Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

5 а прел я 1953 г. Л? 68 (5 9 8 7 ) ЛИ ПЕЦКАЯ КОММУНА 3 Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А НИЦА Навстречу утру Жак бисер, блещут в небе огоньки. А в Ли пецке, на тракторном заводе, Поют, поют послушные станки И тракторы обкатчики завод ят. Как днем, гудки в диспетчерской звучат, Из цеха в цех снуют электрокары, И за металлом, что бурлит в печах, Степенно наблюдают сталевары. Стальные струи хлынули в ковши. А через день из этой самой стали В цехах обточат тысячи деталей Для наших замечательных машин. Машинам этим скоро на полях Вздымать пласты земли в работе жаркой. Быть может, те, что сядут у руля, Напишут нам: .— Спасибо за подарки! Рассвет с зарею звезды потушил И светом утра в окна цеха брызнул. Веселым, мощным рокотом машин Завод встречает мирный день Отчизны. А. ВОЛОДИН. ПЕРВЫЕ БОРОЗДЫ Яркий луч от фары ткнулся в синь упруго, Вывел у дороги четкий полукруг, — Хорошо ложатся борозды за плугом. Вот рассвет. Стал шире горизонт вокруг. И открылся сразу взору тракториста Край родной колхозный н а десятки верст. Над страной любимой день встает лучистый, Заливая солнцем свежий след борозд. И. ХАРИТОНОВ. НАЧАЛО ДНЯ Не басистый гудок, а скворцы Разбудили сегодня меня. По привычке гляжу на часы — Далеко до рабочего дня. Только разве ц снова усну, Если в дом на заре не мороз, 1 пропахшую хвоей весну Через форточку ветер занес. Старый дворник, лопатой звеня, Гонит в Линовку с улицы снег. А, мне каж ется, он и меня Просит чем-то помочь весне. И впервые в этом году До гудка я на смену иду. А соседи кричат мне вслед: — Подожди нас минутку, сосед! Владимир АЗАРИН. С к в о р цы п р и л е т е л и Он прилетел из дальних стран, Но вот какая неудача — Где осенью оставил «дачу», Теперь, высоко подняв мачту, Работает подъемный кран. И сколько птица ни порхала,— Кругом — народ, дома в лесах. А девушка в косынке алой На кране норму завершала И было ей не до скворца. Заметил птицу юный плотник В фуражке, сбитой набекрень. Он выручил скворца охотно. И тот теперь поет весь день. Михаил СЕКИРИН. Т о в а Окончена стаха новс кая смена, Над городом остаток д ня уг ас, И ты с друзьями ПРЯМО' от мартена Спешишь в обыкновенный школьный класс. Тебе, я знаю, дорога минута. Вот скоро гы получишь аттестат, И за ночь до Москвы — до института Сотни километров пролетят. Еем выйдешь ты из института стали? р и щ у Куда направишь молодой полет? Быть может, в город крупный на Урале : Тебя трудиться Родина пошлет. А может, на завод Днепропетровска... Но знаю, не забудешь никогда Свой цех, где ты узнал еще подростком Всю радость вдохновенного труда. М. ЛИХАЧЕВ. Пе Полтора года учебы в учи ­ тельском институте. После лек­ ций я аккуратно посещала сред­ нюю школу, где все студенты последнего курса проходили так называемую «пассивную пед­ практику». Мы слушали уроки опытных учителей, помогали им вести внеклассную работу. Работа учителя привлекала меня, и мне думалось, что на моем педагогическом поприще не будет никаких препятствий. Правда, темным облачком в мо­ их розовых мечтаниях была по­ средственная отметка по мето­ дике литературного чтения. А случилось это так. Методи­ ку литературного чтения вела у нас Антонина Владимировна Р у ­ стамова. Лекции ее казались краткими, сухими. Разве можно было сравнивать их с огненными и сильными речами литератора Тархова! Тархов поражал нас своей эрудицией. Рустимова учила нас читать учебники 5— 7 классов, изучать программу средней школы, пи ­ сать конспекты уроков. Многие студенты старательно записыва­ ли ее лекции. — Подумаешь, методика? — говорила я подругам. — Надо прежде всего' хорошо знать свою основную дисциплину. — Ты не права, Тоня,— воз­ ражала мне Аня Королева. — Ты ведь должна научиться пра­ вильно построить урок, распре­ делить его по минуткам, надо знать, как войти в класс, как держать, себя... Я запальчиво возражала. И попрежнему мало уделяла вни­ мания методике литературного чтения. Но близились экзамены. За день до них я прочла весь учеб­ ник по методике литературного чтения. Он был написан . живо, увлекательно. Я стала читать второй раз, выписала несколько примеров. Но было уже поздно. В комнату заглянуло утро, хо­ зяйка квартиры загремела вед­ рами, а еще оставалось недочи­ танных около двухсот страниц. С щемящим сердцем пришла я в институт. Мне почему-то не­ удобно было смотреть на одно­ курсников, я пугалась встречи с Антониной Владимировной. Но настал час, и она вызвала меня. Отвечала я путанно. Поставив посредственную оценку, Антони­ на Владимировна возвратила мне зачетную книжку и сказала: — Слабовато усвоили. А мог­ ли бы лучше ответить! Луч­ ше многих, если бы во-время за­ нимались... В ее словах звучал не только упрек, но и досада, обида за ме­ ня, как за одну из хороших студенток. После экзаменов каникулы . Февраль был снежным, хоро­ шим для лыжных прогулок. С | р в ый у р (РАССКАЗ) утра до обеда я ходила в лес на лыжах, а после садилась за ме­ тодику литературного чтения. Просиживала до полуночи. В первый лее день занятий в институте нас собрали в акто­ вом зале и начали говорить о... методике,— мы готовились к са­ мостоятельной педагогической практике. Говорил директор, го­ ворили заведующие кафедрами, говорила Антонина Владимиров­ на. На этот раз я слушала всех внимательно и записывала глав­ ное. А потом нам выдали п а­ мятки,- В них было то же самое — только короче. До моего первого урока оста­ валась целая неделя. Пожилая учительница 5 класса Раиса Алексеевна Томилова помогала мне охотно. Когда мы затрудня­ лись,— шли к методисту инсти­ тута до-центу Петру Петровичу. Ради нас он оставлял все и да­ вал консультации. - Наконец, конспект урока был готов. Он лежал в моем портфе­ ле утвержденный всем началь­ ством, размеченный разноцвет­ ными Карандашами. Я волнова­ лась. Нет, это не было волне­ ние незнайки, это было какое- то особое волнение! Все-таки мне предстояло дать первый урок в жизни... Большой класс, залитый яр­ ким солнечным светом, был з а ­ полнен ребятишками. Они еще не успокоились после перемены: лица были разгоряченными, гла­ за блестели, пионерские галсту­ ки у многих сбились набок. Но ребята все старались стоять смирно и ожидали моего слова. Каким-то чужим и хриплым голосом я выдавила из себя при­ ветствие. Здравствуйте! — дружно,’ звонко и радостно ответили п я­ тиклассники. Я робко сделала несколько шагов к столу учителя и подня­ ла глаза. Хорошие дружеские личики ребят сияли. Десятки глаз смотрели на меня внима­ тельно и ласково. — Дежурный, встать! — ре­ шительно произнесла я. С третьей парты поднялся ма-1 леньвий, круглый, как пышка, черноглазый мальчик. Это был ! О К Толя Кротов. Он доложил о про­ пусках и заданиях на дом. Я совсем освоилась и подня­ лась на -возвышение к столику. Но здесь опять произошла не­ большая заминка. На задних нартах сидели студенты моей группы, блестела лысина до­ цента Петра Петровича, а в са­ мом дальнем углу, за крупной фигурой Раисы Алексеевны си­ дела Антонина Владимировна. Перед нею лежала ее записная книжка. Я вызвала отвечать Ми­ шу Еремина. Мне было некогда анализировать свои ощущения. Надо было слушать ученика, чтобы не только во-время попра­ вить его, но и дать правильную оценку ответа. Еремин хорошо знал материал и отвечал хорошо. — Ставлю тебе пять. Отлич­ но отвечал,— закончила я. Коля Петров отвечал хуже, но я старалась дополнительными вопросами вытащить его на пра­ вильный путь. Прошло 15 минут урока. Оп­ рос был окончен. Я приступила к объяснению нового материала. Он был логическим, следствием из только что сделанного опро­ са. Я встала и заговорила. То, о чем я . говорила, мне было- хо­ рошо известно. Известно не толь­ ко из конспекта, который тщ а­ тельно готовила. Нет! Горького я любила всегда, книгами его увлекалась с детства. Великая страсть к чтению! Разве не она осветила жизненный путь ты ся­ чам людей! Рассказывая, я мы­ сленно представляла Алешу Пеш­ кова в темном -сарае, на чердаке, на пароходе, всюду — с книгой. Меня слушали первый раз в жизни. И, я должна признаться, слушали хорошо. Петр Петро­ вич одобрительно покачивал го­ ловой. А Антонину Владимиров­ ну я потеряла из глаз (ее окон­ чательно зам ен и ла Раиса Алек­ сеевна), Обсуждение урока было крат­ ким. Говорила Антонина Влади­ мировна. Речь ее свелась к у т ­ верждению полож ения:' «Знания плюс методика дают хорошего учителя. Вы это хорошо поняли и дали отлично первый урок». Подруги ушли на очередной урок, а я, с разрешения Петра Петровича, осталась в учитель­ ской с Антониной Владимиров­ ной. Я дала волю своему чувст­ ву и бросилась обнимать ее. — Спасибо, милая Антонина Владимировна, спасибо, спасибо! — твердила я, и слезы радости наполнили мои глаза. — Вот пристала, — сказала Антонина Владимировна. — Это же первый урок. Первый урок! А сколько уро­ ков впереди, уроков моим доро­ гим ребятишкам! М. ГОНЧАРОВА. Литературный кружок студентов Литературный кружок сту­ дентов учительского института на днях подвел итоги своей ра­ боты. За 1952—1953 учебный год было проведено 11 занятий кружка. На них заслушивались доклады о творчестве русских классиков и советских писате­ лей, обсуждались произведения ! лауреатов Сталинских премий. На занятиях систематически де­ лались обзоры новинок художе­ ственной литературы. С докла­ дами выступили 10 студентов— членов кружка. Кроме того, кружковцы при­ нимали активное участие во всех читательских конференци­ ях, проводившихся б институте. Всего в кружке занимаются 30 студентов отделения русского языка и литературы. Занятия развивают их кругозор, способ­ ствуют успешной учебе в ин­ ституте. Ф. МАЙСКИЙ, доцент, руководитель кружка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz