Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)
2 Л И П Е Ц К А Я КОММ УНА 27 мая 1952 г. № 103 (5766) Н О Т Ы С О В Е Т С К О Г О П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Правите л ьства м США, Англии и Франции о Мирном Договоре с Германией 13 мая с. г. Министерство Иностранных Дел СССР получило от посольств США, Великобрита нии и Франции в Москве анало гичные ноты Правительств США, Великобритании п Фракции в ответ на ноты Советского Прави тельства от 9 апреля с. г. отно сительно Мирного Договора с Гер манией. 24 мая Мшшстерство Иностран ных Дел СССР направило по сольствам США, Великобритании и Франции ответные ноты Совет ского Правительства. Ниже публикуются текст ноты Правительства США от 13 мая 1952 года и текст ответной ноты Советского Правительства от 24 мая 1952 года. Нота Правител ьства США от 13 мая 1952 года «Временный Поверенный в Де лах Соединенных Штатов Амери ки свидетельствует.свое уваже ние Министру Пнострапных Дел Союза Советских Социалистиче ских Республик и, согласно ука занию своего Правительства, име ет честь сообщить следующее. 1. В ответ иа ноту Советского Правительства от 9 апреля Пра вительство Соединенных Штатов желает сделать следующие заме чания в отношении единства Германии, избрания свободного об щегерманского правительства и заключения мирного договора с этим правительством. Политика Правительства Соединенных Шта тов попрежнему заключается в том, чтобы достигнуть этих це лей на условиях, которые обес печат единство со свободой и мир с безопасностью. 2. Правительство Соединенных Штатов готово начать переговоры с Советским Правительством по этим вопросам и желает это сде лать как только будет ясно, что Советское Правительство также намерено избежать бесплодных дискуссий, которые имели место в прошлом. По Правительство Сое диненных Штатов и Правительст ва Соединенного Королевства и Франции, а также Советское Пра вительство должны сначала до стичь ясной договоренности по поводу рамок переговоров и по поводу основных подлежащих рас смотрению проблем. Для успеха и для того, чтобы избежать дли тельной затяжки, необходима надлежащая подготовка. Пота Со ветского Правительства от 9 ап реля проливает мало нового све та на вопрос о том, каковы, по мнению Советского Правительст ва, должны быть средства для обеспечения успеха любых таких яереговоров. 3. В своей последней ноте Со ветское Правительство теперь вы двигает условие, что Германия не должна быть включена «в ту или иную группировку держав, направленную против какого-ли бо миролюбивого государства». Предполагаемое вступление Герма- ш:и в члены Объединенных На ций должно, конечно, сделать не нужным любое такое условие. В#' всяком случае, Правительство Соединенных Штатов не могло бы Припять какие-либо положения, запрещающие Германии вступать в объединение с другими госу дарствами, которое одна из сторои, подписавших мирный договор, могла бы произвольно счесть, как «направленное против какого-ли бо миролюбивого государства». Оно не может допустить, чтобы Германия была лишена основно го присущего свободной и равной нации права объединяться с дру гими нациями в мирных целях. Оно должно предполагать, что Со ветское Правительство также не сможет возражать против права Германии вступать в оборони тельные соглашения. 4. В своей ноте от 25 марта Правительство Соединенных Шта тов указало, что оно оказывает полную поддержку усилиям, пред принимаемым свободными госу дарствами Западной Европы, включая Германскую Федераль ную Республику, с целью соз дать мирное европейское сообще ство п тем самым положить нача ло новой эре, в которой между народные отношения будут осно вываться на сотрудничестве, а не на соперничестве и недоверии. Правительство Соединенных Шта тов приветствует создание такого европейского сообщества, в кото ром будет принимать участие Гер мания. Германия разделена, так как разделена Европа. Эта поли- I тика европейского единства нс может угрожать интересам Совет ского Союза или какой-либо стра ны, политика которой посвящена поддержанию, мира. Поэтому Пра вительство Соединенных Штатов по отклонится от поддержки, ока зываемой им этой политике. Оно более чем когда-либо убеждено в том, что эта политика представ ляет собою действительный путь к (Миру. 5. Правительство Соединенных Штатов не несет ответственности за то, что не удается распростра нить это сотрудничество за его нынешние пределы. Оно попреж нему готово рассмотреть с иск ренностью и доброй волей любые практические и конкретные пред ложения, которые предназначены' для уменьшения напряжения и устранения существующих раско лов. 6. Германский мирный договор может быть разработан лишь в том случае, если будет существо вать общегерманское правитель ство, образованное в результате свободных выборов и имеющее возможность участвовать с пол ной свободой в обсуждении такого договора. Поэтому в пастоящее время невозможно вести перегово ры о положениях германского мирного договора. Правительство Соединенных Штатов уже заяви ло о своих взглядах но поводу некоторых предложений Советско го Правительства, в особенности по поводу ошибочного толкования территориальных постановлений Потсдамского Протокола и по по воду намерения Советского Пра вительства поставить Германию в положение постоянной изоляции от Западной Европы, обязав ее в то же время обеспечить свою обо рону исключительно средствам!-’ ев собственных национальных во оруженных сил. Советские пред ложения означали бы наложение постоянных оков на права Гер мании вступать в международ ные объединения и вызвали бы состояние постоянного напряже ния и неуверенности в центре Ев ропы. 7. Общегерманское правитель ство, образованное в результате свободных выборов, должно быть само свободным. Необходимо, что бы такой свободой оно обладало как до, так и после подготовки мирного договора в ходе перегово ров. Оно должно быть в состоя нии сохранить свой подлинно представительный характер, при нять на себя обязанности как правительство воссоединенной Германии и сыграть свою полную роль в обсуждении мирного до говора. Этот вопрос о свободе по этому но отделим от проблемы выборов. Советское Правительство все еще не сообщило о своих взглядах по этому поводу. Прави тельство Соединенных Штатов должно в особенности спросить, считает ли Советское Правитель ство, что общегерманское прави тельство, образованнее в резуль тате свободных выборов, находи лось бы под контролем четырех держав впредь до заключения мирного договора, или же Совет ское Правительство согласно с тем, что общегерманское прави тельство должно обладать необхо димой свободой действий и полно мочиями, присущими правитель ству. 8. Правительство Соединенных Штатов счастливо отметить, что Советское Правительство теперь согласно в принципе с тем, что должны иметь место свободные выборы но всей Германии. Одна ко, такие свободные выборы мо гут состояться лишь в том слу чае, если во всех частях Герма нии будут существовать необхо димые условия и если эти усло вия будут сохраняться не толь ко в день голосования и до ис то, но также и впоследствии. По этому необходимый первый шаг должен иметь своей целью обес печение таких условий. Иначе не может быть достигнуто ника кого прогресса. В последние годы восточная'часть Германии разви валась в направлении, все более отклоняющемся от основного пу ти развития Германии. Это яв ляется одной из главных причин того, почему требуется беспри страстное расследование, прежде чем могут иметь, место выборы. 9. Однако Советское Прави тельство не согласно с гем, чтобы Международная Комиссия, создан ная Генеральной Ассамблеей Объ единенных Наций, провела такое расследование но всей Германии. Оно основывает этот отказ на своем толковании Статьи 107 Устава Объединенных Наций. Но эта Статья гласит: «Настоящий Устав, ни в какой мере, не лишает юридической си лы действия, предпринятые или санкционированные в результате второй мировой войны несущими ответственность за такие дейст вия правительствами в отноше нии любого государства, которое в течение второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям». Эти слова явно не препятству ют Объединенным Нациям рас сматривать эти аспекты герман ских дел. Это толкование было поддержано Генеральной Ассамб леей Объединенных Наций подав ляющим большинством. Однако, даже если принять ошибочное толкова пне, даваемое Советским правительтством Уставу, то и в этом случае ничто не мешает че тырем державам воспользоваться Комиссией Объединенных Наций для определения условий, в кото рых могли бы быть проведены подлинно свободные выборы по всей Германии. 10. Вместо этого, Советское Правительство выдвигает положе ния о том, что ответственность ш проведению расследования могла бы быть возложена иа Комиссию, образованную четырьмя оккупи рующими державами. Прежде чем Правительство Соединенных Шта тов могло бы чувствовать уверен ность в том, что это предложение обеспечит беспристрастное рас следование, ему необходимо было бы знать, каковы были бы со став и функции такого органа. Комиссия, составленная исклю чительно из членов, несущих пря мую ответственность в Германии, была бы одновременно и судьей и заинтересованной стороной. Опыт того периода, в течение которого четыре державы осуществляли совместный контроль над Герма нией, говорит о том, что Комис сия не смогла бы придти к по лезному решению. Таким обра зом, это привело бы к значитсль- той оггяжке выборов. Правитель ство Соединенных Штатов не мо жет пройти мимо того факта, что назначение Комиссии четырех держав могло бы быть истолкова но как шаг в направлении вос становления контроля четырех держав над Германией. Это был бы шаг назад, который ие соот ветствовал бы конституционным переменам в Федеральной Респуб лике. 11. По этой причине Прави- толъство Соединенных Штагов от дает свое предпочтение Комиссии Объединенных Наций: она уже существует, ее функции определе ны и она может начать действо вать без промедления. Тем не ме нее Правительство Соединенных Штатов готово изучить любую возможность для выяснения того, существуют ли условия свободы на территории всей Германии для проведения подлинно свободных выборов. Правительство Соединен ных Штатов в согласии с Прави тельствами Соединенного Коро левства и Франции и после кон сультации с Правительством Гер манской Федеральной Республики и германскими властями в Бер- лнпе, соответственно вносит сле дующие предложения. (I) Беспристрастная комиссия должна немедленно установить, существуют ли в Советской зопе Германии, а также в Германской Федеральной Республике и во всех секторах Берлина условия, необходимые для проведения сво бодных выборов и, если нет, должна рекомендовать для рас смотрения четырьмя державами, несущими ответственность в Гер мании, шаги, которые должны быть предприняты для создания таких условий. Четыре державы должны обеспечить необходимые условия для проведения такой Комиссией расследования в Гер манской Федеральной Республике, в Советской зоне и во всех сек торах Берлина. Три западные дер жавы и Правительство Герман ской Федеральной Республики уже заявляли о своей готовности сделать это. > (II) Четыре державы должны использовать для этой цели Ко миссию Объединенных Наций, ко торая уже имеется. Это явится, невидимому, самым быстрым и наиболее практичным способом действия. (III) Несмотря па то, что Пра вительство Соединенных Штатов определенно предпочитает проце дуру, изложенную в пункте (II) выше, оно готово рассмотреть лю бые другие практические и кон кретные предложения относитель но беспристрастной Комиссии по расследованию, которые Советское Правительство может пожелать сделать при одном условии, что они будут способствовать скорей шему проведению свободных вы боров по всей Германии. (IV) Как только будет подго товлен доклад такой беспристра стной Комиссии, представители Правительств Соединенного Коро левства, Соединенных Штатов, Франции и Советского Союза встретятся, чтобы рассмотреть его с целью достижения соглаше ния о: а) проведении в скором време ни свободных выборов по всей Германии, включая создание там, где это необходимо, соответствую щих условий; и б) о заверениях, которые долж ны быть дапы четырьмя держа вами в том, что общегерманское правительство, образованное в ре зультате этих свободных выборов, будет обладать необходимой сво бодой действий в течение перио да до вступления в силу мирного договора». Нота Советского Правительства о т /24 мая 1952 года В связи с нотой Правительства ВША от 13 мая с. г. Советское Правительство считает необходи мым заявить следующее. 1. О неотлож ности реш ения •ермансного вопроса и о затяги вании западн ы ми держ авами нот ной переписки по этому в о п р о с у .! В ноте от 10 марта с. г. Совет ское Правительство предложило Правительствам США, Великобри тании и Франции совместно об судить вопрос о еаключешга мир ного договора с Германией и об Iобразовании обще германского пра вительства. Чтобы облегчить и ускорить подготовку мирного до говора с Германией, Советское Правительство представило свой проект этого договора, выразив (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz