Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)

10 февраля 1943 г. № 29 (5 8 4 8 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 Новому методу резания— широкую дорогу Совещание токарей предприятий города 2 февраля в редакции «Ли­ пецкой коммуны» состоялось со­ вещание токарей предприятий города. Совещание было посвя­ щено распространению на пред­ приятиях Липецка нового метода рстания, разработанного токарем- стахановцем Средневолжского за ­ вода в Куйбышеве Василием Ко­ лесовым. На совещании присутствовали токари завода «Свободный со­ кол», тракторного и механиче­ ского заводов. С докладом о сущности сило- вего метода резания и об опыте работы токарей инструменталь­ ного цеха тракторного завода, практикующих этот новый ме­ тод, выступил начальник техни­ ческого бюро инструментального цеха инженер Г. К. Бобровский. Он говорит о том, что и скорост­ ное и силовое резание имеет одну цель — повышение произ­ водительности труда рабочих, максимальное использование мощ­ ности станков. И тот и другой методы являются высокопроизво­ дительными. Но для работы на скоростных режимах надо, в пер­ вую очередь, иметь быстроходные- станки. В механических же це­ хах предприятий нашего города многие станки мало пригодны для скоростного резания, так как число оборотов их шпинделей не превышает 5 0 0— 800 в минуту; скорости резания на них разви­ ваются в пределах 2 0 0— 400 метров в минуту. Таким образом, мощность станков используется неполностью. Значит ли это, что токарям, работающим на таких станках, отрезан путь для повышения производительности труда и наи­ более полного использования обо­ рудования? Нет, не значит. И это убедительно подтвердил токарь то в . Колесов, сумевший на своем тихоходном станке сократить ма­ шинное время в несколько раз. Как он добился этого? Новатор пошел по пути увели­ чения подач на оборот шпинде­ ля. Это поставило его перед не­ обходимостью разработать новую геометрию резца. Основное, что дало возможность работать на •высоких подачах,— это вспомо­ гательная широкая режущая кромка резца. Она расположена параллельно оси обрабатываемого изделия. Эта кромка служит для получения более чистой поверх­ ности обработки, т. е. зачищает «гребешки», риски и другие сле­ ды резания на больших подачах. Размер кромки зависит от вели­ чины подачи и превышает по­ следнюю на 0 ,3— 0,5 миллимет­ ра. Увеличивать размер кромки не следует, так как это вызовет лишнее трение. Далее тов. Бобровский расска­ зывает об остальных элементах геометрии резца Колесова (см. «Липецкую коммуну» от 6 фев­ раля.— Ред.). В практике применения сило­ вого метода резания в инстру­ ментальном цехе Липецкого трак­ торного завода, говорит т. Боб­ ровский, в геометрию резца, раз­ работанную В. Колесовым, были внесены некоторые изменения, позволяющие более широко при­ менять силовой метод. Инициа­ тор внедрения силового метода на заводе токарь-стахановец тов. Козлов изготовил резец, отличаю­ щийся тем, что его главная ре­ жущ ая кромка перпендикулярна оси изделия, т. е. главный угол в плане увеличен на 45 граду-' сов. Это позволяет обрабатывать тонкие и длинные детали без вибрации. Кроме того, резец не отогнутый как у Колесова, а пря­ мой. Таким образом, в одном рез­ це совмещаются проходной обди­ рочный и широкий чистовой ре-‘ зец. Но дело не только в измене­ нии геометрии резца. Токари-ин­ струментальщики стали исполь­ зовать и другой фактор — увели­ чили глубину резания. Что это дает? Тов. Бобровский объясня­ ет, что удельное давление на ре­ зец, т. е. давление на единицу его площади, будет тем больше, чем меньшая часть резца участ­ вует в резании, т. е. при малом сечении стружки. Увеличив се­ чение стружки, говорит т. Бо­ бровский, мы добьемся того, что большая площадь резца подверг­ нется давлению, а, следователь­ но, оно будет более равномерным и удельное давление станет мень­ ше. Это увеличит стойкость резца. Стружкозавивательная канавка резца расположена под углом 15— 20 градусов к главной ре­ жущей кромке. Тов. Бобровский приводит разработанную им таб­ лицу режимов резания (см. «Ли­ пецкую коммуну» от 6 февра­ ля.— Ред.), говорит о необходи­ мости сочетания силового и ско­ ростного резания. Затем выступил инициатор внедрения силового резания на тракторном заводе токарь-стаха­ новец инструментального цеха П. Д. Козлов. — Мой станок маломощный, и потому мне было трудно добить­ ся высоких скоростей. Я все вре­ мя стремился, по возможности ра­ ботать на высоких подачах. Од­ нако препятствием было отсут­ ствие нужной геометрии резца. Я применял положительные,углы, так как при них лучше скалы ­ вается стружка. А для большей устойчивости резца пришлось положительные углы сочетать с отрицательными. Большой тол­ чок к продолжению работы в этом направлении дало услыш ан­ ное мной по радио сообщение о методе токаря Колесова. Далее тов. Козлов рассказал о том, как надо крепить детали при работе на больших подачах. Необходимо обязательно пользоваться вра­ щающимся задним центром. Для предотвращения продольного дви­ жения, детали в кулачках патро­ на хорошо могут служить «сы ­ рые» кулачки, в которых имеет­ ся проточка. Тов. Козлов под­ черкнул важность того, чтобы ремень станка был всегда сухим; иначе на больших подачах рабо­ тать нельзя. Выступления тт. Бобровского, и Козлова глубоко заинтересова­ ли всех токарей. Было задано много вопросов. Совещание вы ра­ зило мнение о необходимости приезда т. Козлова на другие предприятия города для демон­ страции работы на больших по­ дачах. Надо, чтобы и администра­ ции предприятий энергичней за ­ нялись распространением этого метода, чтобы на заводе «Свобод­ ный сокол», механическом и тракторном заводах были откры ­ ты стахановские школы силового резания. Харьков. Свыше 100 рабочих и служащих посещают вечерний университет литературы и искусства, созданный при Дворце культуры железнодорожников имени Сталина: На снимке: слушатели на лекции. Фото С. Преображенского. (Прессклише ТАСС). Из нашей редакционной почты Волокита с выполнением заказа Заведующий кислородной стан­ цией Новолипецкого завода тов. Поминов в 1952 г. сконструи­ ровал редуктор для опрессовки кислородных, баллонов, которые испытываются под давлением 225 атмосфер. Обы чному нас кислородные баллоны испыты ­ ваются под таким давлением вручную, тремя,рабочими. Это— очень,.трудоемкая. работа, требу­ ющая больших, усилий. Редук­ тор должен был облегчить про­ цесс испытания кислородных баллонов, освободив при этом двух рабочих. Для того, чтобы пустить его в эксплуатацию , электрическому цеху (начальник т. Денисов) был дан заказ подвести электропро­ водку 'к : мотору, от которого бу­ дет приводиться в движение ре­ дуктор. Но неоднократные обра­ щения заведующего кислородной станцией т. Поминова к админи­ страции электрического цеха о выполнении заказа результатов не дали. Электрический цех. вот уже в течение года не приступает к-выполнению заказа, и редуктор поэтому не может быть исполь­ зован. Когда же электрический цех приступит к выполнению заказа? А. ТАРАКАНОВ, аппаратчик кислородной станции. Своя рука—владыка... Прошлой осенью производился ремонт электролинии по улице Невского. Казалось, что после ре­ монта жителям этой улицы не придется жаловаться на плохое электроосвещение. Но случилось иначе. В домах №№ 2, 4, 6, 8 и 10, принадлежащих тресту «Липецкстрой», электролампочки стали гореть в полнакала. Жиль­ цы заявили об этом домоуправ­ ляющему т. Василенко, но тот не счел нужным принять какие- либо меры. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что плохой свет не во всех квартирах. В квар­ тире электрика жилищно-комму­ нальной конторы треста «Ли- нецкетрой» Лопатина, который отвечает за электроосвещение до­ мов, лампочки горят"нормально. Объясняется это просто: Лопатин провел себе и своим соседям от­ дельную осветительную линию. Нормально ли это? Г. ПЕРМЯКОВ. Б о л ьша я жи з нь 1903 г. Глухое село Жаркий Верх, Тамбовской губернии. Зате­ рянное среди черноземных рав­ нин, засыпанное сугробами снега, оно угадывается лишь по тру­ бам, из которых кое-где вьется редкий дымок. На окраине села маленький домик. Это земское начальное училище. В единственной комна­ те — классе идут занятия. В до­ мотканных холстинных рубашках, в лаптях сидят мальчики и вни­ мательно слушают молодую учи­ тельницу Нину Дмитриевну Зна­ менскую. В классе холод, и маль­ чуганы зябко жмутся друг к другу. Вот урок окончен. С шумом поднимается детвора и спешит домой. Один из учеников — ху­ денький, с нечесанными белобры­ сыми вихрами задерживается и робко подходит к учительнице. — Что тебе, Ваня? — — Нина Дмитриевна, учиться я больше не могу, — мальчик ча­ сто моргает, и глаза его влаж­ неют. —• Мамка сказала, рабо­ тать надо. А учиться хочется. Нина Дмитриевна печально Смотрит на Ваню и ласково гла­ дит его по голове. Сколько таких учеников, начав учиться, бросали школу из-за нужды. В глухую пору мрачной реак­ ции, бескультурья, которые цари­ ли тогда, в дореволюционной цар­ ской России, начала свою педа­ гогическую деятельность Нина Дмитриевна Знаменская. Сама из большой и бедной семьи ли­ пецкого служащего, она рано по­ знала нужду. Закончив 7 классов Тамбовской гимназии, Нина Дмитриевна сей­ час же пошла в учительницы. Нужно было зарабатывать, чтобы содержать своих младших сестер. Из села Жаркий Верх она бы­ ла переведена в деревню Панино, той же Тамбовской губернии. Страшные это были годы. О них не любит вспоминать учи­ тельница. Школа помещалась в церковной караулке. Занятия шли нерегулярно, нехватало учебни­ ков, не было книг. В 1916 году Нину Дмитриевну назначили в Липецкое начальное училище, а через год свершилась Великая Октябрьская социалисти- I ческая революция. Какой это был большой и светлый праздник для Нины Дмитриевны! Точно свежий ветер ворвался в классы. И они как-то посветлели, обновились. Полной глубокого со­ держания стала и жизнь учитель­ ницы. Настала яркая, кипучая жизнь. ...Шли годы. Ширились и росли успехи в Советской стране. Ста­ линские пятилетки преображали пашу Родину. Неутомимо, отда­ вая все свои силы и знания на­ родному образованию, напря­ женно работала и Нина Дмитри­ евна. Она руководитель городского методического объединения в Ли­ пецке в течение нескольких лет, она преподавательница курсов учителей русского языка и ли­ тературы средних школ, ряд лет работала с заочниками Липецко­ го педагогического училища. В то время ее можно было видеть и в селах, где она принимала са­ мое деятельное участие в ликви­ дации неграмотности на селе. Много ценных практических сове­ тов, планов из своего богатого опыта отдавала людям эта энер­ гичная женщина. Липчане хорошо знают Нину Дмитриевну по ее интересным и содержательным выступлениям с докладами о жизни и. творчестве классиков русской литературы, которые ома проводила и прово­ дит в городской библиотеке, Доме учителя, школах. Занимаясь педагогической и общественной деятельностью, Ни­ на Дмитриевна успешно окончи­ ла заочное отделение Воронеж­ ского педагогического института. Она всегда находит время озна­ комиться с новыми произведения­ ми советских писателей. Полити­ ческая учеба у нее на первом плане. Она изучает классиков марксизма-ленинизма Любят свою учительницу уча­ щиеся первой средней женской школы, где вот уже скоро де­ сять лет, как учительствует Нина Дмитриевна, большим авторите­ том пользуется она среди всех преподавателей нашего города. В 1949 году пришла большая радость для старой учительницы. За долголетнюю, безупречную и самоотверженную работу на ниве народной Советское Правительст­ во наградило Нину Дмитриевну самой высокой наградой — орде­ ном Ленина. Сколько теплых поздравитель­ ных писем получила тогда учи­ тельница от всех своих бывших питомцев! Писали ей из Сибири, с Урала, Кавказа, Украины. Да иначе и не могло быть. Свыше 4.000 питомцев воспитала Нина Дмитриевна за 49 лет своей по­ четной работы. Из ее питомцев Сергей Овчин­ ников учится сейчас в Тимиря­ зевской сельскохозяйственной академии, Иван Некулычев закан­ чивает Воронежский сельскохо­ зяйственный институт, Геннадий Селиванов, успешно завершив учебу, сейчас работает на Ли­ пецком тракторном заводе, Тама­ ра Давыдова получила высшее образование в педагогическом ин­ ституте. Таких сотни. . Недавно коллектив средней школы № 1 выдвинул Нину Дмитриевну Знаменскую кандида­ том в депутаты Липецкого город­ ского Совета депутатов трудя щихся. 17 января 1953 года Советское правительство присвоило Нике Дмитриевне Знаменской почетное звание «Заслуженная учительни­ ца РСФСР». ...В ярко освещенном зале шко­ лы № 1 среди красивых полот­ нищ — почетный президиум. В центре—Нина Дмитриевна. Старо­ го педагога пришли чествовать представители общественных и партийных организаций Липецка, учащиеся школ, родители. В зале звучат приветственные слова. Они полны безграничной любви по ад­ ресу заслуженной учительницы. Да, великое счастье жить и ра­ ботать в стране социализма. И это в полной мере ощущают вме­ сте с Ниной Дмитриевной все трудящиеся нашей великой Родины. Б. ВОЛОДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz