Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
3 20 августа 1950 г. № 164 (5313) Л И П Е Ц К А Я КОММУНА Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А НИЦ А У т р о К о р е и На демократию поход Давно врагами был задуман. И вот войска в;Корею шлет, Как свору псов, кровавый Трумэн.' Но вся Корея поднялась На боевой призыв героев,— Настал борьбы суровый час, Идут полки железным строем. Сынов отчизны Ким Ир Сен Ведет в сраженья за свободу... Недаром имя Чйосен *). ■ Дано родной земле народом!— •Навстречу утренней заре . Шагают воины полями. Где мирной жатве скоро зреть ‘Н од (Голубыми небесами, Там, где корейцу самому * ) Чйосен — страна утреннего Руководить своей судьбою... И, разорвав- ночную тьму, Восходит солнце лад землею,— II это солнце не затмись Зловещей тенью бомбовозов, . Народ поклялся отомстить ; За смерть детей и вдовьи ■' • ■' слезы... ,.:Еще силен безумный враг, Еще грохочут батареи, Но все увереннее шаг Освободителей Корен; ; Настал последний грозный ■ ■ бой С кровавой шайкой лЮдоедов . Свежеет утро над страной— Предвестье дпя большой • - победы! Станислав СЕРИКОВ. спокойствия. •Идет-дорогою степной Девчонка, песни напевая. К ней колос клонится ржаной, Ер, веселую, встречая. Пред нею дремлет ржи массив Нод звуки радостные-песен. _ Как он волнующе красив, Как ^каждый колос полновесен! С какою радостью она'1 Колосья трогает руками... Прохлады утренней волна Разносит рокот над ^хлебами,.. Но то-не рокот грозовой Звучит 'над стрпыо пожел- . тевшей,—- "■ Комбайн-красавец голубой Ко- ржи приблизился созревшей, йак в море ледокол- стальной' Кромсающий “громаду-льдину, Он, оставляя за собой Жнивья колючую щетину, Пошел уверенно вперед Вдоль кромки золотого клина. И грузовазП'в свой., черед К нему пошла! автомашина. И в кузов .полилось зерно. Сплошным сверкающим пото- , ком... О, не об этом ли давно Как о несбыточном, далеком, Мечтал 'мужик! среди хлебов Сжимая серп,;.кляня судьбину, И на току под стук цепов Безрадостно сгибая' спину?! ----- Иван БАТРАКОВ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА Побывавшая недавно в Ли. пецке воронежская ^писательница О. К. Кретова рассказала, над какими произведениями сейчас работают писатели' Воронежской области. . М, Подобедов пишет Повесть и з колхозной жизни. М- Сергиен ко . перерабатывает . книгу расска зов. «Година гнева», которая вый дет в московском издательстве -«Советский писатель». О. Кретова (готовит к печати сборник избранных произведений воронежского писателя Бориса Пескова, погибшего смертью храб рых в годы Великой Отечествен ной войны. В областном книгоиздательстве готовится к печати сборник про изведений молодых писателей Воронежской области. В этот сборник отобраны произведения членов Липецкой литературной группы. П оезд'замедлил ход и через мину. ту остановился у перрона стан ции Орел. На вокзале—необычай ное оживление: приходя! и уходят поезда На Москву, в сторону юга, на Брянск... Среди этой станцион_ ной сутолоки и на перройе, и в за. ле ожидания, « у справочного бю ро можно услышать один и тот же вопрос: «Скажите, где помещается тургеневский музей?». На него от ветит вам любой:житель города. \ И каждый, кто бы не приехал в Орел, на родину знаменитого; рус ского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, считает своим долгом осмотреть места, связанные с име нем писателя. .:.Тихий, небольшой Тургенев, ский переулок. Здесь, в одном из домиков с флигелем, расположены литературный и битовой .музей име ни’ ИЛ С. Тургенева. С необычайным волнением пере, ступаем порог музея! Комната, ко торая знакомит с детстве^ и сту денческими годами великого ■пиёа, теля, утопает в полумраке.' И этот полумрак еще 'более ^подчеркивает суровую пору русской жизни, в кб. торую родился Тургенев. Портре ты, картины, -выдержки из писем, высказывания русских писателей характеризуют деспотизм и жесто кость помещичьего быта, царившие в имении Спасскос-Лутсвгново, где прошли детские годы Ивана Сорте, евича.' Уже тогда будущий писатель на всю жизнь усвоил «раннюю нена висть к рабству и крепостничест ву». Чтобы не видеть дикого про извола, который чинила над кре постными привередливая, властолю бивая я своевольная его мать, Тур- гспс» уходил в гущ у ■усадебного сада. Здесь секретарь’ его матери, крепостной Лобанов читал Турге неву «Россиаду» Хераскова и рас сказывал ему русские народные сказки... , Студенческие годы оказались очень знаменательными для Турге нева в формировании его эстетиче ских и политических взглядов. Экспонаты наглядно показывают работу Тургенева в студенческие годы над переводами на русский язык произведений Шекспира и Байрона, увлечение свободолюби вой поэзией Пушкина и Лермонто ва, работу над юношеской поэмой «Стено», изучение философии Геге ля, дружбу со Станкевичем, Гра новским, Бакуниным... Уже в эти годы Тургенев серьез но задумывается над исторически ми судьбами России. В музее вос производится запись Тургенева об этом времени, которую он сделал вскоре после окончания универси тета: «Тяжелые тогда стояли вре мена. Бросишь вокруг себя мыс ленный взор: взяточничество про цветает,.. крепостное право стоит как скала, ' казармы на первом плане, суда нет, носятся слухи о закрытии университетов». Литературная слава, как извест но, пришла к Тургеневу после и з дания весной 1843 года рассказа в стихах «Параша». Прогрессивная критика (и, в частности, В. Г. Бе линский, с кем у Тургенева уже установилась идейная близость 3, высоко оценила это произведение и П ут е вы е зам етки— ☆ отметила в молодом писателе боль шой и самобытный талант. Но подлинная литературная из вестность пришла к Тургеневу пос ле издания в 1852 году «Записок охотника».. Этому сборнику посвя щен в музее целый раздел. Здесь рассказывается, как писатель рабо тал над книгой, какие стороны рус., ской жизни нашли отражение в «Записках охотника», воспроизво дится содержание отдельных произ. ведений сборника. Здесь же пока зывается, какое значение в разви тии русской литературы и русской общественной мысли имели « З а писки охотника» и как царское правительство встретило издание их. Среди экспонатов этого отдела —уникальная книга первого изда ния «Записок охотника». Большой интерес представляет и макет к рассказу «бежин луг». Мы смот рим на макет. На фоне пейзажа Бежина луга — костер, крестьян, ские мальчики вокруг костра, а не много в отдалении—лежащий под деревом Тургенев с охотничьим ружьем и ягдташем. Включают ток —- и макет оживает: вспыхивают звезды нд темноголубэм ночном не бе, ярким пламенем горит костер, пасущиеся лошади перебирают но гами... Глядя на экспонаты этого отде ла, мы вспоминаем: издание « З а писок охотника» и некролог на смерть Гоголя повлекли за собой арест, Тургенева. После .месячного заключения он был выслан в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. Об этом периоде своей жизни И. С. Тургенев вспоминает не без гордости: «Пребывание под арестом, а потом в деревне принес. лх> мне несомненную пользу: оно сблизило меня с такими сторонами русского быта, которые, при обык новенном ходе вещей, вероятно, ускользнули бы от моего внима ния». Эти слова Тургенева написа. ньх на одном из стендов музея. Переходим в следующую комна ту. Она вводит нас в мир тургенев ских романов, заставляет вновь и вновь вспомнить' восторженного идеалиста Рудина, юную Наталью Ласуискую, русского барина Лав рецкого, «удивительную девушку» Елену Стахову,, революционера- болгарина Инсарова, нигилиста и бунтаря Базарова... В этой комнате мы узнаем об истории возникновения романов, о работе писателя над ними, о значе нии тургеневских романов в разви тии русской литературы.:. Полно и всесторонне отражено в музее отрицательное отношение Тургенева к увлечению иностран щиной, его борьба с космополитиз мом, тургеневское восхищение вели, чием силы и дарований русского На. рода. «Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать1 у тех, кто беднее нас»,—читаем мы на одном из стендов. А на втором —•пророческие слова Тургенева: «В русском человеке таится и зре. ет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». Здесь же и замечательное по своей поэтичности и силе известное всем стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык». . ,, Любовно оформлен в музее и раздел, .посвященный последним годам жизни великого писателя. Среди экспонатов — фотография виллы в Буживале (окрестности Парижа), где умер Тургенев. Здесь' же и фотокопия телеграммы Полины Виардо князю Орлову с просьбой поддержать ходатайство перед министром внутренних дел о перевозе тела Тургенева в Петер бург для похорон на Волковой кладбище и фотокопия списка би летов, выданных полицией Петер бурга на право входа на Волково кладбище во время похорон И. С. Тургенева. Царское правительство боялось, что похороны Тургенева выльются в политическую демонстрацию, а поэтому ограничило вход на клад бище даже друзьям Тургенева— известным писателям, художникам, артистам. Им, как правило, выда валось по одному билету, а чинов никам полиции—до 30. Последние уже самостоятельно могли рас пространять эти билеты среди «благонадежных лиц». * * * Когда умер Тургенев, имение Спасское-Лутовиново по наследству перешло дальним (родственникам Тургенева—невежественным и гру бым помещикам Галаховым. Они варварски отнеслись к име- и.шо Тургенева. Вскоре усадьба Спасское-Лутовиново пришла в упадок, многие помещения были пе. рестроены, личные вещи Тургенева и обстановка распроданы. После Великой Октябрьской со циалистической революции лишь немногое удалось обнаружить из личных вещей Ивана Сергеевича. Все это сейчас находится в быто вом музее в Орле. В одной из комнат его—обстанов. ка гостинной из Спасского-Луто- винова, в другой — мебель из столо вой. Здесь же находятся и часы, принадлежащие И. С. Тургеневу. Они описаны Иваном Сертевичем в рассказе «Бригадир». Часы идут и сейчас. Сохраняется в музее диван, при надлежащий Тургеневу и описан ный им в романе «Накануне», шах матный столик и большой стол из карельской березы, за которым Иван Сергеевич в детстве готовил уроки. В следующей комнате—рабочий стол Тургенева. З а этим столом Иваном Сергеевичем написаны поч ти все его романы. На столе лежат ручка, разрезной нож и записная книжка Тургенева. Они присланы из Франции после смерти писате ля. * * * Мы выходим из музея с. чувст вом большой любви и уважения к знаменитому русскому писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу и мысленно произносим: «Какой большой художник! Как горячо он любил Россию и русский народ!». П . КАШМЕНСКИИ . г. Орел, лето 1950 года В Е С Е Л Ы Й О Т Р Я Д З А ЦВЕТАМИ ш . Фото Г. Баранова. Задорным и смелым отрядом Мы вышли с рассветом в поход. Бодрящей струею прохлада • Над полем пшеничным плывет. Сверкает серебряным блеском На травах и ветках роса. Дорога ведет к перелеску, Алеют вдали небеса. Вновь жаркое со|лнце пылает, Покрыв позолотой дубки, И песня звеня пролетает Над гладью- широкой реки. Мы, быстро раскинув палатка Под кронами шумных дубков, ' Расчистим большую площадку Для мячика и городков. Пойдем по грибы и орехи, Разыщем ежа и лису. П шутки и радости эхом Прольются в зеленом лесу... А после отрядом веселым, Окрепнув, в полях нагорев, Вернемся в просторные школы Мы с первым звонком в сентябре. Борис ЦВЕТАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz