бы неко торых основных проблем и тем самым к смягчению остроты положения на международной арене является вполне актуаль ным в современной обстановке. ИЗ мая появилось заявление государственного департамента США по поводу речи британско го премьер-министра, причем президент Эйзенхауэр сообщил, что им одобрен текст этого заяв ления. В заявлении госдепартамента не отрицается возможность орга низации предложенного Черчил лем узкого совещания государст венных деятелей. Однако снова ! выдвигается известная идея о и «Востоком», .тем больше будет предварительных условиях, кото- возможностей избежать излиш-1 ^ почему-то нее понимание между «Западом» ; них осложнений . и кровопроли тий. Следует отметить, что в отли чие от некоторых других руко водителей буржуазных госу дарств Черчилль не ограничился общей декларацией о желатель-! происшедшего совершенно оче- ности мирного урегулирования | видно, что в обоих этих случаях существующих разногласий в дело не за Советским Союзом, а международных, отношениях. Он. за Соединенными Штатами и односторонне предъявляются. Советскому Сою зу. Оказывается, СССР должен еще что-то сделать для успеха переговоров в Паньмыньчжоне и для решения вопроса' об австрий ском договоре, хотя после, всего. и выступил с конструктивными предложениями о методах рас смотрения назревших вопросов международного положения. Черчилль заявил, что «долж но состояться совещание в са мых высших сферах между ве дущими державами без долгих отлагательств» и что «в совеща нии должно принять участие ми нимально возможное число дер жав и лиц. Эта встреча должна быть в известной степени Англией, которые еще. не внесли своей «справедливой доли» ни в том, ни в другом случае. Как видно из откликов печа ти, а также из заявления госде партамента США, позиция Чер чилля, поддержанная видными представителями политических партий Англии, встречена «сдер жанно» или даже «холодно» в определенных ответственных кругах Соединенных Штатов, Возможно что некоторое расхож- неофициальной и в еще большей I дение взглядов между государст- степени закрытой и уединен- венными деятелями Англии й ной». ! США объясняется все боле© явно вырисовывающимися экономиче скими противоречиями между ■ними, что в немалой мере свя зано е жесткой линией ограни чения торговли западноевропей ских стран, проводимой Соеди ненными Штатами. Что же касается СССР, то на ряду с отрицательным отноше нием советского общественного мнения к ряду конкретных по ложений Черчилля, о которых говорилось выше, оно с интере сом встретило некоторые конст руктивные моменты, содержа щиеся в его выступлении. Буду щее покажет, насколько' эти мо менты выражают действитель ные намерения английского пра вительства, возглавляемого Чер чиллем. Нельзя не признать, что уже появились симптомы, которые не могут не вызвать чувства насто роженности в этом отношении у советских люден и среди между народных кругов, отстаивающих дело мира. Речь идет о предпола гаемой встрече глав прави тельств трех держав — США, Англии и Франции— якобы в це лях выработки общей линии или даже согласованной позиции на случай возможных переговоров великих держав. Если это так, то это значит, что западные дер жавы и впредь намерены про должать линию сговора между ©сбой за счет СССР. В то же время это значит, что Черчилль фактически уже отсту пает, если не от буквы, то во всяком случае от духа своего предложения о созыве «совеща ния в высших сферах», ибо та кое совещание, поскольку речь идет об участии в нем СССР, могло бы произойти лишь в том случае, когда стороны идут на совещание без всяких предвари тельно фиксированных требова ний. Предполагаемая же встреча ■глав трех держав, очевидно!, име ет целью выработку таких тре бований для предъявления их Советскому Союзу. Вместе е тем, планируемая предварительная встреча трех держав означает продолжение старой, никак не оправдавшей ■себя, линии противопоставления д.руг другу государств по прин ципам идеологии и социально- политического строя. Само собой разумеется, что на личие нового оговора группиров ки западных держав в настоящее время не только' не способствует разрядке международной обста новки, но, .напротив, может по вести . к дальнейшему усилению напряженности в международ ных отношениях. Совершенно очевидно, что как бы ни различались между собой социальные системы отдельных государств, есть немало жизнен но-важных моментов, в которых интересы народов этих госу дарств сходятся. К таким жиз ненно-важным моментам относят ся, прежде всего, мир и разви тие торгово-экономического- и культурного сотрудничества на родов. Советский Союз всегда готов с полной серьезностью и добросо вестностью рассмотреть любые предложения, направленные на обеспечение мира и возможно бо лее широких экономических к культурных связей между госу дарствами. (Передовая «Правды» от 24 мая).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz