Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

3 августа 1950 х. № 152 (5 3 0 1 ) 9 X 1 1 1 1 Ш 1 В И Щ Й М То вар ищу А. ХОЛОДОВУ (Окончание). как;/неправильной, и уцепиться за другую формулу, как правиль­ ную для всех времен и стран, но йа какую именно формулу уце­ питься,— он не знает. Получает­ ся нечто вроде безвыходного по­ ложения. Тов. Холопов п не дога­ дывается, что обе формулы могут быть правильными,— каждая для своего времени. Так бывает всегда с начетчи­ ками и талмудистами, которые, не вникая в существо дела и ци­ тируя формально, безотноситель­ но к тем историческим условиям, о которых траТктуют' цитаты, не­ изменно попадают в безвыходное положение. А между тем, если разобраться I в вопросе по существу, нет ника­ ких оснований для безвыходного положения.. Дело, в том, • что бро­ шюра Сталина «Относительно марксизма в языкознании» и вы­ ступление Сталина на XVI съезде партии имеют в виду две совер­ шенно различные эпохи, вслед-, 'степе че>о и формулы получают­ ся, различные. Формула Сталина в его брошю­ ре. в части, касающейся скрещи­ вания языков, имеет в виду эпо­ ху д о п о б е д ы с о ц и а л и з - м а в мировом масштабе, когда эк­ сплуататорские классы являются господствующей силой в мире, когда национальный и колониаль­ ный гнет остается в силе, когда национальная обособленность и взаимное недоверие наций закре­ плены, государственными разли­ чиями,-когда нет ещ е националь­ ного равноправия, когда скрещи­ вание языков происходит, в ; по­ рядке борьбы за господство одного из языков, когда нет еще усло­ вий для мирного и дружественно­ го сотрудничества наций и язы­ ков, когда на очереди стоит не сотрудничество и взаимное обога­ щение ' языков, а ассимиляция одних и победа других языков; Понятно, что в таких условиях могут быть лишь победившие и побежденные языки. Именно эти условия имеет в виду формула Сталина, когда она говорит, что скрещивание, скажем, двух язы- 28 июля 1950 года. ков дает в результате не образо­ вание нового языка, а победу од­ ного из языков и поражение дру­ гого. Что же касается другой форму­ лы Сталина, взятой из выступле­ ния на XVI' съезде партии, в ча­ сти, касающейся слияния языков в, один общий язык, то здесь имеется в виду другая эпоха, а именно-т-эпоха ц о с л е и о б е - д ы с о ц и а л и з м а" во всемир­ ном масштабе, когда мирового им­ периализма не будет уже в нали­ чии, эксплуататорские классы будут низвергнуты, националь­ ный и колониальный гнет будет ликвидирован, национальная обо­ собленность и взаимное недоверие наций будут заменены взаимным доверием и сближением наций, национальное -равноправие будет претворено в жизнь, политика по­ давления и ассимиляции - языков будет ликвидирована, сотрудни­ чество наций будет налажено, а национальные языки будут иметь возможность свободно обогащать друг друга в порядке сотрудниче­ ства. Понятно, что в этих уело виях не может быть и речи о по­ давлении н поражении одних и победе других языков. Здесь мы будем иметь дело не с двумя языками, из которых один терпит поражение, а другой выходит из борьбы победителем, а с сотнями национальных языков, из кого рых в результате длительного экономического, политического культурного сотрудничества на­ ций будут выделяться сначала наиболее обогащенные единые зональные языки, а потом зо­ нальные языки сольются в один общий международный язык, ко­ торый, конечно, Не будет ни не­ мецким, ни русским, ни англий­ ским, а новым языком, вобрав­ шим в себя лучшие элементы на­ циональных и зональных языков. Следовательно, две различные формулы соответствуют двум раз­ личным эпохам развития общест­ ва, и именно потому, что они со­ ответствуют им, обе формулы правильны, —- каждая для своей эпохи. Требовать,’ чтобы эти формулы не находились в противоречии друг с другом, чтобы они не исключали друг друга,— так же нелепо, как было бы нелепо тре­ бовать, чтобы эпоха господства капитализма не находилась в противоречии с .эпохой'господства социализма, чтобы социализм и капитализм не исключали друг друга. Начетчики и талмудисты рас­ сматривают марксизм, отдельные (С об'еднненного пленума горкома и Тракторо8вр»оцского райкома ВЛЧСМ) августа состоялся объединен- стие в помощи колхозам в уборке ный пленум горкома и Тракторо- заводского райкома ВЛКСМ. Пле­ нум заслушал 'доклад секретаря горкома ВЛКСМ т. Мещерякова о постановке организационной и внутрисоюзной работы в комсо­ мольских организациях города. — Указания II Пленума ЦК ВЛКСМ о необходимости вести работу среди всей молодежи, го­ ворит докладчик.— не нашли еще должного отражения в работе выводы и формулы марксизма,. МПОГНх первичных организации как собрание догматов, которые пашего города. Несмотря на боль- «нйкогда» не изменяются, несмот- шпе возможности совершенно ря на изменение условий разви- не рослн комсомольские организа- ..... —~ п-"г 11™ цщ радиаторного-завода (комсорг. что эти их то И. И. ЛЕВИТАН (К 50-летию со дня смерти). Выдающийся художник-пейза­ жист, И. И. Левитан родился в 1861 году на западной окраину России в местечке Кибарты, близ станции Вержболово, в семье же­ лезнодорожного служащего и рано остался сиротой. В 1873 году две­ надцатилетний Левитан поступил в Московское училище живописи, ва­ яния и зодчества. Уже в 1877 году его работы, вы­ ставленные на ученической выстав­ ке, были отмечены в печати, а в 1879 г. его картину «Осенний день'. Сокольники» приобрел для своей таллереи П. М. Третьяков. В 1883 году картина Левитана «Вечер на пашне» демонстрируется на X II Пе­ редвижной выставке. С тех пор в -течение всей своей жизни' Левитан тесно связан с могучим движением лучших художественных сил стра­ ны, объединенных борьбой за реа­ лизм, за идейность и народность в искусстве. В Московском училище живопи­ си преподавали выдающиеся ху­ дожники Саврасов и Поленов. Они сыграли огромную роль'в развитии дарования Левитана. Ужр. первая известная нам кар­ тина Левитана «Осенний день. Сокольники» показала овоеобраз. ное лирическое дарование молодого художника. Левитан выступает здесь как прямой продолжатель традиций Саврасова, как достой­ ный его ученик. Одним из лучших произведений Левитана этого пе­ риода является небольшая картина «Мостик» (1884 г.), свидетельст­ вующая о том,’ что уроки Поленова имели для Левитана большое зна­ чение. В эти годы Левитан еще не ста­ вит перед собой больших творчес­ ких задач. Он вдумчиво изучает жизнь природы, изображая неболь­ шие, интимные уголки русского пейзажа. Поездка на Волгу (1886 ^ о т ­ крывает новый' период в; развитии творчества Левитана. В работах Левитана «Вечер на Волге», «После дождя», «Золотой плес» сильнее и сильнее, ощущают­ ся эпические нотки, предвещающие появление цикла картин 90-х го­ дов. В начале 90-х годов появились наиболее выдающиеся произведе­ ния Левитана: «Тихая обитель», «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем». Развивая тради­ ции русского реалистического пей-' зажа, он приходит к созданию тия общества. Они думают, если они заучат наизусть выводы и формулы и начнут цитировать вкривь и вкось, они будут в состоянии решать любые вопросы, в расчете, что заученные выводы и Формулы пригодятся им для всех времен и стран, для всех случаев в жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят, букву марк­ сизма, но не видят его существа1, заучивают тексты выводов и фор­ мул марксизма, но не понимают их содержания. Марксизм есть наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех стра­ нах, наука о строительстве ком- ^ мунистического общества. Марк- | сизм, как наука,, не может стоять наг одном месте,— он развивается и совершенствуется. В своем раз­ витии марксизм не может не обо­ гащаться новым опытом, новыми знаниями,— следовательно, от­ дельные его формулы и выводы не могут но изменяться с течени­ ем времени, не могут не заме­ няться новыми формулами и вы­ водами, соответствующими-новым историческим задачам. Марксизм не признает неизменных выводов ц формул, обязательных для всех эйох и периодов. Марксизм яв­ ляется врагом всякого догматиз- 'М И . С Т А Л И Н больших эпических полотен, к вы­ ражению в пейзаже глубоких мыс­ лей и чувств. Как бы продолжая замысел поэтической «Аленушки» В. Васнецова (1881 г. ), Левитан поднимается, в картине «У омута» (Д892 г.) до создания одного- из т, Васильев), чугунолитейного завода (комсорг, т. Бородина). Секретари первичных организа­ ций ВЛКСМ швейной фабрики— т. Князева и силикатного завода — т. Мудрецова работают беепла- иово, бессистемно. Многие комитеты ВЛКСМ со­ вершенно недостаточно занима­ ются учебой и воспитанием группкомсоргов и секретарей це­ ховых организаций, редко органи­ зуют семинары по практике ком­ сомольской работы. Заканчивая доклад, тов. Меще­ ряков отмечает, что прошедший недавно IX пленум Воронежского обкома ВЛКСМ считает перво­ очередной задачей первичных ком­ сомольских организаций — вы­ полнение решений II пленума ЦК ВЛКСМ по дальнейшему улучше- шешио организационной и внутри­ союзной работы в комсомольских организациях нашего города. IX пленум обкома ВЛКСМ призвал всех комсомольцев городов обла­ сти принять самое деятельное уча- богатого урожая. В прениях по докладу первым выступил секретарь комитета ВЛКСМ треста «Липецкстрой» т. Коломыцев. Он признает, что комитет ВЛКСМ еще слабо рабо­ тает с секретарями цеховых ком­ сомольских организаций. — Я недавно работаю комсор­ гом механического цеха Новоли­ пецкого завода,— говорит т. Тол­ мачева.— Мне нужна помощь. Но я ни разу не видела, чтобы к комсоргам цехов приходили на помощь внештатные инструкторы горкома ВЛКСМ. — Нам в райкоме ВЛКСМ,— говорит комсорг СМУ-4 т. Плот­ никова,— обещали провести цикл лекций и докладов на молодежные темы. Но работники "райкома ВДКСМ очень скоро забыли свои обещания. — Три раза срывались общие собрания комсомольцев завода «Свободный сокол», — говорит комсорг труболитейного цеха тов. Коростылев.— Комсомольцы поте­ ряли интерес к собраниям, кото­ рые готовит только один секре­ тарь комитета ВЛКСМ т, Сайфут- динов, не привлекая к подготовке их актив. В прениях выступили также комсорг школы ФЗО № 5 т. Ле- ликов, секретарь цехового бюро ВЛКСМ СМУ-3 т. Соболев, секре­ тарь Тракторозаводского райкома ВЛКСМ т. Орлов и другие. Объединенный пленум принял решение, направленное на улуч­ шение организационной и внутри­ союзной работы в комсомольских организациях нашего города. По следам выступлений «Липецкой коммуны». „Санинспектор предлагает, а дирекция завода не выполняет" значительнейших образов русской природы. ;Едва ли не лучшей картиной Ле­ витана этих лет явилась «Влади­ мирка» (1892 г.). Социальные про: тиворечия, которые, в конечном счете, определили идейн©-художест„ венный замысел картины1 «Над Под таким заголовком в «Ли­ пецкой коммуне» № . 142 была опубликована заметка, в которой сообщалось, что столовая радиа­ торного завода находится в непри­ способленном помещении. Как соебщил редакции директор вечным покоем», с особой силой отразились во «Владимирке». Кар­ тина возникла на основе непосред­ ственного впечатления художника от печально знаменитой дороги, протоптанной ногами ссылаемых в Сибирь людей. Движимый чувст­ вом беспредельной любви к угне­ тенному народу, Левитан с огром­ ной сйЛой-'художественного обоб­ щения создает это произведение, как бы олицетворяющее в себе гнет, господствовавший7 над всей дореволюционной Россией. Новый период-творчества Леви­ тана начинается с середины 90-х годов. Он, несомненно, связан с ростом рабочего самосознания, с новым этапом революционного движения в стране. Не сознавая -сеех происходивших в общестен- г.ом развитии России коренных сдвигов, Левитан, однако как глу­ бокий и впечатлительный художник почувствовал изменения моральной атмосферы, русского общества. В эти годы из-пОД «го кисти выходят жизнеутверждающие, бодрые про­ изведения: «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер» и др. 'Живописная манера художника становится все свободнее, '• шире, увереннее, все тоньше передает он Излюбленные им переходные состо­ яния природы, стремясь к предель­ ному лаконизму. Т акие. полотна Лев!итана, как «Летний вечер», радиаторного завода т. Кузьмичев по заметке приняты меры. Сейчас ремонтируется помещение для сто_ ловой. Уже закончена отделка но_ вого зала В ближайшее время сто. ловая будет переведена в другое приспособленное помещение. «Лунная ночь», «Последний луч», «Стога»; «Сумерки», по своей про- стоте и поэтичности могут быть сопоставлены лишь с чеховскими описаниями природы. Незадолго до смерти Левитан задумывает написать последнюю большую картину «Солнечный день. Озеро». В нее он хочет вло­ жить все свое знание русской при­ роды, всю страстную любовь' к родной стране. Преодолевая бо­ лезнь, он упорно работает над картиной, но не успевает ее окон­ чить. * Память о замечательном поэте- пейзажйсте, давшем незабываемые образы русской природы, вечно будет жить в русском искусстве- Левитан выступил, как достойный преемник реалистической традиции русского пейзажа, представленной такими именами, как Шишкин, Ва­ сильев, Саврасов, Куинджи, Поле­ нов, поднявшими русскую пейзаж­ ную живопись на -недосягаемую для западно-европейских художни­ ков высоту. Он сумел выразить через пейзаж свои мысли, пережи­ вания и настроения, сумел сделать пейзажную живопись необыкновен­ но содержательной и глубокой. В. ПРЫТКОВ, старший научный сотрудник Государственной Третьяков­ ской галлереи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz