Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
13 ма рта 1953 г. >1 52 (5 9 7 1 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 Неуклонно улучшать работу предприятий и строек С собрания городского партийного актива Выдающийся советский педагог (К 65-летию со дня рождения А. С. Макаренко). Имя выдающегося советского ' тание в коллективе. Макаренк* педагога Антона Семеновича Ма- ; глубоко убежден в том., что дет- каренко широко известно совет ским людям. Его «Педагогическая поэма» и другие произведения, написанные им в послеоктябрь ский период, являются неоцени мым вкладом в сокровищницу педагогических наук. Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года, в семье рабочего вагоноремонтных мастерских г. Белополья, ныне скии коллектив является важ нейшим фактором воспитания. Это убеждение вытекает иг марксистско-ленинского учения в том, что человека нельзя рас сматривать вне общества, вне коллектива. Только в коллективе создается сила общественное* мнения, которая будет являться дисциплинирующим фактором, ( где каждый член отвечает за Сумской области. Образование он \ весь коллектив и весь коллектив получил в городском училище, а ! отвечает за каждого из своих затем, после окончания недаго-1 членов. гяческих курсов, в течение де-1 Важной особенностью педаго- вяти лет работал учителем в же лезнодорожном училище. В 1917 году А. С. Макаренко заканчива ет с золотой медалью Полтавский учительский ■институт и цели ком отдается педагогическому де лу, энергично ищет новые формы и методы воспитания, новые п у ти в педагогике. гической системы Макаренко я в ляется воспитание в труде. Он не мог представить себе правиль ного советского воспитания без привития ребенку трудовых на выков. Макаренко считает труд одним из самых основных эле ментов воспитания. Он говорил, что необходимо воспитывать в В 1920 году А. С. Макаренко ; детях сознательное, любовное от- основал трудовую колонию им ен и ! ношение к труду, такое отноше- Горького, описанную им в книге 1ште к труду, когда в нем ирояв- «Педагогическая поэма». Затем заведует •коммуной им. Дзержин ского. В 1935 году он переезжа ет в Киев, а затем в Москву, где занимается литературно-педаго гической деятельностью. М. Горький высоко ценил твор чество Макаренко, с любовным вниманием следил за его труда ми. В одном из писем к нему он писал: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педаго гический эксперимент Вага имеет мировое значение на мой взгляд... Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается...». Методологической основой пе дагогической системы Макаренко является учение Маркса — Эн гельса — Ленина — Сталина о воспитании. Вся его педагогиче ская практика и педагогические вы сказывания проникнуты со циалистическим гуманизмом и глубоким оптимизмом, верой в человека, в его силы и возмож ности. А. С. Макаренко впервые вы двинул в педагогике принцип «системы перспективных ли ний», сформулировав его так: «человек не может жить на све те, если у него нет впереди н ф чего радостного. Перед воспитан никами всегда должна стоять к а кая-то цель, для достижения ко торой они проявляют максимум усилий, что и дает им глубокое моральное удовлетворение». Главным в педагогической си стеме Макаренко является воспи- ляется личность со всеми се способностями и талантами. Макаренко внес в педагогику новое понимание дисциплины. Он не признавал дисциплины послушания, заключающейся только в пассивном выполнении правил, а требовал активной дисциплины — дисциплины борь бы и преодоления. Вместе с тем А. С. Макаренко разработал стройную систему со ветской семейной педагогики. Воспитание детей в буржуазной среде носит частный характер и является частным делом родите лей. В советском обществе инте ресы государства и семьи совпа дают. Семья должна быть хоро шим хозяйственным коллективом, к ребенок с малых лет должен привлекаться к участию в жиз ни этого коллектива. Советское учительство глубок* изучает педагогическое наследие Макаренко для того, чтобы луч ше применять в школах разрабо танную им систему воспитания. Успешная работа по овладению педагогическим наследием выдаю щегося советского педагога и внедрению его в практику наших школ позволит поднять учебно- воспитательную работу на еще более высокую ступень. Это и будет являться памятником заме чательному педагогу - новатору Антону Семеновичу Макаренко. Я. ДУРНЯПИН, зав. кафедрой педагогики учительского института. Экскурсия школьников на завод Состоявшееся недавно собр а-' пне городского партийного акти ва обсудило итоги работы пред приятий и строек Липецка за 1952 год и задачи по выполне нию плана 1953 года. С докла дом по этому вопросу выступил секретарь горкома КПСС тов. Гор батов. — Прошедшие два года пятой сталинской пятилетки,— говорит докладчик,— ознаменованы огром ными успехами в развитии н а родного хозяйства нашей страны. Об этом ярко свидетельствуют замечательные итоги 1952 года. Вместе со всеми трудящимися страны некоторых положитель ны х результатов добились и кол лективы промышленных пред приятий Липецка. Годовой про изводственный план ими выпол нен на 102,8 процента. Выпуск продукции в 1952 году вырос по сравнению с 1951 годом на 28 процентов. Высоких технико-экономиче ских показателей достигли в I 952 году инициаторы социали стического соревнования — ме таллурги Новолипецкого завода, внедрившие в производство много технологических новшеств. Они дали стране несколько десятков тысяч тонн сверхпланового чу гу на, сэкономив при этом большое количество кокса, электроэнер гии, сырья. Металлурги завода «Свободный сокол» выполнили годовой план на 107 процентов и добились снижения себестои мости продукции на 13,6 про цента против плановой. С пре вышением выполнили годовую программу Студеновское и Ли пецкое рудоуправления, заводы ферросплавов, чугунолитейный, Министерства промышленности средств связи, горпромкомбинат, артели «1 мая», «3-й год п яти летки» и некоторые другие пред приятия. Однако за общими удовлетво рительными показателями скры вается плохая работа отдельных предприятий. Крайне неудовлетворительно работал в 1952 году крупней ший в городе завод — трактор ный. Несмотря на то, что за во д 1 имеет высокую техническую ос нащенность, располагает доста точным количеством высококва лифицированных специалистов и рабочих, обеспечен материалами, он выполнил годовой план лишь на 8 8 проц. Допущено удоро ж ание тракторов против плано вой себестоимости на 10,6 про цента. За год завод получил от своих потребителей много рекла маций, это говорит об отсутствии борьбы за качество. Завод понёс большие убытки от брака. Штурмовщина, слабое техни ческое руководство, неправиль ное размещение и текучесть кад ров — вот главные причины , ко торые на протяжении всего года мешали заводу в выполнении программы. Исключительно плохо работал механический завод. Он не вы полнил годового плана. Руковод ство завода не сумело своевре менно подготовиться к серийно му выпуску станков. Бывший директор завода Топчий и глав ный инженер Пирогов вместо то- то, чтобы стремиться к выпраа- лению положения на заводе, ста ли н а путь обмана и очковтира тельства, давали преувеличенные цифры, характеризующие выпол нение плана. В решении произ водственных вопросов не прояви ла должной принципиальности и парторганизация завода, возглав ляемая т. Родкиным. Серьезными недостатками стра дает работа завода канализаци онных чугунных труб (директор т. Кузьмичев). Весь заводской двор этого предприятия завален некомплектной продукцией. Ее за год было выпущено на 12 мил лионов рублей. Это мешало реа лизации продукции, поставило завод в серьезные финансовые затруднения. На стройках треста «Липецк- строй» плохо использовались ме ханизмы, многие трудоемкие про цессы производились вручную; отсутствовала забота о своевре менной подготовке фронтов работ, о правильной организации тру да, внедрении в работу строек плановости и ритма. Не уделя лось должного внимания каче ству и стоимости строительства. В результате сроки сдачи в экс плуатацию строительных объек тов часто срывались, качество строительства было низким. До пускались большие перерасходы фондов зарплаты по причине ч а стых переделок, приписок и т. д. В конечном-итоге трест н е , вы полнил плана 1952 года. Говоря о социалистическом со ревновании, тов. Горбатов отме тил, что до сих пор еще не из житы , элементы формализма в руководстве этим важным участ ком работы. Большая вина за недостатки в работе промышленности и стро ек ложится на руководителей партийных организаций. Некото рые из них поверхностно осуще ствляют контроль за деятельно стью администрации, слабо вни кают в вопросы производства, не ведут достаточной политико-мас совой работы. Тов. Горбатов говорит о зада чах, стоящих перед промышлен ными предприятиями и стройка ми города в 1 9 5 3 'году. Основные из них — это борьба за ритм и четкость в работе, за максималь ное использование техники и ре зервов производства, за неуклон ный рост производительности труда на каждом производствен ном участке. Он говорит о необ ходимости устранения формализ ма в руководстве социалистиче ским соревнованием, об огромной роли, которую должно сыграть широкое распространение нова торских методов труда, развитие творческой инициативы сорев нующихся. По докладу т. Горбатова раз вернулись прения. Выступивший в прениях т . , Холопов заявил, что серьезным препятствием в выполнении плана металлургами ферросплавного завода является 'плохая работа энергетиков ТЭЦ и ВОГРЭС. Весь прошлый год они то и дело ограничивали по дачу электроэнергии заводу. Из- за этого не был выполнен годо вой план по сплаву К: 1. Частые 'ограничения имеют место и в этом году. Тов. Холопов, далее, говорит о необходимости оказания помощи заводу в нормальном снабжении электроэнергией. В своем выступлении т. Холо пов затрагивает вопрос о внедре нии на заводе хозрасчета. Но, характеризуя успехи на этом участке работы, он умалчивает о том, что на заводе еще нет бригадного хозрасчета. Директор тракторного завода т. Клименков остановился на причинах невыполнения заводом : плана 1952 года. — За два месяца текущего го да, говорит он, коллективу трак торостроителей удалось создать некоторый неролом в работе. За вод справился с двухмесячной программой по всем технико-эко- номическим показателям. Задача состоит в том, чтобы добиться строгого ритма в работе и, пре одолевая недостатки, успешно за вершить годовой план. Неприглядную картину работы механического завода показал в своем выступлении . т. Савкин. Провалив программу выпуска станков для МТС в прошлом году, завод и теперь работает плохо. За два месяца из запланирован ного количества станков завод не дал и половины. Резко крити кует т. Савкин парторганизацию завода, которая проявляет нере шительность и беспринципность в контроле за деятельностью администрации и за выполнени ем собственных решений. Секретарь парткома треста «Липецкстрой» т. Драгунов и на чальник СМУ-3 т. Шварцбург критиковали заказчиков треста— дирекции заводов Новолипецко- го и «Свободный сокол» за то, ■что они несвоевременно постав ляют строителям техническую документацию, задерживают рас четы за произведенные работы, не заботятся о своевременной расчистке площадок под строи тельство. Все это безусловно сдерживает темпы работ, срыва ет планы и графики строитель ства, приводит трест к тяжелому финансовому состоянию. Работник железнодорожного цеха завода «Свободный сокол» т. Щенов предъявил претензию к строителям за недопустимо медленные темпы сооружения на заводе здания депо. Оно строится стройуправлением № 3 вот уже несколько лет. На собрании выступили также тт. Плетень, Пащенко, Говоруха, Ермаков и заместитель заведую щего отделом машиностроения Обкома партии тов. Чубров. Собрание приняло развернутое решение, направленное на улуч шение работы промышленности города, наметило конкретные ме- I роприятия по усилению борьбы за досрочное выполнение плана 1953 года. Учителя школы № 27 , руко водствуясь решениями XIX съез да партии, вводят в дело обуче ния учащихся элементы 'политех низации. На днях, например, школой была проведена экскур сия на металлургический завод «Свободный сокол». В подготовке экскурсии приняли участие у чи теля физики, математики, химии, географии. Каждый из шгх про думал заранее, на что обратить внимание учащихся по своему предмету. Экскурсия прошла ор ганизованно, она много дала у ч а щимся в смысле закрепления по лученных знаний. С большим вниманием и ин тересом учащиеся проследили весь процесс выплавки чугуна и изготовления труб. Они восхища лись работой механизмов, кото рые применяются здесь с целью облегчения труда человека. Мы, учителя, благодарны ди рекции завода, которая пошла, навстречу нашим желаниям и выделила нам в экскурсоводы ин женера т. Маркина А. А., рас сказом которого учащиеся оста лись. очень довольны. Тов. Мар кин сумел показать школьникам самое главное, связав это с ис торией и перспективами разви тия завода. Н. ПОКРОВСКАЯ, учительница математики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz