Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)
П И С А Т Е Л И О ГО ГОЛ Е Гоголь был отцом русской прозы .,. Он не им ел ни п р едш ест венн и ко в, ни помощников в этом деле. Ем у одному п р о за обязана и своим существованием , и всеми своими у с п е х а м и . ...Давно уже не было в м и р е п и с ат е ля , который бы л бы так важен д л я своего народа, как Гоголь д л я России. Н . Г. Ч ЕРНЫШЕВСКИМ . ...Человек, который своим именем означал э п о х у в и ст о р и и нашей л ит е р ат у ры ; человек, которым мы го р д им с я , как одной и з слав наш и х! И. С. ТУ Р Г ЕН Е В . П е р е д Гоголем должно благоговеть, как п е р е д чело веком, ода р енным самым глубоким ум ом и самой любовью к людям ... Гоголь — и ст и н ны й вед ат ель сер д ц а человеческого... ' Т. Г . Ш Е ВЧ ЕН КО . Дорого р усск ом у с е р д ц у им я Гоголя.,. Н и кт о л у ч ше его не п о н им а л всех оттенков русско й жизни и русского х а р а кт е р а , никто так п о р а зит ель но верно не изображал русского общества. Д . И . ПИС А Р Е В . Л ит е р ат у р н о й т ехнике и я з ы к у надобно у ч ит ь с я именно у Толстого, Г ою л я , Лескова, Тургенева... А . М. ГО Р Ь К И Й . щ & т - ★ — Великий русский писатель 1 I ! Оценивая творчество Гоголя, великий русский революционный демократ Чернышевский писал: «Ни в ком из наших великих писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего пат риотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал че ловеком, призванным служить не искусству, а отечеству: он думал о себе: «Я не поэт,— я— гражда нин». риота-гражданнна, своего едино мышленника, одного из передо вых, лучших представителей сло ев тогдашней России. В. И. Ленин писал, что демократическая рус ская литература первой полови ны XIX столетия была пронизана идеями Белинского и Гоголя, ко торые делали этих писателей до рогими ...«всякому порядочному человеку па Руси...». Гоголь не мог терпеть омерзи- вые нападки на Гоголя разных собакевичей, ноздревых, коробо чек, маниловых. В конце жизни Гоголь пере-, жил глубокую душевную траге дию. Изгнанный бюрократиче ской нечистью за пределы 1 роди ны, он оторвался от той про-' грессшшой деятельности, кото- [ рую проводили в России Белин ский, Герцен, Шевченко и дру гие передовые люди того време В этих словах лучше всего ри суются черты Николая Василье вича Гоголя. Еще в молодости, изучая в Нежинской гимназии историю, искусство и словесность, Гоголь пристально следил за современ ной ему передовой русской лите -1 ратурой. Произведения поэтов- декабрпстов и Пушкина воспита ли в нем ненависть к дворянское крепостническому строю. «Непра- восудие,— писал Гоголь,— вели чайшее на свете несчастье, более всего разрывало мое сердце». Еще в то глухое время моло дой Гоголь решил отдать «свои силы для поднятия труда важ ного, благородного, на пользу оте чества, для счастья граждан». Он быстро определил свое патриотическое назначение: бо роться словом художника , «жи вительным смехом» против об щественного зла. Уже в первых сборниках сво их повестей: «Вечера на хуторе близ Дикаиыш», «Миргород», «Петербургские повести» писа тель мастерски реализовал свой замысел. С острым оружием са тиры он выступил против реак- ( цин и мракобесия. Веригиной гоголевской сатиры явилась бессмертная комедия «Ревизор», В ней писатель об личил дворянство, начиная от низших слоев его до самого крупного помещика России— ца ря Николая I Романова. Это бы ло сделано с целью, как при знался писатель Жуковскому, «произвести доброе влияние па общество». тельных порядков николаевской ] России. «Па Руси,— писал он,— : есть такая изрядная коллекция I гадких рож, что невтерпеж мне ; пришлось глядеть на них». Од нако, отзываясь таким образом о России чиновничьей и дворян ской, писатель глубоко любил свою родину, свой народ. В 1836 году, когда Гоголю при шлось выехать еа границу, оп писал: «Вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь— одна только прекрасная Русь». Вдали от родины, полный ду мами о ней, живо интересуясь всем, что происходит в России, Гоголь создал свою бессмертную поэму «Мертвые души». В этом произведении писатель, по его собственным словам, хотел пока зать «хоть с одной стороны, но всю Русь». Беспощадно бичуя всякую пошлость ц мертвечину самодержавной России, Гоголь выразил самые задушевные пат риотические мысли русского че- ловека-гразкданина, думающего о великом будущем своей страны. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгошшая тройка не сешься? Дымом дымится под то бою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Чуд ным звоном заливается коло кольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воз дух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь посто- раниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»."' Пламенные чувства патриота были чужды дворянской России. «Мертвые души» вызвали но- ни. Писатель невольно оказался в плену реакционных идей. Он; стал автором реакционной книги; .«Выбранные места из переписки 1 с друзьями». Белинский, который искренне любил и высоко ценил художеч ственный талант Гоголя, обру-! шился на эту книгу с резкой критикой. В своих беОлнертных- трудах В. И. Денин назвал пись мо Белинского к Гоголю одним из лучших произведений бесцен зурной демократической литера - 1 туры. Гоголь стал жертвою неимо верно сложных условий борьбц за интересы русского народа; Тяжело больной писатель до конца своих дней пытался со противляться реакционным влия ниям. Однако силы его были уже окончательно надорваны. 4 марта 1852 года Гоголь скон чался. В своих произведениях вели кий русский писатель подвер! уничтожающей критике социаль ■ ный строй самодержавной Рос сии, основанный на угнетении трудящихся. В то же время ор показал огромные силы, таящие! ся в русском народе, те силы' которые раскрылись полностью после победы Великой Октябрь ской социалистической револю ции. Художественное наследство II. В. Гоголя— огромный вклад в сокровищницу самой передовой в мире русской культуры'. И. КУРИЛЕНКО, ка ндидат филологических н а у к . В эти же годы Гоголь создал высокохудожественную повесть «Тарас Бульба». В ней благород ные черты патриотизма писате ля слились с его горячей лю бовью к простым людям труда, к героическому прошлому ук раинского народа. В повести со четаются критическое отношение к отживающему, реакционному, пошлому и вредному и положи тельные характеры, исключи тельно сильные образы. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»— вос клицает Гоголь в повести «Та рас Бульба». Пушкин, Белинский, Герцен видели в Гоголе великого пат- Б Е С С М Е Р Т Ь Е Нам с детства был знаком его портрет... И, как всегда, торжественно и строго, Большой'' любовью Родины согрет, Пред нами он встает сегодня, Гоголь. Он—в нашей жизни, близкий и родной, Извечна слов его струя живая. Шускай прошло столетье над землей— О Гоголе народ не забывает. Хранят бессмертье переплеты книг. За томом том проходит ровным строем. Одну страницу только шевельни— И в памяти встают его герои. Крылатой тройкой время пронеслось... Писатель .верил в солнечное Завтра,— И словно эхо в нас отозвалось Величье гордой гоголевской правды. Возненавидев мелочных чинуш И осмеяв пустых людей пороки, Бичуя праздный облик «мертвых душ», Он смог постигнуть жизни смысл глубокий. Волшебной силой, как поток, живой Им созданы чудесные творенья... Сокровищницу сердца своего Он передал в наследство поколеньям. Ст. СЕРИКОВ. БЕЛИНСКИЙ, НЕКРАСОВ и ГОНЧАРОВ У ГОГОЛЯ. Рисунок художника Б. Лебедева. (Прессклише ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz