Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

14 а прел я 1953 г. № 74 (5 9 9 3 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 ОБ АРХИТЕКТУРНОМ ОБЛИКЕ НАШЕГО ГОРОДА Неуста нно з аботиться об украше нии го рода Новый дом на улице 9 М ая. Б е р е ч ь п ам я т н и к и с т а р и н ы Ли пчане люб ят ©вой родной го ­ род, горд ятся им, с восто ргом го ­ во р ят о перспективах его даль ­ нейше го развити я. В полне ясно, что они хотят ви деть его' опр ят­ н ым, красивым, благоустроен ­ н ым, хорошо оформленным в архитектурном отношении. Од ­ нако те, кто призван заботитьс я об этом, не все гда идут навстре ­ чу за пойному желанию жителей -города. ПРОЙДЕМСЯ ПО ГОРОДСКИМ У ЛИЦАМ Даже беглого взгл я да доста ­ точно, чтоб ы заметить недостат ­ ки в а рхитектурном оформлении города, в его благоустройстве. Есть в городе кварталы , кото ­ рые вы гл я д ят а рхитектурно не ­ уст роенными, где не чувствуетс я ху дожественного вкуса архитек ­ то ра. ...Улица Денина, считающа яся о дной из красивейших в городе... Здесь сохранилось много старых строений, имеющих неплохие архитектурные формы. Но даже Фасадные стороны домов имеют чрезвычайно жалкий вид. М е­ стами ос ыпалась ш тукатурка, полин яла ок раска, покривились, а то и разрушились балконы, пришли в ветхость колонны и другие архитектурные украш е ­ ния. Все это неотложно нуж ­ даетс я в ремонте и реставрации. У некоторых домов нет ворот, калиток, отсутствуют огражде ­ ния приусадебных участков. И такую картину можно на ­ блю дать не только на одной Ле­ нинской улице. ЗАГЛЯНЕМ В СКВЕРЫ И ПАРКИ Лесопарковое хозяйство' произ­ вело большие работы по древона­ саждению в городе. Но. деревья сажают лишь по обочинам тро­ туаров городских улиц, забывая об озеленении внутрикварталь­ ных площадей. В городе имеются Нижний и Верхний парки. Это— гордость липчан. Но‘ и здесь не ощущает­ ся художественного вкуса архи­ текторов, хозяйского глаза гор- комхоза. В Нижнем парке сто­ ит эстрада, давность постройки которой — 1 5 0— 2 0 0 лет. Не такое уж трудное дело ее заме­ нить или хотя бы реставриро­ вать. Но этого почему-то не де­ лают. Вы н е встретите в парке ни одного красивого, со вкусом отделанного моста, украшенного скульптурами, изящной беседки, павильона, действующего фонта­ на и далее со вкусом сделанной удобной скамьи. Нет здесь и многолетних цветов, цветущих кустарников (сирень, жасмин, розы, акация). Имеющиеся в I парке Доски почета оформлены 1грубо, некрасиво, расположены непродуманно, выстроены в один ряд, не вписаны в обрамление зелени. Парк содержится грязно. Еще более запущен Верхний парк. Следы безнадзорности ле­ жат и на двух скверах — Ленинском и Сталинском. Аллеи Сталинского сквера заросли, по ним скоро нельзя будет пройти. После далее небольших дождей здесь образуются лужи. В скве­ рах надо бы развести сирень, жасмин и другие цветущие к у ­ старники. Уже давно пора включить в зеленое обрамление пруд, распо­ ложенный в центре города, сде­ лать полноводной отходящую от него канаву, оформить по ее обо­ чинам набережную, которую моле­ но и нужно украсить фонтана­ ми, статуями, обнести узорной чугунной изгородью. На. пусты ­ ре, примыкающем к пруду с восточной стороны, необходимо разбить сквер. Большие задачи стоят перед строителями нашего' города в этом году. Многое предстоит им воздвигнуть заново, отремонти­ ровать и реставрировать. И по­ четный их долг заключается в первую очередь в том, чтобы строить не только дешево' и прочно, но и изящно, красиво, строго соблюдая принципы п р а­ вильного архитектурного- офор­ мления города, проявляя не­ устанную заботу о его украше- Привести в по рядок скуль пту ры В Липецке много скульптур. Они служат хорошим архитек­ турным оформлением садов, пар­ ков, улиц. Излюбленным местом отдыха липчан стал сквер, разбитый на месте довоенного стадиона. Здесь несколько скульптур. Но когда смотришь на отдельные из них, невольно приходится думать: к а ­ кие безответственные работники в городском отделе коммунально­ го хозяйства, куда смотрят архи­ текторы города, которые кстати сказать, работают рядом? Вот скульптура двух футболи­ стов. В их позах чувствуется стремление вперед, борьба за мяч. Но вот самого мяча-то нет. Без него скульптура не выражает за­ мысла. Посмотрев на эту скульп­ туру, приезжий человек вряд ли. может догадаться, что это фут­ болисты. Да и мы называем их футболистами только потому, что привыкли. Хочется сказать и о другом. Новый городской стадион еще не оформлен скульптурами. И вер­ нее было бы, если бы скульпту­ ра футболистов была установлена именно на стадионе. А вот в том же саду фонтан. Оформлен он очень красиво. В центре . фонтана скульптура мальчиков и девочек, ловящих мяч. Но, видимо, нашему городу на мячи не везет. И здесь его нет. Создается'такое впечатле­ ние: протянув руки вверх, дети ловят воздух. А у одной фигур­ ки руки вовсе нет. И так стоит в таком виде фонтан уже не­ ско л ько лет и никто не приведет его в надлежащий вид. Горкомхозу и архитекторам го­ рода необходимо больше уделять внимания состоянию скульптур­ ных украшений города. В Липецке расположено не­ сколько памятников старинной архитектуры . В 1805 году в Ли-, пецке был построен Христо-Рож­ дественский собор. Это рвущееся ввысь здание имеет много наруж ­ ных лепных украшений, большое количество колонн с разнообраз­ ными капителями, фронтоны. Словом, здание представляет не­ малый интерес по архитектуре и дорого нам как памятник русско­ го зодчества. Время сделало свою разруши­ тельную работу, и сейчас здание находится в аварийном состоя­ нии. Из стен выпадают кирпичи, под большинством колонн полу­ разрушенные, рассыпающиеся ос­ нования, капители колонн, кар­ низы также разрушаются. Грозит обвалом массивный фронтон над боковым входом о левой стороны здания. Левое крыло фронтона отделилось от поддерживающих его колонн, по­ косилось, -на нем образовались трещины. Такое же положение и с многими другими частями зда­ ния. Половину помещения аренду­ ет «Заготзерво». Там во мно­ гих местах обвалился свод, осы­ палась ш тукатурка. Состояние этой части здания таково, что вызывает опасения за целость сохранившихся росписей, лепки и т. д. Однако меры к поддержанию здания в порядке не принима­ ются. Еще в 1947 году ставился вопрос о необходимости капиталь­ ного ремонта здания, «0 -до сих пор тут не произведено даже не­ большого поддерживающего ре­ монта. Примерно в таком же состоя­ нии и другой памятник архитек­ туры по улице Салтыкова-Щед­ рина. Есть основания считать, что некоторые части здания по­ строены в 12— 13 веках, а ос­ тальные пристроены в 16— 17 веках. Естественно, разрушается и это здание. И хотя давно при­ знано, что оно нуждается в к а ­ питальном ремонте, до сих пор он не производится. Или взять н а Ленинской ули­ це дом № 7. Архитектур­ но дом оформлен очень хорошо, и в этом отношении он представ­ ляет большую ценность. Однако горно-металлургический " техни­ кум, который занимает его, пло­ хо сохраняет эту ценность. На протяжении ряда . последних лет дом не ремонтировался. В результате во многих местах ш тукатурка отлетела, здание имеет неприглядный вид. Руко­ водители техникума ежегодно пе­ реводят в Воронежский областной отдел по делам архитектуры 8 .300 рублей, но не требуют, чтобы эти средства использова­ лись по назначению. Необходимо, чтобы горисполком и управление главного архитек­ тора) приняли меры к сохране­ нию этих памятников старины. А. КУЛИКОВА, директор музея краеведения. НИИ. Р. СЕМЕНОВА. А. БОБЫЛКИН, художник драмтеатра. О п роектирова нии жил ых домов За послевоенные годы трудя- ] щиеся Липецка получили десят­ к и новых многоэтажных жилых домов. В нашем городе построено множество зданий, в которых размещены государственные и культурные учреждения. Глаз радует вид новых четы ­ рехэтажных зданий, построенных на ул. 9 Мая в Тракторозавод­ ском районе, Домов- культуры з а ­ вода «Свободный сокол» и Сту- деновского рудоуправления. Но, говоря об успехах архи­ текторов и строителей, нельзя не указать и на недостатки, на их промахи. А промахов, к сожале­ нию, у них немало. Липецк — город индустриаль­ ный. В основном он застраивает­ ся большими многоэтажными до­ мами. Стоять им долго. Задача архитекторов и строителей со­ стоит в том, чтобы строить удоб­ но, прочно, экономно, красиво. Но они нередко забывают об этих правилах. Вот примеры. В рабочих по­ селках заводов ферросплавов, к а ­ нализационных чугунных труб, Новолипецкого завода, завода «Свободный сокол» многие дома напоминают спичечные коробки. Наши архитекторы мало прояв­ ляют заботы о том, чтобы у к ­ расить дома колоннами, краси­ вой архитектурной отделкой. Архитектор не должен забы­ вать, что в основу строительст­ ва жилых домов должен быть по­ ложен припцип удобства для жи­ вущих в них, чтобы эти дома были хороши не только снаружи, но и внутри, удобны для жилья. При этом следует избегать вся­ ких ненужных выдумок. А что получается? На Сталин­ ской улице за два последних года построено много больших домов. Но они, как и в указанных выше поселках, напоминают ко­ робки.. Многие из них спроек­ тированы не совсем удачно. Вот дома Хг 12 и № 24 . Дома оди­ наковые. И архитектурно они раз­ работаны одинаково1 нелепо. С фасадной стороны ширина каждо­ го окна на вторых этажах не пре­ вышает 50 сантиметров. Поэто­ му вторые этажи напоминают скорее крепость с бойницами, не­ жели жилой дом. А каково жи­ телям, занимающим квартиры вторых этажей? Света мало, вы ­ глянуть из окна нельзя. Есть на Сталинской улице еще два недавно построенных до­ ма, угловые квартиры которых имеют по балкону. Но попробуй­ те выйти на эти балконы. Шири­ на каждой двери также не пре­ вышает 50 сантиметров. Архитекторы, хотели, видимо, выдумать что-то новое, но, выхо­ дит, сама выдумка была ради вы ­ думки, а не ради того, чтобы по­ строить для трудящихся дома не только красивые, но и удобные. В поселках ферросплавного и Новолипецкого заводов мы видим такие дома, на вторых этажах которых вовсе нет окон. Вместо окон навешены двери, под ни­ ми— балконы. К формальному отношению к архитектурному оформлению горо­ да молено отнести и такие явле­ ния, когда на стенах отдельных домов выведены так называемые фальшивые окна, т. е. одни на­ личники. Может быть, некоторым архитекторам кажется, что это красиво. А прохожие так гово­ рят: — В этой стене были когда-то окна, да их замазали. Когда заходит речь об архи­ тектурном облике нашего города, в Липецкой конторе «Горпроект» говорят: — Мы тут не виноваты. Не считают себя виновными и работники треста «Липецкстрой». А дело обстоит так. Архитекто­ ры города получают из Главного архитектурного управления т и ­ повые проекты, а коллектив тре­ ста «Липецкстрой» получает строительные материалы для ра­ бот по этим проектам. Многие проекты устарели,, они явно не годны для Липецка. Но архитек­ торы и, прежде всего, главный архитектор города т. Тихомиров молчат. А когда в трест прихо­ дят эшелоны с материалами, строители начинают теребить ар­ хитекторов: — Давайте проект, иначе вы нам план сорвете. А что из себя представляет проект, какой строить дом,— об этом никто заранее не подумал, тогда как проект требует уточне­ ния, изменения. И архитекторы и строители знают, что проекты поступают неподходящие, но все равно ис­ пользуют их. Итак, годы идут, плохо спро­ ектированные дома растут, а строители и архитекторы далее ни разу не додумались собраться за одним столом и обсудить та­ кой вопрос: «Как лучше архи­ тектурно оформить индустриаль­ ный Липецк». В. АЗАРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz