Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

2 Л И П Е Ц К А Я К ОММУ Н А 1 сентября 1950 г. № 172 (5 3 2 1 ) На экономические темы Н А Ш О П Ы Т За годы послевоенной сталин­ ской пятилетки в каждой 'отрас­ ли промышленности, 'на каждом предприятии Советского Союза выросло' много новаторов- масте­ ров Социалистического труда; Миллионы передовиков наших предприятий накопили огромный опыт стахановского труда, кото­ рый представляет золотой фонд социалистического хозяйства. Изучать, обобщать, а затем внедрять этот опыт Среди всех трудящихся — это значит поста­ вить неисчерпаемые резервы •на службу I дальнейшего развития нашей промышленности. ' • Под руководством партийной, организаций инженерами- и стаха- новцами нашей тонкосуконной фабрики «Пролетарская победа» был разработан метод изучения и массового внедрения стаханов­ ского опыта работы, который был применен на предприятиях легкой промышленности и дал положи­ тельные результаты. ‘ Существо нового метода состоит в следующем: ...' ;: Изучая и анализируя работу отдельных новаторов фабрики, мы пришли к выводу; что стаха­ новцы любой профессии, как правило, достигали успехов за счет различных приемов, выпол­ няя их по-разному. У одного ста­ хановца данный рабочий прием выполняется; с большим совер­ шенством н поэтому: па него за­ трачивается минимальнее' время, у другого этот прием выполняется неправильно, что увеличивает затраты времени. Зато этот ста­ хановец лучше владеет другим рабочим приемом и выигрывает во времени на его выполнения, компенсируя потери на других операциях. Мы проанализировали и срав­ нили работу трех лучших ткачих фабрики— П. С. Козловой, К. Ф. Анисимовой и И. К. Чекиной, работающих на сверхтшговом уплотнении и значительно пере­ выполняющих нормы выработки. Для сопоставления были взя­ ты две основные операции: лик­ видация обрыва основной нити и смена челнока. Какие же данные мы получили? На смену челнока полагается затрачивать по норме выработки 2 ,8 секунды: Стаха­ новки— тов. Козлова выполняет операцию за 2 ,5 секунды, тов. Анисимова— за 3,2 секунды, а тов. Чекина— за 4 секунды, т. е. тов. Козлова выполняет эту опе­ рацию быстрее, чем предусмотре. но нормой, а тт. Анисимова и Чекина не укладываются в нор­ му. Ликвидация обрыва основной нити должна производиться по норме за 1 6 ,5 секунды, фактиче­ ски тов. Козлова затрачивает 25 секунд, тов. Анисимова— 14 се­ кунд, а тов. Чекина— 30 секунд. Таким образом, мы установили, что все три стахановки различ­ ным способом выполняют одну и ту же операцию, причем смену челнока наиболее рационально производит тов. Козлова (вместо 2 ,8 секунды она тратит на опе­ рацию 2,5 секунды), а ликвида­ цию обрыва нити лучше всех выполняет стахановка ■тов. Ани­ симова, которая экономит на каждой опер&ции 2 ,5 секунды. Приемы, применяемые для выпол­ нения этих операций тов. Чеки- Ной,' не могут считаться рацио­ нальными, так как она! затрачи­ вает на них времени больше пре­ дусмотренного нормой. Почему Же в таком Случае тов. Чекина си­ стематически перевыполняет план, работая на сверхтиповом уплот­ нении, и является стахановкой? Тов. Чекина имеет преимущест­ во перед другими стахановцами в том, что она ■лучше планирует свое рабочее, время, т. е. сокра­ щает до минимума”простои стан­ ков. Это дает ей • возможность перекрыть потери времени, кото­ рые она допускает при выполне­ нии рассмотренных двух опера­ ций. Из этого следует, что -.ста­ хановские методы планирования рабочего времени и организации рабочего места имеют такое же важное значение, как и приемы работы стахановцев. Если посмотреть работу всех стахановцев одной к той же ''про­ фессии в пределах одного произ­ водства, то мы увидим еще бо­ лее пеструю картину при выпол­ нении одних и тех же операций. Поэтому мы пришли к выводу, что опыт новаторов надо изучать и обобщать по операциям и затем организовать массовое его внедре­ ние; Любой производственный про­ цесс состоит из отдельных рабо­ чих операций или приемов. Так, папример, ткач выполняет пять основных рабочих приемов, пря­ дильщик— четыре. Для того, что. бй в совершенстве владеть про­ фессией, надо и .в совершенстве владеть этими приемами. Необхо­ димо также для получения наи­ лучших результатов в работе уметь наиболее правильно чере­ довать их по времени при работе на одном или многих станках, т. е. умет-ь правильно планиро­ вать свое рабочее время, а так­ же иметь наиболее рационально организованное рабочее место. Таким образом, мы изучаем и внедряем стахановский опыт по его отдельным операциям, вклю­ чая планирование рабочего време. ни и организацию рабочего места. Изучение и массовое внедрение стахановского опыта мы начина­ ли с таких операций, которые большее число рабочих выполня­ ет неправильно. Если рабочими плохо выполнялись несколько операций, то начинали с такой, которая имеет больший удельный вес в норме выработки или наи­ более резко влияет на качество выпускаемой продукции. На основе хрономегражных дан­ ных нормировщик-цеха составлял списание стахановских приемов изучаемой операции. На техниче­ ском совещании цеха, в котором участвуют начальник цеха, ма­ стера, помощники мастеров, ин­ структоры и стахановцы, отбира­ ются лучшие приемы выполнения операций. В прядильном производстве при изучении приемов смены бобины было установлено, что одна из прядильщиц производила опера- На предприятиях легкой про­ мышленности появилось новое в , социалистическом соревнова­ нии. По почину инженера- тек- стильнои фабрики . «Пролетар­ ская победа» тов. Ковалева,на заводах и фабриках страны на­ ходит все более широкое приме­ нение метод изучения и массо­ вого внедрения опыта передови­ ков соревнования,. Нет никакого сомнения в том, что инициатива инженера Ковалева найдет сво­ их-; последователей: и на пред­ приятиях нашего города. В этом цомере газеты редак­ ция публикует' напечатанную в «Правде» за 24 августа статью инженера тов, Ковалева «Наш опыт». ☆ . цию быстро благодаря тому, что нити ровницы, находящиеся в одной руке, она не распределяла по ровничным разделителям, а сразу присучала, Это ускоряет процесс, но часто приводит к перепутыванйю ’ очередности ни­ тей, операцию приходится повто­ рять, и весь полученный выиг- рыш но времени пропадает. Такой способ выполнения операции, бщл отклонен техническим совещани­ ем. Одна- из ткачих выполняла прием быстро, но одной рукой, что вызывало в ее работе"и злит, тою суетливость, перенапряже­ ние. Такой метод также не- был. прцйят. Технической совещание одобряет; и утверждает для внед­ рения только такие приемы ста­ хановцев, которые выполняются быстро, но вместе с тем спокой­ но, без лишнего напряжения, . ■ Задача технического совещания цеха заключается не только в том, чтобы выбрать лучший1рабо. чий прием, оно должно наметить практические меры массового внедрения этого приема среди всех рабочих. Поэтому особенное внимание было уделено'состоянию оборудования. Так, при внедрении стахановских приемов емены чел­ нока потребовалось предваритель­ но привести в исправное состоя­ ние все челночные коробки. Мы убедились, что без соответствую­ щей подготовки оборудования не­ возможно начинать массовое внед. рение того или иного стаханов­ ского приема. Если машина или станок не подготовлены, то рабочие при всем желании не смогут освоить прием, и вместо массового внед­ рения стахановского опыта полу­ чится бесполезная трата времени. Поэтому на техническом совеща­ нии мастера, помощники масте­ ров и стахановцы выясняют, ка­ кие требования к оборудованию предъявляет изучаемый прием, какие мероприятия необходимо провести перед массовым его внед­ рением, и тут же устанавливают­ ся сроки выполнения намеченных мероприятий. Не менее важное значение име­ ет организация рабочего места. Например, перед массовым внед­ рением стахановского приема сме­ ны челнока понадобилось обеспе­ чить всех ткачей запасными чел. ноками, так как этого требовал стахановский метод. Изучению и распространению опыта стаханов­ цев должно сопутствовать общее улучшение состояния оборудова­ ния, а также организационной и хозяйственной работы на пред­ приятии: При утверждении того или иного рабочего приема необ­ ходимо учитывать и то, чтобы в, него входили элементы, направ­ ленный к лучшему и экономному использованию сырья и выработ­ ке высокого -качества продукции. Стахановские приемы, приня­ тые на техническом совещаний, окончательно утверждает методи­ ческое бюро по технической про­ паганде с обязательным участием главного инженера фабрики. За­ тем описание' приемов размножает, ся/и раздается всем рабочим. Опи­ сания должны' быть'' написаны кратко! технически грамотно' и в доступной для рабочих форме. В цехах у нас имеются красочные плакаты, иллюстрирующие, как надо, выполнять отдельные рабо­ чие операции. Когда в цехе все подготовлено, мы собираем рабочих одной про­ фессии небольшими группами, обычно по комплектам, и прово­ дим первые занятия по изучению стахановского приема. „Занятие поручается проводить хорошо подготовленному работнику. Затем начинается массовый инструктаж рабочих. Во время работы инст­ руктор или стахановец наблюдает ■за правильностью выполнения этого приема работницей:'й помо­ гает ей исправить недостатки. Е!сли: работница освоила прием при первом инструктаже и вы­ полняет его в соответствии с ут­ вержденным описанием, делается соответствующая запись в жур­ нале. Если ткачиха не освоила при­ ема, то ее инструктируют допол­ нительно. Через день инструктор опять проверяет работу этой тка­ чихи и делает соответствующую запись в журнале. Так, например, стахановка тов. Макарова в первый день изуче­ ния нового метода смены челнока смогла выполнить операцию за три секунды, на две десятых се­ кунды медленнее нормы. Опера­ цию она в этот день' выполняла неправильно, не той рукой выни­ мая челнок. Через день, на по­ вторном занятии, она операцию выполняла правильно, но опять- таки на две десятых секунды медленнее нормы. Ещё через день, после третьего занятия, тов.- Ма­ карова освоила новый прием и стала его выполнять за 2,8 се­ кунды. При массовом внедрении стаха­ новских прйемов необходимо боль­ ше внимания уделять рабочим с небольшим стажем, а также рабо­ чим, хотя и имеющим большой стаж работы, но выполняющим отдельные приемы работы непра­ вильно, с большой затратой вре­ мени. В течение нескольких дней нам удается добиться освоения нового стахановского метода почти всеми рабочими цеха. Рабочих, не осво­ ивших нового метода, мы выделя­ ем в отдельную группу для даль­ нейшего обучения. Новые приемы работы должны быть усвоены и мастерами и по­ мощниками мастеров: Еслй от рабочего требуется, чтобы он вы. поднял прием и правильно и бы­ стро, то от' помощника мастера надо требовать только правиль­ ного выполнения приема. У нас ученики школы ФЗО избранную профессию изучали также по тем описаниям методов, которые разработаны фабрикой. Таким об­ разом, подготовка новых рабочих ведется на основе освоения науч­ но обоснованных передовых мето­ дов труда. Дружная, совместная : работа стахановцев и инженеров во мно­ гом способствовала успешному внедрению на фабрике стаханов­ ского опыта. При изучении, одгащ .операции было установлено, что ни одна бригада не укладывается в норму времени. Группе ‘инжене­ ров и стахановцев было поручено разработать такой способ выпол­ нения этой операции, который дал бы возможность сократить затраты времени. Эта задача бы­ ла решепа успешно. По новому меГоду затраты времени на опе­ рацию сократились в полтора — два раза. Наш опыт показал, что делом изучения и массового внед. рения стахановского опыта долж­ ны заниматься вместе со стаха­ новцами все инженерно-техниче­ ские работники во главе с глав­ ным инженером. г Что дало нашей фабрике массо­ вое освоение стахановского опыта по операциям? При неизменном оборудовании и числе рабочих производительность труда значи­ тельно возросла, она увеличилась за короткий срок в прядении на 2 0 процентов, в ткачестве— на 5 процентов. Число рабочих, выпол­ няющих новые нормы выработки, увеличилось в прядении с 80 процентов до 99 процентов и в ткачестве— с 85 процентов до 96 процентов. По примеру нашей фабрики многие предприятия легкой про­ мышленности стали применять оправдавшую себя форму переда­ чи стахановского опыта: Это поз­ волило обучить десятки тысяч рабочих. На фабриках выросли новые стахановцы. Десятки ты­ сяч рабочих в легкой промыш­ ленности стали выполнять и пе­ ревыполнять нормы выработки. Значительно повысился выпуск продукции первым сортом, снизи­ лись угары н отходы производст­ ва, поднялась производительность 1оборудования. Опыт массового внедрения ста­ хановских методов применим не только для рабочих массовых профессий, но и для рабочих дру­ гих категорий, не только для текстильщиков, но и для рабочих других отраслей промышленности. Все трудящиеся социалистической Родины своим доблестным трудом активно участвуют в социали­ стическом строительстве. Задача состоит в том, чтобы помочь всем рабочим достичь уровня, стаха­ новцев, бережно и тщательно от­ бирать и изучать стахановский опыт работы и затем делать его достоянием всех трудящихся. Инженер Ф. КОВАЛЁВ. Мытищинский район. Московской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz