Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
ч Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А 7 июля 1950 г. № 132 (5 2 8 1 ) К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ Я ЗЫ КО ЗНАНИЯ Тов. Крашенинникова! Ответ товарищу Щ* Мрашенциниковой заменить полностью язык. Буду щий язык— мышление, растущее в свободной от природной мдтерии технике. Перед ним не устоять никакому языку, даже звуковому, все-таки увязанному с нормами природы» (См. «Избранные рабо ты» Н. Я. Марра). Если эту «труд-магическую» тарабарщину перевести на простой человеческий язык, то можно притти к выводу, что: а) Н. Я. Марр отрывает мыш ление от языка; б) Н. Я. Марр считает, что общение людей можно осущест вить и без языка, при помощи самого мышления, свободного, от «природной материи» языка,. свог бодного от «норм природы»; . в) отрывая мышление от язы ка и «освободив» его от языко,- вой «природной материи», Н. Я. Марр попадает в болото идеа лизма. "; > Говорят, что мысли возникают в голове человека до того, как зируя конкретный. языковый ма териал и, - в первую очередь, умьдулорую сторору языка, гово рить о' классовой сущности вы раженных им понятий, особенно в тех случаях, когда-речь идет о языковом выражении не только Iмысли человека, но и его отноше ния к действительности, где осо бенно ярко проявляется его клас совая иршадлежность? Ответ. Короче говоря, Вы. хо тите знать,— влияют ли классы на язык, вносят ли они в язык свои специфические слова и вы ражения, бывают ли случаи, чтобы люди придавали одним и тем же словам ,и выражениям различное смысловое значение в зависимости от классовой при надлежности? Да, классы, влияют на язык, вносят в язык свои специфиче ские слова и выражения и иног да по, разному понимают одни и те. же, слова и выражения. Это не подлежит сомнений. Отвечаю на Ваши вопросы. 1 , Вопрос. В Вашей статье убедительно показано, что язык не есть ни базис, ни надстройка. Правомерно ли было бы считать, что язык есть явление, свойст венное и базису и надстройке, или же правильнее было бы считать язык явлением промежу точным? Ответ. Конечно, языку, как об щественному явлению, свойствен но то общее, что присуще всем общественным явлениям, в том числе базиЬу и надстройке, а именно: он обслуживает общест во так же, как обслуживают его все другие общественные явле ния, в том числе базис и над стройка. Но этим собственно и) исчерпывается то общее, что присуще всем общественным яв лениям. Дальше начинаются серьезные различия между об щественными явлениями. Дело в том, что у обществен ных явлений, кроме этого обще го, имеются свои специфические особенности, которые отличают их друг от друга и которые более всего важны для науки. Специ фические особенности базиса со стоят в том,' что он обслуживает общество экономически. Специ фические особенности надстройки состоят в том, что она обслужива ет общество политическими, юри дическими, эстетическими и дру гими идеями и создает для общества соответствующие по литические, . юридические и другие учреждения. В чем же состоят специфические особенно сти языка, отличающие его от других общественных явлений? Они состоят в том, что язык об служивает общество, как средст-; во общения людей, как средство обмена мыслями в обществе, как средство, дающее людям возмож ность понять друг друга и нала дить совместную работу во всех сферах человеческой деятельно сти, как в области производства, так и в области экономических отношений, как в области поли тики, так и в области культуры, как в общественной жизни, так и в быту. Эти особенности свой ственны только языку, и именно потому, что они свойственны только языку, язык является объектом изучения самостоятель ной науки,— языкознания. Без этих особенностей языка языко знание потеряло бы право на са мостоятельное существование. Короче: язык нельзя причис лить ни к разряду базисов, ни к разряду надстроек. Его нельзя также причислить к разряду «промежуточных» яв лений между базисом и надстрой кой, так как таких «промежуточ ных» явлений не существует. Но может быть язык можно было бы причислить к разряду производительных сил общества, к разряду, скажем, орудий произ водства? Действительно, между языком и орудиями производства существует некоторая аналогия: орудия производства, так же как й язык, проявляют своего рода безразличие к классам и могут одинаково обслуживать различ- ные классы общества, как Журнал «Большевик» № 12. | старые, так и новьде. Дает лц это обстоятельство основание для того, чтобы причислить язык к разряду орудий производства? Нет, не дает. Одно время Н. Я. Марр, видя, что его формула — «язык есть надстройка над базисом»,— встре чает возражения, решил «пере строиться» и объявил, что «язык есть орудие производства». Был ли прав Н. Я. Марр, причислив язык к разряду орудий производ ства? Нет, он был безусловно не прав. Дело в том, что сходство между языком и орудиями производства исчерпывается той аналогией, о которой я говорил только что. Но зато между языком и орудиями производства существует корен ная. разница. Разница эта состо ит в том, что орудия производст ва производят материальные бла га, а язык ничего не производит цли «производит» всего лишь слова, Точнее, говоря, люди, име ющие орудия производства, могут производить материальные бла га, но те же люди, имея язык, НО; не имея орудий производства, не могут производить материаль ных благ. Не трудно понять, что если бы язык мог производить материальные блага, болтуны были бы самыми богатыми людь ми в мире. \ " 2. Вопрос. Маркс и Энгельс определяют язык как «непосред ственную действительность мыс ли», как «практическое,... дей ствительное сознание». «Идеи,— говорит Маркс,— не существуют оторванно от. языка». В какой ме ре, по Башбму мнению,, языко- зпание должно заниматься смыс ловой стороной языка, семанти кой и исторической семасиоло гией и стилистикой, или продмр- том языкознания должна быть только форма? Ответ. Семантика (семасиоло гия) является одной из важных частей языкознания. Смысловая сторона ,слов и выражений имеет серьезное значение в деле изуче ния языка. Поэтому семантике (семасиологии) должпо быть обе спечено в языкознании подобаю щее ей место. Однако, разрабатывая вопросы семантики и используя ее дан ные, никоим образом нельзя пере оценивать ее значение, и тем бо лее — нельзя злоупотреблять ею. Я имею ® виду некоторых языко ведов, которые, чрезмерно увле каясь семантикой, пренебрегают языком, как «непосредственной действительностью мысли1», нераз рывно связанной с мышлением, отрывают мышление от языка и утверждают, что язык отживает свой век, что можно обойтись и без языка. Обратите внимание на следую щие слова Н. Я. Марра: «Язык существует, лишь по скольку он выявляется в звуках; действие мышления происходит и без выявления... Язык (звуко вой) стал ныне уже сдавать свои функции новейшим изобретениям, побеждающим безоговорочно про странство, а мышление идет в го ру от неиспользованных его на- | коплеиий в прошлом и новых I стяжаний и имеет сместить и они будут высказаны в речи, воз никают без языкового материала, без языковой оболочки, так сказать, в оголенном виде. Но это совершенно неверно. Какие бы мысли ни возникли в голове человека, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Ого- ,ленных мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной мате рии» — не существует. «Язык есть непосредственная действи тельность мысли» (М а р к с). Ре альность мысли проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не свя занном с «природной, материей» языка, о мышлении без языка. Короче: переоценка семантики и злоупотребление последней при вели Н. Я. Марра к идеализму. Следовательно, если! уберечь семантику (семасиологию) от пре увеличений и злоупотреблений, вроде тех, которые допускают И. Я. Марр и некоторые его «ученики», то ока может . при нести языкознанию большую пользу. 3. Вопрос. Вы совершенно справедливо говорите о том, что идеи, представления, нравы и нравственные принципы у бур жуа и у пролетариев прямо про тивоположны. Классовый харак тер этих явлений безусловно от разился на семантической сторо не языка (а иногда и на его форме—-на словарном составе,— как правильно указывается в Вашей статье). Можно ли, анали- Жители улиц им. Фрунзе и Коммунальной заполнили зал агитпункта бывшего избиратель ного участка № 22. Здесь собрались главным обра зом пожилые женщины-матери, сыновья которых внесли свой вклад в дело разгрома гитлеров ской Германии. Началось собрание. Докладчик- представитель горкома ВКП(б) т. Кравченко подробпо говорит .об исторических решениях первой сессии Верховного Совета’ СССР, Из этого однако не следует, что. специфические слова и вы ражения, равно как различие в семантике, могут иметь серьезное значение для развития единого общенародного языка, что они способны ослабить его значений или изменить его характер. Во-первых, таких специфиче ских слов и выражений, как и случаев различия в семантике, до того мало в языке, что_ ош( едва ли составляют оДин процент всего языкового материала. Сле довательно, вся остальная подав ляющая масса слов и выражений, как и их- семантика, являются о б щ и! м и для всех классов об щества. Во-вторых, 'специфические сло ва и выражения, имеющие клас совый оттенок, используются в речи не по правилам какой-либо «классовой» грамматики, кото рой не существует в природе, а по правилам грамматики суще ствующего общенародного языка. Стало быть, наличие специфи ческих слов и выражений и "фак ты различия в семантике языка не опровергают, а, наоборот, под тверждают наличие и необходи мость единого. общенародного языка. 4. Вопрос. В своей статье Вы совершенно правильно оцени ваете Марра, как вульгаризатора марксизма. Значит ли это, что лингвисты, й том числе и мы, молодежь, должны отбросить 'в с е лингвистическое наследие Марра, у которого все же имеется ряд ценных языковых исследований о миролюбивой сталинской внеш ней политике, направленной на сохранение цира во всем .мире. Он рассказывает собравшимся о политическом значении сбора под писей под Воззванием Постоянно го Комитета Всемирного конгрес са сторонников мира. Свыше 100 участников собрания с огромным вниманием выслуша ли доклад. В своем выступлении тов. Медведева сказала:— Мы едино душно поставим свои подписи под (о них писали в дискуссии тт. Чицобава, Санжеев . и другие)? Можем ли мы, подходя к Марру критически, все же брать у него полезноз и ценное? Ответ. Конечно, произведения Н. Я. Марра состоят не только из ошибок. Н. Я. Марр допускал грубейшие ошибки, когда он вно сил в . языкознание элементы марксизма в искаженном виде, когда он пытался создать, само стоятельную теорию языка. Но ^ Н. Я. Марра есть, отдельные, хорошие, талантливо написанные произведения, где он, забыв о своих ..теоретических претензиях, добросовестно .и, нужно сказать, умело исследует отдельные язы?. ки. В таких произведениях; мож но найти не мало; ценцого, и по учительного. Понятно, чуй это ценное и поучительное должна быть взято у Н. Я. Марра и ис пользовано. 5. Вопрос. Одной из основных причин застоя в советском язы кознании мИогие лингвисты счи тают ф о р м а л и з м. Очень хоте лось бы знать Ваше мнение о том, в чем заключается формализм в языкознании и как его преодо леть? Ответ, П. Я. Марр и его «уче ники!» обвиняют в «формализме» всех языковедов, не разделяю щих «новое учение» Н. Я. Мар ра. Это, конечно, несерьезно и неумно. Н. Я. Марр считал грамматику пустой «формальностью», а лю дей, считающих грамматический строй основой языка— формали стами. Это и вовсе глупо. Я думаю, что «формализм» выдуман авторами «нового уче ния» для облегчений борьбы со своими противниками в языко знании. ' Причиной застоя в советском языкознании является не «фор мализм», изобретенный Н. Я. Марром и его «учениками», а аракчеевский режим и теоретиче ские прорехи в языкознании. Аракчеевский • режим создали «ученики» Н. Я. Марра. Теорети ческую неразбериху внесли в языкознание Н. Я. Марр и его ближайшие соратники. Чтобы не было застоя, надо ликвидировать и то и другое. Ликвидаций этих язв оздоровит советское языко знание, выведет его на широкую дорогу и Даст возможность совет скому языкознанию занять, пер вое место в мировом языкозна нии. ■ и . СТАЛИН 29 июня 1 9 5 0 г. Стокгольмским Воззванием По стоянного Комитета Всемирного конгресса сторонников мира, . Пусть знают англо-американ ские империалистические хищни ки, что их постигнет суровая кара народов мира, если они при менят оружие. Мы, не. по кладая рук, будем укреплять мо гущество нашей Родины— оплота мира во всем мире- Последние слова покрываются бурными аплодисментами. ЗА СТАЛИНСКУЮ ПОЛИ ТИНУ МИРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz