Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)
2 7 июля 1952 г. № 147 (5810) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 П е рв е н е ц в е л и к и х с т р о е к Шш ш и тШИЖ §1 1 «* * * * , Г ‘ЫУ <“ •{ Волго-Д онской судоходный канал имени В. И. Ленина. На снимке: общий вид заполненной водой камеры шлюза в момент входа в нее судов. ■ ■’ Фото С. Кропивницкого. (Фотохроника ТАСС) -ДОН ПОСТРОЕН! ВОЛГО Осуществленная мечта Много веков мечтали русские люди соединить Волгу с Доном. Еще в конце ХАП века Петром Первым была сделана попытка соединить Волгу с Доном шлюзо выми каналами через их прито ки Камышинку и Иловлю. Только после Великой Ок тябрьской социалистической рево люции, только советскому наро ду стало подстать осуществить вековую мечту народа. Прослав ленные в песнях, любимые на родом тихий Дон и матушка- Волга соединились. Сбылась на родная мечта о Волго-Донском су доходном канале, мечта о воде, что напоит веками жаждущие степи Юго-Востока. Как светлый радостный празд ник встречают сегодня советские люди открытие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. В историю нашей Роди ны сегодня вошла новая победа советских людей над природой. Наша могучая держава соедини ла голубыми дорогами пять мо рей, омывающих границы нашей страны. Первенец великих строек ком мунизма вступил в строй... Трудовой героизм В создании судоходного кана ла, Цимлянского моря, гидро электростанции участвовали сот ни тысяч советских людей, жи вущих далеко-далеко от Волги и Дона. Сколько труда вложено в создание знаменитого шагающего экскаватора. Он сделан руками рабочих Свердловска и Москвы, Магнитогорска и Горького, Ярос лавля и Ташкента. На стройке великого первенца с новой силой проявились бес предельный патриотизм рабоче го класса, его неугасимый твор ческий дух и его вооруженность самой передовой техникой. Ураль ские экскаваторы, челябинские бульдозеры, минские самосвалы, сотни других чудесных машин создали для великой стройки со ветские люди. Творческую инициативу, рус скую смекалку показали строи тели в освоении сложнейших ме ханизмов. Тысячи людей настой чиво осваивали новые профес сии, учились быть подлинными хозяевами доверенных им ма шин. Только за последние два года было подготовлено 16 ты сяч высококвалифицированных рабочих-механиков, экскаватор щиков, гидромеханизаторов и других специалистов. На каждом участке великой стройки были свои герои, шед шие впереди и своим примером увлекавшие остальных. Коммунист Дмитрий Слепуха на экскаваторе «Уралец» за два года выбрал иц'русла канала два миллиона кубических метров зем ли. Экипаж шагающего экскава тора, возглавляемый молодым инженером коммунистом Анато лием Усковым, за полтора года вынул на водоразделе три мил лиона кубических метров грунта. Всей стране известны имена замечательных скреперистов Вик тора Мохова и Виктора Штигле- ца, установивших рекордную вы работку. Инициатором полной нагрузки самосвалов выступил шофер комсомолец Михаил Фро лов. Преданность Родине, твор ческая активность, самоотвер женная готовность преодолевать любые препятствия нашли свое яркое выражение в славном тру де строителей. Море в степи Вода пришла в степь, выжжен ную палящим солнцем. Созданы крупнейшие водохранилища и среди них выделяется своим раз мером Цимлянское море. Его наи большая ширина 38 километ ров, а площадь зеркала уже сей час составляет около двух тысяч квадратных километров. Полвека назад писатель Алек сандр Серафимович об этих ме стах писал: «Во все стороны простирается здесь солонцеватое, бесплодное пространство, Куда ни глянешь, везде истрескавшая ся сухая земля. Знойный ветер метет по дороге столбами пыль. Степь курится, и над ней там и сям ходят смерчи, наводя уны ние и тоску. Пыль мелкая, ед кая, горячая... Солнце все рас калило. Кругом все тот же сизый полынок, желто-бурая горелая трава, меж которой сквозит су хая, потрескавшаяся земля». Создание Цимлянского гидро узла с оросительными каналами привело воду на огромные пло щади засушливых и полупу стынных земель. В степи повея ло влажным дыханием Цимлян ского моря, и на глазах у местных людей стало все вокруг менять ся. Зазеленели прибрежные тра вы, небывало расцвела степь. Испарения Каспия и Черного моря раньше не проливались дождем на сталинградские и ро стовские степи, а сейчас здесь идут обильные дожди, зачастили летние грозы. Вступило в строй новое мо ре — Цимлянское море Взгляд в будущее Совет Министров СССР поста новил открыть Волго-Донской судоходный канал в воскресенье 27 июля. И вот сегодня вме сте со строителями Волго-Дона ликует и радуется весь совет ский народ. И перед тем, как двинуться в новый путь — на леса Куйбы шевской, Сталинградской, Ка ховской, Туркменской строек, так много и так хорошо порабо тавшие люди смотрят на дело своих рук и бросают взгляд в будущее — в черты теперь уже такого близкого коммунистиче ского завтра. Великие стройки коммунизма, создаваемые по ге ниальному плану товарища И. В. Сталина, принесут советскому народу новые богатства, еще более прекрасную жизнь. С именем великого Сталина, под его руководством завершена первая стройка коммунизма — Волго-Дон. Пройдет еще несколь ко лет, и вслед за могучим пер венцем родятся гигантские гид роэлектростанции на Волге и Днепре, и воды Аму-Дарьи поте кут по Туркменскому каналу, да вая жизнь пустыням и засушли вым степям. Стройки коммунизма вдохнов ляют советских людей на новые трудовые подвиги. У ВХОДА От этих круч невдалеке Соединились Волга с Доном. Здесь на зеленом островке Шумят, качаясь, ветлы, клены. От Сталинграда подходя, И с Дона, Видим с пароходов Над Волгой монумент вождя — Отца и друга всех народов. Здесь начинается канал, Вода течет в степные дали... 1949 г о д ЯНВАРЬ -АПРЕЛЬ. Коллек тив Уралмашзавода имени Серго Орджоникидзе прислал первые трехкубовые экскаваторы «Ура лец». Собрав их, машинисты Дмитрий Слепуха и Михаил Ко риков вынули первые ковши грунта из русла канала у берегов Волги. МАЙ. Началось рытье котлова на шлюза № 13 и строительство Карповской плотины. ОКТЯБРЬ. Ново-Краматорский завод тяжелого машиностроения прислал два шагающих экскава тора «ЭШ-1». Среди механизаторов разверну лось соревнование за отличное использование техники. ДЕКАБРЬ. На железнодорож ную станцию строительства при было 122 платформы, груженные механизмами. Это уралмашевцы прислали строителям Волго-Дона шагающий экскаватор-гигант, ем кость ковша которого составляла 14 кубометров. Ни одна стройка мира еще не знала таких земле- копов-исполинов. Чтобы смонти ровать его, к забою была проло жена специальная железнодорож ная ветка. 1950 г о д ЯНВАРЬ. Закончилось строи тельство линии электропередачи. Все участки стройки получили промышленный ток со Сталин градской ГРЭС. ИЮЛЬ. Пошел бетон. Первый кубометр "раствора уложили строи тели в основание береславских ремонтно-заградительных ворот. Началось бетонирование днищ шлюзов. 1951 г о д Поток грузов быстро возраста ет. Если соединить все вагоны, поступающие на строительные площадки в сутки, получится же лезнодорожный состав длиной в 30 километров. В КАНАЛ На берег Волги вышел Сталин Вгляделся вдаль, Фуражку снял. Играет вся в огнях вода, Кружат орлы под облаками. Со всех пяти морей суда Ему салютуют гудками. Он открывает вход в канал. И видит вся земля, что это Есть исполнение обета, Который Ленину он дал. Александр ЯШИН, Соревнование механизаторов получает все более широкий раз мах. На строительстве работают 185 экскаваторов и более 500 бульдозеров и скреперов. Их су точная выработка достигает 197 тысяч кубометров грунта. Такого размаха, таких темпов земляных работ еще не знала ни одна строй ка мира. Фронт работ расширяется с каждым днем. Укладка бетона идет на всех сооружениях. Закон чены земляные работы на кана ле в Красноармейском районе. Началось мощение береговых от косов и дамб. СЕНТЯБРЬ. Строители Бере- славского строительного района рапортуют об окончании сооруже ния плотины, ремонтно-загради тельных работ и водосброса. Это — первый победный рапорт. 1952 г о д На всей трассе строительства наступил период завершающих, предпусковых работ. Высокими темпами идут выемка грунта, укладка бетона и мощение отко сов. 1 ФЕВРАЛЯ. Вступил в строй первый агрегат Карповской на сосной станции. Донская вода по шла навстречу Волге. 3 АПРЕЛЯ. Начала перекачку воды из Карповского водохрани лища Мариновская насосная станция. 28 апреля вступила в строй третья станция — Варваров- ская. Она подняла воду Дона на гребень водораздела. 24 МАЯ. Во второй половине дня разобрана перемычка на вершине водораздела. Донская вода из Варваровского водохра нилища пошла самотеком по вол жскому склону канала. 31 МАЯ. В районе первого шлюза воды Дона и Волги соеди нились. Вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек осуществилась. 6 ИЮНЯ. Первый агрегат Цим лянской гидроэлектростанции всту пил в действие. Из незабываемой летописи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz