Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
28_а преля 1953 г. Я» 8 4 (6 0 0 3 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 К ВЫСТУПЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА ЭЙЗЕНХАУЭРА (ОКОНЧАНИЕ) ми демократического лагеря, дик туемы х со стороны США. Призывы к миру, содержа щ и еся В1 речи президента, разу меется, встретят с нашей сторо ны должную поддержку. Однако, трудно отрешиться от того факта, что внешнеполитический курс правительства США пока что да лек от этих миролюбивых при зывов. Наглядным1подтверждени ем тому являются, например, те комментарии к речи президента, которые были даны всего два дня спустя после выступления Эйзен хауэра таким авторитетным ли цом, как государственный секре тарь США Даллес. Нельзя не согласиться с быв шим министром лейбористского правительства Англии Стрэчи, который охарактеризовал речь Даллеса, к а к стремление превра тить речь Эйзенхауэра' «в акт войны». ' Даллес в известной мере про лил свет на удививший всех факт умолчания в речи Эйзенхауэра о Китае. Оказывается, правитель ство США озабочено судьбой так называемого «национального» Ки тая, т. е. чанкайшистских от щепенцев, выброшенных ки тай ским народом из пределов страны в результате победоносной борь бы. Что же касается действи тельно национального Китая со своим единственно законным на родно-демократическим прави тельством, то Даллес даже ставит в заслугу правительству США организованную им политиче скую и . экономическую блокаду Китайской Народной Республики. Воинственность Даллеса давно известна. Возможно, что его вы сту п л ен и е является несколько вольной интерпретацией речи президента. Но нельзя не счи таться с тем фактом, что он воз главляет Госдепартамент США и его слова волей-неволей связы ваются с официальной точкой зрения правительства, " возглав ляемого Эйзенхауэром. Поэтому мы не можем обойти молчанием утверждение Даллеса, будто призыв советских руково дителей к мирному урегулирова нию спорных- вопросов был сде л ан под нажимом так называемой твердой политики США. Всему миру известно, однако, что совет ские руководители определяют свои действия не соображениями о «твердости» или «мягкости» политики той или цной страны в отношении СССР, а, исходя из коренных интересов советского народа, из интересов мира и меж дународной безопасности. Хотя воинственная поза, к о торую т а к любит Даллес, кому- нибудь и каж ется эффектив ной, однако, это вряд ли до сти гает своей цели, .в особенности в области дипломатии. Связывая ■возможность внесения мирных предложений со стороны США с -созданием так называемого «Ев ропейского оборонительного сооб щества», с планами организа ции «объединенных вооружен ны х сил, включающих француз ски е и немецкие силы», то» есть с дальнейшей гонкой вооруже ний, — Даллес, быть м о ж е т во преки своему желанию, выдал подлинный смысл проводимой США политики. Но если дейст вительный смысл выступления Эйзенхауэра таков, как это пред ставлено в более пространной речи Даллеса, произнесенной им вслед за президентом в той же аудитории и перед теми же слу шателями, оно ие может дать положительных результатов с точки зрения интересов укреп ления мира. В «вязи с такими заявления ми официальных представителей США трудно судить о том, что представляет в действительности внешнеполитическая позиция США в настоящее время. Имеет ся ли в виду и тти по пути уменьшения н апряж ени я в меж дународных отношениях и раз решать ш орны е вопросы на ос нове уважения лра® других н а родов, или имеется в виду про должать прежнюю политику гон ки вооружений. По мнению советских руково дителей, предложения, действи тельно направленные к миру, могут послужить базой для улучш ения международных от ношений. Это, однако, не значит, что советские 'руководители го товы принять за таки е предло жения новые вариации старых приемов. В своем выступлении прези дент Эйзенхауэр обратился к итогам послевоенного периода, начиная с того, момента, когда «в весну победы солдаты- запад ных союзников встретились с солдатами России в центре Ев ропы». Говоря об этих итогах, Эйзен хауэр подчеркнул, что после окончания войны страны мира разделились и пошли двумя раз ными путями. При этом, в пол ном противоречии с фактами, Эйзенхауэр изображает дело т а ким образом, будто страны анг ло-американского блока ставили своей целью укрепление мира и международной безопасности, а Советский Союз и дружествен ны е ему государства не захоте ли итти по этому пути. Его можно понять .даже в том смы сле, будто восстановление разру шенного войной хозяйства и у к репление экономической мощи Советского Союза в послевоен ный период стало представлять собою «новую опасность агрес сии» . Дойти до таких утверждений в отношении СССР, — это зн а чит, но меньшей -мере, утратить чувство объективности -и не счи таться с общеизвестными об стоятельствами, которые с пол ной определенностью свидетель ствуют не только о миролюби вых целях наш ей страны, но и о том, что Советский' Союз был и остается -главной опорой и ос новным фактором, поддержания и укрепления всеобщего мира. Такие заявления были сдела ны президентом, очевидно, с той целью, чтобы представить по литику англо - американского блока в сколько-нибудь миролю бивом свете. Однако, приведен ные им самим цифры и факты насчет крайне раздутых воен ных расходов США, растущих из года в год, говорят о другом. Эти факты свидетельствуют о неслыханной ранее милитариза ции всего -народного хозяйства США, о непосильном1 для народа бремени военных расходов, о том, что гонка 'вооружений В' США породила в стране атмосферу страха и крайнего напряжения. Такая политика США, способст вующая росту военной истерии, толкает и известную группу стран по этому ж© пути. Эйзенхауэр говорил об огром ных расходах американского правительства н а пуш ки и ра кетные снаряды , н а бомбарди ровщики -и истребители, на эс минцы и другие: военные кораб ли, не забы в при этом и о про славлении агрессивного Северо- Атлантического п а к т а .. А ведь известно, что политика, вдох новляемая Северо-Атлантическим пактом, означает все новые ко лоссальные военные расходы. Достаточно сказать, какой ог ромной растратой средств, соби раемых с американских налого плательщиков, является строи тельство и содержание военных баз за многие ты сячи километ ров от Соединенных Штатов Америки и особенно- н а тех тер риториях, которые имеется в ви ду использовать -в агрессивных целях против СССР. Президент привел подсчеты, показывающие во' что обходится постройка эсминца, истребителя, бомбардировщика и т. и. и сколько можно было бы сэконо мить бушелей пшеницы и тонн хлопка или построить школ и больниц, отказавшись от произ водства подобных военных объ ектов. При этом' было названо не мало поучительных цифр. Но сказанного президентом совер шенно недостаточно. Вот если бы президент США рассказал о том, во что обходится американ скому народу накопление запа сов атомных бомб, а такж е стро ительство многих сотен военных баз далеко за пределами США,— а, ведь, все это не имеет ничего общего ни с какими интересами обороны- США, — тогда получи лась бы картина гораздо более близкая к действительности и во многом более поучительная. Но, к ак видно, считают, что откры то и ясно об этом говорить «не удобно» или «невыгодно». Тем противоположной позиции и чуть ли не мешал этому. В этом видны попытки свалить на Советский Союз вину за веду щуюся в последние годы гонку вооружений в странах англо-аме риканского блока. Однако, эти по пытки не имеют под собой ника кой почвы и выражают лишь стремление переложить вину с больной головы на здоровую. В самом деле, разве в Совет ском Союзе восхвалялись война в Корее и гонка вооружений как выгодный «бизнес», как лучшее средство обеспечить деловую ак тивность и полную занятость на селения? Разве в Советском Сою зе существует так называемый «страх перед миром», падают курсы акций на бирже при сооб щениях об ослаблении напряжен ности в международных отноше ниях? Все это имеет место не в Советском Союзе, а в Соединен ных Штатах Америки. При чем же здесь Советский Союз, которо му не нужна гонка вооружений, который всегда стоял и стоит за прочный, длительный мир и не испытывает страха перед миром. Конечно, Эйзенхауэр прав в том, что после победы над гит леровской Германией пути СССР и США разошлись. Но этот факт в выступлении Эйзенхауэра от 16 апреля получил неправиль ное, можно даже сказать, и ска женное освещение. Если стоять на твердой почве фактов, всякие ' неясности в этом деле полностью исчезнут. Нельзя, в самом деле, игнориро вать, что страны англо-амери канского блока, которые в пери од последней мировой .войны бы ли союзниками СССР, сразу же после окончания этой войны по не менее, истинный смысл т а кого рода фактов и -без того по нятен. В них находит свое вы ражение внешнеполитический курс, преследующий неосущест вимые ц ели мирового 'господства, что вы зывает растущее сопро тивление со стороны широких кругов во многих странах. Что касается нашей страны, то известно, что Советский Союз, неуклонно заботясь о послевоен ном восстановлении и развитии своего народного хозяйства, не пошел по пути гонки вооруже ний. Советский Союз не только не пошел по этому пути, но и не однократно выступал с конкрет ными предложениями, чтобы ве ликие державы, вместе с други ми государствами, приняли реши тельные меры к ограничению во оружений, к немедленному сокра щению вооруженных сил и воен ных расходов и, вместе с тем, до говорились бы о запрещении атомного оружия с установлением эффективного международного контроля за проведением всех этих мероприятий, исключающего возможность нарушения этих ре шений со стороны какого-либо государства. Эйзенхауэр в своей речи за трагивает и вопрос о сокращении вооружений. Этому в ней посвя щены соответствующие пять пунктов. Советская сторона, ко нечно, не имеет возражений про тив предложений, изложенных в этих пунктах. Однако, все эти предложения носят слишком об щий характер, что отнюдь не мо жет сдвинуть с места неотложное дело сокращения вооружений. По Эйзенхауэру • получается, будто правительство США всегда стояло за сокращение вооруже ний, а Советский Союз стоял на вернули руль своей политики. Они во многих отношениях вер нулись на старый довоенный путь, когда их отношение' к Со ветскому Союзу 'никак нельзя было н азвать дружественным и когда курс их политики, обык новенно пролегал в 4 (противопо ложном направлении. Мы не- намерены ©ступать в дискуссию е президентом по по воду довольно странного утверж дения о каком-то окончании оп ределенной эры- ® 'Советской по литике. Но мы н е можем вос принять 'без удивления его вы вод, будто правительство СССР должно отказаться от .преемст венности во 'внешней политике, правильность которой доказана всем ходам международного раз вития. Если связывать начало или окончание эры с появлением но вых лиц во главе того или ино го государства, мьг с большим основанием могли бы -говорить об окончании эры в политике США в1 связи с приходом к вл а сти правительства Эйзенхауэра. Но сам новый президент США почему-то1 безоговорочно берет под защиту всю политику свое го предшественника, которую он в свое время, особенно в период предвыборной кампании, не без основания критиковал во мно гих отношениях. В своем- (выступлении -прези дент заявил -о готовности «при ветствовать всякое подлинное свидетельство мирных намере ний». Вместе' с тем, он обра тился с вопросом: что1 готов предпринять Советский Союз? Известно, что Советский Союз всегда проявлял готовность дру жественным путем обсуждать и решать назревшие международ ные вопросы при условии, что предложения относительно реше ния этих вопросов, от кого бы они н и . исходили, являются сколько-нибудь приемлемыми и не 'противоречат к ак коренным интересам советского народа, так и интересам других -миролюби вы х народов. В 'своем выступлении прези дент США почему-то счел воз можным связать свои предложе ния о миро с целым рядом пред варительных условий, предъяв ляемых им Советскому Союзу, хотя эти претензии в его вы ступлении не подкреплены соот ветствующими обязательствами со- стороны США. Такая постановка вопроса уже ■вызвала законный отпор в с а мых различных международных кругах. Она но могла ие вы звать удивления у людей, спо собных реалистически оценивать к а к существо назревших меж дународных проблем, та к и дей ствительное соотношение сил и факторов, определяющих М'ежду- народную обстановку. Англий ская газета «Таймс» справедли во заметала, что «ни одна стра на — будь то Советский Союз, Соединенные Штаты или Англия — не захочет обсуждать мир ные мероприятия -на безапелля ционных условиях». Жав известно, советские руко водители ‘СВОЙ призьш к мирно му урегулированию международ ных проблем не связывают ни с какими предварительными тре бованиями в США или в другим странам, примкнувшим или не примкнувшим к англо-американ скому блоку. Значит ли это, что у .'.советской стороны нет ника ких претензий? Конечно, не'зн а чит. Несмотря н а это, советские руководители будут приветство вать любой шаг правительства США или правительства другой страны, если это будет направ лено .на дружественно©, урегули рование спорных вопросов. Это свидетельствует о готовности со ветской стороны к серьезному деловому обсуждению соответст вующих проблем к ак путем пря мых переговоров, так й , в необ ходимых случаях, в рамках ООН. В речи президента говорится о том, что при решении спорных международных вопросов «Со единенные Штаты готовы взять на себя справедливую долю». Это заявление ие было чем-либо подкреплено в выступлении Эй зенхауэра 16 апреля. Между тем, оно. в этом нуждается. Что касается СССР, то нет никакого' основания сомневаться в его готовности взять на себя соответствующую долю при ре шении спорных международных вопросов. Это Советский Союз доказывал не раз в серьезных международных делах. Такова международная обста новка, как она выглядит в наши дни. Проводимая Советским Союзом политика но может противоре чить интересам других миролю бивых государств. Она отвечает отремлениям всех государств, ко торые готовы содействовать раз витию международного сотруд ничества, независимо от той или иной социальной системы. Эта политика СССР является, вместе с тем, выражением самых глу боких стремлений нашего наро да к укреплению всеобщего мира. («Правда», 25 апреля 1953 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz