Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
Л ИП Е ] . т . - [ УНА 4 ' августа 1950 г. N 152 (5 3 0 1 ) З-ч» ^чь*» Ъ#-- ’*• ЫЫ* 3*»** О Т В Е Т Т О В А Р И Щ А г з т г ^ Г о в ар и щу 6 АН Уважаемый товарищ Санжеев! Отвечаю на Ваше' письмо с большим опозданием, так как только вчера передали мне Ваше письмо из аппарата ЦК. Вы безусловно правильно тол куете мою позицию в вопросе о диалектах. «Классовые» диалекты,; кото рые правильнее было бы назвать жаргонами, обслуживают не" на родные массы, а узкую социаль ную верхушку. К тому же они не имеют своего собственного грам матического строя и основного сло варного фонда. Ввиду этого они никак не могут развиться в са мостоятельные языки. Диалекты местные («терри ториальные»), наоборот, обслужи^ вают народные массы и имеют свой грамматический строй и ос новной словарный- фонд. Ввиду этого некоторые местные диалек ты в. процессе образования на ций могут лечь в основу нацио нальных языков и развиться' в самостоятельные национальные языки. Так было, например, с курско - орловским диалектом (курско-орловская «речь») Рус ского языка, который лег в <5р|р- ву русского национального язы ка. То же самое нужно сказать о полтавско-киевском диалекте ук раинского языка, который лег ' в основу украинского националь ного языка. Что касается''осталь ных диалектов таких языков, то, они |ёряют свою ‘ самббытносТь, вливаются в эти языки и исчеза ют в них. ' [ ’ ! ' * 1'.- Бывают и обратные процессы, когда единый язык народности, не ставшей еще нацией в силу отсутствия необходимых экономи ческих 'условий развития,' терпит Крах вследствие государственного распада этой народности, а мест ные диалекты, не успевшйе ёще перемолоться в едином' ’ языке,— оживают и дают-начало образова нию отдельных самостоятельных языков. Возможно, что так имен но обстояло дело, например, с единым монгольским языком. 1 9 5 0 г. 11 июля. Товарищам Д . БЕЛКИНУ ФУРЕРУ И. СТАЛИН. Ваши письма получил. Ваша ошибка состоит в том, что вы смещали две разные вещи и подменила, предмет, рассматри ваемый в "моем ответе т. Краше нинниковой, другим предметом. 1. Я критикую в этом ответе Н. Я. Марра, который, говоря об языке (звуковом) н мышлении, отрывает язык от мышления и впадает таким образом в идеа лизм. Стало быть, речь идет в моем ответе о нормальных людях, владеющих языком. Я утверждаю при этом, что мысли могут ' Воз никнуть у таких людей лишь на базе языкового материала, что оголенных мыслей, не связанных с языковым материалом, не су ществует у людей, владеющих языком. Вместо того, чтобы принять или отвергнуть это положение, вы подставляете аномальных, безъязычных людей, глухонемых, у кото рых нет язы ка и мысли 22 июля 1 9 5 0 г. Ваше письмо получил. Опоздал немного с ответом вви ду перегруженности работой. [Ваше письмо молчаливо исхо дит из двух предположений: из предположения о том* что допусти мо цитировать произведения того или иного автора в о т р ы в е от того исторического периода, о ко тором трактует цитата, и во-вто рых, из того предположения, что те пли иные выводы и формулы марксизма, полученные в резуль тате изучения одного из периодов исторического развития, являют ся правильными для всех перио дов развития и потому должны остаться и е и з м е й и ы м и. Должен сказать, что оба эти предположения глубоко ошибочны Несколько примеров. 1. В сороковых годах прошло го века, когда не было еще моно полистического капитализма, когда капитализм развивался бо лее или менее плавно по восходя щей линии, распространяясь на новые еще не занятые пм терри тории, а .закон неравномерности развития не мог еще действовать с полной силой,— Маркс и Эн гельс пришли к выводу, что со циалистическая революция не мо жет победить в одной какой-либо стране, что она может победить лишь в результате общего удара во всех или в большинстве циви лизованных стран. Этот вывод стал потом руководящим положе нием для всех марксистов. ' Однако в начале XX века, осо бенно в период первой мировой войны, когда для всех стало яс- Журнал «Большевик» Лё .14. которых, конечно, не могут воз никнуть на базе языкового мате риала. Как видите, это соверщенно другая тема, которой я не касал ся и не мог коснуться, так как языкознание занимается нормаль ными людьми, владеющими язы ком, а не аномальными, глухоне мыми, не, имеющими языка. Вы подменили ' обсуждаемую тему другой темой, которая не обсуждалась. 2. Из письма т. Белкина вид но, что он ставит на одну доску «ЯЗЫК СЛОВ» (звуковой язык) II «язык жестов» (по Н. Я. Марру «ручной» язык). Он думает," по- видимому, что язык жестов и язык слов равнозначны, что одно время человеческое общество не имело языка слов, что «ручной» язык заменял тогда появившийся потом язык слов. Но если действительно так ду мает т. Белкин, то он допускает серьезную ошибку. Звуковой язык или язык слов был цсегда единст венным языком человеческого об щества, способным служить пол ноценным средством общения лю дей. История не'знает нн 'одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы. своего звукового языка. Этно графия не знает ни одного отста лого народца, будь он таким же или еще более первобытным, чем, скажем, австралийцы или огнезе мельцы прошлого века, который не имел бы своего звукового язы ка. Звуковой язык в истории че ловечества является одной из тех сил, которые помогли людям вы делиться из животного мира, объединиться в общества, раз вить свое мышление, организо вать общественное производство, вести успешную борьбу с сила ми природы II ДОЙТИ ДО ТОГО прогресса, который мы имеем в настоящее время. В этом отношении значение < ' ......... так называемого. языка жестбв ввиду его крайней бедности и ог раниченности— ничтожно. Это, собственно, не язык, и даже не суррогат языка, могущий так или иначе заменить звуковой язык, а вспомогательное средство с край не ограниченными средствами, которым пользуется иногда чело век для подчеркивания тех или иных моментов в его речи. Язык жестов так же нельзя приравни вать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобыт ную деревянную мотыгу к совре менному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и рядо вой тракторной сеялкой. 3. Как видно, вы интересуе тесь прежде всего глухонемыми, а потом уж-—проблемами языкоз нания. Видимо, это именно ■ об стоятельство и заставило вас об ратиться ко мне с рядом вопро сов. Что же, если вы настаивае те, я не прочь удовлетворить ва- Т о в а р ищу А. но, что капитализм домонополи стический явным образом перерос в капитализм монополистический, когда капитализм 1восходящий превратился в капитализм умира ющий, когда война вскрыла не излечимые слабости мирового им периалистического фронта, а за кон"’ неравномерности развития предопределил ;разновременность созревания пролетарской резолю ции в разных странах,— Ленин, исходя из марксистской теории, пришел к выводу, что в новых условиях развития социалистиче ская революция вполне может победить в одной, отдельно взя той стране, что одновременная победа, социалистической револю ций во всех странах Или в боль шинстве цивилизованных стран невозможна ввиду неравномерно сти вызревания революции в этих странах, что старая формула Маркса и Энгельса уже не соот ветствует новым историческим условиям. Как видно, мы имеем здесь два различных вывода по вопросу о победе социализма, которые не только противоречат друг другу, но и исключают друг друга. Какие-нибудь пачетчики и талмудисты, которые, не вникая в существо дела, цитируют фор мально, в отрыве от исторических условий,— могут сказать, что один из этих выводов, как безу словно неправильный, должен быть отброшен, а другой вывод, как безусловно правиль ный, должен быть распространен на все периоды развития. Но марксисты не могут не знать, что начетчики и талмудисты ошиба ются, они не могут не знать, что оба эти вывода правильны, но не безусловно, а каждый для своего времени: вывод Маркса и Энгель са— для периода домонополисти ческого капитализма, а вывод Ленина— для периода монополи стического капитализма. > 2. Энгельс в своем «Аитн- Дюринге» говорил, что после победы социалистической револю ции государство должно отме реть. На этом основании' после победы социалистической револю- Iцнй в нашей стране начетчики и | талмудисты из ’ нашей партии стали требовать, чтобы партий приняла меры к скорейшему от миранию нашего государства, к роспуску государственных орга нов, к отказу от постоянной ар мии. ; Однако советские марксисты, на основании изучения мировой обстановки в наше время, приш ли к выводу, что при наличии капиталистического окружения, когда победа социалистической революции имеет место только в одной стране, 'а во всех других странах господствует капитализм, страна победившей революций должна не ослаблять, а всемерно усиливать свое государство., орга.- ны государства, органы разведки, армию, если эта страна,не хочет быть разгромленной капитали стическим окружением. Русские марксисты пришли к выводу, что формула Энгельса имеет в виду победу социализма во всех стра нах или в большинстве стран, что она неприменима к тому слу чаю, когда социализм побеждает в одной, отдельно взятой стране, а во всех других странах господ ствует капитализм. Как видно, мы имеем здесь две различные формулы по вопросу о судьбах социалистического госу дарства, исключающие друг дру га. Начетчики и талмудисты могут сказать, что .это обстоятельство создает невыносимое положение, что нужно одну из формул отбро сить, как безусловно ошибочную, а другую, как безусловно пра вильную,— распространить на все периоды развития социалистиче ского государства. Но марксисты не могут не знать, что начётчики [и талмудисты ошибаются, ибо обе эти формулы правильны, но не абсолютно, а каждая для своего времени: формула советских марк- | спето в— для периода победы со циализма в одной или нескольких Iстранах, а формула Энгельса— ' для того периода, когда последо вательная победа социализма в отдельных странах приведет к победе социализма в большинстве | стран п когда создадутся, таким | образом, необходимые условия для Iприменения формулы Энгельса. ' Число таких примеров можно было бы увеличить. То же самое нужно сказать о двух различных формулах по вопросу об языке, взятых из4раз ных произведений Сталина и при веденных т. Холоповым в его письме. шу просьбу. Итак, как обстоит дело с глухонемыми? Работает ли у них мышление, возникают Ли мысли? Да, работает у них мыш ление, возникают мысли.1 Яс но, что ' коль скоро глухоне мые лишены языка, их мыс ли не могут возникать на базе - языкового материала. Не значит ли это, что мысли глухонемых являются оголенными, нё связан ными с «норками природы» (вы ражение Н; Я. Марра)? Нет,' не значит. Мысли глухонемых воз никают и могут существовать, лишь на базе тех образов, вос приятий, представлений, которые, складываются у них в быту о предметах внешнего мира и их отношениях мейгду собой благода ря чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния. Вне этих обра зов, восприятий, представлений мысль пуста, лишена какого бы то ни было содержания, т. е[ она не существует. И. СТАЛИН. Тов. Холопов ссылается «на произведение Сталина «Относи тельно марксизма в языкозна нии», где делается вывод, что в результате скрещивания, скажем, двух языков, один из языков обычно выходит победителем, а другой отмирает, что, следователь но, скрещивание дает не какой- то новый, третий язык, а сохра няет одни из языков. Далее он ссылается на другой вывод, взя тый из доклада Сталина на XVI съезде ВКЩб), где говорится, что в период победы социализма в мировом масштабе, когда социа лизм окрепнет и войдет в быт, национальные языки неминуемо должны слиться в один общий язык, который, конечно, не будет нн великорусским, ни немецким, а чем-то новым. Сличив эти две формулы и видя, что они не {только не совпадают друг с дру гом , а исключают друг друга, : т. Холопов приходит в отчаяние. «Из статьи Вашей, пишет он в письме, я понял, что от скрещи- 1вания языков н и к о г д а не мо- ! жет получиться новый какой-то язык, а до статьи ' твердо был уверен, согласно Вашему высту- ступлению на XVI съезде ВКЩб), что при к о м м у н и з м е языки солыбтся в один общий». Очевидно, что т. Холопов, от крыв противоречие между этими двумя формулами п глубоко веря, что противоречие должно быть ликвидировано, считает нужным избавиться От одной из формул, (Окончание см. на 3 1,стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz