Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
2 Л И П Е Ц К А Я К О ММУ Н А 1 октября 1950 г. Л’>194 (5343 ) И С Т О Р И Ч Е С К А Я Р Е Ч Ь Тридцать лет назад, 2 октября 1920 года, в своей знаменитой речи на I I I съезде комсомола В. И. Ленин с исключительной глубиной и яркостью осветил п у ти строительства социалистиче ской культуры, определил задачи коммунистического воспитания многомиллионных масс трудящих ся— строителей коммунизма. Гениальные указания В. И. .Тенина, данные нм в его истори ческой речи, развитие в трудах Н. В. Сталина, легли в основу практической работы партии но развитию социалистической куль туры, воспитапию строителей коммунизма, служат советскому народу мощным идейным оружи ем в борьбе за новые успехи строительства коммунистическо го общества. ★ * * В. И. Ленин, определяя пути нестроения социалистической культуры, нанес сокрушительный удар «теориям» так называемых «пролоткультонцев». отрицав ших значение накопленных чело вечеством знаний для построения пролетарской культуры. «Пролет культе вцы» всячески поносили величайших представителей рус ской культуры, Таких, как Пуш каш и Толстой, отрицали роль классической русской и зарубеж ной литературы, искусства и науки в развитии социалистиче ской культуры, выдвигали реак ционную идею создания « ч и с т о й » пролетарской культуры в отрыве от дост иж ении передовой человеческой мысли. В. И. Ленин разоблачил также антимарксистские взгляды и других горе-теоретиков, впадав ших в другую крайность, пред ставлявших новую, социалисти ческую культуру как простое продолжение прежней культуры и совершенно игнорировавших классовый характер социалисти ческой культуры, отрицавших, что она является качественно но вой и высшей формой культуры. Эти горе-теоретики оставляли в тени вопрос о необходимости кри тического освоении культуры прошлого, сваливали в одпу к у чу реакционное и передовое в старой культуре. Несмотря на кажущуюся «не примиримость» этих двух на правлений, они преследовали од ну и ту лес цель: дезориентиро вать партию в вопросах куль турного строительства и комму нистического просвещения масс. В. И. Ленин указывал: «Без ясного понимания того, что толь ко точным знанием культуры, созданной всем развитием челове чества, только переработкой ее молено строить пролетарскую культуру— без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культура не яв ляется выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знаний, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества». В. И. Ленин разъяснял,' что развитию социалистической куль туры одинаково чужды ка к К тридцатилетию речи В. И. Ленина на III съ езде комсомола ^Задачи Союзов молодежи14 Печатается сокращенно. огульное отрицание культуры прошлого, так и некритическое освоение старой культуры, по пытка механического приспособ ления ее к задачам рабочего класса. Социалистическая куль тура имеет свое собственное со держание. Она призвана выра зить п обобщить борьбу рабочего класса, содействовать его победе в борьбе за построение коммуни стического общества. В процессе своего возникновения и развития социалистическая культура кри тически осваивает все ценное, что было в предыдущей культу ре. и одновременно ведет непри миримую борьбу против всех и /всяческих идей и средств, служив ших и служащих целям порабо щения трудящихся масс, тормо зящих революционное переуст ройство общества. В своих гениальных трудах но вопросам языкознания, являю щихся великим вкладом в со кровищницу творческого марксиз ма. товарищ Сталии вскрыл гру бейшие извращения марксизма II. Я. Марром и его ученика ми, выразившиеся, помимо все го прочего, в нигилистическом отношении ко всему прошлому языкознанию. Товарищ Сталин указал, что «II. Я. Марр внес в языкознание не свойственный марксизму нескромный, кичли вый, высокомерный тон, ведущий к голому и легкомысленному от рицанию всего того, что было в языкознании до II. Я. Марра». Товарищ Сталин отметил идеоло гическое родство в этом отноше нии Марра с «пролеткультовца- мп» и «рапповцамп». Указанно товарища Сталина имеет важней шее значение для окончательного преодоления «пролеткультовско- рапповских» пережитков не толь ко в лингвистике, но н на „дру гих участках идеологического Фронта. Единственной научной основой социалистической культуры яв ляется марксизм-ленинизм. В проекте резолюции «О пролетар ской культуре», составленном Лепиным через несколько дней после его выступления па III съезде комсомола и являющемся прямым продолжением его мыслей, высказанных на съезде, он пи сал: «Весь опыт новейшей исто-' рпн и в особенности более чем полувековая революционная борь ба пролетариата всех стран мира со времени появления «Коммуни стического Манифеста» доказали бесспорно, что только миросозер цание марксизма является пра вильным выражением интересов, точки зрения и культуры револю ционного пролетариата». Неразрывную связь с практи кой, с борьбой рабочего масса, направленной на перестройку жизни на социалистических на чалах, В. И. Лепин считал отли чительной особенностью социали стической культуры, решающим условием се расцвета. Он резко осудил попытки отрыва знаний от жизни, теории от практики, назвал этот отрыв самой отвра тительной чертой буржуазного об щества. В. И. Ленин предостере гал молодежь от книжно-схола стического, догматического усвое ния культуры, заучивапня от дельных теоретических положе нии без увязывания знаний с повседневной практической борь бой за коммунизм. Таким путем, указывал В. И. Ленин, можно создать лишь «коммунистических начетчиков», вся «культура» ко торых /■ведется к знанию отдель ных коммунистических лозунгов. В своей речи В. И. Ленин дал отпор попыткам игнорировать решающую роль большевистской партии и Советского государства в создании социалистической культуры. Он неоднократно под черкивал. что культурное строи тельство является одной из ко ренных задач ('/шеп-кого государ ства и оно должно осуществлять ся под повседневным руководст вом партии. В. П. Ленин показал огромную роль науки г> строительстве ком мунистического общества. Разви тие социалистической промыш ленности и сельского хозяйства ] может совершаться лишь на | основе достижении еонремсн- , пой науки и техники. Подчерки вая огромное значение электри фикации, В. И. Ленин говорил в своей речи: «Вы прекрасно пони маете, что к электрификации не грамотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотно сти. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество; надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отрас лям промышленности и земледе лия. Надо научиться этому са мим, надо научить этому все под растающее трудящееся поколе ние». Выступая |[|ют|ш огульного от рицания старой школы, против прожектерства в создании но вой шоклы, В. II. Ленин го ворил, что от старой школы нужно взять все полезное для народного просвещения. Вместе с тем он со всей резко стью подчеркивал принципиаль но новый характер советской школы, советской системы народ ного образования, которая подчи нена целям воспитания актив ных строителей коммунизма. Именно соединение науки, тео рии, знании с практической борьбой за революционное пере устройство общества, учил В. II. Ленин,лежит в основе работы партии по воспитанию масс. Призывая молодежь неустанно овладевать знаниями, В. И. Левин снопа и епова говорит о необходимости уметь применять эти знания в практической жиз ни. А чтобы вырабатывать в се бе такое умение, надо творчески усваивать знания, приобретать их не путем механической зуб режки, заучивания готовых фор мул и цитат, а путем глубокого осмысления сущности явлений, фактов, их взаимосвязи, истори ческого развития. Развивая эти ленинские указания, И. В. Сталин в работе «Марксизм и вопросы языкознания» еще и еще раз подчеркивает недопусти- .мость догматического подхода к марксистской науке, к фактам и явлениям действительности. Това рищ Сталин резко высмеял на четчиков н талмудистов, рас сматривающих марксизм, отдель ные выводы и формулы марксиз- ма как «собрание догматов», ко торые никогда не изменяются, несмотря на изменение условий развития общества. В. И. Ленин н II. В. Сталин учат неприми римости к догматизму и схола стике, учат наши кадры живому, творческому подходу к науке, культуре, к явлениям действи тельности. * * * Неоценимое значение для судеб социалистического строительст ва имели н имеют гениальные указания В. П. Ленина о путях коммунистического воспитания народных масс, высказанные в речи на III съезде комсомо ла. В. И. Ленин разоблачил ложь приспешников буржуа зии, что будто бы коммунисты отрицают нравственность. Опро вергая этот злостный вымысел, созданный идеологами буржуазии для дискредитации коммунисти ческого движения, В. И. Ленин показал, что коммунисты отрица ют не нравственность, не мораль вообще, а мораль эксплуататор ских классов, буржуазную мо- ( раль. Мораль является одной из форм общественного сознания, обусловленной /в последнем счете условиями материальной жизни. В обществе, разделенном на враж дебные, антагонистические клас сы, нет п не может быть единой морали. В. И. Ленин вскрыл ре акционно-утопический характер утверждений о возможности в условиях классово-антагонисти ческого общества единой, «обще человеческой» внеклассовой мо рали. О огромной силой В. И. Ленин разоблачил классово-эксплуата торскую сущность буржуазной морали, ее человеконенавистни ческую природу. Он говорил, что старое общество было основано на таком принципе, что «...либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты добегаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. П понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком магерн воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб. либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, ин теллигент, словом,— человек, ко торый заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет». Бесчеловечной. разбойничьей морали буржуазного чистогана В. П. Ленин противопоставил про летарскую, коммунистическую мораль, преследующую цели осво бождения людей от капиталисти ческой катовпг, утверждения со циального строя, где пет экс плуатации и гнета. Ленин поста вил задачу преодоления частно собственнического отношения че ловека к человеку, к обществен ной собственности, к труду. Он призывал молодежь проявить максимум энергии в деле внед рения новой, коммунистической нравственности, новых, коммуни стических норм поведения, проникнутых глубокой любовью к человеку труда и ненавистью к его врагам. «В основе комму нистической нравственности, — учил Ленин,— лежит борьба за укрепление и завершение комму низма». Говоря о путях преодоле ния буржупзно-собствснничесвои психологии и о воспитании лю дей в духе коммунистической сознательности, без чего немысли мо построение коммунистического общества, В. И. Ленин предостере гал от опасности нпнсрхпостно- просвегительского подхода к реше нию этой важнейшей политиче ской задачи. Задачу нр»долсяия всех форм буржуазного сознания и обеспечение победы коммуни стического мировоззрения В. И. Ленин, в первую очсро.И, свя зывал /• классовой борьбой про летариата, направленной па вы корчевывание капитализма в экономике, на обеспечение победы социалистических отношений и в городе и в деревне. В этой связи В. II. Ленин начертал основные задачи Коммунистического Союза молодежи, задачи беззаветной борьбы рабоче-крестьянской мо лодежи. руководимой большевист ской партией, за социалистиче ское переустройство страны. В. П. Ленин призывал моло дежь отдать все силы и энергию на возведение здания коммуни стического общества, не. ограни- I чиваться лишь пропагандой пре восходства коммунистической нравственности над буржуазной нравственностью, а подтверждать каждый день эту истину личным примером, активным участием в строительстве социалистической Жизни, подчинением всего своего поведения принципу: обществен ный интерес, интерес большеви стской партии и Советского госу дарства— превыше всего. * * * Прошло 30 лет после историче ского выступления В. II. Ленина на I I I съезде комсомола. За это время коренным образом из менился облик нашей страны. Призыв Ленина, выраженный в его речи,— превратить Россию из страны нищей и убогой в страпу могучую и богатую, воплотился в реальную действительность. Под руководством великого Сталипа— гениального соратника н продол жателя дела Ленина— партия большевиков, ломая ожесточенное сопротивление многочисленных врагов, добилась победы социа лизма п ныне /ведет советский народ к полному торжеству коммунистического общества. Идя но пути, предначертан ному В. И. Лепиным, разоблачая н отбрасывая «левацкие» и пдо- вооппортушгстнческнс установки в вопросах культурного строи тельства, коммунистическая пар тия под водительством товарища Сталина осуществила культурную революцию в стране, обеспечила победу социалистической куль туры.. Бессмертные ленинские указа ния о путях развития социали стической культуры н задачах коммунистического воспитания, развитые и обогащенные товари щем Сталиным, вооружают наш народ в борьбе за дальнейший расцвет 'советской социалистиче ской культуры. Осуществляя гениальные ука зания В. И. Ленина и И. В. Сталина, партия добивается все новых и новых успехов в утверж- дешш коммунистической созна тельности и коммунистической нравственности, в развитии со циалистической культуры, в строительстве коммунистического общества. X. МОМДЖЯН. («Культура в жизнь»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz