Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

2 7 июля 1952 г. № 147 (5810) ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 3 П е рв е н е ц в е л и к и х с т р о е к Шш ш и тШИЖ §1 1 «* * * * , Г ‘ЫУ <“ •{ Волго-Д онской судоходный канал имени В. И. Ленина. На снимке: общий вид заполненной водой камеры шлюза в момент входа в нее судов. ■ ■’ Фото С. Кропивницкого. (Фотохроника ТАСС) -ДОН ПОСТРОЕН! ВОЛГО Осуществленная мечта Много веков мечтали русские люди соединить Волгу с Доном. Еще в конце ХАП века Петром Первым была сделана попытка соединить Волгу с Доном шлюзо­ выми каналами через их прито­ ки Камышинку и Иловлю. Только после Великой Ок­ тябрьской социалистической рево­ люции, только советскому наро­ ду стало подстать осуществить вековую мечту народа. Прослав­ ленные в песнях, любимые на­ родом тихий Дон и матушка- Волга соединились. Сбылась на­ родная мечта о Волго-Донском су­ доходном канале, мечта о воде, что напоит веками жаждущие степи Юго-Востока. Как светлый радостный празд­ ник встречают сегодня советские люди открытие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. В историю нашей Роди­ ны сегодня вошла новая победа советских людей над природой. Наша могучая держава соедини­ ла голубыми дорогами пять мо­ рей, омывающих границы нашей страны. Первенец великих строек ком­ мунизма вступил в строй... Трудовой героизм В создании судоходного кана­ ла, Цимлянского моря, гидро­ электростанции участвовали сот­ ни тысяч советских людей, жи­ вущих далеко-далеко от Волги и Дона. Сколько труда вложено в создание знаменитого шагающего экскаватора. Он сделан руками рабочих Свердловска и Москвы, Магнитогорска и Горького, Ярос­ лавля и Ташкента. На стройке великого первенца с новой силой проявились бес­ предельный патриотизм рабоче­ го класса, его неугасимый твор­ ческий дух и его вооруженность самой передовой техникой. Ураль­ ские экскаваторы, челябинские бульдозеры, минские самосвалы, сотни других чудесных машин создали для великой стройки со­ ветские люди. Творческую инициативу, рус­ скую смекалку показали строи­ тели в освоении сложнейших ме­ ханизмов. Тысячи людей настой­ чиво осваивали новые профес­ сии, учились быть подлинными хозяевами доверенных им ма­ шин. Только за последние два года было подготовлено 16 ты ­ сяч высококвалифицированных рабочих-механиков, экскаватор­ щиков, гидромеханизаторов и других специалистов. На каждом участке великой стройки были свои герои, шед­ шие впереди и своим примером увлекавшие остальных. Коммунист Дмитрий Слепуха на экскаваторе «Уралец» за два года выбрал иц'русла канала два миллиона кубических метров зем­ ли. Экипаж шагающего экскава­ тора, возглавляемый молодым инженером коммунистом Анато­ лием Усковым, за полтора года вынул на водоразделе три мил­ лиона кубических метров грунта. Всей стране известны имена замечательных скреперистов Вик­ тора Мохова и Виктора Штигле- ца, установивших рекордную вы­ работку. Инициатором полной нагрузки самосвалов выступил шофер комсомолец Михаил Фро­ лов. Преданность Родине, твор­ ческая активность, самоотвер­ женная готовность преодолевать любые препятствия нашли свое яркое выражение в славном тру­ де строителей. Море в степи Вода пришла в степь, выжжен­ ную палящим солнцем. Созданы крупнейшие водохранилища и среди них выделяется своим раз­ мером Цимлянское море. Его наи­ большая ширина 38 километ­ ров, а площадь зеркала уже сей­ час составляет около двух тысяч квадратных километров. Полвека назад писатель Алек­ сандр Серафимович об этих ме­ стах писал: «Во все стороны простирается здесь солонцеватое, бесплодное пространство, Куда ни глянешь, везде истрескавшая­ ся сухая земля. Знойный ветер метет по дороге столбами пыль. Степь курится, и над ней там и сям ходят смерчи, наводя уны ­ ние и тоску. Пыль мелкая, ед­ кая, горячая... Солнце все рас­ калило. Кругом все тот же сизый полынок, желто-бурая горелая трава, меж которой сквозит су­ хая, потрескавшаяся земля». Создание Цимлянского гидро­ узла с оросительными каналами привело воду на огромные пло­ щади засушливых и полупу­ стынных земель. В степи повея­ ло влажным дыханием Цимлян­ ского моря, и на глазах у местных людей стало все вокруг менять­ ся. Зазеленели прибрежные тра­ вы, небывало расцвела степь. Испарения Каспия и Черного моря раньше не проливались дождем на сталинградские и ро­ стовские степи, а сейчас здесь идут обильные дожди, зачастили летние грозы. Вступило в строй новое мо­ ре — Цимлянское море Взгляд в будущее Совет Министров СССР поста­ новил открыть Волго-Донской судоходный канал в воскресенье 27 июля. И вот сегодня вме­ сте со строителями Волго-Дона ликует и радуется весь совет­ ский народ. И перед тем, как двинуться в новый путь — на леса Куйбы­ шевской, Сталинградской, Ка­ ховской, Туркменской строек, так много и так хорошо порабо­ тавшие люди смотрят на дело своих рук и бросают взгляд в будущее — в черты теперь уже такого близкого коммунистиче­ ского завтра. Великие стройки коммунизма, создаваемые по ге­ ниальному плану товарища И. В. Сталина, принесут советскому народу новые богатства, еще более прекрасную жизнь. С именем великого Сталина, под его руководством завершена первая стройка коммунизма — Волго-Дон. Пройдет еще несколь­ ко лет, и вслед за могучим пер­ венцем родятся гигантские гид­ роэлектростанции на Волге и Днепре, и воды Аму-Дарьи поте­ кут по Туркменскому каналу, да­ вая жизнь пустыням и засушли­ вым степям. Стройки коммунизма вдохнов­ ляют советских людей на новые трудовые подвиги. У ВХОДА От этих круч невдалеке Соединились Волга с Доном. Здесь на зеленом островке Шумят, качаясь, ветлы, клены. От Сталинграда подходя, И с Дона, Видим с пароходов Над Волгой монумент вождя — Отца и друга всех народов. Здесь начинается канал, Вода течет в степные дали... 1949 г о д ЯНВАРЬ -АПРЕЛЬ. Коллек­ тив Уралмашзавода имени Серго Орджоникидзе прислал первые трехкубовые экскаваторы «Ура­ лец». Собрав их, машинисты Дмитрий Слепуха и Михаил Ко­ риков вынули первые ковши грунта из русла канала у берегов Волги. МАЙ. Началось рытье котлова­ на шлюза № 13 и строительство Карповской плотины. ОКТЯБРЬ. Ново-Краматорский завод тяжелого машиностроения прислал два шагающих экскава­ тора «ЭШ-1». Среди механизаторов разверну­ лось соревнование за отличное использование техники. ДЕКАБРЬ. На железнодорож­ ную станцию строительства при­ было 122 платформы, груженные механизмами. Это уралмашевцы прислали строителям Волго-Дона шагающий экскаватор-гигант, ем­ кость ковша которого составляла 14 кубометров. Ни одна стройка мира еще не знала таких земле- копов-исполинов. Чтобы смонти­ ровать его, к забою была проло­ жена специальная железнодорож­ ная ветка. 1950 г о д ЯНВАРЬ. Закончилось строи­ тельство линии электропередачи. Все участки стройки получили промышленный ток со Сталин­ градской ГРЭС. ИЮЛЬ. Пошел бетон. Первый кубометр "раствора уложили строи­ тели в основание береславских ремонтно-заградительных ворот. Началось бетонирование днищ шлюзов. 1951 г о д Поток грузов быстро возраста­ ет. Если соединить все вагоны, поступающие на строительные площадки в сутки, получится же­ лезнодорожный состав длиной в 30 километров. В КАНАЛ На берег Волги вышел Сталин Вгляделся вдаль, Фуражку снял. Играет вся в огнях вода, Кружат орлы под облаками. Со всех пяти морей суда Ему салютуют гудками. Он открывает вход в канал. И видит вся земля, что это Есть исполнение обета, Который Ленину он дал. Александр ЯШИН, Соревнование механизаторов получает все более широкий раз­ мах. На строительстве работают 185 экскаваторов и более 500 бульдозеров и скреперов. Их су­ точная выработка достигает 197 тысяч кубометров грунта. Такого размаха, таких темпов земляных работ еще не знала ни одна строй­ ка мира. Фронт работ расширяется с каждым днем. Укладка бетона идет на всех сооружениях. Закон­ чены земляные работы на кана­ ле в Красноармейском районе. Началось мощение береговых от­ косов и дамб. СЕНТЯБРЬ. Строители Бере- славского строительного района рапортуют об окончании сооруже­ ния плотины, ремонтно-загради­ тельных работ и водосброса. Это — первый победный рапорт. 1952 г о д На всей трассе строительства наступил период завершающих, предпусковых работ. Высокими темпами идут выемка грунта, укладка бетона и мощение отко­ сов. 1 ФЕВРАЛЯ. Вступил в строй первый агрегат Карповской на­ сосной станции. Донская вода по­ шла навстречу Волге. 3 АПРЕЛЯ. Начала перекачку воды из Карповского водохрани­ лища Мариновская насосная станция. 28 апреля вступила в строй третья станция — Варваров- ская. Она подняла воду Дона на гребень водораздела. 24 МАЯ. Во второй половине дня разобрана перемычка на вершине водораздела. Донская вода из Варваровского водохра­ нилища пошла самотеком по вол­ жскому склону канала. 31 МАЯ. В районе первого шлюза воды Дона и Волги соеди­ нились. Вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек осуществилась. 6 ИЮНЯ. Первый агрегат Цим­ лянской гидроэлектростанции всту­ пил в действие. Из незабываемой летописи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz