Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
2 Л И П Е Ц К А Я К ОММУ Н А 1 сентября 1950 г. № 172 (5 3 2 1 ) На экономические темы Н А Ш О П Ы Т За годы послевоенной сталин ской пятилетки в каждой 'отрас ли промышленности, 'на каждом предприятии Советского Союза выросло' много новаторов- масте ров Социалистического труда; Миллионы передовиков наших предприятий накопили огромный опыт стахановского труда, кото рый представляет золотой фонд социалистического хозяйства. Изучать, обобщать, а затем внедрять этот опыт Среди всех трудящихся — это значит поста вить неисчерпаемые резервы •на службу I дальнейшего развития нашей промышленности. ' • Под руководством партийной, организаций инженерами- и стаха- новцами нашей тонкосуконной фабрики «Пролетарская победа» был разработан метод изучения и массового внедрения стаханов ского опыта работы, который был применен на предприятиях легкой промышленности и дал положи тельные результаты. ‘ Существо нового метода состоит в следующем: ...' ;: Изучая и анализируя работу отдельных новаторов фабрики, мы пришли к выводу; что стаха новцы любой профессии, как правило, достигали успехов за счет различных приемов, выпол няя их по-разному. У одного ста хановца данный рабочий прием выполняется; с большим совер шенством н поэтому: па него за трачивается минимальнее' время, у другого этот прием выполняется неправильно, что увеличивает затраты времени. Зато этот ста хановец лучше владеет другим рабочим приемом и выигрывает во времени на его выполнения, компенсируя потери на других операциях. Мы проанализировали и срав нили работу трех лучших ткачих фабрики— П. С. Козловой, К. Ф. Анисимовой и И. К. Чекиной, работающих на сверхтшговом уплотнении и значительно пере выполняющих нормы выработки. Для сопоставления были взя ты две основные операции: лик видация обрыва основной нити и смена челнока. Какие же данные мы получили? На смену челнока полагается затрачивать по норме выработки 2 ,8 секунды: Стаха новки— тов. Козлова выполняет операцию за 2 ,5 секунды, тов. Анисимова— за 3,2 секунды, а тов. Чекина— за 4 секунды, т. е. тов. Козлова выполняет эту опе рацию быстрее, чем предусмотре. но нормой, а тт. Анисимова и Чекина не укладываются в нор му. Ликвидация обрыва основной нити должна производиться по норме за 1 6 ,5 секунды, фактиче ски тов. Козлова затрачивает 25 секунд, тов. Анисимова— 14 се кунд, а тов. Чекина— 30 секунд. Таким образом, мы установили, что все три стахановки различ ным способом выполняют одну и ту же операцию, причем смену челнока наиболее рационально производит тов. Козлова (вместо 2 ,8 секунды она тратит на опе рацию 2,5 секунды), а ликвида цию обрыва нити лучше всех выполняет стахановка ■тов. Ани симова, которая экономит на каждой опер&ции 2 ,5 секунды. Приемы, применяемые для выпол нения этих операций тов. Чеки- Ной,' не могут считаться рацио нальными, так как она! затрачи вает на них времени больше пре дусмотренного нормой. Почему Же в таком Случае тов. Чекина си стематически перевыполняет план, работая на сверхтиповом уплот нении, и является стахановкой? Тов. Чекина имеет преимущест во перед другими стахановцами в том, что она ■лучше планирует свое рабочее, время, т. е. сокра щает до минимума”простои стан ков. Это дает ей • возможность перекрыть потери времени, кото рые она допускает при выполне нии рассмотренных двух опера ций. Из этого следует, что -.ста хановские методы планирования рабочего времени и организации рабочего места имеют такое же важное значение, как и приемы работы стахановцев. Если посмотреть работу всех стахановцев одной к той же ''про фессии в пределах одного произ водства, то мы увидим еще бо лее пеструю картину при выпол нении одних и тех же операций. Поэтому мы пришли к выводу, что опыт новаторов надо изучать и обобщать по операциям и затем организовать массовое его внедре ние; Любой производственный про цесс состоит из отдельных рабо чих операций или приемов. Так, папример, ткач выполняет пять основных рабочих приемов, пря дильщик— четыре. Для того, что. бй в совершенстве владеть про фессией, надо и .в совершенстве владеть этими приемами. Необхо димо также для получения наи лучших результатов в работе уметь наиболее правильно чере довать их по времени при работе на одном или многих станках, т. е. умет-ь правильно планиро вать свое рабочее время, а так же иметь наиболее рационально организованное рабочее место. Таким образом, мы изучаем и внедряем стахановский опыт по его отдельным операциям, вклю чая планирование рабочего време. ни и организацию рабочего места. Изучение и массовое внедрение стахановского опыта мы начина ли с таких операций, которые большее число рабочих выполня ет неправильно. Если рабочими плохо выполнялись несколько операций, то начинали с такой, которая имеет больший удельный вес в норме выработки или наи более резко влияет на качество выпускаемой продукции. На основе хрономегражных дан ных нормировщик-цеха составлял списание стахановских приемов изучаемой операции. На техниче ском совещании цеха, в котором участвуют начальник цеха, ма стера, помощники мастеров, ин структоры и стахановцы, отбира ются лучшие приемы выполнения операций. В прядильном производстве при изучении приемов смены бобины было установлено, что одна из прядильщиц производила опера- На предприятиях легкой про мышленности появилось новое в , социалистическом соревнова нии. По почину инженера- тек- стильнои фабрики . «Пролетар ская победа» тов. Ковалева,на заводах и фабриках страны на ходит все более широкое приме нение метод изучения и массо вого внедрения опыта передови ков соревнования,. Нет никакого сомнения в том, что инициатива инженера Ковалева найдет сво их-; последователей: и на пред приятиях нашего города. В этом цомере газеты редак ция публикует' напечатанную в «Правде» за 24 августа статью инженера тов, Ковалева «Наш опыт». ☆ . цию быстро благодаря тому, что нити ровницы, находящиеся в одной руке, она не распределяла по ровничным разделителям, а сразу присучала, Это ускоряет процесс, но часто приводит к перепутыванйю ’ очередности ни тей, операцию приходится повто рять, и весь полученный выиг- рыш но времени пропадает. Такой способ выполнения операции, бщл отклонен техническим совещани ем. Одна- из ткачих выполняла прием быстро, но одной рукой, что вызывало в ее работе"и злит, тою суетливость, перенапряже ние. Такой метод также не- был. прцйят. Технической совещание одобряет; и утверждает для внед рения только такие приемы ста хановцев, которые выполняются быстро, но вместе с тем спокой но, без лишнего напряжения, . ■ Задача технического совещания цеха заключается не только в том, чтобы выбрать лучший1рабо. чий прием, оно должно наметить практические меры массового внедрения этого приема среди всех рабочих. Поэтому особенное внимание было уделено'состоянию оборудования. Так, при внедрении стахановских приемов емены чел нока потребовалось предваритель но привести в исправное состоя ние все челночные коробки. Мы убедились, что без соответствую щей подготовки оборудования не возможно начинать массовое внед. рение того или иного стаханов ского приема. Если машина или станок не подготовлены, то рабочие при всем желании не смогут освоить прием, и вместо массового внед рения стахановского опыта полу чится бесполезная трата времени. Поэтому на техническом совеща нии мастера, помощники масте ров и стахановцы выясняют, ка кие требования к оборудованию предъявляет изучаемый прием, какие мероприятия необходимо провести перед массовым его внед рением, и тут же устанавливают ся сроки выполнения намеченных мероприятий. Не менее важное значение име ет организация рабочего места. Например, перед массовым внед рением стахановского приема сме ны челнока понадобилось обеспе чить всех ткачей запасными чел. ноками, так как этого требовал стахановский метод. Изучению и распространению опыта стаханов цев должно сопутствовать общее улучшение состояния оборудова ния, а также организационной и хозяйственной работы на пред приятии: При утверждении того или иного рабочего приема необ ходимо учитывать и то, чтобы в, него входили элементы, направ ленный к лучшему и экономному использованию сырья и выработ ке высокого -качества продукции. Стахановские приемы, приня тые на техническом совещаний, окончательно утверждает методи ческое бюро по технической про паганде с обязательным участием главного инженера фабрики. За тем описание' приемов размножает, ся/и раздается всем рабочим. Опи сания должны' быть'' написаны кратко! технически грамотно' и в доступной для рабочих форме. В цехах у нас имеются красочные плакаты, иллюстрирующие, как надо, выполнять отдельные рабо чие операции. Когда в цехе все подготовлено, мы собираем рабочих одной про фессии небольшими группами, обычно по комплектам, и прово дим первые занятия по изучению стахановского приема. „Занятие поручается проводить хорошо подготовленному работнику. Затем начинается массовый инструктаж рабочих. Во время работы инст руктор или стахановец наблюдает ■за правильностью выполнения этого приема работницей:'й помо гает ей исправить недостатки. Е!сли: работница освоила прием при первом инструктаже и вы полняет его в соответствии с ут вержденным описанием, делается соответствующая запись в жур нале. Если ткачиха не освоила при ема, то ее инструктируют допол нительно. Через день инструктор опять проверяет работу этой тка чихи и делает соответствующую запись в журнале. Так, например, стахановка тов. Макарова в первый день изуче ния нового метода смены челнока смогла выполнить операцию за три секунды, на две десятых се кунды медленнее нормы. Опера цию она в этот день' выполняла неправильно, не той рукой выни мая челнок. Через день, на по вторном занятии, она операцию выполняла правильно, но опять- таки на две десятых секунды медленнее нормы. Ещё через день, после третьего занятия, тов.- Ма карова освоила новый прием и стала его выполнять за 2,8 се кунды. При массовом внедрении стаха новских прйемов необходимо боль ше внимания уделять рабочим с небольшим стажем, а также рабо чим, хотя и имеющим большой стаж работы, но выполняющим отдельные приемы работы непра вильно, с большой затратой вре мени. В течение нескольких дней нам удается добиться освоения нового стахановского метода почти всеми рабочими цеха. Рабочих, не осво ивших нового метода, мы выделя ем в отдельную группу для даль нейшего обучения. Новые приемы работы должны быть усвоены и мастерами и по мощниками мастеров: Еслй от рабочего требуется, чтобы он вы. поднял прием и правильно и бы стро, то от' помощника мастера надо требовать только правиль ного выполнения приема. У нас ученики школы ФЗО избранную профессию изучали также по тем описаниям методов, которые разработаны фабрикой. Таким об разом, подготовка новых рабочих ведется на основе освоения науч но обоснованных передовых мето дов труда. Дружная, совместная : работа стахановцев и инженеров во мно гом способствовала успешному внедрению на фабрике стаханов ского опыта. При изучении, одгащ .операции было установлено, что ни одна бригада не укладывается в норму времени. Группе ‘инжене ров и стахановцев было поручено разработать такой способ выпол нения этой операции, который дал бы возможность сократить затраты времени. Эта задача бы ла решепа успешно. По новому меГоду затраты времени на опе рацию сократились в полтора — два раза. Наш опыт показал, что делом изучения и массового внед. рения стахановского опыта долж ны заниматься вместе со стаха новцами все инженерно-техниче ские работники во главе с глав ным инженером. г Что дало нашей фабрике массо вое освоение стахановского опыта по операциям? При неизменном оборудовании и числе рабочих производительность труда значи тельно возросла, она увеличилась за короткий срок в прядении на 2 0 процентов, в ткачестве— на 5 процентов. Число рабочих, выпол няющих новые нормы выработки, увеличилось в прядении с 80 процентов до 99 процентов и в ткачестве— с 85 процентов до 96 процентов. По примеру нашей фабрики многие предприятия легкой про мышленности стали применять оправдавшую себя форму переда чи стахановского опыта: Это поз волило обучить десятки тысяч рабочих. На фабриках выросли новые стахановцы. Десятки ты сяч рабочих в легкой промыш ленности стали выполнять и пе ревыполнять нормы выработки. Значительно повысился выпуск продукции первым сортом, снизи лись угары н отходы производст ва, поднялась производительность 1оборудования. Опыт массового внедрения ста хановских методов применим не только для рабочих массовых профессий, но и для рабочих дру гих категорий, не только для текстильщиков, но и для рабочих других отраслей промышленности. Все трудящиеся социалистической Родины своим доблестным трудом активно участвуют в социали стическом строительстве. Задача состоит в том, чтобы помочь всем рабочим достичь уровня, стаха новцев, бережно и тщательно от бирать и изучать стахановский опыт работы и затем делать его достоянием всех трудящихся. Инженер Ф. КОВАЛЁВ. Мытищинский район. Московской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz