Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
9 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 26 мая 1953 г. № 102 (6021) К современному международному положению В "последние месяцы во всех странах проявляется большой интерес к тем шагам, которые предпринимаются в целях уре гулирования спорных междуна родных вопросов. Это естествен но в нынешних условиях. Никто не может отрицать, что в широких международных кру гах растут стремления к разряд ке напряжения в международ ных отношениях. Любой шаг вперед по пути разрешения спорных вопросов ослабил бы во енную угрозу, содействовал бы прекращению разорительной для народов гонки вооружений, об легчил бы положение многих миллионов людей. И, наоборот, сохранение напряженности в международной обстановке озна чает дальнейшее усиление воен ных приготовлений, дальнейший рост военных расходов, дальней ший рост налогов, тяжесть кото рых ложится прежде ■:всего на плечи народных масс. В этих условиях каждый но вый шаг правительства любой страны на международной арене становится объектом внима тельного изучения не только в правительственных сферах, но и в самых широких кругах. Общеизвестно, е каким вни манием и симпатией были встре чены недавние заявления руко водителей Советского Правитель ства о готовности СССР разре шать снорньиГ или нерешенные международные вопросы на осно ве взаимной договоренности за интересованных стран. Эти заяв ления укрепили веру народов в возможность урегулирования на зревших международных проблем, ибо. они знают, что заявления Советского Правительства никог да не расходятся с его. действи тельными намерениями. Известно также, что: люди, за интересованные в сохранении мира, восприняли как миролю бивый жест слова президента Эйзенхауэра, сказанные им в вы ступлении от 16 апреля, о. том, что ■ни один спорный вопрос, «будь он велик или мал, не яв ляется неразрешимым, при на личии желания уважать нрава всех других стран» и что «Со единенные Штаты: готовы взять на себя справедливую долю» при решении спорных ' международ ных вопросов, хотя в том же вы ступлении Эйзенхауэра содержа- ную часть своего выступления вопросу о взаимоотношениях с Советским Союзом. Не все ска занное им на этот счет может быть принято общественным мне нием в СССР без критики и серьезных возражений. Но сей час важно указать прежде всего не на то, в чем мы расходимся с премьер-министром Великобри тании. Важнее подчеркнуть те моменты, которые могут содей ствовать урегулированию спор ных международных вопросов в интересах мира и безопасности народов. В речи Черчилля имеются по ложения, отражающие стремле ния английского народа к миру и свидетельствующие о. реали стическом подход© премьер-ми нистра Великобритании к оцен ке некоторых существенных мо ментов нынешней международной обстановки. Эти положения встречены с одобрением широки ми общественными -кругами, за интересованными в сохранении мира. Вместе с тем, эти положе ния,— особенно в Соединенных Штатах Америки,— подвергают ся вападкам со стороны тех кру гов, которые проявляют особую заинтересованность в поддержа нии нынешней напряженности в международных отношениях. Обращает на себя внимание следующее заявление Черчилля: «Я не верю, что серьезнейшая проблема .совмещения безопасно сти России со. свободой и без опасностью Западной Европы неразрешима». Это: заявление не могло не найти сочувственного отклика у людей, которые дей ствительно стремятся к урегули рованию назревших международ ных проблем, которые: ненавидят войну, приносящую народам, в особенности в современных усло виях, неисчислимые бедствия. В нашей стране указанное за явление Черчилля привлекло к себе внимание, как своевремен ный шаг в нынешней междуна родной обстановке. Заявляя о возможности «со вмещения безопасности» Совет ского Союза и стран Западной Европы, премьер-министр руко водствовался, конечно, интереса ми своей страны. Вместо с тем, не подлежит сомнению, что. по литика, направленная на. соче тание национальных интересов Англии с интересами поддержа- лись и другие моменты, сводя- ния мира, и укрепления между - щие на нет положительное з н а -' народного сотрудничества., ветре- чение этих слов. Теперь прихо-! тит понимание и поддержку Го дится констатировать, что: в н о -; венского Союза и других миро вом выступлении Эйзенхауэра от дюбивых народов. 20 мая и следа не осталось от I Выдвинутое Черчиллем поло- этого миролюбивого, жеста, не жеНие о совмещении безопаено- товоря уже о подкреплении его сти СССР с безопасностью Запад- делами. ной Европы имеет тем большее Вполне понятно, что недазчее! значение, что, ставя этот вопрос, выступление премьер-министра ! британский .премьер-министр: ка- Великобритании Черчилля в п а - ! саетоя тем самым не только: лате общин, в котором был за- взаимоотношений между Велико- тронут .ряд животрепещущих в о -; британией и Советским Союзом, просо© международной жизни, а но и всей проблемы поддержания также и прения по этому вы- и укрепления мира, отуплению привлекли к себе Современное международное внимание не только в Англии, положение характеризуется боль но и далеко за. ее пределами. Британский премьер-министр во многом п-оддержал позицию правительства США. Однако: Б его выступлении нашло отражение и различие между позицией Ве ликобритании и позицией Соеди ненных Штатов по некоторым первостепенным' вопросам. Черчилль посвятил вначитель- гной сложностью подлежащих урегулированию проблем, и эго обязывает отнестись с должным пониманием к тем, кто считает, что попытка обсудить и разре шить в один прием' все, горны е и нерешенные проблемы была бы обречена на неудачу. Продвиже ние вперед в деле урегулирова ния таких наболевших вопросов, какими являются вопрос о войне в Корее или вопрос о Германии, могло бы содействовать, разрядке напряженности нынешней меж дународной обстановки, подгото вить почву для разрешения и других проблем. Должно быть, такой подход к урегулированию международных проблем и имел в виду Черчилль, когда он за явил: «Было бы ошибкой счи тать, что ничего не может быть урегулировано с Советской Рос сией, если или до тех пор, пока но будет урегулировано: все. Уре гулирование’ двух или трех за труднительных моментов было бы большим достижением для всякой миролюбивой страны». Одним из важнейших между народных вопросов, в мирном урегулировании которого заин тересованы народы всех стран, является корейский вопрос. Общеизвестно, что дипломати ческая инициатива Китайской Народной Республики и Корей ской Народно-Демоюратической Республики, 'поддержанная Со ветским Союзом, открыла, реаль ные возможности для заключе ния перемирия и прекращения войны в Корее. На основе достигнутого согла шения в Корее уже осуществлен ■обмен больными и ранеными во еннопленными. 26 апреля в Паньмыньчжоне возобновились переговоры относительно репат риации военнопленных в целом. Предложения, внесенные: китай ско-корейской стороной, и, в частности, .ее последнее’ предло жение от 7 мая, дают,— как. это совершенно очевидно для всех беспристрастных людей,— необ ходимую основу для практиче ского разрешения этого: послед него вопроса, стоящего на. пути к 'заключению перемирия и, сле довательно!, к прекращению вой ны в Корее. Черчилль высказался з а ' тер пеливое и 'сочувственное рас смотрение предложения корей ско-китайской стороны. Он за явил: «Сейчас нет никаких из вестных мне причин считать, что оно: не может послужить .основой для соглашения». Это заявление. Черчилля, а также выступления ряда .депу татов палаты общин, резко: кри тиковавших представителей «ко мандования ООН», тормозящих переговоры в Паньмыньчжоне, отразили растущее во всех сло ях английского общества недо вольство! затягиванием урегули рования корейского вопроса. Продолжающиеся зверские бом бардировки Пхеньяна, и других корейских городов: и сел, а так же таких китайских городов, как Аньдун и некоторые другие, рав но как и направленная на срыв переговоров в Паньмыньчжоне позиция американского генерала Гаррисона, вызывают законное возмущение и протесты и в Англии, и в других странах. На днях в своем выступлении в; Народной палате Индии премь ер-министр Неру показал, что позиция Гаррисона явно проти воречит и той резолюции по во просу о военнопленных в Корее, которая была принята в ООН в конце прошлого года. Неру пря мо заявил, что предложения ко рейско-китайской стороны «дол жны послужить основой для пе реговоров, и мы надеемся — для разрешения проблемы». Тем не менее, ввиду позиции Гаррисона переговоры в Паньмыньчжоне снова затормозились. При таком положении вполне понятно определенное недоволь ство ходом переговоров в Пань мыньчжоне, выраженное в па лате общин известным лидером лейбористов Эттли. В выступлении Черчилля осо бо© место заняла германская проблема. Он справедливо назвал ее «доминирующей проблемен Европы». Но если это так, то из этого следует, что соображения Черчилля но германской проблеме приобретают в его выступлении особое значение. Однако сообра жения, высказанные Черчиллем по этому вопросу, никак не мо гут быть восприняты как выра жение действительного, стремле ния к урегулированию указан ной «доминирующей» междуна родной проблемы. Прежде всего обращает на се бя внимание тот факт, что Чер чилль даже не счел нужным упо мянуть о Ялтинской декларации и о Потсдамских решениях, в выработке которых принимал участие он сам и в которых сформулированы важнейшие принципы действительного. уре гулирования германского вопро са на основах воссоздания еди ной Германии, как миролюбиво го, демократического государ ства. Историческое значение ука занных выше международных документов состоит в том, что в' них выражена достигнутая во время войны ТГподтаёрждённая непосредственно но окончании войны согласованность политики и конкретная договоренность между западными державами и СССР по германскому вопросу. В этом смысле указанные соглаше ния о содействии воссоединению Германии, как миролюбивого и демократического государства, являются наиболее важным до стижением-в деле «совмещения безопасности России со свободой и безопасностью Западной Ев ропы». . Нас и теперь не может не ин тересовать, насколько после вы ступления премьер.- министра предпринимаемые Великобрита нией шаги в области междуна родных отношений будут соот ветствовать основным принци пам тех соглашений, под кото рыми стоят подписи великих держав, и насколько новые со глашения между ними могут способствовать укреплению мира ■и безопасности народов. Опыт последних лет, однако, свидетельствует о' том, что уре гулированию спорных и нере шенных вопросов препятствует политика .одностороннего, отказа западных держав от заключен ных соглашений. Можно не со мневаться в том, что вся совре менная международная обстанов ка выглядела бы совсем по-ино му, что она была бы лишена нынешней остроты и напряжен ности, если бы соглашения ве ликих держав по важнейшим международным вопросам были претворены в жизнь. В этой связи нельзя не оста новиться на том, что Черчилль почему-то счел целесообразным вспомнить о пресловутом Ло карнском договоре 1925 года, который, по его словам, был ос нован на том «простом положе нии», что если Германия напа дет на Францию, то Англия бу дет стоять, на стороне францу зов, а если Франция нападет на Германию, то Англия будет сто ять на стороне немцев. Черчилль не сказал при этом, что локарн ская система в свое время р а з вязала руки агрессивному гер манскому милитаризму. Ограни чивая свободу действий Герма нии на западе, она предоставля ла ей свободу действии на во стоке, направляя германскую аг рессию в сторону СССР. Как из вестно, локарнская политика была одним из немаловажных факторов, подготовивших вторую мировую войну. Исторический опыт показы вает, что пока в Германии пре доставляется свобода действий милитаристским, реваншист ским элементам, пока не прови дены эффективные мероприятия, обеспечивающие развитие Гер мании на миролюбивых началах, германский милитаризм возрож дается довольно быстро, и ника кие формальные гарантии и обязательства не могут дать уве ренности соседям германского государства в их безопасности,— в том, что им не будет вновь угрожать германская агрессия. Следует отметить, что даже с точки зрения интересов безопас ности самой Великобритании план насчет Локарно выглядит несостоятельным, не говоря уже об интересах обеспечения безо пасности1других стран Европы и, прежде всего, соседей Герма- тпги— Франции, Бельгии, Гол ландии, Польши, Чехословакии и др., поскольку попытки вер нуться к плану Локарно откры ли бы широкий простор для из менчивых и преходящих между народных комбинаций и группи ровок одних стран против дру- 1гих, что неизбежно привело бы не в 'Смягчению, а в обострению международных отношений. Да и как можно осуществить идею Локарно в. отношении со временной Германии? Ведь говоря об идее Локарно, Черчилль ни единым словом не упомянул о восстановлении единства Герма нии, что имеет решающее значе ние не только для самой Герма нии, но и для дела, обеспечения безопасности в Европе и во всем мире. Намекая на проводимые те- пе:рь сепаратные действия по за ключению боннского и париж ского договоров, он ориентирует политику английского прави тельства на закрепление расчле нения Германии. Более того, из выступления Черчилля вытека ет, что он считает раскол Гер мании не только совершившимся фактом, но и таким явлением, с которым можно и следует ми риться. -■ «Политика правительства ее величества,— заявил Черчилль.,— состоит в том, чтобы самым доб росовестным образом придержи ваться духа и буквы наших сог лашений с Западной Германией». «Мы, — подчеркивал премьер- министр, — никоим образом не намерены отказаться от вы полнения обязательств, которые мы взяли на себя по отношению к Западной Германии». Не сле дует ли из этих заявлений, ’что дух и буква соглашений, заклю ченных между великими держа- (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz