Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 30 марта 1952 г. А? 64 (5727) Заметки об Отличительной чертой советско­ го общества является морально­ политическое единство всего на­ рода, объединенного и сплочен­ ного вокруг большевистской пар­ тии Ленина—Сталина. Укрепление единства советско­ го народа привело и к установ­ лению в нашей стране совершен­ но новых взаимоотношений меж­ ду руководителями и рядовыми работниками. Впервые в истории человечества в социалистическом государстве руководитель и ря­ довые работники стали не проти­ востоящими друг другу силами, интересы которых антагонистич­ ны, как это имеет место в буржу­ азном обществе, а товарищами, членами единого производствен­ ного коллектива, сознательно идущими к единой цели. Советские люди видят в своих руководителях прежде всего старших товарищей по труду, старших товарищей, облеченных доверием партии, способных с наибольшим успехом вести кол­ лектив вперед. Заботами партии и лично това­ рища Сталина в нашей стране выращены замечательные кадры партийных, советских и хозяйст­ венных руководителей, умело со­ четающих в работе отличное зна­ ние дела с высокой идейностью и культурой руководства, с требо­ ваниями нашей коммунистической морали. Коммунистическая мораль, ос­ нованная на принципах марксиз­ ма-ленинизма, является могучей силой в нашей борьбе за посте­ пенный переход от социализма к коммунизму. «В основе коммунистической нравственности,— говорил па III съезде комсомола В. И. Ленин,— лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Нормы коммунистической этики предъяв­ ляют высокие требования ко всем руководящим работникам, к методам их работы и общения с массами. Высокая идейность и принципиальность. честность и скромность в поведении, простота и чуткость во взаимоотношениях ■с людьми, нетерпимость к шуми­ хе и фразерству, способность раз­ вивать критику и самокритику— таковы главные моральные каче­ ства советского руководящего ра­ ботника. Мы судим об этичности или * пеэтичности действий всяко­ го человека по тому, как сказы­ ваются эти действия на нашей борьбе за коммунизм, по соответ­ ствию или несоответствию этих действий нашему коммунистиче­ скому идеалу. Интересы дела в полном соот­ ветствии с нашей этикой требуют, например, чтобы руководитель не взирал на коллектив с «олимпий­ ских высот», а все важнейшие •вопросы производства, хозяйст­ венной и иной деятельности ре­ шал вместе с коллективом. Это, разумеется, не означает, что ру­ ководитель должен созывать для издания каждого приказа общее собрание. Такой руководитель был •бы беспринципным, безвольным, никуда не годным руководителем. Но это означает, что руководи­ тель обязан не замыкаться в своем кабинете, не считать дело завода, учреждения своим только делом. Он должен уметь объяс­ нить подчиненным сложность за­ дач, которые им предстоит со­ вместно решать, раскрыть перед коллективом широкие перспекти­ вы завтрашнего дня, увлечь на самоотверженную работу. В про­ тивном случае руководитель рис­ кует остаться в одиночестве, а такой кустарь-одиночка, как из­ вестно, ничего совершить не мо­ жет. ■ В. И. Ленин, характеризуя осно­ ву взаимоотношений большевист­ ской партии с массами трудящих­ ся, выразил это одним словом: «взаимодоверие». Руководитель должен уметь доверять своим подчиненным. Однако не все еще руководите­ ли усвоили эту истину. Так, ру­ ководитель Воронежского завода имени Ленина тов. Проскурин недооценил способности коллекти­ ва. Считая, что на заводе лишь он один находится на уровне тре­ бований, директор не находил нужным советоваться с коллек­ тивом. Для этого не было, ко­ нечно, никаких оснований. На за­ воде были и есть талантливые и высококвалифицированные рабо­ чие, инженеры, техники. Их оскор­ било недоверие директора. Остал­ ся замороженным опыт лучших стахановцев — тт. Журихина, Ан­ типова, Филатова и других, и у многих пропал интерес к нова­ торству, к рационализации. «Все равно не будет толку из наших предложений. Для нашего дирек­ тора стахановцы могут быть толь­ ко на других предприятиях»,— говорили эти товарищи. Дирек­ тор и подчиненные день за днем становились все более недоволь­ ны друг другом. Возмущение коллектива было законным, более справедливым, чем сетования незадачливого ру­ ководителя, не понявшего, что именно недоверием к людям он заглушил всякую инициативу, за­ крыл дорогу свежей технической мысли. Возможно, что, поступая так, директор радел о своем автори­ тете, заботился о сохранении принципа единоначалия. Мы — за этот принцип. Но партийное по­ нимание единоначалия не только не отменяет необходимости дове­ рия к подчиненным, а, наоборот, предполагает его, ибо подлинное единоначалие руководителя не­ совместимо с подменой собой все­ го коллектива. И только тот с полным правом может сказать, что он умеет руководить, кто не бо­ ится доверять сотрудникам, кто поощряет их инициативу. Недалеко от завода, которым руководит тов. Проскурин, нахо­ дится Воронежский электромеха­ нический завод. И трудятся на нем такие же воронежцы, а дела на заводе идут иначе: план пе­ ревыполняется, новаторов много, жалоб на руководителя не слыш­ но. Чем это объяснить? Во мно­ гом это зависит от правильного отношения к коллективу директо­ ра завода тов. Сухорукова. Он внимательно прислушивается к советам, критическим замечаниям своих подчиненных, не вмеши­ вается без нужды в распоряже­ ния своих помощников, не замы­ кается п своем кабинете, Работал на заводе обмотчиком коммунист Яценко. Приглядев­ шись, директор увидел в нем много положительных качеств и не побоялся выдвинуть его на пост бригадира, а впоследствии и на пост начальника цеха. И та­ ких людей у тов. Сухорукова мно­ го. Успешно работают па заводе руководители цехов, отделов, ко­ торым директор помог проявит;, их способности. Усложнилось ли от этого для тов. Сухорукова дело руководст­ ва? Нет, облегчилось. Люди стре­ мятся оправдать доверие, и ра­ бота у них спорится. Тов. Сухо­ руков не противопоставляет себя коллективу, живет с коллективом одной жизнью. Это выражается не в «панибратских» отношениях, а в глубоком стремлении дирек­ тора завода заинтересовать бук­ вально всех рабочих планом за­ вода, его будущим. Г) Но уметь доверять людям— ■ этого еще мало для руко­ водителя. Не менее важно пока­ зывать личный пример порядоч­ ности, дисциплинированности, са­ моотверженности в работе. Что­ бы не восполнять недостающий моральный авторитет относитель- этике руководителя к. ЖУКОВ, секретарь Воронежского обкома ВКП(б) ☆ ным «должностным» авторитетом, руководителю необходимо по­ мнить, что требовательность на­ чинается с суровых требований прежде всего к самому себе. Нелегка работа в органах со­ циального обеспечения. Сюда об­ ращаются инвалиды войны, пре­ старелые и больные люди. Бе­ режно, со вниманием надо брать в руки каждую пенсионную книж­ ку, каждое заявление-просьбу, каждое заключение врачебной ко­ миссии. В свое время наш об­ ластной отдел социального обес­ печения справедливо критиковали за нечуткость, проявляемую не­ которыми его работниками. Те­ перь дело изменилось к лучше­ му. Четко, с душой работает кол­ лектив отдела, возглавленный де­ путатом Верховного Совета СССР трех созывов тов. Шаповаловой. А секрет успеха руководства тов. Шаповаловой прост. Вот случай с инвалидом Дымовым. В своем письме он просил уста­ новить ему, как инвалиду труда, пенсию. Однако из приложенных документов явствовало, что для права на пенсию у Дымова по­ хватает четырех месяцев рабоче­ го стажа. Как следовало посту­ пить? Дать формальный ответ? Тов. Шаповалова сама отправи­ лась в Рождественско-Хавский район, разыскала Дымова, рас­ спросила, мри каких обстоятель­ ствах он стал инвалидом. Дымов не посчитал нужным написать, что, Находясь на производстве, он тяжело заболел. Именно бо­ лезнь помешала Дымову иметь необходимый стаж. Узнав об этом, тов. Шаповалова добилась от местного исполкома специального ходатайства о назначении Дымо­ ву пенсии и направила все необ­ ходимые бумаги в Министерство социального обеспечения. Полу­ чив неблагоприятный ответ одно­ го из отделов министерства, тов. Шаповалова, выехав на сессию Верховного Совета СССР, повез­ ла в Москву и дело Дымова для личного доклада министру. Так тов. Шаповалова учит всех сотрудников вниманию и чутко­ сти. Подкрепленные личным при­ мером, ее требовательность и взы­ скательность обретают особую убедительную силу. Иначе обстоят дела у руково­ дителей, в чужом глазу видящих соломинку, а в своем не замеча­ ющих и бревна. Ни у кого из наших областных работников нет и не было сомнения в том, что председатель областной плановой комиссии тов. Зимин знает, как вредна канцелярщина, как пагу­ бен бюрократизм. Нет сомнения в том, что тов. Зимин нередко де­ лает своему аппарату соответст­ венные разъяснения и внушения. Однако приемная этого товарища постоянно переполнена посетите­ лями, часами ожидающими пред­ седателя облплана и нередко от­ бывающими восвояси, так и не решив вопросов. Директор одного завода после четырехкратной по­ пытки увидеть тов. Зимина при­ шел просить помощи в Обком пар­ тии. Помощь была, конечно, ока­ зана. Но подобные факты вряд ли дают основание тов. Зимину обвинять в плохой работе и бю­ рократизме лишь своих сотрудни­ ков. Разрыв между делом и сло­ вом, пышными декларациями и неприглядной практикой в руко­ водстве нетерпим. Он подрывает авторитет руководителя, отнимая у него моральное право на тре­ бовательность. ^ Нашим руководителям д а­ * ны большие права для поощрения лучших работников и для наказания нерадивых членов коллектива. Советский институт поощрения и наказания в корне противопо­ ложен буржуазному институту принуждения. У нас поощрение— признание коллективом трудовых заслуг человека перед обществом, а принуждение — справедливый акт большинства по отношению к тем, кто не хочет добровольно действовать на общее благо, кто тянет коллектив советских людей назад. Поэтому каждый руково­ дитель должен сознавать, что, поощряя и наказывая, он совер­ шает акт не личной, а общест­ венной воли, что каждое исходя­ щее от него поощрение или на­ казание имеет воспитательную силу лишь в том случае, если оно поддержано общественным мнением. Руководитель, исповедующий «пошехонскую этику»: «Захочу — съем, а может быть... ха-ха... и грубо нарушает помилую!», принципы коммунистической мо­ рали, создает в коллективе не­ здоровую обстановку, неизбежно теряет поддержку масс. Встречаются ли у нас такие ру­ ководители? Редко, но еще встре­ чаются. И беда, если их во-вре- мя не поправят. Тогда болезнь принимает уже столь острую фор­ му, что требуется, если приме­ нять медицинскую терминологию до конца, «хирургическое вмеша­ тельство». Работала участковым агроно­ мом на Каширской лесозащитной станции нашей области тов. Ива­ нова — хороший специалист, прин­ ципиальный человек. Однажды она выступила с резкой и пра­ вильной критикой серьезных не­ достатков й работе директора станции тов. Тулупова. Тому это не понравилось. Он решил «пу­ стить в ход» свои директорские права: начал с мелочных приди­ рок, а окончил изданием «громо­ вого» приказа о снятии тов. Ива­ новой якобы за нарушение пра­ вил агротехники на весеннем се­ ве. История эта разбиралась па бюро Обкома ВКД(б). Обком партии объявил тов. Тулупову выговор и поставил вопрос о сня­ тии его с работы. По форме иначе, а по сущест­ ву так же поступает и тов. Про­ скурин, о котором уже выше упо­ миналось. Он в течение ряда лет всячески поощряет и поддержи­ вает начальника отдела снабже­ ния своего завода тов. Гоховича. У коллектива завода о тов. Го- ховпче сложилось мнение, как о работнике неоперативном, не про­ являющем должной заботы с снабжении завода. Это мнение коллектива директор игнорирует. Удивительно ли, что награды и взыскания тов. Проскурина под­ час не имеют той цены, какую бы нм полагалось имеш. Дело но только в том, что в руках тов. Проскурина инстру­ мент поощрении и наказания утрачивает спою силу. Дело в том, что директор завода подоб­ ными действиями, по сути, сам отнимает у себя могучее средство руководства, вызывает у подчи­ ненных справедливое недовольст­ во, отталкивает, а не объединя­ ет их. 4 Нельзя забывать и о том, -1' * какое колоссальное значе­ ние имеет внимание руководителя к бытовым нуждам и культурным запросам трудящихся. Еще в 1927 году товарищ Сталин предупреж­ дал: «...руководство рабочим клас­ сом становится более сложным, а само руководство должно при­ нять более гибкий характер. Раньше, бывало, на ногу насту­ пишь — и ничего. А теперь это не пройдет, товарищи! Теперь тре­ буется максимальная вниматель­ ность даже к самым незначитель­ ным мелочам, ибо быт рабочих складывается именно из этих ме- ■лочей». ! Товарищ Сталин требовал и требует, чтобы руководители про­ являли максимальное внимание к трудящимся. Товарищ Сталин учит руководителей видеть в сво­ их подчиненных не послушный начальнической воле инструмент, а своих товарищей по борьбе, за­ служивших право на внимание ко всем, в том числе, конечно, и к житейским своим запросам. Когда руководитель упускает из виду эти указания товарища Сталина, он неминуемо терпит крах. Почему? Да потому, что рядовые работники справедливо начинают рассматривать его, как бездушного, с барским пренебре­ жением относящегося к ним че­ ловека и отказывают ему в сво­ ем уважении и доверии. Последнее отчетно-выборное партийное собрание на заводе «Машмет» не избрало в бюро партийной организации завода его директора тов. Гудрамовича. Ве­ роятно, для директора это было горькой неожиданностью. Но по­ том тов. Гудрамович, наверно, вспомнил, насколько неправиль­ ным, неэтичным было в послед­ нее время его отношение к под­ чиненным. Уделял ли он им должное внимание? Не оскорблял ли он своим равнодушием чест­ ных, хороших тружеников? Заду­ мавшись над этим, тов. Гудрамо­ вич должен был притти к выво­ ду, что ничего неожиданного на собрании не случилось, что его нсизбрапие в состав бюро — пря­ мое следствие его стиля руковод­ ства. Считан, что высокий пост руко­ водителя, что решаемые нм боль­ ших масштабов задачи позволя­ ют пренебрежительно отмахи­ ваться от «мелочей», тов. Гудра­ мович раздражите.”,^—- издевательским тоьоиьш ,од* подчиненными, когда к нему>/& ходили за помощью в бытовьП вопросах. Одному из лучших рабочих ин­ струментального цеха, токарю седьмого разряда, в ответ на просьбу предоставить квартиру руководитель завода заявил: «Нет у меня квартиры, и я вообще ни­ чего не имел бы против, если бы вы не работали на заводе...». Возможно, что в директорском фонде в эту пору действительно не было квартир. Но директор мог бы спокойно объяснить это, а пока принять меры к тому, что­ бы временно улучшить жилищные условия рабочего, сделать все, что­ бы хороший работник вышел из директорского кабинета, чувствуя человеческую заботу о себе, что­ бы оп не унес в душе незаслу­ женную обиду. Директор «Машмета» думал, видимо, продемонстрировать, что он занят «вопросами грандиозно­ го масштаба». Но все, что он. продемонстрировал,—это забвение партийных принципов руководст­ ва, принципов коммунистической этики. Немало придется теперь потру­ диться директору' завода, чтобы создать в коллективе здоровую обстановку, восстановить свой ав­ торитет. Но это — справедливая расплата за допущенные им ошибки. Необходимо добиться, чтобы каждый руководитель своей пер­ вейшей обязанностью считал к вежливость в обращении с под­ чиненными. Грубость, окрик уни­ жают достоинство и того, кто позволяет себе такой «стиль», и того, кто вынужден от этого «сти­ ля» страдать. Был у нас начальник Грязи- Воронежской дистанции пути Юго-Восточной дороги, некто Ер­ маков. Этот зарвавшийся деятель мог походя, не задумываясь, об­ рушить потоки брани на рабоче­ го, машиниста, обходчика, в са­ мых недопустимых формах оскор­ бить подчиненного. Циничные вм- (Окончание см. на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz