Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 15 марта 1952 г. М5 53 (5716$, Гениальное произведение марксизма - ленинизма (К 50-летию со дня выхода в свет книги В. И. Ленина „Что делать?'1) Гениальное произведение В. И. Ленина «Что делать?» является выдающимся образцом ^ творче­ ского марксизма, идейной непри­ миримости к врагам партии и ■социализма, ценнейшим вкладом в учение марксизма-ленинизма. Теоретические положения, раз­ витые Лениным в этом труде, легли в основу идеологии боль­ шевистской партии, стратегия и тактика которой стали образцом для всех братских коммуниста- ческих и рабочих партий. К исторической книге В. И. Ленина «Что делать?» примыка­ ют известные работы И. ^ В. Сталина «Коротко о партийных разногласиях» и «Ответ социал- демократу», в которых И. В. Сталин отстаивает и развивает гениальные ленинские идеи. Выход замечательного произ­ ведения В. И. Ленина «Что де­ лать?» относится к периоду, ко­ гда капитализм перерос в свою высшую и последнюю стадию— империализм, когда центр между­ народного революционного дви­ жения переместился из Западной Европы в Россию, когда назре­ вала, могучая народная револю­ ция в России, которая должна была стать прологом социали­ стической революции. Подъем рабочего движения и явная близость революции в России настоятельно требовали создания партии, способной под­ нять рабочий класс на борьбу против царизма и капитализма, на борьбу за демократию и со­ циализм. Но российская социал- демократия в то время пережи­ вала период идейного разброда, организационного распада и ша­ таний. Для того, чтобы создать рево­ люционную марксистскую партию рабочего класса, надо было пре­ одолеть «экономизм», представ­ лявший разновидность междуна­ родного оппортунизма. Надо бы­ ло,—говорит товарищ Сталин,— «отделить овец от козлищ, отме­ жеваться от чужаков, организо­ вать кадры опытных революцио­ неров на местах, дать им ясную программу и твердую тактику, наконец, собрать эти кадры в - единую боевую организацию про­ фессиональных революционеров» (И. В. Сталин, том 4, стр. 307). Ликвидацию идейного разбро­ да и шатанья в рядах россий­ ской социал-демократии выпол­ нили В. И. Ленин в своей работе «Что делать?» и организованная им общерусская политическая га­ зета «Искра». . ** * Ленин и Сталин, борясь про­ тив международного и российско­ го оппортунизма, подчеркивали великое значение революционной теории для судеб революционно­ го движения, для партии. В. И. Ленин в работе «Что де­ лать?» сформулировал важней­ шее положение большевизма: «Без революционной теории не может быть и революционного .движения». В. И, Ленин разгро- .мил «теорию» стихийности «эко­ номистов», доказав, что эта тео- I рия есть логическая основа вся­ Кого оппортунизма. — - ' в - И- Ленин, ссылаясь на ф - Энгельса, указывал, что соци­ ал-демократы должны веста борь­ бу в трех формах; экономической, политической и теоретической. Значение революционной тео­ рии для русской социал-демокра­ тии в этот период особенно уси­ ливается тремя обстоятельства­ ми: во-первых, Российская со- циал - демократическая партия еще только складывалась, и да­ леко еще не была законче­ на борьба с другими направ­ лениями, грозившими совлечь рабочее движение с правильного пути; во вторых, международный характер социал-демократиче­ ского движения обязывал крити­ чески осваивать опыт других стран, что невозможно сделать без творческого применения ре­ волюционной теории; в третьих, национальные задачи русской со­ циал-демократии были такие, ка­ кие еще не стояли ни перед од­ ной социалистической партией в мире. Россия была узловым пунк­ том всея противоречий империа­ лизма. Поэтому борьба россий­ ского пролетариата против рус­ ского самодержавия имела меж­ дународное значение. Тот, кто бил по царизму, тот неизбежно поднимался против международного империализма. Разрушение царизма—самого мо­ гучего оплота не только евро­ пейской, но и азиатской реак­ ции—сделало бы русский проле­ тариат авангардом международ­ ного революционного пролета­ риата. Но авангардная роль рос­ сийского пролетариата не могла быть осуществлена без револю­ ционной партии, вооруженной передовой теорией научного со­ циализма, ибо «роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (В. И. Ленин, Соч., т. 5, стр. 342), Революционная теория освеща­ ет путь революционной практике, дает возможность научно пред­ видеть ход исторических событий. Она составляет идейную основу всей деятельности' коммунисти­ ческой партии. Марксистско-ле­ нинская теория—это мобилизую­ щая, организующая и преобра­ зующая сила. Марксистско-ленинская тег Р''Я, как самая передовая наука, име­ ет творческий характер. В своем выдающемся труде «Марксизм и вопросы языкозна­ ния» И. В. Сталин с особой силой подчеркнул, что «Марксизм, как наука, не может стоять на одном месте — он развивается и совер­ шенствуется». В. И. Ленин и И. В. Сталин доказали, что «экономисты» об­ манывали рабочих, утверждая, что социалистическое сознание вырастает из стихийной борьбы рабочего класса. Научный социализм и стихий­ ная борьба рабочего класса по­ рождены объективными условия­ ми развития капитализма, но со­ циалистическая идеология возни­ кает не из стихийного рабочего движения, а из науки. Научный социализм — марксизм-ленинизм возник как гениальное творче­ ское обобщение опыта револю­ ционного движения и прежде всего классовой борьбы проле­ тариата всех стран. Он возник как теоретическое обобщение отношений всех классов капита­ листического общества друг к другу, а не только экономиче­ ских отношений рабочих с хо­ зяевами. Научный социализм в условиях капитализма выработали пред­ ставители буржуазной интелли­ генции, которые поняли объек­ тивный ход истории, поняли историческую роль пролетариата как могильщика буржуазии и пе­ решли на его сторону, став идео­ логами и вождями пролетариата. Такими идеологами, вождями пролетариата были гениальные основоположники научного со­ циализма—К- Маркс и Ф. Эн­ гельс. Задача марксистской партии состоит в том, чтобы внести со­ циалистическое сознание в сти­ хийное рабочее движение, сое­ динить революционную теорию с массовым рабочим движением и придать стихийной борьбе рабо­ чего класса социалистический ха­ рактер. Рабочий класс стихийно влечется к социализму, легко ус­ ваивает социалистическую идео­ логию, но социалистическое со­ знание прокладывает себе путь в рабочее движение в ожесточен­ ной борьбе с буржуазной идео­ логией, пытающейся подчинить себе рабочий класс. Защищая ленинские положе­ ния, изложенные в книге «Что делать?», о необходимости соеди- I нения научного социализма с ра- | бочим движением, И. В. Сталин доказал, что социалистическое сознание имеет великое значение для рабочего класса. В то же время товарищ Стадии указыва- | ет, что идеалисты и горе-марк- | систы могут утверждать, будто рабочее движение, не связанное с социалистической идеологией, обречено на гибель и никогда не .придет к социализму. Марксизм- ленинизм учит, что пролетариат рано или поздно порвет с бур­ жуазной идеологией, отделится от буржуазии, организует само- стоятельную партию и совершит социальную революцию. Но этот путь очень долгий и болезнен­ ный. Подчинение рабочего класса буржуазной идеологии есть путь предательства интересов рабоче­ го класса, путь тяжелых испыта­ ний для рабочих, путь нужды, голода, кризисов и войн ради сохранения господства буржуа­ зии. В. И. Ленин показал, что оп­ портунисты — лучшие защитни­ ки буржуазии, чем сами буржуа. Ныне вожаки «правых социали­ стов», продолжая раскольниче­ ские действия в рядах рабочего движения, выступают как злей­ шие враги рабочего класса, как прислужники империализма, по­ собники поджигателей войны и защитники разбойничьей идеоло­ гии американского империализма. Гениальные труды В. И. Ленина и И. В. Сталина вооружают брат­ ские коммунистические и рабочие партии острым идейным оружием в их борьбе за мир, демократию и социализм. * * В. И. Ленин в книге «Что де­ лать?» разработал и обосновал революционную политику марк­ систской партии и вскрыл прин­ ципиальную противоположность между революционной политикой партии нового типа и оппорту­ нистической политикой рефор­ мизма «экономистов». Революционная марксистская политика ставила своей целью свержение империализма и побе­ ду коммунизма, а оппортунисти­ ческая политика «экономистов» сводилась к укреплению капита­ лизма, к более выгодным усло­ виям продажи рабочей силы ка­ питалистам, не затрагивая основ капитализма, сохраняя капита- диетическую эксплуатацию. «Экономисты» утверждали, что общеполитическая борьба про­ тив царизма является делом всех классов, прежде всего делом бур­ жуазии, которая должна стать гегемоном буржуазно-демокра­ тической революции в России, а пролетариат должен вести эко­ номическую борьбу. В. И. Ленин в работе «Что де­ лать?» со всей силой обрушился на оппортунизм «экономистов», показав, что отвлекать рабочий класс от общеполитической борь­ бы с царизмом и ограничить его только рамками экономиче­ ской борьбы — значит обрекать пролетариат на вечное рабство. Это и есть политика тред-юнио­ низма, рассчитанная на упроче­ ние капитализма. В. И. Ленин, критикуя «эконо­ мистов», показал, что сущность подлинно пролетарской политики состоит в том, чтобы объединить в одно неразрывное целое со­ циалистическую борьбу рабочего класса и общедемократическое движение за свержение царизма. Царское самодержавие стояло на пути рабочего движения в России. Поэтому В. И. Ленин выдвинул перед партией и рабо­ чим классом ближайшую задачу— свержение царизма. Эту задачу мог выполнить только рабочий класс, возглавляя борьбу всех демократических сил против са­ модержавия. В целях политиче­ ского воспитания рабочего клас­ са как передового борца необхо­ димо было научить его глубоко вникать во все конкретные и зло­ бодневные политические факты и события из жизни всех других общественных классов, научить его откликаться с социал-демо­ кратической точки зрения на все случаи произвола и насилия, к каким бы классам они не отно­ сились. Без организации всесто­ роннего политического обличения буржуазно-помещичьего строя в России нельзя было решить за­ дачу политического воспитания рабочих. Политика марксистской партии является жизненной основой ра­ бочего движения; все формы борьбы рабочего класса должны быть подчинены интересам поли­ тической борьбы, борьбы за ре­ волюцию, за диктатуру пролета­ риата, за социализм. Гениальные ленинско-сталин­ ские идеи о гегемонии пролета­ риата, подтвержденные опытом трех революций в России, воору­ жают братские коммунистиче­ ские партии непобедимым ору­ жием большевистской стратегии и тактики, обеспечивая пролета­ риату роль вождя в' борьбе на­ родов за свободу, мир, демокра­ тию , и социализм, против импе­ риалистических поджигателей войны. . В. И. Ленин в книге «Что де­ лать?» учит, что организационное строение партии определяется ее политическими целями и задача­ ми, ее идеологическими основами. Ленин боролся за организацию пролетарской партии нового ти­ па, как боевого штаба рабочего класса в его революционной борьбе. В. И. Ленин и И. В. Сталин создали партию нового типа, которая должна была стать передовым, сознательным, орга­ низованным отрядом рабочего класса, высшей формой его клас­ совой организации, его полити­ ческим вождем и руководителем, направляющим" борьбу пролета­ риата на свержение капитализма и построение коммунизма. Узкое понимание «экономиста­ ми» политических задач обусло­ вило и узость их организацион­ ной работы. Пытаясь теоретиче­ ски обосновать кустарничест­ во, кружковщину и раздроблен­ ность, «экономисты» проповедо­ вали «хвостизм», превращение партии в пассивную силу, спо­ собную лишь созерцать стихий­ ный процесс, стояли за экономи­ ческую организацию рабочих, т. е. тред-юнионистскую органи­ зацию профессионального типа. В. И. Ленин разгромил оппор­ тунизм «экономистов» в органи­ зационных вопросах. Он показал, что политическая борьба социал- демократии шире экономической борьбы. А поэтому и организа­ ция социал-демократической пар­ тии должна быть иного рода, чем организация рабочих для про­ фессиональной борьбы. В. И. Ленин выдвинул гени­ альный план организации боевой централизованной партии проле­ тариата, основным ядром кото­ рой должна стать организация профессиональных революционе­ ров, целиком посвятивших себя делу революционной борьбы, и широкой сети периферийных пар­ тийных организаций, тесно свя­ занных с массовыми рабочими организациями. Такая организация могла сло­ житься только на основе полити­ ческой борьбы пролетариата. В.И. Ленин считал, что в условиях разброда и кустарничества, в об­ становке борьбы с «экономиста­ ми» необходимо было начать по­ строение марксистской партии с организации общерусской боевой политической газеты, которая ве­ ла бы пропаганду и агитацию за взгляды революционной социал- демократии, стала бы трибуной политических обличений капита­ лизма и идейно и организацион­ но сплотила бы партию. Сеть агентов и корреспондентов газеты должна была послужить остовом, вокруг которого будет создана партия. Такими газетами стали ленинская «Искра» и ста­ линская «Брдзола». Борьба Ленина и Сталина про­ тив «экономистов», раболепно преклонявшихся перед западно­ европейскими «образцами», и бы­ ла борьбой против буржуазного социал-реформизма, за партию социальной революции. Эта борь­ ба была схваткой революционных социал-демократов с оппортуниз­ мом в мировом рабочем движе­ нии, в которой Ленин и Сталин нанесли международному оппор­ тунизму сокрушительный удар. Велико историческое значение книги В. И. Ленина «Что де­ лать?». Она обеспечила полный идейный разгром идеологии оп­ портунизма «экономистов», обна­ жила до корней •-истоки междуна­ родного оппортунизма, показав, что они заключаются прежде все­ го в преклонении перед стихий­ ностью рабочего движения и в принижении роли социалистиче­ ского сознания в рабочем дви­ жении. В. И. Ленин поднял на высоту значение сознательности членов партии, значение теории как ре­ волюционизирующей силы рабо­ чего класса и блестяще обосно­ вал коренное марксистское поло­ жение—марксис;ская партия ест» соединение рабочего движения е социализмом. В. И. Ленин дал гениальную разработку идеоло­ гических основ марксистской пар­ тии. Ленин и Сталин создали мо­ гучую большевистскую партию, вооруженную марксистско-ленин­ ской теорией, партию, которая подготовила и провела Великую Октябрьскую социалистическую революцию, обеспечила победу социализма в нашей стране * успешно строит коммунистиче­ ское общество. Под знаменем Ленина и Сталина возник и окреп режим народно* демократии, народ Китая успеш­ но осуществляет демократические преобразования, широко развер­ тывается революционная борьб* рабочего класса всего мира и на­ ционально-освободительное дви­ жение колониальных и зависи­ мых стран. Во всех странах с каждым днем растет и крепнет мощный меж­ дународный фронт сторонников мира, который сумеет обуздать поджигателей новой войны. Вооруженные всепобеждающи- - ми ленинско-сталинскими идеями братские коммунистические и ра­ бочие партии всех стран успешно разоблачают американо-англий­ ских поджигателей войны и их правосоциалистических лакеев, их растленную реакционную идео­ логию, их антинародную преда­ тельскую политику, сплачивают трудящихся вокруг пролетариа­ та, поднимают массы на борьбу за мир, демократию, социализм. Коммунистические партии всех стран воспитывают трудящихся в духе идей Ленина — Сталина, в духе пролетарского социализма, в духе любви к Советскому Сою­ зу, который является великим примером в деле борьбы за мир, демократию и социализм. Гениальные произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина являют­ ся мощным идейным оружием в борьбе за преодоление пережит­ ков капитализма в сознании лю­ дей, за повышение коммунисти­ ческой сознательности нашего народа, за дальнейший подъем науки и культуры советской стра­ ны. На работах В. И. Ленина «Что делать?» и И. В. Сталина «Коротко о партийных разногла­ сиях» воспитываются наши кад­ ры, овладевая великим непобеди­ мым учением марксизма-лени­ низма. Решения ЦК ВКП (б) по идео­ логическим вопросам являются боевой программой нашей партия в деле коммунистического воспи­ тания советского народа, преодо­ ления пережитков капитализма в сознании советских людей. Партия большевиков решитель­ но борется за принципиальную чистоту, высокую идейность и боевую партийность в идеологии, дает беспощадный отпор всяким попыткам протащить в советскую культуру и науку аполитичность, безидейность, формализм, беспо­ щадно разоблачает малейшие проявления национализма и кос­ мополитизма. Партия воспитывает кадры на идеях марксизма-ленинизма, обя­ зывает всех коммунистов систе­ матически повышать свой теоре­ тический уровень, овладевать большевизмом, учит их искусству разбираться в самых сложных условиях международной обста­ новки, решать все вопросы прак­ тической работы с позиций марк­ сизма-ленинизма. И. В. Сталин указывает, что своими успехами мы обязаны тому, что работали и боролись под знаменем марк­ сизма - ленинизма. «Не может быть сомнения,—говорит тозаршц Сталин, — что пока мы остаемся верными этому учению, пока мы владеем этим компасом, — будем иметь успехи в своей работе». Руководствуясь всепобеждаю­ щим учением Маркса—Энгельса— Ленина — Сталина, большевист­ ская партия уверенно ведет со­ ветский народ к торжеству ком­ мунизма. М. МЕЩЕРИНА, преподаватель Липецкого учительского института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz