Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1952 г. (г. Липецк)

2 ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА 1 марта 1952 г. № 43 (5706) П а рт и й н а я жизнь КоМ\!)НИСТЫ настойчиво изучают Млрксистско-ленинскую теорию С большой любовью относятся к своей работе пропагандист Бо­ рце Владимирович Велпкополь- екий. В кружке по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)», которым руководит т. Велико­ польский, занятия всегда прохо­ дят содержательно и интересно. В начале каждого занятия про­ пагандист просматривает кон­ спекты слушателей, делает соот­ ветствующие замечания, советует, как лучше вести записи. В круж­ ке занимаются 1 2 коммунистов и непартийных большевиков. Все они проявляют большой интерес к изучению теории и истории большевистской партии. Сама обстановка в комнате, где проводятся занятия, способ­ ствует хорошей учебе. Слушате­ ли здесь пользуются наглядными пособиями, политической картон мира, альбомами, знакомятся с планами каждого занятия, со списком рекомендуемой литера­ туры. Все это помогает слушате­ лям лучше готовить изучаемый материал. Пропагандист Великопельский сам очень тщательно готовится к каждому занятию. Кроме основ­ ной литературы, он читает и до­ полнительную, широко использу­ ет на занятиях примеры из худо­ жественных произведений. На­ пример, характеризуя* обстановку первой русской революции, руко­ водитель кружка рекомендует слушателям прочитать рассказ М. Горького «9 января». Из это­ го произведения он зачитал от­ дельные места, ярко рисующие тяжелую жизнь рабочих в цар­ ской России. Пропагандист ре­ комендует слушателям прочитать также повесть М. Горького «Мать»’.' . Во время собеседований слу­ шатели пользуются альбомом по В ПОМОЩЬ АГИТАТОРУ Расцвет социалистической культуры истории партии и географической картой. Эго дает им возможность глубже усваивать и лучше запо­ минать изучаемый материал. Весь изучаемый материал про­ пагандист увязывает с современ­ ностью. В ходе беседы тов. Ве- лпкопольский часто приводит примеры о том, как страны на­ родной демократии, вставшие на путь социалистического строи­ тельства, используют богатейший опыт Всесоюзной коммунистиче­ ской партии большевиков. Слушатели активно участвуют в беседах. Недавно, на очередном занятии, слушатель т. Комелев обстоятельно рассказал об исто­ рической обстановке, в которой о ьш написана книга В. И. Ленина «Две тактики социал-де­ мократии в демократической ре­ волюции». О характере первой русской революции и ее движу­ щих силах подробно изложил тов. Лебедев. Коммунистка т. Соболева рассказала о декабрьском воору­ женном восстании. Она, как и каждый из слушателей, пользо­ валась альбомом по истории ВКП(б). Активно ..участвуя в беседе, слу­ шатели кружка учатся правиль­ но излагать свои мысли, делать обобщения. Беседа помогает, им закреплять полученные знания. Партийная организация гос- мелышцы повседневно интере­ суется политической учебой ком­ мунистов и беспартийного актн- ва. Сам секретарь парторганиза- Iщш т. Лебедев активно участву- ) ет в беседах, организует акку- ватное посещение занятий всеми | ' слушателями кружка. Все это способствует глубокому изучению «Краткого курса и с т о р и и ВКП(б)» А. МИРОНОВА, инструктор отдела пропаганды и агитации горкома ВНП (б). Л е н т в п о м ощ ь с а м ю т з ч г е л ы ш й у ч е б е к о м м у н и ст о в В городском партийном каби­ нете для коммунистов, самостоя­ тельно изучающих марксистско­ ленинскую теорию, читаются три цикла лекций. Товарищи, изуча­ ющие теорию и историю боль­ шевистской партии, с особенным интересом прослушали цикл лек­ ций по второму разделу IV гла­ вы «Краткого курса истории ВКП(б)». Недавно внештатный лектор горкома ВКП(б) т. Мещерпиа прочитала содержательную лек­ цию на тему; «Исторический ма­ териализм». Культурная революция, о ко­ торой пророчески писал Ленин, осуществлена в нашей стране еще в годы предвоенных пяти­ леток под руководством великого продолжателя дела Ленина— то­ варища Сталина. В короткие сро­ ки была ликвидирована негра­ мотность, создана широкая сеть школ, техникумов, высших учеб­ ных заведений, культурно-про­ светительных и научных учреж­ дений. До революции среди населения царской России (перепись 1897 года) насчитывалось лишь 2 1 , 1 процента грамотных, т. е. из каждых ста человек— семьдесят восемь не умели читать и писать. Подавляющее большинство детей трудящихся было лишено воз­ можности получить даже перво­ начальное образование, а о выс­ шей школе не смело и мечтать. Ныне наша Родина является страной сплошной грамотности. Угнетенные в прошлом ее народы, ликвидировав под руководством партии Ленина— Сталина свою экономическую отсталость, высо­ ко подняли свою культуру, на­ циональную по форме, социали­ стическую по содержанию. За го­ ды советской власти число уча­ щихся, например, и Киргизии возросло в 45 раз, в Узбекской ССР— более чем в 65 раз, .в Ка­ захской ССР— в 72 раза! Крупнейшим событием после­ военного периода в области школьного образования явился переход но инициативе товарища Сталина ко всеобщему обязатель­ ному еемплетнему обучению не только в городе, но и в сельских местностях. Прошедший год ознаменовался новыми замечательными достиже­ ниями.' Сообщение Центрального статистического управления при Совете Министров СССР об ито­ гах выполнения государственного плана развития народного хозяй­ ства СССР в 1951 году ярко по­ казывает, как далеко в сравне­ нии с предвоенными годами шаг­ нуло вперед развитие нашей со­ циалистической культуры. Число обучавшихся в СССР, включая все виды обучения, до­ стигло в прошлом году 57 мил­ лионов человек. Поистине велика тяга советского народа к знани­ ям! Учится не только молодежь, учатся и повышают свои специ­ альные и общие знания взрослые рабочие, техники, инженеры. Б нашей стране уже насчитывается не менее 5 миллионов квалифи­ цированных специалистов-прак- тиков, получивших подготовку без отрыва от производства. Только в минувшем году число семилетних и средних школ уве­ личилось почти на пять тысяч. Число учащихся пятых— десятых классов этих школ возросло на два миллиона пятьсот тысяч че­ ловек. В 887 высших учебных заведениях СССР обучается более 1.350 тысяч юношей и девушек. Это значительно превышает чис­ ло студентов всех капиталистиче­ ских стран Европы и Азии, вме­ сте взятых. Б прошлом году на­ ши высшие учебные заведения и техникумы выпустили 463 ты­ сячи молодых специалистов. Коммунистическая партия и, Советское правительство неустан­ но заботятся об удовлетворении непрерывно повышающихся ду­ ховных запросов советских лю­ дей— строителей коммунизма. В стране постоянно растет число клубов, театров, киноустановок, библиотек. В истекшем году у нас насчитывалось свыше 350 тысяч всех видов библиотек с числом книг более семисот мил­ лионов экземпляров — почти в шесть раз больше, чем до войны. Одним из ярких проявлений культурного подъема советских людей является расцвет литера­ туры и искусства, широкий раз­ мах издательского дела, рост ти­ ражей газет, журналов и книг. К концу послевоенной пятилетки в СССР выходило свыше 7800 газет, сейчас издается более 1400 журналов общим тиражом 181 миллион экземпляров. Бессмерт­ ные творения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина изданы на 71 языке народов Советского Союза и 30 иностранных языках. Об­ щий тираж произведений клас­ сиков марксизма-ленинизма до­ стиг в 1951 году 836 миллионов экземпляров. Миллионными тира­ жами выходят произведения ху­ дожественной литературы. Минувший год ознаменовался появлением ряда высокохудоже­ ственных произведений искусства и литературы, правдиво отобра­ жающих высокие моральные ка­ чества советских людей, их борь­ бу за дальнейший рост могущест­ ва Родины, за мир и дружбу между народами, за счастье лю­ дей во всем мире. Выдающихся успехов достигла и наука страны социализма. На­ ши ученые, окруженные внима­ нием и заботой партии и прави­ тельства, решили много важных научных проблем народнохозяй­ ственного и оборонного значения. В то время как ученые капи­ талистических стран заняты соз­ данием новых чудовищных средств истребления человечества, ученые страны Советов отдают своп' силы и знания мирному строительству, подъему социали­ стической экономики, ставят все лучшие достижения на службу науки и культуры трудящихся. В 1951 году за выдающиеся работы в области науки, изобрел тательства, литературы и искус - 1 ства удостоены звания лауреата Сталинской премии 2694 челове­ ка. Это— новое ярчайшее свидс-. тельство расцвета социалистиче­ ской культуры, показатель ее серьезных успехов. В строительстве советской куль­ туры творчески участвуют вес социалистические нации СССР. Б каждой республике быстро растет сеть начальных, семилетиях и средних школ, высших учебных заведений и научных учрежде­ ний, развиваются литература и искусство. В прошлом году тад­ жикский и туркменский народы отпраздновали открытие своих академий наук. В Киргизской ССР создан государственный уни­ верситет. Яркой демонстрацией огромных достижений литерату­ ры и искусства братских народов явились прошедшие в 1951 году в Москве декады украинской и узбекской литературы и искусст­ ва и неделя карсло-финской му­ зыки и танцев. Одухотворенная идеями сталин­ ской дружбы пародов, развивали, на основе марксистско-ленинско­ го учения, социалистически! культура, самая передовая в ми­ ре, знаменует собою новую, выс­ шую ступень в развитии че^ове-» честна. Е. ВАСИЛЬЕВ. Мировое зизч 8 1 «Только те произведения пе­ режили века, которые были по­ истине народными у себя дома. Такие произведения со временем делаются понятными и ценными п для других народов». Эти сло­ ва А. Н. Островского в полной мете применимы к творчеству Гоголя. Бесценны заслуги Гоголя пе ред русской литературой. Своим разящим художественным словом Гоголь нанес ряд метких ударов по самодержавию и крепостнице ству. «Ревизор» и «Мертвые д у ­ ши» Гоголя е потрясающей силон раскрыли темные стороны тог­ дашней помешичьей и чиновни­ чьей жизни и объективно подве­ ли современников—читателей к выводу о необходимости уничто­ жения помещнчье-бюоократиче- ского стооя царской России. Сво­ ими художественными произве­ дениями, отражавшими ; нена­ висть народа к помещикам и чи­ новникам, Гоготь способствовал росту самосознания русского на­ рода н развитию его ! освободи­ тельной борьбы. Показывая в «Невском проспекте» н «Шине- 1 ие Н. В. Гоголя ли» противоречия жизни большо­ го города и изображая в «Мерт­ вых душах» чичиковщину, Гоголь выступил в России как один из первых обличителей нарождаю­ щейся буржуазной «цивилиза­ ции». «Суш.ествователи», «байбаки», «мертвые души» Гоголя—пред- гавители эксплуататорских клас­ ов. Гоголь показал «пошлость юшлого человека», опутанного ;тиной мелочей» с.обственииче- -того, паразитического, мещан­ ского мира. Его сатирическим персонажам свойственна неслож­ ность эмоций и крайняя ограни­ ченность умственного кругозора. Ведя желудочно - растительный образ жизни, дозгочхуны и соба- кевнчи, товстогубы и маниловы не были способны ни к каким благородным поступкам. Гоголь создал общественные типы огромной социальной емко­ сти. Его комические образы—это нарицательные типы общечелове­ ческого масштаба. В нашей стра­ не мир Собакевичей, Чичиковых и Земляник ушел в далекое прошлое, но в капиталистических странах они живы и по сей день. Еще В. Г. Белинский писал о наличии Чичиковых в Западной Европе: «...во Франции и Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на сво­ бодных парламентских выборах!» Н. Г. Чернышевский отмечал, что «во Франции, как и повсюду, есть свои Маниловы и Чичико­ вы», что в Англии «Чичиковы... заняты биржевыми и фабричны­ ми проделками». В каждом маг­ нате лондонского Сити или Уолл­ стрита сидит сейчас предприим­ чивый Чичиков, в каждом правом социалисте Италии, Франции, Бельгии живет маниловщина, в Фашистских генералах Аденауэра нетрудно узнать черты Держи­ морды. «Ноздрев долго еще не выведется из миоа»,—писал Го- "ояь. И разве не живет бесприн­ ципный враль и наглец Ноз­ дрей в современных амерчкан скнх и английских радиопропа- гднцнетах, дипломатах, идеоло­ гах империалистической реакции, стремящихся опутать ложыо на­ роды и разжечь пожар новой ми­ ровой войны?! Недаром Ленин и Сталин часто использовали об­ разы Гоголя в борьбе против внутренних и внешних врагов нашего народа — меньшевиков, кадетов, оппортунистов всех ма­ стей. Гоголь утвердил в русской ли­ тературе торжество критического реализма. По выражению Черны­ шевского, он наэлектризовал со­ временную ему литературу «энер­ гией негодования». Белянский видел в Гоголе «поэта жизни действительной», которую ои изо­ бражал с «совершенной истиной жизни». Реальная, обыденная жизнь, ее теневые стороны сда­ ли предметом художественного изображения у Гоголя. Вместе с тем, Гоголь любовно изобразил ж и т ь и быт украин­ ского крестьянина и русского труженика разночинца, он стра­ стно любил русский наооц, его язык, его песни природу России. «Тарас Бульба» Гоголя был исто- пико-героической повестью, в ко­ торой Гоголь сумел показать са­ моотверженную борьбу русских людей за свою свободу и незави­ симость. Гегюико-патриотпческий пафос этой повести делает ее вы­ дающимся произведением рус­ ской и западноевропейской по­ вествовательной литературы. З а ­ падноевропейская драматургия ЗО-х годов пе смогла создать ко­ медии, равной по своим достоин­ ствам «Ревизору». Не только в русской, но и в иностранной ли­ тературе 30—40-х годов ни то не сумел подняться до гоголевской силы и глубины сатирического изображения жизни помещичьего класса в «Мертвых душах». Крупнейшие, русские писатели пошли по путям, проторенным Пушкиным и Гоголем. Ош: учи­ лись у Гоголя, создавая прекрас­ ные произведения могучей рус­ ской литературы. Тургенев отме­ тил, что Гоголь «стоил именем означил эпоху п истории шиной литературы». ЧерпьпцепскИ го­ ворил о «безмерных... чае о гад перед родиной» Гоголя. Демо­ кратический гуманизм, забота о судьбе «брата-человека», нена­ висть к собственническому миру насилия и обмана, патриотиче­ ская гордость за русский' парод, правдивое изображение соЩэёмед­ ной жизни и оптодеяити прежде всего народно-нпциональиое. а, тем самым, и мировое значение творчества Гоголя, * + * Известность Гоголя за гр вицей и влияние его нячз.чись по" жиз­ ни писателя, в ЗГ)—40 годы Осо­ бенно популярным было тогда имя Гоголя во Франпни. р .д ет года росла известность Гги-оля ' (Окончание см. на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz