Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
г и е у ч м т 9 л 991 г о р о д а Э С П И Т А Т Е Л Ь Н О Й Р Я Б О Т Ы В Ш К О Л Я Х ! ГСу чшз обобщ ать педагогический опыт (Из выступления зав. методическим кабинетом А. А. Козловой) Изучение, обобщение и попу ляризация передового педагоги ческого опыта— дело всего учи тельства. Один методический ка бинет с этим не справится. У нас в Липецке уже есть некоторые результаты по изуче нию и обобщению опыта работы лучших учителей города— за служенных учительниц РСФСР А. М. Сахаровой, А. П. Расска зовой, преподавателей Жданова, Еочериной и других. В настоя щее время работают над обобще нием своего педагогического опы та еще 27 учителей. Но этого, конечно, мало. В нашем городе большое количество мастеров пе дагогического труда, и их цен ный опыт работы должен стать достоянием всего учительства. Мы все цепям и уважаем учи тельницу 13 начальной: школы тов. Маликову. У нее вот в те чение четырех лет нет второгод ников. Но мпогие еще не знают, что этого она добивается не толь ко хорошим' качеством уроков, тщательным контролемза выпол нением домашних заданий и проверкой их, но и индивидуаль ным подходом к каждому ученику. Приведу такой пример. В прошлом году в ее класс был принят ученик II., которого врачи признали непригодным к занятиям в школе. Почему?, «Слабое развитие», — ответили I Своевременно предупреждать отставание учащихся <Из выступления учительницы начальной школы № 22 С. П. Паршевпиковой) Г е о г р а ф и ч е с к и е з н а н и я у ч а щ и х с я д о л ж н ы б ы т ь п р о ч н ы м и и г л у б о к и м и (Из выступления руководителя секции преподавателей географии В. М. Жданова1) они. Но тов. Маликова), внима тельно присмотревшись к маль чику, пришла к выводу, что у ученика П. плохая память. Она стала работать над развитием его памяти. И -в-результате этого уче ник П. успешно закончил учеб ный год. Таких примеров в практике работы учительницы ' Маликовой очень много. И этот ее ценный опыт, конечно, должен стать достоянием всего учительства*. У СТЕНДОВ ВЫСТАВКИ К августовскому совещанию учителей школ города по устано вившейся традиции открылась пе дагогическая.,выставка. От преды дущих она выгодно ■отличается тем, что в .ней приняли участие большинство школ города. Пред ставленные экспонаты наглядно свидетельствуют, что воапитание и обучение детей в липецких шко лах вминувшем учебном году зна чительно улучшилось по сравнению с предыдущими».. ...Обходим стенда выставки. Внимание участников совеща ния привлекают • экспонаты 27 школы по1биологии. Здесь показан большой подбор семян, выращен, ных на пришкольном участке, гер барии древесных растений Липец кого района; план овощного сево оборота школьного опытного уча стка,! фрукты, овощи, корнеплоды, выращенные самими учащимися... Интересные и разнообразные материалы представил на выстав ку коллектив учителей 1-й женской средней шкблы. Прежде всего обращает на себя внимание большое количество самостоятель ных работ учащихся. На выставке экспонированы доклады, рефераты, сочинения учащихся на самые раз- И^люрйМы^темы. Фотовитрины также показывают постановку физкультуры в школе, участие учащихся школы в го родском спортивном соревновании между школами. Из экспонатов пятой мужской средней школы обращают на себя внимание наглядные пособия к от крытому уроку по внеклассному чтению в первом классе, стенд «Листок мичуринца», показываю щий, какие фруктовые деревья вы ращены Мичуриным; стенд—«Лю бите книгу—источник • знания», фотовитрина', отражающая опыт работы преподавателя географии В. М. Жданова над темой: «Рель еф восточно-европейской равнины». Мужская средняя школа № 2 экспонироЗала на выставке овощи и корнеплоды, зерновые культуры, выращенные на пришкольном уча стке, и большое количество прибо ров по физике, изготовленных уча щимися. В выставке также приняли уча стие и многие начальные школы города. Среди них—школы № 13, 9, 12, 22. Из экспонатов началь ной школы большую ценность, в частности, представляют экспона ты, отражающие богатый опыт ра боты одних из лучших учителей начальных школ города тт. Аксе новой и Дльчук (школа № 22). 19 средняя -школа представила Задача учителя — дать детям глубокие н прочные знания. Но нельзя достигнуть полной успе- г.аемостп, если своевременно не будет выявлено педагогами от- ' ставанне ученика по какому- либо разделу программы и не проведена индивидуальная рабо та с ними по ликвидации пробе лов в знаниях. Нередко в погоне за полной успеваемостью учитель забывает об отличниках, иряды нх не ра стут. Он все время уделяет вни мание отстающим, но забывает о хороших -учениках. Это тоже крайность. В своей: практической .работе я.раз в неделю, как пра вило, провожу так называемый «День отличника». Это по сути дела тоже дополнительные заня тия, которые помогают хорошим ученикам еще глубже, еще проч нее усвоить пройденный мате риал и выйти им в ряды отлич ников. Участники совещания осматри вают выставку. Фото Г. Баранова. В школах нашего города про водились контрольные работы но географии. Анализ этих работ по. называет, что с географическим образованием учащихся у нас де ло обстоит не совсем благополуч но. Во-первых, в школах мало об ращают внимания. на знание учащимися географического гло буса. В процессе преподавания географии в пятых классах учи теля не уделяют должного вни мания развитию советского пат риотизма, а материал для этого там богатый. Географические тет ради, как правило, ведутся уча щимися небрежно, а преподавате ли не следят‘за ними. Не всегда учителя в шестых классах уста навливают связь и взаимозависи мость с курсом географии за пя тый класс. Нс находят должного отраже ния в географическом образовании учащихся н такие вопросы, как борьба человека за покорение природы, разъяснение особенно стей политического строя в каж дой отдельно взятой буржуазной стране, мало еще местного крае ведческого материала использует ся при изучении географии. Все эти недостатки в препода вании' географии в наступающем учебном году нужно устранить. Географические знания учащихся должны быть прочными и; глубо кими. Теснее связь с (Из выступления директора средней интересные наглядные пособия по Конституции С С С Р . г Впервые приняла участие в вы ставке Липецкая школа глухоне. мых. Ее эскопонаты о содержении и формах пионерской работы в школе, монтажи о В. И. Ленине.и} И. В. Сталине надолго приковы- | вают внимание посетителей. Хорошие экспонаты представил на выставку Дом пионеров, отра жающие форму и содержание ра боты .различных кружков Дома пионеров. Из них обращают на се бя внимание прекрасно выполнен ные из семян портрет товарища Сталина, макеты «В. И. Ленин в Разливе», «Мичурин в саду», гер барии: «Растения заповедника Га- личьей горы», «Растения-краси тели». Выставка также наглядно пска- зывает, что в нашем городе улуч шается работа по обобщению педагогического опыта лучших учи телей липецких школ и по пе дагогической пропаганде среди на селения. Методический кабинет уже изучил и обобщил опыт таких мастеров педагогического труда школ города, как заслуженных учительниц РСФСР А. М. Саха ровой и А. П. Рассказовой, пре подавателей, тт. Жданова, Кочери- ной, Волченской, Мироновой, Струкова, В настоящее время изу чается и обобщается опыт еще 27 учителей. Стенд «Педагогическая пропа ганда в г. Липецке» убедительно рассказывает о полезной работе вечернего университета для роди телей и о педагогической пропаган де по радио. Несомненный интерес представляет и витрина «В помощь учителю при подготовке к уроку». П. ДМИТРЕНКО. Наладить работу производственны х совещаний (Из выступления директора Дома учителя Р. И. Стрельникова) Производственные совеща ния учителей— одна пз форм распространения передового педа гогического опыта. Но не всегда это понимают в школах г. Ли пецка. В ряде школ— 1-й, 5-й, спец школе ВВС и некоторых других— производственные совещания со зываются регулярно, на кото рых обсуждаются важные во просы педагогического процес са. Но в таких школах, как 16, 26 и многих других, а также в детдомах и детсадах производ ственные совещания не созы ваются. Это неправильно. Директора школ и местные комитеты проф союза работников начальной и средней школы должны с нового учебного года добиться, чтобы в каждой школе, детском доме и детском саду производственные совещания стали одной из мас совых форм распространения пе редового педагогического опыта. Правильная система взаимоот ношения между семьей и школой имеет большое значение в воспи тании детей. Но до сих пор шко ла Л1 1, да и многие другие в этом деле имеют существенные недостатки. Теперь я глубоко убеждена, что необходимо уже с первого дня прихода ученика в школу устанавливать тесный контакт с его родителями. Нужно сказать, что связь шко лы с внешкбльными учреждения ми нашего города также недоста точна. Работа Дома пионеров до сих пор не носила массового ха рактера, и он не стал еще по мощником школы в выработке семьей школы № 1 Е. С. Колпаковой) уча- созиательной дисциплины у щнхея. Слаба еще помощь нашего- дра_ магического театра и городских музеев школам. Это отчасти зави. сит от того, что сами школы этой помощью пользуются неумело. Опыт Москвы, Ленинграда н других городов показал, что там университеты и институты игра* ют большую роль в улучшении учебно-(воспитательной работы в школе. Но этого пельзя сказать о Липецком учительском ипститу. те. Правда, весной институт, по ставил ряд лекций для оканчива ющих, десятые классы. И это все за год его существования. Этого, конечно, мало. Необходим индивидуальный п одход к ученикам (Из выступления преподавателя литературы средней школы № 2 Т. А. Евдокимовой) Я глубоко убеждена ,что недис циплинированный класс можно сделать дисциплинированным. Для этого всем учителям необхо димо установить тесный контакт с классом и индивидуально под ходить к запросам и стремлениям каждого ученика в отдельности. Надо в ученике найти песчинки золота, которые заложены в нем, н помочь выделить эти песчинки. К этому выводу я давно приш ла, а встреча с одним моим быв шим учеником- еще нагляднее подтвердила мой вывод. Сейчас он— солидный человек, орденоно сец, преподает физику в одной из средних школ. Товарищи я- ру ководители по работе довольны им, а, ведь, когда он много лет назад учился в школе, то был отъявленным хулиганом, и если бы мы, учителя, тогда не обна ружили в нем тягу к техниче ским наукам, не помогли бы ему найти себя, кто знает, может быть, и пропал бы человек. В зале заседавнй. Фото Г. Баранова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz