Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)
2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 1 марта 1952 г. № 43 (5706) П а рт и й н а я жизнь КоМ\!)НИСТЫ настойчиво изучают Млрксистско-ленинскую теорию С большой любовью относятся к своей работе пропагандист Бо рце Владимирович Велпкополь- екий. В кружке по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)», которым руководит т. Велико польский, занятия всегда прохо дят содержательно и интересно. В начале каждого занятия про пагандист просматривает кон спекты слушателей, делает соот ветствующие замечания, советует, как лучше вести записи. В круж ке занимаются 1 2 коммунистов и непартийных большевиков. Все они проявляют большой интерес к изучению теории и истории большевистской партии. Сама обстановка в комнате, где проводятся занятия, способ ствует хорошей учебе. Слушате ли здесь пользуются наглядными пособиями, политической картон мира, альбомами, знакомятся с планами каждого занятия, со списком рекомендуемой литера туры. Все это помогает слушате лям лучше готовить изучаемый материал. Пропагандист Великопельский сам очень тщательно готовится к каждому занятию. Кроме основ ной литературы, он читает и до полнительную, широко использу ет на занятиях примеры из худо жественных произведений. На пример, характеризуя* обстановку первой русской революции, руко водитель кружка рекомендует слушателям прочитать рассказ М. Горького «9 января». Из это го произведения он зачитал от дельные места, ярко рисующие тяжелую жизнь рабочих в цар ской России. Пропагандист ре комендует слушателям прочитать также повесть М. Горького «Мать»’.' . Во время собеседований слу шатели пользуются альбомом по В ПОМОЩЬ АГИТАТОРУ Расцвет социалистической культуры истории партии и географической картой. Эго дает им возможность глубже усваивать и лучше запо минать изучаемый материал. Весь изучаемый материал про пагандист увязывает с современ ностью. В ходе беседы тов. Ве- лпкопольский часто приводит примеры о том, как страны на родной демократии, вставшие на путь социалистического строи тельства, используют богатейший опыт Всесоюзной коммунистиче ской партии большевиков. Слушатели активно участвуют в беседах. Недавно, на очередном занятии, слушатель т. Комелев обстоятельно рассказал об исто рической обстановке, в которой о ьш написана книга В. И. Ленина «Две тактики социал-де мократии в демократической ре волюции». О характере первой русской революции и ее движу щих силах подробно изложил тов. Лебедев. Коммунистка т. Соболева рассказала о декабрьском воору женном восстании. Она, как и каждый из слушателей, пользо валась альбомом по истории ВКП(б). Активно ..участвуя в беседе, слу шатели кружка учатся правиль но излагать свои мысли, делать обобщения. Беседа помогает, им закреплять полученные знания. Партийная организация гос- мелышцы повседневно интере суется политической учебой ком мунистов и беспартийного актн- ва. Сам секретарь парторганиза- Iщш т. Лебедев активно участву- ) ет в беседах, организует акку- ватное посещение занятий всеми | ' слушателями кружка. Все это способствует глубокому изучению «Краткого курса и с т о р и и ВКП(б)» А. МИРОНОВА, инструктор отдела пропаганды и агитации горкома ВНП (б). Л е н т в п о м ощ ь с а м ю т з ч г е л ы ш й у ч е б е к о м м у н и ст о в В городском партийном каби нете для коммунистов, самостоя тельно изучающих марксистско ленинскую теорию, читаются три цикла лекций. Товарищи, изуча ющие теорию и историю боль шевистской партии, с особенным интересом прослушали цикл лек ций по второму разделу IV гла вы «Краткого курса истории ВКП(б)». Недавно внештатный лектор горкома ВКП(б) т. Мещерпиа прочитала содержательную лек цию на тему; «Исторический ма териализм». Культурная революция, о ко торой пророчески писал Ленин, осуществлена в нашей стране еще в годы предвоенных пяти леток под руководством великого продолжателя дела Ленина— то варища Сталина. В короткие сро ки была ликвидирована негра мотность, создана широкая сеть школ, техникумов, высших учеб ных заведений, культурно-про светительных и научных учреж дений. До революции среди населения царской России (перепись 1897 года) насчитывалось лишь 2 1 , 1 процента грамотных, т. е. из каждых ста человек— семьдесят восемь не умели читать и писать. Подавляющее большинство детей трудящихся было лишено воз можности получить даже перво начальное образование, а о выс шей школе не смело и мечтать. Ныне наша Родина является страной сплошной грамотности. Угнетенные в прошлом ее народы, ликвидировав под руководством партии Ленина— Сталина свою экономическую отсталость, высо ко подняли свою культуру, на циональную по форме, социали стическую по содержанию. За го ды советской власти число уча щихся, например, и Киргизии возросло в 45 раз, в Узбекской ССР— более чем в 65 раз, .в Ка захской ССР— в 72 раза! Крупнейшим событием после военного периода в области школьного образования явился переход но инициативе товарища Сталина ко всеобщему обязатель ному еемплетнему обучению не только в городе, но и в сельских местностях. Прошедший год ознаменовался новыми замечательными достиже ниями.' Сообщение Центрального статистического управления при Совете Министров СССР об ито гах выполнения государственного плана развития народного хозяй ства СССР в 1951 году ярко по казывает, как далеко в сравне нии с предвоенными годами шаг нуло вперед развитие нашей со циалистической культуры. Число обучавшихся в СССР, включая все виды обучения, до стигло в прошлом году 57 мил лионов человек. Поистине велика тяга советского народа к знани ям! Учится не только молодежь, учатся и повышают свои специ альные и общие знания взрослые рабочие, техники, инженеры. Б нашей стране уже насчитывается не менее 5 миллионов квалифи цированных специалистов-прак- тиков, получивших подготовку без отрыва от производства. Только в минувшем году число семилетних и средних школ уве личилось почти на пять тысяч. Число учащихся пятых— десятых классов этих школ возросло на два миллиона пятьсот тысяч че ловек. В 887 высших учебных заведениях СССР обучается более 1.350 тысяч юношей и девушек. Это значительно превышает чис ло студентов всех капиталистиче ских стран Европы и Азии, вме сте взятых. Б прошлом году на ши высшие учебные заведения и техникумы выпустили 463 ты сячи молодых специалистов. Коммунистическая партия и, Советское правительство неустан но заботятся об удовлетворении непрерывно повышающихся ду ховных запросов советских лю дей— строителей коммунизма. В стране постоянно растет число клубов, театров, киноустановок, библиотек. В истекшем году у нас насчитывалось свыше 350 тысяч всех видов библиотек с числом книг более семисот мил лионов экземпляров — почти в шесть раз больше, чем до войны. Одним из ярких проявлений культурного подъема советских людей является расцвет литера туры и искусства, широкий раз мах издательского дела, рост ти ражей газет, журналов и книг. К концу послевоенной пятилетки в СССР выходило свыше 7800 газет, сейчас издается более 1400 журналов общим тиражом 181 миллион экземпляров. Бессмерт ные творения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина изданы на 71 языке народов Советского Союза и 30 иностранных языках. Об щий тираж произведений клас сиков марксизма-ленинизма до стиг в 1951 году 836 миллионов экземпляров. Миллионными тира жами выходят произведения ху дожественной литературы. Минувший год ознаменовался появлением ряда высокохудоже ственных произведений искусства и литературы, правдиво отобра жающих высокие моральные ка чества советских людей, их борь бу за дальнейший рост могущест ва Родины, за мир и дружбу между народами, за счастье лю дей во всем мире. Выдающихся успехов достигла и наука страны социализма. На ши ученые, окруженные внима нием и заботой партии и прави тельства, решили много важных научных проблем народнохозяй ственного и оборонного значения. В то время как ученые капи талистических стран заняты соз данием новых чудовищных средств истребления человечества, ученые страны Советов отдают своп' силы и знания мирному строительству, подъему социали стической экономики, ставят все лучшие достижения на службу науки и культуры трудящихся. В 1951 году за выдающиеся работы в области науки, изобрел тательства, литературы и искус - 1 ства удостоены звания лауреата Сталинской премии 2694 челове ка. Это— новое ярчайшее свидс-. тельство расцвета социалистиче ской культуры, показатель ее серьезных успехов. В строительстве советской куль туры творчески участвуют вес социалистические нации СССР. Б каждой республике быстро растет сеть начальных, семилетиях и средних школ, высших учебных заведений и научных учрежде ний, развиваются литература и искусство. В прошлом году тад жикский и туркменский народы отпраздновали открытие своих академий наук. В Киргизской ССР создан государственный уни верситет. Яркой демонстрацией огромных достижений литерату ры и искусства братских народов явились прошедшие в 1951 году в Москве декады украинской и узбекской литературы и искусст ва и неделя карсло-финской му зыки и танцев. Одухотворенная идеями сталин ской дружбы пародов, развивали, на основе марксистско-ленинско го учения, социалистически! культура, самая передовая в ми ре, знаменует собою новую, выс шую ступень в развитии че^ове-» честна. Е. ВАСИЛЬЕВ. Мировое зизч 8 1 «Только те произведения пе режили века, которые были по истине народными у себя дома. Такие произведения со временем делаются понятными и ценными п для других народов». Эти сло ва А. Н. Островского в полной мете применимы к творчеству Гоголя. Бесценны заслуги Гоголя пе ред русской литературой. Своим разящим художественным словом Гоголь нанес ряд метких ударов по самодержавию и крепостнице ству. «Ревизор» и «Мертвые д у ши» Гоголя е потрясающей силон раскрыли темные стороны тог дашней помешичьей и чиновни чьей жизни и объективно подве ли современников—читателей к выводу о необходимости уничто жения помещнчье-бюоократиче- ского стооя царской России. Сво ими художественными произве дениями, отражавшими ; нена висть народа к помещикам и чи новникам, Гоготь способствовал росту самосознания русского на рода н развитию его ! освободи тельной борьбы. Показывая в «Невском проспекте» н «Шине- 1 ие Н. В. Гоголя ли» противоречия жизни большо го города и изображая в «Мерт вых душах» чичиковщину, Гоголь выступил в России как один из первых обличителей нарождаю щейся буржуазной «цивилиза ции». «Суш.ествователи», «байбаки», «мертвые души» Гоголя—пред- гавители эксплуататорских клас ов. Гоголь показал «пошлость юшлого человека», опутанного ;тиной мелочей» с.обственииче- -того, паразитического, мещан ского мира. Его сатирическим персонажам свойственна неслож ность эмоций и крайняя ограни ченность умственного кругозора. Ведя желудочно - растительный образ жизни, дозгочхуны и соба- кевнчи, товстогубы и маниловы не были способны ни к каким благородным поступкам. Гоголь создал общественные типы огромной социальной емко сти. Его комические образы—это нарицательные типы общечелове ческого масштаба. В нашей стра не мир Собакевичей, Чичиковых и Земляник ушел в далекое прошлое, но в капиталистических странах они живы и по сей день. Еще В. Г. Белинский писал о наличии Чичиковых в Западной Европе: «...во Франции и Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на сво бодных парламентских выборах!» Н. Г. Чернышевский отмечал, что «во Франции, как и повсюду, есть свои Маниловы и Чичико вы», что в Англии «Чичиковы... заняты биржевыми и фабричны ми проделками». В каждом маг нате лондонского Сити или Уолл стрита сидит сейчас предприим чивый Чичиков, в каждом правом социалисте Италии, Франции, Бельгии живет маниловщина, в Фашистских генералах Аденауэра нетрудно узнать черты Держи морды. «Ноздрев долго еще не выведется из миоа»,—писал Го- "ояь. И разве не живет бесприн ципный враль и наглец Ноз дрей в современных амерчкан скнх и английских радиопропа- гднцнетах, дипломатах, идеоло гах империалистической реакции, стремящихся опутать ложыо на роды и разжечь пожар новой ми ровой войны?! Недаром Ленин и Сталин часто использовали об разы Гоголя в борьбе против внутренних и внешних врагов нашего народа — меньшевиков, кадетов, оппортунистов всех ма стей. Гоголь утвердил в русской ли тературе торжество критического реализма. По выражению Черны шевского, он наэлектризовал со временную ему литературу «энер гией негодования». Белянский видел в Гоголе «поэта жизни действительной», которую ои изо бражал с «совершенной истиной жизни». Реальная, обыденная жизнь, ее теневые стороны сда ли предметом художественного изображения у Гоголя. Вместе с тем, Гоголь любовно изобразил ж и т ь и быт украин ского крестьянина и русского труженика разночинца, он стра стно любил русский наооц, его язык, его песни природу России. «Тарас Бульба» Гоголя был исто- пико-героической повестью, в ко торой Гоголь сумел показать са моотверженную борьбу русских людей за свою свободу и незави симость. Гегюико-патриотпческий пафос этой повести делает ее вы дающимся произведением рус ской и западноевропейской по вествовательной литературы. З а падноевропейская драматургия ЗО-х годов пе смогла создать ко медии, равной по своим достоин ствам «Ревизору». Не только в русской, но и в иностранной ли тературе 30—40-х годов ни то не сумел подняться до гоголевской силы и глубины сатирического изображения жизни помещичьего класса в «Мертвых душах». Крупнейшие, русские писатели пошли по путям, проторенным Пушкиным и Гоголем. Ош: учи лись у Гоголя, создавая прекрас ные произведения могучей рус ской литературы. Тургенев отме тил, что Гоголь «стоил именем означил эпоху п истории шиной литературы». ЧерпьпцепскИ го ворил о «безмерных... чае о гад перед родиной» Гоголя. Демо кратический гуманизм, забота о судьбе «брата-человека», нена висть к собственническому миру насилия и обмана, патриотиче ская гордость за русский' парод, правдивое изображение соЩэёмед ной жизни и оптодеяити прежде всего народно-нпциональиое. а, тем самым, и мировое значение творчества Гоголя, * + * Известность Гоголя за гр вицей и влияние его нячз.чись по" жиз ни писателя, в ЗГ)—40 годы Осо бенно популярным было тогда имя Гоголя во Франпни. р .д ет года росла известность Гги-оля ' (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz