Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 13 апреля 1952 г. № 74 (5737). НОТЫ С О В Е Т С К О Г О П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Правительствам США, Англии и Франции о Мирном Договоре с Германией 25 марта с. г. Временный По­ веренный в Делах США г-н Кам- шшг, Временный Поверенный в Делах Великобритании г-н Грей и Временный Поверенный в Де­ лах Франции г-н Брнонваль вру­ чили Министру иностранных Дел СССР А. Я. Вышинскому анало­ гичные ноты Правительств США, Великобритании н Франции в ответ на ноты Советского Прави­ тельства от 10 марта с. г. отно­ сительно Мирного Договора с Германией. 9 апреля с. г. Министр Ино­ странных Дел СССР А. Я. Вы­ шинский принял Посла Франции г-на Шатеньо, Временного Пове­ ренного в Делах США г-на Еам- мнпга и Временного Поверенного в Делах Великобритании г-на Грея п вручил им ответные ноты Советского Правительства. Ниже публикуются текст ноты Правительства США от 25 марта 1952 года и текст ответной но­ ты Советского Правительства от 9 апреля 1952 года. Нота Правительства США от 25 марта 1952 года «Временный Поверенный в Де­ лах Соединенных Штатов Амери­ ки свидетельствует свое уваже­ ние Министру Иностранных Дел Союза Советских Социалистиче­ ских Республик н, по поручению своего Правительства, имеет честь сообщить следующее. Правительство Соединенных Штатов совместно с Правитель­ ствами Соединенного Королевства и Франции самым тщательным образом изучило ноту Советского Правительства от 10 марта 1952 года, в которой предлагается за­ ключить Мирный Договор с Гер­ манией. Оно также консультиро­ валось с Правительством Герман­ ской Федеральной Республики и с Представителями Берлина. Заключение справедливого и длительного Мирного Договора, ко­ торый положил бы конец раско­ лу Германии, всегда было и остается важнейшей целью Пра­ вительства Соединенных Штатов. Как признает само Советское Пра­ вительство, для заключения та­ кого Договора требуется создание общегерманского Правительства, выражающего волю германского народа. Такое Правительство может быть создано только на основе свободных выборов в Федеральной Республике, в советской зоне оккупации и в Берлине. Такие выборы могут быть проведены только в условиях, гарантирую­ щих германскому народу нацио­ нальную свободу и свободу лнч- ностп. Чтобы установить, суще­ ствует ли это первое существен­ ное условие, Генеральная Ассам­ блея Объединенных Наций назна­ чила Комиссию для проведения одновременного обследования в Федеральной Республике, в совет­ ской зоне и в Берлине. Комиссия но обследованию получила завере­ ния, что ей будут предоставлены необходимые возможности п Фе­ деральной Республике и в' Запад­ ном Берлине. Правительство Со­ единенных Штатов было бы радо узнать, что такие возможности будут также предоставлены в со­ ветской зоне и в Восточном Бер­ лине с тем, чтобы позволить Ко­ миссии выполнить ее задачу. Предложения Советского Пра­ вительства не содержат никаких указаний в отношении того, ка­ кое положение будет занимать общегерманское Правительство на международной арене до заключе­ ния Мирного Договора. Прави­ тельство Соединенных Штатов считает, что общегерманское Пра­ вительство должно иметь возмож­ ность, как до, так н после подпи­ сания Мирного Договора, свобод­ но вступать в союзы, совмести­ мые с принципами и целями Объединенных 'Нации. Внося свои предложения отно­ сительно германского Мирного Договора, Советское Правительст­ во заявило о своей готовности обсудить также и другие предло­ жении. Правительство Соединен­ ных Штатов принимает к сведе­ нию это заявление. По его мне­ нию было бы невозможно начать углубленное обсуждение мирного договора, пока не будут созданы такие условия, которые позволят провести свободные выборы, н пока не будет сформировано сво­ бодное общегермапское Прави­ тельство, способное принять уча­ стие в этом обсуждении. г Имеется также целый ряд важных вопросов, которые необ­ ходимо разрешить. Так, например, Правительство Соединенных Штатов отмечает, что, согласно заявлению Совет­ ского Правительства, территория Германии определяется граница­ ми, установленными постановле­ ниями Потсдамской Конференции. Правительство Соединенных Шта­ тов желает напомнить, что в дей­ ствительности окончательные гра­ ницы Германии не были опреде­ лены Потсдамскими постановле­ ниями, в которых ясно предусмот­ рено, что окончательное определе­ нно территориальных вопросов должно быть отложено до мирно­ го урегулирования. Правительство Соединенных Штатов отмечает также, что Со­ ветское Правительство теперь считает, что Мирный Договор должен предусматривать создание германских национальных воору­ женных сил — сухопутных, воен­ но-морских и военно-воздуш­ ных,— одновременно ограничивая (Ябеду Германии вступать в со­ юзы с другими странами. Прави­ тельство Соединенных Штатов считает, что подобные условия явятся шагом назад и могут по­ мотать наступлению в Европе новой эры, в которой междуна­ родные отношения будут основы­ ваться на сотрудничестве, а не на соперничестве и недоверни. Правительство Соединенных Штатов, убежденное в необходи­ мости политики европейского единства, полностью поддержива­ ет планы, предусматривающие участие Германии в Европейском Сообществе, носящем чисто обо­ ронительный характер, цель ко­ торого заключаются в сохранении свободы, предотвращении агрес­ сии и возрождения милитаризма. Правительство Соединенных Шта­ тов считает, что предложение Советского Правительства о соз­ дании германских национальных вооруженных сил несовместимо с. осуществлением этой цели. Пра­ вительство Соединенных Штатов попрожнему убеждено, что поли­ тика европейского единства не может угрожать интересам какой- либо страны и что она является верным путем к миру». Но т а С о в е т с к о г о П р а в и т е л ь с т в а от 9 апреля 1952 года «В связи с нотой Правитель­ ства США от 25 марта с. г. Со­ ветское Правительство считает необходимым заявить следующее. В своей ноте от 10 марта Со­ ветское Правительство предложи­ ло Правительству США, а также Правительствам Великобритании и Франции, безотлагательно об­ судить вопрос о мирном договоре с Германией с тем, чтобы в бли­ жайшее время был подготовлен согласованный проект мирного договора. В целях облегчения подготовки мирного договора, Со­ ветское Правительство представи­ ло проект Основ мирного договора с Германией, выразив согласие обсудить также любые другие предложения. Советское Правительство пред­ лагало прн этом, чтобы мирный договор был выработан при непо­ средственном участии Германии) в лице общегерманского прави- ) тельства. В йоте от 10 марта1 предусматривалось также, что СССР, США, Англия и Франция, выполняющие оккупационные функции в Германии, должны рассмотреть вопрос об условиях, благоприятствующих скорейшему} образованию общегерманского правительства, выражающего во­ лю германского народа. Внося свои предложения по вопросу о мирном договоре с Гер­ манией н об образовании обще­ германского правительства, Со­ ветское Правительство исходило из того, что разрешение этих основных вопросов имеет боль­ шое значение для укрепления ми­ ра в Европе и отвечает требова­ ниям справедливого отношения к законным национальным интере­ сам германского народа. Неотложность заключения мир­ ного договора с Германией вызы­ вает необходимость принятия со стороны Правительств СССР, США, Англии и Франции скорей­ ших мер по объединению Герма­ нии н образованию общегерман­ ского правительства. В соответствии с этим Совет­ ское Правительство считает необ­ ходимым, чтобы Правительства СССР, США, Апглпи и Франции безотлагательно обсудили вопрос о проведении свободных общегер­ манских выборов, как это оно уже предлагало н раньше. При­ знание необходимости проведения свободных общегерманских выбо­ ров со стороны Правительств СССР, США, Англии и Франции создает полную возможность про­ ведения таких выборов в бли­ жайшее время. Что касается предложения о проведении комиссией ООН в связи с предстоящими свободны­ ми общегерманекпми выборами проверки наличия условий для таких выборов, то это предложе­ ние находится в противоречии с Уставом ООН, который, согласие статьи 107-ой, исключает вме­ шательство Организации Объеди­ ненных Наций в германские де­ ла. Такая проверка могла бы быть проведена комиссией, обра­ зованной четырьмя державами, выполняющими оккупационные функции ш Германии. Правительство США имело воз-1 можиость ознакомиться с проек­ том Основ мирного договора с Германией, предложенным Совет­ ским Правительством. Правитель­ ство США по выразило согласия приступить к обсуждению этою проекта и не предложило своего проекта мирного договора. Вместе с тем, Правительство США выдвинуло ряд возражений по отдельным пунктам советского проекта Основ мирного договора с Германией, что влечет за собой дальнейший обмен нотами меж­ ду Правительствами и задержку решения спорных вопросов, чего можно было бы избежать при не­ посредственном обсуждении дер­ жав. Поскольку, однако, в ноте США от 25 марта поставлены такие (вопросы, Советское Прави­ тельство считает нужным оста­ новиться на этих вопросах. В советском проекте Основ мирного договора с Германией сказано: «Германия обязуется не вступать в какие-либо коалиции или военные союзы, направлен­ ные против любой державы, при­ нимавшей участие своими воору­ женными силами в войне против Германии». Советское Правительство пола­ гает, что такое предложение со­ ответствует интересам держав, выполняющих оккупационные функции в Германии, как и со­ седних с ней государств, а рав­ ным образом п интересам самой Германии, как миролюбивого и демократического государства. В таном предложении нет недопу­ стимого ограничении суверенных нрав германского государства. Но это предложение исключает так­ же включение Германии в ту или иную группировку держав, па- правлешгую против какого-либо миролюбивого государства. В советском проекте о мирном договоре с Германией сказано: «Германии будет разрешено иметь свои национальные вооруженные силы (сухопутные, военно-воз­ душные и военно-морские), нсоб- ходимыс для обороны страны». Как известно, Советское Пра­ вительство внесло аналогичное предложение и по проекту мир­ ного договора с Японией. Такое предложение соответствует прин­ ципу национального суверените­ та и равноправия между государ­ ствами. Нельзя представить себе такого положения, чтобы Япония имела право на свои националь­ ные вооруженные силы, предна­ значенные для целен обороны страны, а Германия была лише­ на этого права и была поставле­ на в худшее положение. Не мо­ жет быть сомнения, что для дела мира, как и для германской на­ ции, будет гораздо лучше создать такие оборонные военные силы, чем создавать в Западной Герма­ нии наемные войска реванши­ стов, во главе с фашистско­ гитлеровскими генералами, гото­ выми ввергнуть Европу в пучи­ ну третьей мировой войны. Что касается границ Германии, то Советское Правительство счи­ тает вполне достаточными и окончательными постановления на этот счет Потсдамской конфе­ ренции, которые были приняты Правительством США так же, как и Правительствами СССР и Великобритании и к которым присоединилась Франция. Советское Правительство вновь предлагает Правительству США приступить совместно с Прави­ тельствами Англии и Франции к рассмотрению мирного договора с Германией, а также вопроса об объединении Германии н о созда­ нии общегерманского правитель­ ства. Советское Правительство не видит оснований к откладыванию решения этих вопросов. Именно в настоящее время ре­ шается вопрос, будет ли восста­ новлена Германия, как единое независимое миролюбивое государ­ ство, входящее в семью миролю­ бивых народов Европы, нл.ч оста­ нется в силе раскол Германии и связанная с этим угроза войны в Европе. Аналогичные ноты Советское Правительство одновременно на­ правляет Правительствам Англии н Франции». Г.г. Шатеньо, Камминг и Греи сообщили, что указанные ноты они передадут своим Правитель­ ствам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz