Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

2 Л И П Е Ц К А Я КОММ УНА 27 мая 1952 г. № 103 (5766) Н О Т Ы С О В Е Т С К О Г О П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Правите л ьства м США, Англии и Франции о Мирном Договоре с Германией 13 мая с. г. Министерство Иностранных Дел СССР получило от посольств США, Великобрита­ нии и Франции в Москве анало­ гичные ноты Правительств США, Великобритании п Фракции в ответ на ноты Советского Прави­ тельства от 9 апреля с. г. отно­ сительно Мирного Договора с Гер­ манией. 24 мая Мшшстерство Иностран­ ных Дел СССР направило по­ сольствам США, Великобритании и Франции ответные ноты Совет­ ского Правительства. Ниже публикуются текст ноты Правительства США от 13 мая 1952 года и текст ответной ноты Советского Правительства от 24 мая 1952 года. Нота Правител ьства США от 13 мая 1952 года «Временный Поверенный в Де­ лах Соединенных Штатов Амери­ ки свидетельствует.свое уваже­ ние Министру Пнострапных Дел Союза Советских Социалистиче­ ских Республик и, согласно ука­ занию своего Правительства, име­ ет честь сообщить следующее. 1. В ответ иа ноту Советского Правительства от 9 апреля Пра­ вительство Соединенных Штатов желает сделать следующие заме­ чания в отношении единства Германии, избрания свободного об­ щегерманского правительства и заключения мирного договора с этим правительством. Политика Правительства Соединенных Шта­ тов попрежнему заключается в том, чтобы достигнуть этих це­ лей на условиях, которые обес­ печат единство со свободой и мир с безопасностью. 2. Правительство Соединенных Штатов готово начать переговоры с Советским Правительством по этим вопросам и желает это сде­ лать как только будет ясно, что Советское Правительство также намерено избежать бесплодных дискуссий, которые имели место в прошлом. По Правительство Сое­ диненных Штатов и Правительст­ ва Соединенного Королевства и Франции, а также Советское Пра­ вительство должны сначала до­ стичь ясной договоренности по поводу рамок переговоров и по поводу основных подлежащих рас­ смотрению проблем. Для успеха и для того, чтобы избежать дли­ тельной затяжки, необходима надлежащая подготовка. Пота Со­ ветского Правительства от 9 ап­ реля проливает мало нового све­ та на вопрос о том, каковы, по мнению Советского Правительст­ ва, должны быть средства для обеспечения успеха любых таких яереговоров. 3. В своей последней ноте Со­ ветское Правительство теперь вы ­ двигает условие, что Германия не должна быть включена «в ту или иную группировку держав, направленную против какого-ли­ бо миролюбивого государства». Предполагаемое вступление Герма- ш:и в члены Объединенных На­ ций должно, конечно, сделать не­ нужным любое такое условие. В#' всяком случае, Правительство Соединенных Штатов не могло бы Припять какие-либо положения, запрещающие Германии вступать в объединение с другими госу­ дарствами, которое одна из сторои, подписавших мирный договор, могла бы произвольно счесть, как «направленное против какого-ли­ бо миролюбивого государства». Оно не может допустить, чтобы Германия была лишена основно­ го присущего свободной и равной нации права объединяться с дру­ гими нациями в мирных целях. Оно должно предполагать, что Со­ ветское Правительство также не сможет возражать против права Германии вступать в оборони­ тельные соглашения. 4. В своей ноте от 25 марта Правительство Соединенных Шта­ тов указало, что оно оказывает полную поддержку усилиям, пред­ принимаемым свободными госу­ дарствами Западной Европы, включая Германскую Федераль­ ную Республику, с целью соз­ дать мирное европейское сообще­ ство п тем самым положить нача­ ло новой эре, в которой между­ народные отношения будут осно­ вываться на сотрудничестве, а не на соперничестве и недоверии. Правительство Соединенных Шта­ тов приветствует создание такого европейского сообщества, в кото­ ром будет принимать участие Гер­ мания. Германия разделена, так как разделена Европа. Эта поли- I тика европейского единства нс может угрожать интересам Совет­ ского Союза или какой-либо стра­ ны, политика которой посвящена поддержанию, мира. Поэтому Пра­ вительство Соединенных Штатов по отклонится от поддержки, ока­ зываемой им этой политике. Оно более чем когда-либо убеждено в том, что эта политика представ­ ляет собою действительный путь к (Миру. 5. Правительство Соединенных Штатов не несет ответственности за то, что не удается распростра­ нить это сотрудничество за его нынешние пределы. Оно попреж­ нему готово рассмотреть с иск­ ренностью и доброй волей любые практические и конкретные пред­ ложения, которые предназначены' для уменьшения напряжения и устранения существующих раско­ лов. 6. Германский мирный договор может быть разработан лишь в том случае, если будет существо­ вать общегерманское правитель­ ство, образованное в результате свободных выборов и имеющее возможность участвовать с пол­ ной свободой в обсуждении такого договора. Поэтому в пастоящее время невозможно вести перегово­ ры о положениях германского мирного договора. Правительство Соединенных Штатов уже заяви­ ло о своих взглядах но поводу некоторых предложений Советско­ го Правительства, в особенности по поводу ошибочного толкования территориальных постановлений Потсдамского Протокола и по по­ воду намерения Советского Пра­ вительства поставить Германию в положение постоянной изоляции от Западной Европы, обязав ее в то же время обеспечить свою обо­ рону исключительно средствам!-’ ев собственных национальных во­ оруженных сил. Советские пред­ ложения означали бы наложение постоянных оков на права Гер­ мании вступать в международ­ ные объединения и вызвали бы состояние постоянного напряже­ ния и неуверенности в центре Ев­ ропы. 7. Общегерманское правитель­ ство, образованное в результате свободных выборов, должно быть само свободным. Необходимо, что­ бы такой свободой оно обладало как до, так и после подготовки мирного договора в ходе перегово­ ров. Оно должно быть в состоя­ нии сохранить свой подлинно представительный характер, при­ нять на себя обязанности как правительство воссоединенной Германии и сыграть свою полную роль в обсуждении мирного до­ говора. Этот вопрос о свободе по­ этому но отделим от проблемы выборов. Советское Правительство все еще не сообщило о своих взглядах по этому поводу. Прави­ тельство Соединенных Штатов должно в особенности спросить, считает ли Советское Правитель­ ство, что общегерманское прави­ тельство, образованнее в резуль­ тате свободных выборов, находи­ лось бы под контролем четырех держав впредь до заключения мирного договора, или же Совет­ ское Правительство согласно с тем, что общегерманское прави­ тельство должно обладать необхо­ димой свободой действий и полно­ мочиями, присущими правитель­ ству. 8. Правительство Соединенных Штатов счастливо отметить, что Советское Правительство теперь согласно в принципе с тем, что должны иметь место свободные выборы но всей Германии. Одна­ ко, такие свободные выборы мо­ гут состояться лишь в том слу­ чае, если во всех частях Герма­ нии будут существовать необхо­ димые условия и если эти усло­ вия будут сохраняться не толь­ ко в день голосования и до ис­ то, но также и впоследствии. По­ этому необходимый первый шаг должен иметь своей целью обес­ печение таких условий. Иначе не может быть достигнуто ника­ кого прогресса. В последние годы восточная'часть Германии разви­ валась в направлении, все более отклоняющемся от основного пу­ ти развития Германии. Это яв­ ляется одной из главных причин того, почему требуется беспри­ страстное расследование, прежде чем могут иметь, место выборы. 9. Однако Советское Прави­ тельство не согласно с гем, чтобы Международная Комиссия, создан­ ная Генеральной Ассамблеей Объ­ единенных Наций, провела такое расследование но всей Германии. Оно основывает этот отказ на своем толковании Статьи 107 Устава Объединенных Наций. Но эта Статья гласит: «Настоящий Устав, ни в какой мере, не лишает юридической си­ лы действия, предпринятые или санкционированные в результате второй мировой войны несущими ответственность за такие дейст­ вия правительствами в отноше­ нии любого государства, которое в течение второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям». Эти слова явно не препятству­ ют Объединенным Нациям рас­ сматривать эти аспекты герман­ ских дел. Это толкование было поддержано Генеральной Ассамб­ леей Объединенных Наций подав­ ляющим большинством. Однако, даже если принять ошибочное толкова пне, даваемое Советским правительтством Уставу, то и в этом случае ничто не мешает че­ тырем державам воспользоваться Комиссией Объединенных Наций для определения условий, в кото­ рых могли бы быть проведены подлинно свободные выборы по всей Германии. 10. Вместо этого, Советское Правительство выдвигает положе­ ния о том, что ответственность ш проведению расследования могла бы быть возложена иа Комиссию, образованную четырьмя оккупи­ рующими державами. Прежде чем Правительство Соединенных Шта­ тов могло бы чувствовать уверен­ ность в том, что это предложение обеспечит беспристрастное рас­ следование, ему необходимо было бы знать, каковы были бы со­ став и функции такого органа. Комиссия, составленная исклю­ чительно из членов, несущих пря­ мую ответственность в Германии, была бы одновременно и судьей и заинтересованной стороной. Опыт того периода, в течение которого четыре державы осуществляли совместный контроль над Герма­ нией, говорит о том, что Комис­ сия не смогла бы придти к по­ лезному решению. Таким обра­ зом, это привело бы к значитсль- той оггяжке выборов. Правитель­ ство Соединенных Штатов не мо­ жет пройти мимо того факта, что назначение Комиссии четырех держав могло бы быть истолкова­ но как шаг в направлении вос­ становления контроля четырех держав над Германией. Это был бы шаг назад, который ие соот­ ветствовал бы конституционным переменам в Федеральной Респуб­ лике. 11. По этой причине Прави- толъство Соединенных Штагов от­ дает свое предпочтение Комиссии Объединенных Наций: она уже существует, ее функции определе­ ны и она может начать действо­ вать без промедления. Тем не ме­ нее Правительство Соединенных Штатов готово изучить любую возможность для выяснения того, существуют ли условия свободы на территории всей Германии для проведения подлинно свободных выборов. Правительство Соединен­ ных Штатов в согласии с Прави­ тельствами Соединенного Коро­ левства и Франции и после кон­ сультации с Правительством Гер­ манской Федеральной Республики и германскими властями в Бер- лнпе, соответственно вносит сле­ дующие предложения. (I) Беспристрастная комиссия должна немедленно установить, существуют ли в Советской зопе Германии, а также в Германской Федеральной Республике и во всех секторах Берлина условия, необходимые для проведения сво­ бодных выборов и, если нет, должна рекомендовать для рас­ смотрения четырьмя державами, несущими ответственность в Гер­ мании, шаги, которые должны быть предприняты для создания таких условий. Четыре державы должны обеспечить необходимые условия для проведения такой Комиссией расследования в Гер­ манской Федеральной Республике, в Советской зоне и во всех сек­ торах Берлина. Три западные дер­ жавы и Правительство Герман­ ской Федеральной Республики уже заявляли о своей готовности сделать это. > (II) Четыре державы должны использовать для этой цели Ко­ миссию Объединенных Наций, ко­ торая уже имеется. Это явится, невидимому, самым быстрым и наиболее практичным способом действия. (III) Несмотря па то, что Пра­ вительство Соединенных Штатов определенно предпочитает проце­ дуру, изложенную в пункте (II) выше, оно готово рассмотреть лю­ бые другие практические и кон­ кретные предложения относитель­ но беспристрастной Комиссии по расследованию, которые Советское Правительство может пожелать сделать при одном условии, что они будут способствовать скорей­ шему проведению свободных вы­ боров по всей Германии. (IV) Как только будет подго­ товлен доклад такой беспристра­ стной Комиссии, представители Правительств Соединенного Коро­ левства, Соединенных Штатов, Франции и Советского Союза встретятся, чтобы рассмотреть его с целью достижения соглаше­ ния о: а) проведении в скором време­ ни свободных выборов по всей Германии, включая создание там, где это необходимо, соответствую­ щих условий; и б) о заверениях, которые долж­ ны быть дапы четырьмя держа­ вами в том, что общегерманское правительство, образованное в ре­ зультате этих свободных выборов, будет обладать необходимой сво­ бодой действий в течение перио­ да до вступления в силу мирного договора». Нота Советского Правительства о т /24 мая 1952 года В связи с нотой Правительства ВША от 13 мая с. г. Советское Правительство считает необходи­ мым заявить следующее. 1. О неотлож ности реш ения •ермансного вопроса и о затяги ­ вании западн ы ми держ авами нот­ ной переписки по этому в о п р о с у .! В ноте от 10 марта с. г. Совет­ ское Правительство предложило Правительствам США, Великобри­ тании и Франции совместно об­ судить вопрос о еаключешга мир­ ного договора с Германией и об Iобразовании обще германского пра­ вительства. Чтобы облегчить и ускорить подготовку мирного до­ говора с Германией, Советское Правительство представило свой проект этого договора, выразив (Окончание см. на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz