Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! КОМ1ИУ4Ш Орган Липецкого горкома ВКП (б) и горсовета депутатов трудящихся Воронежской области № 136(5799) СУББОТА 12 июля 1952 года Год издания 23-й Ц ен а 1 5 к оп . От строителей Волго-Донс кого судоходного канала В еликому в ож дю и учителю , органи затору и вдохновителю п о б е д со в ет ск о г о народа товарищу СТАЛИНУ Иосифу Виссарионовичу Дорогой Иосиф Виссарионович! ч Советские люди, окрыленные верой в торжество идей Ленина— Сталина, под руководством пар­ тии большевиков воздвигают ве­ личественное здание коммунизма. Гигантские работы по строи­ тельству гидроэлектростанций, каналов и по преобразованию ирироды, осуществляемые по Вашему гениальному плану соз­ дания материально-технической базы коммунизма, являются сви­ детельством несокрушимой мощи и силы советской державы, пре­ восходства социалистического строя над капиталистическим, свидетельством мирной политики Советского государства. В то время, как лагерь импе­ риализма вынашивает гнусные кланы истребления человечества, . применяет самые варварские ме­ тоды ведения войны, советская страна идет по пути прогресса и созидания. Мудрая партия боль­ шевиков и Советское правитель­ ство, отражая жизненные инте­ ресы широких масс, неустанно заботятся о повышении мате­ риального благосостояния и культурного уровня жизни тру­ дящихся. Великий Ленин учил: «Ком­ мунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Развивая ленин­ ское учение, Вы, товарищ Сталин, разработали программу построения коммунизма в нашей стране, по которой задачи энер­ гетического вооружения народно­ го хозяйства решаются комплекс­ но— в сочетании с преобразо­ ванием природы и развитием транспортных путей. Сооружение Волго-Донского судоходного кана­ ла является примером сталин­ ского решения грандиозных на­ роднохозяйственных задач. Волго-Донской судоходный к а­ нал завершает осуществленные Советским правительством рекон­ струкцию и строительство судо­ ходных путей, соединяющих Бе­ лое, Балтийское и Каспийское моря с Азовским и Черным мо­ рями. По каналу, пойдут караваны с камским и сибирским лесом для Донецкого угольного бассейна. Суда с донецким углем выйдут на Волгу. Пшеница донских и кубанских полей пойдет через канал и Волгу в центральные, западные и северные районы страны. Волго-Донской судоходный ка­ нал и Цимлянский гидроузел обеспечат орошение и обводнение ‘засушливых земель Сталинград­ ской и Ростовской областей, превратят обширные простран­ ства донских, сальских и маныч- ских степей в долины плодоро­ дия. В сооружении Волго-Донского судоходного канала воплощены самоотверженный труд советско­ го народа и его непреклонная во­ ля к осуществлению строите аь- ства коммунизма в нашей стране. В декабре 1950 года Советское правительство приняло решение сократить на 2 года установ­ ленный ранее срок создания Вол­ го-Донского судоходного канала с тем, чтобы Волго-Донской су­ доходный канал и Цимлянский гидроузел с гидроэлектростанци­ ей ввести в эксплуатацию с вес­ ны 1952 года, а также осущест­ вить в 1951— 1956 годах строи­ тельство оросительных систем для орошения 750 тысяч гекта­ ров и обводнения двух миллио­ нов гектаров земель на базе вод­ ных ресурсов реки Дона. Мы, строители Волго-Донского судоходного канала, в своем обя­ зательстве обещали Вам, товарищ Сталин, с честью выполнить по­ ставленную перед нами задачу ввести в эксплуатацию Волго- Донской судоходный канал с весны 1952 года. Дорогой Иосиф Виссарионович! Рады доложить Вам, что Волго- Донской судоходный канал по­ строен. Сталинский план соеди­ нения пяти морей европейской части СССР в единую воднотранс­ портную магистраль выполнен. Многовековая мечта русского на­ рода о соединении Волги с Доном осуществлена. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут слилией воды двух ве­ ликих русских рек — Волги и Дона. 1 июня, точно в установ­ ленный Правительствам срок, суда вошли в шлюзы Волго- Донского канала. Создано Цимлянское регули­ рующее водохранилище с проект­ ным объемам 23,8 миллиарда ку­ бометров. Вступила з строй Цим­ лянская гидроэлектростанция, 6 июня первый агрегат ее дал промышленный ток. С весны этого года введены в действие Донской магистральный канал с головным сооружением, Азовский и Нижне-Донской рас­ пределительные каналы. Этим обеспечены условия для ороше­ ния первой очереди — 100 ты ­ сяч гектаров засушливых земель Ростовской области. Донские ка­ заки-колхозники, принявшие ак­ тивное участие в строительстве Волго-Донского судоходного кана­ ла, получили воду для своих колхозных полей. Воды Дона прошли в глубь степей более чем на 100 километров. Мы, рабочие, инженеры, тех­ ники и служащие Волгодонстроя, окруженные всенародным внима­ нием, всегда ощущали отеческую заботу большевистской партии, Советского правительства и лич­ но Вашу, товарищ Сталин. Ваши идеи, заложенные в основу про­ екта Волго-Донского судоходного канала, нашли широкий отклик ~со стороны всего советского на­ рода. Рабочие, служащие, инже­ неры и техники заводов и фаб­ рик, горя желанием помочь строителям Волго-Донского судо­ ходного канала в досрочном за­ вершении работ, обеспечивали выполнение заказов стройки в короткие сроки. На прокладке каналов и возведении гидротех­ нических сооружений работали мощные шагающие экскаваторы, крупные землесосные снаряды, автоматизированные бетонные заводы, высокопроизводительные скреперы, бульдозеры, тысячи автомашин. На строительстве Волго-Дон­ ского судоходного канала были полностью механизированы и электрифицированы арматурные, бетонные, земляные и монтаж­ ные работы. Ваше непосредственное руко­ водство строительством, горячее участие в повседневных делах стройки, Ваша поддержка и сове­ ты вливали в нас новые силы и энергию, вдохновляли на преодо­ ление возникавших трудностей и помогли нам завершить строи­ тельство Волго-Донского судоход­ ного канала в короткий срок. Все основные строительно-мон­ тажные работы выполнены за три года. Такие темны по плечу только советскому народу, наро- ду-творцу, народу-созидателю, руководимому партией Ленина — Сталина. Огромную по объему задачу решили советские труженики — строители Волго-Донского судо­ ходного канала н многие тысячи рабочих и инженеров, давшие им машины, оборудование, расчеты и проекты. На Волго-Донском судоходном канале сооружено 13 шлюзов, 3 мощные насосные станции, еже­ суточно перекачивающие миллио­ ны кубометров донской воды в канал и водохранилища. Построе­ но 3 плотины и 10 дамб общей протяженностью 12,5 километра, 7 бетонных водосбросов, 10 при­ станей ц остановочных пунктов, (Окончание см. на 2 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР 0 присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина С о гл а сн о п р е д л ож е н и я С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р и ЦК ьКГ1(б) п ри с в о и т ь В о л г о -Д о н с к о м у с у д о х о д н ом у к а н а л у им я В. И . Л е н и н а и и м е н о в а т ь е го — «В ол го - Д о н с к о й с у до х о д ны й к а н а л им ени В. И . Л е н и н а » . Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 10 июля 1932 г. ■1 1 ■ — — Мм В Совете Министров Союза ССР Об открытии Волго-Донского судоходного канала Совет Министров СССР рас­ смотрел рапорт строителей Вол­ го-Донского судоходного канала и заключение Правительственной комиссии во главе с председате­ лем комиссии т. Соколовым К. М. по приемке сооружений Волго- Донского судоходного канала и установил, что задание Прави­ тельства по строительству и вво­ ду в эксплуатацию Волго-Донско­ го судоходного канала, Цимлян­ ской гидроэлектростанции и со­ оружений для орошения первой очереди в 100 тыс. гектаров за­ сушливых земель в Ростовской области выполнено в установлен­ ный срок. В течение 1949—1932 годов по­ строены: а) Волго-Донской судоходный канал длиной 101 километр с 13 судоходными шлюзами, 3 насос­ ными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросами и водо­ спусками, 2 аварийно-ремонтными I заграждениями, 8 мостами, па­ ромными переправами, остановоч­ ными пунктами, пристанями и ! приканальной автомобильной до­ рогой длиной 100 километров; ’б) Цимлянский гидроузел в со­ ставе земляной плотины длиной 12,75 километра, водосливной бе­ тонной плотины длиной 495,5 мет­ ра, гидроэлектростанции, 2 судо­ ходных шлюзов, судоходного ка­ нала между шлюзами длиной 4,9 километра, аванпорта, головного ирригационного сооружения, а также железнодорожного и шос­ сейного переходов по плотине; в) Донской магистральный оросительный канал от головно­ го водозаборного сооружения в плотине Цимлянского гидроузла до головного сооружения Нижне- Донского распределительного ка­ нала длиной 27 километров, Ниж. не . Донской распределительный канал длиной 72,9 километра, Азовский распределительный ка­ нал длиной 92,2 километра; г) Новые железнодорожные ли. нии от станции Мсрозозская Сталинградской железной дороги до Цимлянского гидроузла и от Цимлянского гидроузла." до стан­ ции Куберле Сталинградской же­ лезной дороги общей протяжен­ ностью 174 км. На указанных сооружениях вы­ полнено: земляных работ (выемок и насыпей) в объеме 152,1 млн. кубометров, железобетонных и бетонных работ—2,96 млн. кубо­ метров, работ по креплению от­ косов земляных сооружений на площади 2,9 млн. кв. метров, уло­ жено каменных банкетов, фильт­ ров и дренажей 1,6 млн. кубо­ метров, забито металлического шпунта 16 тыс. тонн и смонтиро­ вано 44,4 тыс. тонн металлокон­ струкций и механизмов. Строительство Волго-Донского судоходного канала и Цимлян­ ского гидроузла осуществлено с применением мощных и высоко­ производительных машин и меха, низмов отечественного производ­ ства. В процессе строительства ре­ шен ряд важных научных и тех­ нических проблем в области гид­ ротехники: возведение крупных гидротехнических сооружений в сложных геологических условиях, скоростной намыв земляной пло­ тины, широкое применение грун­ тового водопонижения и другие. На строительстве выросли но­ вые квалифицированные кадры рабочих—экскаваторщиков, -скре­ перистов, гидромеханизаторов, крановщиков, монтажников, бе­ тонщиков, арматурщиков, а так­ же инженеров и техников, обес­ печивших высокую производитель­ ность труда. Заводами и монтажными орга­ низациями Министерства электро­ станций, Министерства тяжелого машиностроения, Министерства электропромышленности. Мини­ стерства машиностроения и при­ боростроения, Министерства стро­ ительного и дорожного маши­ ностроения, Министерства транс­ портного машиностроения, Мини­ стерства строительства предприя­ тий тяжелой индустрии, Ми­ нистерства путей сообщения, Ми­ нистерства строительства пред­ приятий машиностроения и дру­ гих министерств выполнены боль­ шие работы по изготовлению и монтажу металлоконструкций, ме­ ханизмов и оборудования. Завершение работ по строи­ тельству Волго-Донского судоход­ ного канала, предпринятых сог­ ласно решениям Совета Минист­ ров СССР и ЦК ВКП(б), обес­ печило соединение Белого, Бал­ тийского и Каспийского морей с Азовским и Черным морями в единую водотранспортную систему и позволило в 1952 году присту­ пить к перевозкам массовых гру­ зов—угля, леса, цемента, нефти, хлеба по этой системе. Совет Министров СССР также отметил, что осуществление строи­ тельства Цимлянского гидроузла с крупнейшим водохранилищем и гидроэлектростанцией, а также головного участка Донского ма­ гистрального канала, Нижне-Дон­ ского и Азовского распредсли- тельных каналов обеспечивает в I 1952 году орошение первой оче- I реди в 100 тыс. гектаров засуш- ] ливых земель в Ростовской об- ! ласти и обеспечивает в дальней- | шем в установленные сроки оро- | шение еще 650 тысяч и о'бводне- I ние 2 миллионов гектаров земель в засушливых и полупустынных ' районах Ростовской и Сталннград- I ской областей на базе использо- ! вания водных ресурсов реки Дона {и дешевой электроэнергии. Совет Министров Союза ССР постановил: 1. Открыть Волго-Донской су­ доходный канал в воскресенье 27 июля с. г., обеспечив с этого дня регулярное движение пассажир­ ских и грузовых судов, а также начать эксплуатацию Цимлянской гидроэлектростанции и первой оче­ реди оросительных сооружений. Открытие Волго-Донского судо. ходного канала Совет Министров СССР уполномочил произвести Министра речного флота генерал- директора речного флота т. Шаш­ кова 3. А. 2. Обязать Министерство реч­ ного флота обеспечить регуляр­ ное движение пассажирских су­ дов по линиям Москва—Ростов и Сталинград—Калач, организовать пригородное сообщение в районах Сталинградского, Ростовского, Цимлянского и Калачевского пор­ тов, а также обеспечить в 1952 году перевозку транзитных грузов и пассажиров согласно утверж­ денному плану. 3. Обеспечить использование электроэнергии Цимлянской гид­ роэлектростанции в соответствии с ранее принятыми решениями Правительства для нужд орошае­ мого земледелия и промышленно, сти, а также для электропахоты и комплексной механизации трудо­ емких работ в животноводстве и других отраслях колхозного и совхозного производства. 4. Присвоить Волго-Донскому судоходному каналу согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР имя В. И. Ленина и именовать его—«Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина». 10 июля 1952 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz