Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)
2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 30 марта 1952 г. А? 64 (5727) Заметки об Отличительной чертой советско го общества является морально политическое единство всего на рода, объединенного и сплочен ного вокруг большевистской пар тии Ленина—Сталина. Укрепление единства советско го народа привело и к установ лению в нашей стране совершен но новых взаимоотношений меж ду руководителями и рядовыми работниками. Впервые в истории человечества в социалистическом государстве руководитель и ря довые работники стали не проти востоящими друг другу силами, интересы которых антагонистич ны, как это имеет место в буржу азном обществе, а товарищами, членами единого производствен ного коллектива, сознательно идущими к единой цели. Советские люди видят в своих руководителях прежде всего старших товарищей по труду, старших товарищей, облеченных доверием партии, способных с наибольшим успехом вести кол лектив вперед. Заботами партии и лично това рища Сталина в нашей стране выращены замечательные кадры партийных, советских и хозяйст венных руководителей, умело со четающих в работе отличное зна ние дела с высокой идейностью и культурой руководства, с требо ваниями нашей коммунистической морали. Коммунистическая мораль, ос нованная на принципах марксиз ма-ленинизма, является могучей силой в нашей борьбе за посте пенный переход от социализма к коммунизму. «В основе коммунистической нравственности,— говорил па III съезде комсомола В. И. Ленин,— лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Нормы коммунистической этики предъяв ляют высокие требования ко всем руководящим работникам, к методам их работы и общения с массами. Высокая идейность и принципиальность. честность и скромность в поведении, простота и чуткость во взаимоотношениях ■с людьми, нетерпимость к шуми хе и фразерству, способность раз вивать критику и самокритику— таковы главные моральные каче ства советского руководящего ра ботника. Мы судим об этичности или * пеэтичности действий всяко го человека по тому, как сказы ваются эти действия на нашей борьбе за коммунизм, по соответ ствию или несоответствию этих действий нашему коммунистиче скому идеалу. Интересы дела в полном соот ветствии с нашей этикой требуют, например, чтобы руководитель не взирал на коллектив с «олимпий ских высот», а все важнейшие •вопросы производства, хозяйст венной и иной деятельности ре шал вместе с коллективом. Это, разумеется, не означает, что ру ководитель должен созывать для издания каждого приказа общее собрание. Такой руководитель был •бы беспринципным, безвольным, никуда не годным руководителем. Но это означает, что руководи тель обязан не замыкаться в своем кабинете, не считать дело завода, учреждения своим только делом. Он должен уметь объяс нить подчиненным сложность за дач, которые им предстоит со вместно решать, раскрыть перед коллективом широкие перспекти вы завтрашнего дня, увлечь на самоотверженную работу. В про тивном случае руководитель рис кует остаться в одиночестве, а такой кустарь-одиночка, как из вестно, ничего совершить не мо жет. ■ В. И. Ленин, характеризуя осно ву взаимоотношений большевист ской партии с массами трудящих ся, выразил это одним словом: «взаимодоверие». Руководитель должен уметь доверять своим подчиненным. Однако не все еще руководите ли усвоили эту истину. Так, ру ководитель Воронежского завода имени Ленина тов. Проскурин недооценил способности коллекти ва. Считая, что на заводе лишь он один находится на уровне тре бований, директор не находил нужным советоваться с коллек тивом. Для этого не было, ко нечно, никаких оснований. На за воде были и есть талантливые и высококвалифицированные рабо чие, инженеры, техники. Их оскор било недоверие директора. Остал ся замороженным опыт лучших стахановцев — тт. Журихина, Ан типова, Филатова и других, и у многих пропал интерес к нова торству, к рационализации. «Все равно не будет толку из наших предложений. Для нашего дирек тора стахановцы могут быть толь ко на других предприятиях»,— говорили эти товарищи. Дирек тор и подчиненные день за днем становились все более недоволь ны друг другом. Возмущение коллектива было законным, более справедливым, чем сетования незадачливого ру ководителя, не понявшего, что именно недоверием к людям он заглушил всякую инициативу, за крыл дорогу свежей технической мысли. Возможно, что, поступая так, директор радел о своем автори тете, заботился о сохранении принципа единоначалия. Мы — за этот принцип. Но партийное по нимание единоначалия не только не отменяет необходимости дове рия к подчиненным, а, наоборот, предполагает его, ибо подлинное единоначалие руководителя не совместимо с подменой собой все го коллектива. И только тот с полным правом может сказать, что он умеет руководить, кто не бо ится доверять сотрудникам, кто поощряет их инициативу. Недалеко от завода, которым руководит тов. Проскурин, нахо дится Воронежский электромеха нический завод. И трудятся на нем такие же воронежцы, а дела на заводе идут иначе: план пе ревыполняется, новаторов много, жалоб на руководителя не слыш но. Чем это объяснить? Во мно гом это зависит от правильного отношения к коллективу директо ра завода тов. Сухорукова. Он внимательно прислушивается к советам, критическим замечаниям своих подчиненных, не вмеши вается без нужды в распоряже ния своих помощников, не замы кается п своем кабинете, Работал на заводе обмотчиком коммунист Яценко. Приглядев шись, директор увидел в нем много положительных качеств и не побоялся выдвинуть его на пост бригадира, а впоследствии и на пост начальника цеха. И та ких людей у тов. Сухорукова мно го. Успешно работают па заводе руководители цехов, отделов, ко торым директор помог проявит;, их способности. Усложнилось ли от этого для тов. Сухорукова дело руководст ва? Нет, облегчилось. Люди стре мятся оправдать доверие, и ра бота у них спорится. Тов. Сухо руков не противопоставляет себя коллективу, живет с коллективом одной жизнью. Это выражается не в «панибратских» отношениях, а в глубоком стремлении дирек тора завода заинтересовать бук вально всех рабочих планом за вода, его будущим. Г) Но уметь доверять людям— ■ этого еще мало для руко водителя. Не менее важно пока зывать личный пример порядоч ности, дисциплинированности, са моотверженности в работе. Что бы не восполнять недостающий моральный авторитет относитель- этике руководителя к. ЖУКОВ, секретарь Воронежского обкома ВКП(б) ☆ ным «должностным» авторитетом, руководителю необходимо по мнить, что требовательность на чинается с суровых требований прежде всего к самому себе. Нелегка работа в органах со циального обеспечения. Сюда об ращаются инвалиды войны, пре старелые и больные люди. Бе режно, со вниманием надо брать в руки каждую пенсионную книж ку, каждое заявление-просьбу, каждое заключение врачебной ко миссии. В свое время наш об ластной отдел социального обес печения справедливо критиковали за нечуткость, проявляемую не которыми его работниками. Те перь дело изменилось к лучше му. Четко, с душой работает кол лектив отдела, возглавленный де путатом Верховного Совета СССР трех созывов тов. Шаповаловой. А секрет успеха руководства тов. Шаповаловой прост. Вот случай с инвалидом Дымовым. В своем письме он просил уста новить ему, как инвалиду труда, пенсию. Однако из приложенных документов явствовало, что для права на пенсию у Дымова по хватает четырех месяцев рабоче го стажа. Как следовало посту пить? Дать формальный ответ? Тов. Шаповалова сама отправи лась в Рождественско-Хавский район, разыскала Дымова, рас спросила, мри каких обстоятель ствах он стал инвалидом. Дымов не посчитал нужным написать, что, Находясь на производстве, он тяжело заболел. Именно бо лезнь помешала Дымову иметь необходимый стаж. Узнав об этом, тов. Шаповалова добилась от местного исполкома специального ходатайства о назначении Дымо ву пенсии и направила все необ ходимые бумаги в Министерство социального обеспечения. Полу чив неблагоприятный ответ одно го из отделов министерства, тов. Шаповалова, выехав на сессию Верховного Совета СССР, повез ла в Москву и дело Дымова для личного доклада министру. Так тов. Шаповалова учит всех сотрудников вниманию и чутко сти. Подкрепленные личным при мером, ее требовательность и взы скательность обретают особую убедительную силу. Иначе обстоят дела у руково дителей, в чужом глазу видящих соломинку, а в своем не замеча ющих и бревна. Ни у кого из наших областных работников нет и не было сомнения в том, что председатель областной плановой комиссии тов. Зимин знает, как вредна канцелярщина, как пагу бен бюрократизм. Нет сомнения в том, что тов. Зимин нередко де лает своему аппарату соответст венные разъяснения и внушения. Однако приемная этого товарища постоянно переполнена посетите лями, часами ожидающими пред седателя облплана и нередко от бывающими восвояси, так и не решив вопросов. Директор одного завода после четырехкратной по пытки увидеть тов. Зимина при шел просить помощи в Обком пар тии. Помощь была, конечно, ока зана. Но подобные факты вряд ли дают основание тов. Зимину обвинять в плохой работе и бю рократизме лишь своих сотрудни ков. Разрыв между делом и сло вом, пышными декларациями и неприглядной практикой в руко водстве нетерпим. Он подрывает авторитет руководителя, отнимая у него моральное право на тре бовательность. ^ Нашим руководителям д а * ны большие права для поощрения лучших работников и для наказания нерадивых членов коллектива. Советский институт поощрения и наказания в корне противопо ложен буржуазному институту принуждения. У нас поощрение— признание коллективом трудовых заслуг человека перед обществом, а принуждение — справедливый акт большинства по отношению к тем, кто не хочет добровольно действовать на общее благо, кто тянет коллектив советских людей назад. Поэтому каждый руково дитель должен сознавать, что, поощряя и наказывая, он совер шает акт не личной, а общест венной воли, что каждое исходя щее от него поощрение или на казание имеет воспитательную силу лишь в том случае, если оно поддержано общественным мнением. Руководитель, исповедующий «пошехонскую этику»: «Захочу — съем, а может быть... ха-ха... и грубо нарушает помилую!», принципы коммунистической мо рали, создает в коллективе не здоровую обстановку, неизбежно теряет поддержку масс. Встречаются ли у нас такие ру ководители? Редко, но еще встре чаются. И беда, если их во-вре- мя не поправят. Тогда болезнь принимает уже столь острую фор му, что требуется, если приме нять медицинскую терминологию до конца, «хирургическое вмеша тельство». Работала участковым агроно мом на Каширской лесозащитной станции нашей области тов. Ива нова — хороший специалист, прин ципиальный человек. Однажды она выступила с резкой и пра вильной критикой серьезных не достатков й работе директора станции тов. Тулупова. Тому это не понравилось. Он решил «пу стить в ход» свои директорские права: начал с мелочных приди рок, а окончил изданием «громо вого» приказа о снятии тов. Ива новой якобы за нарушение пра вил агротехники на весеннем се ве. История эта разбиралась па бюро Обкома ВКД(б). Обком партии объявил тов. Тулупову выговор и поставил вопрос о сня тии его с работы. По форме иначе, а по сущест ву так же поступает и тов. Про скурин, о котором уже выше упо миналось. Он в течение ряда лет всячески поощряет и поддержи вает начальника отдела снабже ния своего завода тов. Гоховича. У коллектива завода о тов. Го- ховпче сложилось мнение, как о работнике неоперативном, не про являющем должной заботы с снабжении завода. Это мнение коллектива директор игнорирует. Удивительно ли, что награды и взыскания тов. Проскурина под час не имеют той цены, какую бы нм полагалось имеш. Дело но только в том, что в руках тов. Проскурина инстру мент поощрении и наказания утрачивает спою силу. Дело в том, что директор завода подоб ными действиями, по сути, сам отнимает у себя могучее средство руководства, вызывает у подчи ненных справедливое недовольст во, отталкивает, а не объединя ет их. 4 Нельзя забывать и о том, -1' * какое колоссальное значе ние имеет внимание руководителя к бытовым нуждам и культурным запросам трудящихся. Еще в 1927 году товарищ Сталин предупреж дал: «...руководство рабочим клас сом становится более сложным, а само руководство должно при нять более гибкий характер. Раньше, бывало, на ногу насту пишь — и ничего. А теперь это не пройдет, товарищи! Теперь тре буется максимальная вниматель ность даже к самым незначитель ным мелочам, ибо быт рабочих складывается именно из этих ме- ■лочей». ! Товарищ Сталин требовал и требует, чтобы руководители про являли максимальное внимание к трудящимся. Товарищ Сталин учит руководителей видеть в сво их подчиненных не послушный начальнической воле инструмент, а своих товарищей по борьбе, за служивших право на внимание ко всем, в том числе, конечно, и к житейским своим запросам. Когда руководитель упускает из виду эти указания товарища Сталина, он неминуемо терпит крах. Почему? Да потому, что рядовые работники справедливо начинают рассматривать его, как бездушного, с барским пренебре жением относящегося к ним че ловека и отказывают ему в сво ем уважении и доверии. Последнее отчетно-выборное партийное собрание на заводе «Машмет» не избрало в бюро партийной организации завода его директора тов. Гудрамовича. Ве роятно, для директора это было горькой неожиданностью. Но по том тов. Гудрамович, наверно, вспомнил, насколько неправиль ным, неэтичным было в послед нее время его отношение к под чиненным. Уделял ли он им должное внимание? Не оскорблял ли он своим равнодушием чест ных, хороших тружеников? Заду мавшись над этим, тов. Гудрамо вич должен был притти к выво ду, что ничего неожиданного на собрании не случилось, что его нсизбрапие в состав бюро — пря мое следствие его стиля руковод ства. Считан, что высокий пост руко водителя, что решаемые нм боль ших масштабов задачи позволя ют пренебрежительно отмахи ваться от «мелочей», тов. Гудра мович раздражите.”,^—- издевательским тоьоиьш ,од* подчиненными, когда к нему>/& ходили за помощью в бытовьП вопросах. Одному из лучших рабочих ин струментального цеха, токарю седьмого разряда, в ответ на просьбу предоставить квартиру руководитель завода заявил: «Нет у меня квартиры, и я вообще ни чего не имел бы против, если бы вы не работали на заводе...». Возможно, что в директорском фонде в эту пору действительно не было квартир. Но директор мог бы спокойно объяснить это, а пока принять меры к тому, что бы временно улучшить жилищные условия рабочего, сделать все, что бы хороший работник вышел из директорского кабинета, чувствуя человеческую заботу о себе, что бы оп не унес в душе незаслу женную обиду. Директор «Машмета» думал, видимо, продемонстрировать, что он занят «вопросами грандиозно го масштаба». Но все, что он. продемонстрировал,—это забвение партийных принципов руководст ва, принципов коммунистической этики. Немало придется теперь потру диться директору' завода, чтобы создать в коллективе здоровую обстановку, восстановить свой ав торитет. Но это — справедливая расплата за допущенные им ошибки. Необходимо добиться, чтобы каждый руководитель своей пер вейшей обязанностью считал к вежливость в обращении с под чиненными. Грубость, окрик уни жают достоинство и того, кто позволяет себе такой «стиль», и того, кто вынужден от этого «сти ля» страдать. Был у нас начальник Грязи- Воронежской дистанции пути Юго-Восточной дороги, некто Ер маков. Этот зарвавшийся деятель мог походя, не задумываясь, об рушить потоки брани на рабоче го, машиниста, обходчика, в са мых недопустимых формах оскор бить подчиненного. Циничные вм- (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz