Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
5 а прел я 1953 г. Л? 68 (5 9 8 7 ) ЛИ ПЕЦКАЯ КОММУНА 3 Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А НИЦА Навстречу утру Жак бисер, блещут в небе огоньки. А в Ли пецке, на тракторном заводе, Поют, поют послушные станки И тракторы обкатчики завод ят. Как днем, гудки в диспетчерской звучат, Из цеха в цех снуют электрокары, И за металлом, что бурлит в печах, Степенно наблюдают сталевары. Стальные струи хлынули в ковши. А через день из этой самой стали В цехах обточат тысячи деталей Для наших замечательных машин. Машинам этим скоро на полях Вздымать пласты земли в работе жаркой. Быть может, те, что сядут у руля, Напишут нам: .— Спасибо за подарки! Рассвет с зарею звезды потушил И светом утра в окна цеха брызнул. Веселым, мощным рокотом машин Завод встречает мирный день Отчизны. А. ВОЛОДИН. ПЕРВЫЕ БОРОЗДЫ Яркий луч от фары ткнулся в синь упруго, Вывел у дороги четкий полукруг, — Хорошо ложатся борозды за плугом. Вот рассвет. Стал шире горизонт вокруг. И открылся сразу взору тракториста Край родной колхозный н а десятки верст. Над страной любимой день встает лучистый, Заливая солнцем свежий след борозд. И. ХАРИТОНОВ. НАЧАЛО ДНЯ Не басистый гудок, а скворцы Разбудили сегодня меня. По привычке гляжу на часы — Далеко до рабочего дня. Только разве ц снова усну, Если в дом на заре не мороз, 1 пропахшую хвоей весну Через форточку ветер занес. Старый дворник, лопатой звеня, Гонит в Линовку с улицы снег. А, мне каж ется, он и меня Просит чем-то помочь весне. И впервые в этом году До гудка я на смену иду. А соседи кричат мне вслед: — Подожди нас минутку, сосед! Владимир АЗАРИН. С к в о р цы п р и л е т е л и Он прилетел из дальних стран, Но вот какая неудача — Где осенью оставил «дачу», Теперь, высоко подняв мачту, Работает подъемный кран. И сколько птица ни порхала,— Кругом — народ, дома в лесах. А девушка в косынке алой На кране норму завершала И было ей не до скворца. Заметил птицу юный плотник В фуражке, сбитой набекрень. Он выручил скворца охотно. И тот теперь поет весь день. Михаил СЕКИРИН. Т о в а Окончена стаха новс кая смена, Над городом остаток д ня уг ас, И ты с друзьями ПРЯМО' от мартена Спешишь в обыкновенный школьный класс. Тебе, я знаю, дорога минута. Вот скоро гы получишь аттестат, И за ночь до Москвы — до института Сотни километров пролетят. Еем выйдешь ты из института стали? р и щ у Куда направишь молодой полет? Быть может, в город крупный на Урале : Тебя трудиться Родина пошлет. А может, на завод Днепропетровска... Но знаю, не забудешь никогда Свой цех, где ты узнал еще подростком Всю радость вдохновенного труда. М. ЛИХАЧЕВ. Пе Полтора года учебы в учи тельском институте. После лек ций я аккуратно посещала сред нюю школу, где все студенты последнего курса проходили так называемую «пассивную пед практику». Мы слушали уроки опытных учителей, помогали им вести внеклассную работу. Работа учителя привлекала меня, и мне думалось, что на моем педагогическом поприще не будет никаких препятствий. Правда, темным облачком в мо их розовых мечтаниях была по средственная отметка по мето дике литературного чтения. А случилось это так. Методи ку литературного чтения вела у нас Антонина Владимировна Р у стамова. Лекции ее казались краткими, сухими. Разве можно было сравнивать их с огненными и сильными речами литератора Тархова! Тархов поражал нас своей эрудицией. Рустимова учила нас читать учебники 5— 7 классов, изучать программу средней школы, пи сать конспекты уроков. Многие студенты старательно записыва ли ее лекции. — Подумаешь, методика? — говорила я подругам. — Надо прежде всего' хорошо знать свою основную дисциплину. — Ты не права, Тоня,— воз ражала мне Аня Королева. — Ты ведь должна научиться пра вильно построить урок, распре делить его по минуткам, надо знать, как войти в класс, как держать, себя... Я запальчиво возражала. И попрежнему мало уделяла вни мания методике литературного чтения. Но близились экзамены. За день до них я прочла весь учеб ник по методике литературного чтения. Он был написан . живо, увлекательно. Я стала читать второй раз, выписала несколько примеров. Но было уже поздно. В комнату заглянуло утро, хо зяйка квартиры загремела вед рами, а еще оставалось недочи танных около двухсот страниц. С щемящим сердцем пришла я в институт. Мне почему-то не удобно было смотреть на одно курсников, я пугалась встречи с Антониной Владимировной. Но настал час, и она вызвала меня. Отвечала я путанно. Поставив посредственную оценку, Антони на Владимировна возвратила мне зачетную книжку и сказала: — Слабовато усвоили. А мог ли бы лучше ответить! Луч ше многих, если бы во-время за нимались... В ее словах звучал не только упрек, но и досада, обида за ме ня, как за одну из хороших студенток. После экзаменов каникулы . Февраль был снежным, хоро шим для лыжных прогулок. С | р в ый у р (РАССКАЗ) утра до обеда я ходила в лес на лыжах, а после садилась за ме тодику литературного чтения. Просиживала до полуночи. В первый лее день занятий в институте нас собрали в акто вом зале и начали говорить о... методике,— мы готовились к са мостоятельной педагогической практике. Говорил директор, го ворили заведующие кафедрами, говорила Антонина Владимиров на. На этот раз я слушала всех внимательно и записывала глав ное. А потом нам выдали п а мятки,- В них было то же самое — только короче. До моего первого урока оста валась целая неделя. Пожилая учительница 5 класса Раиса Алексеевна Томилова помогала мне охотно. Когда мы затрудня лись,— шли к методисту инсти тута до-центу Петру Петровичу. Ради нас он оставлял все и да вал консультации. - Наконец, конспект урока был готов. Он лежал в моем портфе ле утвержденный всем началь ством, размеченный разноцвет ными Карандашами. Я волнова лась. Нет, это не было волне ние незнайки, это было какое- то особое волнение! Все-таки мне предстояло дать первый урок в жизни... Большой класс, залитый яр ким солнечным светом, был з а полнен ребятишками. Они еще не успокоились после перемены: лица были разгоряченными, гла за блестели, пионерские галсту ки у многих сбились набок. Но ребята все старались стоять смирно и ожидали моего слова. Каким-то чужим и хриплым голосом я выдавила из себя при ветствие. Здравствуйте! — дружно,’ звонко и радостно ответили п я тиклассники. Я робко сделала несколько шагов к столу учителя и подня ла глаза. Хорошие дружеские личики ребят сияли. Десятки глаз смотрели на меня внима тельно и ласково. — Дежурный, встать! — ре шительно произнесла я. С третьей парты поднялся ма-1 леньвий, круглый, как пышка, черноглазый мальчик. Это был ! О К Толя Кротов. Он доложил о про пусках и заданиях на дом. Я совсем освоилась и подня лась на -возвышение к столику. Но здесь опять произошла не большая заминка. На задних нартах сидели студенты моей группы, блестела лысина до цента Петра Петровича, а в са мом дальнем углу, за крупной фигурой Раисы Алексеевны си дела Антонина Владимировна. Перед нею лежала ее записная книжка. Я вызвала отвечать Ми шу Еремина. Мне было некогда анализировать свои ощущения. Надо было слушать ученика, чтобы не только во-время попра вить его, но и дать правильную оценку ответа. Еремин хорошо знал материал и отвечал хорошо. — Ставлю тебе пять. Отлич но отвечал,— закончила я. Коля Петров отвечал хуже, но я старалась дополнительными вопросами вытащить его на пра вильный путь. Прошло 15 минут урока. Оп рос был окончен. Я приступила к объяснению нового материала. Он был логическим, следствием из только что сделанного опро са. Я встала и заговорила. То, о чем я . говорила, мне было- хо рошо известно. Известно не толь ко из конспекта, который тщ а тельно готовила. Нет! Горького я любила всегда, книгами его увлекалась с детства. Великая страсть к чтению! Разве не она осветила жизненный путь ты ся чам людей! Рассказывая, я мы сленно представляла Алешу Пеш кова в темном -сарае, на чердаке, на пароходе, всюду — с книгой. Меня слушали первый раз в жизни. И, я должна признаться, слушали хорошо. Петр Петро вич одобрительно покачивал го ловой. А Антонину Владимиров ну я потеряла из глаз (ее окон чательно зам ен и ла Раиса Алек сеевна), Обсуждение урока было крат ким. Говорила Антонина Влади мировна. Речь ее свелась к у т верждению полож ения:' «Знания плюс методика дают хорошего учителя. Вы это хорошо поняли и дали отлично первый урок». Подруги ушли на очередной урок, а я, с разрешения Петра Петровича, осталась в учитель ской с Антониной Владимиров ной. Я дала волю своему чувст ву и бросилась обнимать ее. — Спасибо, милая Антонина Владимировна, спасибо, спасибо! — твердила я, и слезы радости наполнили мои глаза. — Вот пристала, — сказала Антонина Владимировна. — Это же первый урок. Первый урок! А сколько уро ков впереди, уроков моим доро гим ребятишкам! М. ГОНЧАРОВА. Литературный кружок студентов Литературный кружок сту дентов учительского института на днях подвел итоги своей ра боты. За 1952—1953 учебный год было проведено 11 занятий кружка. На них заслушивались доклады о творчестве русских классиков и советских писате лей, обсуждались произведения ! лауреатов Сталинских премий. На занятиях систематически де лались обзоры новинок художе ственной литературы. С докла дами выступили 10 студентов— членов кружка. Кроме того, кружковцы при нимали активное участие во всех читательских конференци ях, проводившихся б институте. Всего в кружке занимаются 30 студентов отделения русского языка и литературы. Занятия развивают их кругозор, способ ствуют успешной учебе в ин ституте. Ф. МАЙСКИЙ, доцент, руководитель кружка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz