Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

30 августа 1 9 5 2 г. № 171 (5 8 3 4 ) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА А в г у с т о в с к о е с о в е щ а н и е у ч и т е л е й Улучшить качество преподавания, повысить знания учащихся! П ере д началом уч е бного г о д а Гоюр ят участники совещания Всякий раз перед началом но­ вого учебного года собираются учителя городских школ, чтобы подвести итоги и наметить пути дальнейшей работы, определить задачи каждого учителя в деле образования и воспитания в ком­ мунистическом духе подрастаю­ щего поколения. Новый, 1 9 5 2— 1 9 5 3 учебный год должен стать годом коренного улучшения всей учебно - воспитательной работы школ города. Этому были подчи­ нены и доклады и выступления участников состоявшегося учи­ тельского совещания. С обстоятельным докладом о путях повышения качества учеб­ но-воспитательной работы и ус­ певаемости учащихся школ в 1 9 5 2— 1 9 5 3 учебном году вы­ ступил заведующий городским от­ делом народного образования тов. Харин. Докладчик подробно останав­ ливается на итогах минувшего учебного года и, главным обра­ зом, на тех недостатках, которые имели место в учебно-воспита­ тельной работе школ. В 1 9 5 1— 52 учебном году в 2 8 школах города обучалось свы­ ше 15 тысяч детей. Переводные и выпускные экзамены:показали, что по сравнению с прошлым ю - дом учащиеся получили более прочные и глубокие знания. Это — прямой результат пере­ стройки преподавания основных дисциплин и прежде всего рус­ ского языка в свете трудов И. В. ( талина по языкознанию. Луч­ шие показатели по успеваемости учащихся имеют школа № 1 (ди­ ректор т. Касьянов), школа № 6 (директор т. Хорохорин), школа 22 (директор т. Канищев), школа № 13 (заведующая т. Кор­ неева), школа № 15 (директор т . Дарькин). В 50 классах город­ ских школ, в которых преподают такие мастера педагогического труда, как В. П. Попов, Н. Н. Солнцева, М. Ф. Римкевич, А. М. Орловская, С. К. Акимов, А. И. Маликова, А. А. Аксенова, Т. М. Овчинникова, В. С. Жеребцова и др., достигнута полная успевае­ мость. Многое сделали для повыше­ ния качества преподавания рус­ ского языка и других дисциплин >чителя тт. М. Д. Качерина, Н. В. Посаднева, Е. П. Ольчук, Л. Д. Хоменко, Н. А. Неделина, Т. А. Евдокимова, В. С. Голощапова, Н. Д. Знаменская, 0. П. Гак- гиль. Их ученики на экзаме­ нах показали хорошие знания пройденного материала. Так, из 47 учащихся четвертого класса средней школы № 1, с которы­ ми занималась М. Д. Смелкова, 45 получили за письменные ра­ боты по русскому языку только хорошие и отличные оценки. Однако успехи отдельных школ и учителей не могут заслонить собой серьезных недостатков в учебно-воспитательной работе. Докладчик на ярких примерах показывает, к чему приводит формализм в преподавании, ос­ лабление внутрйшкольного педа­ гогического контроля, небрежная подготовка и плохая организация уроков. Особой критике он под­ вергает, работу школы Л! 2 (ди­ ректор т. Пополитов) и школы № 5 (директор т. Нижегородов), дающих из года в год большой процент неуспевающих. Причины этого кроются в плохой органи­ зации уроков, в том, что они проводятся на низком методиче­ ском уровне, что некоторые пре­ подаватели не владеют необходи­ мыми педагогическими навыка­ ми, допускают формализм и не­ брежность в подготовке и прове­ дении уроков. Докладчик при этом указывает на крупные ошибки таких преподавателей, как т. Буданцева (школа № 2 5 ), тт. Колпакова и Мордвинова (школа № 5) я др. Недостаточно высокое качест­ во учебно-воспитательной работы отдельных школ и учителей при­ вело к тому, что число неуспе­ вающих по сравнению с прош­ лым годом не только не снизи­ лось, а возросло. — В новом учебном году, к которому школы города хорошо подготовились,— говорит т. Ха­ рин,— основное внимание долж­ но быть сосредоточено на реше­ нии первоочередных задач— по­ вышении идейно-теоретического уровня и качества преподавания всех учебных предметов и преж­ де всего русского языка и мате­ матики, снижении второгодниче­ ства. особенно в 5 и 7 классах. Вместе с этим должен быть под­ нят уровень воспитательной ра­ боты. По второму пункту порядка дня совещания с докладом о ре­ ализации решений XI съезда ком­ сомола и VII пленума ЦК ВЛКСМ комсомольскими организациями юрода выступил секретарь гор­ кома ВЛКСМ тов. Бабкин. На жи­ вых, убедительных фактах из школьной жизни докладчик по­ казывает, как много могут сде­ лать комсомольские организации в улучшении учебно-воспита­ тельной работы школ, если они работают рука об руку с учите­ лями и помогают им. Тов. Бабкин отмечает большую работу комсомольских организа­ ций средних школ № 1 и № 4. Комсомольцы этих школ являют­ ся первыми помощниками учите­ лей в борьбе за прочные знания и успеваемость учащихся. Не случайно,поэтому, что среди ком­ сомольцев этих школ нет второ­ годников. Руководствуясь решениями XI съезда комсомола и VII пленума ЦК ВЛКСМ, многие школьные комсомольские организации ус­ пешно решают поставленные пе­ ред ними задачи. Все многообра­ зие форм своей работы они под­ чиняют главному — успешной учебе, воспитанию высоких мо­ ральных качеств, чувства кол­ лективизма, товарищества и дружбы. Вместе е тем докладчик при­ вел ряд фактов, когда комсо­ мольские организации отдельных школ работали неудовлетвори­ тельно, а директора школ, класс­ ные руководители не считали нужным помочь в налаживании комсомольской работы. Так имен­ но обстояло дело в школах Л!»Л1 2 и 5. Не удивительно по­ этому, что комсомольцы здесь по­ ка еще не служат примером ни в дисциплине, ни в учебе. Работа школьных комсомоль­ ских организаций должна быть коренным образом улучшена. Докладчик, особо подчеркивает необходимость усиления полити­ ко-воспитательной работы с уча­ щимися, всемерного развития ху­ дожественной самодеятельности, улучшения работы школьных 'предметных кружков, организа­ ции отдыха учащихся. К сожалению, в этом отноше­ нии сделано еще мало. Отдельные учителя жалуются на плохую дисциплину учащихся, ио мало что делают для того, чтобы за­ полнить досуг ребят, увлечь их интересными занятиями в круж­ ках. Во второй школе есть все возможности организовать фото­ кружок, кружок радиолюбите­ лей, модельный и др. Но дирек­ тор школы т. Пополитов почему- то не использует эти возможно­ сти. Мало у нас кружков «уме­ лые руки», где бы ребята могли получить трудовые навыки, раз­ вить свои способности. Далеко не все делается для улучшения ра­ боты кружков юных натурали­ стов, для развития спорта. Устранить эти недостатки — значит улучшить работу наших школ в деле образования и ком­ мунистического воспитания уча­ щихся. ❖ * * По заслушанным докладам раз­ вернулись оживленные прения. Выступающие учителя делились опытом, критиковали недостатки в учебно-воспитательной работе, вносили ценные предложения и советы, как лучше организовать учебу, что надо сделать для лик­ видации второгодничества, для повышения знаний учащихся, для того, чтобы организованно начать новый учебный год. В прениях выступило 24 че­ ловека. По обоим докладам сове­ щание приняло развернутое ре­ шение. С исключительным подъемом участники совещания приняли текст приветственного письма великому вождю, учителю и дру­ гу трудящихся Н. В. Сталину. 0 . П. КОРНЕЕВА, заведующ ая школой № 1 3 , указывает на не­ обходимость коренного улучше­ ния внешкольной работы с деть­ ми. Технические кружки, круж­ ки «умелые руки» должны рабо­ тать в каждой школе. Одиако Дом пионеров не проявляет забо­ ты о подготовке инструкторских В. М. ЖДАНОВ, преподаватель географии средней школы № 5 , посвящает свое выступление во­ просам повышения качества пре­ подавания географии. От учени­ ков надо добиваться хорошего знания географической карты, умения пользоваться ею в жиз­ ни. К сожалению, в ряде школ работе с картой не уделяется должного внимания. Этот недо­ статок должен быть устранен. Особое внимание следует обра- М. Д. КАЧЕРИНА, преподава­ тельница русского языка и ли те­ ратуры средней школы № 4 , свою речь посвятила организации урока, тому, как следует увязы­ вать прохождение нового матери­ ала с повторением пройденного. У многих учителей липецких школ накоплен богатый педаго- кадров для таких кружков. Этот пробел должен быть восполнен. Тов. Корнеева приводит также примеры несерьезного отношения горкома ВЛКСМ к подбору пио­ нервожатых. Необходимо добиться коренного улучшения руководст­ ва школьными пионерскими ор­ ганизациями. тить на то, чтобы теоретические познания учеников подкрепля­ лись практикой. В опубликованных материалах к XIX съезду партии содержится богатейший материал для геогра­ фов. Надо теперь сделать необхо­ димые выписки из директив XIX съезда по пятилетнему плану развития СССР и намечаемые ме­ роприятия включить в учебные планы. гнческии опыт; надо организо­ вать, передачу его другим учите­ лям. С этой целью было бы полез- ’ но устраивать в городе научно- практические конференции. Они способствовали бы не только пе­ редаче передового опыта, но и развитию творческой работы всей массы учителей. * * * Б. Л. ПАНФЕРОВ, д и р ек т о р 1 учительского и н сти тута, обраща­ ет внимание участников совеща­ ния на неудовлетворительные знания учащихся но математике, что свидетельствует о наличии ‘серьезных недостатков в препо­ давании этого предмета. Причину слабой успеваемости по матема­ тике т. Панферов видит также и в несовершенстве действующей программы и считает, что учи­ тельское совещание, а также ме- Ф. И. КАСЬЯНОВ, дирек­ тор средней школы КГ: 1, обра­ щает внимание на то обстоятель­ ство, что со стороны горОНО и руководителей школ не прояв­ ляется должной заботы о моло­ дых учителях. С ними надо рабо­ тать, помогать им в овладении тодическая комиссия по матема­ тике должны будут просить у Академии педагогических на­ ук и Министерства просвещения новой программы, отвечающей требованиям современного со­ стояния математических наук. Тов. Панферов отмечает, чтв учительский институт работает в отрыве от большой и много­ гранной деятельности учителей города, и что коллектив институ­ та примет все меры к тому, что­ бы устранить эти недостатки, педагогическим мастерством. Тов Касьянов находит необходимы! практиковать созыв конферен ЦИЙ молодых учителей. Вместе ■ тем он ставит вопрос об усиле НИИ руководства ШКОЛЬНЫМ! стенными газетами. Мастера педагогического дела ■ На снимках: учителя, имеющие 100-Нроцентную успеваемость в М: Л. Смелкова. В. П. Попов, А. А. Аксенова. своих классах (слева направо) — Фото Г. Баранова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz