Липецкая коммуна. 1953 г. (г. Липецк)
10 февраля 1943 г. № 29 (5 8 4 8 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 Новому методу резания— широкую дорогу Совещание токарей предприятий города 2 февраля в редакции «Ли пецкой коммуны» состоялось со вещание токарей предприятий города. Совещание было посвя щено распространению на пред приятиях Липецка нового метода рстания, разработанного токарем- стахановцем Средневолжского за вода в Куйбышеве Василием Ко лесовым. На совещании присутствовали токари завода «Свободный со кол», тракторного и механиче ского заводов. С докладом о сущности сило- вего метода резания и об опыте работы токарей инструменталь ного цеха тракторного завода, практикующих этот новый ме тод, выступил начальник техни ческого бюро инструментального цеха инженер Г. К. Бобровский. Он говорит о том, что и скорост ное и силовое резание имеет одну цель — повышение произ водительности труда рабочих, максимальное использование мощ ности станков. И тот и другой методы являются высокопроизво дительными. Но для работы на скоростных режимах надо, в пер вую очередь, иметь быстроходные- станки. В механических же це хах предприятий нашего города многие станки мало пригодны для скоростного резания, так как число оборотов их шпинделей не превышает 5 0 0— 800 в минуту; скорости резания на них разви ваются в пределах 2 0 0— 400 метров в минуту. Таким образом, мощность станков используется неполностью. Значит ли это, что токарям, работающим на таких станках, отрезан путь для повышения производительности труда и наи более полного использования обо рудования? Нет, не значит. И это убедительно подтвердил токарь то в . Колесов, сумевший на своем тихоходном станке сократить ма шинное время в несколько раз. Как он добился этого? Новатор пошел по пути увели чения подач на оборот шпинде ля. Это поставило его перед не обходимостью разработать новую геометрию резца. Основное, что дало возможность работать на •высоких подачах,— это вспомо гательная широкая режущая кромка резца. Она расположена параллельно оси обрабатываемого изделия. Эта кромка служит для получения более чистой поверх ности обработки, т. е. зачищает «гребешки», риски и другие сле ды резания на больших подачах. Размер кромки зависит от вели чины подачи и превышает по следнюю на 0 ,3— 0,5 миллимет ра. Увеличивать размер кромки не следует, так как это вызовет лишнее трение. Далее тов. Бобровский расска зывает об остальных элементах геометрии резца Колесова (см. «Липецкую коммуну» от 6 фев раля.— Ред.). В практике применения сило вого метода резания в инстру ментальном цехе Липецкого трак торного завода, говорит т. Боб ровский, в геометрию резца, раз работанную В. Колесовым, были внесены некоторые изменения, позволяющие более широко при менять силовой метод. Инициа тор внедрения силового метода на заводе токарь-стахановец тов. Козлов изготовил резец, отличаю щийся тем, что его главная ре жущ ая кромка перпендикулярна оси изделия, т. е. главный угол в плане увеличен на 45 граду-' сов. Это позволяет обрабатывать тонкие и длинные детали без вибрации. Кроме того, резец не отогнутый как у Колесова, а пря мой. Таким образом, в одном рез це совмещаются проходной обди рочный и широкий чистовой ре-‘ зец. Но дело не только в измене нии геометрии резца. Токари-ин струментальщики стали исполь зовать и другой фактор — увели чили глубину резания. Что это дает? Тов. Бобровский объясня ет, что удельное давление на ре зец, т. е. давление на единицу его площади, будет тем больше, чем меньшая часть резца участ вует в резании, т. е. при малом сечении стружки. Увеличив се чение стружки, говорит т. Бо бровский, мы добьемся того, что большая площадь резца подверг нется давлению, а, следователь но, оно будет более равномерным и удельное давление станет мень ше. Это увеличит стойкость резца. Стружкозавивательная канавка резца расположена под углом 15— 20 градусов к главной ре жущей кромке. Тов. Бобровский приводит разработанную им таб лицу режимов резания (см. «Ли пецкую коммуну» от 6 февра ля.— Ред.), говорит о необходи мости сочетания силового и ско ростного резания. Затем выступил инициатор внедрения силового резания на тракторном заводе токарь-стаха новец инструментального цеха П. Д. Козлов. — Мой станок маломощный, и потому мне было трудно добить ся высоких скоростей. Я все вре мя стремился, по возможности ра ботать на высоких подачах. Од нако препятствием было отсут ствие нужной геометрии резца. Я применял положительные,углы, так как при них лучше скалы вается стружка. А для большей устойчивости резца пришлось положительные углы сочетать с отрицательными. Большой тол чок к продолжению работы в этом направлении дало услыш ан ное мной по радио сообщение о методе токаря Колесова. Далее тов. Козлов рассказал о том, как надо крепить детали при работе на больших подачах. Необходимо обязательно пользоваться вра щающимся задним центром. Для предотвращения продольного дви жения, детали в кулачках патро на хорошо могут служить «сы рые» кулачки, в которых имеет ся проточка. Тов. Козлов под черкнул важность того, чтобы ремень станка был всегда сухим; иначе на больших подачах рабо тать нельзя. Выступления тт. Бобровского, и Козлова глубоко заинтересова ли всех токарей. Было задано много вопросов. Совещание вы ра зило мнение о необходимости приезда т. Козлова на другие предприятия города для демон страции работы на больших по дачах. Надо, чтобы и администра ции предприятий энергичней за нялись распространением этого метода, чтобы на заводе «Свобод ный сокол», механическом и тракторном заводах были откры ты стахановские школы силового резания. Харьков. Свыше 100 рабочих и служащих посещают вечерний университет литературы и искусства, созданный при Дворце культуры железнодорожников имени Сталина: На снимке: слушатели на лекции. Фото С. Преображенского. (Прессклише ТАСС). Из нашей редакционной почты Волокита с выполнением заказа Заведующий кислородной стан цией Новолипецкого завода тов. Поминов в 1952 г. сконструи ровал редуктор для опрессовки кислородных, баллонов, которые испытываются под давлением 225 атмосфер. Обы чному нас кислородные баллоны испыты ваются под таким давлением вручную, тремя,рабочими. Это— очень,.трудоемкая. работа, требу ющая больших, усилий. Редук тор должен был облегчить про цесс испытания кислородных баллонов, освободив при этом двух рабочих. Для того, чтобы пустить его в эксплуатацию , электрическому цеху (начальник т. Денисов) был дан заказ подвести электропро водку 'к : мотору, от которого бу дет приводиться в движение ре дуктор. Но неоднократные обра щения заведующего кислородной станцией т. Поминова к админи страции электрического цеха о выполнении заказа результатов не дали. Электрический цех. вот уже в течение года не приступает к-выполнению заказа, и редуктор поэтому не может быть исполь зован. Когда же электрический цех приступит к выполнению заказа? А. ТАРАКАНОВ, аппаратчик кислородной станции. Своя рука—владыка... Прошлой осенью производился ремонт электролинии по улице Невского. Казалось, что после ре монта жителям этой улицы не придется жаловаться на плохое электроосвещение. Но случилось иначе. В домах №№ 2, 4, 6, 8 и 10, принадлежащих тресту «Липецкстрой», электролампочки стали гореть в полнакала. Жиль цы заявили об этом домоуправ ляющему т. Василенко, но тот не счел нужным принять какие- либо меры. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что плохой свет не во всех квартирах. В квар тире электрика жилищно-комму нальной конторы треста «Ли- нецкетрой» Лопатина, который отвечает за электроосвещение до мов, лампочки горят"нормально. Объясняется это просто: Лопатин провел себе и своим соседям от дельную осветительную линию. Нормально ли это? Г. ПЕРМЯКОВ. Б о л ьша я жи з нь 1903 г. Глухое село Жаркий Верх, Тамбовской губернии. Зате рянное среди черноземных рав нин, засыпанное сугробами снега, оно угадывается лишь по тру бам, из которых кое-где вьется редкий дымок. На окраине села маленький домик. Это земское начальное училище. В единственной комна те — классе идут занятия. В до мотканных холстинных рубашках, в лаптях сидят мальчики и вни мательно слушают молодую учи тельницу Нину Дмитриевну Зна менскую. В классе холод, и маль чуганы зябко жмутся друг к другу. Вот урок окончен. С шумом поднимается детвора и спешит домой. Один из учеников — ху денький, с нечесанными белобры сыми вихрами задерживается и робко подходит к учительнице. — Что тебе, Ваня? — — Нина Дмитриевна, учиться я больше не могу, — мальчик ча сто моргает, и глаза его влаж неют. —• Мамка сказала, рабо тать надо. А учиться хочется. Нина Дмитриевна печально Смотрит на Ваню и ласково гла дит его по голове. Сколько таких учеников, начав учиться, бросали школу из-за нужды. В глухую пору мрачной реак ции, бескультурья, которые цари ли тогда, в дореволюционной цар ской России, начала свою педа гогическую деятельность Нина Дмитриевна Знаменская. Сама из большой и бедной семьи ли пецкого служащего, она рано по знала нужду. Закончив 7 классов Тамбовской гимназии, Нина Дмитриевна сей час же пошла в учительницы. Нужно было зарабатывать, чтобы содержать своих младших сестер. Из села Жаркий Верх она бы ла переведена в деревню Панино, той же Тамбовской губернии. Страшные это были годы. О них не любит вспоминать учи тельница. Школа помещалась в церковной караулке. Занятия шли нерегулярно, нехватало учебни ков, не было книг. В 1916 году Нину Дмитриевну назначили в Липецкое начальное училище, а через год свершилась Великая Октябрьская социалисти- I ческая революция. Какой это был большой и светлый праздник для Нины Дмитриевны! Точно свежий ветер ворвался в классы. И они как-то посветлели, обновились. Полной глубокого со держания стала и жизнь учитель ницы. Настала яркая, кипучая жизнь. ...Шли годы. Ширились и росли успехи в Советской стране. Ста линские пятилетки преображали пашу Родину. Неутомимо, отда вая все свои силы и знания на родному образованию, напря женно работала и Нина Дмитри евна. Она руководитель городского методического объединения в Ли пецке в течение нескольких лет, она преподавательница курсов учителей русского языка и ли тературы средних школ, ряд лет работала с заочниками Липецко го педагогического училища. В то время ее можно было видеть и в селах, где она принимала са мое деятельное участие в ликви дации неграмотности на селе. Много ценных практических сове тов, планов из своего богатого опыта отдавала людям эта энер гичная женщина. Липчане хорошо знают Нину Дмитриевну по ее интересным и содержательным выступлениям с докладами о жизни и. творчестве классиков русской литературы, которые ома проводила и прово дит в городской библиотеке, Доме учителя, школах. Занимаясь педагогической и общественной деятельностью, Ни на Дмитриевна успешно окончи ла заочное отделение Воронеж ского педагогического института. Она всегда находит время озна комиться с новыми произведения ми советских писателей. Полити ческая учеба у нее на первом плане. Она изучает классиков марксизма-ленинизма Любят свою учительницу уча щиеся первой средней женской школы, где вот уже скоро де сять лет, как учительствует Нина Дмитриевна, большим авторите том пользуется она среди всех преподавателей нашего города. В 1949 году пришла большая радость для старой учительницы. За долголетнюю, безупречную и самоотверженную работу на ниве народной Советское Правительст во наградило Нину Дмитриевну самой высокой наградой — орде ном Ленина. Сколько теплых поздравитель ных писем получила тогда учи тельница от всех своих бывших питомцев! Писали ей из Сибири, с Урала, Кавказа, Украины. Да иначе и не могло быть. Свыше 4.000 питомцев воспитала Нина Дмитриевна за 49 лет своей по четной работы. Из ее питомцев Сергей Овчин ников учится сейчас в Тимиря зевской сельскохозяйственной академии, Иван Некулычев закан чивает Воронежский сельскохо зяйственный институт, Геннадий Селиванов, успешно завершив учебу, сейчас работает на Ли пецком тракторном заводе, Тама ра Давыдова получила высшее образование в педагогическом ин ституте. Таких сотни. . Недавно коллектив средней школы № 1 выдвинул Нину Дмитриевну Знаменскую кандида том в депутаты Липецкого город ского Совета депутатов трудя щихся. 17 января 1953 года Советское правительство присвоило Нике Дмитриевне Знаменской почетное звание «Заслуженная учительни ца РСФСР». ...В ярко освещенном зале шко лы № 1 среди красивых полот нищ — почетный президиум. В центре—Нина Дмитриевна. Старо го педагога пришли чествовать представители общественных и партийных организаций Липецка, учащиеся школ, родители. В зале звучат приветственные слова. Они полны безграничной любви по ад ресу заслуженной учительницы. Да, великое счастье жить и ра ботать в стране социализма. И это в полной мере ощущают вме сте с Ниной Дмитриевной все трудящиеся нашей великой Родины. Б. ВОЛОДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz