Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)
2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 13 апреля 1952 г. № 74 (5737). НОТЫ С О В Е Т С К О Г О П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Правительствам США, Англии и Франции о Мирном Договоре с Германией 25 марта с. г. Временный По веренный в Делах США г-н Кам- шшг, Временный Поверенный в Делах Великобритании г-н Грей и Временный Поверенный в Де лах Франции г-н Брнонваль вру чили Министру иностранных Дел СССР А. Я. Вышинскому анало гичные ноты Правительств США, Великобритании н Франции в ответ на ноты Советского Прави тельства от 10 марта с. г. отно сительно Мирного Договора с Германией. 9 апреля с. г. Министр Ино странных Дел СССР А. Я. Вы шинский принял Посла Франции г-на Шатеньо, Временного Пове ренного в Делах США г-на Еам- мнпга и Временного Поверенного в Делах Великобритании г-на Грея п вручил им ответные ноты Советского Правительства. Ниже публикуются текст ноты Правительства США от 25 марта 1952 года и текст ответной но ты Советского Правительства от 9 апреля 1952 года. Нота Правительства США от 25 марта 1952 года «Временный Поверенный в Де лах Соединенных Штатов Амери ки свидетельствует свое уваже ние Министру Иностранных Дел Союза Советских Социалистиче ских Республик н, по поручению своего Правительства, имеет честь сообщить следующее. Правительство Соединенных Штатов совместно с Правитель ствами Соединенного Королевства и Франции самым тщательным образом изучило ноту Советского Правительства от 10 марта 1952 года, в которой предлагается за ключить Мирный Договор с Гер манией. Оно также консультиро валось с Правительством Герман ской Федеральной Республики и с Представителями Берлина. Заключение справедливого и длительного Мирного Договора, ко торый положил бы конец раско лу Германии, всегда было и остается важнейшей целью Пра вительства Соединенных Штатов. Как признает само Советское Пра вительство, для заключения та кого Договора требуется создание общегерманского Правительства, выражающего волю германского народа. Такое Правительство может быть создано только на основе свободных выборов в Федеральной Республике, в советской зоне оккупации и в Берлине. Такие выборы могут быть проведены только в условиях, гарантирую щих германскому народу нацио нальную свободу и свободу лнч- ностп. Чтобы установить, суще ствует ли это первое существен ное условие, Генеральная Ассам блея Объединенных Наций назна чила Комиссию для проведения одновременного обследования в Федеральной Республике, в совет ской зоне и в Берлине. Комиссия но обследованию получила завере ния, что ей будут предоставлены необходимые возможности п Фе деральной Республике и в' Запад ном Берлине. Правительство Со единенных Штатов было бы радо узнать, что такие возможности будут также предоставлены в со ветской зоне и в Восточном Бер лине с тем, чтобы позволить Ко миссии выполнить ее задачу. Предложения Советского Пра вительства не содержат никаких указаний в отношении того, ка кое положение будет занимать общегерманское Правительство на международной арене до заключе ния Мирного Договора. Прави тельство Соединенных Штатов считает, что общегерманское Пра вительство должно иметь возмож ность, как до, так н после подпи сания Мирного Договора, свобод но вступать в союзы, совмести мые с принципами и целями Объединенных 'Нации. Внося свои предложения отно сительно германского Мирного Договора, Советское Правительст во заявило о своей готовности обсудить также и другие предло жении. Правительство Соединен ных Штатов принимает к сведе нию это заявление. По его мне нию было бы невозможно начать углубленное обсуждение мирного договора, пока не будут созданы такие условия, которые позволят провести свободные выборы, н пока не будет сформировано сво бодное общегермапское Прави тельство, способное принять уча стие в этом обсуждении. г Имеется также целый ряд важных вопросов, которые необ ходимо разрешить. Так, например, Правительство Соединенных Штатов отмечает, что, согласно заявлению Совет ского Правительства, территория Германии определяется граница ми, установленными постановле ниями Потсдамской Конференции. Правительство Соединенных Шта тов желает напомнить, что в дей ствительности окончательные гра ницы Германии не были опреде лены Потсдамскими постановле ниями, в которых ясно предусмот рено, что окончательное определе нно территориальных вопросов должно быть отложено до мирно го урегулирования. Правительство Соединенных Штатов отмечает также, что Со ветское Правительство теперь считает, что Мирный Договор должен предусматривать создание германских национальных воору женных сил — сухопутных, воен но-морских и военно-воздуш ных,— одновременно ограничивая (Ябеду Германии вступать в со юзы с другими странами. Прави тельство Соединенных Штатов считает, что подобные условия явятся шагом назад и могут по мотать наступлению в Европе новой эры, в которой междуна родные отношения будут основы ваться на сотрудничестве, а не на соперничестве и недоверни. Правительство Соединенных Штатов, убежденное в необходи мости политики европейского единства, полностью поддержива ет планы, предусматривающие участие Германии в Европейском Сообществе, носящем чисто обо ронительный характер, цель ко торого заключаются в сохранении свободы, предотвращении агрес сии и возрождения милитаризма. Правительство Соединенных Шта тов считает, что предложение Советского Правительства о соз дании германских национальных вооруженных сил несовместимо с. осуществлением этой цели. Пра вительство Соединенных Штатов попрожнему убеждено, что поли тика европейского единства не может угрожать интересам какой- либо страны и что она является верным путем к миру». Но т а С о в е т с к о г о П р а в и т е л ь с т в а от 9 апреля 1952 года «В связи с нотой Правитель ства США от 25 марта с. г. Со ветское Правительство считает необходимым заявить следующее. В своей ноте от 10 марта Со ветское Правительство предложи ло Правительству США, а также Правительствам Великобритании и Франции, безотлагательно об судить вопрос о мирном договоре с Германией с тем, чтобы в бли жайшее время был подготовлен согласованный проект мирного договора. В целях облегчения подготовки мирного договора, Со ветское Правительство представи ло проект Основ мирного договора с Германией, выразив согласие обсудить также любые другие предложения. Советское Правительство пред лагало прн этом, чтобы мирный договор был выработан при непо средственном участии Германии) в лице общегерманского прави- ) тельства. В йоте от 10 марта1 предусматривалось также, что СССР, США, Англия и Франция, выполняющие оккупационные функции в Германии, должны рассмотреть вопрос об условиях, благоприятствующих скорейшему} образованию общегерманского правительства, выражающего во лю германского народа. Внося свои предложения по вопросу о мирном договоре с Гер манией н об образовании обще германского правительства, Со ветское Правительство исходило из того, что разрешение этих основных вопросов имеет боль шое значение для укрепления ми ра в Европе и отвечает требова ниям справедливого отношения к законным национальным интере сам германского народа. Неотложность заключения мир ного договора с Германией вызы вает необходимость принятия со стороны Правительств СССР, США, Англии и Франции скорей ших мер по объединению Герма нии н образованию общегерман ского правительства. В соответствии с этим Совет ское Правительство считает необ ходимым, чтобы Правительства СССР, США, Апглпи и Франции безотлагательно обсудили вопрос о проведении свободных общегер манских выборов, как это оно уже предлагало н раньше. При знание необходимости проведения свободных общегерманских выбо ров со стороны Правительств СССР, США, Англии и Франции создает полную возможность про ведения таких выборов в бли жайшее время. Что касается предложения о проведении комиссией ООН в связи с предстоящими свободны ми общегерманекпми выборами проверки наличия условий для таких выборов, то это предложе ние находится в противоречии с Уставом ООН, который, согласие статьи 107-ой, исключает вме шательство Организации Объеди ненных Наций в германские де ла. Такая проверка могла бы быть проведена комиссией, обра зованной четырьмя державами, выполняющими оккупационные функции ш Германии. Правительство США имело воз-1 можиость ознакомиться с проек том Основ мирного договора с Германией, предложенным Совет ским Правительством. Правитель ство США по выразило согласия приступить к обсуждению этою проекта и не предложило своего проекта мирного договора. Вместе с тем, Правительство США выдвинуло ряд возражений по отдельным пунктам советского проекта Основ мирного договора с Германией, что влечет за собой дальнейший обмен нотами меж ду Правительствами и задержку решения спорных вопросов, чего можно было бы избежать при не посредственном обсуждении дер жав. Поскольку, однако, в ноте США от 25 марта поставлены такие (вопросы, Советское Прави тельство считает нужным оста новиться на этих вопросах. В советском проекте Основ мирного договора с Германией сказано: «Германия обязуется не вступать в какие-либо коалиции или военные союзы, направлен ные против любой державы, при нимавшей участие своими воору женными силами в войне против Германии». Советское Правительство пола гает, что такое предложение со ответствует интересам держав, выполняющих оккупационные функции в Германии, как и со седних с ней государств, а рав ным образом п интересам самой Германии, как миролюбивого и демократического государства. В таном предложении нет недопу стимого ограничении суверенных нрав германского государства. Но это предложение исключает так же включение Германии в ту или иную группировку держав, па- правлешгую против какого-либо миролюбивого государства. В советском проекте о мирном договоре с Германией сказано: «Германии будет разрешено иметь свои национальные вооруженные силы (сухопутные, военно-воз душные и военно-морские), нсоб- ходимыс для обороны страны». Как известно, Советское Пра вительство внесло аналогичное предложение и по проекту мир ного договора с Японией. Такое предложение соответствует прин ципу национального суверените та и равноправия между государ ствами. Нельзя представить себе такого положения, чтобы Япония имела право на свои националь ные вооруженные силы, предна значенные для целен обороны страны, а Германия была лише на этого права и была поставле на в худшее положение. Не мо жет быть сомнения, что для дела мира, как и для германской на ции, будет гораздо лучше создать такие оборонные военные силы, чем создавать в Западной Герма нии наемные войска реванши стов, во главе с фашистско гитлеровскими генералами, гото выми ввергнуть Европу в пучи ну третьей мировой войны. Что касается границ Германии, то Советское Правительство счи тает вполне достаточными и окончательными постановления на этот счет Потсдамской конфе ренции, которые были приняты Правительством США так же, как и Правительствами СССР и Великобритании и к которым присоединилась Франция. Советское Правительство вновь предлагает Правительству США приступить совместно с Прави тельствами Англии и Франции к рассмотрению мирного договора с Германией, а также вопроса об объединении Германии н о созда нии общегерманского правитель ства. Советское Правительство не видит оснований к откладыванию решения этих вопросов. Именно в настоящее время ре шается вопрос, будет ли восста новлена Германия, как единое независимое миролюбивое государ ство, входящее в семью миролю бивых народов Европы, нл.ч оста нется в силе раскол Германии и связанная с этим угроза войны в Европе. Аналогичные ноты Советское Правительство одновременно на правляет Правительствам Англии н Франции». Г.г. Шатеньо, Камминг и Греи сообщили, что указанные ноты они передадут своим Правитель ствам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz