Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 28 апреля 1953 г. № 84 (6 0 0 3 ) К ВЫСТУПЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА ЭЙЗЕНХАУЭРА Прошло восемь лет после побе ды 'союзников— СССР, США, Анг лии и Франции— над гитлеров ским фашизмом и окончания вто рой мировой войны . Советские люди вынесли на 'своих плечах ■основную тяжесть великой борь бы . Они шли н а это, чтобы от стоять свободу и независимость своего отечества, помочь порабо щенным народам Европы в осво бождении от фашистского ига и обеспечить после окончания вой ны прочный мир и ; международ ную безопасность. Неуклонно отстаивая дело ми ра между народами, Советский Союз, как и раньше, стремится к развитию международного сотруд ничества. В выступлениях Г. М. Маленкова, I . П. Берия и В. М. Молотова 9 марта 1953 года вы ражена неизменная воля совет ского народа к укреплению все общего мира. 16 апреля в Американском об ществе редакторов выступил пре зидент США Эйзенхауэр с речью, посвященной вопросам междуна родного положения. Эта речь я в ляется как бы ответом на недав ние заявления Советского Прави тельства о возможности мирного разрешения спорных международ ных вопросов. Именно этим обстоятельством объясняется тот интерес, кото рый проявляется во всех странах к речи президента широкими об щественными кругами, ожидав шими реагирования руководите лей англо-американского блока на новое выражение миролюби вых стремлений СССР. С сочувствием встречены сло ва президента Эйзенхауэра: «Мы добиваемся подлинного и.полного мира во всей Азии, к ак и во всем мире», так же как его за явление, что «ни один из этих спорных вопросов, будь он велик или мал, не является неразреши мым при наличии желания ува ж ать права всех других стран». Слова президента о мире и о том, что ни один из спорных воп росов не является неразрешимым, находятся, однако, в противоре чии с другими его вы сказывани ями в этой речи. Желающие усмотреть в вы ступлении Эйзенхауэра действи тельное стремление к миру не могут не спросить: зачем понадо билось президенту в речи, при зывающей к миру, недвусмыслен но угрожать возможностью «атом ной войны»? Неужели такого ро да аргументы сделают речь пре зидента о мире более убедитель ной? Во всяком случае, в отно шении Советского Союза подоб ные доводы или, говоря прямее, подобные угрозы никогда не до стигали и не могут достигнуть цели. Президент США затронул в сво ей речи целый ряд международ- ных проблем, значение которых неодинаково. Но в конечном сче те он посвятил свою речь, глав ным образом, вопросу о взаимоот ношениях с Советским Союзом. Он заявил: «Мне известен толь ко один вопрос, от которого за висит прогресс. Этот вопрос за ключается в следующем: что го тов предпринять Советский Со юз?» К этому он добавил: «Исти ну -проверить просто. Убедить можно лишь делами». Что же? Нельзя не согласить ся: дела ценнее слов. Обратимся поэтому к тем важ- ным международным проблемам, от правильного разрешения кото рых зависит укрепление мира. Прежде всего,— о корейском вопросе. Можно ли отрицать, что в по следние годы в центре внимания международных кругов были та кие вопросы, как вопрос о войне в Корее, вопрос о восстановле нии национального единства Ко реи? На таких вопросах, как из вестно, и проверялась внешняя политика многих государств в эти годы. Советский народ неизменно оказывал поддержку всем ш а гам, направленным на заключе ние справедливого перемирия . в Корее. Недавнее предложение пра вительств Китайской Народной Республики и Корейской Народ но-Демократической Республики, давшее новую возможность пе рейти от слов к делу и открыв шее перспективу окончания вой ны в Корее, было сразу же под держано Советским Правитель ством. Те, кто ищут конкретных от ветов,— не слов, а действий,— направленных на решение акту альных вопросов международных отношений, могут оценить значе ние указанного факта. Обратимся к другим междуна родным проблемам. Кто может забыть, например, о германском вопросе или отгово риться общими фразами от такой важной международной проблемы, как восстановление национально го единства Германии на демо кратических и миролюбивых на чалах? Кого может удовлетворить не только в Германии, но и за ее пределами, такой подход к этому вопросу со стороны того или иного государства, к о д а , скажем, западную часть Герма нии просто рассматривают, как орудие своей «динамической» внешней политики в Европе, не учитывая, к ак на это будут реа гировать некоторые народы Евро пы и, прежде всего, французский народ, который не раз бывал жертвой милитаристской Герма нии. Разве не ясно, что решение вопроса о Германии требует уче та жизненных интересов всех соседей Германии и интересов у к репления мира в Европе и, преж де всего, непременного учета н а циональных чаяний германского народа. В речи президента США нет основы для решения этого вопро са. Он не посчитался с наличием Потсдамских соглашений четырех дерзкав по германской проблеме. Так поступало и прежнее прави тельство США. Но если признать разумной необходимость полозки- тельного решения германской проблемы в духе укрепления ми ра в Европе, как к этому неиз менно стремится Советский Со юз,— нельзя забывать об указан ных важных международных со глашениях, под которыми стоят подписи обоих наших государств, а также Великобритании и при соединившейся к этим соглаше ниям Франции. Если англо-американский блок не посчитается с этим и пойдет дальше по намеченному им пу ти, сдела® невозможным нацио нальное объединение Германии и превратив западную ее часть в милитаристское государство, в котором власть останется в ру ках реваншистов, — будет со вершена роковая ошибка, преж де всего, в отношении герман ского народа. Вместе с тем, т а кая установка в германском во просе несовместима с интереса ми всех миролюбивых государств Европы и всего прогрессивного человечества. Речь идет о том, чтобы каж можто скорее был заключен мирный договор с Германией, дающий германскому народу возможность воссоединиться в единая государстве и занять по добающее место в содружестве миролюбивых народов, и чтобы вслед за этим были выведены из Германии оккупационные вой ска, содержание которых ложит ся дополнительным бременем на плечи германского народа. В выступлении президента США, затрагивающем широкий круг международных вопросов, ничего не сказано! о Китайской Народной Республике, о восста новлении национальных прав Китая в Организации Объеди ненных Наций, а также о его законных территориальных пра вах, включая остров Тайвань. Разве этот вопрос не относится к неотложным международным проблемам наших дней? И все же остается фактом, что В! этой большой речи вопрос -о- Китае не получил освещения. А это зна чит, что в отношении Китая упорно проводится политика, продиктованная стремлением по вернуть неуклонно развивающие ся события вспять, хотя к аж дому зрячему человеку видно, что та к ая политика, обречена на неизбежный провал. Эйзенхауэр в своей речи фор мулирует п ять «заповедей», ко торые, по- его словам, определя ют «поведение Соединенных Штатов в области международ ных дел». В этих «заповедях» говорится, что «все 'человечест во жаждет мира, братства и справедливости», что «каждая страна обладает неотъемлемым правом н а создание по собствен ному выбору своей формы прав ления и своей экономической системы», что «попытка любой страны н авязать другим странам Форму правления не может быть оправдана» и т. д. Если бы эти 'принципы дей ствительно определяли! полити ку США и если бы они не оста вались только общими деклара циями, — это должно было бы сказаться и в .отношении корей ского вопроса, и в отношении Германии, и в отношении Китая. В том-то и дело, что декларации но подкрепляются делами, что действительная политика США до сих пор мало' считалась с по добными декларациями при ре шении этих и многих других международных ©опросов, В выступлении президента уделено огобое внимание наро дам Восточной Европы. Из его слов' следует, будто формы прав ления в странах Восточной Ев ропы навязаны извне, хотя это. противоречит общеизв естным фактам и действительному поло-, жеяшо в этих странах. Факты показывают, что толь ко в упорной борьбе за свои права народы Восточной Евро пы пришли к нынешней народ но-демократической форме прав ления И ЧТО ТОЛЬКО! в новых условиях они смогли обеспечить бурное развитие экономики и культуры. © своих государствах. Было бы странно! ожидать от Советского Союза вмешательства в пользу восстановления сверг нутых этими народами реакци онных режимов. В то же время президент про сто треигит против общеизвест ной исторической закономерно сти, -когда он «призывает» р у ководство Советского Союза «ис пользовать свое решающее влия ние в -коммунистическом, мире» для того, чтобы задержать осво бодительное движение колони альных и полуколониальных на родов Азии против векового гне та и порабощения. Трудно рас считывать н а правильное пони мание международных проблем, пок а национально -освободитель- вое движение рассматривается к ак результат инспирации, от дельных «злонамеренных» лю дей. Совсем-уж -непонятно, упомина ние президента насчет предо ставления «другим народам, в том числе пародам Восточной Европы», свободы объединения с другими странами в «мировом правовом -сообществе». Вое-м 'и з вестно, кто именно препятству ет принятию некоторых народ но-демократических стран в Организацию Объединенных На ций и кто мешает восстановле нию законных прав великого Китая © ООН. Разве не пред ставители Советского Союза внесли предложение принять в Организацию Объединенных На ций 14 стран, — предложение, которое было отвергнуто голоса ми англо-американского блока.? Что касается австрийского договора, в отношении него мож но повторить, -что- и здесь н ет т а ких вопросов, которые нельзя было бы решить н а основе до стигнутой ранее договоренности при действительном соблюдении демократических прав австрий ского народа. Относительно Организации Объединенных Наций. Президент выразил в своей речи готовность превратить ООН в институт, который мог бы действенно охранять мир. и бе зопасность всех народов. Не по вине Советского Союза эта организация н е выполняет сейчас возложенных на нее за дач. Не поздно, однако, и теперь поднять значение ее деятельно сти, особенно в деле укрепления мира и международной безопас ности, что являлось главной целью создания 'этой организа ции. Для этого, прежде всего, необ ходимо, .чтобы принципы ООН соблюдались всеми ее членами, чтобы -не нарушались самые основы ее Устава. Для этого не обходимо, чтобы ни одно п р а вительство не стремилось пре вратить ООН -в подсобный орган своей внешней -политики, так к ак это несовместимо- н и с прин ципами Организации Объединен ных Наций, ни с целями защи ты -интересов нормального, меж дународного сотрудничества и укрепления мира. Для чего, спрашивается, все 60 членов Организации Объединен ных Наций подписались под ее Уставом, важнейшей частью ко торого является правило едино гласия пяти великих держав при рассмотрении вопросов обеспече ния мира в Совете Безопасности? Не для того же, чтобы это при знанное всеми странами правило на практике игнорировалось не которыми государствами! И не для того, конечно, чтобы рас сматривать этот международный принцип, как какую-то обузу или помеху деятельности ООН и Совета Безопасности. Наконец, кто может считать нормальным ■ такое положение, когда самая большая страна ;в мире— Китай лишен возможности участвовать в работе Совета Бе зопасности и Генеральной Ас самблеи, а вместо этого в органах ООН торчит какое-то гоминданов ское чучело. Разве такое положение может способствовать укреплению авто ритета ООН? Разве при таких по рядках можно рассчитывать на нормальное развитие деятельно сти Организации Объединенных Наций и на выполнение ее обя занностей в деле упрочения м и ра и международной безопасно сти? Во всяком случае, от решения этого вопроса, как и ряда других назревших международных про блем, нельзя уйти. Если все мы стремимся к тому, чтобы- было меньше слов и больше дел, то, очевидно, можно будет найти путь и к решению проблем тако го рода. Не без основания президент связал в своем выступлении воп рос о сокращении вооружений с необходимостью уделить более серьезное внимание экономиче ским проблемам, проблемам борь бы с нищетой и нуждой. Однако, едва ли кого-либо удовлетво рит, если это дело будет сведено к образованию некоего «фонда помощи всему миру», о котором говорилось в этом выступлении. Одного громкого названия для такого «фонда» недостаточно. Другие будут результаты, ес ли подход к такой проблеме будет основан на действительно широком и демократическом со трудничестве между странами при полном уважении суверенных прав народов и без навязывания получающим помощь странам по литических условий. Пока что из сказанном прези дентом насчет «фонда помощи все му миру» создается впечатление, что здесь мы имеем новый вари ант не оправдавшего себя «пла на Маршалла» и, вместе е тем, продолжение, под другим назва нием, непопулярного «четвертого пункта Трумэна», который при помощи грошевых подачек тем или иным слабым государствам стремился подчинить бюджеты и экономику отдельных стран и ко лониальных территорий,— а зна чит, и сами эти страны и терри тории,— так называемым «дина мическим» целям внешней поли тики США. Как видно, теперь имеется в виду пойти дальше по этому же пути. Нельзя не считаться с тем, что в последнее время дело доходит до прямого -отказа от американской экономической «помощи», как это видно на примере Бирмы и не которых других государств. Известно также, что в послед нее время со стороны ряда госу дарств делаются определенные заявления, что они заинтересова ны не столько в так называемой «помощи» от США, сколько в' том, чтобы Соединенные Штаты Америки не ставили все новых и новых препон на пути к разви тию нормальной торговли между государствами, на пути расшире ния международного ' товарообо рота. Дело доходит до того, что даже в странах, примыкающих к воз главляемому США блоку, и, прежде всего, в Англии, все гром че становится ропот против огра ничений торговли -с госуда/р-сгоа- (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz