Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
3 августа 1950 х. № 152 (5 3 0 1 ) 9 X 1 1 1 1 Ш 1 В И Щ Й М То вар ищу А. ХОЛОДОВУ (Окончание). как;/неправильной, и уцепиться за другую формулу, как правиль ную для всех времен и стран, но йа какую именно формулу уце питься,— он не знает. Получает ся нечто вроде безвыходного по ложения. Тов. Холопов п не дога дывается, что обе формулы могут быть правильными,— каждая для своего времени. Так бывает всегда с начетчи ками и талмудистами, которые, не вникая в существо дела и ци тируя формально, безотноситель но к тем историческим условиям, о которых траТктуют' цитаты, не изменно попадают в безвыходное положение. А между тем, если разобраться I в вопросе по существу, нет ника ких оснований для безвыходного положения.. Дело, в том, • что бро шюра Сталина «Относительно марксизма в языкознании» и вы ступление Сталина на XVI съезде партии имеют в виду две совер шенно различные эпохи, вслед-, 'степе че>о и формулы получают ся, различные. Формула Сталина в его брошю ре. в части, касающейся скрещи вания языков, имеет в виду эпо ху д о п о б е д ы с о ц и а л и з - м а в мировом масштабе, когда эк сплуататорские классы являются господствующей силой в мире, когда национальный и колониаль ный гнет остается в силе, когда национальная обособленность и взаимное недоверие наций закре плены, государственными разли чиями,-когда нет ещ е националь ного равноправия, когда скрещи вание языков происходит, в ; по рядке борьбы за господство одного из языков, когда нет еще усло вий для мирного и дружественно го сотрудничества наций и язы ков, когда на очереди стоит не сотрудничество и взаимное обога щение ' языков, а ассимиляция одних и победа других языков; Понятно, что в таких условиях могут быть лишь победившие и побежденные языки. Именно эти условия имеет в виду формула Сталина, когда она говорит, что скрещивание, скажем, двух язы- 28 июля 1950 года. ков дает в результате не образо вание нового языка, а победу од ного из языков и поражение дру гого. Что же касается другой форму лы Сталина, взятой из выступле ния на XVI' съезде партии, в ча сти, касающейся слияния языков в, один общий язык, то здесь имеется в виду другая эпоха, а именно-т-эпоха ц о с л е и о б е - д ы с о ц и а л и з м а" во всемир ном масштабе, когда мирового им периализма не будет уже в нали чии, эксплуататорские классы будут низвергнуты, националь ный и колониальный гнет будет ликвидирован, национальная обо собленность и взаимное недоверие наций будут заменены взаимным доверием и сближением наций, национальное -равноправие будет претворено в жизнь, политика по давления и ассимиляции - языков будет ликвидирована, сотрудни чество наций будет налажено, а национальные языки будут иметь возможность свободно обогащать друг друга в порядке сотрудниче ства. Понятно, что в этих уело виях не может быть и речи о по давлении н поражении одних и победе других языков. Здесь мы будем иметь дело не с двумя языками, из которых один терпит поражение, а другой выходит из борьбы победителем, а с сотнями национальных языков, из кого рых в результате длительного экономического, политического культурного сотрудничества на ций будут выделяться сначала наиболее обогащенные единые зональные языки, а потом зо нальные языки сольются в один общий международный язык, ко торый, конечно, Не будет ни не мецким, ни русским, ни англий ским, а новым языком, вобрав шим в себя лучшие элементы на циональных и зональных языков. Следовательно, две различные формулы соответствуют двум раз личным эпохам развития общест ва, и именно потому, что они со ответствуют им, обе формулы правильны, —- каждая для своей эпохи. Требовать,’ чтобы эти формулы не находились в противоречии друг с другом, чтобы они не исключали друг друга,— так же нелепо, как было бы нелепо тре бовать, чтобы эпоха господства капитализма не находилась в противоречии с .эпохой'господства социализма, чтобы социализм и капитализм не исключали друг друга. Начетчики и талмудисты рас сматривают марксизм, отдельные (С об'еднненного пленума горкома и Тракторо8вр»оцского райкома ВЛЧСМ) августа состоялся объединен- стие в помощи колхозам в уборке ный пленум горкома и Тракторо- заводского райкома ВЛКСМ. Пле нум заслушал 'доклад секретаря горкома ВЛКСМ т. Мещерякова о постановке организационной и внутрисоюзной работы в комсо мольских организациях города. — Указания II Пленума ЦК ВЛКСМ о необходимости вести работу среди всей молодежи, го ворит докладчик.— не нашли еще должного отражения в работе выводы и формулы марксизма,. МПОГНх первичных организации как собрание догматов, которые пашего города. Несмотря на боль- «нйкогда» не изменяются, несмот- шпе возможности совершенно ря на изменение условий разви- не рослн комсомольские организа- ..... —~ п-"г 11™ цщ радиаторного-завода (комсорг. что эти их то И. И. ЛЕВИТАН (К 50-летию со дня смерти). Выдающийся художник-пейза жист, И. И. Левитан родился в 1861 году на западной окраину России в местечке Кибарты, близ станции Вержболово, в семье же лезнодорожного служащего и рано остался сиротой. В 1873 году две надцатилетний Левитан поступил в Московское училище живописи, ва яния и зодчества. Уже в 1877 году его работы, вы ставленные на ученической выстав ке, были отмечены в печати, а в 1879 г. его картину «Осенний день'. Сокольники» приобрел для своей таллереи П. М. Третьяков. В 1883 году картина Левитана «Вечер на пашне» демонстрируется на X II Пе редвижной выставке. С тех пор в -течение всей своей жизни' Левитан тесно связан с могучим движением лучших художественных сил стра ны, объединенных борьбой за реа лизм, за идейность и народность в искусстве. В Московском училище живопи си преподавали выдающиеся ху дожники Саврасов и Поленов. Они сыграли огромную роль'в развитии дарования Левитана. Ужр. первая известная нам кар тина Левитана «Осенний день. Сокольники» показала овоеобраз. ное лирическое дарование молодого художника. Левитан выступает здесь как прямой продолжатель традиций Саврасова, как достой ный его ученик. Одним из лучших произведений Левитана этого пе риода является небольшая картина «Мостик» (1884 г.), свидетельст вующая о том,’ что уроки Поленова имели для Левитана большое зна чение. В эти годы Левитан еще не ста вит перед собой больших творчес ких задач. Он вдумчиво изучает жизнь природы, изображая неболь шие, интимные уголки русского пейзажа. Поездка на Волгу (1886 ^ о т крывает новый' период в; развитии творчества Левитана. В работах Левитана «Вечер на Волге», «После дождя», «Золотой плес» сильнее и сильнее, ощущают ся эпические нотки, предвещающие появление цикла картин 90-х го дов. В начале 90-х годов появились наиболее выдающиеся произведе ния Левитана: «Тихая обитель», «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем». Развивая тради ции русского реалистического пей-' зажа, он приходит к созданию тия общества. Они думают, если они заучат наизусть выводы и формулы и начнут цитировать вкривь и вкось, они будут в состоянии решать любые вопросы, в расчете, что заученные выводы и Формулы пригодятся им для всех времен и стран, для всех случаев в жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят, букву марк сизма, но не видят его существа1, заучивают тексты выводов и фор мул марксизма, но не понимают их содержания. Марксизм есть наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех стра нах, наука о строительстве ком- ^ мунистического общества. Марк- | сизм, как наука,, не может стоять наг одном месте,— он развивается и совершенствуется. В своем раз витии марксизм не может не обо гащаться новым опытом, новыми знаниями,— следовательно, от дельные его формулы и выводы не могут но изменяться с течени ем времени, не могут не заме няться новыми формулами и вы водами, соответствующими-новым историческим задачам. Марксизм не признает неизменных выводов ц формул, обязательных для всех эйох и периодов. Марксизм яв ляется врагом всякого догматиз- 'М И . С Т А Л И Н больших эпических полотен, к вы ражению в пейзаже глубоких мыс лей и чувств. Как бы продолжая замысел поэтической «Аленушки» В. Васнецова (1881 г. ), Левитан поднимается, в картине «У омута» (Д892 г.) до создания одного- из т, Васильев), чугунолитейного завода (комсорг, т. Бородина). Секретари первичных организа ций ВЛКСМ швейной фабрики— т. Князева и силикатного завода — т. Мудрецова работают беепла- иово, бессистемно. Многие комитеты ВЛКСМ со вершенно недостаточно занима ются учебой и воспитанием группкомсоргов и секретарей це ховых организаций, редко органи зуют семинары по практике ком сомольской работы. Заканчивая доклад, тов. Меще ряков отмечает, что прошедший недавно IX пленум Воронежского обкома ВЛКСМ считает перво очередной задачей первичных ком сомольских организаций — вы полнение решений II пленума ЦК ВЛКСМ по дальнейшему улучше- шешио организационной и внутри союзной работы в комсомольских организациях нашего города. IX пленум обкома ВЛКСМ призвал всех комсомольцев городов обла сти принять самое деятельное уча- богатого урожая. В прениях по докладу первым выступил секретарь комитета ВЛКСМ треста «Липецкстрой» т. Коломыцев. Он признает, что комитет ВЛКСМ еще слабо рабо тает с секретарями цеховых ком сомольских организаций. — Я недавно работаю комсор гом механического цеха Новоли пецкого завода,— говорит т. Тол мачева.— Мне нужна помощь. Но я ни разу не видела, чтобы к комсоргам цехов приходили на помощь внештатные инструкторы горкома ВЛКСМ. — Нам в райкоме ВЛКСМ,— говорит комсорг СМУ-4 т. Плот никова,— обещали провести цикл лекций и докладов на молодежные темы. Но работники "райкома ВДКСМ очень скоро забыли свои обещания. — Три раза срывались общие собрания комсомольцев завода «Свободный сокол», — говорит комсорг труболитейного цеха тов. Коростылев.— Комсомольцы поте ряли интерес к собраниям, кото рые готовит только один секре тарь комитета ВЛКСМ т, Сайфут- динов, не привлекая к подготовке их актив. В прениях выступили также комсорг школы ФЗО № 5 т. Ле- ликов, секретарь цехового бюро ВЛКСМ СМУ-3 т. Соболев, секре тарь Тракторозаводского райкома ВЛКСМ т. Орлов и другие. Объединенный пленум принял решение, направленное на улуч шение организационной и внутри союзной работы в комсомольских организациях нашего города. По следам выступлений «Липецкой коммуны». „Санинспектор предлагает, а дирекция завода не выполняет" значительнейших образов русской природы. ;Едва ли не лучшей картиной Ле витана этих лет явилась «Влади мирка» (1892 г.). Социальные про: тиворечия, которые, в конечном счете, определили идейн©-художест„ венный замысел картины1 «Над Под таким заголовком в «Ли пецкой коммуне» № . 142 была опубликована заметка, в которой сообщалось, что столовая радиа торного завода находится в непри способленном помещении. Как соебщил редакции директор вечным покоем», с особой силой отразились во «Владимирке». Кар тина возникла на основе непосред ственного впечатления художника от печально знаменитой дороги, протоптанной ногами ссылаемых в Сибирь людей. Движимый чувст вом беспредельной любви к угне тенному народу, Левитан с огром ной сйЛой-'художественного обоб щения создает это произведение, как бы олицетворяющее в себе гнет, господствовавший7 над всей дореволюционной Россией. Новый период-творчества Леви тана начинается с середины 90-х годов. Он, несомненно, связан с ростом рабочего самосознания, с новым этапом революционного движения в стране. Не сознавая -сеех происходивших в общестен- г.ом развитии России коренных сдвигов, Левитан, однако как глу бокий и впечатлительный художник почувствовал изменения моральной атмосферы, русского общества. В эти годы из-пОД «го кисти выходят жизнеутверждающие, бодрые про изведения: «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер» и др. 'Живописная манера художника становится все свободнее, '• шире, увереннее, все тоньше передает он Излюбленные им переходные состо яния природы, стремясь к предель ному лаконизму. Т акие. полотна Лев!итана, как «Летний вечер», радиаторного завода т. Кузьмичев по заметке приняты меры. Сейчас ремонтируется помещение для сто_ ловой. Уже закончена отделка но_ вого зала В ближайшее время сто. ловая будет переведена в другое приспособленное помещение. «Лунная ночь», «Последний луч», «Стога»; «Сумерки», по своей про- стоте и поэтичности могут быть сопоставлены лишь с чеховскими описаниями природы. Незадолго до смерти Левитан задумывает написать последнюю большую картину «Солнечный день. Озеро». В нее он хочет вло жить все свое знание русской при роды, всю страстную любовь' к родной стране. Преодолевая бо лезнь, он упорно работает над картиной, но не успевает ее окон чить. * Память о замечательном поэте- пейзажйсте, давшем незабываемые образы русской природы, вечно будет жить в русском искусстве- Левитан выступил, как достойный преемник реалистической традиции русского пейзажа, представленной такими именами, как Шишкин, Ва сильев, Саврасов, Куинджи, Поле нов, поднявшими русскую пейзаж ную живопись на -недосягаемую для западно-европейских художни ков высоту. Он сумел выразить через пейзаж свои мысли, пережи вания и настроения, сумел сделать пейзажную живопись необыкновен но содержательной и глубокой. В. ПРЫТКОВ, старший научный сотрудник Государственной Третьяков ской галлереи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz