Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! КОМ1ИУ4Ш Орган Липецкого горкома ВКП (б) и горсовета депутатов трудящихся Воронежской области № 136(5799) СУББОТА 12 июля 1952 года Год издания 23-й Ц ен а 1 5 к оп . От строителей Волго-Донс кого судоходного канала В еликому в ож дю и учителю , органи затору и вдохновителю п о б е д со в ет ск о г о народа товарищу СТАЛИНУ Иосифу Виссарионовичу Дорогой Иосиф Виссарионович! ч Советские люди, окрыленные верой в торжество идей Ленина— Сталина, под руководством пар тии большевиков воздвигают ве личественное здание коммунизма. Гигантские работы по строи тельству гидроэлектростанций, каналов и по преобразованию ирироды, осуществляемые по Вашему гениальному плану соз дания материально-технической базы коммунизма, являются сви детельством несокрушимой мощи и силы советской державы, пре восходства социалистического строя над капиталистическим, свидетельством мирной политики Советского государства. В то время, как лагерь импе риализма вынашивает гнусные кланы истребления человечества, . применяет самые варварские ме тоды ведения войны, советская страна идет по пути прогресса и созидания. Мудрая партия боль шевиков и Советское правитель ство, отражая жизненные инте ресы широких масс, неустанно заботятся о повышении мате риального благосостояния и культурного уровня жизни тру дящихся. Великий Ленин учил: «Ком мунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Развивая ленин ское учение, Вы, товарищ Сталин, разработали программу построения коммунизма в нашей стране, по которой задачи энер гетического вооружения народно го хозяйства решаются комплекс но— в сочетании с преобразо ванием природы и развитием транспортных путей. Сооружение Волго-Донского судоходного кана ла является примером сталин ского решения грандиозных на роднохозяйственных задач. Волго-Донской судоходный к а нал завершает осуществленные Советским правительством рекон струкцию и строительство судо ходных путей, соединяющих Бе лое, Балтийское и Каспийское моря с Азовским и Черным мо рями. По каналу, пойдут караваны с камским и сибирским лесом для Донецкого угольного бассейна. Суда с донецким углем выйдут на Волгу. Пшеница донских и кубанских полей пойдет через канал и Волгу в центральные, западные и северные районы страны. Волго-Донской судоходный ка нал и Цимлянский гидроузел обеспечат орошение и обводнение ‘засушливых земель Сталинград ской и Ростовской областей, превратят обширные простран ства донских, сальских и маныч- ских степей в долины плодоро дия. В сооружении Волго-Донского судоходного канала воплощены самоотверженный труд советско го народа и его непреклонная во ля к осуществлению строите аь- ства коммунизма в нашей стране. В декабре 1950 года Советское правительство приняло решение сократить на 2 года установ ленный ранее срок создания Вол го-Донского судоходного канала с тем, чтобы Волго-Донской су доходный канал и Цимлянский гидроузел с гидроэлектростанци ей ввести в эксплуатацию с вес ны 1952 года, а также осущест вить в 1951— 1956 годах строи тельство оросительных систем для орошения 750 тысяч гекта ров и обводнения двух миллио нов гектаров земель на базе вод ных ресурсов реки Дона. Мы, строители Волго-Донского судоходного канала, в своем обя зательстве обещали Вам, товарищ Сталин, с честью выполнить по ставленную перед нами задачу ввести в эксплуатацию Волго- Донской судоходный канал с весны 1952 года. Дорогой Иосиф Виссарионович! Рады доложить Вам, что Волго- Донской судоходный канал по строен. Сталинский план соеди нения пяти морей европейской части СССР в единую воднотранс портную магистраль выполнен. Многовековая мечта русского на рода о соединении Волги с Доном осуществлена. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут слилией воды двух ве ликих русских рек — Волги и Дона. 1 июня, точно в установ ленный Правительствам срок, суда вошли в шлюзы Волго- Донского канала. Создано Цимлянское регули рующее водохранилище с проект ным объемам 23,8 миллиарда ку бометров. Вступила з строй Цим лянская гидроэлектростанция, 6 июня первый агрегат ее дал промышленный ток. С весны этого года введены в действие Донской магистральный канал с головным сооружением, Азовский и Нижне-Донской рас пределительные каналы. Этим обеспечены условия для ороше ния первой очереди — 100 ты сяч гектаров засушливых земель Ростовской области. Донские ка заки-колхозники, принявшие ак тивное участие в строительстве Волго-Донского судоходного кана ла, получили воду для своих колхозных полей. Воды Дона прошли в глубь степей более чем на 100 километров. Мы, рабочие, инженеры, тех ники и служащие Волгодонстроя, окруженные всенародным внима нием, всегда ощущали отеческую заботу большевистской партии, Советского правительства и лич но Вашу, товарищ Сталин. Ваши идеи, заложенные в основу про екта Волго-Донского судоходного канала, нашли широкий отклик ~со стороны всего советского на рода. Рабочие, служащие, инже неры и техники заводов и фаб рик, горя желанием помочь строителям Волго-Донского судо ходного канала в досрочном за вершении работ, обеспечивали выполнение заказов стройки в короткие сроки. На прокладке каналов и возведении гидротех нических сооружений работали мощные шагающие экскаваторы, крупные землесосные снаряды, автоматизированные бетонные заводы, высокопроизводительные скреперы, бульдозеры, тысячи автомашин. На строительстве Волго-Дон ского судоходного канала были полностью механизированы и электрифицированы арматурные, бетонные, земляные и монтаж ные работы. Ваше непосредственное руко водство строительством, горячее участие в повседневных делах стройки, Ваша поддержка и сове ты вливали в нас новые силы и энергию, вдохновляли на преодо ление возникавших трудностей и помогли нам завершить строи тельство Волго-Донского судоход ного канала в короткий срок. Все основные строительно-мон тажные работы выполнены за три года. Такие темны по плечу только советскому народу, наро- ду-творцу, народу-созидателю, руководимому партией Ленина — Сталина. Огромную по объему задачу решили советские труженики — строители Волго-Донского судо ходного канала н многие тысячи рабочих и инженеров, давшие им машины, оборудование, расчеты и проекты. На Волго-Донском судоходном канале сооружено 13 шлюзов, 3 мощные насосные станции, еже суточно перекачивающие миллио ны кубометров донской воды в канал и водохранилища. Построе но 3 плотины и 10 дамб общей протяженностью 12,5 километра, 7 бетонных водосбросов, 10 при станей ц остановочных пунктов, (Окончание см. на 2 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР 0 присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина С о гл а сн о п р е д л ож е н и я С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р и ЦК ьКГ1(б) п ри с в о и т ь В о л г о -Д о н с к о м у с у д о х о д н ом у к а н а л у им я В. И . Л е н и н а и и м е н о в а т ь е го — «В ол го - Д о н с к о й с у до х о д ны й к а н а л им ени В. И . Л е н и н а » . Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 10 июля 1932 г. ■1 1 ■ — — Мм В Совете Министров Союза ССР Об открытии Волго-Донского судоходного канала Совет Министров СССР рас смотрел рапорт строителей Вол го-Донского судоходного канала и заключение Правительственной комиссии во главе с председате лем комиссии т. Соколовым К. М. по приемке сооружений Волго- Донского судоходного канала и установил, что задание Прави тельства по строительству и вво ду в эксплуатацию Волго-Донско го судоходного канала, Цимлян ской гидроэлектростанции и со оружений для орошения первой очереди в 100 тыс. гектаров за сушливых земель в Ростовской области выполнено в установлен ный срок. В течение 1949—1932 годов по строены: а) Волго-Донской судоходный канал длиной 101 километр с 13 судоходными шлюзами, 3 насос ными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросами и водо спусками, 2 аварийно-ремонтными I заграждениями, 8 мостами, па ромными переправами, остановоч ными пунктами, пристанями и ! приканальной автомобильной до рогой длиной 100 километров; ’б) Цимлянский гидроузел в со ставе земляной плотины длиной 12,75 километра, водосливной бе тонной плотины длиной 495,5 мет ра, гидроэлектростанции, 2 судо ходных шлюзов, судоходного ка нала между шлюзами длиной 4,9 километра, аванпорта, головного ирригационного сооружения, а также железнодорожного и шос сейного переходов по плотине; в) Донской магистральный оросительный канал от головно го водозаборного сооружения в плотине Цимлянского гидроузла до головного сооружения Нижне- Донского распределительного ка нала длиной 27 километров, Ниж. не . Донской распределительный канал длиной 72,9 километра, Азовский распределительный ка нал длиной 92,2 километра; г) Новые железнодорожные ли. нии от станции Мсрозозская Сталинградской железной дороги до Цимлянского гидроузла и от Цимлянского гидроузла." до стан ции Куберле Сталинградской же лезной дороги общей протяжен ностью 174 км. На указанных сооружениях вы полнено: земляных работ (выемок и насыпей) в объеме 152,1 млн. кубометров, железобетонных и бетонных работ—2,96 млн. кубо метров, работ по креплению от косов земляных сооружений на площади 2,9 млн. кв. метров, уло жено каменных банкетов, фильт ров и дренажей 1,6 млн. кубо метров, забито металлического шпунта 16 тыс. тонн и смонтиро вано 44,4 тыс. тонн металлокон струкций и механизмов. Строительство Волго-Донского судоходного канала и Цимлян ского гидроузла осуществлено с применением мощных и высоко производительных машин и меха, низмов отечественного производ ства. В процессе строительства ре шен ряд важных научных и тех нических проблем в области гид ротехники: возведение крупных гидротехнических сооружений в сложных геологических условиях, скоростной намыв земляной пло тины, широкое применение грун тового водопонижения и другие. На строительстве выросли но вые квалифицированные кадры рабочих—экскаваторщиков, -скре перистов, гидромеханизаторов, крановщиков, монтажников, бе тонщиков, арматурщиков, а так же инженеров и техников, обес печивших высокую производитель ность труда. Заводами и монтажными орга низациями Министерства электро станций, Министерства тяжелого машиностроения, Министерства электропромышленности. Мини стерства машиностроения и при боростроения, Министерства стро ительного и дорожного маши ностроения, Министерства транс портного машиностроения, Мини стерства строительства предприя тий тяжелой индустрии, Ми нистерства путей сообщения, Ми нистерства строительства пред приятий машиностроения и дру гих министерств выполнены боль шие работы по изготовлению и монтажу металлоконструкций, ме ханизмов и оборудования. Завершение работ по строи тельству Волго-Донского судоход ного канала, предпринятых сог ласно решениям Совета Минист ров СССР и ЦК ВКП(б), обес печило соединение Белого, Бал тийского и Каспийского морей с Азовским и Черным морями в единую водотранспортную систему и позволило в 1952 году присту пить к перевозкам массовых гру зов—угля, леса, цемента, нефти, хлеба по этой системе. Совет Министров СССР также отметил, что осуществление строи тельства Цимлянского гидроузла с крупнейшим водохранилищем и гидроэлектростанцией, а также головного участка Донского ма гистрального канала, Нижне-Дон ского и Азовского распредсли- тельных каналов обеспечивает в I 1952 году орошение первой оче- I реди в 100 тыс. гектаров засуш- ] ливых земель в Ростовской об- ! ласти и обеспечивает в дальней- | шем в установленные сроки оро- | шение еще 650 тысяч и о'бводне- I ние 2 миллионов гектаров земель в засушливых и полупустынных ' районах Ростовской и Сталннград- I ской областей на базе использо- ! вания водных ресурсов реки Дона {и дешевой электроэнергии. Совет Министров Союза ССР постановил: 1. Открыть Волго-Донской су доходный канал в воскресенье 27 июля с. г., обеспечив с этого дня регулярное движение пассажир ских и грузовых судов, а также начать эксплуатацию Цимлянской гидроэлектростанции и первой оче реди оросительных сооружений. Открытие Волго-Донского судо. ходного канала Совет Министров СССР уполномочил произвести Министра речного флота генерал- директора речного флота т. Шаш кова 3. А. 2. Обязать Министерство реч ного флота обеспечить регуляр ное движение пассажирских су дов по линиям Москва—Ростов и Сталинград—Калач, организовать пригородное сообщение в районах Сталинградского, Ростовского, Цимлянского и Калачевского пор тов, а также обеспечить в 1952 году перевозку транзитных грузов и пассажиров согласно утверж денному плану. 3. Обеспечить использование электроэнергии Цимлянской гид роэлектростанции в соответствии с ранее принятыми решениями Правительства для нужд орошае мого земледелия и промышленно, сти, а также для электропахоты и комплексной механизации трудо емких работ в животноводстве и других отраслях колхозного и совхозного производства. 4. Присвоить Волго-Донскому судоходному каналу согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР имя В. И. Ленина и именовать его—«Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина». 10 июля 1952 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz